Конспект урока
план-конспект урока по обществознанию (7 класс) по теме

Михайлова Гузель Робертовна

Конспект урока составлен в соответствии с методикой В.Д.Шадрикова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx53.24 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Малошильнинская СОШ»

Тукаевского муниципального района

 Республики Татарстан

УРОК ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Тема: «Правовой статус несовершеннолетнего»

Михайловой Гузель Робертовны,

учителя обществознания

2010/2011уч. год

СОДЕРЖАНИЕ

Цели урока……………………………………………….……………..3

Средства обучения………………………………….………………….3

Методы и приемы………………………………………………………3

Тип урока………………………………………………………………..3

Ход урока………………………………………………………………..4

Литература………………………………………………………………15

План-конспект урока обществознания

по теме:

"Правовой статус несовершеннолетнего"

Цели урока:

  1. Обеспечить усвоение учащимися того, что детство является предметом особой заботы и защиты государства и мирового сообщества; добиться понимания того, что основным документом, содержащим нормы международного права по защите детей, является Конвенция о правах ребенка.
  2. Продолжить формирование навыков работы с различными источниками информации, умения извлекать необходимую информацию из исторического источника, продолжить работу по формированию понятийного аппарата.
  3. Воспитывать чувство гражданственности, толерантности, уважения к закону, правам и свободам других людей.

Задачи:

  1. Актуализировать прежние знания, умения и навыки, непосредственно связанные с темой урока.
  2. Сформировать у учащихся новые понятия.
  3. Организовать применение учащимися знаний и опыта деятельности с целью формирования у них новых учебных и познавательных умений и навыков, нового опыта познавательной деятельности.

Средства обучения:

  1. учебное пособие «Обществознание. 7 класс» А.И.Кравченко, Е.А.Певцова

     Издательство: Русское слово, 2010 г.;

  1. извлечения из Конвенции по правам ребенка (Приложение 1);
  2. презентация «Правовой статус несовершеннолетнего» (Приложение 2);
  3. мультимедиасистема;
  4. раздаточный материал: цветные карточки (зеленые, красные), карточки с таблицами по одной на парту для работы в парах

        

Методы и приемы:  

  1. словесные – вопросы, рассказ-объяснение, чтение документа, текста учебника
  2. наглядные – демонстрация слайдов, документов
  3. практические –  работа с текстом, схемами

Тип урока:     комбинированный, мультимедиа урок.

Ход урока:

Этапы работы

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Организационный момент

-Методы организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса): эмоциональный, психологический настрой учащихся.

- Постановка цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока.

Цель организационного момента:

настроить учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока. 

- Здравствуйте, ребята! Сядьте удобно, спины выпрямите, руки положите перед собой, ноги поставьте вместе.

Сегодня наш урок будет посвящен особенностям правового статуса несовершеннолетних. Но прежде мы с вами вспомним, на какие сферы  делится общество,  виды прав и свобод человека. Это поможет нам в освоении понятия правовой статус несовершеннолетнего. В ходе урока мы будем обращаться к слайдам, заполнять схемы.

Слайды 1-2

Учащиеся слушают, удобно рассаживаются, настраиваются на урок.

Смотрят слайды 1-2.

2

Опрос учащихся по заданному на дом материалу

- Определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока.

- Определение цели, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися).

- Методы, способствующих решению поставленных  целей и задач:

-практическая работа: заполнение схемы, заполнение таблицы;

-вопросы по пройденной ранее теме;

-использование цветных карточек для оценивания ответа одноклассника;

- поощрения.

- описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока;

- определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей:

В случае затруднения учащихся в заполнении схемы «Сферы общественной жизни» учитель заполняет одну из ячеек, например, «политическая».

В случае затруднения выполнения второго задания учитель предлагает помочь одноклассникам или же задает наводящие вопросы, требующие знания определений по заданным терминам.

В случае затруднения учащихся в заполнении схемы «Виды прав человека» учитель заполняет одну-две из ячеек, например, «неотъемлемые», «политические».

В случае затруднения выполнения четвертого задания учитель предлагает помочь одноклассникам или же задает наводящие вопросы, требующие знания определений по заданным терминам и поясняющие виды прав.

-  методы и критерии оценивания ответов учащихся в ходе опроса: игровой прием – использование «чеков» при правильном ответе, влияющих на оценку за подготовку домашнего задания.

