Выступление на педсовете «На пути к цифровой школе» «Цифровые образовательные ресурсы, их типология, требования к разработке».
материал на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsifrovye_obrazovatelnye_resursy_1_2.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педсовете «На пути к цифровой школе» «Цифровые образовательные ресурсы, их типология, требования к разработке».
Постоянные изменения, происходящие в жизни современного информационного общества, безусловно, должны находить адекватное и незамедлительное отражение как в самом учебном процессе, так и в учебных материалах. С каждым годом все проблематичнее становится производство традиционных бумажных учебников и учебных пособий, содержательный материал которых, зачастую, перестает быть актуальным еще до их попадания в учебные заведения. Одним из возможных выходов из сложившейся ситуации может являться разработка электронных средств обучения практически по всем дисциплинам и их публикация в мировых телекоммуникационных сетях или на информационных носителях, предоставляющих возможность несложного оперативного тиражирования. Данное утверждение основано, в первую очередь, на возможности динамического изменения и дополнения содержания электронных средств обучения в соответствии с текущими изменениями в жизни общества, науке, культуре и пр.
Актуальность выбранной темы состоит в следующем: использование в учебном образовательном процессе цифрового образовательного ресурса позволяет повысить интерес к обучению и помощь в усвоении учебного материала, а так же комплексное использование информационных технологий с другими учебными предметами.
О том, что компьютер способен оказать огромную, буквально неоценимую поддержку учителю и учащимся – и при подготовке к уроку, и на самом уроке, и при выполнении различных творческих работ, и в рамках внеклассной деятельности, – сказано и написано уже немало. С 1986 года, когда компьютеры впервые пришли в школу, прошло уже более 20 лет, за это коренным образом сменили друг друга несколько концепций применения вычислительной техники в учебном процессе, – не говоря уже о том, что коренным образом сменился парк самой этой вычислительной техники и ее программного обеспечения. И вот сегодня мы снова наблюдаем очередную смену парадигм: теперь вместо традиционных «электронных учебников» и прочих «CD-ROMов» нам предлагается разрабатывать и использовать ЦОРы – Цифровые Образовательные Ресурсы. Что же представляют собой ЦОРы как образовательный программный продукт? Каковы их преимущества по сравнению с обучающими программами, использовавшимися прежде?
Цифровой образовательный ресурс (ЦОР) - информационный образовательный ресурс, хранимый и передаваемый в цифровой форме, наиболее общее понятие, относящееся к цифровому информационному объекту, предназначенному для использования в образовании. Таким объектом может быть цифровой видеофильм, редактор звуковых файлов, цифровое описание книги и т. д.
ЦОР- это учебные (образовательные) материалы, представленные в цифровой форме...
- фотографии,
- видеофрагменты,
- текстовые документы,
- звукозаписи,
- картографические материалы,
- статические и динамические модели,
- объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования,
- символьные объекты и деловая графика,
или иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.
Каковы задачи ЦОР?
- Помощь учителю при подготовке к уроку.
- Помощь учителю при проведении урока.
- Помощь учащимся при подготовке домашнего задания.
Различаем ЦОР по типу работы ученика с ними!
- Демонстрационные ЦОР - ученик является наблюдателем
- Интерактивные (информационно-деятельностные) - ученик имеет возможность не только "смотреть демонстрации", но менять сценарий
- отвечать на вопросы ресурса и, возможно, получить оценку ресурса;
- выполнять лабораторные и практические задания с помощью ресурса;
- поиск в Интернете или в других электронных, например, справочниках;
- групповая работа (мини-проект на уроке);
- интерактивная обучающая игра;
- и т.п.
Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов
Федеральное хранилище Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (Коллекция)
Хранилище предоставляет всем заинтересованным участникам образовательного процесса бесплатный и свободный (в техническом и правовом отношении) доступ к учебным материалам, представленным в Коллекции, все ресурсы которой предназначены только для некоммерческого использования в системе образования Российской Федерации
Рубрикация широкого спектра материалов:
- ЦОР к учебникам,
- тематические и предметные коллекции,
- инструменты организации учебного процесса и поддержки учебной деятельности,
- учебные материалы нового поколения и т.п.)
