Индивидуальный проект "Антропогинез: сущность и особенности."
творческая работа учащихся по биологии (10 класс)
Что такое человек? Ответить на этот вопрос пытались многие великие ученые и философы мира. Тем не менее, в наши дни он вновь и вновь стоит в центре внимания естествоиспытателей. Необычайно возросшие знания о человеке способствуют более глубокому пониманию основного вопроса философии - об отношении мышления к бытию - идеального, духовного к материальному, к природе, помогают вырабатывать эффективные пути формирования нового человека.
Генетика установила глубочайшее биологическое единство всех звеньев органического мира, включая человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
refepat_mitrochenkov_a.docx | 28.85 КБ |
Предварительный просмотр:
________________________________________биология__________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
Индивидуальный проект
________Антропогинез: сущность и особенности.___
тема работы
Пояснительная записка
________________________ реферат___________________________
обозначение документа
План
1. Этногенез и его основные факторы
2. Методы исследования этногенеза. Этногенез и антропогенез
3. Концепция этногенеза Л.Н. Гумилева
4. Литература
Вступление:
Что такое человек? Ответить на этот вопрос пытались многие великие ученые и философы мира. Тем не менее, в наши дни он вновь и вновь стоит в центре внимания естествоиспытателей. Необычайно возросшие знания о человеке способствуют более глубокому пониманию основного вопроса философии - об отношении мышления к бытию - идеального, духовного к материальному, к природе, помогают вырабатывать эффективные пути формирования нового человека.
Генетика установила глубочайшее биологическое единство всех звеньев органического мира, включая человека.
Человек - часть природы. Благодаря эволюционному развитию биологических систем животный предок человека подошел к той грани, за которой открылась возможность его социальной эволюции.
Многие миллионы лет продолжалась эволюция живой природы, прежде чем стада высших приматов превратились сначала в племена древних людей, а затем и в современное человечество. Параллельно с развитием общественных отношений шло становление самого вида Человек разумный (Homo sapiens) как биосоциального по своей природе. Удлинение периода детства и юности дало возможность старшим передавать свой жизненный опыт и знания молодому поколению, обучать детей приемам изготовления орудий труда, развивать их речь, помогать усваивать правила поведения, принятые в данном человеческом сообществе.
Чем же человек отличается от животных? Более развитым мозгом, способностью к мышлению, прямохождением, членораздельной речью, умением преобразовывать окружающий мир сознательным трудом. Именно труд позволил человеку создать новую жизненную среду — принципиально иную экологию. Если животное лишь приспосабливается к среде с помощью своих органов и поведения, то человек наряду с этим свойством научился создавать для себя искусственную среду, начиная с одежды, выведения новых пород животных и сортов растений и заканчивая сельскохозяйственными угодьями, садами, парками, современными городами, транспортом, средствами связи, технологиями получения различных продуктов и изделий. Эту искусственную среду называют социальной, потому что она создавалась не одним человеком, а обществом (социумом), многими поколениями на протяжении всей истории человечества.
Условия жизни людей принципиально отличаются от условий жизни животных, которые могут пользоваться только природной {естественной) средой. Человек с самого рождения оказывается в окружении рукотворных вещей — от пеленок до сложных приборов для поддержания внешней температуры тела и других средств ухода за малышом. С появлением на свет в жизнь младенца включается наряду с генетической социальная программа его становления как личности: развитие речи, воспитание опрятности, передача опыта поведения среди людей, а по достижении определенного возраста обучение в школе, подготовка к трудовой профессиональной деятельности.
1. Этногенез и его основные факторы
Исследование процесса этногенеза - происхождения и развития этносов - ученые относят к одному из самых сложных разделов этнологии. Это обусловлено тем, что этническая история разных народов детерминирована противоречивым взаимодействием антропологических, лингвистических, исторических, хозяйственных, культурных, демографических, политических и др. факторов.
В отечественной этнологической науке принято считать, что этногенез начался с образованием человека современного вида, сформировавшегося около 40 тыс. лет назад. Но сравнительно достоверные данные об этногенезе можно получить только начиная с эпохи неолита, когда окончательно сформировались племенные отношения.
Если исходить из гипотезы о едином центре происхождения человечества, то возможно, в самом начале своей истории человечество представляло собой группу людей, однородную в расовом, этническом, социальном и других аспектах. С увеличением числа людей они расселились по новым территориям. Поскольку этот процесс расселения занял тысячи лет, людям приходилось приспосабливаться к новым географическим и климатическим условиям. Это приводило к изменению как общего исходного антропологического типа, так и отдельных этнических признаков. Чем дальше от исходной точки уходили люди, тем более разнообразными были эти признаки.
