Права детей – забота государства.
методическая разработка по обществознанию по теме

Цель: познакомить учащихся с основными правами ребенка,              провозглашенными Конвенцией ООН, и способами их реализации.

Задачи:

  • Формировать у подростков правовую культуру, общечеловеческие ценности,
  • Воспитывать уважение к правам и свободам личности, чувство собственного достоинства, справедливости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prava_detey-zabota_gosudarstva.doc195.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ – СОШ  с. Карпенка  Краснокутского  района  Саратовской  области

Внеклассное  мероприятие

                          

                   

Учитель:  Козловская  М.В.

2009 год

Цель: познакомить учащихся с основными правами ребенка,              провозглашенными Конвенцией ООН, и способами их реализации.

Задачи:

Формировать у подростков правовую культуру, общечеловеческие ценности,

Воспитывать уважение к правам и свободам личности, чувство собственного достоинства, справедливости.

Оборудование: мультимедиа, компьютер, наглядный материал.

Участники: ученики 5-6 кл.

Права  детей – забота государства.

Вступление.

        1-й ученик: Однажды люди со всех концов земли решили собраться вместе. Кто-то приехал с запада, кто-то с востока, с севера и юга, из богатой страны и из бедной. Здесь были и мужчины и женщины. Они отличались друг от друга цветом кожи, говорили на разных языках, поклонялись разным богам.

       

       2-й ученик: Многие приехали из тех мест, где шла война, где гибли люди. Другие приехали из стран, где людей часто преследуют за их религию, за их политические взгляды. Всех собравшихся объединяло одно желание: чтобы никогда не было войн, чтоб никто не знал страха и нужды, чтобы никто никогда не мог наказывать людей без вины.

       3-й ученик: Поэтому они все вместе написали Закон. Они привели в этом документе список прав, которые имеет каждый человек на Земле, в том числе ребенок, для того чтобы все знали и уважали его права.

       Учитель: А случилось это 20 ноября 1989 г.. Организация Объединенных Наций приняла Конвенцию о правах ребенка.  На территории РФ Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990 г. Сегодня мы с вами познакомимся с основными правами ребенка, которые согласно Конвенции ООН должны обеспечить детям все государства -  участники   Конвенции. В соответствии с этим  международным документом Россия приняла на себя многочисленные обязательства по обеспечению прав ребенка. Конвенция рассматривает ребенка как самостоятельную личность, наделенную правами и способную в той или иной степени к самостоятельному их осуществлению и защите.

Ребята, позвольте задать вам вопрос. Как  вы думаете, до скольких лет, согласно Конвенции  ООН, человек считается ребенком? Перед вами четыре варианта ответа:               А) до 14 лет;

Б) до 16 лет;

В) до 18 лет;

Г) до 21 года.

Подумали? А теперь давайте проголосуем (идет подсчет голосов). Как видите, голоса разделились. Кстати, этот вопрос был задан в игре «Кто хочет стать миллионером?», и отвечал на этот вопрос школьник. Так вот. Он ответил на этот вопрос неверно. Видимо, как и некоторые из вас, он решил, что детский возраст заканчивается с получением паспорта, то есть в 14 лет. Но в соответствии с первой статьей Конвенции  ООН ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Так что все вы на самом деле еще дети и в соответствии с Конвенцией  ООН имеете право на особую заботу и помощь со стороны своего государства. Поэтому послушайте моих помощников, которые подробно изучили Конвенцию  ООН о правах ребенка. Они расскажут о ваших основных правах и о путях их реализации.

         

Жизнь, здоровье и отдых детей.

Ученик:     Государства – участники Конвенции ООН – признают, что  каждый ребенок имеет  неотъемлемое право на жизнь.  ( ст. 6)

              Наверное, сегодня это право ребенка многим покажется очевидным, но вспомните законы древней Спарты, или концентрационные лагеря фашистской Германии, или разговоры сегодняшних псевдогуманистов о возможности умерщвления новорожденных детей, страдающих некоторыми врожденными заболеваниями.

           Признавая неотъемлемое право человека на жизнь, государства создают законодательства, охраняющие жизнь и здоровье всех его граждан.

           Ребенок имеет право на свободу мысли, совести и религии. ( ст.14)

           То есть вы вправе исповедовать любую религию. Но если вы станете членом секты,  решившей устроить на планете конец света путем проведения газовой атаки в метро или взрыва атомной бомбы, то ваши действия нарушат право на жизнь других членов общества и станут самым настоящим преступлением, наказание за которое не замедлит последовать.

             Ребенок имеет право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции. (ст.16)

             Ребенок имеет право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения. (ст.24)

А для реализации своего права на бесплатную медицинскую помощь вам следует один раз в год заключать договор о медицинском страховании.

               Ребенок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством, спортом и техническим творчеством. (ст.31)

И для реализации этих прав вам достаточно записаться в кружки, спортивные секции, творческие студии.

Учитель: Спасибо за выступление.  А теперь давайте проверим,  внимательно ли вы слушали моего помощника. Посмотрите сценку из известной вам сказки о мертвой царевне и о семи богатырях. Какое право ребенка было нарушено?

     

          Инсценировка по «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»

(С зеркальцем в руках сидит царица, любуется своим отражением)

Царица.        Свет мой, зеркальце, скажи да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?

Зеркальце.   Ты прекрасна, спору нет, но царевна всех милее, всех румяней и белее.

Царица.         Ах ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне на зло. Обойди все царство наше, хоть весь мир: мне равной нет. Так ли?

Зеркальце. А царевна всех милее, всех румяней и белее.

( Царевна бросает зеркальце. Топает ногами. Кличет служанку)

Царица. Эй, чернавка! (Входит девушка, смиренно склонив голову) Веди царевну в глушь лесную и, связав ее, живую под сосной там оставь на съедение волкам!

     

   Учитель:  И так, какое право ребенка было нарушено? (право на жизнь)

Никто и никогда не имеет права лишить ребенка жизни.

Право на жизнь записано в конвенции о защите прав ребенка и в законах России, и все обязаны соблюдать эти право. А вот, сценка из нашей жизни.

Сценка «Чужое письмо»

Нина.    А ты не пойдешь на физкультуру?

Ира.     Нет, я освобождена. (Нина уходит. Ира начинает рисовать). Ой, стерки нет. У кого же взять? У Нины посмотрю. (Ира роется в портфеле Нины. Находит блокнот, читает его. Затем находит письмо и начинает читать его. Входит Нина)

Нина.  Почему ты открыла мой портфель? И почему читаешь мое письмо?

Ира.    А что такого? Я же ничего не взяла, только посмотрела. Разве нельзя?

Учитель. На первый взгляд, казалось бы, обычное дело. Всего лишь прочитать письмо, посмотреть блокнот. А какое ваше мнение?

( учащиеся высказывают свое мнение) Правильно, статья 16 о праве на тайну корреспонденции.  А теперь, давайте, узнаем, какие права вы имеете в защиту от насилия и эксплуатации.

Защита от насилия и эксплуатации.

Ученик:       Ребенок  имеет право на защиту от всех форм физического или психологического насилия. (ст. 19)  А это значит, что если вас кто-то обижает, унижает, избивает или оказывает на вас воздействие, то есть убеждает вас сделать то, что вы считаете для себя недопустимым, пожалуйста, не ищите выхода из этого трудного, а порой и унизительного положения самостоятельно, а обратитесь за помощью к старшим, например, к классному руководителю. Поверьте, они найдут способ помочь вам в этой беде.

         Ребенок имеет право на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для  его здоровья. (ст32)

         И в соответствии с этой статьей  Конвенции ООН о правах ребенка разрабатывается перечень разрешенных работ и устанавливается максимальная продолжительность рабочего дня для различных возрастов подростков.

         Ребенок имеет право на защиту от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ. (ст. 33)То есть все  те, кто предлагает вам наркотические или психотропные препараты, нарушают Уголовный кодекс РФ и подлежат уголовной ответственности за свои действия. А если кто-то из «друзей» ваших знакомых наркоманов попросит вас передать «другу»  шприц или таблетки, то учтите, что, ввязавшись в это грязное дело, вы становитесь соучастником преступления.

           Ребенок имеет право на защиту от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения. Если вдруг вы почувствовали какой-то нездоровый интерес к себе со стороны своих близких (отчима, маминого друга, папиной приятельницы и т.п.), старшего друга, подруги или от человека, от которого вы зависите по учебе или работе, не стесняйтесь и не бойтесь, что вам не поверят, а срочно обращайтесь за помощью к старшим, которым вы доверяете.