Коллекция (цифровых образовательных ресурсов) – систематизированное собрание ЦОР, снабженных описаниями, обладающее определенной полнотой в рамках своей спецификации (например, предмета, ступени обучения и вида ресурсов, скажем, цифровых копий живописных произведений по курсу истории для основной школы). Возможно создание тематических, предметных коллекций, объединяемых в постоянно пополняемую Единую коллекцию
Коллекция сформирована по предметно-тематическому принципу и состоит из следующих основных разделов:
1. Каталог ЦОР
- Наборы цифровых ресурсов к учебникам;
- Поурочные планирования;
- Методические рекомендации;
- Инновационные учебные материалы;
- Инструменты учебной деятельности;
- Электронные издания;
- Коллекции.
Каталог ЦОР - структура (база данных и т. п.), объединяющая описания ЦОР. Возможен каталог данной коллекции, каталог единой коллекции образовательных ресурсов. Каталог может включать ресурсы, не вошедшие в данную коллекцию, но доступные тем или иным образом (через ссылки), а также спецификации ресурсов, еще не созданных.
2. Коллекции
3.Инструменты
4.Электронные издания
Общие требования к цифровым образовательным ресурсам:
Современные ЦОРы должны:
- соответствовать содержанию учебника, нормативным актам Министерства образования и науки Российской Федерации, используемым программам;
- ¦ ориентироваться на современные формы обучения, обеспечивать высокую интерактивность и мультимедийность обучения;
- ¦ обеспечивать возможность уровневой дифференциации и индивидуализации обучения, учитывать возрастные особенности учащихся и соответствующие различия в культурном опыте;
- ¦ предлагать виды учебной деятельности, ориентирующие ученика на приобретение опыта решения жизненных проблем на основе знаний и умений в рамках данного предмета;
- ¦ обеспечивать использование как самостоятельной, так и групповой работы;
- ¦ содержать варианты учебного планирования, предполагающего модульную структуру;
- ¦ основываться на достоверных материалах;
- ¦ превышать по объему соответствующие разделы учебника, не расширяя, при этом, тематические разделы;
- ¦ полноценно воспроизводиться на заявленных технических платформах;
- ¦ обеспечивать возможность параллельно использовать с ЦОРами другие программы;
- ¦ обеспечивать там, где это методически целесообразно, индивидуальную настройку и сохранение промежуточных результатов работы;
- ¦ иметь, там, где это необходимо, встроенную контекстную помощь;
- ¦ иметь удобный интерфейс.
Цифровые образовательные ресурсы не должны:
- представлять собой дополнительные главы к существующему учебнику/УМК;
- дублировать общедоступную справочную, научно-популярную, культурологическую и т.д. информацию;
- основываться на материалах, которые быстро теряют достоверность (устаревают).
Какие изменения вносит ЦОР в учебный процесс.
Повышает эффективность учебного процесса за счёт внесения разнообразия на разных этапах урока.
Даёт богатый дополнительный материал для подготовки к уроку учителю и учащимся
Позволяет показать некоторые процессы в динамике (видеофрагменты, анимация).
Усиливает наглядность
Вместо старых таблиц - «культурное» изображение
Показ объектов, которые другим способом показать нельзя.
Качественное закрепление и отработка навыков у большого числа учащихся при использовании локальной сети.
Повышает интерес учащихся, особенно интерактивные объекты.
Содержание комплекта ЦОРов:
¦ Блок получения информации: научно–популярные статьи, тексты первоисточников, фрагменты учебника (всюду – с возможностью поиска по тексту), иллюстрации, анимации и прочие мультимедиа–компоненты, мультимедийные уроки–презентации.
¦ Виртуальная галерея: видеофрагменты, анимации, реалистические и синтезированные изображения, звуковые объекты.
¦ Виртуальная лаборатория: интерактивные модели, интерактивные анимации, виртуальная лаборатория;
¦ Справочные материалы: графики и диаграммы, биографии ученых, Интернет–ссылки с аннотациями.
¦ Словарь терминов, определений, законов.
¦ Аттестация: наборы вопросов и задач, задания для исследовательской деятельности.
Все объекты организованы в соответствии с поурочным планированием к УМК, основанным, в свою очередь, на списке параграфов учебника.
Типы цифровых образовательных ресурсов (ЦОРов).
В наборе цифровых образовательных ресурсов можно условно выделить следующие блоки:
¦ Интерактивные компоненты – вопросы и задачи, контрольные и самостоятельные работы, интерактивные модели и анимации;
¦ Демонстрационная графика – иллюстрации, анимации, видеофрагметы;
¦ Тексты – параграфы текста, тексты со звуком, биографии ученых, таблицы;
¦ Материалы для учителя – презентации и уроки.