Цель повторения:

привести в систему знания, полученные ранее о правах и обязанностях гражданина;

работать над понятиями, схемами, таблицами, необходимыми для подготовки к ЕГЭ.

-  В ходе повторения предыдущих тем нам предстоит заполнить схемы, определить соответствие понятий, чтобы закрепить знания по предыдущей теме «Права и обязанности граждан» и чтобы нам сегодня было легче изучить новую тему.

   Тем учащимся, которые будут правильно отвечать на вопросы, я буду выдавать чеки достоинством 1 балл. И те, кто наберет 5 и более чеков получат соответственно оценку  «5»

Итак, обратите внимание на слайд и подумайте, какими понятиями  необходимо дополнить  схему и почему?  

      1) Заполните пропуски в схеме: Слайд 3

Вывод: - Каждая сфера общественной жизни связана с правом, законодательством, нормами, моралью.

Молодцы, с данным заданием вы справились хорошо и можете четко определять сферы общественной жизни.

         2) Составьте логические пары из определений и раскройте их:   Слайд 4

социальные нормы

декларация

право

мораль

свобода

обязанности

кодекс

Конституция

- Ребята, кто из вас сможет поправить ответ Пети и объяснить связь слов между собой. А тебе, Петя, я посоветую внимательно посмотреть и послушать, чтобы в будущем ты смог ответить на подобный вопрос. Пожалуйста, Аида, слово предоставляем тебе. А остальные тоже слушаем и в случае неправильного ответа или неточности надо будет поправить ответ Аиды. Также каждый из вас должен будет, используя карточки зеленого и красного цветов, подтвердить или опровергнуть ответ Аиды.

-Поднимите зеленые карточки те, кто согласен с Аидой и красные карточки – кто не согласен.

- Молодцы! Это правильный ответ.

(правильно ответившие дети получают «чеки»)

- Оцените ответ Аиды при помощи карточек: зеленая –  правильно, красная –  неправильно.

(правильно ответившие дети получают «чеки»)

- Оцените ответ Аиды при помощи карточек: зеленая –  правильно, красная –  неправильно.

(правильно ответившие дети получают «чеки»)

- Оцените ответ Аиды при помощи карточек: зеленая –  правильно, красная –  неправильно.

(правильно ответившие дети получают «чеки»)

Дополнительные вопросы по заданию:

  1. Раскройте понятие «обязанности».
  2. Перечислите основные конституционные обязанности гражданина РФ.
  3. Подумайте, есть ли связь между правами человека и его обязанностями? Какая?

     

3) Заполните пропуски в схеме: Слайд 5                           

    -Теперь обратите внимание на слайд  6. Кто готов соотнести виды прав человека с их проявлениями

      4) Соотнесите виды прав человека и их проявление: Слайд 6

НЕОТЪЕМЛИМЫЕ        

…имеет право владеть имуществом (ст. 17)

ПОЛИТИЧЕСКИЕ        

…имеет право на гражданство (ст. 15)

ГРАЖДАНСКИЕ

…имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность (ст.20, 22)

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ

…имеет право…, свободно наслаждаться искусством (ст. 44)

СОЦИАЛЬНЫЕ

…имеет право принимать участие в управлении своей страной (ст. 32)

КУЛ ТУРНЫЕ

…имеет право на социальное обеспечение (ст.39)

Вывод: Тему «Права и обязанности граждан» усвоили в основном хорошо, но конкретные примеры надо продумывать четче. Это показывает на то, как вами понята тема.  

За подготовку домашнего задания получают отметку пять те, кто получил 5 и более чеков – это Аида, Лена, Дамир, Толя. У кого 4 «чека» - получают оценку «4» - Юля, Гульназ, Толя.

Учащиеся заполняют схему.

 Ответ: политическая, экономическая, социальная, духовная.

К доске поочередно приглашаются 2-3 ученика. Они пытаются определить пары, соединяя их между собой:

социальные нормы

обязанности

право

Конституция

свобода

декларация

кодекс

мораль

- Я думаю, что пары слов должны  быть поставлены так, но почему не знаю.

социальны  нормы

мораль

пра о

обязанности

свобода

Конституция

кодекс

декларация

- Социальные нормы связаны с моралью, потому что мораль, как и социальные нормы, содержит в себе определенные нормы, принципы и ценности, которые регулируют поведение людей в обществе.

Учащиеся оценивают ответ при помощи карточек.

-Каждый гражданин в обществе имеет и права, и обязанности.