Учитель: А теперь, вспомните сказку о Золушке. Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться, оскорбляет ее. Золушка без помощи своих друзей не может справиться со всеми делами. Какую статью Конвенции нарушила мачеха? (ст. 19, 32) ( статья о физическом насилии, эксплуатации ребенка)

     

        К сожалению, мир, в котором мы живем, не идеален и никто не застрахован от огорчений, болезней и несчастий. А разводы родителей, предательство друзей, несчастная любовь, насилие и жестокость…Порой жизненные ситуации так трудны, что у человека просто опускаются руки и ему начинает казаться, что он загнан в угол и выхода нет. Поверьте мне, многие проходят через эти испытания. И здесь главное не замыкаться в себе и не оставаться один на один со своей бедой, а идти к людям. Для оказания психологической помощи подросткам, попавшим в кризисные ситуации, в нашем районе действует специальная телефонная служба доверия. Запомните, пожалуйста, эти телефоны  5-27-33,  5-13-71. И в трудную минуту, прежде чем что-то предпринять, позвоните по этому телефону и, будьте, уверены, вам обязательно помогут.

      А теперь, давайте послушаем сообщение о ваших правах на получение образования.

Право  на  образование

Ученик: Я хочу познакомить вас с содержанием 28-й и 29-й статей Конвенции о правах ребенка.

Статья 28

Государства-участники признают право ребенка на образование, и с целью постепенного достижения осуществления этого права на основе равных возможностей они, в частности:

А) вводят бесплатное и обязательное начальное образование;

Б) поощряют развитие различных форм среднего, как общего, так и профессионального, обеспечивают его доступность для всех детей и принимают такие необходимые меры, как введение бесплатного образования и предоставления в случае необходимости финансовой помощи;

В) обеспечивают доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого с помощью всех необходимых средств;

Г) обеспечивают доступность информации и материалов в области образования и профессиональной подготовки для всех детей;

Д) принимают меры по содействию регулярному посещению школ и снижению числа учащихся, покинувших школу.

      Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка и в соответствии с настоящей конвенцией.

        Государства-участники поощряют и развивают международное сотрудничество по вопросам, касающимся образования, в частности, с целью содействия ликвидации невежества и неграмотности во всем мире и облегчения доступа к научно-техническим знаниям и современным методам обучения.

Статья 29

Государства-участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на:

А) развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;

Б) воспитание уважения личности к правам человека и основным свободам, а также,  принципам, провозглашенным в Уставе ООН;

В) воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличной от его собственной;

Г) подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения;

Д) воспитания уважения к окружающей природе.

      А это значит, что все мы с вами, реализовав свое право на получение бесплатного среднего образования, должны стать благоразумными членами общества, способными сделать это общество еще более гуманным и счастливым.

   Учитель:  Мы благодарим тебя. Теперь обсудим ситуацию.

Сценка «В школьном дворе»

Сидоров разбил окно в школе. Это видели его одноклассники и сообщили классному руководителю.

Учитель. Сидоров, ах ты хулиган! Это ты разбил окно! Теперь ты у меня не отвертишься!

Сидоров.   А что Сидоров? Чуть что, сразу Сидоров! Вы сами то видели?

Учитель.  А мне и видеть не надо. Весь класс подтвердит. Пойдем-ка, голубчик, к директору.

Сидоров.   А вы сначала докажите, а потом и к директору пойдем. Но вы еще и виноватой окажетесь, потому что, не разобравшись, нарушили уважение моей личности.

Учитель: Кто прав в этой ситуации? О какой статье Конвенции идет речь? ( В ст.28 сказано, что школьная дисциплина должна поддерживаться с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка)

Сценка «Дома»

Мама. Сынок, я ухожу, приберись, помой после себя посуду, сходи в магазин.

Сын.  Мама, я учу уроки, у меня завтра контрольная.

Мама.  Да решишь ты свои задачки! Нельзя же оставлять в доме бардак!

Сын. Конвенцией по правам ребенка я защищен от выполнения любой работы, которая служит препятствием в получении образования.

Учитель: Как вы разрешите подобную ситуацию? (Самообслуживание не может быть препятствием в получении образования).

        Ребята, посмотрите на экран. Я выписала для вас лишь некоторые статьи из Конвенции ООН о правах ребенка. Пользуясь ими,  предлагаю ответить на мои вопросы.

