Правовое воспитание В МБОУ "Лицей №2" г. Мытищи
материал по обществознанию по теме

шевлякова светлана максимовна

Правовое воспитание МБОУ "Лицей №2" г.Мытищи. Системный подход.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на родительской конференции.

«Психологический климат в семье. Недопущение применения физического и психологического насилия к несовершеннолетним».

Учитель истории, обществознания, права

 МБОУ «Лицей №2» г. Мытищи

Шевлякова С.М.

Добрый вечер, уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки!

Сегодня мы поговорим о психологическом климате в семье, а также затронем правовой аспект во взаимоотношениях родителей и детей  вооруживщись такими правовыми документами как -  Конституция РФ, Конвенция о правах детей и Семейный кодекс.

 Итак, психологический климат в семье представляет собой относительно устойчивый эмоциональный настрой. Он является результатом совокупности настроения членов семьи, их душевных переживаний, отношения друг другу.

Для благополучного психологического климата характерны сплочённость. доброжелательная требовательность друг к другу, чувство защищённости, гордость за принадлежность к семье. В семье с благоприятным климатом царят любовь, доверие, почитание старших, взаимное уважение.

Данные специальных исследований показывают, что удовлетворённость семейными отношениями современных Россиян во многом зависит от взаимопонимания, взаимопомощи и взаимодействия супругов- родителей. Помимо прочего, в семье сегодняшней закладываются основы прочности и счастья будущих семей.

 Есть замечательные слова немецкого гуманиста ХVв. С. Бранта:

         Ребёнок учиться тому,

         Что видит у себя в дому:

         Родители пример ему…

         Коль видят нас и слышат дети,

         Мы за дела свои в ответе

         И за слова: легко толкнуть

         Детей на нехороший путь.

         Держи в приличии свой дом,

         Чтобы не каяться потом.

Существует долг семьи перед обществом, его будущим. Он состоит в том, что именно семья в первую очередь влияет на воспитание детей. Конституция РФ прямо указывает на то, что забота о детях, их воспитание- равное право и обязанность родителей(ст.38).Общество в лице государства берёт на себя защиту семьи, материнства и детства, а от родителей требует выполнения их семейного долга. Каждый ребёнок с момента рождения имеет гарантированное государством право на заботу и внимание взрослых. Долг родителей заботиться о своих детях, создавать комфортные условия, необходимые для их полноценного развития.

Об этом идёт речь в таких документах, как Конвенция о правах ребёнка, Сем. Кодекс.

Всё это- серьёзные документы, призванные защитить права детей, предотвратить жестокое обращение, сексуальные злоупотребления, эксплуатацию детей, обеспечить им крышу над головой, пропитание, образование и т.д… Ни у кого ,пожалуй, не вызывает сомнений необходимость и важность этих документов, ведь нарушений прав детей- огромное множество: сироты, бездомные дети, жертвы войны, глодающие и больные. Трудно к этому относиться безразлично; мы ужасаемся, сочувствуем- однако остаёмся при это исключительно наблюдателями. Нам кажется: если речь идёт о нарушении прав детей, то имеются в виду те, спору нет, несчастливые, но далёкие от нас дети- из газетных и телев. репортажей. мы думаем. что наших детей это не касается. И в самом деле, мы своих детей не истязаем, наши дети не голодают, не скитаются, мы заботимся о них, охраняем, оберегаем от опасности, учим .воспитываем…

Одним словом стараемся.

 Но… Пример- внешне благополучная семья, родители, обеспеченные,  интеллигентные люди, но сын  относится к категории так называемых трудных подростков- плохо учится, сбегает из дома, ночует на чердаках. Почему?

Выясняется, что отец, прикладывая массу усилий для воспитания сына всегда, при любом разговоре держит ремень в руках при чём, поясняет, я ведь ни разу не ударил его. Возможно кому-то из вас покажется что приведенный мной пример уж слишком, в вашей семье такого не бывает, да и дети наши наученные современной демократией хорошо знают свои права. Но часто ли вы советуетесь со своим ребёнком в домашних делах- мал ещё, что ты в этом понимаешь, ты ещё будешь меня учить, дорасти до моих лет. А ведь ребёнок к которому относятся как к равному и по другому ведёт себя в детском коллективе, имея своё достоинство, проявляет уважение к товарищам и педагогам. Более того унижение, психическое насилие часто является непременным условием правильного воспитания благополучных семей. ведь это не физическое воздействие. Но оскорбляя ребёнка, унижая его, запугивая, подавляя его волю, мы не задумываемся о последствиях, которые воплощаются либо в нервно- психических расстройствах, либо в нарушениях развития и социальной адаптации.  

   Психическим насилием часто оборачивается и наша собственная беспомощность, и нетерпимость, родительские амбиции, у меня не получилось стать великой балериной или артисткой, любой ценой я добьюсь этого на своём ребёнке. При этом  не учитываются способности ребёнка, его возможности, а это приводит к неуверенности, к ощущению ребёнком себя неудачником, к заниженной самооценке, а это опять же проявляется в отношениях с одноклассниками, в поведении на уроках.

Так что определение «трудные» по меньшей мере в равной степени может быть отнесено и к детям,  и к родителям. Подчинённая позиция детей в семье, игнорирование его интересов, бесправие ребёнка, пренебрежением его мнением и пристрастиями, слепота и глухота к его переживаниям, тотальный контроль и неадекватная жестокость и требовательность делают самого трудного ребёнка в первую очередь несчастливым. Мой профессиональный опыт позволяет построить неоднократно проверенное жизнью уравнение: из несчастливых детей получаются трудные родители, а у трудных родителей дети почти всегда несчастливы. Есть о чём подумать.

 

 

           



Предварительный просмотр:

   Правовое воспитание школьников.

МБОУ «Лицей №2» г. Мытищи МО

Учитель истории и обществознания

Шевлякова С.М.               1

            Эпиграф:  «Мы должны быть рабами      законов,        чтобы быть        свободными»

                         

Последнее десятилетие ХХ и начало ХХ1 века для России это время формирования гражданского общества и правового государства, признания прав человека и его свобод высшей ценностью.

Обратимся к Конституции РФ,ст1. В ней провозглашено, что Российская Федерация есть правовое государство. Пока как мы понимаем это положение является только пожеланием на будущее, потому что правовое государство в России только создаётся и с очень большим трудом. Конечно, думаю что государств, в полной мере решивших эту задачу, нет ещё нигде в мире, это скорее идеал. Но некоторые ощутимые успехи  демократические государства добились.  Поэтому перед нашей страной стоит ясная цель- сформировать правовое государство, признаками которого являются-

 1 Верховенство закона.

  2 Развитая система прав и свобод граждан и хорошо           налаженный механизм защиты этих прав и свобод.

  3 Чёткое разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.

   4 Сильная судебная власть.

А главной задачей такое государство ставит защиту прав и свобод человека, его жизни и благосостояния и признаёт за каждым человеком личную неприкосновенность, свободу, независимость, способность самостоятельно решать, что для него важно и ценно.

 И конечно школа является важнейшим институтом в деле правового образования молодого поколения. Её роль велика, т.к. именно школа может многое сделать для того, что бы общечеловеческие ценности стали не просто суммой знаний для её воспитанников, но и синтезом моральных норм определяющих поведение человека.

Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к образованию. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, её социализация в обществе, активная адаптация на    рынке  труда являются одной из важнейших задач школы. Усиление воспитательной функции образования (формирование гражданской ответственности, чувства собственного достоинства, дисциплинированности, нравственности, уважения к правам и свободам другого человека, любви к Родине), рассматривается как одно из базовых направлений государственной политики в области образования.

Правовое воспитание направлено на достижение следующих целей-   формирование правосознания и правовой культуры, социально- правовой активности, внутренней убеждённости в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы.

На овладение умениями необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности для решения практических задач в социально- правовой сфере, возможно продолжения обучения в системе профессионального юридического образования.

На формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, в том числе к оценке явлений и событий с точки зрения соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности.

Думаю, что гражданско- правовое образование это система знаний интегративного характера, оно рассматривается и как учебный предмет и как межпредметная форма деятельности в рамках образовательного пространства. И как форма организации школьной жизни, которая способствует демократическому поведению всех участников образовательного процесса- педагогов, учеников,  родителей.

 Таким образом правовое образование представляет собой единый комплекс, стержнем которого является политико- патриотическое, нравственное, культурное образование.  Я также уверенна, что без таких составляющих- как помощь в профессиональном самоопределении, психологический климат в семье, духовное развитие личности, различные образовательные компетенции, физическое воспитание-  воспитание личности будет неполным.

Всё это реализуется через разнообразные формы  учебной и внеклассной работы, а также через создание демократического уклада школьной жизни и правового пространства школы.