¦ Интерактивные компоненты
¦ Интерактивные модели
¦ Урок решения задач с последующей компьютерной проверкой
¦ Урок–исследование
¦ Урок -компьютерная лабораторная работа
¦ Демонстрационная графика
¦ Тексты
¦ Материалы для учителя
¦ Урок-лекция
Формы и методы организации учебного процесса с использованием ЦОРов
Комплект ЦОРов дает учителю возможность использовать это электронное издание различными способами в зависимости от оснащения школьного кабинета:
один компьютер + проектор на класс:
- демонстрация учителем отдельных мультимедиа–объектов по теме;
- демонстрация учителем мультимедийных презентаций по теме урока (15 – 20 минут от урока);
- «живая» демонстрация учителем различных способов решения задач;
- использование компьютера школьником (школьниками) при ответе у доски (в частности, демонстрируя подготовленную из мультимедиа – объектов ЦОРов презентацию);
два ученика - один компьютер:
- фронтальные лабораторные работы;
- групповое исследовательское задание;
- групповое творческое задание;
- интерактивное обучение способам решения задач;
один ученик - один компьютер:
- виртуальный лабораторный практикум;
- индивидуальное исследовательское задание;
- индивидуальное творческое задание;
- интерактивное обучение способам решения задач;
- компьютерное тестирование.
Предлагается также возможным использование комплекта ЦОРов учащимися дома, в школьной библиотеке (для подготовки рефератов, презентаций, самообучения, подготовки домашнего задания и т.п.), учителем (для подготовки учебного занятия, контрольной работы).
ЦОР должен:
- быть ориентированным на современные цели обучения, компетентностный подход,
- соответствовать современным научным представлениям в предметной области,
- обеспечивать преемственность содержания образования,
- соответствовать современным формам и методам организации процесса обучения,
- соответствовать возрастным и психологическим особенностям учащихся,
- содержать оптимальный объем учебной нагрузки,
- обеспечивать межпредметные связи,
- обеспечивать возможность использования разработанных материалов при различных формах обучения (очные, заочные, дистанционные и т.п.).
Наибольшим спросом пользуются следующие диски : «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», «Интерактивная энциклопедия науки и техники “ От плуга до лазера”», «География 7 класс», «Начальный курс географии 6 класс», «ОТ КРЕМЛЯ ДО РЕЙХСТАГА», «Россия на рубеже третьего тысячелетия», «Энциклопедия Истории России», «Биология. Анатомия и физиология человека. 9 класс.»,« Библиотека электронных наглядных пособий «Мировая художественная культура 10-11 класс»», «Сдаем единый экзамен», «Биология. 6-11 класс», «Химия 8 класс . ЗАО «Просвещение-МЕДИА»», «Обществознание», "Человек , природа , общество", «”Физика’’ для подготовки к единому государственному экзамену», «”История’’ для подготовки к единому государственному экзамену», «”Биология’’ для подготовки к единому государственному экзамену», «”Химия’’ для подготовки к единому государственному экзамену», « Отечественная история (до начала ХХ века)», «Интегрированное межпредметное УЭИ по гуманитарному циклу».
Но на данный момент не все ЦОРы имеют нужное качество.
По результатам апробации нужна доработка продуктов с учетом замечаний и предложений учителей - апробаторов.
Кроме готовых образовательных ресурсов, в школах учителя- предметники создают собственные (сказать о нашей коллекции).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление к педсовету ТЕМА: «Совершенствование системы работы школы в контексте новой образовательной политики в области образования»
Современное российское общество находится в состоянии цивилизованного кризиса. Это наиболее подходящий период для новаций, так как неустойчивость социальной системы есть условие для изменений....
Коллекции цифровых и электронных образовательных ресурсов
Коллекции цифровых и электронных образовательных ресурсов, полезные ссылки...
Выступление на педсовете "Результаты внедрения метода М. Монтессори в образовательный процесс "
Выступление на педагогическом совете...
Цифровые и электронные образовательные ресурсы
Цифровые и электронные образовательные ресурсы...
Выступление на педсовете. Состояние воспитательной работы в школе по духовно-нравственному воспитанию в МБОУ «Открытая (сменная) школа»
Состояние воспитательной работы в школе по духовно-нравственному воспитанию в МБОУ «Открытая (сменная) школа» ...
цифровая культура: цифровой этикет. цифровая безопасность
выступление на НПК...