Конспект урока
план-конспект урока по обществознанию (7 класс) по теме
Конспект урока составлен в соответствии с методикой В.Д.Шадрикова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 53.24 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Малошильнинская СОШ»
Тукаевского муниципального района
Республики Татарстан
УРОК ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Тема: «Правовой статус несовершеннолетнего»
Михайловой Гузель Робертовны,
учителя обществознания
2010/2011уч. год
СОДЕРЖАНИЕ
Цели урока……………………………………………….……………..3
Средства обучения………………………………….………………….3
Методы и приемы………………………………………………………3
Тип урока………………………………………………………………..3
Ход урока………………………………………………………………..4
Литература………………………………………………………………15
План-конспект урока обществознания
по теме:
"Правовой статус несовершеннолетнего"
Цели урока:
- Обеспечить усвоение учащимися того, что детство является предметом особой заботы и защиты государства и мирового сообщества; добиться понимания того, что основным документом, содержащим нормы международного права по защите детей, является Конвенция о правах ребенка.
- Продолжить формирование навыков работы с различными источниками информации, умения извлекать необходимую информацию из исторического источника, продолжить работу по формированию понятийного аппарата.
- Воспитывать чувство гражданственности, толерантности, уважения к закону, правам и свободам других людей.
Задачи:
- Актуализировать прежние знания, умения и навыки, непосредственно связанные с темой урока.
- Сформировать у учащихся новые понятия.
- Организовать применение учащимися знаний и опыта деятельности с целью формирования у них новых учебных и познавательных умений и навыков, нового опыта познавательной деятельности.
Средства обучения:
- учебное пособие «Обществознание. 7 класс» А.И.Кравченко, Е.А.Певцова
Издательство: Русское слово, 2010 г.;
- извлечения из Конвенции по правам ребенка (Приложение 1);
- презентация «Правовой статус несовершеннолетнего» (Приложение 2);
- мультимедиасистема;
- раздаточный материал: цветные карточки (зеленые, красные), карточки с таблицами по одной на парту для работы в парах
Методы и приемы:
- словесные – вопросы, рассказ-объяснение, чтение документа, текста учебника
- наглядные – демонстрация слайдов, документов
- практические – работа с текстом, схемами
Тип урока: комбинированный, мультимедиа урок.
Ход урока:
Этапы работы | Содержание этапа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Организационный момент -Методы организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса): эмоциональный, психологический настрой учащихся. - Постановка цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока. | Цель организационного момента: настроить учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Здравствуйте, ребята! Сядьте удобно, спины выпрямите, руки положите перед собой, ноги поставьте вместе. Сегодня наш урок будет посвящен особенностям правового статуса несовершеннолетних. Но прежде мы с вами вспомним, на какие сферы делится общество, виды прав и свобод человека. Это поможет нам в освоении понятия правовой статус несовершеннолетнего. В ходе урока мы будем обращаться к слайдам, заполнять схемы. Слайды 1-2 | Учащиеся слушают, удобно рассаживаются, настраиваются на урок. Смотрят слайды 1-2. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Опрос учащихся по заданному на дом материалу - Определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока. - Определение цели, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися). - Методы, способствующих решению поставленных целей и задач: -практическая работа: заполнение схемы, заполнение таблицы; -вопросы по пройденной ранее теме; -использование цветных карточек для оценивания ответа одноклассника; - поощрения. - описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока; - определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей: В случае затруднения учащихся в заполнении схемы «Сферы общественной жизни» учитель заполняет одну из ячеек, например, «политическая». В случае затруднения выполнения второго задания учитель предлагает помочь одноклассникам или же задает наводящие вопросы, требующие знания определений по заданным терминам. В случае затруднения учащихся в заполнении схемы «Виды прав человека» учитель заполняет одну-две из ячеек, например, «неотъемлемые», «политические». В случае затруднения выполнения четвертого задания учитель предлагает помочь одноклассникам или же задает наводящие вопросы, требующие знания определений по заданным терминам и поясняющие виды прав. - методы и критерии оценивания ответов учащихся в ходе опроса: игровой прием – использование «чеков» при правильном ответе, влияющих на оценку за подготовку домашнего задания. | Цель повторения: привести в систему знания, полученные ранее о правах и обязанностях гражданина; работать над понятиями, схемами, таблицами, необходимыми для подготовки к ЕГЭ. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- В ходе повторения предыдущих тем нам предстоит заполнить схемы, определить соответствие понятий, чтобы закрепить знания по предыдущей теме «Права и обязанности граждан» и чтобы нам сегодня было легче изучить новую тему. Тем учащимся, которые будут правильно отвечать на вопросы, я буду выдавать чеки достоинством 1 балл. И те, кто наберет 5 и более чеков получат соответственно оценку «5» Итак, обратите внимание на слайд и подумайте, какими понятиями необходимо дополнить схему и почему? 1) Заполните пропуски в схеме: Слайд 3 Вывод: - Каждая сфера общественной жизни связана с правом, законодательством, нормами, моралью. Молодцы, с данным заданием вы справились хорошо и можете четко определять сферы общественной жизни. 2) Составьте логические пары из определений и раскройте их: Слайд 4
- Ребята, кто из вас сможет поправить ответ Пети и объяснить связь слов между собой. А тебе, Петя, я посоветую внимательно посмотреть и послушать, чтобы в будущем ты смог ответить на подобный вопрос. Пожалуйста, Аида, слово предоставляем тебе. А остальные тоже слушаем и в случае неправильного ответа или неточности надо будет поправить ответ Аиды. Также каждый из вас должен будет, используя карточки зеленого и красного цветов, подтвердить или опровергнуть ответ Аиды. -Поднимите зеленые карточки те, кто согласен с Аидой и красные карточки – кто не согласен. - Молодцы! Это правильный ответ. (правильно ответившие дети получают «чеки») - Оцените ответ Аиды при помощи карточек: зеленая – правильно, красная – неправильно. (правильно ответившие дети получают «чеки») - Оцените ответ Аиды при помощи карточек: зеленая – правильно, красная – неправильно. (правильно ответившие дети получают «чеки») - Оцените ответ Аиды при помощи карточек: зеленая – правильно, красная – неправильно. (правильно ответившие дети получают «чеки») Дополнительные вопросы по заданию:
3) Заполните пропуски в схеме: Слайд 5 -Теперь обратите внимание на слайд 6. Кто готов соотнести виды прав человека с их проявлениями 4) Соотнесите виды прав человека и их проявление: Слайд 6
Вывод: Тему «Права и обязанности граждан» усвоили в основном хорошо, но конкретные примеры надо продумывать четче. Это показывает на то, как вами понята тема. За подготовку домашнего задания получают отметку пять те, кто получил 5 и более чеков – это Аида, Лена, Дамир, Толя. У кого 4 «чека» - получают оценку «4» - Юля, Гульназ, Толя. | Учащиеся заполняют схему. Ответ: политическая, экономическая, социальная, духовная. К доске поочередно приглашаются 2-3 ученика. Они пытаются определить пары, соединяя их между собой:
- Я думаю, что пары слов должны быть поставлены так, но почему не знаю.