Антропологические процессы происходили и с языком. Чем дальше от центра происхождения уходили люди, тем больше их язык отличался от исходного языка-основы.
По мере роста общей численности населения процессы этногенеза приводили к усилению межплеменных контактов, развитие и усложнение которых способствовало трансформации племенных этнических общностей в народности, объединяло их в территориальном отношении, стимулировало формирование общих экономических, социальных и других интересов.
На процессах этногенеза, проходивших на рубеже ранней истории человечества, сказывались массовые переселения, значительно ускорявшие процесс замены первобытных ячеек-племен новыми, более крупными этносоциальными общностями - народностями. При этом перемещение той или иной этнической общности на новую территорию, как правило, вело за собой ее столкновение с уже обитавшей здесь другой общностью. Этот контакт нередко завершался тем, что автохтонное население оказывалось завоеванным пришельцами.
Этнические последствия переселений были самыми разными. В частности, истории известно немало случаев переселения отдельных частей этносов на слабо освоенные или полностью не освоенные территории. В этом случае, как правило, новые этнические общности не возникали. Иную форму и результаты имел этногенез при активном взаимодействии переселенцев с автохтонным населением, в ходе которого у тех и других появлялись новые характерные черты.
В процессе этногенеза, связанного с взаимодействием завоевателей и аборигенов, обычно происходит синтез субстрата и суперстрата, в ходе которого и возникает новый этнос. Однако синтез этот чрезвычайно многообразен, особенно в тех случаях, когда он касается весьма отличающихся друг от друга этнических общностей. Дело в том, что подобной ситуации взаимодействие в этногенезе различных этнических групп происходит не только с различными темпами и интенсивностью для каждого из них, но и нередко в различных направлениях. В этом отношении ко всем аспектам этногенеза - изменениям языка, базовой культуры, физического типа, этнического сознания, включая самоназвание, следует подходить дифференцированно.
В процессе этногенеза во все времена была и остается непреходящей роль языка как одного из определяющих элементов существования и развития любого этноса.
Вслед за лингвистами этнологи исходят из того, что родство языков обычно означает родство носителей этих языков. Поэтому одним из результатов переселения народов становилось и смешение, взаимодействие языков.
Среди обстоятельств и причин, предопределяющих победу одного языка над другим, решающее значение имело наличие письменности хотя бы у одной из взаимодействующих этических общностей.
Особое значение в процессе этногенеза имеет такой фактор, как политическое господство пришлого населения. Особая сплоченность завоевателей, обусловленная военной демократией, создавала благоприятные условия для победы одного языка над другим и оказывала значительное влияние на многие стороны культурно-хозяйственного развития.
2. Методы исследования этногенеза. Этногенез и антропогенез
Данные палеонтологии, археологии, антропологии и лингвистики позволяют заглянуть в очень ранние этапы этногенеза, этнической истории народов. Вслед за представителями этих наук этнологи стараются восстановить процесс формирования этносов и установить родство тех или иных этнических групп. В этих исследованиях большое значение имеют данные лингвистики, поскольку в этногенетических исследованиях используются материалы живого языка со всеми его связями и с одновременной реконструкцией древних форм, чтобы через имеющиеся письменные источники проследить саму историю языка и наложить ее на историю этноса. При этом необходимо иметь в виду, что языковые сопоставления проводятся только на синхронном уровне, т.е. невозможно сопоставлять факты живого языка без соответствующих реконструкций с древними языковыми формами. В этногенетических исследованиях анализируют первичные понятия: человек и его тело, числительные до 10, местоимения, термины родства, космические астральные объекты и явления природы, а также понятия из сферы материальной культуры, отражающие конкретную среду зоны этнического формирования и элементарные социальные, семейные отношения.
Особое место в этногенетических исследованиях уделяется данным антропологии, использующей прежде всего результаты классификации рас, народов мира по антропологическим типам. Причем по мере увеличения древности рассматриваемых этногенетических процессов роль антропологических исследований возрастает. Чем дальше в глубь веков, тем больше совпадений в этнической и антропологической общностях. Различия в антропологическом типе неадекватны этническим и языковым различиям. Например, значительная разнородность антропологических типов, входящих в состав народов лингвистически близких, свидетельствует о формировании языковой общности в результате ассимиляции. Хотя в то же время антропологическая общность не дает оснований отрицать процесс ассимиляции. Антропологическая общность при большой языковой разнородности свидетельствует о существовании в прошлом каких-то форм общности.
