Тематическое планирование по обществознанию 10 класс
календарно-тематическое планирование по обществознанию (10 класс) по теме

Календарно-тематическое планирование по обществознанию 10 класс профильный уровень

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tem_pla10_prof.doc156 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование-10 класс

Тема урока

Кол-во

часов

Тип урока

Элементы

содержания

Требование к уровню  подготовки

 Виды контроля

Домашнее задание

Дата проведения

План

Факт

1-2.

Курс обществознания:

цели, задачи, формы работы.

2

Вводный урок

Краткая характеристика изучаемого курса. Методика работы с учебным пособием

Знать понятие «социальные науки».Развивать умение поиска новой информации по заданной теме в источниках различного типа.

Работа над учебным пособием.

Введение

Раздел 1. Социально- гуманитарные знания и профессиональная деятельность.(16 счасов)

3-4

Естественно-

научные и

социально-

гуманитарные знания, их общие

черты и отличия

2

Урок изучения нового

материала

(лекция-2)

Социальные науки и их классификация.  Место

философии   в   системе

обществознания. Философия и наука.

Социология,   политология, социальная психология   как   обществен ные науки

Знать   понятия:   философия, социология, политология,   социальная психология.

Развивать умения:

- определения сущностных характеристик изучаемого объекта; - извлечения необходи мой информации из ис точников

Работа        со

словарем.

Дискуссия:

«Можно       ли

познать общество,   в   котором живешь»?

§ 1

5-6

Основные

этапы

развития

социально-гуманитарного знания. Древние мыслители о мире и человеке.

2

Урок изуче ния     нового материала (лекция-3)

Мифы древности. Древ неиндийские    Веды    о происхождении      мира.

Буддизм.  Мудрецы даосской школы. Конфуцианство. Плотон ,Аристотель об обществе и государстве.

Знать    понятия:    миф, Веды, касты, брахманы, кшатрии,   вайшья,   издры,   карма,   буддизм, йога, инь, ян, дао, конфуцианство, идеальное государство.

Развивать умения:

- перевода информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудио-визуального ряда в текст).

-работы  с текстами различных стилей;

-выступления  с сооб щениями.

Сообщения учащихся

Тестирование

§2

7-8

Основные этапы развития социально-гуманитар ного знания. Взгляды на общество и человека в индустри альную эпоху

2

Урок   изуче ния     нового материала (лекция-3)

Теория   общественного договора. Трудовое об щество   А.Смита.   Впе рёд к «золотому веку». Гражданское   общество Г.Гегеля. На пути к на учной социологии. Мар ксистское    учение    об обществе.        Развитие обществознания   в   XX веке.

Знать понятия: теория    общественного договора, трудовая тео рия стоимости, утопизм, гражданское   общество, абсолютная  идея,  мар ксизм,       технократизм, ценности,   экзистенциа лизм, ревизионизм. Развивать умения:

-        поиска нужной инфор мации по    заданной теме
в источниках различного
типа  и  извлечения  не обходимой информации
из   источников,   создан ных в различных знаковых системах;

-владения   основными
видами  публичных   вы ступлений

Составить словарик темы.

Работа с документами.

§3

9-10

Обществен ная мысль России

2

Урок   изуче ния     нового материала (лекция-2)

Уроки   обоб щения и закрепления знаний   .

Философские     искания XIX  века.  Русская  фи лософская мысль нача ла XX века. Бердяев

Знать понятия: славянофилы,       лени низм.

Развивать умение: - поиска нужной инфор мации по заданной теме

Составить таблицу  «Рус ская философ ская       мысль Х1Х-ХХ в.»

§4

11-12

Профессио нальная деятель ность в сфере социально- гуманитарного знания

2

Урок   изуче ния     нового материала (лекция-1)

Уроки   обобщения и закрепления знаний( практикум)

Потребности современного общества в специалистах социально- гуманитарного профиля. Основные профессии  социально-гуманитарного профиля.

Профессиональные об разовательные    учреж ден

Знать понятия :

-академия, университет, колледж, лицей, гимназия. Развивать умения:

- получение и осмысле ние социальной инфор мации,   систематизация полученных данных

Составление схемы       «По требности   со временного общества»

§ 5-6

13-14

Социально-гуманитар ные знания и профес сиональная деятельность

2

ПОУ

Закрепление, углубление знаний, умений и навы ков, полученных при изучении темы

Тестирование.

Контрольный

опрос

15-16

Резерв

2

 

Раздел 2. Общество и человек (24 часа)

17-18

Происхож дение чело века и ста новление общества

2

Урок   изуче ния     нового материала

Комбиниро ванный урок

Происхождение челове ка и становление общества. Теории происхож дения  человека.  Чело вечество как результат биологической и социо культурной эволюции

Знать понятия: человек. Развивать умения:

-        характеризовать с

научной позиции основные явления;

-        оценивать  различные
суждения.

Составить таблицу «Теории   про исхождения человека»

Дополнительный материал

Сущность че ловека как проблема фи лософии

§7

19-20

Сущность человека как проблема философии

2

Урок изуче ния     нового материала (лекция-2)

Социальная     сущность деятельности. Мышление   и   деятель ность.

Соотношение     мышле ния и языка

Знать понятия: деятельность, её струк тура, мышление, язык. Развивать умения:

-сопоставление различ ных научных подходов;

-        поиск нужной инфор
мации по заданной теме
в источниках различного
типа

Сущность че ловека как проблема фи лософии Составить таблицу «Взгляды фи лософов      на сущность   че ловека

§8

21-22

Общество, социальное взаимодействие и общественные отношения

2

Урок   изуче ния     нового материала (лекция-2)

Общество как форма совместной жизнедеятельности людей. Отличие общества от социума. Социум как особая часть мира. Факторы размещения социума

Знать понятия: общество, социум, общественные отношения.

Развивать умения:

-объяснять внутренние и внешние связи изученных социальных объектов;

- устанавливать соответствия  между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями.

Составить словарик темы и синквейн «Общество»

§9

23-24

Общество как развивающая система

2

Урок   изуче ния     нового материала (лек

Социальная система, её подсистемы и элементы. Социальная система  и ее среда.

Знать понятия: социальная система, её структура. Развивать умения:

-систематизации   изу -
ченных фактов;

-        переведения социальной информации из од ной знаковой системы в другую

Составить схему «Струк тура социаль ной    системы общества»

§10

25-26

Типология обществ

2

Урок   изуче ния     нового материала (лекция)

Урок    обоб щения и за крепления знаний

Уровни     рассмотрения общества:     социально-философский,    историко-типологический,    со циально-конкретный

Знать понятия: цивилизационный    под ход,        формационный подход.

Развивать умения: - сопоставлять различ ные научные подходы

Составить таблицу «Ти пология обще ства»,      поня тийный диктант

§11-12

27-28

Восток и Запад

2

Урок   изуче ния     нового материала

Урок    обоб щения и за крепления знаний

Мир Востока. Ценности Запада.   Цивилизационное развитие общества. Типология цивилизаций

Знать понятия: традиционная    цивили зация,   индустриальная цивилизация. Развивать умение:

-        оценивать различные
суждения;

-        объяснять  изученные
положения на самостоя -
тельно        подобранных
конкретных примерах

Составление таблицы   «Типология   цивилизаци

§11-12

29-30

Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории

2

Урок   изуче ния     нового материала

Урок    обоб щения и закрепления знаний

Смысл    и    направлен ность        исторического развития.   Формации   и цивилизации.     Цивили зация и культура. Поня тие культуры

Знать понятия: общест венно-экономическая формация,      цивилиза ция, культура. Развивать умения:

- объяснять внутренние

и внешние связи (при чинно-следственные    и функциональные)    изу ченных        социальных объектов          (включая взаимодействие   обще ства и культуры); - оценивать различные суждения о социальных объектах.