- Социальные нормы связаны с моралью, потому что мораль, как и социальные нормы, содержит в себе определенные нормы, принципы и ценности, которые регулируют поведение людей в обществе. Учащиеся оценивают ответ при помощи карточек. -Каждый гражданин в обществе имеет и права, и обязанности. Учащиеся оценивают ответ при помощи карточек. - В конституции прописаны свободы граждан и говорится о том, что права и свободы являются высшей ценностью. Учащиеся оценивают ответ при помощи карточек. - Кодекс – это законодательный акт, содержащий систематизированные нормы, какой- либо отрасли, а на основе декларации разрабатываются принципы последующих законодательных мероприятий. Учащиеся оценивают ответ при помощи карточек. Учащиеся заполняют пропуски в схеме: Неотъемлемые, политические, гражданские, экономические, социальные, культурные. Неотъемлемые – …имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность (ст. 20, 22) Политические – …имеет право принимать участие в управлении своей страной (ст. 32) Гражданские – …имеет право на гражданство (ст. 15) Экономические – …имеет право владеть имуществом (ст. 17) Социальные – …имеет право на социальное обеспечение (ст. 39) Культурные –…имеет право…, свободно наслаждаться искусством (ст. 44) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Изучение нового учебного материала. - определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока - постановка конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть, достигнут учащимися на данном этапе урока) - изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися - Методы изложения (представления) нового учебного материала:
- описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог - описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу - описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала. | Цель изучения нового материала: Познакомить с Конвенцией о правах человека; помочь учащимся определить права и свободы, которыми обладают дети; учить работать с документом, анализировать и делать выводы. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- На предыдущих уроках мы говорили с вами о правах, свободах, обязанностях человека, но мы говорили о взрослых людях, самостоятельных. Но как быть с теми, кто еще только растет, формируется как личность? Права и свободы детей охраняются и защищаются особо. Почему? Как вы думаете? Почему дети нуждаются в особой защите? Слайды 7-8 - Таким образом, тема нашего сегодняшнего урока «Правовой статус несовершеннолетнего» Мы должны с вами сегодня:
- Изучение темы урока мы с вами начнем со знакомства с документом «Конвенция о правах ребенка». 1. История принятия Конвенции о правах ребенка. Слайд 9
Впервые задекларировать права ребенка на международном уровне решили в 1959 году. Связанно это было с осознанием того, что детство нуждается в особой защите и заботе, дети должны быть максимально защищены от посягательства взрослых. 20 ноября 1959 года Генеральной Ассамблеей ООН была принята Декларация о правах ребенка. В ней утверждалось, что некоторые права человека имеют непосредственное отношение к детям, которые нуждаются в особой заботе и внимании, поскольку чрезвычайно уязвимы по причине возраста. Декларация сыграла огромную роль в деле защиты детства. Ее содержание было призывом к добру, справедливости в отношении детей. Но только призывом…. Вспомните, что такое декларация? - Декларация – это не документ и не закон. Гульназ права – это официальное или торжественное заявление делегации, правительства, международного органа, на основе которого затем разрабатываются принципы последующих законодательных мероприятий. Обычно не имеет прямой юридической силы. Потому было принято решение о разработке более жесткого документа. С 1979 – 1989 г.г. шла работа над текстом такого документа. 20 ноября 1989 года Конвенция о правах ребенка была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН. А через год была ратифицирована и нашей страной. Так что же такое конвенция? В целом вы правы. Конвенция – это документ, носящий обязательный характер для государств ее подписавших. - Потому Конвенция является наиболее полным документом и приобретает силу норм международного права. 2. Изучение Конвенции о правах человека. - Конвенция о правах ребенка состоит из: Преамбулы (вступительная статья к документу) Часть I (собственно статьи) Часть II (специальные статьи для стран участниц Конвенции). Работа с текстом учебника, стр. 130-131. - Прочитайте на с.130 дополнительное чтение о правах ребенка и на с. 131 извлечения из Конвенции о правах ребенка, а затем вместе разберемся в некоторых вопросах. - Каково назначение и значение Конвенции о правах ребенка? Ребята, отвечайте, пожалуйста, полным ответом. - Конвенции о правах ребенка призвана защитить жизнь и права детей на планете, и закрепить права ребенка в гражданском, семейном и трудовом законодательстве.
