КТП 9 класс обществознание Кравченко А.И
календарно-тематическое планирование по обществознанию (9 класс) на тему

Головачева Галина Анатольевна

Рабочая  программа по обществознанию    составлена в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования Российской Федерации,  Министерства образования и науки Челябинской области:

  1. «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (приказ министерства образования РФ от 05.03.2004г. №1089).
  2. «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2011-2012 учебный год» (Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 16.06.2011г. №04-997).
  3. «О разработке рабочих учебных программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области (Письмо министерства образования и науки Челябинской области от 31.07.2009г. № 103/3404).
  4.  Методичсекое письмо министерства образования и науки Челябинской области от 16.07.2012г № 24/5135
  5. Учебный план МОУ Великопетровская СОШ на 2012/2013учебный год.

и на основе авторской  программы курса по обществознанию  для 8-9 и 10-11 классов   общеобразовательных учреждений/  Кравченко И.А

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ktp_9_klass.doc113 КБ

Предварительный просмотр:

Наименование раздела,

Тема урока

Кол-во часов

Форма урока  урока

 Элементы минимального содежания программы

Требования  к уровню подготовки учащихся

Вид

контроля    

Домашнее задание

Дата проведения

План

Факт

1

Вводный урок

1

Вводный урок

Знакомство со структурой курса. Требования к ведению рабочих тетрадей.

 

Глава 1. Политическая сфера.(10 часов)

2

Власть.

Урок изучения нового материала

Формы проявления влияния: сила, власть и авторитет. Становление власти в качестве политического института общества. Разделение властей.  Борьба за власть.

Уметь анализировать конкретные жизненные ситуации, связанные с деятельностью власти.

 Знать понятия: власть, легитимность, оппозиция, иерархия, авторитет, разделение властей, сила. 

Работа в группах, с текстом, с понятиями.

Для всех учащихся: знать основные понятия и термины.    сочинение «Я и власть»

 3-4

Государство.

2

Комбинированный урок

Определение политической системы общества. Общие признаки государства. Понятие суверенитета. Внешние и внутренние функции государства. Причины  появления государства.

Знать причины зарождения государства, его функции (уметь их анализировать), основные признаки государства.

Уметь анализировать виды монополии государства (вариант: объяснять закономерности развития процессов).

Индивидуальный опрос

Для всех учащихся: § 2 , вопросы 1,3 знать  осн понятия и термины.

  мини сочинение на тему

«Мое понимание идеального государства».

 

5

Национальное государственное устройство.

1

Урок объяснения -рассуждения

Объединение о отделение наций. Национально-освободительные войны и межнациональные конфликты. Централизованное и национальное государство, его сходство и различие.

 . Уметь:

 - объяснять процесс создания централизованных государств,

- объяснять причины и особенности распада национальных ,

государств.

Знать понятия:

Объединение наций, отделение наций, сепаратизм, централизованное государство, национальное государство.

 Понятийный диктант, индивидуальный опрос

знать основные понятия и термины.   § 3, вопросы 1,3, 5-7.

 ».

 

6

 НРК

Челябинская область- субъект федерации

Урок- беседа

Челябинская область-субъект РФ. Организация государственной власти

Индивидуальный опрос

сообщение

7

Формы правления.

1

Изучение нового материала

Классификация форм правления. Сущность и политическое устройство демократии. Природа и сущность республики. Сочетание законодательной и исполнительной властей.

Уметь :

-  сравнивать две формы правления: республику и монархию;

- разъяснять сущность демократической формы правления; 

- анализировать сущность демократической формы правления;

- анализировать политическую систему государства.

Знать понятия: Монархия, аристократия, демократия, тирания, олигархия, охлократия.

 Проверка творческих сообщений

Для всех учащихся: знать основные понятия и термины § 4 , вопросы 2,3

 

 

8

НРК

Местное самоуправление в регионе

1

Комбинированный урок

Характеристика местного самоуправления в регионе.  Органы государственной власти

Фронтальный опрос

сообщение

9

Политические режимы.

1

 Обзорная лекция,закрепление знаний      

Сущность и классификация политических режимов. Характеристика и сущность авторитаризма. Природа и сущность диктатуры. Структура парламента.

Уметь  объяснять особенности политических режимов (аргументировать фактами из всеобщей истории и истории России).

 Знать понятия: Политический режим, авторитаризм, парламентский режим, диктатура, фашизм, деспотия, тирания, либерально- демократический режи

 Индивидуальный опрос, провекра письменной работы

Для всех учащихся: знать основные понятия и термины § 5 , вопросы 1-4,6

 

 

10

Гражданское общество и правовое государство.

1

 Лекция-информация,закрепление знаний

Два значения гражданского общества. признаки гражданского общества. История развития и сущность гражданства. Избирательное право и его происхождение.

Уметь:

-  Объяснять сущность явлений, процессов (гражданское общество, правовое государство);

Знать понятия: гражданское общество, правовое государство, гражданство, тоталитаризм

тестирование

Для всех учащихся: знать основные понятия и термины § 6 , вопросы 1-3.

 

 

 

11

Голосование, выборы и референдумы.


НРК.

 Выборы в Челябинской области

1

 Урок изучения нового материала

Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны. Составные части процедуры голосования. Активность электората. Роль референдума в политической жизни.

Уметь:

- объяснить особенности форм участия граждан в политической жизни страны;

- высказывать суждения о поведении разных социальных групп в политической жизни страны.

Знать понятия: активное избирательное право , пассивное избирательное право, избирательная система, собрания, митинги, шествия, пикетирование, предложение, заявление, жалоба, голосование, выборы, референдум

Фронтальный опрос

Для всех учащихся: знать основные понятия и термины § 7, вопросы 1,2,4,5..

 

 

12

Политические партии.

1

 Урок изучения нового материала

Определение и признаки политических партий. Понятие о политической программе партии. Функции политических партий. Классификация политических партий.

Уметь сопоставлять и систематизировать материал, связанный с особенностями различных политических партий; формулировать и отстаивать свою гражданскую позицию.

Знать понятия: партия, многопартийность, политическая программа

 Понятийный диктант

Для всех учащихся: знать основные понятия и термины§8.

Репродуктивный уровень: вопросы 3,5.

 

 

13

Итоговый урок  по теме: «Политическая сфера»

1

Урок контроля и оценки  знаний учащихся

Природа и формы проявления политической власти. Возникновение и функции государства. Формы правления, их типология и взаимопревращение. Политические партии и их роль в современной России.

Знать материал блока «Политическая сфера общества

Тест, вопросы с развернутым ответом

Повторить материал раздела «Политическая сфера общества», основные понятия и термины, написать эссе «Роль  граждан в политическом процессе»

   

Глава 2.  Человек и его права (13часов)

14

Право.

 

Урок изучения нового материала

Сущность и признаки понятия «Гражданин». Начало эпохи прав человека. Высшие проявления гражданственности.

Уметь:

- объяснять особый статус права в системе социальных норм;

- сравнивать нормы морали.

Знать понятия: социальные нормы, право, источники права, права и обязанности, правовая культура личности

Карточки с заданием

Для всех учащихся: знать основные понятия и термины §9, вопросы 2,5,6.

 

 

15

Нормы права и их система.

1

Комбинированный урок

Сформировать умения анализировать социальные нормы и определять необходимость их соблюдения.

Уметь объяснять, что такое нормы права; показать взаимосвязь  и согласованность норм между собой; охарактеризовать структуру права.

Знать основные понятия: нормы права, система права, отрасль права.

Фронтальный опрос. Развернутый ответ учащихся

Творческий уровень:  написать сочинение «Право в моей жизни». Опережающее задание: составить схему «Органы власти и управления»

 

16

17

Закон и власть.

2

Комбинированный урок

Гражданин и государство: взаимные права и взаимные обязанности. Сущность права. Право как мера свободы и ответственности. Виды правонарушений и правовой ответственности. Соотношение права и закона.

Уметь:

- давать оценку изученных политико - правовых явлений;

-формулировать и отстаивать свою позицию по поводу необходимости разделения властей;

- объяснять сущность разделения властей.

Знать основные понятия: власть, закон, разделение властей, президент, правительство, Федеральное собрание, Государственная дума.

