Урок в 9 классе по обществознанию. Тема урока: " Конституционные права человека"
методическая разработка по обществознанию (9 класс) на тему

Урок призван помочь учителю эффективно изучить конституционные прва человека. Параллельно идет приобретение навыков проектной деятельности, написание эссе, работы с документами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konstitucionnye___prava__grazhdanina_rf.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 9 классе по обществознанию.

Тема урока: " Конституционные права человека"

Цели:

1. Образовательные:

  1. изучить  конституционные права  гражданина России;
  2.  использование проектной технологии  в образовательном поцессе

2. Развивающие:

  1. развитие умения составления краткосрочных проектов;
  2. развитие навыков работы с законодательными актами .
  3. умение доказательно излагать мысли.

3. Воспитательные:

  1. формирование  правовой культуры;
  2. воспитание  уважения к закону, патриотизма,  к правовым и социальным нормам.

Оборудование: Конституция РФ,презентация.

Форма урока:

Изучение новой темы с составлением проектной работы.

Эпиграф к уроку:

"Право – это все то ,что истинно и справедливо»

(Виктор Гюго)

        Как вы понимаете это высказывание?

Ход урока:

I.Организационно-повторительная часть урока:

Задачи  урока: 1.Изучить конституционные права человека и гражданина

2.Составить и защитить проектную работу по теме : "Права гражданина РФ".

А. Повторить с учащимися этапы проведения проектной работы.

(Этапы работы методом проекта. )

Подготовительный:

 Определение темы и целей проекта. Формирование рабочей группы

Планирование: а) Определение источников информации.

б) Определение способов сбора и анализа информации.

в) Определение способа представления результатов (формы проекта).

г) Установление процедур и критериев оценки результатов и процесса проектной деятельности.

д) Распределение задач (обязанностей) между членами команды

Исследование: Сбор и уточнение информации, решение промежуточных задач. Обсуждение альтернатив методом «мозгового штурма». Выбор оптимального варианта. Основ ные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.

Формулиро вание результатов или выводов: Анализ информации. Формулирование выводов

Защита проекта: Подготовка доклада: обоснование процесса проектирования, представление полученных результатов.

Возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет.

Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке деятельности

Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа

Оценка результатов и процесса проектной деятельности

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и их причин)

Б. Повторить виды прав: гражданские, экономические, культурные, социальные, политические.

Конституционные

права и свободы

Социальные

Политические

Гражданские

Экономические

Культурные

II. Изучение нового материала.

1 этап: подготовительный

 (ранее  предлагалось прочитать самостоятельно конституционные права,подумать над анализом,выводом)

Учитель делит учащихся класса на пять групп.

Каждая группа получает задание: изучение Конституции РФ, главы 2 "Права и свободы человека и гражданина".

1 группа: получает задание изучить политические права человека.

2 группа: получает задание изучить экономические права человека.

3 группа: получает задание изучить гражданские права человека.

4 группа: получает задание изучить социальные права человека.

5 группа: получает задание изучить культурные права человека.

Учащиеся должны изучить статьи главы 2 Конституции РФ и заполнить таблицу. III этап: исследование.

Учащиеся изучают права и заполняют соответствующую колонку.

Гражданские права

Политические права

Экономические права

Социальные права

Культурные права

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На экране памятка: В помощь вам.

 

Гражданские (личные) права - связаны с личностью правообладателя. Реализуется свобода человека принимать решения независимо от государства.

Экономические права - возможность свободного распоряжения имущественными благами и ведения хозяйственной деятельности. Связаны с правом собственности.

Культурные права - обеспечивают духовное развитие и самореализацию личности. Свобода доступа к духовным и материальным ценностям, созданным человеческим обществом.

Социальные права - притязания на достойный уровень жизни и благосостояние.

Политические права - возможность участия личности в политической жизни общества, в формировании и осуществлении государственной власти и местного самоуправления.

IV этап: представление результатов исследования, отчет.

Представления результатов могут быть разными, например: Начать представление с памятки…

(продолжается дискуссия,дополнения)

(В итоге)                     Проект: "Права гражданина РФ".

Гражданские права

Политические права

Экономические права

Социальные права

Культурные права

 Право на жизнь

 Право на участие и управления делами государства

 Право на частную собственность и ее наследование

 Свобода труда, право на труд в нормальных условиях

 Свобода творчества и преподавания

 Право на защиту чести и достоинства

 Право на объединение, свобода союзов,партий и т.п.

 Свобода экономической деятельности

 Право на отдых

 Право на участие в культурной жизни,на пользование культурными учреждениями,

доступ к культурным ценностям

Право на свободу и личную неприкосновенность

 Право на собрания, митинги,

демонстрации, шествия, пекетирования

 

 Право на социальное обеспечение

 

 Право на неприкосновенность

личной жизни

 Право избирать и быть избраным

 

 Право на жилище

 

 Право на неприкосновенность жилища

 Равное право к любым должностям

 

 Право на охрану здоровья и медицинскую помощь

 

 Право на свободу передвижения и выбор места жительства

 Право обращений в государственные органы

 

 Право на благоприятную окружающую среду

 

Свобода совести ,вероисповедований

 Право на информацию

 

 Право на образование

 

Свобода мысли,слова

Уголовно-правовые и процессуальные гарантии

Обсуждение проекта:

Вопрос: Какие Ваши права, на ваш взгляд, должны быть гарантированы в
первую очередь?