- Как их определяют авторы Конвенции? - Правильно, молодец, Юля. Ты была внимательной при чтении текста учебника. - Мы говорим с вами о правах ребенка. А кого собственно Конвенция называет ребенком? - Какие же виды прав содержит в себе Конвенция? Работа с текстом Конвенции в парах. Данные заносим в таблицу на карточке. Тем, кто выполнит задание без ошибок, будут выданы смайлики за каждый правильный ответ.
Слайды 10-16 После заполнения производится проверка под диктовку учителя и выдаются смайлики. 3. Международные организации по защите прав детей. Слайды 17-20 Но одного документа недостаточно для обеспечения полного перечня прав ребенка и абсолютной защиты этих прав, пусть это даже Конвенция о правах ребенка и ее положении отменить нельзя. Помимо норм Конвенции защитой детей занимаются множество Международных организаций:
И не случайно, что подобных организаций много, поскольку в современном мире, по словам П. Астахова «ценность детской жизни падает на глазах». | Ответы учащихся: - Дети еще маленькие и они слабые. - Дети не могут зарабатывать деньги. -У них нет жизненного опыта. - У детей нет знаний и т.д. Учащиеся слушают и смотрят на слайды презентации 7-8, где отражены тема и план урока по изучению новой темы. - Декларация – это документ. - Декларация – это официальное заявление правительства, на его основе разрабатываются принципы законодательных законодательств. - Декларация – это закон. И т.д. -Конвенция – это документ. - Конвенция – это закон. И т.д. Учащиеся читают текст учебника на указанных страницах -Защищать детей - Защитить жизнь и права детей на планете -Ребенок – полноценная личность. Он имеет свои права и обязанности. «Плохих детей не бывает!» Бывают дети с проблемами, бывают ребята, которые совершили ошибку. Но взрослые не должны быть жестокими по отношению к детям. Конвенция называет ребенком каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Учащиеся рассматривают иллюстрации на слайдах, обсуждают в парах увиденное и заполняют таблицы на карточках. Учащиеся слушают учителя и смотрят слайды по ходу рассказа. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Закрепление учебного материала - целей, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока - постановка конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока) - описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог - описание критериев, позволяющих определить степень освоения учащимися нового учебного материала - описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал. | Цель закрепления изученного материала: привести в систему знания, полученные на уроке, по новой теме; определить степень освоения учащимися нового учебного материала. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- В завершении еще раз поговорим с вами о значении этого документа, о правовом статусе несовершеннолетнего, чтобы вы сами могли определить, что еще вами не понято, и на что надо больше обратить внимания при подготовке домашнего задания. За правильные ответы вы будете получать смайлики. В конце урока мы их посчитаем, те, у кого будет больше четырех смайликов, получат оценку «5». -Почему Конвенции о правах ребенка придается большое значение? - Молодцы! Ваши ответы, в общем-то, правильные. В нашем мире часто происходят случаи, когда дети оказываются в сложных жизненных ситуациях. Ребенок имеет свои права и обязанности. Взрослые не должны быть жестокими по отношению к детям. Ведь главная мысль Конвенции оправах ребенка: ребенок – полноценная личность. - Могут ли права ребенка быть равными правам взрослых? Почему? - Конечно же, дети и взрослые не могут иметь равные права во всех отраслях права. Так, например, у ребенка пока нет политических прав, он не может голосовать до наступления совершеннолетия. Есть ограничения и в экономических правах: подростки могут заниматься предпринимательской деятельностью только с 16 лет (в отдельных случаях – с 14 лет). - Кто из взрослых, по вашему мнению, в большей степени заинтересован в реализации положений Конвенции? -Молодцы! Каждый ваш ответ можно считать правильным. Но прежде всего, в реализации положений Конвенции заинтересованы родители. Ведь они не всегда могут находиться рядом со своими детьми и защитить их. Дети бывают