 Понятийный диктант, проверка письменной работы

Для всех учащихся: знать основные понятия и термины §10 вопросы 1,2,4,5..  

 

18

Конституция – основной закон страны.


 

1

Урок- лабораторная работа

Конституция – закон высшей юридической силы. Основы конституционного строя России. Основные цели государства, лежащие в основе конституционных норм. Структура документа.

  Уметь объяснять особенности правового статуса гражданина, соотносить правовой статус жителя республики с правовым статусом гражданина России

Знать понятия: Конституция, правовой статус человека.

 Тестирование

Для всех учащихся: основные понятия §11, вопросы 1,3, 6.

 

 

19

Право и имущественные отношения

1

Урок- проблемная беседа

Участники имущественных отношений. Виды договоров. Изменение имущественных прав граждан. Право собственности. Арбитражный суд.

Уметь:

- называть основные нормы, регулирующие имущественные отношения; - характеризовать институт права собственности.

Знать понятия: иск, правоспособность, дееспособность, сделка, договор, гражданские правоотношения

Фронтальный опрос

Для всех учащихся: знать основные понятия и термины §12 вопросы 1,2.

Творческий уровень: подготовить мини- рассуждение на тему « Почему В РФ право частной собственности на землю имеют только граждане?»

 

20

Потребитель и его права

1

Комбинированный урок

Имущественные отношения. Принцип равенства участников гражданских правоотношений. понятие физического и юридического лица. Право собственности на имущество. Сделка и договор. Потребитель и его права.

Уметь приводить примеры прав потребителя и способов их защиты.

Знать понятия: потребитель, изготовитель, услуги, Закон о защите прав потребителя

Индивидуальный опрос

Для всех учащихся: знать основные понятия и термины §13 вопросы 1,2,3.Выполнить практикум.

 

21

Труд и право.

1

 Частично-поисковый практикум

Правовое регулирование трудовых отношений. кодекс законов о труде РФ. Трудоустройство и его регулирование. Заключение трудового договора, расторжение контракта. Защита детского труда.

Уметь характеризовать трудовое право как отрасль права, трудовой контракт; характеризовать правовой статус несовершеннолетних в трудовых отношениях; называть виды трудовых договоров, условия заключения и прекращения трудовых отношений.

Знать понятия: трудовое право, трудовой договор, расторжение трудового договора, сверхурочная работа.

 Понятийный диктант, практическое задание

Для всех учащихся: знать основные понятия и термины §14.

 .  

 

22

Право, семья, ребенок.

1

 Изучение нового материала

Потребность человека в семье. Правовые основы семейно-брачных отношений. Принципы обеспечения в семье прав ребенка.

Уметь давать правовую характеристику брачно-семейных отношений; приводить примеры правового регулирования семейных отношений.

Знать понятия: брак, семья, брачный контракт, законный режим имущества супругов

 Фронтальный опрос

Для всех учащихся: знать основные понятия и термины §15: а) права и обязанности супругов, б) права ребенка.

 

 

23

Преступление.

1

 Урок-проблемная беседа

Формы совершения преступления. Три признака преступления. Умысел или неосторожность. Соучастники преступления. Причины совершения преступления. Разнообразие мер воздействия.  Дознание и следствие. Основные виды наказания.

Знать, что собой представляют проступки и преступления, совершаемые людьми. Уметь анализировать состав преступления и определять, является ли содеянное преступлением: давать оценку изученным правовым явлениям. Знать понятия: Преступление. Проступок, вина и её формы, состав преступления, деяния, ответственность и её виды, презумпция невиновности, наказание

 Индивидуальный опрос

Для всех учащихся: знать основные понятия и термины §16, вопросы 2,6,8.

Конструктивный уровень вопросы 3,4,9.

 

24

Юридическая ответственность.

1

Комбинированный урок

  Основные виды юридической ответственности. Уголовная ответственность. Особенности наказания несовершеннолетних. Правоохранительные  органы области.

Знать,  что такое юридическая ответственность и какие виды ответственности существуют, что представляет собой принцип презумпции невиновности.

Знать наказания, которым могут подвергаться лица, совершившие преступления.

Схема

« Виды ответственности»

Творческий уровень:

Изобразить модель государства в котором не нарушается закон.

