Урок обществознания 8 класс
методическая разработка по обществознанию (8 класс) на тему
Материал разработан к уроку в 8 классе по обществознанию по авторской программе Боголюбова. Тема :"Моральный выбор - это ответственность".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_obshchestvoznaniyu_8_klass.docx | 30.26 КБ |
Предварительный просмотр:
8 класс
Обществознание
Тема: Моральный выбор – это ответственность.
Цель: показать связь между свободно выбранным поступком и ответственностью за сделанный выбор, поступок; подвести к пониманию того, что только наличие ответственности делает выбор нравственным деянием.
Ход урока:
Организационный момент.
Основная часть.
Проверка домашнего задания (п.6)
Вопросы рубрики «Проверь себя» учебник с.51
Изучение нового материала.
Тема урока на доске: «Моральный выбор – это ответственность»
Термины (на доске): совесть, честь, достоинство, ответственность, свобода, моральная ответственность.
План урока: (на доске и в тетради)
Моральный выбор.
Свобода – это ответственность
Гарантия морального поведения
Критический анализ собственных помыслов.
Правила морали – это лишь идеальный образец поведения, а выбор конкретного поступка всегда остаётся за человеком, так как человек обладает свободой выбора с единственным, но неотвратимым условием – нести ответственность за свой выбор.
При помощи морали общество оценивает не только практические действия людей, но и их мотивы, побуждения и намерения. Особую роль в моральной регуляции играет формирование в каждом индивиде способности относительно самостоятельно вырабатывать и направлять свою линию поведения в обществе без повседневного внешнего контроля. Эта способность выражается в таких понятиях, как совесть, честь, чувство собственного достоинства.
(Записи в тетради с прошлого урока)
Совесть – это этическая категория, выражающая высшую форму способности личности к моральному самоконтролю.
Честь - это этическая категория, включающая в себя момент осознания индивидом своего общественного значения и признание этого значения со стороны общества.
Достоинство – самооценка личности, осознание ею своих качеств, способностей, мировоззрения, выполненного долга и общественного значения.
Моральные требования к человеку имеют в виду не достижение каких-то частных и ближайших результатов в определённой ситуации, а следование общим нормам и принципам поведения. Выполняя, наряду с появившимися позднее правом, роль регулятора поведения людей, мораль имеет с ним общие черты, но в то же время принципиально отличается от него по ряду существенных моментов.
Самостоятельная работа с учебником.
«Ситуация» с.54
Сходная с долгом категория ответственность. В ней очерчиваются границы, в рамках которых могут отвечать за содеянное, т.е. границы моего долга, взвешивается способность осуществлять свой долг в конкретных обстоятельствах, определяется, в чём я виноват и в чём моя заслуга. Чувство ответственности устанавливает баланс должного и сущего, нравственного мотива поступка и самого поступка. За что я должен отвечать – за то, что хотел сказать, или за то, что «сказалось»? За благие намерения или за их дурное исполнение? Я должен каяться (признать вину) за совершённое моим народом, классом, партией или же только мой личный поступок? Взгляды мыслителей по этому вопросу расходятся. Одни говорят о безусловной значимости мотива независимо от степени удачности его воплощения (И. Кант). Другие же считают, что необходимо точно подсчитать «полезный эффект» поступка.
Притча – это не описание какого-то конкретного события, а поучительное иносказание, наподобие басни или мифа. Раскрыть всю глубину её смысла при внешней простоте изложения бывает весьма непросто.
Самостоятельная работа с учебником.
«Притча» с.55
Вопросы классу по прочитанному:
- Как вы поняли её образы: дровосек, хворост, костёр?
- О чём действительно идёт речь в притче?
- В чём главный смысл притчи?
Речь, очевидно, идёт о жизни человека вообще, о его деятельности и её общественных последствиях. Костёр как раз и символизирует возможные опасности, подстерегающие человека в результате бездумных решений. Главная мысль – ответственность каждого за результаты своей деятельности.
Самостоятельная работа с учебником.
«Короче говоря» с.55-56
Ответственность – характер взаимоотношений между личностью, группой, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.
Признак ответственного поведения не ограничивается способностью выполнять свой долг. Вести себя ответственно – значит осознавать, как твои действия отзовутся на других людях, предвидеть, а так же предчувствовать последствия твоих действий и стараться предотвратить возможные отрицательные последствия. Быть человеком ответственным – значит понять другого человека, его трудности, а если необходимо, поддержать, помочь.
Моральная ответственность предполагает умение человека самому критически оценивать свои действия, предвидеть их последствия и не оставаться равнодушным к нуждам другого человека.
Противоположностью ответственного поведения является безответственность. Однако ту или иную позицию человек выбирает сам, потому что каждый свободен в выборе.
Корни безответственности – в равнодушии, лени, легкомыслии, пустой самоуверенности. Фактически это попытка свалить на других все последствия своих поступков, заставить других расплачиваться за собственное безделье, безволие, трусость или глупость. При безответственном свободном выборе последствия могут быть самыми отвратительными, пагубными не только для того, кто совершил поступок, но и для всех тех, кто связан с ним общим делом. Вот почему свобода невозможна без ответственности.
Самостоятельная работа с учебником.
«Проверь себя» с.58-59, вопросы 3 и 5
Вопросы классу:
- Что такое «свобода»?
- Как её определить?
Свобода – есть возможность действовать по своему усмотрению, возможность выбора между добром и злом, плохим и хорошим.
Свобода – способность человека творить самого себя и мир других людей, выбирать образ будущего мира.
Свобода личности в различных её проявлениях является сегодня важнейшей ценностью цивилизованного человека.
