"От цифирной школы к цифровой".
классный час по обществознанию (6 класс) по теме
Изначально материал был создан как классный час, но его можно использовать на уроках обществознания в теме "Школа" 6 класс. Презентация доступна по адресу http://www.proshkolu.ru/user/na2007/file/3170099/
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shablon_1001istoriya_obrazovaniya.doc | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
1001 идея интересного занятия с детьми
«ОТ ЦИФИРНОЙ ШКОЛЫ К ЦИФРОВОЙ».
Казанская Н.А., Москва, ГБОУ Гимназия 1591, учитель истории и обществознания.
Предмет (направленность): обществознание( первоначально занятие проводилось как классный час 1 сентября).
Возраст детей: 6 класс
Место проведения: класс
Цель: предоставить информацию и создать условия для размышления над вопросом о значении образования в жизни человека и общества.
Общими задачами урока являются:
- раскрыть сущность термина «образование»;
- сформировать у учащихся представление об истории образования в мире и в России;
- продолжить формирование навыков выделения главной мысли текста, объяснения новых слов исходя из окружающего текста ;
- содействовать в воспитании активной гражданской позиции школьников.
Оборудование: проектор, компьютер, презентация. Листы бумаги. Магниты.
Ход урока. 1.Вступление.
Для многих, возможно, слово "образование" звучит уж слишком скучно, для кого–то стало давно символом обыденности и даже немного приелось, для кого–то это и вовсе недосягаемая вещь. А может быть, мы просто не знаем его истинной сути, значения, а возможно и самого предназначения, чтобы судить о нем, делать выводы и должным образом относиться к данному понятию? Давайте же познакомимся сегодня поближе с этим на самом деле замечательным термином.
На слайде презентации мы видим определения.
Образование — это целенаправленная познавательная деятельность людей по получению знаний, умений, либо по их совершенствованию.
Образование - это процесс получения знаний за счет централизованного обучения группы людей в течение определенного периода времени. Благодаря образованию люди могут перенять огромный опыт знаний и умений накопленный цивилизацией за все время развития.
Образование – это процесс развития личности, который осуществляется как педагогами, так и личностью самостоятельно. В процессе образования человек овладевает социально значимым опытом человечества путем получения знаний, умений и навыков. Основной путь образования – обучение.
2. Беседа с учащимися с целью прояснить отдельные элементы определений и значение термина в целом. ( Вопросы : Как вы понимаете … приводятся части определения)
3. Затем выполняем задание. Выделяем важные моменты: ( вставить пропущенные в слайде слова)
Приобщение к (культуре), Получение (знаний) о мире, Восприятие (опыта) предыдущих поколений. Существует (государственная) структура образовательных учреждений. Человек получает знания (осознано) .
- Значение образования. Формулируем первоначальные предположения. Записываем на листочках.
«В одном просвещении найдем мы спасительное противоядие для всех бедствий человечества.» Н.М. Карамзин.
Объясните как вы понимаете эту фразу?
- История возникновения образования. Рассказ учителя с использованием презентации.
5.1. Как менялось образование в истории человечества.
Вспомните как получали знания дети в первобытных обществах?
В первых государствах Древнего мира начинает складываться и система образования. Как вы думаете почему?
Что вы можете вспомнить о том, как учили в Древнем Египте, Древней Греции?
Подавляющая часть населения обучала своих детей, передавая им знания в процессе труда. Важная роль в воспитании детей принадлежала семье.
В эпоху средневековья начинает складываться более организованная система образования, когда христианская церковь создает в Европе сеть специальных учебных заведений по подготовке лиц духовных званий и возникают первые университеты – в Париже, Оксфорде и других городах.
Давайте вспомним как учились в эпоху средних веков.
Подлинная революция в системе образования происходит в обществе индустриального типа: образование перестает быть элитарным и становится массовым, доступным для широких слоев населения. Такая радикальная трансформация института образования была вызвана потребностями экономики, научно-технического прогресса, изменениями в культуре и образе жизни людей. В XIX – XX вв. широкое распространение получают средние и специальные школы, растет число высших учебных заведений. Неполное, а затем и полное среднее образование становится необходимым условием получения профессии в основных отраслях промышленности. Особенно бурный рост системы образования приходится на период после Второй мировой войны, когда происходит техническое перевооружение ведущих индустриальных стран и совершается новый мощный скачок в развитии промышленности, науки и техники.
4.2. Из истории образования в России.
Начало образования на Руси . В первой половине XI века известны дворцовая школа князя Владимира в Киеве и школа, основанная Ярославом Мудрым в Новгороде в 1030 году. Школы были не только учебными заведениями, но и центрами культуры, в них делались переводы древних и византийских авторов, переписывались рукописи. Найдены многочисленные берестяные грамоты XI-XIII вв., причем не только в Великом Новгороде, но и в других древнерусских городах; по их содержанию видно, что их авторами были люди самого различного социального положения, в том числе купцы, ремесленники, даже крестьяне, встречались и грамоты, написанные женщинами. Сохранилась даже грамота, служившая ребенку школьной тетрадкой. Есть и другие как прямые, так и косвенные свидетельства относительно широкого распространения грамотности в Древней Руси. Упадок культурной жизни Древней Руси в результате татаро-монгольского нашествия (как известно, в это время погибла большая часть древнерусских рукописей) отразился и на образовании. Из в основном светского оно стало почти исключительно духовным (монастырским). Именно православные монастыри сыграли в это время (XIII-XV вв.) роль хранителей и распространителей российского образования.
Образование в Московском государстве в допетровское время .Укрепление Московского государства повлекло за собой и подъем образования. Стали возникать многочисленные приходские и частные школы, где обучались грамоте и счету дети не только духовенства, но и ремесленников и купцов. С середины XVII в. в Москве стали открываться школы, созданные по образцу европейских грамматических школ и дававшие как светское, так и богословское образование. Вместо буквенного обозначения цифр (буквами кириллического алфавита) стали использоваться арабские цифры. В буквари вошли связные тексты для чтения, например, псалмы. Появились "азбуковники", т.е. толковые словари для учащихся. В 1687 г. в Москве была создана Славяно-греко-латинская академия. Первым высшим учебным заведение стала Славяно-греко-латинская академия, созданная в 1687 г. по инициативе Симеона Полоцкого на основе школы при Богоявленском монастыре. Академия разместилась в Заиконоспасском монастыре на Никольской улице в Москве.
Образовательная реформа Петра Великого. Благодаря Петру в России возникла система профессионального образования. В 1701 г. были созданы навигацкая, пушкарская, госпитальная, приказная и другие школы, находившиеся в ведении соответствующих государственных органов. В 1714 году образование было объявлено обязательным для детей всех сословий (кроме крестьян). К 1722 году в разных городах России были открыты 42 так называемые "цифирные школы", обеспечивавшие начальное обучение математике. Цифирные школы предписывалось открывать при монастырях и архиерейских домах и финансировать из губернских доходов. Вместе с тем специальное математическое и техническое образование не встретило признания у отдельных сословий. Любимым детищем Петра была Академия наук. При ней был учрежден первый российский университет , а при университете - гимназия. Вся эта система, созданная Петром, начала действовать уже после его смерти - в 1726 году. Светское образование потребовало новых учебников. В 1703 г. вышла в свет «Арифметика, сиреч наука числительная» Л.Ф. Магницкого, которая вводила арабские цифры вместо букв, а затем была выпущена «Таблица логарифмов и синусов». Именно Петру мы обязаны введением гражданской азбуки, которой пользуемся и сейчас.
Образование в послепетровское время в XVIII в. В 1730 – 1755 гг. возникают дворянские учебные заведения – корпуса: Сухопутный, Морской, Инженерный. Был так же создан Смольный институт благородных девиц. Вместе с этим начинали формироваться основы общественного образования, ревнителем которых был Михаил Васильевич Ломоносов. В провинциях развивались епархиальные и адмиралтейские школы. В Москве и Петербурге появляются первые общеобразовательные гимназии.