Показываю рисунок к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Выберите право, которое нарушила ведьма в этой сказке:

А) право на жизнь,

Б) право на получение образования,

В) право на владение имуществом.

Чьи права нарушены в этой сказке? (право на жизнь)

Показываю рисунок к сказке Д. Мамина-Сибиряка «Серая шейка»

Чья жизнь в опасности?

Какое право нарушено? (право на жизнь)

Кто посягает на жизнь уточки?

Показываю рисунок к сказке «Лиса и Заяц»

Выберите право, нарушение которого изображено на рисунке:

А) право на жизнь,

Б) право на неприкосновенность жилища,

В) право на справедливый суд,

Г) право на труд.

Кто нарушает это право?

Кто защитил зайца и помог ему восстановить свои права?

Показываю рисунок к сказке «Лягушка-путешественница».

Выберите право, которым воспользовалась лягушка:

А) право на образование,

Б) право на труд,

В) право на неприкосновенность жилища,

Г) право на свободное перемещение.

Показываю рисунок к сказке «О попе и его работнике Балде».

Какое право использовал Балда?

А) право на жизнь,

    Б) право на неприкосновенность жилища,

    В) право на справедливый суд,

    Г) право на труд.

Кто из персонажей сказки воспользовался своим правом на труд?

За какое вознаграждение и на какой срок поп нанял работника?

Получил ли работник вознаграждение, которое могло обеспечить достойное существование его самого и его семьи?

Учитель:  А теперь, ребята, вы  самостоятельно, без моих подсказок, назовите мне название сказки и право, которое было нарушено.

В какой сказке личность во всех отношениях серая осуществляет план убийства двух лиц и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности все кончается благополучно? (Красная Шапочка, право на жизнь)

Назовите сказку, где две невестки царя посягают на имущество третьей, крадут одеяние невесты младшего сына царя и сжигают его. («Царевна-лягушка», право на личное имущество)

Этот ужасный человек с бородой наблюдал за деревянной куклой, которую он сам подвесил на крючок. Он чувствовал себя хозяином, ведь все его куклы раболепно прислуживали ему. («Буратино», право на защиту от физического насилия).

 

Эта девушка работала в доме своей мачехи, не покладая рук. Ни днем , ни ночью не знала отдыха. А мачеха только и знала, что работы прибавляла. То горох с чечевицей смешает, то пшено в золу высыплет, а потом девушку заставит все до крупинки рассортировать. Она  не подумала, что девушка живой человек и ей необходим отдых. Что уже говорить о том, что за упорные труды необходимо и вознаграждение? Какие права ребенка все время нарушала мачеха? («Золушка», право на отдых, на досуг, право на защиту от экономической эксплуатации)

Этот человечек очень хотел учиться и стать самым умным. Но в той стране, где он жил, образование мог получить только тот у кого были деньги. А папа был беден, и чтобы отправить сына в школу, ему пришлось расстаться со своей любимой курткой и шарманкой, чтобы купить сыну азбуку. Каким правом хотел воспользоваться мальчик? («Буратино», право на образование)

доктор срочно спешит в Африку, чтобы спасти Танечку и Ванечку, которых злой волшебник Бармалей связал и приковал к пальме, желая съесть их к обеду в ближайшую среду. («Доктор Айболит», право на жизнь)

 

Учитель: Ребята, сегодня вы познакомились лишь с некоторыми статьями Конвенции ООН о правах ребенка. Назовите их.

       Подробнее познакомиться с этим международным договором вам поможет брошюра «Конвенция о правах ребенка».

        Древний мудрец Ювенал говорил: «Детству следует оказывать величайшее уважение». Именно уважением к детям проникнута Конвенция о правах ребенка.

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Европейские государства раннего средневековья. Государство франков.

Презентация, сопровождающая урок по всеобщей истории в 10 классе...

программа элективного курса «ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ , ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА. ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВ.»

    Элективный    курс «ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ , ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ  ГОСУДАРСТВА   И  ПРАВА.  ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВ.»предназначен для...

Классный час" Права человека - забота государства"

Материал классного часа может быть использован на уроках обществознания в 6, 7, 8 классах или как внеклассное мероприятие....

Классный час "Права детей - забота государства"

Сценарий классного часа для учащихся 5-6 классов  "Права детей - забота государства"....

Внеклассное мероприятие «Права детей – забота государства».

Учебно - игровое занятие с целью: ознакомить учащихся с правами несовершеннолетних (Конвенция ...