Беспризорность в России
статья по обществознанию по теме

 

Цель – выяснить причины появления беспризорности, провести профилактическую работу по вопросам беспризорности среди учащихся начальных классов.

Задачи:

1) Изучить историю беспризорности.

2) Выяснить, как становятся беспризорниками.

3) Определить, какие программы создаются для оказания помощи беспризорникам.

4) Изучить проблему беспризорности детей на современном этапе.

Выводы:

Ø  Хроника борьбы с беспризорностью в 20-е годы показывает, что Россию волновала проблема беспризорности детей.

Ø  90-е годы представляют собой новый пик подъёма беспризорности. Причин много:

распад СССР; разрушение единой системы органов МВД; народного образования; стремительное обнищание населения; разрушение единой работы с трудными детьми;

Ø  В настоящее время государство не предпринимает эффективных мер для решения проблем беспризорности. Попытки помочь беспризорным детям предпринимают различные общественные организации. Но их очень мало, всё же большая часть беспризорников остаётся не удел. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon besprizorniki.doc120 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

I. Введение………………………………………………………………………3

II. Основная часть……………………………………………………………….4-17

        1.История беспризорности………………………………………………4-6

        2.Как и почему становятся беспризорниками?........................................7

3.Произнося слово «беспризорник» какой образ возникает у вас перед глазами?........................................................................................................8-12

                а) Внешний вид……………………………………………………..8

                б) Любимая еда……………………………………………………...8-9

                в) Язык……………………………………………………………….9

                г) Манерны…………………………………………………………..9-10

                д) Профессии……………………………………………………….10-11

                е) Типы беспризорников…………………………………………..11-12

        5.Почему дети становятся беспризорниками? Причины………………13-14

III. Заключение………………………………………………………………….15-16

IV. Приложения………………………………………………………………….17-20

V.Список используемой литературы……………………………………………21

Беспризорность в России

Скороход Ирина

Краснодарский край, ст. Каневская

Введение.

Одна из самых животрепещущих проблем демократической России – беспризорность, которую породила крайняя бедность. Н. Крупская утверждала, что всему виной «разрушение общественных связей, вызванное войной и революцией». Ситуация с детской беспризорностью сегодня та же, что и после первой мировой войны и гражданской войны.

Цель исследования – выяснить причины появления беспризорности, провести профилактическую работу по вопросам беспризорности среди учащихся начальных классов.

Объектом исследования являются дети.

Предметом нашего исследования является изучение материала о жизни беспризорников.

Задачи:

  1. Изучить историю беспризорности.
  2. Выяснить, как становятся беспризорниками.
  3. Определить, какие программы создаются для оказания помощи беспризорникам.

4. Изучить проблему беспризорности детей на современном этапе.

Практическое значение - материалы и выводы могут стать основой для проведения работы с детьми младших классов

Структура работы - Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка используемой литературы.

Анализ реальных шагов, которые предпринимают власти в отношении защиты прав и интересов подрастающего поколения в целом и его наименее социализированных групп в частности, убеждает в том, что затрачиваемые государством усилия в этом направлении нельзя назвать адекватными в сложившейся острой ситуации с положением детей и подростков, отчужденных от институтов воспитания.


Основная часть

1.История беспризорности

Изучение первоисточников показывает, что до второй половины XVIIв. отсутствуют какие-либо документы, свидетельствующие о проявлении заботы о беспризорных детях. Ни в одном документе светской и духовной властей исследуемой эпохи (Устав 996г. князя Владимира I, «Русская правда», Судебники Ивана III и Ивана IV, решения Стоглавого собора, Соборное Уложение 1649г. и др.) нет никаких статей, свидетельствующих о проявляемой об обездоленных детях заботе. Нет упоминаний об этом и в учебнике нравственности того времени «Домострое». Можно предположить, что:

1. Не существовало или было очень незначительным само явление детской беспризорности;

 2. Отсутствовали сами понятия о ценности жизни детей и необходимости их опеки.

Известно, что основной семейной моделью на Руси и в России вплоть до XX в. была так называемая большая семья, состоящая из 3-4 поколений. К тому же, русские крестьяне жили общинами, члены которой часто были повязаны родством. При такой семейной модели общества, осиротевшие дети могли найти приют у ближних или дальних родственников, поочередно кормиться у односельчан, получать милостыню и т.п. В таких семьях – обществах дети являлись в сущности общим достоянием, и потеря одного из родителей или обоих нисколько не меняла их положения и они проходили через воспитание, которое было вне всякого сомнения общественного характера, а не семейного. Однако трудно предполагать, что проблема детского сиротства могла отсутствовать вообще. Голод, эпидемии, войны были постоянными спутниками жизни и питательной средой для беспризорности.

