Использование информационно – коммуникативных технологий на уроках биологии.
статья по биологии по теме
Одним из способов повышения интереса к дисциплинам естественнонаучного цикла, углубления знаний учеников по этим предметам является использование современных информационных технологий, в частности компьютерных, на различных стадиях учебного процесса. Всё большее количество учеников являются владельцами компьютера. Используя интерес детей к технике, можно облегчить задачи обучения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Луговская СОШ
Областной семинар учителей биологии
Тема.
Использование информационно – коммуникативных технологий на уроках биологии.
Подготовила:
учитель биологии
МБОУ «Луговская СОШ»
Брагина Н.И.
п. Луговое
20 июня 2008 г.
“Дитя требует деятельности беспрестанно, а утомляется не деятельностью, а ее однообразием”
К.Д. Ушинский
В настоящее время в России идет становление новой системы образования. В современную жизнь независимо от нашего желания, сознания и воли вторглись новые информационные технологии. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Традиционные способы передачи информации уступают место использованию информационно-коммуникативным технологиям. В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре инновационных технологий.
В последнее время отмечают падение интереса учащихся к изучению естественнонаучных дисциплин. И это печально, поскольку именно они дают знания о Земле как о природном теле, они формируют правильное восприятие окружающего мира. Они играют значительную роль и в формировании личности в целом. Падение интереса к изучению естественнонаучных дисциплин вызвано в первую очередь применением довольно старых наглядных материалов, однообразным использованием учебников, таблиц, схем. Одним из способов повышения интереса к дисциплинам естественнонаучного цикла, углубления знаний учеников по этим предметам является использование современных информационных технологий, в частности компьютерных, на различных стадиях учебного процесса
Всё большее количество учеников являются владельцами компьютера. Используя интерес детей к технике, можно облегчить задачи обучения. Обширные перспективы открывает технология демонстрации информации через проектор в виде презентации, созданной в программе Power Point.
В изучении школьного курса биологии выделяется несколько основных направлений, где оправдано использование компьютера:
- наглядное представление объектов и явлений биомира;
- система тестового контроля
- подготовка к ЕГЭ
- проведение лабораторных и практических работ.
Выделяют восемь типов компьютерных средств, которые используют в обучении на основании их функционального назначения (по А.В. Дворецкой).
- Презентации – это электронные диафильмы, которые могут включать в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности. Для создания презентаций используются такие программные средства, как Power Point. Эти компьютерные средства интересны тем, что их может создать любой учитель, имеющий доступ к персональному компьютеру. Кроме того, презентации активно используются и для представления ученических проектов.
- Электронные энциклопедии – являются аналогами обычных справочно-информационных изданий – энциклопедий, словарей, справочников и т.д. В отличие от своих бумажных аналогов они обладают дополнительными свойствами и возможностями:
- они обычно поддерживают удобную систему поиска по ключевым словам и понятиям;
- удобная система навигации на основе гиперссылок;
- возможность включать в себя аудио- и видеофрагменты.
- Дидактические материалы – сборники задач, диктантов, упражнений, а также примеров рефератов и сочинений.
- Программы-тренажеры выполняют функции дидактических материалов и могут отслеживать ход решения и сообщать об ошибках.
- Программные системы контроля знаний, к которым относятся опросники и тесты. Главное их достоинство – быстрая удобная, беспристрастная и автоматизированная обработка полученных результатов. Главный недостаток – негибкая система ответов, не позволяющая испытуемому проявить свои творческие способности.
- Электронные учебники и учебные курсы –Например, обучаемому сначала предлагается просмотреть обучающий курс (презентация), затем проставить виртуальный эксперимент на основе знаний, полученных при просмотре обучающего курса (система виртуального эксперимента) и в завершение он должен ответить на набор вопросов и/или решить несколько задач (программные системы контроля знаний).
- Обучающие игры и развивающие программы – это интерактивные программы с игровым сценарием. Выполняя разнообразные задания в процессе игры, дети развивают тонкие двигательные навыки, пространственное воображение, память.
