разработка урока
методическая разработка по обществознанию (9 класс) на тему

Международное гуманитарное право рассматривается в курсе «Обществознание» в разделах, посвященных изучения прав человека и гражданина. Данный урок позволяет рассмотреть международное гуманитарное право в юридическом аспекте, используя алгоритм изучения отрасли права. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие.

Деревенские посиделки

«Покров – батюшка»

  1. Цели:
  1. дать понятие смыслового значения праздника Покрова Пресвятой Богородицы в народной традиции;
  2. показать учащимся на живом фольклорном и этническом материале систему миропонимания, выработанную нашими предками по основным параметрам человеческой жизни;
  3. показать красоту христианских праздников;
  4. воспитывать уважение к празднику;
  5. воспитывать уважительное отношение к женщине – Хозяйке мира.

  1. Оборудование.  Старинная утварь, прялка, лавки покрыты половиками, на стене повешены полотенца. На столе самовар, сушки, бублики, каравай.
  2.     «Река человеческой жизни, как бы далеко не текла,   всегда имеет исток с названьем Малая родина. Свойство души человека  –  с благодарностью этот исток вспоминать».

                                                                         Василий Песков.

Дети, одетые в крестьянскую одежду, собираются перед входом в зал.

 1. Зазывала.              

Эй вы, гости-господа,                                            

Пожалуйте сюда!    

Кто засиделся, кто приболелся

Отложи работу, отодвинь заботу.

Спеши, скачи, всех с собой тащи.

Хворь и лень как рукой снимет.                                    

                                                                                                              1.

2. Зазывала .            

Синицынский народ                        

 Выходит из ворот.  

На наше представленье

Всем на удивленье.                        

                                 

 1   Зазывала.

Заходите! Не пожалеете                          

Коли время имеете.        

В  нашем доме гостем будь

Потрудитесь отдохнуть.

     Вместе.                            

Посиделки ждут гостей, заходите поскорей.

(Гостей у входа в зал встречает хозяйка «избы», она провожает гостей в зал, , оформленный в виде русской горницы, усаживает за стол).

Хозяйка.

Добрый день, дорогие гости!

Милости просим в нашу горницу,

Низкий поклон Вам, люди добрые!

Рада видеть Вас у себя в гостях.

Хлебом-солью Вас встречаем,

Хлебом –солью угощаем,  потчуем.

Отведайте хлебушка нашего

Да соли щепотку.

(Звучит музыка, хозяйка преподносит хлеб-соль гостям).

За хлебом – солью всякая шутка хороша.                                                            2.

Хозяйка 2

А в тесноте – не в обиде!

Очень часто за событиями и за сутолокой дней

Старины своей не помним,  забываем мы о ней.

Хоть и более привычны нам полёты на Луну,

Вспомним русские обычаи,  вспомним нашу старину.

Хозяйка.

Наш посёлок, Синицыно,  ведёт своё существование с незапамятных времён. Первые крепостные крестьяне появились здесь ещё в первой четверти 19 века.  Сюда на свободные земли помещик Митрофан  Синицын переселил своих крестьян.

Хозяйка 2

Это поселение,   (хутор) назывался Ивановка. В описании Воронежского наместничества, 1885 года, есть сведения о Тамбовском большом почтовом тракте. По левую сторону этого тракта  и располагалась Ивановка – дворовое владение при колодцах, 8 дворов, 124 десятины земли.

Хозяйка.

В 1968 году недалеко от хутора начали прокладывать Ж\Д,  Воронеж – Козлов (Мичуринск).  Это способствовало развитию как волости, так и села. В 1894 году построили ж/д станцию «Синицыно», а в 1900 году переименовали и хутор, его назвали Синицыно.

Хозяин.

В нашем посёлке сохранились не только старинные здания начала 20 века, например старое здание школы (1908 год), некоторые жилые дома, но живы традиции русского народа, традиции наших предков.

(Слышен стук в дверь. Входит девушка в народном костюме).                                              3.

Девушка.    Здорово, кума!

Хозяйка.     Здорово кума! Милости просим в нашу горницу. Добрый гость всегда в пору!

Девушка.      (кричит в строну дверей)      Девчата, заходите!

(В горницу входят девушки в народных костюмах, подходят у прялке, пяльцам, чёске)

                                                   Поют песню.

Хозяйка.          Грех сегодня работать. Праздник-то сегодня.

Девушка.            Да ну? А какой же нынче праздник?.

Хозяийка 2           Гость наш учёный сейчас поведает о нём.