Составить словарик    те мы.  Работа с учебником (знаковый анализ)

Понятие куль туры.    Много образие         и диалог     куль тур

§13

31-33

Историче ский процесс

3

Урок   изуче ния    нового материала

(лекция-2)

Урок- семинар

Понятие   об   историче ском процессе.  Народ ные массы, социальные группы,    общественные объединения как участ ники         исторического процесса.

Исторические личности. Типы социальной дина мики. Факторы измене ния социума

Знать понятия; исторический    процесс, народные массы, исто рические личности. Развивать умения:

-осуществлять   поиск,
систематизацию   и   ин
терпретацию социальной
информации по теме;

-формулировать на основе       приобретенных
социально-гуманитарных
знаний собственные су
ждения по определенной
теме.

Мини-исследование «Кого  считать исторической личностью»?

§ 14

34-35

 Проблема обществен ного прогресса

2

Урок   изуче ния    нового материала (лекция-2)

Прогресс    и     регресс. Противоречивость   про гресса.   Критерии   про гресса.   Прогрессивные общественные      силы. Многообразие и нерав номерность    процессов общественного    разви тия

Знать понятия: прогресс,  регресс,  кри терии   прогресса,   про грессивные силы, реак ционные силы. Развивать умения:

-понимать  закономер
ности развития общест ва как сложной самоор
ганизующейся системы;

-оценивать общественные изменения с точки зрения демократических
и гуманистических цен -
ностей.

Словарик   те мы, составле ние     сравни тельной   таб лицы     «Про гресс   и   рег ресс»,   схемы «Критерии прогресса»

§15

36-38

Свобода в деятельности человека

3

Урок   изуче ния     нового материала (лекция-2)

Урок    обоб щения и за крепления знаний (круг лый стол)

Почему невозможна абсолютная свобода. Свобода как познанная необходимость. Свобода и ответственность. «Свобода от» или «Свобода для». Что такое свободное общество

Знать понятия: свобода, свободное об щество. Развивать умения:

-владеть    основными
видами   публичных  вы
ступлений;

-следовать  этическим
нормам и правилам ведения диспута.

Круглый   стол на тему: «Это сладкое слово «свобода»

§16

39-40

Общество и человек

2

Урок- семинар

Закрепление и углубление знаний, умений и навы ков, полученных при изучении темы. Контроль знаний

Выполнение проблемных заданий

Тестирование

Стр165-168

Раздел 3. Деятельность как способ существования людей (12 часов)

41-42

Деятельность людей и ее многообразие

2

Урок   изуче ния     нового материала (лекция-2)

Потребности и интере сы. Типология деятель ности. Игра. Учеба как деятельность.

Знать понятия: потребности,   их   виды, интересы, творчество. Развивать умения: - проводить социологи ческое  мини-исследование

Обсуждение результатов социологиче ского      мини-исследования «Ведущие мо тивы   учебной деятельности моих       одно классников

§17

43-44

Деятель ность в сфе ре духовной культуры

2

Лекция-2

Сохранение   и   распро странение       духовных ценностей.      Освоение ценностей        духовной культуры. Духовное по требление

Знать понятия: духовная  культура,  ду ховные ценности. Развивать умения: -    формирование    раз вернутого плана ответа

Составление развернутого плана   ответа на        вопрос. «Как создают ся, сохраняются    и потребляются духовные ценности»?

§18

45-46

Трудовая деятельность

2

Урок   изуче ния     нового материала (лекция-1)

Урок    обоб щения и за крепления знаний

Социология труда.  Со циальное партнерство и перспективы его разви тия в России

Знать понятия: трудовая   деятельность, социальное партнерство. Развивать умение оце нивать различные суж дения

Работа          в группах: мини-проект   «Пер спективы  раз вития      соци ального  парт нёрства в Рос сии»

§19

47-48

Политиче ская дея тельность

2

Урок   изуче ния     нового материала

Урок    обоб щения и за крепления знаний (практикум)

Политика  как деятель ность. Субъекты и объ екты политики. Соотно шение целей и средств в   политике.   Власть   и политика

Знать понятия: власть, политика, субъ екты, объекты политики. Развивать умения: - раскрывать на приме рах   важнейшие   теоре тические   положения   и понятия

Понятийный диктант.     Со ставить схему «Субъекты    и объекты     по литики

§20

49-50

Политиче ское лидер ство

2

Лекция-2

Типология        властных отношений.    Политиче ские отношения

Знать понятия: властные      отношения, политические     отноше ния.

Развивать умение   объ яснять изученные поло жения на самостоятель но    подобранных    кон кретных примерах

Работа        по группам:     со ставить      па мятку полити ческого  лиде ра.

Решение про блемных    за даний

51-52

Деятель ность как способ су ществова ния людей

2

ПОУ

Закрепление и углубление знаний, умений и навы ков, полученных при изучении темы. Контроль знаний

Тестирование. Выполнение проблемных заданий

Раздел 4. Сознание и познание (16 часов)

53-54

Онтология и теория познания

2

Урок   изуче ния     нового материала(лекция-2)

Проблема   познаваемо сти   мира;   Понятие   об агностицизме. Познава тельная   деятельность. Чувственное   и   рацио нальное познание

Знать понятия: онтология,   знание,   по знавательная    деятель ность,   чувственное   по знание,     рациональное познание,        агностики, рационалисты,   эмпири ки,   ощущение,   воспри ятие,      представление, понятие, суждение, умо заключение. Развивать умения:

-сопоставлять  различ ные научные подходы;

-объяснять   изученные
положения на самостоятельно подобранных при мерах

Онтология     и теория   позна ния.

Проблема   по знаваемости мира

21

55-56

Истина и её критерии

2

Лекция-2

Понятие научной  исти ны.      Относительность истины.   Истина   и   за блуждение

Знать понятия: истина,   критерий   исти ны, объективная истина, абсолютная истина, от носительная        истина, заблуждение. Развивать умения:

-        отделять    основную
информацию  от  второ
степенной;

-        критически оценивать
достоверности получен
ной информации

Составить словарик    те мы.

§22

Практикум на  отделение основной    ин формации   от вторичной

57-58

Виды и уровни че ловеческих знаний

2

Лекция-2

Мифологическое  и   ра ционально-логическое знание.         Жизненный опыт и здравый смысл

Знать понятия: мифология,      народная мудрость,           здравый смысл, паранаука. Развивать умения:

-развернуто обосновы вать  суждения,   давать
определения;

-        приводить доказательства

Решение про блемных    за даний

Дополнительный материал

Виды и уровни

человеческих

знаний

§23

59-60

Научное познание

2

Лекция-2

Основные особенности методологии научного мышления. Дифференциация и интеграция научного знания.

Знать понятия: научное познание, методы научного познания, научная теория, научная революция, научный закон.

Развивать умения:

-сопоставлять различные подходы;

-формулировать собственные суждения.

Работа с источниками. Понятийный диктант

§ 24

61-62

Социальное познание

2

Лекция-2

Социальное познание, его особенности. Современные проблемы социальных и гуманитарных наук

Знать понятия: социальное познание, конкретно исторический подход, социальный факт, интерпретация социального факта.

Развивать умения анализировать явления и события, происходящие в современной социальной жизни с применением методов социального познания.

Анализ материалов СМИ, словарь темы.

§25

63-64

Знание и сознание

2

Лекция-2

Общественное и индивидуальное сознание

Знать понятия:

Общественное сознание, индивидуальное сознание, теоретическое сознание.

Развивать умения:

- развернуто обосновывать суждения;

- объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах.

Решение проблемных задач.

Дополнительные знания:

Теоретическое и обыденное сознание

§ 26

65-66

Самопознание

2

Лекция-1

Урок   обобщения и за крепления знаний (практикум)

Самопознание и самооценка. Самопознание и его роль в развитии личности. Трудности познания человеком самого себя.

Знать понятия: самопознание, самооценка, притязание, самоисповедь.

Развивать умение решения, проблемных,  логических . творческих задач, отражающих актуальные проблемы социально- гуманитарного знания.

Решение проблемных, логических творческих задач.

§27

67-68

Сознание и познание

2

Урок- семинар

Закрепление и углубление знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы. Контроль знаний.

Выполнение проблемных заданий, Тестирование

Раздел 5. Личность. Межличностные отношения (33 часа)

69-70

Человек. Индивид. Личность.

2

Лекция-2

Индивид, индивидуальность, личность. Структура личности. Устойчивость и изменчивость личности.

Знать понятия:

Индивид, индивидуальность, личность.

Развивать умения:

-решать проблемные, логические, творческие задачи;

-определять сущностные характеристики изучаемого объекта.

Выполнение творческих работ.

§28

71-72

Периодизация развития личности

2

Лекция-1

Урок   обобщения и за крепления знаний (практикум)

Понятие возраста в психологии. Становление личности.

Знать понятия:

Детство, отрочество, юность, возраст, зрелость, старость, социология , социализация.

Развивать умения:

- определять сущностные характеристики изучаемого объекта;

- объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах.

Составить словарь темы. Моделирование ситуаций по теме, их анализ.

§29

73-74

Направленность личности

2

Лекция-2

Социальная установка. Ценностные ориентации, убеждения. Социальная принадлежность и социальная позиция.

Социальное поведение

Знать понятия:

Социальная сфера, социальная установка, социальное неравенство, ценности, класс, социальный статус, соци альная роль Развивать умения:

-уверенно работать с
текстами различных сти лей;

-        определять   сущност ные         характеристики

 изучаемого объекта

Групповая работа: критерии социального поведения школьника

§30

75-76

Общение как обмен ин формацией

2

Лекция-2

Общение.        Средства межличностной   комму никации. Вербальное и невербальное общение. Особенности общения в информационном      об ществе

Знать понятия: общение, коммуникация, вербальное     общение, невербальное общение. Развивать умения: - характеризовать с на учных   позиций   основ ные   социальные  явле ния, их место и значе ние в обществе

Решение про блемных за даний

§31                                                                  

77-78

Общение как межлично стное взаи модействие

2

Лекция-2

Типы    взаимодействия: кооперация и конкурен ция. Общение в юноше ском возрасте

Знать понятия: кооперация,     конкурен ция, общение как взаи модействие. Развивать умения:

-        анализировать и клас
сифицировать социаль ную информацию;

-        сравнивать   социаль ные   объекты,   выявляя
их общие черты и раз личия

Работа в группах: вы работка па мятки «Куль тура общения в юношеском возрасте»

§32

79-81

Общение как взаимопо нимание

3

Лекция-1

Урок -

Семинар-2

Механизмы   взаимовос приятия в процессе об щения.  Идентификация в   межличностном   об щении.

Эмпатия.    Эффекты   и стереотипы   межлично стного восприятия

Знать понятия: общение,     взаимопони мание,   идентификация, эмпатия,   эффект,   сте реотип восприятия. Развивать умения: - различать в социаль ной информации факты и мнения;

- устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и о

Работа в группах: ана лиз материа лов СМИ (факты и мне ния)

§33

82-

84

Малые группы

3

Лекция-2

Практикум-1

Группы   условные.   Ре ферентная      группа. Межличностные     отно шения в группах. Инте грация в группах разно го уровня развития

Знать понятия: условные группы, малые группы,       референтная группа, интеграция. Развивать умения: - участия в обучающих играх;

осмысления     опыта взаимодействия   с дру гими людьми

Понятийный диктант.     Со ставить схему «Виды   малых групп».    Груп повая работа: разработка памятки «Пра вила общения в малых груп пах»

§34

85-87

Межлично стная со вместимость

3

Лекция-2

Практикум-1

Групповая         сплочен ность. Дружеские отно шения.   Самоопределе ние личности

Знать понятия: межличностная  совмес тимость,          групповая сплоченность,    самооп ределение. Развивать умения:

-отстаивания и аргумен тации своих позиций;

-        участия в обучающих
играх.