Учащиеся оценивают ответ при помощи карточек.

- В конституции прописаны свободы граждан и говорится о том, что права и свободы являются высшей ценностью.

Учащиеся оценивают ответ при помощи карточек.

- Кодекс – это законодательный акт, содержащий систематизированные нормы, какой- либо отрасли, а на основе декларации разрабатываются принципы последующих законодательных мероприятий.

Учащиеся оценивают ответ при помощи карточек.

Учащиеся заполняют пропуски в   схеме:

Неотъемлемые, политические, гражданские, экономические, социальные, культурные.

Неотъемлемые –  …имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность (ст. 20, 22)

Политические – …имеет право принимать участие в управлении своей страной (ст. 32)

 Гражданские – …имеет право на гражданство (ст. 15)

Экономические – …имеет право владеть имуществом (ст. 17)

 Социальные – …имеет право на социальное обеспечение (ст. 39)

Культурные –…имеет право…, свободно наслаждаться искусством (ст. 44)

3

Изучение нового учебного материала.

- определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока

- постановка конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть, достигнут учащимися на данном этапе урока)

- изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися

-  Методы изложения (представления) нового учебного материала:

  1. Наглядный –  демонстрация слайдов, документов («Конвенция о правах ребенка»)
  2. практические –  работа с текстом, схемами
  3. словесные – рассказ-объяснение, вопросы, чтение документа, текста учебника

- описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог

- описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу

- описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала.

Цель изучения нового материала:

 Познакомить с  Конвенцией о правах человека; помочь учащимся определить права и свободы, которыми обладают дети; учить работать с документом, анализировать и делать выводы.  

 -  На предыдущих уроках мы говорили с вами о правах, свободах, обязанностях человека, но мы говорили о взрослых людях, самостоятельных. Но как быть с теми, кто еще только растет, формируется как личность? Права и свободы детей охраняются и защищаются особо.

Почему? Как вы думаете? Почему дети нуждаются в особой защите?

Слайды 7-8

 - Таким образом, тема нашего сегодняшнего урока «Правовой статус несовершеннолетнего»

Мы должны с вами сегодня:

  1. познакомиться с Конвенцией о правах человека;
  2. выяснить какими правами и свободами вы обладаете как дети;
  3. продолжить учиться работать с документом, анализировать информацию и делать самостоятельные выводы

 -  Изучение темы урока мы с вами начнем со знакомства с документом «Конвенция о правах ребенка».

1. История принятия Конвенции о правах ребенка.

Слайд 9

               

Впервые задекларировать права ребенка на международном уровне решили в 1959 году. Связанно это было с осознанием того, что детство нуждается в особой защите и заботе, дети должны быть максимально защищены от посягательства взрослых. 20 ноября 1959 года Генеральной Ассамблеей ООН была принята Декларация о правах ребенка. В ней утверждалось, что некоторые права человека имеют непосредственное отношение к детям, которые нуждаются в особой заботе и внимании, поскольку чрезвычайно уязвимы по причине возраста. Декларация сыграла огромную роль в деле защиты детства. Ее содержание было призывом к добру, справедливости в отношении детей. Но только призывом….

Вспомните, что такое декларация?

- Декларация – это не документ и не закон. Гульназ права  – это официальное или торжественное заявление делегации, правительства, международного органа, на основе которого затем разрабатываются принципы последующих законодательных мероприятий. Обычно не имеет прямой юридической силы.

Потому было принято решение о разработке более жесткого документа. С 1979 – 1989 г.г. шла работа над текстом такого документа. 20 ноября 1989 года Конвенция о правах ребенка была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН. А через год была ратифицирована и нашей страной.

Так что же такое конвенция?

В целом вы правы. Конвенция – это документ, носящий обязательный характер для государств ее подписавших.

  - Потому Конвенция является наиболее полным документом и приобретает силу норм международного права.

2. Изучение Конвенции о правах человека.

- Конвенция о правах ребенка состоит из:

Преамбулы (вступительная статья к документу)

Часть I (собственно статьи)

Часть II (специальные статьи для стран участниц Конвенции).

   Работа с текстом учебника, стр. 130-131.

 -  Прочитайте на с.130 дополнительное чтение о правах ребенка и на с. 131 извлечения из Конвенции о правах ребенка, а затем вместе разберемся в некоторых вопросах.

 -  Каково назначение и значение Конвенции о правах ребенка?

