Групповые методы работы на уроках истории и обществознания в общеобразовательных организациях
статья по истории (10 класс)
В статье рассказывается о групповых методах работы на уроках истории и обществознания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1._dmitrik_ig_20.12.19_statya_rayonnyy_seminar_uchiteley_istorii_.docx | 132.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Применение групповых методов работы на уроках истории и обществознания в образовательных организациях.
К.Д. Ушинский (1824 -1871 гг.) Русский педагог, писатель, основоположник научной педагогики в России. | «Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта его обязанность более важна, нежели передача самого предмета» «Не уметь хорошо выражать своих мыслей – недостаток; но не иметь самостоятельных мыслей – еще гораздо больший; самостоятельные же мысли вытекают только из самостоятельно же приобретаемых знаний» |
Нам повезло жить в век информационных технологий. С каждым днём нас окружает, всё большее колличество инноваций и технических достижений. Как не потерятся выпускнику обычной среднестатистической школы, как найти свою нишу в быстро меняющемся мире иноваций и технологий. В этих условиях неизбежно меняется и общество, и подрастающее поколение, и сфера образования. Сегодня образовательные учреждения задумываются о технологиях подготовки «успешного выпускника».
Нужно ли «зубрить» или как раньше говорили «грысть гранит науки», ведь сегодня нет никакой проблеммы найти любую информацию в сети интернет, и это действительно быстро и мобильно.
Зачем тогда учить, спрашивают ученики, как и чему учить спрашивают учителя?
Нужны универсальные учедные действия отвечают специалисты. И действительно, дети сейчас на порядок более информированы, хотя мало читают, не интересуются классической литературой. У них нет сформированной мотивации, разных типов мышления. Проводя много времени за компьютером, они мало общаются с товарищами. Эта данность делает задачу педагога сложной.
И все же как учить детей? Методисты и опытные учителя предлагают шире применять практику развития у детей способности и умения самостоятельно получать знания, нужную информацию. Ученика нужно научить выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения и для этого опять же нужно формировать универсальные учебные действия (УУД), обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Как следствие на первый план выступает системно – деятельностный подход и проектная форма организации обучения.
Одной из основополагающих задач педагогов во все времена была и остается задача «научить учиться».
Создаются условия для осознания и оценивания собственных мыслей, действий, результатов деятельности в связи с ранее ставившимися целями.
В новой жизненной реальности школа перестала быть единственным источником информации. В связи с тем, что школа должна учить учиться. Учитель становится тем, кто учит примером своей творческой деятельности, самостоятельного получения и усвоения знаний.
Школа готовит ребят к жизни путем усиления мотивации к самостоятельному получению знаний и умению применять их в жизни. Учитель истории в школе исполняет особую, государственную роль - учитель воспитывает гражданина, с активной жизненной позицией, личность. Этому способствует разъяснение ученикам взаимосвязи поколений, роли исторического наследия в современной жизни. Ребята начинают осмысленно воспринимать разные мировоззренческие взгляды.
Главное различие уроков заключено в деятельности учителя и ученика.
Ученик теперь превращается в активный фактор занятий. Он не просто исполняет указания, а творчески самостоятельно ищет и находит полезную информацию.
Основатель научной педагогике в России К.Д. Ушинский еще в Х1Х веке выразил главное содержание современной системы образования: «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал». А это и есть системно - деятельностный подход.
Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода. Ученик должен стать активным участником образовательного процесса. Владение классической методикой проведения уроков истории - это база, на которой можно с успехом использовать любые новаторские техники. Сейчас поговорим о разных методиках проведения современного урока истории.
Проработав несколько лет в техническом образовательном учреждении я неоднократно задавалась вопросом как мотивировать обучающихся к учебной деятельности. Мои обучающиеся, ребята с техническим складом ума, совсем не гуманитарии, постоянно спрашивали меня зачем нам механникам нужно изучать историю и обществознание, как нам это пригодится в жизни. Нам это не интересно, нам интересны машины, как они устроины, и как их подчинить. Нам не понятно как разобраться в этих томах исторических сведений и бесконечных датах и событиях. Я пыталась применять разные методики, разнообразить учебный процесс различными творческими заданиями и игровыми ситуациями, но чего-то нехваиало. Не хватало системы. Выход лежал на поверхности. Я предложила сравнить историческое событие с машинами, которые ребята так любили.