Участие в де батах   по   за явленной проблеме

§35

88-89

Групповая дифференциация

2

Урок   изуче ния     нового материала

Урок    обоб щения и за крепления знаний (практикум)

Взаимоотношения        в ученических    группах. Стиль лидерства

Знать понятия: социальная  дифферен циация,            групповая дифференциация,     ли дер. Развивать умения:

осмысления    опыта взаимодействия   с  дру гими людьми

Участие в ро левой игре

§36

90-91

Семья как

малая

группа

2

Лекци-2

Психология     семейных взаимоотношений.   Тен дерное поведение. Вос питание в семье.

Знать понятия: семья, тендерное пове дение. Развивать умения:

-исследования   реаль ных связей и зависимо стей;

-создания   идеальных
объектов

Моделирова ние   ситуаций по   теме,    их анализ.

Дополнительный материал

Тенденции развития     се мьи   в   совре менном мире

§37

92

Антисоциальные группы

Лекция-1

«Дедовщина» и другие формы насилия в груп пе.   Особая   опасность криминальных групп

Знать понятия: социальные нормы, ан тисоциальные     группы, дедовщина,   криминаль ные группы. Развивать умения: - анализа явлений и со бытий, происходящих в современной    социаль ной жизни

Работа          в группах:     ма териалы СМИ, их анализ

§38

93-94

Малые группы

2

ПОУ

95-97

Конфликт

3

Лекция-2

Практикум-1

Проблема   межличност ного конфликта. Струк тура, функции, динами ка конфликта. Пути кон структивного    разреше ния конфликта

Знать понятия: конфликт,   структура   и функции конфликта.

Развивать умения:

-использования    эле ментов            причинно-следственного анализа;

-осуществления конст
руктивного    взаимодей ствия с людьми различ ных   убеждений,    куль турных ценностей

Решение про блемных    за даний

§20 (ч.2)

98-99

Личность. Межличностные отно шени

2

Итоговые уроки

Закрепление и углубление знаний, умений и навы ков, полученных при изучении темы

Решение про блемных,   ло гических, творческих задач

Повто рить §8

(ч.1), §17-20 (ч.2)

100-101

Личность. Межлично стные отно шения

2

Уроки     кон троля     зна ний

                                 Контроль знаний Тестирование, выполнение проблемных заданий

102-105

Резерв времени

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно -тематическое планирование по обществознанию 8 класс

Календарно - тематическое планирование по обществознанию 8 класс ( по программе Боголюбова 6-9 кл. - 140 ч.)...

Тематическое планирование по обществознанию 8 класс

Календарно-тематическое планирование для 8 класса по обществознанию,рассчитанное на 35 часовк Учебнику "Введение в обществознание" : 8-9 классы / Под ред. Л.Н.Боголюбова. – М. Просвещение 2010 год....

Тематическое планирование по обществознанию 9 класс

Календарно-тематическое планирование для 9 класса по обществознанию,рассчитанное на 35 часовк Учебнику "Введение в обществознание" : 8-9 классы / Под ред. Л.Н.Боголюбова. – М. Просвещение 2010 год....

Рабочая программа и тематическое планирование по обществознанию 9 класс

Рабочая программа и тематическое планирование по обществознанию 9 класс И.П. Насонова УМК под общей редакцией акдемика РАО Г.А. Бордовского...

Календарно-тематическое планирование по обществознанию 8-9 классы (коррекционные классы VIII вид)

Календарно-тематическое планирование по обществознанию 8-9 классы (коррекционные классы VIII вид) с видами практических работ и формой контроля...

Модульное календарно-тематическое планирование по обществознанию в 8 классе ( учебник:Л.Н.Боголюбов и др. "Обществознание" 2015 г.)

Модульное преподавание даёт возможность оценивать знания учащихся независимо от окончания четверти или триместра....