Ребята, отвечайте, пожалуйста, полным ответом.

 - Конвенции о правах ребенка призвана  защитить жизнь и права детей на планете, и закрепить права ребенка в гражданском, семейном и трудовом законодательстве.

 

-  Как их определяют авторы Конвенции?

- Правильно, молодец, Юля. Ты была внимательной при чтении текста учебника.

 -  Мы говорим с вами о правах ребенка. А кого собственно Конвенция называет ребенком? 

 -  Какие же виды прав содержит в себе Конвенция?

    Работа с текстом Конвенции в парах. Данные заносим в  таблицу на карточке. Тем, кто выполнит задание без ошибок, будут выданы смайлики за каждый правильный ответ.

Виды прав ребенка

Базисные, основные

Обеспечивающие семейное благополучие

Обеспечивающие свободное развитие личности

Обеспечивающие здоровье детей и его защиту

Обеспечивающие нормальное культурное развитие

Защищающие в опасных ситуациях

Положения Конвенции

статья 6

статья 8

статья 14

статья 6

статья 28

статья 36

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайды 10-16

После заполнения производится проверка под диктовку учителя и выдаются смайлики.

3. Международные организации по защите прав детей.

Слайды 17-20

Но одного документа недостаточно для обеспечения полного перечня прав ребенка и абсолютной защиты этих прав, пусть это даже Конвенция о правах ребенка и ее положении отменить нельзя. Помимо норм Конвенции защитой детей занимаются множество Международных организаций:

  1. ООН;
  2. Международный фонд защиты детей (ЮНИСЕФ), в работе которого принимают участие многие известные всему миру люди;
  3. «Движение без границ»,
  4. российские правозащитные организации;
  5. уполномоченный по правам ребенка П. Астахов.

И не случайно, что подобных организаций много, поскольку в современном мире, по словам П. Астахова «ценность детской жизни падает на глазах».

Ответы учащихся:

- Дети еще маленькие и они слабые.

- Дети не могут зарабатывать деньги.

-У них нет жизненного опыта.

- У детей нет знаний и т.д.

Учащиеся слушают и смотрят на слайды презентации 7-8, где отражены тема и план урока по изучению новой темы.

- Декларация – это документ.

- Декларация – это официальное заявление правительства, на его основе разрабатываются принципы законодательных законодательств.

- Декларация – это закон.  И т.д.

-Конвенция – это документ.

- Конвенция – это закон. И т.д.

Учащиеся читают текст учебника на указанных страницах

-Защищать детей

- Защитить жизнь и права детей на планете

-Ребенок – полноценная личность. Он имеет свои права и обязанности. «Плохих детей не бывает!» Бывают дети с проблемами, бывают ребята, которые совершили ошибку. Но взрослые не должны быть жестокими по отношению к детям.

Конвенция называет ребенком каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Учащиеся рассматривают  иллюстрации на слайдах, обсуждают в парах увиденное и заполняют таблицы на карточках.

Учащиеся слушают учителя и смотрят слайды по ходу рассказа.

4

Закрепление учебного материала

-  целей, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока

- постановка конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока)

- описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог

- описание критериев, позволяющих определить степень освоения учащимися нового учебного материала

- описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал.

Цель закрепления изученного материала: привести в систему знания, полученные на уроке, по новой теме; определить степень освоения учащимися нового учебного материала.  

   -  В завершении еще раз поговорим с вами о значении этого документа, о правовом статусе несовершеннолетнего, чтобы вы сами могли определить, что еще вами не понято, и на что надо больше обратить внимания при подготовке домашнего задания. За правильные ответы вы будете получать смайлики. В конце урока мы их посчитаем, те,  у кого будет больше четырех смайликов, получат оценку «5».

-Почему Конвенции о правах ребенка придается большое значение?

- Молодцы! Ваши ответы, в общем-то, правильные. В нашем мире часто происходят случаи, когда дети оказываются в сложных жизненных  ситуациях. Ребенок имеет свои права и обязанности. Взрослые не должны быть жестокими по отношению к детям. Ведь главная мысль Конвенции оправах ребенка: ребенок – полноценная личность.

 -  Могут ли права ребенка быть равными правам взрослых? Почему?

- Конечно же, дети и взрослые не могут иметь равные права во всех отраслях права. Так, например, у ребенка пока нет политических прав, он не может голосовать до наступления совершеннолетия. Есть ограничения и в экономических правах: подростки могут заниматься предпринимательской деятельностью только с 16 лет (в отдельных случаях – с 14 лет).