До XX в. «незаконнорожденные» дети были главным источником пополнения рядов беспризорных. Рождение вне брака сурово осуждалось. Женщине, в особенности девушке, родившей ребенка вне брака, и ее семье грозили позор, презрение односельчан, а без помощи родителей и нищета. Нередко она была вынуждена покидать деревню, переезжать в город, становиться проституткой, подкидывать ребенка или в отчаянии убивать его. Незавидна была и судьба «незаконнорожденных» детей, так как родители «согрешившей» матери часто отворачивались от нее и от ее ребенка. Ни отец, ни государство, ни община по закону не обязаны были содержать внебрачных детей.

Вторая гипотеза, объясняющая причину отсутствия письменных источников по проблеме беспризорности, видится в том, что этой проблеме значения не придавали. У православных женщин до середины XIX в. существовала иная психологическая установка, другая парадигма в отношении числа рождающихся и умирающих детей – полагаться не на себя, а на Бога. Вся забота нашего крестьянина о детях в раннем возрасте яснее всего выражалась в поговорках:

 «Жив, так и не тронь живет, а умер, так Бог прибрал – святая душенька будет»[1] или «Если ребенок родится на живое, то выживет, если на мертвое, так умрет». Все это вместе взятое, свидетельствует о том, что в Древней Руси и Московском государстве ценность жизни ребенка была ничтожна мала и, за редким исключением детей знати, в нем не видели личности.

Начавшаяся во второй половине XVII в. интеллектуальная эволюция страны привела к тому, что в общественном сознании стало зарождаться понятие о человеческом достоинстве ребенка. Настоящий перелом в этом вопросе произошел в годы правления Екатерины II (1762-1796гг.). Причем, намечаемые императрицей мероприятия далеко выходили за рамки борьбы с беспризорностью и заботы о несчастных детях. Они представляли собой грандиозный план социально-педагогической реформы. Инициатором этой реформы был известный филантроп и педагог, генерал-поручик И.И.Бецкой, внебрачный сын фельдмаршала И.Ю.Трубецкого, на себе познавший горечь безотцовщины. В 1763г. И.И.Бецкой предложил проект под названием «Генеральный план императорского Воспитательного дома», в котором рекомендовал создать особое отделение для приема «незаконнорожденных» детей. Хорошо зная положение дел с беспризорностью в России и изучив опыт работы борьбы с ней в Западной Европе, Бецкой представил Екатерине II доклад, в котором указал на ужасающие последствия этого явления. Воспитательный дом должен был создать «средний класс» или «третий чин людей». Возникает естественный вопрос, а сколько же в России было таких несчастных детей, если из них предполагалось создать новый социальный слой? Российская социально-педагогическая утопия не осуществилась. Создание «новой породы» людей и третьего сословия из детей-сирот и подкидышей оказалось мифом. Да и могло ли быть иначе? Екатерина II и ее приближенные рьяно бросились спасать несчастных детей, но при этом не позаботились ни об необходимых помещениях, квалифицированных воспитателях, ни о соответствующем финансировании.

В начале XX века российская цивилизация пережила ряд демографических катастроф: первую мировую и гражданскую войны, иностранную интервенцию, которые сопровождались голодом, эпидемиями, репрессиями, массовой нуждой советских граждан. По некоторым оценочным данным число беспризорных детей составляло от 2-х до 6-ти млн. В течение первой половины

1920-х гг. сложился своеобразный комплекс учреждений и мер для возвращения беспризорников

-[1] Романов Б.А. Люди и нравы Древней Руси. Л. : Изд-во и тип. Ленингр. гос.

к нормальной жизни. В зависимости от степени запущенности ребенка к воспитанникам применялись разные способы перевоспитания. В работе с ними была хитрая тактика. Их постепенно приобщали к здоровой жизни. Допустим, организовали специальную площадку, где можно днем пообщаться и что-нибудь съесть, что в те времена было очень актуально. Беспризорники привыкали к обстановке, к людям, работающим там, и переставали ждать от них какой-нибудь гадости или ограничения свободы, начинали тосковать по теплу и уюту. Тут-то ему и предлагали ночевать, например, не на вокзале, а здесь – в открытой при  площадке ночлежке. Самые осторожные отказывались, вспоминая поговорку о коготке и птичке, кто послабее духом – соглашались. Потом им намекали, что и днем, собственно говоря, из этой ночлежки они могут не уходить, тем более, что кормят. Чтобы не скучно было, могут просто валяться и спать, а могут и поработать где-нибудь в мастерских, не обязательно, а чтоб поразмяться. Таким образом, получался приют, а вовсе даже и не ночлежка. Затем наступало лето, жители приюта и их друзья с улицы без всяких скандалов выезжали на село: поработать и поесть, например, молока или яблок. Кто же после яблок вернется обратно в грязные подвалы? После яблок и молока все дружно ехали в организованную к тому времени трудкоммуну или просто в детский дом. Особое внимание уделяли обучению разным специальностям, для этого создавали артели, кооперативы, мастерские, сельхозбригады. Но дети были разные. Для больных организовывали специальные приюты и детдома с профилакториями: для туберкулезных, для слепых, для глухих, для умственно отсталых... С этими было проще. Другое дело те, кого тогда называли «морально дефективными». На этих действительно устраивали самые настоящие облавы, которые показаны в многочисленных фильмах. Ловили, доставляли в приемники-распределители, в участки, а кого и сразу в следственный изолятор. А потом, в зависимости от грехов, задержанного определяли в разные специальные учреждения. Кто попроще – в специальную школу для трудновоспитуемых – все, наверное, помнят «Республику ШКИД», кто посерьезнее – в трудовые коммуны для несовершеннолетних правонарушителей – как у Макаренко, а кого-то гнали сразу в Магадан и далее везде: лагеря помнят не одно поколение беспризорников. К началу 1980-х гг. созидательный потенциал в вопросах предотвращения беспризорности и безнадзорности был исчерпан.

2. Как и почему становятся беспризорниками?

В целом всех беспризорников можно было разделить на две большие категории: СИРОТЫ и ПОЛУПРИЗОРНЫЕ ДЕТИ. С течением времени соотношение этих категорий менялось в пользу последних, и теперь "полупризорные" дети из неблагополучных семей составляют большинство.

Революция, гражданская война, голод и эпидемии вышвырнули тогда на улицы тысячи сирот, чьи родители погибли в этой заварухе или просто разбрелись по необъятной стране. На улице можно было выжить. Бежали из старых детских домов, где было голодно, которые разорялись военными действиями, еще дореволюционные сироты.

Но со временем среди беспризорников становилось все больше тех, кто ушел из дома сам, потому что в семье, потерявшей кормильца или в семье безработного, просто-напросто было нечего есть. Уходили старшие, давая возможность выжить малышам или на поиски заработков. Убегали и от плохого обращения, и от побоев, от пьянства и много от чего другого,- так к круглым сиротам добавились тысячи беспризорников наполовину. Понятно, что на работу они устроиться не могли, поскольку и взрослым ее не хватало.

" Это уже новое поколение. У нынешних, быть может, живы еще родители, эти дети сбежали из родной деревни, иногда в поисках приключений, но чаще всего потому, что знали: едва ли где-нибудь еще можно быть столь же несчастными и голодными, как дома".[2]

К 1925 году общая численность беспризорников достигла 200 тысяч, причем 90 тысяч нуждались в экстренной помощи. Детская преступность выросла неимоверно: из 45 тысяч преступлений, совершенных детьми, 75% на совести беспризорников (треть из них были рецидивистами) - это первое поколение, вступившее почти в полном составе в откровенное столкновение с законом, чтобы выжить. Они создали свою мораль, идеологию, законы, и создали костяк воровского мира, который оформился и заявил о себе во весь голос в середине тридцатых и в послевоенные годы.

"Теперешние беспризорные подростки иного происхождения, иного типа. Среди них много детей, искалеченных условиями мелкособственнической индивидуальной семьи из отсталых слоев крестьянства и деклассированного городского населения. Не всегда бродячая жизнь беспризорника вызывается материальной необеспеченностью. Нынешний беспризорный подросток часто нуждается не столько в пище, жилище и одежде, сколько в специальном культурном воздействии, в перевоспитании, в новых бытовых условиях", - писала "Комсомольская правда" в 1925 году.

-[2]Социальное сиротство в России: цифры и факты // Человек и Закон. 23.04.2007. 

3. Произнося, слово «беспризорник» какой образ возникает у нас перед глазами?

Внешний вид.

