Урок обществознания в 5 классе на тему "Ускорение прогресса"
методическая разработка по обществознанию (5 класс) по теме

Урок с использованием ЭОР. Тема раскрывается с на примере развития средств связи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_uroku_uskorenie_progressa.docx8.48 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Обществознание.

Класс: 5 класс.

Тема: «Ускорение прогресса (на примере развития средств связи)».

Тип: Изучение нового материала.

Формы и методы:

  1. Методы: словесный, исследовательский.
  2. Формы: работа в группах.

Цель: создать условия для приобретения учащимися функционального навыка исследования как универсального способа получения новых прочных знаний (получаемых самостоятельно и поэтому являющихся личностно значимыми, а значит прочными).

Результат -  интеллектуальный, творческий продукт (знания), устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования.

Ведущая ценность урока - ценность процесса движения к истине

 Задачи

1) Образовательные:

  1. Закрепить знания о социальном и техническом прогрессе;
  2. Узнать о истории средств связи;
  3. доказать, что прогресс ускоряется в результате накопления новых знаний;.

2) Развивающие:

  1. развитие способности к исследовательскому типу мышления;
  2. развивать умения поиска и выделения значимых связей и отношений между частями целого;
  3. умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей;
  4. формировать опыт применения полученных знаний для решения типичных задач в области нахождения и анализа информации;
  5. развивать умение использовать ИКТ.

3) Воспитательная:

  1. активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе
  2. уметь работать в группе и выслушать мнение собеседника

В данном уроке используются познавательные универсальные учебные действия выражающиеся в исследовании и совокупности операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации, а также коммуникативные универсальные учебные действия, выраженные в использование правил общения в малых группах.

Этап урока

Цель

Методические приемы

и педагогическая деятельность

1. Организационный  

Подготовить учащихся к работе в малых группах.

Разделить учащихся на группы примерно равные по возможностям.

Выявление и закрепление уже имеющихся знаний об объекте изучения.

2. Сообщение темы, цели и задачи урока. Мотивация.

Подготовить к активному и осознанному усвоению нового материала. Показать практическую значимость. Постановка учебной проблемы.

Выдвижение гипотезы: «Чем ближе к нашему времени, тем быстрее прогресс».

3. Подготовка к изучению новой темы.

3.1 Введение в тему.

3.2  ознакомление с памятками – алгоритмами.

Погрузить в тематическую обстановку. Заинтересовать учащихся.

Театрально-игровое представление: звук тамтамов, сигналы с помощью дыма и жестов.

4. Самостоятельная работа в группах.

Формирование умения работать в коллективе. Обучение находить информацию из источников разных типов.

.Работа с источниками информации:

1-группа: словарно-энциклопедические источники;

2-группа: компьютерные источники

3-группа: иллюстрационные источники

5.Обработка полученного материала.

Проверка подтверждения или опровержения выдвинутой гипотизы.

Научиться анализировать полученные данные в соответствии с шаблоном учителя.

Эпоха

Кол-во

веков

Средства связи

Древний мир

30-40

Тамтамы, гонцы-скороходы

Средние века

10

Сигнальные башни, голуби, жесты, ямщики

Новое время

5

Ямщики, телеграф, первый телефон, первое радио.

Новейшее время

1

Телефонная сеть, радиостанции, спутниковая связь, пейджер, сотовая связь, интернет.

6. Диагностическая работа

Развитие критического мышления и и способности к самоанализу.

Работа с картами оценки работы в группах.

7. Рефлексия

Уметь эффективно и грамотно излагать свои мысли.

Спич – чему научился на уроке.

Приложение 1.

Памятка-алгоритм по работе с словарно-энциклопедическим источником.

Шаг 1. Выберите, кто в группе с каким источником будет работать.

Шаг 2. Разделите ключевые слова для поиска между членами группы.

Шаг 3. Найдите в конце книги раздел «Предметный указатель».

Шаг 4. В разделе «Предметный указатель» найдите необходимое вам слово с указанием страниц, где оно встречается.

Шаг  5. Откройте указанную страницу.

Шаг 6. Прочитайте текст.

Шаг 7. Проверьте, есть ли в тексте указание на то, когда предмет применялся.

Шаг 8. Если есть, занесите результат в таблицу. Если нет, пройдите на следующую страницу в «Предметном указателе». Повторите шаги 5-8.  

Ключевые слова: телеграф, пейджер первый телефон, первое радио, тамтамы, телефонная сеть, гонцы-скороходы, сотовая связь. сигнальные башни,   интернет,   голуби, жесты, ямщики, радиостанции, спутниковая связь.

Приложение 2.

Памятка-алгоритм по работе с компьютерным источником.

Шаг 1. Щелкните на рабочем столе значок электронной энциклопедии «Кирилла и Мефодия».

Шаг 2. На открывшейся странице щёлкните указатель «статьи».

Шаг 3. В окне «Поиск. Название статей» наберите необходимое Вам слово.

Шаг 4. Прочитайте открывшуюся статью.

Шаг 5. Проверьте, есть ли в статье указание на то, когда объект применялся.

Шаг 6. Если есть, занесите результат в таблицу.

Шаг 7. Если нет, нажмите в статье синею ссылку.

Шаг 8. Прочитайте открывшуюся статью.

Шаг 9. Занесите результат в таблицу.

Ключевые слова: телеграф, пейджер первый телефон, первое радио, тамтамы, телефонная сеть, гонцы-скороходы, сотовая связь. сигнальные башни,   интернет,   голуби, жесты, ямщики, радиостанции, спутниковая связь.

Приложение 3.

Памятка-алгоритм по работе с иллюстрационным  источником.

Шаг 1. Разложите иллюстрации перед собой.

Шаг 2. Разложите иллюстрации по группам:

  1. фотографии
  2. современные рисунки
  3. древние рисунки

Шаг  3. Найдите в списке ключевых слов те, что подходят к древним рисункам.

Шаг 4. Занесите полученные слова в таблицу.

Шаг 5. Соотнесите ключевые слова и современные рисунки, если предмет нарисован, то скорее всего его нельзя сфотографировать, поэтому он относится к древнему миру или средним векам. Занесите полученный результат в таблицу.

Шаг 6. Соотнесите ключевые слова и фотографии.

Шаг 7. Используя ранее полученные знания и ,вспомнив рассказ учителя в начале урока, занесите результат в таблицу.

Шаг 8. Ещё раз все вместе проверьте результат.

Ключевые слова: телеграф, пейджер первый телефон, первое радио, тамтамы, телефонная сеть, гонцы-скороходы, сотовая связь. сигнальные башни,   интернет,   голуби, жесты, ямщики, радиостанции, спутниковая связь.

Приложение 4.

Карта самооценки работы групп.

Хорошо ли были знакомы с источником раньше

Научились ли лучше работать с источником

Совпала ли работа с образцом учителя

Средняя оценка

Поиск информации

Вся ли группа работала

В группе не было конфликтов

В группе были разные мнения

Средняя оценка

Коллективная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 9 классе по теме " Прогрессии"

Данный урок рекомендутся проводить с целью углубления знаний по теме, применении знаний в нестандартных заданиях (олимпиадных)....

Урок в старших классах на тему : "Прогресс или регресс"

Данный урок позволит учащимся получить знания и сформировать умения о прогрессивном развити общества; расскажет о регрессивных последствиях, ведущих к деградации человечества....

Урок обществознания 11 класс. Тема урока. Глобализация – понимание, основные направления, противоречия и возникающие проблемы.

Компонент знаний- давать определения основным понятиям, связанным с глобализацией;-называть  основные сферы и  характеристики процесса глобализации, позитивы и издержки процесса глобал...

Урок в 9 классе "Сумма арифметической прогрессии"

Урок по алгебре в 9 классе "Сумма арифметической прогрессии" с презентацией....

Материалы к уроку обществознания 10 класс по теме "Общественный прогресс и его критерии"

Урок обществознания 10 класс по теме "Общественный прогресс и его критерии". технологическая карта урока, презентация, дидактический раздаточный материал к уроку....

Технологическая карта урока обществознания. 6 класс Тема урока «Общение»

Технологическая карта урока обществознания. 6 класс Тема урока  «Общение»...