 -  Кто из взрослых, по вашему мнению, в большей степени заинтересован в реализации положений Конвенции?

-Молодцы! Каждый ваш ответ можно считать правильным. Но прежде всего, в реализации положений Конвенции заинтересованы родители. Ведь они не всегда могут находиться рядом со своими детьми и защитить их. Дети бывают предоставлены самим себе, могут быть подвергнуты опасностям на улице, в общественных местах. И, зная, что в нашей жизни действует такой законодательный документ как Конвенция о правах ребенка, их дети защищены законом.

-  Только ли о своих правах должны помнить дети? Приведите примеры из жизни.

- Молодцы! Данную тему вы, ребята, поняли хорошо, так как смогли не только ответить на вопросы, но и аргументировали свои ответы, привели примеры.

 -  В заключение хотела бы привести слова, которыми можно выразить основную мысль Конвенции о правах ребенка: «Как можно больше уважения к ребенку, его правам, заботы о нем, любви к нему!» Слайд 21

- Теперь, ребята, посчитайте,  кто, сколько смайликов заработал, и подойдите с дневниками и  смайликами ко мне те, у кого их больше 4 штук. Вы сегодня заработали пятерки. У кого 3-4 смайлика получают за работу на уроке по новой теме «4» (четверки).

- Конвенции придается большое значение, потому что дети слабые и  некоторые взрослые их обижают.

- Потому что дети не могут сами себя защитить.

- Дети очень доверчивые и их легко обмануть.

-Я думаю, могут, потому что ребенок – полноценная личность.

-Нет, права ребенка, и права взрослых равными быть не могут. Ведь дети несовершеннолетние.

- Я думаю, что это родители.

- Я думаю, что это полиция, чтобы у них было меньше проблем с детьми и их родителями.

-Дети должны помнить, что права есть не только у них, но и у его друзей, одноклассников. Например, у каждого может быть свое мнение о каком-нибудь кино или книге. Если у моего друга другое мнение о моем любимом фильме, то я не должен на него из-за этого обижаться.

5

Задание на дом

определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задания на дом

- постановку целей самостоятельной работы учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания)

 

- определение и разъяснение

Цель задания на дом: создать условия для заинтересованности учащихся в продолжение самостоятельного изучения темы и документов по теме.

 - Для того чтобы вам лучше знать свои права, чтобы вас уважали и видели в вас личность, не нарушали ваших прав дома прочитайте § 18 учебника, с.127-132, устно ответьте на вопросы после текста. Ответы старайтесь находить в тексте. Повторите определения понятий по темам «Права и обязанности граждан», «Правовой статус несовершеннолетнего». На следующем уроке мы с вами проведем диктант по основным понятиям.  А также прочитайте Конвенцию о правах ребенка. По желанию можете составить кроссворд по данным темам. Галиуллиной Г., Попову А. подготовить сообщение на тему «Гражданин – Отечества достойный сын», используя словарь терминов и понятий, учебник, дополнительную художественную литературу, Конституцию РФ.

Всем спасибо за работу на уроке. Урок окончен.

Учащиеся записывают задание на дом в дневник.

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить: Урок предназначен для учащихся 7 класса, тема достаточно трудна для восприятия, текст Конвенции о правах ребенка сложен, поэтому для облегчения восприятия и усвоения темы целесообразно было использование наглядной презентации.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Учебник для 7 класса ОУ «Обществознание».  А.И.Кравченко, Е.А.Певцова. Издательство: Русское слово, 2010 г.;

  1. Конвенция о правах ребенка;

  1. Словарь терминов и понятий по обществознанию. А.М.Лопухов. Издательство: Москва, «АЙРИС-пресс», 2009г.;

  1. Обществознание. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ. П.А.Баранов, А.В.Воронцов, С.В.Шевченко. Издательство: Москва. АСТ ·Астрель, 2008г;

  1. Обществознание в таблицах и схемах. Т.Г.Сазонова. Издательство: Санкт-Петербург «Виктория плюс»    

  1. Сайт http://festival.1september.ru  «Фестиваль педагогических идей. Открытый урок»

  1. Сайт http://ant-m.ucoz.ru «Виртуальный кабинет истории и обществознания»

  1. Сайт http://ombudsman.donland.ru/ «Уполномоченный по правам человека»  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...