8. Использование ресурсов сети Интернет.
Интернет несет громадный потенциал образовательных услуг (электронная почта, поисковые системы, электронные конференции) и становится составной частью современного образования. Получая из Интернет учебную информацию, учащиеся приобретают навыки: целенаправленно находить информацию и систематизировать ее; видеть информацию в целом, а не фрагментами, выделять главное в информационном сообщении.
Сегодня я хочу предоставить вашему вниманию некоторые свои наработки использования компьютера на уроках.
Широкое использование анимации
делает обучение более наглядным, понятным и запоминающимся.
Виртуальные экскурсии значительно расширяют кругозор ребенка и облегчают понимание сути процессов.
(Диск Биология. Человек 8 класс 1:С Школа Галерея. Анимация. Интерактивные рисунки. Интерактивные схемы.).
Тестирование
один из эффективных способов контроля знаний учащихся. Данная деятельность предполагает индивидуальную работу каждого ученика с компьютерной программой, предложенной учителем. Учащийся получает возможность работать в удобном ему темпе и обращать особое внимание на те вопросы темы, которые вызывают затруднения именно у него.
(Диск Биология. Человек 8 класс 1:С Школа Галерея. Тесты для печати. Курсы. Проверка темы)
Проведение эксперимента, лабораторных и практических работ. Здесь компьютер может стать эффективным помощником учителю. Конечно, проведение опытов естественным путем обладает неоспоримым преимуществом, но иногда в курсе биологии нет возможности провести некоторые исследования, или отсутствует необходимое оборудование. Использование компьютера позволяет все-таки провести эти работы. Отчет о работе учащийся оформляет в тетради, а эксперимент наблюдает на экране.
(Диск. Лабораторные исследования. Диск Биология. Человек 8 класс 1:С Школа. Фотоальбом. Гиалиновый хрящ).
Использование мультимедийных презентаций
Презентация - форма подачи материала в виде слайдов, на которых могут быть представлены таблицы, схемы, рисунки, иллюстрации, аудио- и видеоматериалы.
Презентация позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов. Удачно вписываются презентации в лекционно-семинарскую систему обучения.
Технический потенциал программы Power Point позволяет сделать лекцию содержательной, интересной, наглядной, интерактивной.
Виды презентаций.
1. Презентация - основа урока, его "скелет". Необходимо выделить этапы урока, четко выстроив логику рассуждения от постановки цели к выводу.
В соответствии с этапами урока определяется содержание текстового и мультимедийного материала (схемы, таблицы, тексты, иллюстрации, аудио- и видео - фрагменты). Создаются слайды в соответствии с планом урока, в программе Power Point.
2. Презентация часть урока. Необходимо четко сформулировать цель использования презентации, отобрать и оформить материал. В данном случае нужно ограничить время показа презентации, продумать варианты работы с презентацией на уроке: вопросы и задания учащимся.
3. Презентация - творческая работа учащегося или группы учеников. Необходимо точно сформулировать цель работы, определить контекст работы в структуре урока, обсудить содержание и форму презентации, время на ее защиту. С презентацией, созданной учеником, лучше познакомиться заранее.
Презентация может быть как сопровождение при защите реферата.
Презентация может быть как «конечный продукт» проектной деятельности на уроке.
4. Презентация - обобщающие уроки
С помощью презентации можно подготовить и обобщающие уроки. Задача такого урока - собрать все наблюдения, сделанные в процессе обучения, в единую систему целостного восприятия темы, но уже на уровне более глубокого понимания.
Схемы, таблицы, тезисное расположение материала позволяют представить изученный материал целостно. Кроме того, выводы и схемы могут появляться постепенно, после обсуждения или опроса учащихся. Учитель благодаря презентации может все время контролировать работу класса.
5. Презентация практические и лабораторные работы.
(Демонстрация уроков.
Проверка домашнего задания.
Фрагмент урока: выводы.
Объяснение материала и закрепление.)