предоставлены самим себе, могут быть подвергнуты опасностям на улице, в общественных местах. И, зная, что в нашей жизни действует такой законодательный документ как Конвенция о правах ребенка, их дети защищены законом. - Только ли о своих правах должны помнить дети? Приведите примеры из жизни. - Молодцы! Данную тему вы, ребята, поняли хорошо, так как смогли не только ответить на вопросы, но и аргументировали свои ответы, привели примеры. - В заключение хотела бы привести слова, которыми можно выразить основную мысль Конвенции о правах ребенка: «Как можно больше уважения к ребенку, его правам, заботы о нем, любви к нему!» Слайд 21 - Теперь, ребята, посчитайте, кто, сколько смайликов заработал, и подойдите с дневниками и смайликами ко мне те, у кого их больше 4 штук. Вы сегодня заработали пятерки. У кого 3-4 смайлика получают за работу на уроке по новой теме «4» (четверки). | - Конвенции придается большое значение, потому что дети слабые и некоторые взрослые их обижают. - Потому что дети не могут сами себя защитить. - Дети очень доверчивые и их легко обмануть. -Я думаю, могут, потому что ребенок – полноценная личность. -Нет, права ребенка, и права взрослых равными быть не могут. Ведь дети несовершеннолетние. - Я думаю, что это родители. - Я думаю, что это полиция, чтобы у них было меньше проблем с детьми и их родителями. -Дети должны помнить, что права есть не только у них, но и у его друзей, одноклассников. Например, у каждого может быть свое мнение о каком-нибудь кино или книге. Если у моего друга другое мнение о моем любимом фильме, то я не должен на него из-за этого обижаться. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | Задание на дом определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задания на дом - постановку целей самостоятельной работы учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания)
- определение и разъяснение | Цель задания на дом: создать условия для заинтересованности учащихся в продолжение самостоятельного изучения темы и документов по теме. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Для того чтобы вам лучше знать свои права, чтобы вас уважали и видели в вас личность, не нарушали ваших прав дома прочитайте § 18 учебника, с.127-132, устно ответьте на вопросы после текста. Ответы старайтесь находить в тексте. Повторите определения понятий по темам «Права и обязанности граждан», «Правовой статус несовершеннолетнего». На следующем уроке мы с вами проведем диктант по основным понятиям. А также прочитайте Конвенцию о правах ребенка. По желанию можете составить кроссворд по данным темам. Галиуллиной Г., Попову А. подготовить сообщение на тему «Гражданин – Отечества достойный сын», используя словарь терминов и понятий, учебник, дополнительную художественную литературу, Конституцию РФ. Всем спасибо за работу на уроке. Урок окончен. | Учащиеся записывают задание на дом в дневник. |
Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить: Урок предназначен для учащихся 7 класса, тема достаточно трудна для восприятия, текст Конвенции о правах ребенка сложен, поэтому для облегчения восприятия и усвоения темы целесообразно было использование наглядной презентации.
ЛИТЕРАТУРА
- Учебник для 7 класса ОУ «Обществознание». А.И.Кравченко, Е.А.Певцова. Издательство: Русское слово, 2010 г.;
- Конвенция о правах ребенка;
- Словарь терминов и понятий по обществознанию. А.М.Лопухов. Издательство: Москва, «АЙРИС-пресс», 2009г.;
- Обществознание. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ. П.А.Баранов, А.В.Воронцов, С.В.Шевченко. Издательство: Москва. АСТ ·Астрель, 2008г;
- Обществознание в таблицах и схемах. Т.Г.Сазонова. Издательство: Санкт-Петербург «Виктория плюс»
- Сайт http://festival.1september.ru «Фестиваль педагогических идей. Открытый урок»
- Сайт http://ant-m.ucoz.ru «Виртуальный кабинет истории и обществознания»
- Сайт http://ombudsman.donland.ru/ «Уполномоченный по правам человека»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование техники выполнения передачи мяча ...
Конспекты уроков фитбол - гимнастика.Конспекты уроков по флорболу.Статьи: "Влияние физических упражнений на здоровье школьников","Профилактика травматизма на урока ФК".
Материал содержит комплексы упражнений с фитболом....