«Один из них был в рваных детских пижамных штанах, другой - в почему-то солдатских брюках, подпоясанных солдатским же ремнем, третий - в тренировочных штанах и в рубашке навыпуск, четвертый - в шортах. А на улице были зима. И лишь только один, пятый, был одет прилично и по погоде: в куртку, валютные джинсы и меховые полусапожки. Он радостно матерился, здоровался со всеми окружающими, и сообщил всему вокзалу, перевесившись через перила балкончика, что он вернулся навсегда, поскольку дом ему, мягко говоря, надоел.»

Вот и попробуй определи внешний вид. Нынешний беспризорник, как правило, одет по необходимости: лишнюю, мешающую свободно передвигаться одежду выкидывает, а необходимое приворовывает тут же. Если нужно "выезжать в город" - появляется куртка с чужого плеча и шапка. А вообще, беспризорники - большие модники: верхнюю одежду могут менять по несколько раз в неделю, чего не скажешь про рубашки и земляного цвета майки. Так что особенно не удивляйтесь, если на зачуханном восьмилетке увидите пуховик размера на четыре больше.

Какие-то общие закономерности во внешнем облике беспризорника отсутствуют. Это зависит от его возраста, стажа кочевой жизни, и от профессии. Самых старших, которых можно застать на вокзале только поздно ночью, вообще трудно отличить от обычных детей, если не приглядеться и не усмотреть во взгляде что-то особенное: заторможенное и решительное одновременно.

Девицы одеваются по-особому, в соответствии с профессией: ярко, с килограммами косметики на не всегда чистом лице, но издалека или спьяну производят пробирающее впечатление.

Побирушки предпочитают одеваться жалостливее и не мыться, остальные худо-бедно за собой смотрят, особенно те, что работают на выезде. Они умываются достаточно часто и иногда моют голову, что привело бы в праведный гнев беспризорников двадцатых, а если появляются насекомые - могут отстегнуть парикмахеру за стрижку под ноль. Ходить с длинными ногтями считается не совсем приличным, поэтому их обкусывают.

В отличии от беспризорников двадцатых, за собаками они не ухаживают, потому что собак у них нет, а если бы и были, они, скорее всего, их бы мучили. Из "домашних животных" у них есть вокзальные бомжи и сумасшедшие, предназначенные для забав.

Любимая еда.

Безусловно - "Сникерс", "Марс", мороженное и "Пепси". На эти продукты повседневного спроса денег не жалко.

Питаться предпочитают в одиночку, закупать продукты в дальнем киоске, чтобы никто не мог сопоставить съеденное с той суммой, которая, возможно, осталась.

На таком рационе можно протянуть ноги, поэтому иногда с большим удовольствием поедаются холодные котлеты и разные булочки. Суп почти не едят, не потому что не любят, а потому, что с ним много возни: в случае опасности с собой не унесешь.

Язык.

Речь беспризорника не отличается буйством фантазии. Говорят, как правило, мало, даже между собой, но многозначительно. Правда, попадаются и болтуны, которым важен сам процесс. От нервов и простуд голоса резкие и сиплые, и потому беспризорники напоминают чаек над вокзалом-помойкой. Они очень много ругаются.

Если послереволюционные беспризорники, которые отличались несколько более романтичной натурой, создали-таки свой язык, то нынешним - более практичным - хватает того, что уже есть - полублатного жаргона и "общепринятой" лексики.
        Зовут друг друга вовсе не по кличкам, а в основном: "эй", "эй ты", или просто - никак, потому что имена помнят редко. Если клички и придумывают, то, скорее по некоторым физическим данным или внешним отличительным признакам:"Рыжий", "Толстый", "Морда". Любой уменьшительно-ласкательный суффикс, которыми их могут "обложить" впечатлительные пассажиры, или просто ласковое слово, воспринимается как личное оскорбление или опасность и вызывает немедленный отпор.

Манеры.

Свистеть, громко смеяться, танцевать и надоедать прохожим беспризорники не любят. Они напрочь лишены демонстративности, достаточно ненавязчивы и мечтают только об одном, чтобы к ним не приставали. Это очень рациональные люди.

Они не боятся никого, спокойно, хотя и без радости, общаются с журналистами, особенно если их кормят. На вопрос, что будете есть, без зазрения совести заказывают много и выбирают самое дорогое.

Это только так кажется, что беспризорники бедны, как церковные крысы. Один мой хороший знакомый, выпущенный на свободу из детской комнаты милиции, через полтора часа попался вновь с тремя тысячами рублей в кармане. Но этот-то, конечно, из разряда самых ушлых. Новички перебиваются, как могут, потому что делиться, сострадать и помогать здесь не принято.