Мальчик.        14 октября по православному календарю – праздник Покров Пресвятой Богородицы. Установлен он в честь событий, которые происходили в древнем городе Константинополе в середине 10 века.

А история такова. К городу Константинополю приближалось вражеское войско.  В назначенный день во Влахернском храме святой Андрей Юродивый и его ученик Епифаний увидели в воздухе Божью Матерь, которая распростёрла свой покров над молящимися, защищая их. В России праздник пользуется особой любовью и почитанием. Недаром в вашем селе этот праздник считается престольным.

Девушка.    Да,  уж,  здорово, заумно вы рассказали про Покров – батюшку. А    мы вам по-нашему, по-деревенскому расскажем.

  1. Праздник Покров пришёл к нам из глубокой старины. А в старину к Покрову дню чего только не делали.
  2. Добрые хозяева утепляли избы, хлева для домашней живности и приговаривали:

 Все.         «Батюшка Покров, покрой избу снежком, а хозяина добром».

  1. Добрые хозяева к этому дню заготавливали полные закрома припасов: солений, варений, хлебов да грибов.
  2. К Покрову заканчивались многие работы на полях.
  3. Покров, натопи избу без дров.                                                                 4.
  4. Если хозяйка на Покров истопит печь с яблонею, то в доме всю зиму будет тепло.
  5. Захватите тепла до Покрова. На Покров до обеда осень, а после – зимушка – зима.

Хозяйка.  

Зиме и осени идти

На оба – два на голоса.

Октябрь не любит на пути

Ни обода,  ни полоза.

Хозяйка 2

И непогоду носит тяжёлых туч сума.

В ней до обеда осень, а к вечеру зима.

Хозяин.                     Покров – покровитель свадеб.  На Покров говорили:

Все девушки.            Батюшка Покров, покрой землю снежком,

                                   а меня женишком.

Хозяйка.    

Играй гармонь, играй гармонь

Играй на всю катушку.

Играй, гармонь, играй гармонь и пляску, и частушку.

                                 (  Выступление баяниста).

     Девушка.             Покров  - конец хороводам, начало посиделкам.

Хозяйка.    На посиделки молодёжь собиралась поочереди в разных  избах.

                                                                                                             

1.Зазывала             Девочки, вы девочки,

                                 Где берёте денежки

Девочки.                Летом ягодки берём,

                                Зимой куделечку прядём.

                                     (игра «Заинька»).

  2.Зазывала.  

     Любит русский народ озорную шутку

И на всё найдёт ответ в трудную минутку.

И пословицу сказать и придумать басню

И загадку разгадать он великий мастер.

  1. Очень сладкий он на вкус,

Но заметьте, не арбуз.

Он имеет белый цвет

          И его вкуснее нет.        (сахар)

  1. В небе дыра, в земле дыра.

     А посередине огонь да вода.       ( самовар).

  1.   Что мокнет, когда сушит. (полотенце)
  2. Хоть мы сами не едим,

    Но другим поесть дадим.   (ложки).

  1.   На сушку баранка похожа,

     Но отгадка другая всё же.    (бублик)

  1. Для всех мы в изобилии рождаемся на свет.

У одних нас много, а у других совсем нет.     (деньги).

  1. Пить – есть не просит, а пищу носит.     (авоська).

Девушка.

      Как у нас на Руси

Уж давно повелось,

Чтобы весело всем

И счастливо жилось,

Чтоб не плакал никто

И никто не скучал,

сам народ для себя шутки,

 песни слагал.                                                                                   6.

Девушка.

     Наши дедушки, бабушки

нам говорили,

как плясали они,

хороводы водили,

как смеялись, шутили,

     песни звонкие пели

своих деток учили петь ещё с колыбели.

      Песня.   «Россиия».

Хозяйка.

Добрый конец – делу венец.  Коли будет мимо дорога, не обходите нашего порога.

Хозяйка 2

Вот настал момент прощанья,

Будет краткой наша речь,

Говорим   мы.

Вместе.

 «До свидания!

До счастливых новых встреч».

                                                                                                                             7.

 Литература.

1.Волхова Н. Г. Сценарий школьных праздников. М, просвещение., 2000г.

2. Козлова И. И. Путь к фольклору. // Музыка в школе. 1090. №1.

3. Круглов Ю. Г. Русские обрядовые песни. М., Просвещение, 1985.

4. Кумицкая Т. М. Отечество: гражданское и патриотическое воспитание, М., «Вако», 2008.

5. Миронов В. А. Двенадцать месяцев. М, «Русское слово»,1999.

6. Натансова С. А. Детские праздники.  Ростов –на –Дону,2003.

7. Некрылов А. Н. Круглый год. М., Просвещение. 1989.