Преимущества ИКТ для учащихся:
- Делает занятия интересными.
- Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развивает личные и социальные качества.
- Учащиеся начинают понимать более сложный материал в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала.
При помощи персонального компьютера ученик может...
1. Готовить домашние задания:
просматривать энциклопедии на CD-ROM, интерактивно познавая окружающий мир.
2. Представлять свои идеи:
пользоваться удобными приложениями для создания визуальных презентаций.
3. Готовиться к экзаменам:
сделать компьютер "репетитором", делающим обучение интереснее, быстрее и эффективнее.
4. Вести исследовательскую работу:
пользоваться обширными ресурсами предельно актуальных информационных ресурсов Интернета в любое время.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основные направления, где оправдано использование компьютера: - наглядное представление объектов и явлений биомира; - система тестового контроля - подготовка к ЕГЭ - проведение лабораторных и практических работ.
Восемь типов компьютерных средств, которые используют в обучении Презентации Электронные энциклопедии Дидактические материалы Программы-тренажеры Программные системы контроля знаний Электронные учебники и учебные курсы Обучающие игры и развивающие программы Использование ресурсов сети Интернет
Наработки учителя. ( Диск Биология. Человек 8 класс 1:С Школа Галерея. Анимация. Интерактивные рисунки. Интерактивные схемы.). ( Диск Биология. Человек 8 класс 1:С Школа Галерея. Тесты для печати. Курсы. Проверка темы) (Диск. Лабораторные исследования. Диск Биология. Человек 8 класс 1:С Школа. Фотоальбом. Гиалиновый хрящ). (Демонстрация уроков. Проверка домашнего задания. Фрагмент урока: выводы. Объяснение материала и закрепление.)
Преимущества ИКТ для учащихся: Делает занятия интересными. Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развивает личные и социальные качества. Учащиеся начинают понимать более сложный материал в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала.
При помощи персонального компьютера ученик может... 1. Готовить домашние задания: просматривать энциклопедии на CD-ROM 2. Представлять свои идеи: пользоваться удобными приложениями для создания визуальных презентаций. 3. Готовиться к экзаменам: сделать компьютер «репетитором». 4. Вести исследовательскую работу: пользоваться обширными ресурсами Интернета в любое время.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках географии и во внеклассной работе с неслышащими детьми.
На современном этапе развития образования, основной принцип педагогической деятельности должен заключаться в том, чтобы научить ребенка учиться. Чтобы он не привыкал получать знания в готовом виде, а ...
Использование информационно-коммуникативных технологий на уроке.
Выбор образовательных технологий для достижения целей и решения задач, поставленных в рамках предмета "Иностранный язык" обусловлен потребностью сформировать у учащихся комплекс общекультурных компете...
Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках биологии.Урок по теме "Класс Хрящевые рыбы. Отряды: Акулы, Скаты, Химерообразные"
Цели урока:1. Сформировать у обучающихся знания об особенностях строения, многообразии, среде обитания, значения в природе и жизни человека хрящевых рыб, как самостоятельной группы хордовы...
Использование информационно- коммуникативных технологий на уроках обществознания.
Мы живем в такую эпоху, когда человечество вступило в новую стадию своего развития- информационную эру. Сегодня наша жизнь становится все более зависимой от информационных технологий. Они широко, инте...
«Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках английского языка»
Конспект по использованию ИКТ на уроках английского языка,которая помогает разобраться для чего необходимо ИКТ и как можно улучшить результаты работы и развить интерес у школьников к изучению яз...
Методическая разработка. Методические рекомендации «Использование информационно-коммуникативных технологий на уроке истории как инновационного метода работы с учебным историческим материалом на примере уроков в 7 классе при изучении учебной темы «Внутре
Содержание методической разработки представляется мне особенно актуальным в связи с переходом основной школы на концентрическую структуру изучения предмета «История», так как конце...
Эффективные информационно-коммуникативные технологии на уроках биологии
Информационная технология обучения – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино-, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуника...