Рабочая программа по обществознанию для 9 класса
календарно-тематическое планирование по обществознанию (9 класс) на тему
Тематическое планирование составлено на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию и программе Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой и др., ориентировано на учебник Обществознание: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / Л. Н. Боголюбов, А.И.Матвеев и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова, А.И.Матвеева— М.: Просвещение, 2011. – 223с.(Академический школьный учебник)
Программой отведено 34 учебных часа, из расчета 1 учебный час в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchestvo9.doc | 109.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Тематическое планирование составлено на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию и программе Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой и др., ориентировано на учебник Обществознание: учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений / Л. Н. Боголюбов, А.И.Матвеев и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова, А.И.Матвеева— М.: Просвещение, 2011. – 223с.(Академический школьный учебник)
Программой отведено 34 учебных часа, из расчета 1 учебный час в неделю. Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Цель и задачи данного курса в 9 классе:
-развитие личности в ответственный период социального взросления, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия экономической и правовой информации и определение собственной позиции
-воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к правовым нормам
- усвоение знаний, необходимых для социальной адаптации.
-овладение умениями познавательной коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях.
-формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области экономической и гражданско-правовой деятельности.
Формы организации учебной деятельности:
Лекции практикумы, сюжетно-ролевые игры, беседы, лабораторные работы, дискуссии
Формы контроля
Тестирование, задания на выявление жизненных ситуаций, моделирование жизненных ситуаций
Система оценивания:
Наряду с устным, письменным опросом и тестированием, могут быть использованы методы социологического исследования, анкетирование, самооценка
Предполагаемые результаты
В процессе изучения курса у учащихся должны сформироваться:
- Знания и представления о нормах российского законодательства,
- Знания, достаточные для защиты прав и свобод и законных интересов личности;
- Коммуникативные способности, способствующие творческому мышлению и деятельности в ситуациях с незаданным результатом.
Основные методические приемы преподавания курса
Реализация рабочей программы способствует
-развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самореализации и самоопределению; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правого самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ
-освоению системы знаний об экономических и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах,. Правом регулировании общественных отношений, необходимых для воздействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования
-овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной практической деятельности, необходимые для участия в жизни гражданского общества и государства.
-формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, в сферах гражданской и общественной деятельности, в межличностных отношениях, в отношениях между людьми разных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Требования к уровню подготовки выпускников по обществознанию – установленные стандартом результаты освоения выпускниками обязательного минимума федерального компонента государственного стандарта общего образования, необходимые для получения государственного документа о достигнутом уровне общего образования. Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной дейст-вительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:
познавательной
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовой
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Распределение учебного материала в 9 классе
№ | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Политика | 12 |
3 | Право | 20 |
6 | Итоговое обобщение | 1 |
Итого | 34 |
Календарно – тематическое планирование по обществознанию
9 класс
№ | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания образования | Основные понятия | Кол-во часов | Вид контроля, измерители | Материал учебника |
1 | Введение | Изучение нового материала | Структура курса обществознания; человек и человеческое отношение к окружающему миру. | Обществознание, человек, общество, государство, политика, право | 1 | беседа | С.4 |
ПОЛИТИКА |
2 | Политика и власть | Комбинированный | Что такое политика? Политическая власть. Роль политики в жизни общества. | Политика, сфера политики | 1 | Рубрика «Проверь себя», словарь. | §1 |
3 | Власть и СМИ | Комбинированный | Политическая жизнь и СМИ | Сущность любой власти, особенности политической власти, «четвертая власть» | 1 | Рубрика «В классе и дома» | §1 СМИ |
4 | Государство | Комбинированный | Происхождение государства. Признаки государства. Формы государства. Гражданство. | Единство территории, публичная власть, суверенитет, законодательная деятельность, налоговые сборы. Монархия, республика. Унитарное и федеративное. Гражданство. | 1 | Рубрика «Проверь себя», словарь. | §2 СМИ |
5-6 | Политические режимы | Изучение нового материала комбинированный | Тоталитарный режим. Авторитарный режим. Демократия. | Тоталитаризм, авторитаризм, демократия | 1 | тест | $3 |
7 | Правовое государство | Комбинированный | Понятие правового государства. Соединение силы и справедливости. Власть в правовом государстве. | Три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная. | 1 | Рубрика «В классе и дома» | §3 |
8 | Принципы правового государства | Комбинированный | Признаки правового государства. | Верховенство права. Незыблемость права. | 1 | Рубрика «Проверь себя», словарь. | §4 |
9 | Гражданское общество и государство | Комбинированный | Что такое гражданское общество. | Гражданское общество | 1 | Рубрика «В классе и дома» | §5 |
10 | Местное самоуправление | Комбинированный | Местное самоуправление. Общественная палата. | Муниципальная собственность. Общественная палата. | 1 | Рубрика «Проверь себя», словарь. | §5 |
11 | Участие граждан в политической жизни | Комбинированный | Выборы, референдумы. Право на равный доступ к государственной службе. Обращения в органы власти. Пути влияния на власть. | Всеобщее избирательное право, тайное голосование. Политический экстремизм. | 1 | Рубрика «В классе и дома» | §6 |
12 | Политические партии и движения | Комбинированный | Общественно-политические движения. Политические партии. | Политика. Оппозиция, многопартийность. | 1 | Рубрика «Проверь себя», словарь. | §7 |
13 | Обобщение «Политика» | Повторительно–обобщающий урок | 1 | Выводы к главе | Стр66 |
ПРАВО |
14 | Право, его роль в жизни общества и государства | Изучение нового материала | Что такое право? Мера свободы, справедливости и ответственности Норма права. Закон. Система законодательства. Право и закон. | Естественное право, нормативные акты, норма права, отрасль права, институты права. | 1 | тест | $8 |
15-16 | Правоотношения и субъекты права | Изучение нового материала Комбинированный | Сущность и особенности правоотношения. Субъекты правоотношения. | Правоотношения, правоспособность, дееспособность. | 1 | Рубрика «Проверь себя», словарь. | §9 |
17-18 | Правонарушения и юридическая ответственность | Комбинированный | Правонарушение и его признаки. Виды правонарушений. Юридическая ответственность. Виды ответственности. | Противоправность, деяние, причинение вреда, наличие вины, преступление, проступок, презумпция невиновности. | 1 | Рубрика «Проверь себя», словарь. | §10 |
19 | Правоохранительные органы | Комбинированный | Какие органы называют правоохранительными. Суд. Прокуратура. Адвокатура. | Прокуратура, МВД, ФСБ, народные заседатели, суд присяжных, равенство граждан перед законом. | 1 | Рубрика «В классе и дома» | §11 |
20 | Конституция РФ | Комбинированный | Этапы развития Конституции. Закон высшей юридической силы. | Нравственные ценности, ценности демократии, ценности патриотизма, ценности международного сотрудничества, ценности социального мира. | 1 | Рубрика «Проверь себя», словарь. | §12 |
21 | Основы конституционного строя РФ | Комбинированный | Конституционный строй. Основы государства. Основные принципы. Основы статуса человека и гражданина. | Выборы, референдум, многопартийность, суверенитет, самоопределение. | 1 | Рубрика «Проверь себя», словарь. | §13 |
22-23 | Права и свободы человека и гражданина | Комбинированный | Что такое права человека? Юридические нормы. Общечеловеческие правовые документы. Права и свободы человека и гражданина. Права ребёнка. | Право на достойное существование, Декларация прав человека и гражданина. Юридические гарантии. Уполномоченный по правам человека. | 1 | Рубрика «В классе и дома» | §14-15 |
24 | Гражданские правоотношения | Комбинированный | Сущность гражданского права. Особенности гражданских правоотношений. Гражданская дееспособность несовершеннолетних. | Сделка, договор, частичная дееспособность, недееспособность, потребитель, моральный вред. | 1 | Рубрика «Проверь себя», словарь. | §16 |
25 | Право на труд. Трудовые правоотношения. | Комбинированный | Право на труд. Трудовые правоотношения. | Трудовой кодекс, трудовой договор, трудовая книжка, профсоюз, дисциплина труда | 1 | Рубрика «В классе и дома» | §17 |
26 | Семейные правоотношения | Комбинированный | Юридические понятия семьи и брака. Условия и порядок заключения брака. Семейные правоотношения. Правоотношения супругов. Правоотношения родителей и детей. | Семейный кодекс, брак. | 1 | Рубрика «Проверь себя», словарь. | §18 |
27-28 | Административные правоотношения | Изучение нового материала Практическая работа | Административное право. Понятие и черты административного правоотношения. Административное правонарушение. | Антиобщественное и противоправное деяние, административное наказание. | 1 | Вопросы и задания для практикума | $ 19 |
29 | Уголовно-правовые правоотношения | Изучение нового материала | Особенности уголовного права и уголовно-правовых отношений. Понятие преступления. Уголовное наказание и ответственность несовершеннолетних. | Уголовный кодекс РФ, общественная опасность, противоправность, виновность, наказуемость, необходимая оборона. | 1 | Рубрика «Проверь себя», словарь. | §20 |
30 | Социальные права | Комбинированный | Социальная политика государства. Право на жилище. Право на социальное обеспечение. Здоровье под охраной закона. | Социальная и трудовая пенсии, пенсионный фонд. | 1 | Рубрика «В классе и дома» | §21 |
31 | Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов | Комбинированный | Международное гуманитарное право. Значение международного гуманитарного права. | ООН, Красный крест, военные преступления. | 1 | Рубрика «В классе и дома» | §22 |
32 | Правовое регулирование отношений в сфере образования | Комбинированный | Законодательство в сфере образования. | Закон «Об образовании», ступени образования. | 1 | Рубрика «Проверь себя», словарь. | §23 |
33 | Обобщение «Право» | 1 | Выводы к главе |
34 | Итоговое обобщение | Повторительно–обобщающий урок | 1 | Тест |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию. 6 класс. По программе Боголюбова Л. Н.
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...
Рабочая программа по обществознанию 6 класса по программе Боголюбова
Рабочая программа для 6 класса составлена на основе: Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089 Програм...
Рабочая программа по обществознанию 7 класса по программе Боголюбова
· Рабочая программа создана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 0...
Рабочая программа по обществознанию 8 класса по программе Боголюбова
Рабочая программа создана на основе· Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Прика...
Рабочая программа по обществознанию 9 класса по программе Боголюбова
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образова...
Рабочая программа по обществознанию 11 класс (профиль) по программе Л.Н. Боголюбова.
Рабочая программа содержит: пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, КИМы для проверки знаний учащихся за полугодие,год....