Беспризорники любят нехорошие анекдоты, ножи и всякие хлопушки. Не лишены тщеславия и иногда могут себе позволить развернуть перед физиономией какого-нибудь командировочного, давящегося жалкой котлетой, пачку "Винстона".

Беспризорники очень «уважают травку». После пары затяжек становятся очень добрыми, и их тянет любить всех. Они бродят по залу, вгоняя в краску теток преклонных лет, несносно к ним приставая. Спиртное пьют не все.

Профессии.

Если раньше, после революции, беспризорники в основном воровали, то теперь спектр их деятельности значительно расширился, хотя приворовывают все.

"Бутылочники" - основные их доходы складываются из выручки от сданных бутылок. Они в точности знают где и когда продают пиво, и пасут мужиков от самого прилавка и до последнего глотка. Бутылки сдаются еще тепленькими, сразу же - чтоб не отняли. Если день удачен, и бутылок накапливается так много, что за один раз унести невозможно - часть отдается на хранение какой-нибудь бомжихе, получающей потом процент от дохода.

Скупают бутылки тетечки в буфетах и кафе, своих "клиентов" они знают в лицо и берут только у них, поэтому "бутылочники" - своего рода монополисты.

Воришки - они в основном промышляют мелкими кражами: обчищают карманы у пьяниц и спящих, наведываются в камеры хранения, часто выезжают в город - таскать из ларьков. Это - почти элита. Именно их, как наиболее квалифицированные кадры, используют взрослые преступники, если нужно "постоять на шухере" или, за определенную плату, взять вину на себя при облаве - все равно отпустят. Также они работают "наводчиками", ухитряясь иногда служить двум "фирмам": тем, кто грабит, и тем, кого грабят.

Рэкетиры - зайдите вечером в московскую "трубу" около "Макдональдса" или в Питерскую - под Невским: местные торгующие бабушки просто стонут от десяти-двенадцатилетених вымогателей, которые в случае неповиновения их слегка щекочут заточками. Тоже самое происходит и на любой более-менее стоящей провинциальной толкучке.

Так что кадры из фильма, когда одна толстенная торговка пирожками ухитрялась обратить в бегство целую орду беспризорников, канули в пыльную лету. Безопаснее не отдать деньги взрослым грабителям, чем беспризорнику, на чье территории вы торгуете мороженным.

Грабители - они грабят в основном ровесников или "валенков" и пьяных, чаще группами, чем по одному. Было бы наивно думать, что грабежом занимаются только 15-летние громилы: самому младшему из мне известных - девять с половиной лет.
Попрошайки - этим занимается главным образом малышня от 6 до 10 лет. Кто-то околачивается в центре города, кто-то - в метро и на толкучках, просто с протянутой рукой, или приставая в наглую к прохожим, а кто-то, если грамотный конечно, обзаводится табличкой: "У меня умерли папа и мама",- что отчасти вранье, поскольку папа и мама - просто алкаши.

"Съемщики" - это те, которых снимают для удовольствий. Есть одиночки, но если вы увидите, например, около игральных автоматов на Курском вокзале или у касс дальнего следования в Питере приличных мужчин в добротном пальто, а рядом с ними - на корточках - изможденных мальчишек, тупо смотрящих перед собой - знайте, это - сутенер и его "товар". С сутенером работают малыши, им безопаснее, но достается больше.

Профессия это не считается зазорной, поскольку каждый волен делать с собой, что ему вздумается - такова мораль беспризорной стаи. А что касается любителей, то их хватает - в день приходится по пять-шесть клиентов.

Среди "съемщиков" есть особый, элитный клан - те мальчишки, которые обслуживают только особ прекрасного пола. Они, как правило, постарше и выглядят поприличнее - профессия требует. Это - сливки беспризорного общества.

Ко всему прочему среди беспризорников есть "носильщики", которые помогают донести багаж до вагона (иногда унося его насовсем),"продавцы", которые занимаются перепродажей сигарет и мороженного, ухитряясь при этом болеет вирусным гепатитом или еще какой-нибудь дрянью. Некоторые специализируются на перевозки грузов между городами: сырья для наркотиков, награбленного или еще чего-нибудь. У девиц в основном одна специальность -проституция: можно "на съем", а можно стать временной "женой" крутого кавказского парня.