Благодаря археологии есть возможность проникнуть в ранние этапы этнической истории. Археология адекватно описывает материальную культуру этноса и некоторые аспекты духовной культуры. Это позволяет изучать этносы как определенные хозяйственно-культурные типы, дает возможность культурных контактов, приспособленность к местным физико-географическим условиям.
Существенное значение для этногенетических исследований имеют письменные источники. В них особое внимание уделяется этнонимам и топонимам, легендам, преданиям, сказаниям.
Изучение явлений материальной и духовной культуры - сочетания основных занятий, набора орудий труда, пищи, утвари, жилищ, одежды, социальных и семейно-брачных отношений - позволяется выявить этническую специфику и связи с другими народами.
Ранний этап этногенеза. Сопоставляя материалы отмеченных наук, сегодня можно построить схему самого раннего этапа этногенеза. Исходные популяции были малочисленными, эндогамны и относительно оседлы, т.е. имели обширную охотничью территорию, в пределах которой и передвигались более или менее регулярно. Замкнутость популяции была относительна, и она периодически, хотя и случайно, включала в свой состав инородных членов, особенно при встрече с другими популяциями на границах охотничьих территорий. Антропологически эти популяции были специфичны, хотя в пределах крупных территорий обнаруживали сходные вариации единичных морфологических признаков, которые затем становились специфическими характеристиками образующихся рас. В пределах этих популяций закреплялись традиции обработки камня и навыки изготовления орудий, а также формировалось первичное самосознание на основе противопоставления своих чужим.
Первичные языки охватывали, скорее всего, несколько популяций, говоривших на одном языке, а распространение языка между группами популяций, говорящих на других языках, было затруднено.
Здесь налицо взаимодействие процессов дифференциации и интеграции, которые стали составными частями этногенеза с самых ранних стадий его развития. Процессы интеграции антропологических признаков, культуры и языка одной популяции с группой других популяций происходили в форме наложения одного на другое, что стало исходным пунктом расообразования. Таким образом, на раннем этапе человеческой истории расообразования и этногенез были сопряжены.
Однако возникновение и развитие процессов этногенеза и расообразования были бы невозможны без антропогенеза, т.е. процесса эволюционного формирования физического типа Homo sapiens. Палеонтологические исследования останков древних людей позволяют сделать вывод, что первые люди появились около 1 млн. лет назад. Кости таких живых существ найдены на востоке и юге Африканского континента, откуда, как полагают палеонтологи, эти существа, названные австралопитеками, распространились по другим частям света. Внешне они мало отличались от высших обезьян, но уже были прямоходящими. Следующими ступенями антропогенеза стали питекантропы, жившие в раннем палеолите, и неандертальцы. Последний вид древнего человека, возможно, был предком кроманьенца, появившегося около 40 тыс. лет назад и в совершенстве владевшего техникой обработки камня и изготовления орудий труда. У кроманьенцев существовало разделение труда в зависимости от пола, возраста и способностей. Эта эпоха позднего палеолита характеризуется появлением первобытного искусства - наскальной живописи, женских статуэток имевших ритуальное и магическое значение.
За 10 тыс. лет до н.э. закончилась ледниковая эпоха, которая резко изменила климат, окружающую среду, флору и фауну нашей планеты. Исчезли некоторые крупные млекопитающие и растения, составляющие значительную часть пищевого рациона древних людей. Изменение условий существования вынудило человека адаптироваться к новому природному окружению, что привело к крупным сдвигам в образе жизни и поведении. В частности, люди научились производить продукты питания.
Достижения молекулярной биологии существенно углубили изложенную картину. Со временем появления дарвиновской теории эволюции антропологии были убеждены, что современный человек и нынешняя человекообразная обезьяна имеют общий корень.
Таким образом, согласно данным современной науки, антропогенез представлял собой процесс появления и эволюции первобытных людей, последовательно прошедших следующие этапы:
1) гипотетический общий предок человека и обезьяны;
2) тип примата, названный учеными кличкой Люси: объем мозга 400-500 куб. см, прямоходящий, жил семейными группами на всей территории Восточной Афорики;
3) тип "африканус" - потомок Люси: объем мозга также 400-500 куб. см, имел длинные руки, был ловким и подвижным, жил общественными группами;
4) тип "робистус" - потомок африкануса: объем мозга 530 куб. см; не оставил после себя большого потомства;
5) Homo habilis - человек умелый: первый: первый известный вид, относящийся к семейству людей и использовавший орудия труда; объем мозга достигал 600-800 куб. см;
6) Homo erectus - человек прямоходящий: первый вид человека, сравнительно широко расселившийся по планете, колонизировал Ближний и средний Восток вплоть до Китая; объем мозга 750 - 1250 куб. см, жил около 1,5 млн. лет тому назад;
7) Homo sapiens - человек разумный, известный в антропологии под названием "кроманьонец": объем мозга 1200-1700 куб. см, появился около 40 тыс. лет назад.