8. Перекатьева О. В. Современные праздники в школе. М., «Вако» 2004.

9. Праздник Русской старины. // Воспитание школьников. №5, 1997.

10. Шин С. А. Лучшие сценарии школьных праздников. Ростов –на –Дону., 2008.

- 8 -



Предварительный просмотр:

Тема: « Право на образование»

Урок по обществознанию 9 класс.

1. ЦУУ.          Объяснить учащимся необходимость существования школы и права на образование, выразить отношение к школе, связав его с вопросами о человеческих правах.

2. Оборудование.     1. Учебник «Введение в обществознание», под редакцией          

                                      Л. Н. Боголюбова;

                                   2. Макет  «Дерева целей»;

                                    3. Проектор, магнитофон.

3. Дополнительные материалы:

* фонозапись детской песни  «Чему учат в школе»

* Закон РФ «Об образовании»

* Конституция РФ.

4. Новая тема.                 Ход урока.

  1. Организация класса.

         Урок начинается с экспресс-интервью.

Цель его в том, чтобы ученики задумались о необходимости школы, о её реальном присутствии в жизни каждого и о связанных с ней правах.         

1.Что такое школа?

2. Необходима ли школа лично тебе?

3. Что даёт тебе школа?

2. Рассказ учителя.

              Получение образования – право и обязанность граждан.

 

  Когда человеку исполняется 6, 5 лет, он впервые переступает порог школы. Так начинается его путь по ступеням общего образования.

  Таких ступеней три:

- начальное общее образование    (4 класса)

- основное общее образование – (5-9 кл.)

- среднее (полное) общее образование – (10-11 кл.)

ЗВУЧИТ МУЗЫКА.

1 сентября – начало учебного года – радостный и волнующий день не только для тех, кто только что стал школьником, и их родителей, но и для тех, кто учиться в школе.

Ведь школа – это целый мир! Мир знаний и жизненного опыта, место, где каждый может проверить свои способности, силу воли, трудолюбие, умение жить среди людей. Школа – это возможность найти друга и сохранить его на всю жизнь.

Участниками образовательного процесса являются и родители, которые имеют возможность влиять на учебную деятельность своих детей и в то же время участвовать в решении вопросов жизни школы.

  Нормы права регулируют отношения между участниками образовательного процесса.

      Определяющими документами в области образования в России являются Конституция РФ 1993 года  и  принятый в 1992 году Закон РФ «Об образовании».

На текущую деятельность школы оказывают влияние правовые акты Мин. образования: приказы, инструкции, положения.

2. «Дерево целей».

Цель этого задания помочь  Вам освоить свои жизненные цели и своё право получить содействие государства и школы для осуществления этих целей без дискриминации,  в какой либо форме.

УЧЁБА – это вид деятельности, которая имеет структуру:

ЦЕЛЬ -  СРЕДСТВА – РЕЗУЛЬТАТ.

Мы построим «Дерево целей».

Ствол дерева белый. Он означает чистоту ваших помыслов, ваших целей.

НА ЛИСТКАХ НАПИШИТЕ,  ДЛЯ КАКИХ ЦЕЛЕЙ ВЫ УЧИТЕСЬ В ШКОЛЕ?

(варианты ответов : работа, успех, уважение, деньги0

Учитель прикрепляет на доску карточку     ЦЕЛЬ

Прикрепив к дереву карточки, даёт задание.

3. Работа с документом  

1. Конституция РФ           ст. 43.   Что означает право на образование?

2. Закон  РФ« Об образовании».   ст. 5.

  1ряд   п. 1.           2. Ряд п. 3             3 ряд п. 6, 7.

   Дайте оценку каждой из предложенного пункта ст. № 5.

Прикрепляет к доске карточку    ВОЗМОЖНОСТЬ,

                                                         ГАРАНТИРОВАННАЯ

                                                         ГОСУДАРСТВОМ.

   4. Работа с учебником.

Что такое образование?     Учебник Л. Н. Боголюбова   « Введение

                                                  в обществознание»,   стр. 305 первый абзац.

Прикрепляется к доске карточка   ОБРАЗОВАНИЕ

5. Задание.    Найдите в газете объявление о работе. Обратите внимание , какие оговариваются требования к образовательному уровню работника.

Вывод. Не получив полноценного образования, человек окажется ограниченным в определении жизненных перспектив, вида работы. Многое из достижений культуры останется вне поля его зрения, его духовная жизнь будет обеднённой.

6.Закрепление.

Я называю утверждение, вы отвечаете    ВЕРНО или НЕВЕРНО.