Работают беспризорники, как правило, днем, и не там, где живут. Для работы есть рынки и иные многолюдные места. Доходы делят на три части: одна (самая маленькая) - плата тем, кто их "пасет", другая (средняя) - та, которую можно при всех вытащить из карманов, если они есть, а третья (самая большая) - та, которую прячут в шапку - заначка.

Типы.

Помимо специальностей, беспризорники делятся на типы. Существует беспризорник оседлый, который живет на одном и том же вокзале или в одном и том же подвале по несколько месяцев. А если заберут, возвращается обратно, когда отпустят. На Курском вокзале таких человек двадцать, их знают в лицо и по фамилиям, как, в принципе, и их непутевых родителей.

Есть беспризорник сезонный, который едет на заработки, например, в Поволжье убирать помидоры или коноплю. Иногда сезонники попадают в рабство - сколько их выживает на плантациях - не знает никто.

Есть беспризорник кочующий. Смысл его существования - бродить по всему СНГ в поисках хлебных мест, в зависимости от времени года.

Есть беспризорник случайный, волею злодейки-судьбы выкинутый на улицу, а вовсе не специально убежавший. Он шляется первое время просто так, пока не приобретает специальность, а его измученное лицо не превращается во вполне упитанное.

Есть "семейный" беспризорник, который бомжует вместе со своей мамой, братьями и сестрами. Они живут на вокзальном гранитном полу. Он, может быть, и рад вернуться домой, но там то ли - война, то ли - сумасшедшие родители тому помеха. Помыкавшись с годок, "семейный" беспризорник рано утром встает, забирает у спящей мамаши ее последнее барахло и отчаливает в неизвестном, даже ему самому, направлении.

4.Почему дети становятся беспризорниками? Причины.

Практика показывает, что невозможно совмещать должное воспитание детей с трудовой деятельностью, приносящей достойный доход. Сегодня многим приходится делать выбор между достатком и воспитанием будущего поколения. Безнадзорность, являющаяся еще одной причиной, ведущей детей не только на улицу, но и в криминал, распространена очень широко. Официальной статистики по безнадзорным детям не ведется, но, даже самые скромные данные отражают масштабный и повсеместный характер этого явления: более 2,5 млн. детей. А это значит, что каждый десятый ребенок в России не имеет контроля со стороны родителей (или иных лиц), которые не исполняют своих обязанностей по его воспитанию, обучению и содержанию. Эти данные указывают и на то, что каждый десятый ребенок изначально находится в условиях, не позволяющих ему вырасти конкурентоспособным, полноценным гражданином.

Сегодня в Российской Федерации ни одно ведомство не имеет точных данных о количестве беспризорных мальчишек и девчонок. Даже государственной статистики о количестве беспризорных детей на сегодняшний день не имеется. По разным подсчетам, в нашей стране количество беспризорников составляет от 2 до 5 млн. человек. По данным Генеральной прокуратуры РФ сейчас в России насчитывается два миллиона беспризорников.

Одной из основных причин беспризорности и безнадзорности является кризис семей: рост бедности, ухудшение условий жизнедеятельности и разрушение нравственных ценностей и воспитательного потенциала семей.

В результате роста смертности мужчин в молодых возрастах, разводов и внебрачной рождаемости увеличивается число неполных семей, имеющих меньшие возможности для содержания и воспитания детей.

Ослаб воспитательный потенциал семей, разрушаются ее нравственные устои, утрачиваются фундаментальные человеческие ценности. Увеличивается число детей, пострадавших от жестокости родителей, психологического, физического и сексуального насилия.

Пополняется число детей из семей, в которых родители потеряли способность накормить и одеть детей, дать им образование и воспитание. Из-за пьянства, наркомании, аморального образа жизни, отказа от содержания и воспитания детей государство вынуждено лишать родителей родительских прав.

На жизнь несовершеннолетних крайне негативно влияет их незанятость. В результате неконкурентоспособности на рынке труда многие подростки, отчаявшись найти работу, попадают в теневые полукриминальные структуры бизнеса либо становятся на преступный путь

Существующее законодательство России по вопросам детской беспризорности является на данный момент весьма устаревшим.


Заключение:

  1. Хроника борьбы с беспризорностью в 20-е годы показывает, что Россию волновала проблема беспризорности детей. Создавались различные общества, которые занимались организацией ночлежек,  приютов, рабочих мастерских, летних лагерей отдыха  и детских площадок для беспризорников.
  2. Хроника борьбы с беспризорностью в 90-е годы представляет собой новый пик подъёма беспризорности. Причин много, началом послужил распад СССР, как следствие из этого разрушение единой системы органов МВД и народного образования; стремительное обнищание населения и ухудшение криминогенной ситуации, разрушение единой работы с трудными детьми, комплексные программы по работе с беспризорниками гибнут в столах различных ведомств, детские приёмники переполнены.
  3. В настоящее время государство не предпринимает эффективных мер для решения проблем беспризорности. Попытки помочь беспризорным детям предпринимают различные общественные организации. Но их очень мало, всё же большая часть беспризорников остаётся не удел.  
  1. Эффективная борьба с подобными явлениями затруднена по следующим причинам:
  1. в российском законодательстве отсутствует уголовная ответственность за сводничество и сутенерство;
  2. в России узаконены самые низкие в Европе возрастные пороги (от 14 лет), начиная с которых разрешены сексуальные контакты с несовершеннолетними;
  3. уголовно-процессуальные нормы по защите свидетелей и пострадавших недостаточно эффективны, что приводит к отказу несовершеннолетних давать показания против сексуальных насильников.
  4. Необходимо внести изменения и дополнения в Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в части усовершенствования порядка устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечения детей указанной категории, жилой площадью.  
  5. Остро стоит вопрос алкоголизации подросткового населения.
  6. Необходимо усилить уголовное преследование родителей и других лиц, допускающих истязание детей, за оставление их в опасном состоянии, в том числе истощение, неоказание медицинской помощи, хулиганские действия, вовлечение в пьянство, проституцию и преступную деятельность. Закон на защите детей, но следственная и судебная практика по этим составам преступлений в отношении родителей пока не сложилась.
  7. Результаты прокурорского надзора показывают широко распространенное несоблюдение российского законодательства по вопросам, связанным с беспризорностью.
    Приложение I

Основные документы о защите прав ребенка

15 сентября 1990 года, 21 год  назад, Россия ратифицировала Конвенцию ООН о правах ребенка. В 1992 году представила в Комитет ООН по правам ребенка свой первый Государственный периодический доклад о том, как наше государство эту конвенцию выполняет. "Выяснилось", что выполняет очень даже хорошо, правда, все еще есть "отдельные недостатки".

  1. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ

«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» 

Настоящий  Федеральный закон устанавливает основные гарантии прав

и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской

Федерации,  а целях создания правовых, социально-экономических условий

для реализации прав и законных интересов ребенка.

Государство  признает  детство  важным  этапом  жизни  человека и

исходит  из  принципов  приоритетности  подготовки детей к полноценной

жизни  в  обществе,  развития  у них общественно значимой и творческой

активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма

и гражданственности.

  1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН 

«Об основных гарантиях прав ребенка  в Российской Федерации»
(с изменениями от 20 июля 2000 г., 22 августа, 
21 декабря 2004 г., 26, 30 июня 2007 г.)
Принят Государственной Думой 3 июля 1998 года
Одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 года

Настоящий Федеральный закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.

Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.

  1. ЗАКОН КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ №1539

«О МЕРАХ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ»

Принят

Законодательным Собранием Краснодарского края

16 июля 2008 года

Целью настоящего Закона является создание правовой основы для защиты жизни и здоровья несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений на территории Краснодарского края в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и общепризнанными нормами международного прав


Приложение II

Профилактика беспризорности с учащимися младшего школьного возраста.

В качестве профилактики беспризорности я предлагаю провести с детьми классный час с участием инспектора по делам не совершеннолетних.

Классный час.

–Ребята, кто  из вас знает, кто такие   беспризорники?

–Вам когда-нибудь приходилось их видеть?

–Как вы думаете, откуда берутся эти дети? Ведь у них должны быть папы и мамы, бабушки и дедушки. Почему же эти дети оказались на улице?

–Оказывается, собственные родители могут оказаться пьяницами, наркоманами, сумасшедшими, уголовниками и безработными.

–Кто такие наркоманы? Сумасшедшие? Уголовники?

И дети убегают из дома от побоев, издевательства, голода.

А бывают и такие случаи: родители, которые остались совсем без денег,  продают квартиру первому встречному и съезжают в какую-нибудь коммунальную квартиру, а ребенок, приходя из школы, застает в квартире совсем других людей и записку в дверях: »Поживи у соседей». Такие случаи уже были в Москве, Уфе и Новгороде.

Дети остаются одни на улице. Поставьте себя на их место. Что с ними может произойти? Как вы думаете?

Они попадают совсем в другой мир. Чтобы выжить им нужно красть, грабить, отнимать у своих же.

Этих детей трудно отличить от обычных детей. Беспризорники большие модники: верхнюю одежду могут менять по несколько раз в неделю, чего не скажешь про рубашки и земляного цвета майки. Во взгляде этих детей что-то особенное: заторможенное и решительное одновременно. Те, кто побираются, предпочитают одеваться жалостливее и не мыться, остальные худо-бедно за собой смотрят. Ходить с длинными ногтями считается не совсем приличным, поэтому их обкусывают. Они умываются достаточно часто и иногда моют голову.

Любимая еда– «Сникерс», «Марс» мороженое и «Пепси».На это им денег не жалко. Питаться предпочитают в одиночку, покупать продукты в дальнем киоске, чтобы никто не мог сказать: «Откуда у него так много денег?» Суп эти дети почти не едят, не потому что не любят, а потому что с ним много возни: в случае опасности с собой не унесёшь.

Беспризорники очень много ругаются. Голоса у них резкие и сиплые от нервов и простуд. За ними же никто не смотрит, их никто не лечит. Зовут они друг друга не по имени, не по кличкам, а в основном: «Эй» , «Эй ты», или просто –никак, потому что имена  помнят редко. Если клички придумывают, то по внешним отличительным признакам «Рыжий», «Толстый».

Откуда же деньги у беспризорников?

«Бутылочники» – основной их доход из выручки от сданных бутылок.

Воришки – обчищают карманы у пьяниц и спящих, наведываются в камеры хранения на вокзалах.

Рэкетиры – в больших городах занимаются вымогательством у местных торгующих бабушек.

Грабители – грабят ровесников или пьяных, чаще группами, чем по одному.

Попрошайки – этим занимаются малыши от 6 до 10 лет. Они стоят с протянутой рукой, а самые умные обзаводятся табличкой «У меня умерли папа и мама».

Вот вы меня послушали, а теперь скажите мне, вот когда вы вырастите, у вас будут дети, хотели бы вы, чтобы ваши дети одни оказались на улице никому не нужными? Конечно, нет. А для этого вы должны всё сделать, чтобы ваша жизнь сложилась удачно, чтобы вы не стали ни алкоголиками, ни наркоманами, ни уголовниками, ни уголовниками, ни безработными.

Чтобы хорошо зарабатывать себе на жизнь и суметь обеспечить своих детей в будущем, что вы должны для этого делать? Самое главное, вы сейчас должны хорошо учиться.

По окончании классного часа я предлагаю вам нарисовать рисунок на тему «Моя семья в будущем».

Что нового вы для себя узнали?

Список используемой литературы

  1. Балкин Ж.К., Как мы боремся с беспризорностью. // Итоги, 2001 г., № 6.
  2. Глозман Ж. М. Личность и нарушение общения. М. 1987 год.
  3. Максимов Е.Д. Историко-статистический очерк благотворительности и общественного призрения в России. Становление системы общественного призрения в России // Антология социальной работы. — Т. 1. История социальной помощи в России. — С. 57. 
  4. Миронов Б.Н Социальная история России периода империи (XVIII-начало XXвв.): Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства : в 2 т. — СПб. : «Дмитрий Буланин», 2000. — 567 с. С. 166. 
  5. Нелидова А.А. (2005) Психологическое обеспечение социальной адаптации воспитанников детского дома. / А.А. Нелидова, Т.Т. Щелина //Психосоциальный вестник. №2.
  6. Романов Б.А. Люди и нравы Древней Руси. Л. : Изд-во и тип. Ленингр. гос. ордена Ленина ун-та. — 1947. — 344 с. С.184. 
  7. Рубинштейн М.М. Общественное или семейное воспитание — М. : , 1918. — С. 11. 
  8. Социальное сиротство в России: цифры и факты // Человек и Закон. 23.04.2007. 
  9. Тощенко Ж. Т. Социология. М. 1994 год.
  10. Ресурсы сети интернет

http://assistance.foxline.ru

http://library.by/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беспризорность

Чтобы решить проблему бездомных детей  необходимо:1)Усилить ответственность семьи за воспитание детей;2)Совершенствование профилактической работы со стороны государства, школы;3)Усиление го...

Профилактика беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Советую использовать в своей работе социальным педагогам школ по профилактике беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - 120 ф-з....

Комплексно-целевая программа профилактики безнадзорности, беспризорности и вредных привычек среди детей и подростков.

Программа отражает актуальность данного вопроса. Прилагается план реализации программы....

Детская безнадзорность и беспризорность

Детская безнадзорность и беспризорность...