Отдавая должное приведенному объяснению процесса антропогенеза, следует отметить некоторые уязвимые моменты этой концепции. Принципиальное возражение состоит в том, что не следует отождествлять человека с его внешним анатомическим обликом. В этом случае необъяснимым остается процесс происхождения разума Если судить по изменениям объема мозга, то можно сделать вывод, что разум человека складывался постепенно, что именно труд был основой формирования сознания человека. Но это лишь косвенный, внешний показатель, не объясняющий процессы исторического развития внутреннего мира человека. А именно с ними связано становление человеческой культуры.
Можно попытаться объяснить происхождение сознания из практического опыта взаимодействия с окружающим миром. Такая способность, естественно, появляется у человека лишь с формированием абстрактного мышления, умением находить нестандартные решения в конкретных ситуациях. Современные семиотические исследования позволяют утверждать, что в критических жизненных ситуациях выживали лишь те особи, которые смогли выработать у себя так называемое парадоксальное поведение, т.е. способность к нетрадиционному решению жизненно важных проблем. Ученые считают его проявлением зачатков абстрактного мышления. При соответствующих положительных эффектах парадоксальное поведение становится нормой, закрепленной опытом, что ведет к появлению способности к мысленному наложению на регулярно повторяющиеся факты реальности своего ценностно-смыслового отношения и к отбору таких типов поведения, которые соответствуют позитивным оценкам. Этот момент и есть начало становления человеческого сознания.
Теория антропогенеза объясняет лишь процесс формирования человека современного вида, но не касается разнообразия видов человеческих популяций, т.е. она не дает объяснения процессу расообразования. Вопрос о времени и причинах происхождения рас еще не получил окончательного решения.
В отечественной науке долгое время господствовало представление о том, что люди современного физического типа появились 35-40 тыс. лет назад и что одновременно с новым физическим типом человека возникла культура. Их появление объяснилось сознательной трудовой деятельностью, порожденной процессом антропогенеза. Однако в конце 1960-х гг. в Африке и на Ближнем востоке были найдены останки черепов неонтраполитов, возраст которых оценивался в 60-130 тыс. лет. Благодаря им ученые неопровержимо доказали, что люди современного типа уже десятки тысяч лет были носителями культуры, приписываемой неандертальцам.
Процесс происхождения рас этнологи относят к сложнейшим проблемам этнической истории народов. И эта сложность объясняется многочисленностью и разнообразным характером проявления различных расообразующих факторов. К числу наиболее важных следует отнести влияние географической среды.
Исследуя процессы расогенеза, следует иметь в виду, что никакой полезный признак из области физиологии или морфологии, приобретенный человеком на протяжении жизни, потомству передаваться не может. Как ни велика роль географической среды, она не оказывала бы никакого влияния на морфологический облик людей, если бы не было второго фактора расогенеза - спонтанно идущего мутагенеза в биосфере и в человеческих популяциях в том числе. Постоянные изменения в генетическом аппарате человека происходят самопроизвольно, внешняя среда только придает им определенную направленность. Неоднородность среды, в свою очередь, создает предпосылки для территориальных различий в развитии генетических признаков.
Третий важный фактор расогенеза - социальная изоляция. Ее суть состоит в том, что при заключении браков преимущественно внутри обособленной группы могут происходить заметные сдвиги в распределении генов, контролирующих расовые признаки.
3. Концепция этногенеза Л.Н. Гумилева
Несмотря на многократные попытки ученых объяснить процессы этногенеза, антропогенеза и расогенеза, все же существующие концепции носят преимущественно частный характер. До настоящего времени в этнологии нет законченных научно аргументированных теорий, которые бы давали полное и убедительное описание всех этих процессов. Работа этнологов в этом направлении продолжается, и поэтому большой интерес вызывает концепция этногенеза Л.Н. Гумилева.