 

25

Правовая и социальная защита несовершеннолетних в РФ.


НРК.  Правовая база по защите прав ребенка в Челябинской области



1

Урок комплексного применения ЗУН учащихся

Семинарское занятие

Уметь: называть основные документы по защите прав детства, характеризовать современное состояние правовой и социальной защиты ребенка в республике; приводить примеры деятельности государственных органов и общественных организаций  по защите несовершеннолетних.

Знать понятия: особая необходимость в социальной и правовой защите детства в стране

Выступления учащихся

Для всех учащихся: знать основные понятия и термины §14.

 

 

26

Обобщающий урок по теме  «Человек и его права.»

1

Повторительно-обобщающий урок.

Систематизация знаний и умений учащихся по теме «Человек и его права», закрепление полученного уровня знаний и умений.

Уметь обобщать  и систематизировать изученный материал по теме; вести дискуссию, отстаивать свою позицию; реализовать имеющиеся права и защищать свои интересы.

Знать понятия: конституция, закон, преступление, уголовная ответственность, правоохранительные органы, санкции, правовая культура, суд, юридическое и физическое лицо, правоспособность, презумпция невиновности.

Понятийный диктант.   тест.

 

   Духовная сфера     8 часов

27

Что такое культура

1

Урок изучения нового

Происхождение слова «культура» и его значение. Материальная и нематериальная культура, её состав и структура. Этикет, его происхождение и правила. Культурное наследие и культурные универсалии.

Уметь

-характеризовать духовную жизнь человека и общества;

- разъяснять сущность понимания культуры у различных народов.

Знать правила этикета и как они могут проявиться.

Уметь анализировать особенности некоторых культурных ценностей, объяснять сущность культурного наследия.

Знать понятия: Общая культура, элементы культуры, артефакты, духовная и материальная культура, культурный комплекс, этикет, культурное наследие, культурные универсалии

Фронтальная беседа

Для всех учащихся: знать основные понятия и термины § 17, вопросы 1,2,4.

 

 

28

Культурные нормы.

1

Комбинированный урок

Понятие о культурных нормах, их разновидности. Образ жизни. Привычки и манеры. Молодежная мода. Церемония и ритуал. Санкции как регулятор человеческого поведения. Культурная относительность норм.

Знать, что такое культурные нормы и чем они определяются.

Уметь  анализировать привычки, манеры людей, знать их отличие от традиций , обычаев;

- разъяснять понятия вкусов, увлечения людей, обрядов и церемоний, ритуалов, нравов;

-  Разъяснять понятие     «мораль общества»

Знать понятия: Привычки, манеры, обычаи, традиции, нравы, законы.

Уметь разъяснять назначение тех или иных санкций в обществе.

Индивидуальный опрос,провекра творческого сообщения

Для всех учащихся: знать основные понятия § 18, вопросы 1,2,5,7.мини- сочинение «Культура моей семьи: традиции и нормы».

 

29

Формы культуры.


НРК. Тенденции развития духовной культуры в Челябиснкой области.

1

Урок - путешествие

Основные формы культуры. Характерные особенности элитарной культуры. отличительные черты народной культуры. Массовая культура, ее появление и средства распространения.

Знать особенности молодежной субкультуры.

Уметь анализировать формы культуры (вариант: высказывать суждения о ценностях разных видов и форм культуры).

 Знать понятия: элитарная, народная, массовая культура, субкультура, контркультура, доминирующая культура, молодежная культура.

 Проверка практического задания

Для всех учащихся § 19, вопросы  1-3,5.

 подготовить сообщения: а) о мировых религиях и их роли в обществе.; б) «Вера и безверие»

 

30

Религия.

1

 Урок -семинар

Различные определения религии, ей значение и роль в обществе. Тотемизм, фетишизм и анимизм. Мировые религии. Религиозные обряды и типы жертвоприношений. Вероучение в мировых религиях.

Знать что такое религия; иметь представление о фетишизме, мифологии, анимизме и их проявлениях в истории человечества.  

Знать некоторые особенности мировых религий, уметь сравнивать мировые религии, выделять общие черты и различия.

Знать понятия: религия, верования, миф, мифология, тотемизм, фетишизм, анимизм, культ, символ, мировые религии.

Опрос, таблица

Для всех учащихся § 20, вопросы  1,2.

 

 

31

Искусство.

1

 Урок-семинар

Различные трактовки искусства. Структура и состав изобразительного искусства. Критерии произведений искусства. Изящные искусства, их история и развитие.

Знать что такое искусство и как оно соотносится с художественной культурой; Уметь пояснять, кто является субъектом художественной культуры, анализировать произведения искусства, определяя ценности, которыми они обладают.

Знать понятия: искусство, художественная культура. фольклор, «свободное искусство», истина, красота, добро

Вопросы. Анализ произведений искусства. Реферат.

 Для всех учащихся § 21, вопросы  1-5.

 .

 

32

Образование. Наука.

1

Комбинированный урок

Основная задача и исторические формы образования. Приемы обучения и формы усвоения знаний. государственной и частное образование. Общее и специальное образование.  Правовые основы школьного образования    Роль науки в современном обществе Классификация наук. Школа как способ приобщения к наукам. Структура. Функции, история и формы высшего образования. Зарождение и развитие университетов. История и разновидности академий.



Знать что представляет собой образование как институт общества (вариант: образование- составная часть общечеловеческой культуры).

Уметь разъяснять: эволюцию системы образования с древнейших времен до наших дней, особенности правового статуса ученика современной школы.

Знать понятия: образование, школа, Устав школы, юридический статус ребенка

Знать что такое наука, каковы его функции в обществе, какие существуют учреждения науки; что представляет собой высшая школа, какие виды учебных заведений есть в РФ.

Уметь   осознанно выбирать высшую школу для продолжения обучения.

Знать понятия: академия, университет, научно-исследовательский институт, наука.

 Фронтальный опрос

Для всех учащихся

§ 22, 23 вопросы  1,2; основные понятия.

 

 

33

Обобщающий урок по теме: «Духовная сфера общества»

1

Повторительно – обобщающий урок.

Роль науки в современном обществе. Классификация наук. Школа как способ приобщения к наукам. Структура. Функции, история и формы высшего образования. Зарождение и развитие университетов. История и разновидности академий.

Знать основные понятия темы.

Уметь сопоставлять, сравнивать уровни культуры в разные периоды истории России; систематизировать и обобщать материал по теме « Духовная сфера общества».

Знать понятия:  культура, мораль, искусство, наука, религия, образование, система норм и ценностей, культурный комплекс, этикет, менталитет россиянина

Понятийный диктант.  тренинг тестовых заданий.

Написать эссе «Роль культуры в жизни современного общества»

 

34-35

Итоговое занятие  по курсу Обществознание 9 класс

2

Итоговый урок по курсу.

Контрольная работа

Знать высшие органы власти, правовые основы организации власти.

Уметь: объяснять взаимосвязь права и политики; соотносить духовную культуру с правовой и политической.

Тест,  

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Переводной экзамен 10 класс Обществознание

пробный переводной экзамен по обществознанию 10 класс презентация...

Контрольная работа по теме: "Сфера духовной культуры", 8 класс, обществознание

Контрольная работа проводится после изучения темы "Сфера духовной культуры" на уроках обществознания в 8 классе. Авторы учебника  Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова. Задания предусматрива...

Рабочая программа 8 класс обществознание

Рабочая программа 8 класс обществознание...

Рабочая программа 9 класс обществознание

Рабочая программа 9 класс обществознание...

Тема: Что делает человека человеком? 7 класс обществознание.

Тема: Что делает человека человеком? Раскрыть связь понятий “гуманизм”, “мораль”, “человечность”, “нравственность”; раскрыть понятия “добро” и “зло” как наиболее общие понятия морали.Показать практиче...

6 класс - обществознание - тема "Школа" - итоговый контроль

тестовый материал для контроля учащихся по теме "Школа" - обществознание 6 класс...

Сборник тестов "История 5-11 класс География 5-11 класс Обществознание 6-11 классы»

Сборник тестов "История 5-11 класс География 5-11 класс Обществознание 6-11 классы», в который включены тесты по географическому краеведению Оренбургской области....