Использование информационно – коммуникативных технологий на уроках биологии.
статья по биологии по теме

Брагина Наталья Ивановна

Одним из способов повышения интереса к дисциплинам естественнонаучного цикла, углубления знаний учеников по этим предметам является использование современных информационных технологий, в частности компьютерных, на различных стадиях учебного процесса. Всё большее количество учеников являются владельцами компьютера. Используя интерес детей к технике, можно облегчить задачи обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Луговская СОШ

Областной семинар учителей биологии

Тема.

Использование информационно  – коммуникативных технологий на уроках биологии.

Подготовила:

учитель биологии

МБОУ «Луговская СОШ»

Брагина Н.И.

п. Луговое

20 июня 2008 г.

“Дитя требует деятельности беспрестанно, а утомляется не деятельностью, а ее однообразием”

К.Д. Ушинский

В настоящее время в России идет становление новой системы образования. В современную жизнь независимо от нашего желания, сознания и воли вторглись новые информационные технологии.  Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Традиционные способы передачи информации уступают место использованию информационно-коммуникативным технологиям. В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре инновационных технологий.

В последнее время отмечают падение интереса учащихся к изучению естественнонаучных дисциплин. И это печально, поскольку именно они дают знания о Земле как о природном теле, они формируют правильное восприятие окружающего мира. Они играют значительную роль и в формировании личности в целом. Падение интереса к изучению естественнонаучных дисциплин вызвано в первую очередь применением довольно старых наглядных материалов, однообразным использованием учебников, таблиц, схем. Одним из способов повышения интереса к дисциплинам естественнонаучного цикла, углубления знаний учеников по этим предметам является использование современных информационных технологий, в частности компьютерных, на различных стадиях учебного процесса

Всё большее количество учеников являются владельцами компьютера. Используя интерес детей к технике, можно облегчить задачи обучения. Обширные перспективы открывает технология демонстрации информации через проектор в виде презентации, созданной в программе Power Point.

В изучении школьного курса биологии выделяется несколько основных направлений, где оправдано использование компьютера:

- наглядное представление объектов и явлений биомира;  

- система тестового контроля

- подготовка к ЕГЭ

- проведение лабораторных и практических работ.

Выделяют восемь типов компьютерных средств, которые  используют  в обучении на основании их функционального назначения (по А.В. Дворецкой).

  1. Презентации – это электронные диафильмы, которые могут включать в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности. Для создания презентаций используются такие программные средства, как Power Point. Эти компьютерные средства интересны тем, что их может создать любой учитель, имеющий доступ к персональному компьютеру. Кроме того, презентации активно используются и для представления ученических проектов.
  2. Электронные энциклопедии – являются аналогами обычных справочно-информационных изданий – энциклопедий, словарей, справочников и т.д. В отличие от своих бумажных аналогов они обладают дополнительными свойствами и возможностями:
  1. они обычно поддерживают удобную систему поиска по ключевым словам и понятиям;
  2. удобная система навигации на основе гиперссылок;
  3. возможность включать в себя аудио- и видеофрагменты.

  1. Дидактические материалы – сборники задач, диктантов, упражнений, а также примеров рефератов и сочинений.
  2. Программы-тренажеры выполняют функции дидактических материалов и могут отслеживать ход решения и сообщать об ошибках.
  3. Программные системы контроля знаний, к которым относятся опросники и тесты. Главное их достоинство – быстрая удобная, беспристрастная и автоматизированная обработка полученных результатов. Главный недостаток – негибкая система ответов, не позволяющая испытуемому проявить свои творческие способности.
  4. Электронные учебники и учебные курсы –Например, обучаемому сначала предлагается просмотреть обучающий курс (презентация), затем проставить виртуальный эксперимент на основе знаний, полученных при просмотре обучающего курса (система виртуального эксперимента) и в завершение он должен ответить на набор вопросов и/или решить несколько задач (программные системы контроля знаний).
  5. Обучающие игры и развивающие программы – это интерактивные программы с игровым сценарием. Выполняя разнообразные задания в процессе игры, дети развивают тонкие двигательные навыки, пространственное воображение, память.

8.   Использование ресурсов сети Интернет.

