Урок обществознания. Тема:"Конституция РФ".
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) на тему

Урок обществознания в 9 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstitutsiya_rf.docx24.53 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обществознания   в 9 классе.

Учитель: Байдина Елена Леонидовна

Тема урока: Конституция РФ.

Цели урока:

   Образовательная:

-продолжить изучение программного раздела обществознания, посвященного Основному закону- Конституции РФ

- сформировать знания о принципах правового государства, основах конституционного строя

    Развивающая цель:

развитие умений работы с разными источниками информации

    Воспитательная цель:

содействовать воспитанию уважения к социальным нормам и ценностям, отраженным в Конституции РФ, к законам и символам государства.

Тип урока: применение знаний и умений.

Методы: частично- поисковый.

Формы: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Оборудование урока:  изображение государственных символов,  Конституция России (тексты).

Ход урока.

1.Мотивация к учебной деятельности.  

Проверка готовности обучающихся к уроку.

Учитель формулирует тему урока, говорит о ее актуальности, кратко ставит цели и задачи.

2.Актуализация знаний. Беседа по теме: «Конституция РФ».

Вопросы:

- Что такое конституция? (Основной закон страны.)

-Почему в Конституции РФ закреплено ее прямое воздействие на территории всей страны? (Все нормативные и подзаконные акты в стране должны соответствовать Конституции РФ.)

- Какими правами обладают граждане России? (Гражданскими, политическими, социальными, экономическими и духовными.)

-Каковы обязанности граждан РФ? (Защищать Отечество, платить налоги, беречь природу и т.д.)

- В чем смысл и назначение Конституции? (Необходимо каждому знать свои права и обязанности.  Конституция существует, как ограничитель власти правителей, тем самым граждане стремятся оградить себя от их всевластия.  Важно ощущать себя гражданином собственной страны,  а в Конституции зафиксированы права и свободы не просто человека, а гражданина.)

Учитель: Действительно, высший смысл и назначение Конституции- это признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. И цель нашей работы на уроке- это понять основные идеи, мысли и главное- убедиться в том, что  с уважения к Конституции начинается уважение к закону в нашей повседневной жизни.

  3.Основной этап урока.

  а) Разминка.

  Учитель:  Давайте вспомним некоторые понятия, связанные с темой урока.

 (Используется интерактивная доска)

В левой части таблицы записаны определения, а в правой- понятия.

Задание: соотнести определения и понятия.

Всенародное голосование по вопросам государственного значения

Российская Федерация

Парламент РФ

суверенитет

Полная независимость государства в его внешних и внутренних делах

народ

Носитель суверенитета и единственный источник власти в РФ

референдум

Официальное название нашего государства

Федеральное собрание

Результат:

Парламент РФ

Федеральное собрание

Носитель суверенитета и единственный источник власти в РФ

народ

Официальное название нашего государства

Российская Федерация

Основной закон государства

Конституция РФ

Полная независимость государства в его внешних и внутренних делах

суверенитет

Всенародное голосование по вопросам государственного значения

референдум

б) Практическая работа в группах.  Работа с текстом Конституции РФ.

Класс делится на группы. Каждая группа получает задания.

Первая группа изучает главу 2«Классификация прав и свобод человека и гражданина РФ».  Задание:  Составить кластер.

                                                             

Вторая  группа изучает главу 4 « Президент РФ».  

Задание:  Подготовить презентацию (2 слайда), дать характеристику полномочий президента.

Третья группа изучает главу 5«Федеральное собрание».

Задание:

Используя ПОПС- формулу, объяснить назначение и полномочия Федерального собрания.

П- позиция.                                             Я считаю, что….

О- объяснение.                                        Потому, что….

П- пример.                                                    Например…

С- следствие (или суждение).                Поэтому…..

Четвертая группа изучает главу 6 «Правительство РФ».

Задание:   Синквейн «Правительство РФ»

 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).                                                                                              

Пятая группа.

Задание:

Рассмотрите ситуации, ответ на которые нужно найти в Конституции РФ.