В основу своей теории этногенеза Гумилев положил в качестве главного постулата тезис о природно-биологическом характере этноса, обусловленного тем, что он является составной частью биоорганического мира планеты и возникает в определенных географо-климатических условиях. Гумилев определяет этнос как биофизическую реальность, и поэтому весь механизм этногенеза он ищет в реальных природных процессах. По его мнению, будучи составной частью биосферы, этносы должны подчиняться ее законам, быть составной частью протекающих в ней процессах. А эти процессы, гигантские по своим масштабам, сравнимые по этногенетическим затратам с величайшими геологическими процессами, создали в значительной мере весь современный облик нашей планеты. В.И. Вернадский назвал эту планету энергию биогеохимической энергией живого вещества биосферы. Она есть не что иное, как преобразованная энергия солнца, космоса и радиоактивного распада в недрах Земли.
Гипотеза Гумилева заключается в предположении, что несколько раз за тысячелетие поверхность нашей планеты подвергается воздействию определенного типа космического излучения, которое вызывает пассионарный толчок, т.е. мутацию гена человека, отвечающего за восприятие организмом энергии из внешнего мира. Особенность этих толчков заключается в их кратковременности. За последние 3 тыс. лет было достоверно зафиксировано девять пассионарных толчков: четыре - до нашей эры и пять - за последние два тысячелетия.
Этногенезе по Гумилеву - энергетический процесс получения однократного запаса энергии после вспышки космического излучения и дальнейшей его растраты в ходе развития этноса, пока этнос не придет в состояние гомеостаза - равновесия с природной, при котором уровень пассионарности равен нулю.
Цикл жизни этноса равен около 1,5 тыс. лет, если этнос не гибнет раньше по внешней причине. Фазы его развития связаны с определенными уровнями пассионарного напряжения, что внешне выражается в специфических для каждой фазы стереотипах поведения.
Новый цикл развития может быть вызван лишь очередным пассионарным толчком, при котором возникает новая пассионарная популяция. Но она не реконструирует старый этнос, а создает новый, давая начало очередному витку этногенеза - процессу, благодаря которому Человечество не исчезает с лица Земли.
Заключение
Очевидно, что в человеке как сложной системе имеются два главных компонента - биологические предпосылки его существования и личностные качества.
Человек живет в мире, где преобладают социальные потребности. Они формируют его психическую жизнь, качественно отличную от поведения животных. Генезис человеческих черт коренится в истории. Все истинно человеческое - наука, мораль, искусство, культура и т. д. - создано в историческом развитии общественных отношений и производственной деятельности.
Г. Гейне в свое время сказал, что каждый человек есть «целый мир, рождающийся и умирающий вместе с ним». Содержание этого мира, уникального в каждой личности, и отражает уровень и характер тех общественных отношений, в которых живет человек. Вместе с тем, человек достигает высот цивилизации в том случае, если он самостоятельно вырабатывает и осуществляет программу своего поведения, основанную на глубоком нравственном чувстве.
Литература
1. Общая биология Автор И.Н.Иванов, просвещение 2010.
2.Биология Автор В.В. Песечник , просвещение 2008.
3. «Основы общей биологии», 9 класс, Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М.: 4. Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений/ Под ред. проф.
И.Н. Пономаревой. - 2-е изд. перераб. - М.: Вентана-Граф, 2005. - 240 с.: ил.
- Алексеев В.П. Историческая антропология и этногенез. М., 1989
- Андреев В.П. Этногенез. М., 1986
- Садохин А.П. Этнология: учебник. М., 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Право. Его сущность и особенности.
Урок обществознание 9 класс. К учебнику А.И.Кравченко....
Разработка урока по обществознанию в 9 классе по теме "Право, его сущность и особенности"
Цель: Охарактеризовать экономическую сферу общества, выявить значение экономики в жизни общества. Задачи: рассмотреть значения понятия «экономика»;-охарактеризовать факторы прои...
Сущность, особенности и принципы создания ролевой игры
Квесты и ролевые игры набирают популярность как вид досуга. Но при этом обладают огромным образовательным потенциалом: поиск решений, коммуникация, мотивация на усвоение большого объема информации - э...
конспект урока по обществознанию в 10 кл.( профильный уровень) «Сущность, особенности общественного сознания».
Урок- отчёт о проекте, презентация...
Индивидуально-возрастные и психологические особенности младших подростков
Статья посвящена индивидуально-возрастным и психологическим особенностям младших подростков. Изучение этих особенностей, позволяет нам предвидеть многое в их поведении, благодаря чему возможно осущест...
Индивидуально-возрастные и психологические особенности младших школьников
Индивидуально-возрастные и психологические особенности младших школьников...
Сущность и особенности коррекционно-педагогического процесса
Современная система специального образования предполагает создание таких условий, при которых ребенок с отклонениями в развитии получит возможность реализации своих личностных ценн...