Безграничной, абсолютной свободы быть не может. Человек является членом общества и обязан считаться с его закономерностями, прежде всего, потому что полная свобода одного человека означала бы произвол в отношении другого.
Всеобщая Декларация прав человека (10 декабря 1948 года) содержит положение о том, что при осуществлении своих прав, и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, которые имеют своей целью обеспечить признание и уважение прав других людей.
Если человек поступает свободно, если существует свобода выбора, значит, он в ответе и за последствия своих действий. Ответственность является необходимой составляющей свободы, её неотъемлемой частью.
Если человек может свободно выбирать варианты своего поведения, он должен нести ответственность за сделанный выбор. Ответственность, принимая человеком, как основа его личной нравственной позиции, обуславливает его поведение и поступки. Их регулятором выступает совесть.
Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу. Свобода и ответственность – две стороны сознательной деятельности человека.
Сознательная деятельность человека
Свобода Ответственность
Возможность осуществления Осознание условий и
целенаправленной деятельности, поставленной цели,
способность действовать со необходимости выбора
знанием дела ради избранной цели. способа действия для
её осуществления.
Персональная ответственность каждого как единственная гарантия морального поведения.
- Нам предстоит продолжить разговор об ответственности как условии свободы.
- Что может обеспечить выполнение моральных норм?
- Каковы подлинные гарантии морального поведения?
- Может ли быть гарантией знание моральных норм?
Единственной гарантией морального поведения служит личное умение каждого отдельного человека поступать морально. Это означает, что моральная ответственность лежит на каждом из нас персонально. Других гарантий морального поведения не существует.
Вопросы классу:
- Может ли знание моральных норм стать гарантией обязательного их исполнения?
- Можно ли обеспечить выполнение моральных норм, если превратить их в государственные законы?
- Может ли преодоление имущественного неравенства в обществе стать гарантией выполнение всех моральных норм?
- Можно ли утверждать, что высокое материальное обеспечение приведёт к исчезновению морального зла (ложь, воровство, обман и т.д.)?
- Что же всё-таки является подлинной гарантией соблюдения моральных норм?
Моральная ответственность – выработка умения правильно оценивать свои действия (проблема оценки и самооценки); постоянное предъявление к самому себе высоких требований с тем, чтобы у окружающих не складывалось фальшивого, ложного представления о нас (проблема быть или казаться).
Самостоятельная работа с учебником.
«О Нероне» с.57-58
Вопросы классу по прочитанному:
- Как оценивал себя сам Нерон и как оценивали его окружающие?
- Какой из этого следует вывод?
- Как давать правильную моральную оценку человеку: по словам о самом себе или по его делам?
- Что сделать труднее?
- Какое правило вы предлагаете взять для самооценки?
Самостоятельная работа с учебником.
«Хотите вы действительно чем-то быть…»
Вопросы классу по прочитанному:
- Как вы понимаете, что значит быть и что значит казаться? Чем опасен выбор, казаться?
- Почему для нормального человека казаться – это унизительно? Как избежать такого положения?
- Как вы понимаете слова «путь морального совершенствования бесконечен»? От кого зависит успех на этом пути?
Вывод: (записать в тетрадь)
Человек обязан совершенствовать себя, постоянно предъявлять самому себе высокие требования.
Подведение итогов.
Домашнее задание: п.7; вопросы рубрики «Проверь себя»; подумайте над содержанием приведённого высказывания в рубрике «Говорят мудрые».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Применение теоретических знаний на практике через интеграцию экономики и обществознания на примере урока обществознания в 7 классе»
«Применение теоретических знаний на практике через интеграцию экономики и обществознания на примере урока обществознания в 7 классе» И.Н. КуренковаМуниципальное бюджетное общеобразовательное учре...
Применение тестовой технологии на уроках обществознания и истории. Тематические контрольные работы (№1-№4) по обществознанию 6 класс
контрольная работа составлена в форме ГИА, в 2 варианта, с ответами...
Тема предлагаемого методического проекта: «Использование методики квест - урока в преподавании уроков обществознания в 6 классах общеобразовательных учреждений по учебнику «Обществознание» 6 класс. Под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой. М., Просвещение, 2
Тема предлагаемого методического проекта:«Использование методики квест - урока в преподавании уроков обществознания в 6 классах общеобразовательных учреждений по учебнику «Обществознание» 6 класс. Под...
Урок обществознания в 5 классе "Наша Родина - Россия" (учебник Боголюбова Л.Н., Виноградовой Н.Ф., Городецкой Н.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание. 5 класс. М., «Просвещение», 2012.)
Конспект урока обществознания с учётом ФГОС....
Формирование и развитие УУД на уроках обществознания в основной школе (на примере урока обществознания в 6 классе «Закон на страже природы» по УМК Л.Н. Боголюбова)
Данная методическая разработка позволяет на практике реализовать основное требование ФГОС - формирование и развитие универсальных учебных действий через организацию самостоятельной познавательной деят...
Методическая разработка урока обществознания в 10 классе по теме «Рынок» Автор-составитель: учитель истории и обществознания ГБОУ школы №476 Санкт-Петербурга Песочина И.А.
На уроке происходит знакомство с видами рынка, законами рынка и проблемами в развитии современных рыночных отношений...
Методическая разработка по обществознанию (9 класс) на тему: Технологическая карта урока обществознания по теме: «Правонарушения и юридическая ответственность».
Технологическая карта урока обществознания в 9 классе по теме "Правонарушения и юридическая ответственность" содержит:1) цель и планируемые результаты;2) этапы с указанием содержания деятель...