а)  Два субъекта Федерации имеют взаимные территориальные претензии. Разрешим ли этот конфликт конституционным путем?

б)Президент предлагает перенести очередные выборы на неопределённый срок и ввести чрезвычайное положение. Парламент категорически против. Как разрешается этот конфликт в соответствии с Конституцией РФ.

в)Совет Федерации предлагает изменить законы РФ в соответствии с нормами международного права. Государственная Дума считает, что это ограничит независимость России. Какие пути разрешения этого конфликта предлагает Конституция РФ?

Шестая группа.

Задание:

Конкретными примерами подтвердите:

а) социальный характер современного Российского государства

б)наличие в современной России идеологического и политического многообразия

в) светский характер современного Российского государства

Выступления с итогами работы по группам.

4.  Работа в парах. Применение знаний.

Задание: Напротив каждого произведения указать, какое конкретное право, перечисленное в списке статей из 2 главы Конституции РФ, в указанном произведении присутствует тем или иным образом.

1.

М. Гаршин «Лягушка- путешественница»

Ст.27, п.1

1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

 2. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

2.

С.В. Михалков «Три поросенка»

Ст. 25

Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

3.

А.С. Пушкин «Сказка о попе и его работнике Балде».

Ст.37, п.1 или 3

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера  оплаты  труда, а также право на защиту от безработицы

4.

К. Чуковский «Айболит».

Ст.41,п.1

Статья 41

  1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно.

5.

Ш.Перро «Красная Шапочка».

Ст.20

Статья 20

   1. Каждый имеет право на жизнь.

Обсуждение, проверка.

5. Блиц – турнир (ответы «да», «нет»)

 1) Права и свободы  не отчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

 2) Президент избирается на 5 лет.

 3) Ныне действующая Конституция РФ принята на съезде депутатов.

 4) Президент РФ возглавляет Совет Безопасности РФ.

 5) Правительство РФ осуществляет законодательную власть.

 6) Конституция РФ имеет верховенство только на территориях с преобладанием русского населения.

 7) Активное избирательное право гражданин РФ приобретает с получением паспорта.

 8) В нашей стране было принято всего 10 Конституций.

 9) Обязанности и права неразрывно связаны.

10) Соответствует ли понятию «государство» определение – «это форма организации общества, основной институт политической системы».

6.Подведение итогов.

Используя прием «Мышление под прямым углом», дать характеристику понятия «Конституция».

Понятие-  Факт

Понятие- Мнения

Понятие- Ассоциации

Понятие- Символ.

Литература:

1.Конституция РФ.

Т.А.Корнеева Повторительно-обобщающие уроки по обществознанию 8-11 классы. М:  «Глобус» 2009г.

О.Е.Северина  Обществознание 6-11 кл. Проектная деятельность учащихся. Волгоград 2011г.

С.Н.Степанько  Обществознание. 9 класс. Волгоград 2009г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Конституция РФ"

Урок по теме "Конституция РФ"...

Урок по теме "Конституции нашей страны" 9 класс

Разработка урока и презентация по теме "Конституция" для 9 класса (дополнительный материал к уроку)...

Урок по теме Конституция РФ

Разработку урока можно использовать для изучения в 9 классе по обществознанию...

конспект урока по теме "Конституция"

Коспект урока по обществознанию 9 класс. Тема -Конституция. Урок предполагает различные виды работ: фронтальная, групповая, индивидуальная. Использованы интерактивные технологии, в том числе работа с ...

Урок по теме "Конституция РФ"

Урок по теме "Конституция РФ", 9 класс...

Методическая разработка урока по теме: «Конституция РФ. Основы конституционного строя» Урок обществознания в 9 классе

Методическая разработка урока по теме:«Конституция РФ. Основы конституционного строя»                            ...

Технологическая карта урока по теме: «Конституция Российской Федерации – Основной закон государства». Обществознание. 9 класс.

Технологическая карта урока по теме: «Конституция Российской  Федерации – Основной закон государства». Обществознание. 9 класс....