     Интернет несет громадный потенциал образовательных услуг (электронная почта, поисковые системы, электронные конференции) и становится составной частью современного образования. Получая из        Интернет учебную информацию, учащиеся приобретают навыки: целенаправленно находить информацию и систематизировать ее; видеть информацию в целом, а не фрагментами, выделять главное в информационном сообщении.

                  

     Сегодня я хочу предоставить вашему вниманию некоторые  свои наработки использования компьютера на уроках.

                                               

Широкое использование анимации 

делает обучение более наглядным, понятным и запоминающимся.

Виртуальные экскурсии значительно расширяют кругозор ребенка и облегчают понимание сути процессов.

 (Диск Биология. Человек 8 класс 1:С Школа  Галерея. Анимация. Интерактивные рисунки.  Интерактивные схемы.).

Тестирование

 один из эффективных способов контроля знаний  учащихся. Данная деятельность предполагает индивидуальную работу каждого ученика с компьютерной программой, предложенной учителем. Учащийся получает возможность работать в удобном ему темпе и обращать особое внимание на те вопросы темы, которые вызывают затруднения именно у него.

(Диск Биология. Человек 8 класс 1:С Школа  Галерея.  Тесты для печати. Курсы. Проверка темы)

Проведение эксперимента, лабораторных и практических работ. Здесь компьютер может стать эффективным помощником учителю. Конечно, проведение опытов естественным путем обладает неоспоримым преимуществом, но иногда в курсе биологии нет возможности провести некоторые исследования, или отсутствует необходимое оборудование. Использование компьютера позволяет все-таки провести эти работы. Отчет о работе учащийся оформляет в тетради, а эксперимент наблюдает на экране.

(Диск. Лабораторные исследования.  Диск Биология. Человек 8 класс 1:С Школа. Фотоальбом. Гиалиновый хрящ).

     Использование мультимедийных презентаций

 

 Презентация - форма подачи материала в виде слайдов, на  которых могут быть представлены таблицы, схемы, рисунки, иллюстрации, аудио- и видеоматериалы.    

Презентация позволяет представить учебный материал как систему ярких  опорных образов. Удачно вписываются презентации в лекционно-семинарскую систему обучения.

Технический потенциал программы Power Point позволяет сделать лекцию содержательной, интересной, наглядной, интерактивной.

Виды презентаций.

1. Презентация - основа урока, его "скелет".  Необходимо выделить этапы урока, четко выстроив логику рассуждения от постановки цели к выводу.

В соответствии с этапами урока определяется содержание текстового и мультимедийного материала (схемы, таблицы, тексты, иллюстрации, аудио- и видео - фрагменты). Создаются слайды в соответствии с планом урока, в программе Power Point.

2. Презентация часть урока.  Необходимо четко сформулировать цель использования презентации, отобрать и оформить материал. В данном случае нужно ограничить время показа презентации, продумать варианты работы с презентацией на уроке: вопросы и задания учащимся.

3. Презентация - творческая работа учащегося или группы учеников.  Необходимо точно сформулировать цель работы, определить контекст работы в структуре урока, обсудить содержание и форму презентации, время на ее защиту. С презентацией, созданной учеником, лучше познакомиться заранее.

Презентация может быть как сопровождение при защите реферата.  

Презентация может быть как «конечный продукт» проектной деятельности на уроке.

4. Презентация - обобщающие уроки

С помощью презентации можно подготовить и обобщающие уроки. Задача такого урока - собрать все наблюдения, сделанные в процессе обучения, в единую систему целостного восприятия темы, но уже на уровне более глубокого понимания.

Схемы, таблицы, тезисное расположение материала позволяют представить изученный материал целостно. Кроме того, выводы и схемы могут появляться постепенно, после обсуждения или опроса учащихся. Учитель благодаря презентации может все время контролировать работу класса.

5. Презентация практические и лабораторные работы.

(Демонстрация уроков.

Проверка домашнего задания.

Фрагмент урока: выводы.

Объяснение материала и закрепление.)

Преимущества ИКТ для учащихся:

  1. Делает занятия интересными.
  2. Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развивает личные и социальные качества.
  3. Учащиеся начинают понимать более сложный материал в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала.