1. Граждане РФ обязаны получать образование на русском языке.

Неверно.

2. Только ученики частных школ имеют право участвовать в управлении школой, свободно выражать свое мнение и убеждения, на свободу совести, информации.

Неверно.

3. Родители (законные представители) обязаны выполнять устав школы.

Верно.

4. Учитель может быть уволен за применение методов воспитания, связанных с физическим или психическим насилием над личностью обучающегося.

Верно.

5. Школа не несёт ответственность за нарушение прав и свобод обучающихся и воспитанников,  и школьных работников.

Неверно.

Подведение итогов. Выставление оценок.

Рефлексия.

Напишите требования к школе, которые помогли бы вам реализовать свои права и защитить их.

Используйте понятия     СВОБОДА

                                           РАВЕНСТВО

                                           ДОСТОИНСТВО

                                            СПРАВЕДЛИВОСТЬ

                                           УВЕРЕННОСТЬ



Предварительный просмотр:

УРОК ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
9 класс
 

Открытый урок: «Международное гуманитарное право»

Международное гуманитарное право рассматривается в курсе «Обществознание» в разделах, посвященных изучения прав человека и гражданина. Данный урок позволяет рассмотреть международное гуманитарное право в юридическом аспекте, используя алгоритм изучения отрасли права.

 

Цели и задачи:
Цель:  привлечь внимание к последствиям чрезмерного насилия в период  вооруженных конфликтов, помочь учащимся получить первичные представления о международном гуманитарном праве.
Задачи: знакомство учащихся с нормативными актами, составляющими нормативную базу международного гуманитарного права и его основными положениями и принципами; формирование представлений о значении норм международного гуманитарного права  для деятельности Международного Красного Креста; продолжение формирования умения анализировать источники, сопоставлять факты, строить доказательства, извлекать необходимую информацию из учебной  и справочной литературы, таблиц; способствовать фиксированию таких качеств личности как сострадание, уважение прав человека.
Основные понятия:
международное право, международное гуманитарное право, договор, конвенция, декларация.

Оборудование:

Современная политическая карта мира (на ней предварительно отметить очаги международных вооруженных конфликтов); рабочие листы; раздаточный материал: (П-I и П-2); «международное гуманитарное право» учебно-методические материалы к курсам права и  обществознания для 9-х классов общеобразовательных учреждений. Москва, издательство ФНИИ МП ФЗ 2000 г. (в дальнейшем - «пособие»). Правила работы в группах, карточки заданий для групп. 

Подготовительная работа:

Класс делится на 6 групп по 4-5 человек по желанию или на усмотрение учителя. Дается опережающее домашнее задание: учащиеся должны знать определение международного гуманитарного права и уметь называть  основные категории лиц, которым оно представляет защиту (пособие с. 7). Одному учащемуся дается задание подготовить сообщение о становлении международного гуманитарного права (пособие с. 48-50). Один – два учащихся готовят сообщение о деятельности Международного Красного Креста.

 

План урока: «Международное гуманитарное право»

  1. Понятие и источники.
  2. Основные положения МГП.
  3. Ответственность по МГП.
  4. Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца в механизме МГП.

 ХОД УРОКА

Мотивационная беседа.
Обозначив тему урока, целесообразно подчеркнуть ее актуальность. Создать условия, способствующие пониманию  школьниками, что полученные знания могут помочь им в реальных жизненных ситуациях. 

Варианты мотивационной беседы:

потребность в изучении вопросов  международного гуманитарного права стала особенно актуальной в последние годы. Религиозные заповеди «возлюби ближнего своего» и «не делай другому того, чего не  желаешь себе»,  к сожалению, не всегда становится ориентиром в поведении человека. Мы скорее хотим отомстить друг другу, нежели найти компромисс. Вооруженные конфликты продолжаются и в них страдает прежде всего мирное население (можно проиллюстрировать современную международную обстановку обратившись к карте, на которой обозначены очаги конфликтов).

Всеобщего мира добиться в один момент сложно и поэтому нужно приложить все усилия, чтобы облегчить страдания людей, приносимые войной. Этому способствует международное гуманитарное право – одно из отраслей международного права.

После ознакомления с целями урока внимание учащихся обращается на формулирование плана урока (учащиеся делают это самостоятельно, руководствуясь традиционным алгоритмом изучения отрасли права: понятие и нормативная база ® основные положения ® ответственность). Даются короткие комментарии к нему, чтобы создать целостное представление о теме.

В соответствии с планом организуется изучение материала.

Работа с опережающим домашним заданием:

Учащимся предлагается вспомнить определение МГП и основные категории лиц, которым представляется защита нормами МГП. Учащиеся делают вывод о  том, что МГП направлено на ограничение насилия и обеспечение прав жертв войны.

Затем учащимся предлагается выслушать сообщение о становлении международного гуманитарного права и сделать вывод о динамике гуманизации войн.

Вариант вывода: Процесс гуманизации войн не является линейным и поступательным, а имеет вид, скорее, ломаной линии. В различные исторические эпохи существовали обычаи, законы отдельных правителей, договоры между отдельными государствами, военачальниками, отразившими стремление уменьшить страдания, вызываемые вооруженными конфликтами. Этот исторический опыт явился основой для  заключения в Х1Х в. международных договоров, ограничивающих насилие в период вооруженных конфликтов.

Источники МГП: учащиеся работают с пособием с. 51-53, им предлагается выделить основные виды нормативных актов, составляющих нормативную базу МГП – это договоры, конвенции, декларации (идет обработка терминологии). После этого учащихся просят назвать основные источники МГП (четыре Женевских конвенции от 12  августа 1949 г. и два Дополнительных протокола к ним 1977 г.) и сделать вывод об отличие актов, регулирующих международные отношения от актов национального права.

 

Основные положения МГП.

Учащиеся работают в группах с документами и заполняют соответствующие графы и таблицы (П-1):

1 группа работает  с текстом I Женевской Конвенции (пособие с. 79);
2 группа -
II Конвенция (с. 81);
3 группа -
III Конвенция (с. 83);
4 группа -
IV Конвенция (с. 85);
5 группа -
I Протокол (с. 87);
6 группа -
II Протокол (с. 89).

После заполнения граф группы отчитываются о своей работе, а остальные учащиеся запоминают соответствующие графы в своих бланках. После заполнения таблицы ученики делают вывод и кратко записывают его в обозначенные после таблиц  в бланках позиции.
Вывод: поведение сторон конфликта должно базироваться на принципах гуманности и уважения права. МГП налагает ограничения и запреты, устанавливает права и обязанности воюющих сторон, устанавливает границы поведения сторон вооруженных  конфликтов.

 

Ответственность по МГП.

Проблеме ответственности  в системе мер по соблюдению международного гуманитарного права уделяется особое внимание. Внимание учащихся активизируется на том, что существует два уровня ответственности за нарушение норм международного гуманитарного права:  международный и внутригосударственный. Учащиеся знакомятся с содержанием сравнительной таблицы, приведенной в пособии (с. 32) и делают вывод на основании сопоставления.
Вывод: Женевские конвенции 1949 г. и Дополнительный протокол I к ним квалифицируют ряд нарушений МГП как серьезные нарушения или военные преступления. В МГП предусматривается личная уголовная ответственность. Лицо,  совершившее военные преступления должно быть привлечено к уголовной ответственности и понести наказание на  основании внутреннего законодательства (в РФ – ст. 356 УК РФ).

 

Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца в механизме МГП.
Учащимся указывается на то, что МГП является юридической базой деятельности Международного Красного Креста и Красного Полумесяца, которое в качестве нейтральной организации оказывает большую помощь жертвам вооруженных конфликтов.

При изучении этого материала учащиеся работают со вторым рабочим листом (п-2). Используя прием комментированного чтения материалов, предложенных на с. 54-55 пособия, учащиеся заполняют схему «Основные направления деятельности МКК». Затем учащимся предлагается выслушать сообщение о  структуре и деятельности МКК и они заполняют соответствующие графы таблицы.

 

Подведение итогов урока, выставление  оценок (оценивается заполнение каждой группой только того блока с которым работала группа и оценивается качество заполнения рабочего листа).

Домашнее задание: пособие с. 6-15;

                        по выбору (письменно):

  1. Проанализируйте материалы прессы в отношении современных международных или внутригосударственных военных конфликтов. Какие нарушения норм МГП вы здесь обнаружили?
  2. Чем проблема прав человека в условиях войны отличается от такой проблемы в  условиях мира?
  3. Б. Шоу как-то заметил: «Теперь, когда мы научились  летать по небу, как птицы, плавать по воде, как рыбы, нам осталось одно – научиться жить на земле, как люди». Что имел в виду автор? Как это можно сделать?

(Вариант домашнего задания можно вывесить на стенде, чтобы не тратить время на запись во вре


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка по теме "Разработка урока немецкого языка согласно ФГОС. Тип урока: комбинированный"

Переход на ФГОС позволил переориентировать усилия гигантского преподавательского состава страны с традиционного узкопредметного обучения (предметные результаты) одновременно и на развитие каждого обуч...