Уже находясь на территории нашего лицея во дворе вы заметили нашу гордость- памятник- стелу в память о погибших воинах Великой Отечественной войны, учениках нашей школы. Ведётся поисковая работа, разыскиваются братские могилы где захоронены наши земляки. Действует музей «Боевой славы», здесь проводятся уроки- конференции, уроки- круглые столы, уроки – исторические портреты, встречи с ветеранами, работает лекторская группа, которая готовит интересные сообщения к важным историческим событиям. Мы с ребятами совершаем познавательные экскурсии гражданско- патриотической и краеведческой тематики. Удачным считаю задания, которые даю при изучении истории ХХ века- «Судьба моей страны, в судьбе моей страны», что несёт в себе ярко выраженную воспитательную направленность и усиливает личностную значимость  исторического материала, развивает интерес к своей стране, её людям, чьи судьбы переплелись с общей судьбой России.

Наши ученики готовя себя к службе в армии, являются членами военно- патриотического клуба «Граница» Ведь защита своей семьи, дома, Отечества не только моральный долг каждого гражданина и всеобщая обязанность, это и правовое требование, закреплённое статьёй 59 Конституции РФ. Ведь служба в армии всегда была связана с представлением о чести, достоинстве, доблести, хотя ни для кого не секрет, к сожалению,  что ещё встречаются уродливые примеры дедовщины.  В клубе также придают огромное значение умению защитить свои права и достоинство.  Немаловажным фактором является физическая подготовленность юношей и девушек.

 Несомненно, не меньшей важностью является психологический климат в семье, а также правовая компетентность родителей и детей. Существует долг семьи перед обществом, его будущим. Он состоит в том, что именно семья в первую очередь влияет на воспитание детей. Конституция РФ прямо указывает на то, что забота о детях, их воспитание- равное право и обязанность родителей (ст. 38). Мы проводим беседы, родительские конференции правовой направленности-«Права детей. Знакомство с Конвенцией», « Правовое и патриотическое воспитание в Лицее », «Права и обязанности родителей. Семейный кодекс.»,  «Недопустимость методов физического и психического насилия по отношению к ребёнку», «Агрессия, её причины и последствия», «Как стать героем в глазах  своего ребёнка» «Закон об образовании», «Права и обязанности педагогического состава»(некоторые  5 выдержки этого документа вывешены на стенде у  входа). В этом направлении работа ведётся не только с родителями, но и с детьми. Как говорил Бернард Шоу «Леди отличается от цветочницы не тем, как она себя держит, а тем, как она с ней себя держит». В среднем звене веду кружок «разрешение конфликтов». Помочь уметь выйти из конфликта думаю проблема и «отцов и детей».  Ведь именно в семье закладывается прочный фундамент нашего будущего, есть такое уравнение: из несчастливых детей получаются трудные родители, а у трудных родителей дети почти всегда не счастливы.

                                                                         

Следующая составляющая- психолого- педагогическая работа по личностному и профессиональному самоопределению, призванная помочь  старшеклассника принимать важные решения, не бояться что- то изменить в своей жизни, овладеть несколькими профессиями, думаю, что в состоянии кризиса это актуально. Наш лицей даёт образование по таким специальностям, как токарь по обработке металлов, мастер по лоскутной технике, мастер по дереву, мастер прикладного искусства, имеются три мастерские- столярная, слесарная, швейная. Эта работа ведётся, как с подростками, так и с их родителями, и так же начинаем с младшей школы. Предлагаются такие методики как «Способности вашего ребёнка, как их распознать», «Развиваем способности вашего ребёнка». При работе с родителями детей старшего звена формируем понимание значения самостоятельного  выбора детей будущей профессии, с ребятами проводятся различные мероприятии этого направления- «К чему люди   стремятся в жизни», «Что в жизни зависит от меня», «Каким мне быть», анкета «Профессия, которая нравиться мне, профессия, которую мне советуют родители». Помощь в выборе профессии оказывает тест Голланда,  разработавшего методику для определения социальной направленности личности. Конечно эти сведения являются только ориентировочными, тем не менее помогают задуматься, как лучше использовать особенности своего характера в жизни и при выборе профессии. Оформлен стенд «Закон защищает тебя», где выставлены статьи Кодекса законов о труде, по которым ребята узнают как о трудовой дисциплине, так и о льготах для несовершеннолетних. Вся эта работа помогает осознать собственные цели и стремления, приобрести уверенность, почувствовать себя личностью умеющей принимать ответственные решения, отвечающей за себя и свои поступки.

   «Свобода- это ответственность. Вот почему её все так боятся. Берн. Шоу»

   И наконец, духовное развитие и нравственное воспитание. Процитирую Аристотеля- «Кто двигается вперёд в знании, но отстаёт в нравственности, тот более идёт назад, чем вперёд».В перечне гражданских прав, провозглашённых во Всеобщей декларации прав человека, а также в ст. 29,43 Конституции РФ одним из исходным  является право на образование, убеждения, на духовную свободу, на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры. Здесь же сказано, что каждому гарантируется свобода творчества- художественного, научного, музыкального. Как ни странно это звучит, но подумав, стоит   согласится, что современный человек не может быть вполне современным, если он равнодушно или неуважительно относиться наследию мировой и отечественной культуры, воспитать не манкурта, а духовно богатого человека, толерантного, приобщённого к ценностям культуры- наша задача. Это сделает его жизнь более интересной, яркой, содержательной. Наши ученики – участники конкурса юных талантов «Солнечный круг». Работает кружок сценического искусства, кружок «Свирель», «Роспись по дереву»,      « развивающие шахматы»         ставятся различные театрализованные представления, хоровое пение, фольклорный ансамбль. Организуются различные экскурсии духовной направленности.  

     Одним из проявлений культуры человека является культура общения. Одной из форм работы- это выступление или проведение некоторых элементов урока, презентации перед учащимися   другого класса, выступления перед малознакомой аудиторией это развивает коммуникативные навыки. И непременным условием является готовность и способность к сопереживанию и уважению, невозможности примирения с проявлением зла и несправедливости. Мы просто обязаны победить духовную бедность и опустошённость сегодняшней молодёжи, не допустить моральной деградации. По- настоящему культурный, интеллигентный  человек  не сможет чувствовать себя счастливым, если рядом с ним оскорбляют и унижают других людей. Хотелось бы выделить базовые положения, на которых строиться правовое образование в нашем лицее, это три ключевых принципа организации образования при котором обеспечивается единство знаниевого, ценностного и деятельностного компонентов:

                                                                           

Принцип непрерывности-

этому принципу отводится особое значение. Предлагаемая программа по правовому образованию является продолжением работы по воспитанию дошкольника- гражданина своей страны. Она носит непрерывный характер на протяжении всего периода обучения ребёнка в школе.

Принцип активности.

 Только через активную деятельность личности формируются ключевые компетентности правового образования.

  3. Принцип жизненной реализации.

 Об эффективности гражданского образования судят по тому, насколько успешными и социально состоятельными будут

 жизненные планы учащихся и первые активные     шаги по их реализации.

 Хотелось бы вернуться к принципу непрерывности, я бы выделила три ступени образования, они имеют различное содержание и формы его реализации.

На первой ступени (начальное образование) закладываются основные моральные и нравственные ценности и нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя гражданином своей страны. Развиваются коммуникативные навыки, которые способствуют умению разрешать конфликтные ситуации через диалог, а также интегрироваться в сообщество. В шутливой игровой форме на доступном уровне  детям преподносим серьёзные истины человечества. Например занятие «Ребёнок имеет право на своё мнение» по сказке Г. Х. Андерсена «Голый король», «Дети имеют право жить со своими родителями и никому не позволено их разлучать»- сказка Г.Х. Андерсена «Снежная королева», «Никто не имеет права читать чужие письма» А.С.Пушкин «Сказка о царе Солтане». Знакомство с базовыми, основными правами ребёнка по Конвенции о правах ребёнка тоже проходит в игровой форме, мы попытаемся вам одно из таких занятий показать.

 На второй ступени обучения (в основной школе) продолжается формирование системы ценностей и установок поведения подростка, помогаем приобретать знания и умения , необходимые для будущей самостоятельной жизни. На этом этапе формируется уважение к закону, праву, правам других людей, ответственность перед обществом. Работа на этой ступени проходит на занятиях «Детского Правозащитного университета», программа          которого разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования и основными положениями концепции профильного обучения. Здесь наряду с изучением всех отраслей права, развитием навыков работы с правовыми документами- Конституцией РФ, Гражданским, Семейным, Уголовным кодексами, Конвенцией о правах ребёнка, особое значение придаётся изучению Трудового кодекса, трудовых правоотношений, разбираются такие темы, как «Рынок труда и служба занятости», «Дисциплина труда», «Льготы для несовершеннолетних, предусмотренные трудовым законодательством»

   На третьей ступени (средняя/полная школа) знания о правах людей расширяются, да и практическая  деятельность более высокого уровня. На таких мероприятиях, как «Равенство всех прав», «Я и политика», «Может ли личность противостоять произволу», «Адвокат комментирует «Основные положения Закона о гарантиях прав ребёнка»1998г. Проходит ознакомление со спецификой профессиональной юридической деятельности, основными юридическими профессиями. Самостоятельный поиск, анализ и использование правовой информации, оценка общественных событий и явлений, действия людей с точки зрения их соответствия законодательству, выработка и доказательная аргументация собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием норм права, самостоятельное составление отдельных видов юридических документов, выполнение ролей адвоката, судьи, прокурора, нотариуса, следователя, юрисконсульта, работника загса в смоделированных ситуациях. А также использование норм права при решении учебных и практических задач.

  Структура правового образования включает в себя как урочную, так и внеурочную деятельность. Это обуславливает необходимость взаимодействия субъектов образовательного процесса: учителей, учеников, родителей. Обязательным справочным пособием для всех участников образовательного процесса являются материалы «Правовые основы участников образовательного процесса». Здесь есть выдержки из российских и международных правовых документов касающиеся прав и обязанностей детей. родителей и педагогов. Между субъектами складываются определённые отношения при осуществлении различных форм взаимодействия: уроков, внеурочной деятельности, собраний, внеклассных мероприятии. В соответствии с этим каждый из субъектов несёт определённую ролевую функцию.                                                          

  Правовое воспитание в нашем лицее можно выстроить в форме двух пересекающихся линий- горизонтальной и вертикальной, где горизонтальная означает многообразие и разнообразие деятельности, компетенций, а   вертикальная  – принцип непрерывности, правовое воспитание на протяжении всего периода обучения.                                

 Хотелось бы подчеркнуть, что работа этого направления ведётся не только время от времени, а постоянно, систематически. При чём я не назову это каким то ноу- хау, многое из того о чём я говорила, ведётся в большинстве школ нашего города. Но почему мы решили сделать это стержнем нашей работы, поясню. Несколько лет назад, на уроке правоведения, я дала задание 9-классникам, выяснить, почему при совершении одного и того же преступления (ограбление) Ваня и Петя получили разное наказание- Ваня лишился свободы, а Петя был отпущен на свободу. Предполагаемый ответ мог быть самым разнообразным, что у Вани был рецидив, а Петя совершил проступок впервые, пришёл с повинной, раскаялся и т. д. Ответ ребят поразил, первое что они сказали: Петя дал взятку правоохранительным органам. Это ли не правовой пессимизм?!  То есть все обновленческие процессы нашего законодательства не подкреплены правовой традицией, в массовом сознании право не является безусловной ценностью и общественной нормой жизни. Наблюдается разрыв между законодательством и низким уровнем правосознания населения, а ведь одной из главных составляющих воспитания подрастающего поколения, является- правовое, хотелось бы видеть своих учеников законопослушными гражданами. Конечно, не всегда всё получается, есть случаи нарушения дисциплины, это ведь дети, и мы не исправительное учреждение, но положительные результаты прослеживаются, призовые места на олимпиаде по праву думаю можно считать таковыми.   Цитируя Цицерона- «Мы должны быть рабами законов, чтобы быть свободными».                                              Думаю надо сделать всё возможное, чтобы привить подрастающему поколению уверенности в своих силах, своих созидательных способностях. То есть, чтобы подрастающее поколение училось с детства делать осмысленный выбор власти, президента. государственного строя. Важно помочь детям уже сейчас принимать активное участие в управление государством, чувствовать ответственность за судьбу своей страны.

                                                                        Хочется видеть Россию, говоря словами                   П.А. Столыпина- «Свободной в лучшем смысле этого слова, свободной от нищеты, от  невежества, от бесправия»                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры.

Цель:воспитание уважения к праву и законности как ценностной установке....

Программа правового воспитания, формирования гражданской ответственности и правового самосознания "Закон и мы"

Программа «Закон и мы» направлена на содействие правовому воспитанию детей, формированию у подростков гражданской ответственности и правового самосознания. Содержит диагностический материал и ра...

Правовое воспитание как необходимое условие формирования правосознания и правовой культуры

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3796582","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"336","style":"height: 255px; width: 340px; float: left;","width":"448"}}]]Материал дл...

Классный час по правовому воспитанию в 5 классе на тему "Правовые взаимоотношения в образовательном учреждении" (игровой правовой практикум).

             Классный час по правовому воспитанию в 5 классе на тему «Правовые взаимоотношения в общеобразовательном учреждении» (игровой правовой п...

ПРОГРАММА по правовому воспитанию учащихся и правовому просвещению родителей «Твои права»

Цель программы: - формирование и развитие правовых знаний и правовой культуры    школьников, законопослушного поведения и гражданской ответственности;- развитие правового самопознания;- опти...

Правовое воспитание обучающихся, как средство профилактики девиантного поведения. Игровая практика правового воспитания «Сказочный юрист»

Мастер-класс «Применение игровых  форм  в  профилактике девиантного поведения  при  реализации  персонифицированного подхода»...