В 1755 году был основан старейший университет России – Московский университет. Его учреждение стало возможным благодаря деятельности выдающегося ученого-энциклопедиста, первого русского академика Михаила Васильевича Ломоносова (1711–1765).
В университете функционировало три факультета: философский, юридический, медицинский. Обучение велось преимущественно на русском языке; была создана группа русских профессоров. При открытии университета первой начала функционировать гимназия, в состав которой записалось несколько сотен человек. М.В. Ломоносов отстаивал мысль о расширении сети школ, числа обучающихся детей в них, а также выступил за единую бессословную систему образования, доступную всем. Он предусмотрел привлечение к обучению детей из «простонародья», заботился о создании материальных условий для получения образования всеми сословиями.
Екатерина Великая. В конце XVIII в. Сенат страны признал, что создание гимназии и начальных училищ «весьма полезно обществу».Государством была предпринята попытка создать систему воспитательно-образовательных учреждений, что позволило бы получить новых квалифицированных врачей, художников, ремесленников и ученых. Были открыты новые училища. В 1782 – 1786 гг. была создана государственная система народного образования. Екатерина II долго работала над этим вопросом и решила строить русское народное образование по австрийскому образцу. В 1782 г. была создана Комиссия об учреждение училищ. По решению Комиссии создавались училища двух типов: главные с 4-мя классами в губерниях, малые двуклассные в уездах. Такие училища должны были обеспечить народ начальным образованием.
Школьная реформа создала проблему подготовки учителей, которых катастрофических не хватало. Вскоре были открыты Учительская семинария и Главное народное училище для подготовки учительских кадров. В XVIII в. в России образование приобрело определенную структуру, что положительно сказалось на его качестве.
Понимая значимость образования, русское правительство уделяло этому вопросу много времени. Образование в России XVIII в. было поставлено под его жесткий контроль. Екатерининская реформа не была доведена до конца, но тем не менее она сыграла значительную роль в развитии российского образования. За 1782-1800 гг. разные виды школ окончили около 180 тыс. детей, в том числе 7 процентов девочек.
Образование России в XIX в.В начале царствования Александра I группа молодых реформаторов во главе с М.М. Сперанским наряду с другими преобразованиями осуществила и реформу системы образования. Впервые была создана школьная система, распределенная по так называемым учебным округам и замкнутая на университетах. Эта система была подчинена Министерству народного просвещения. Вводились три типа школ: приходские училища, уездные училища и гимназии (губернские училища). Школы двух первых типов были бесплатными и бессословными. В отличие от екатерининской школьной системы, эти три типа школ соответствовали трем последовательным ступеням общего образования (учебный план каждого следующего типа школы не повторял, а продолжал учебный план предыдущего). Сельские приходские училища финансировались помещиками, уездные училища и гимназии - из государственного бюджета. Кроме того, были духовные училища и семинарии, подведомственные Священному Синоду, училища, подчиненные ведомству учреждений императрицы Марии (благотворительные) и военному министерству. Особую категорию составляли элитные учебные заведения - Царскосельский и другие лицеи и благородные пансионы.
Реформа образования стала составной частью Великих реформ Александра II (1855 – 1881). В России тогда существовали четыре вида начальных школ: учрежденные частными лицами (таких школ было немного), Министерством народного просвещения (министерские), земствами (земские) и церковноприходские, которые подчинили себе создаваемые по инициативе крестьян сельские «школы грамоты».
19 ноября 1864 г. был утвержден «Устав гимназий и прогимназий». Он вводил принцип формального равенства в среднем образовании для людей всех сословий и вероисповеданий. По уставу 1864 г. прежние гимназии разделялись на классические и реальные (те и другие семиклассные). Классические гимназии давали гуманитарное образование: в основу его было положено преподавание древних («классических») языков – латинского и греческого. В реальных гимназиях увеличивался объем преподавания математики и естествознания за счет сокращения часов на гуманитарные предметы. Окончившие классические гимназии получали право поступать в университеты без экзаменов. Окончившим реальные гимназии доступ в университеты был затруднен: они могли поступать преимущественно в высшие технические учебные заведения.
Уставом 1864 г. учреждались прогимназии – четырехклассные учебные заведения, соответствовавшие первым четырем классам классической гимназии. Окончившие прогимназию могли поступить в 5-й класс классической гимназии.
Советская школа до начала 1930-х гг. Уже в конце 1917 г. начала проводиться национализация всех типов учебных заведений. Школа была объявлена не только единой и трудовой, но и бесплатной, общеобязательной и общедоступной. Была заявлена преемственность ступеней образования, обеспечивалось равенство возможностей образования. Была осуществлена последовательная демократизация школы - участие в управлении образованием органов местного самоуправления, организация общественных школьных советов, отмена обязательных домашних заданий, отметок и экзаменов, введение программ только в качестве примерных, а также гибких учебных планов. Введение всеобщего обучения и движение за ликвидацию неграмотности, в результате чего в городах были охвачены обучением все дети, в селах около половины, а уровень грамотности в обществе скачком вырос; борьба с детской беспризорностью; широчайшее распространение обучения на национальных языках, создание десятков новых письменностей и издание учебников; привлечение к педагогической деятельности лучших представителей старой дореволюционной интеллигенции и многое другое - это достижение советского образования 20-х гг.
После прослушанного рассказа учитель предлагает назвать черты современного образования в России.
- Зачем человек учится?
Учитель предлагает подумать и выполнить письменное задание на листочках. Цель мини-проекта – сконцентрировать внимание учащихся на таких вопросах, как: «Зачем я учусь?», «Чему я хочу научиться?». Звучит музыка . Учащиеся записывают свои идеи.
Далее – обсуждение выработанных учащимися положений и комментарии учителя. Ученик зачитывает свои записи и прикрепляет листочек на доску с помощью магнита. Подготовка выводов.
Проводится линия от «Зачем я учусь?» к «Чем я могу быть полезен обществу?».
Использованы материалы.
- Методические рекомендации по проведению первого урока в 1-11 классах по теме « От цифирной школы к цифровой» http://www.co1804.ru/Files/metod/Metod1.pdf
- http://int-edu.ru/museum/index.html Московский музей образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
1 сентября - День Знаний на тему "От цифирной школы к цифровой"
Сообщения учащихся об этапах развития образования с древности до наших дней, стратегия государства в области образования, викторина по теме....
"От цифирной школы к цифровой"
Методическая разработка урока об изменениях в школьном образовании на протяжение веков, о новой образовательной инициативе. Размышления о том, какой должна быть школа.Сссылка на презентацию htt...
Выступление на педсовете «На пути к цифровой школе» «Цифровые образовательные ресурсы, их типология, требования к разработке».
Постоянные изменения, происходящие в жизни современного информационного общества, безусловно, должны находить адекватное и незамедлительное отражение как в самом учебном процессе, так и в учебных мат...
классный час "От цифирной школы к цифровой"
Сформировать у учащихся понимание неизбежности преобразований (реформ) в истории общества;n- раскрыть сущность инновационных процессов в образовательной сфере;n- создать условия для формирования пози...
"От цифирной школы к цифровой"
Презентация к первому классному часу в 9 классе...
Сценарий первого урока года «От цифирной школы к цифровой» («От пера до компьютера»)
Сценарий первого урока года «От цифирной школы к цифровой» («От пера до компьютера»)...
Школа в цифровую эпоху
Говоря о современном образовании, мы понимаем, что быстро изменяющийся мир вокруг нас обязывает школу так же стремительно меняться. Сегодня вокруг нас происходит рывок в цифровую эпоху. Информационное...