Давайте представим, что нам нужно отремонтировать машину, как определить, в чем не исправность. Если вы знаете как устроина машина и как должна работать, то вы легко разберётесь, в чем проблемма. Так же и с историческим событием. Для того, что бы систематизировать знания по теме: составим некий алгоритм, по котрому разложим любое историческое сбытие или общественные процессы в обществознание. Так появилась новая форма технологической карты или её можно назвать ментальная карта – некий алгоритм. И сразу стало всё на свои места.
Работать с алгоритмом легко не только самостоятельно, но и в группах.
Можно за ранне, в качестве опережающего домашнего задания выдать ребятам тему, и предложить дома подготовить теоретический материал и иллюстрации по теме.
На уроке реята делятся на группы, им предлагается самостоятельно определить цель урока и цель практической работы. Команда выбирает капитана, и распределяет обязанности в группах.
В команде, найдется работа для каждого, каждый делает то, что хорошо умеет. Кто-то руководит, развивает в себе лидерские качества, кто - то хорошо рисует, кто - то быстро читает и может выделить главную суть в тексте и т.д..
Командам дается время примерно 15 минут для изучения материала и для оформления работы. Казалось бы времени мало, но зная алгоритм и используя правельное распределение сил в команде, это становится под силу. По окончанию времени, ребята защищают свои пректы, у доски, отвечают на вопросы других команд. Учитель оценивает капитана, а капитан каждого члена команды.
Ребята называют такой вид творческой деятельности игра «Что , где, когда», так начинаются вопросы из алгоритма.
Что? Где? Когда? Почему? Основные события.
Действующие лица. Последствия . Вывод.
Данную схему-алгоритм выполнения практической работы, можно использовать при изучении любого предмета. Главное придумать свой алгоритм. Тогда все станет понятно, «информация ляжет на свои полочки», а урок станет интересным и увлекательным.
Сегодня я использую и другие формы работы в группах.
А. Дистервег: "Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит ее находить".
Технология «Водоворот» годится для организации коллективной работы (обсуждения и обмена мнениями). Она дает возможность учащимся достичь глубины изучения поставленной исторической проблемы в совместном труде.
Рис. 1 «Водоворот» Работа идет по группам.
Участники групп приступают к разработке доставшейся им проблемы, записывают подкрепленное фактами мнение, примеры. По завершении этого этапа листы с записями движутся от одной группы к другой по очереди. Изучая поступивший в группу лист, учащиеся разбирают сделанные товарищами записи и ставят свои пометки: «+», «-», «?». Дав оценку, высказываниям товарищей, каждая группа прибавляет к сделанным до них записям свои. Так листы продвигаются от одной группы к другой, пока не побывают у всех. Условием является делать записи на листах только выданным фломастером своего цвета. Это делает видной на глаз степень активности всех групп. Группа дожидается возвращения к ней ее собственного листа, изучает и обобщает все замечания, аргументы товарищей. Сделав анализ, она выступает с сообщением. Оно обязательно составляется по предложенному плану.
Технология «Шесть шляп мышления»
Подобный сценарий занятия предложил британский психолог и писатель, эксперт в области творческого мышления Эдвард Де Боно. Он уместен для изучения какой угодно темы урока по истории. Шесть шляп разного цвета раздаются шести группам учеников. Каждой группе предлагается свое задание. Вот они:
Технология применима на уроках в основной школе, особенно в тех классах, где учащиеся активны, заинтересованы. Учащиеся или самостоятельно или по жребию в начале урока разбиваются на группы и каждая группа получает «шляпу» определенного цвета.
«Выпуск исторического журнала»
Учащиеся получают задание подготовить и оформить номер исторического журнала по изучаемой теме. Организация общей работы эффективна, если класс делится на маленькие группы со своим кругом обязанностей.
Например:
- «Редакторы». Пишут статью о значении изучаемых исторических событий для сегодняшнего дня, обосновывают актуальность проблемы. Им поручается сделать презентацию.
- «Информационный отдел». Собирают справочные материалы о событии, историческом деятеле, проводят интервью с интересными людьми, экспертами.
- «Аналитический отдел». Из названия группы ясно: готовит аналитические материалы. Это могут быть статьи, эссе, обозрения, очерки и др.
- Еще одна группа отвечает за развлекательные и познавательные материалы. Их рубрики: «Это интересно», «Неизвестное об известном», «В зеркале юмора», фельетоны, эпиграммы, анекдоты, ребусы, кроссворды по изучаемой теме.
- «Художники-оформители». Их обязанности: иллюстрации, оформление обложки.
Окончанием общей работы станет презентация журнала.
«Рукописный учебник истории»
Учащиеся выполняют задание – создать страницу или параграф учебника истории, для чего изучают исторические источники по теме, дополнительную литературу.
- В начале педагог кратко и точно называет тему и проблему урока и объясняет задание.
- Учащиеся образуют группы, которые изучают дополнительную литературу и источники, подбирают материал для «учебника истории». В помощь им школьная учебная литература из библиотеки, компьютерный кабинет, материалы учителя.
План работы для учеников возможно, такой:
- Определить заголовок и план параграфа, подпункты для полного раскрытия темы.
- Написать текст.
- Описать события и хронологию.
- Подготовить справочный материал: «словарик», «источник», «исторический портрет», подобрать иллюстрации.
- Готовый учебник опубликовывается в классе. Учащиеся представляют работу друг другу.
«Создание диафильма»
Дорожная карта создания учениками диафильма.
- Начинается работа с обсуждения сюжета, очередность кадров.
- Работа по созданию кадров идет индивидуально или по двое. Кадр представляет собой рисунок или коллаж. Он изображается на отдельном листе вместе с текстом-комментарием.
- «Кадры» в определенной последовательности размещаются с помощью скотча. Выбирают заголовок и иллюстрацию для титульного листа.
- Премьерный показ - это презентация проектов групп.
Участие в подобных ученических работах дают возможность пополнять свое портфолио. Оно становится более внушительным.
Все ранее предложенное для рассмотрения является примером использования методов самостоятельного поиска знаний, формирование их интеллектуальных, коммуникативных, оценочных умений. Следует подчеркнуть, что успех зависит от того, будет ли работа учителя шаблонной или творческой. Описанные методы дают только направление мысли, а дальше способ их применения зависит от самого учителя.
Не обижайте детей готовыми формулами, формулы - пустота; обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их приемам и способам, которые помогут их постигать. Не учите их, что польза главное. Главное - воспитание в человеке человеческого.
Антуан де Сент-Экзюпери
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по организации групповой (коллективной) деятельности на уроках истории и обществознания.
Методические рекомендации по организации групповой (коллективной) деятельности на уроках истории и обществознания отражают организацию учебно-воспитательного процесса в условиях осуществления деятельн...
Организация групповой формы работы на уроках истории
Статья посвящена организации групповой формы работы на уроках истории, с разработкой урока по теме....
Методика организации групповой деятельности учащихся на уроках истории и обществознания
Данная методика позволяет использовать дифференцированное обучение в классах с разным уровнем подготовленности учащихся, осуществляет развитие навыков личностного общения школьников, побуждает их к ре...
Организация групповой работы на уроках истории и обществознания
методические рекомендации...
Статья"Организация групповой формы работы на уроках истории"
Статья"Организация групповой формы работы на уроках истории"...
Формы и методы работы на уроках истории и обществознания в рамках реализации системно-деятельностного подхода
Формы и методы работы на уроках истории иобществознания в рамках реализации системно-деятельностного подхода...
Групповая работа на уроках истории и обществознания
Организация групповой работы на роках истории и обществознания на уроках истории и обществознания в 5-6 классах...