Докажите кратко, что все права и свободы универсальны и
неотчуждаемы.
Для этого возьмите любое право и прочтите его, подставив
частицу «не». (Например, «НЕ каждый человек имеет право на участие в мирных
собраниях и ассоциациях». Что из этого следует? Какие права будут нарушены?)
Возможно ли достижение полного равенства между людьми? Как вы
понимаете равенство прав и обязанностей?

Вывод:

(примеры)

1.В Конституции Российской Федерации конституционному статусу целиком посвящена вторая глава, которая состоит из 48 статей. Расположены они в определенной системе, отражающей специфику характера прав и свобод, тех сфер жизнедеятельности человека и гражданина, которых они касаются.

На первое место выдвинуты личные, или гражданские, права и свободы. Для того чтобы человек активно и плодотворно проявил себя в экономической или политической сфере, прежде всего ему необходимо найти себя как личность, осознать свое достоинство, самостоятельность и ответственность за то, что он является одним из участников общественной жизни. На втором месте стоят права политические. Именно они отражают положение человека в обществе и показывают, что он является отнюдь не винтиком в общественном механизме, а полноправным субъектом, участвующим в управлении делами государства.

Экономические права занимают третье место и касаются таких важных сфер жизни человека, как собственность, труд, отдых. Выделяются также социальные права граждан, позволяющие человеку проявить себя не только участником экономических отношений, но и полноправным субъектом во всем многообразии социальных связей и потребностей (например, право на материнство и детство).

И, наконец, можно особо выделить культурные права граждан, позволяющие человеку осознать себя частицей не только прошлого (право на доступ к культурным ценностям), но и будущего (свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества).

2. Права человека— это естественные, неотъемлемые, универсальные и объективные права,
выражающие реальные возможности личности пользоваться благами для
удовлетворения своих потребностей и законных интересов. Государство не дарует
человеку его права, а закрепляет их в своих законах. По мере развития общества
права человека приобретают характер масштаба свобод, меры справедливости,
равенства и возможного поведения людей.

Vэтап: Оценка результатов и процесса проектной деятельности

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и их причин)

Учитель: Какой смысл заложен в этих словах:

«Я требую, чтобы государство защитило не только меня, но и других. Я требую, чтобы оно защитило свободу – и мою собственную, и всех окружающих людей.»
Карл Поппер

Домашнее задание:написать эссе на слова Карла Поппера.

Приложение1.

Конституция РФ            Глава 2. Права и свободы человека и гражданина

Статья 20

1. Каждый имеет право на жизнь. 2. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

Статья 21

1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

Статья 22

1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

Статья 23

1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

Статья 24

1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

Статья 25

Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

Статья 26

1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.

2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Статья 27

1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Статья 28

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Статья 29

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова. 

2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Статья 30

1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

Статья 31

Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Статья 32

1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.

5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия.

Статья 33

Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Статья 34

1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Э.

Статья 35

1. Право частной собственности охраняется законом.

2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

4. Право наследования гарантируется.

Статья 36

1. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.

Статья 37

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

 5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Статья 38

1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Статья 39

1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. С.

2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Статья 40

1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Статья 41

1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Статья 42

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Статья 43

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Статья 44

1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

Статья 45

1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

Статья 46  1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.….(далее идет перчисление  уголовно-правовых и процессуальных гарантий)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

Урок -обобщение в 7 классе с применением ИКТ по теме "Права человека"

Цель: обобщение знаний учащихся о правах человека.Задачи:Повышение уровня правовой культуры учащихся;Продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, умет...

Урок 9 класс. Конституционные права человека.

изучить  конституционные права  гражданина России;  развитие навыков работы с законодательными актами ,умение доказательно излагать мысли,.формирование  правовой культуры;воспитани...

Методическая разработка проведения урока в 9 классе по обществознанию. Тема урока: "Участие граждан в политической жизни"

Цели и задачи урока:формирование политической и правовой культуры учащихся;раскрыть содержание публичной жизни гражданина, его взаимоотношений с государственной властью;помочь учащимся получить конкре...

Презентация к уроку обществознания в 8 классе по теме "Гарантии и защита прав человека и гражданина в Российской Федерации"

Данная презентация является полноценной методической разработкой урока обществознания в 8 классе (по учебнику Соболевой) на тему "Гарантии и защита прав человека и гражданина в РФ. Материал можно...

Презентация для 6 класса по обществознанию. Тема "Потребности и способности человека"

Презентация по обществознанию 6 класс "Потребности и способности человека" раскрывает понятия " Какие бывают потребности, способности", "Внутренний мир человека"...

Индивидуальный проект в 7 классе на тему "Какие организации защищают права человека"

Данный проект был подготовлен с ученицей 7 класса в рамках РИКО.  Нельзя жить в обществе, не зная своих прав и обязанностей, а также, куда  бежать, если вдруг права детей оказались нару...