При помощи персонального компьютера ученик может...

1. Готовить домашние задания:

просматривать энциклопедии на CD-ROM, интерактивно познавая окружающий мир.

2. Представлять свои идеи:

пользоваться удобными приложениями для создания визуальных презентаций.

 

3. Готовиться к экзаменам:

сделать компьютер "репетитором", делающим обучение интереснее, быстрее и эффективнее.

4. Вести исследовательскую работу:

пользоваться обширными ресурсами предельно актуальных информационных ресурсов Интернета в любое время.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

“ Дитя требует деятельности беспрестанно, а утомляется не деятельностью, а ее однообразием” К.Д. Ушинский Использование информационно – коммуникативных технологий на уроках биологии.

Слайд 2

Основные направления, где оправдано использование компьютера: - наглядное представление объектов и явлений биомира; - система тестового контроля - подготовка к ЕГЭ - проведение лабораторных и практических работ.

Слайд 3

Восемь типов компьютерных средств, которые используют в обучении Презентации Электронные энциклопедии Дидактические материалы Программы-тренажеры Программные системы контроля знаний Электронные учебники и учебные курсы Обучающие игры и развивающие программы Использование ресурсов сети Интернет

Слайд 4

Наработки учителя. ( Диск Биология. Человек 8 класс 1:С Школа Галерея. Анимация. Интерактивные рисунки. Интерактивные схемы.). ( Диск Биология. Человек 8 класс 1:С Школа Галерея. Тесты для печати. Курсы. Проверка темы) (Диск. Лабораторные исследования. Диск Биология. Человек 8 класс 1:С Школа. Фотоальбом. Гиалиновый хрящ). (Демонстрация уроков. Проверка домашнего задания. Фрагмент урока: выводы. Объяснение материала и закрепление.)

Слайд 5

Преимущества ИКТ для учащихся: Делает занятия интересными. Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развивает личные и социальные качества. Учащиеся начинают понимать более сложный материал в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала.

Слайд 6

При помощи персонального компьютера ученик может... 1. Готовить домашние задания: просматривать энциклопедии на CD-ROM 2. Представлять свои идеи: пользоваться удобными приложениями для создания визуальных презентаций. 3. Готовиться к экзаменам: сделать компьютер «репетитором». 4. Вести исследовательскую работу: пользоваться обширными ресурсами Интернета в любое время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках географии и во внеклассной работе с неслышащими детьми.

На современном этапе развития образования, основной принцип педагогической деятельности должен заключаться в том, чтобы научить ребенка учиться. Чтобы он не привыкал получать знания в готовом виде, а ...

Использование информационно-коммуникативных технологий на уроке.

Выбор образовательных технологий для достижения целей и решения задач, поставленных в рамках предмета "Иностранный язык" обусловлен потребностью сформировать у учащихся комплекс общекультурных компете...

Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках биологии.Урок по теме "Класс Хрящевые рыбы. Отряды: Акулы, Скаты, Химерообразные"

Цели урока:1. Сформировать у обучающихся знания об особенностях строения, многообразии, среде обитания, значения в природе и жизни человека хрящевых рыб, как  самостоятельной группы хордовы...

Использование информационно- коммуникативных технологий на уроках обществознания.

Мы живем в такую эпоху, когда человечество вступило в новую стадию своего развития- информационную эру. Сегодня наша жизнь становится все более зависимой от информационных технологий. Они широко, инте...

«Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках английского языка»

Конспект по использованию ИКТ на уроках английского языка,которая помогает разобраться для чего необходимо ИКТ и  как можно улучшить результаты работы и развить интерес у школьников к изучению яз...

Методическая разработка. Методические рекомендации «Использование информационно-коммуникативных технологий на уроке истории как инновационного метода работы с учебным историческим материалом на примере уроков в 7 классе при изучении учебной темы «Внутре

  Содержание методической разработки представляется мне особенно актуальным  в связи с переходом основной школы на концентрическую структуру изучения предмета «История», так как конце...

Эффективные информационно-коммуникативные технологии на уроках биологии

Информационная технология обучения – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино-, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуника...