Право. Его сущность и особенности.
методическая разработка по обществознанию (9 класс) по теме
Урок обществознание 9 класс. К учебнику А.И.Кравченко.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_obshchestvoznanie_9_kl.rar | 552.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Право его сущность и особенности.
Цель: подвести учащихся к пониманию значения права в жизни человека, общества, государства.
Задачи:
а) образовательные:
- объяснить учащимся, что такое право, признаки и функции права;
б) развивающие:
- способствовать развитию умения учащихся характеризовать смысл основных понятий; -- - умение работать с документами;
-развивать умение ориентироваться в потоке разнообразной информации и в типичных жизненных ситуациях с юридической точки зрения;
- развивать умение делать выводы
в) воспитательные:
- содействовать воспитанию осознанного уважения к правам и обязанностям друг друга;
- воспитывать у учащихся стремление реализовать свои возможности и способности, стремление к получению знаний;
Тип урока: изучение нового материала.
Методы: работа с документом, проблемный-поисковый, словесный, наглядный.
Оборудование и наглядность: презентация
Ход урока
I. Актуализация знаний
II. Изучение нового материала.
III. Подведение итогов.
IV. Рефлексия
V. Домаш. задание
Эпиграф к уроку.
Сущность права состоит в равновесии двух нравственных интересов:
личной свободы и общего блага»
В. Соловьев
I. Актуализация знаний
II. Вступительное слово учителя.
Слово учителя.
Мы с вами каждый день совершаем множество поступков, хороших и не очень , и не задумываемся о том, что некоторые из них имеют юридическое значение.Человек подчиняет свое поведение определенным нормам,( социальные нормы), эти нормы подсказывают нам как вести себя в разных ситуациях. Давайте вспомним немного историю.
Слайд 1.Жизнь людей в Первобытном обществе-. Считаете ли вы, что право возникло с появлением человека? В частности было ли право в первобытном обществе?
Конечно же, не было. А чем тогда руководствовались первобытные люди в своей жизни? Обычаями и традициями. А они в свою очередь были окружены обрядами, ритуалами и церемониями. Например, вы знаете, почему люди при отъезде в далекую страну набирают в мешочек горсть родной земли. А это связано с тем, что древние славяне почитали землю и даже не делали весной заборов – берегли ее. С тех времен и сохранился ритуал целовать землю, клясться землей и хранить горсть земли.
Но по мере усложнения жизни, появления государства, развития собственности всё сложнее было обходиться устным преданием. К тому же правители хотели, чтобы правила были едиными по всей стране (ведь в каждом месте были свои особенности).
В государстве все более отчетливой становилась необходимость установить особые нормы, специально регулирующие деятельность людей как лиц, подчиненных государству и работающих на него. Подобные нормы устанавливало само государство. Так появилось право. На протяжении многих веков люди спорили о том, что же такое право. Оно невидимо. Оно живет рядом с нами, влияет на нашу жизнь, но как оно появилось и что из себя представляет?
Слайд2. Итак что в первую очередь определяло жизнь первобытных людей (инстинкт), обычай,мораль, право
Слайд 3 Социальные нормы. краткая характеристика с использованием учебника. Стр.71учащиеся приводят примеры социальных норм
например:религиозные- при входе в храм женщина должна одеть платок
моральные нормы-добро и зло
обычаи и традиции и т.д.
Учащимся предлагается разбиться на минигруппы и совершить путешествие в Древний Вавилон, Афины, Рим,
Россию 21 века.(работают все) Ребята получают документы с вопросами к ним, на которые им необходимо подготовить краткий ответ.
- На доске двум учащимся предлагается подобрать однокоренные слова к слову
«право».(правильно, правда, править, праведный, правительство)
Слайд 4. 1.Задание:
«Вы в древнем Вавилоне. Вавилоняне верили во многих богов. Внутри мира богов существовала иерархия, и каждый бог занимал определенное положение. Самым главным был бог Шамаш – «осветитель земли, небесный судья, озаряющий тьму свезу и снизу». Он судил все дела людей по справедливости и устраивал порядок. В ХУШ в. до н.э.при царе Хаммурапи на базальтовом столбе были записаны основные правовые нормы, которым должны подчиняться люди. Люди верили, что все законы и сама государственная власть дарованы богом Шамашем».
- Как понимали право в Древнем Вавилоне?
- Ваше отношение к такому толкованию права.
Слайд 5. 2. Задание Вам повезло. Вы в Древнем Риме и вам довелось услышать самого блестящего оратора – Марка Тулия Цицерона. Что же он говорит? «Имеется истинный закон, праведный разум, согласный с природой, он неизменен и вечен…Закон находится в согласии с природой, присутствует всюду и является вечным. Но приглашает к исполнению долга и в испуге шарахается от преступления и коварства. Ни волей Сената, ни волей народа никто не может быть освобожден от обязанностей, возлагаемых на него законом. Он неизменен и не может утратить своей силы».
- Как толкует право Цицерон?
Ваше отношение к такому толкованию права
Слайд 6. 3.Задание
Вы находитесь в Древних Афинах на народном собрании, постановления которого имеют силу закона, которому должны подчиняться все. Философии и ораторы (Платон, Аристотель, Лисий) говорили. Что в обществе существуют принципы – нормы, которые выражают разум, мудрость и справедливость природы. Они действуют независимо от государства и не устанавливаются им. От рождения люди обладают правом на свободу и жизнь.
- Что такое право согласно представлениям греков?
- Ваше отношение к такому толкованию права.
Слайд 7. Работает весь класс
Мы являемся гражданами российской Федерации. Основным законом нашего государства является Конституция, которая была принята 12 декабря 1993 года .
Конституция РФ провозглашает:
- Носителем суверенитета и единственным источником власти является народ.
- Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
- Человек, его права и свободы являются высшей ценностью общества и государства.
- Защита прав и свобод гражданина – обязанность государства.
- Все равны перед законом.
- Как понимается право в Конституции РФ?
- Ваше отношение к такому толкованию права.
Учитель: на основе полученных сведений о толковании права в разные эпохи и в разных государствах, попробуйте сформулировать определении термина право из слов на доске
Слайд8.
Слайд 9 определение право.(записать в тетрадь)
Слайд 10.Признаки права(в тетрадь)
Слайд 11. Общественные отношения(привести примеры)
Слайд 12 функции права Стр.77
Рефлексия.тест
Дом.задание: Эссе на тему эпиграфа
Карточка 1. «Вы в древнем Вавилоне. Вавилоняне верили во многих богов. Внутри мира богов существовала иерархия, и каждый бог занимал определенное положение. Самым главным был бог Шамаш – «осветитель земли, небесный судья, озаряющий тьму свезу и снизу». Он судил все дела людей по справедливости и устраивал порядок. В ХУШ в. до н.э.при царе Хаммурапи на базальтовом столбе были записаны основные правовые нормы, которым должны подчиняться люди. Люди верили, что все законы и сама государственная власть дарованы богом Шамашем».
- Как понимали право в Древнем Вавилоне?
- Ваше отношение к такому толкованию права.
Карточка 2.
Вам повезло. Вы в Древнем Риме и вам довелось услышать самого блестящего оратора – Марка Тулия Цицерона. Что же он говорит? «Имеется истинный закон, праведный разум, согласный с природой, он неизменен и вечен…Закон находится в согласии с природой, присутствует всюду и является вечным. Но приглашает к исполнению долга и в испуге шарахается от преступления и коварства. Ни волей Сената, ни волей народа никто не может быть освобожден от обязанностей, возлагаемых на него законом. Он неизменен и не может утратить своей силы».
- Как толкует право Цицерон?
- Ваше отношение к такому толкованию права
Карточка 3.
Вы находитесь в Древних Афинах на народном собрании, постановления которого имеют силу закона, которому должны подчиняться все. Философии и ораторы (Платон, Аристотель, Лисий) говорили. Что в обществе существуют принципы – нормы, которые выражают разум, мудрость и справедливость природы. Они действуют независимо от государства и не устанавливаются им. От рождения люди обладают правом на свободу и жизнь.
- - Что такое право согласно представлениям греков?
- - Ваше отношение к такому толкованию права.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентацмя "Право,его сущность"
Материал по второй главе по обществознанию 9 класс...
Презентация к уроку права "Происхождение и сущность права".
В презентации содержатся основные материалы по теме урока, предлагается, в том числе. организация работы в группах.Используется учебник Певцова Е.А. Право.Основы правовой культуры. М. "Русское слово" ...
Урок по праву: "Права человека: понятие, сущность, структура" для 10 класса (профильный курс)
Конспект урока по праву "Права человека: понятие, сущность, структура" для 10 класса (профильный курс)...
Разработка урока по обществознанию в 9 классе по теме "Право, его сущность и особенности"
Цель: Охарактеризовать экономическую сферу общества, выявить значение экономики в жизни общества. Задачи: рассмотреть значения понятия «экономика»;-охарактеризовать факторы прои...
Урок по учебному предмету «Право», 11 гуманитарный класс "Особенности правового регулирования труда несовершеннолетних. Трудовые споры"
Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).Используемая технология: кейс-стади, обучающие структуры Сингапурской методики, структура «Тик – тэк – тоу» (кре...
Индивидуальный проект "Антропогинез: сущность и особенности."
Что такое человек? Ответить на этот вопрос пытались многие великие ученые и философы мира. Тем не менее, в наши дни он вновь и вновь стоит в центре внимания естествоиспытателе...
Сущность и особенности коррекционно-педагогического процесса
Современная система специального образования предполагает создание таких условий, при которых ребенок с отклонениями в развитии получит возможность реализации своих личностных ценн...