Спецкурс для 10-11 класса "Социологические методы исследования"
элективный курс по обществознанию по теме
Спецкурс расчитан на 1 час в неделю. Является дополнением к работе с одаренными детьми.
Цель: обучение социологическим методам исследования для применения их в исследовательской работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sociologiya_speckurs.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
БОУ города Омска
«Средняя общеобразовательная школа № 135»
ФАКУЛЬТАТИВ
для 10-11 классов общеобразовательной средней школы
Автор и составитель программы:
Бережная Ольга Николаевна,
учитель истории и обществознания
высшей категории
ОМСК – 2012 год
Пояснительная записка
Социоло́гия (от лат. socius — общественный + др.-греч. λόγος — наука) — это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях.
Термин социология впервые был введен О.Контом в 1832 году в 47-й лекции «Курса позитивной философии».
По определению Энтони Гидденса, социология — это «изучение общественной жизни человека, изучение групп и обществ». По определению Ядова В. А., социология — это наука о функционировании общества, о взаимоотношениях людей.
Понимание тончайших, но сложных и глубоких способов, которыми наши жизни отражают контексты нашего социального опыта, является основой социологического мировоззрения. Социологию особенно интересует социальная жизнь в современном мире, стремительные перемены в человеческих обществах, произошедшие в последние два века. Она остается ведущей дисциплиной, в рамках которой проводится анализ природы этих изменений. Сегодня наш мир радикальным образом отличается от прошлого; задача социологии состоит в том, чтобы помочь нам понять этот мир и его будущие возможности. Непрерывность и перемены в общественной жизни можно представить в виде «смеси» преднамеренных и непреднамеренных последствий человеческих действий. Задача социологии — исследовать полученный в результате баланс между социальным воспроизводством и трансформацией. Социальное воспроизводство показывает, каким образом общества «поддерживают свою жизнь» во времени, трансформация обозначает перемены, которым общества подвержены.
Современная система образования ставит перед учителем сложнейшие задачи. Сегодня мало дать ученику необходимые знания, важно научить его самому добывать информацию, анализировать полученные факты и самостоятельно делать необходимые выводы. Данный факультативный курс призван помочь учащимся старших классов в освоении этих сложных приемов и методов. Особенно важен данный факультатив для учащихся средних общеобразовательных школ, занимающихся научным исследованием. Он позволяет освоить приемы и методы социологического исследования, методы обработки полученной информации, без чего невозможно ни одно научное исследование.
Предполагается, что результатом изучения факультативного курса является развитие у учащихся широкого круга компетентностей – социально-адаптивной, когнитивной, информационно-технологической, коммуникативной .
Задачи факультативного курса:
Формировать способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и т.д.;
Вырабатывать умения работать с различными источниками информации
( анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т.д.);
Формировать способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах;
Формировать способность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоении е основ межкультурного взаимодействию в школе и социальном окружении и др.
Курс рассчитан на 34 часа при 1 часе в неделю.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Социологическое исследование (4 часа)
Понятие конкретного социологического исследования. Классификация КСИ. Мониторинговое исследование. Его главные черты – комплексность, планомерность, периодичность.
Социальный мониторинг. Разведывательное (формулятивное) исследование. Формулятивный план КСИ. Описательный (дескриптивный) план. Аналитико-экспериментальный план.
Понятие метода и методики социологического исследования. Метод. Методика. Норма. Социологический инструментарий. Процедура исследования.
Практическая работа (1 час)
Глава 2. Методы сбора социологических данных (10 часов)
Сбор социологической информации. Понятие документа. Документы, созданные автором. Компьютерные документы. Метод анализа документов. Основное назначение метода. Правила работы с документами.
Метод социологического наблюдения. Разновидности метода социологического наблюдения: простое наблюдении е, включенное наблюдение, стимулирующее наблюдение, самонаблюдение.
Метод опроса. Основное назначение метода. Основная область применения опроса. Анкетирование. Функции анкетирования. Интервью. Формализованное интервью. Неформализованное интервью. Экспертный опрос. Опрос как метод получения первичной информации.
Социально-психологические методы в социологии. Тест. Виды тестов. Функции тестов.
Практические работы (3 часа)
Глава 3. Этапы поведения социологического исследования (4 часа)
Создание общей программы исследований. Оперативно- процедурный этап. Результирующий этап. Составление отчета о проведенном исследовании. Разработка общей программы КСИ. Описание проблемной ситуации и формулировка проблемы КСИ. Определение предмета КСИ. Системный анализ объекта.
Определение и формулировка целей и задач КСИ. Частные, основные и дополнительные задачи. Программные задачи и задачи, которые возникают в процессе развертывания КСИ.
Общая концепция КСИ. Интерпретация понятий. Предварительный системный анализ объекта исследования. Выдвижение рабочих гипотез.
Практические работы (2 часа)
Глава 4. Создание методики сбора и анализа данных и разработка инструментария (4 часа)
Выбор принципиального плана исследования. Определение метода сбора данных. Создание инструментария. Измерение. Измеряемый объект.
Формирование обследуемой совокупности. Сплошное исследование. Исследование основного массива. Монографическое исследование. Выборочный метод. Репрезентативность как свойство выборочной совокупности.
Составление рабочего плана исследования. Логический план. Организационный план.
Практические работы (2 часа)
Итоговая практическая работа ( 4 часа)
Литература:
Американская социология: Перспективы, проблемы, методы/ Под ред. Т.Парсонса. – М.,1972.
Бергер П.Л. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива/ Пер. с англ. – М., 1996.
Смелзер Н. Социологи я. – М., 1994.
Современная западная социологи я: Словарь. – М., 1990.
Ядов В.А. Социологическое исследование: методологи я, программа, методы. – М., 1987.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение учащихся методам исследования физичкских явлений при изучении школьного курса физики
Выступоение на РМО учителей физики...
Урок - исследование Экспериментальные методы исследования частиц. 9 кл.
Урок "Экспериментальные методы исследования частиц" в 9 классе проводится в форме - деловая игра, что повышаеи мотивацию учащихся к изучению предмета. Ученики работают в группах,...
Метод театрализации как метод исследования и активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках литературы в рамках реализации программы ФГООС
Разговор о современном учителе, о технологии развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя в сфере образования Первостепенная обязанность учителя – организовать и увлечь...
Исследование проекта. Методы исследования.
Технологическая карта и подробный конспект урока технологии для учащихся 5 класса. Урок занимает одно из центральных мест в рамках нового подхода к технологическому образованию и реализуется в соответ...
Исследование проекта. Методы исследования.
Презентация к уроку технологии для учащихся 5 класса. Урок занимает одно из центральных мест в рамках нового подхода к технологическому образованию и реализуется в соответствии с содержанием при...
Определение цели и задач, выдвижение гипотезы, выбор методов исследования. Планирование исследования
Обучающая презентация подробно рассказывает о 3-м и 4-м этапах исследования...