Политика как деятельность
методическая разработка по обществознанию (10 класс) по теме

Политика - это особая сфера человеческой деятельности. Когда говорят о политике, то всегда имеют в видусвязь этого понятия с властью, государством, управлением делами общества. Иными словами, в сферу политики входят и политические организации (правительство, парламент, партии и т.п.), и задачи, которыеразличные социальные группы стремятся решить, используя власть и политический процесс, идучий через конфликты и сотрудничество, включающий меры по сохранению стабильности в обществе и реформы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon politika_kak_deyatelnost.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Политика как деятельность

Место урока в изучении темы: 1  урок  в теме «Политическая деятельность»

Цели урока:

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами кейс-метода;

Цели по содержанию:

Образовательный аспект: 

- ознакомление учащихся с различными смыслами и аспектами понятия «политика»;

- анализ философских, социально-политических, морально-этических проблем (политика и власть, политика главы государства, политика и ответственность, политика и мораль), имеющих не только обобщенно-философский, но и глубоко личностный смысл; - выявление различных подходов к решению этих проблем.

Развивающий аспект: развитие коммуникативных навыков, умения работать с  информацией;

Воспитательный аспект: создание условий для формирования активной жизненной позиции у учащихся;

Оборудование:

  1. Учебное пособие: «Человек и общество» (под ред. Л.Н. Боголюбов и А.Ю. Лазебников);
  2. Мультимедиапроектор;
  3. Раздаточный материал.

Эпиграфы урока:

                                 Вы можете не заниматься политикой, всё равно      

                                 политика  занимается вами.

                                                                                            Ш. Монталамбер

                                 Политика нас не берет силой, мы все погружены в нее,

                                 хотим мы того или нет.

                                                                                            С. Я. Маршак

План изучения нового материала

1. Понятие «политика».

2. Политика как деятельность.

Вводная беседа.

    Политика – это особая сфера человеческой деятельности. Изучая историю, вы, вероятно, заметили, что когда говорят о политике, то всегда имеют в виду связь этого понятия с властью, с государством, управлением делами общества. Иными словами, в сферу политики входят и политические организации (правительство, парламент, партии и т.п.), и задачи, которые различные социальные группы стремятся решить, используя власть, и политический процесс, идущий через конфликты и сотрудничество, включающий меры по сохранению стабильности в обществе и реформы.

   Наука предлагает разные определения политики. Приведем два из них:

  1. Политика – это деятельность государственных органов, политических

партий, общественных движений в сфере отношений между большими социальными группами, прежде всего классами, нациями и государствами, направленная на интеграцию их усилий с целью упрочения политический власти или её завоевания специфическими методами.

  1. Политика представляет собой особую разновидность деятельности,

связанную с участием социальных групп, партий, движений, отдельных личностей в делах общества и государства, руководством ими или воздействием на это руководство.

 Вдумайтесь в эти определения и сравните их. В них мы можем усмотреть:

  1. деятельностный характер политики;
  2. особую роль в этой деятельности больших социальных групп;
  3. связь их деятельности с завоеванием, удержанием и  использованием государственной власти.

     Политическая деятельность включает в себя государственное управление, т.е. такое воздействие на общество, на те или другие стороны социального развития, при котором требования властей поддерживаются силой закона и специальных государственных учреждений (полиции, армии, органов госбезопасности). Органы государственного управления (например, правительство, министерства) издают акты, т.е. предписания, обязательные для исполнения. Это могут быть решения, постановления, распоряжения, инструкции. Применяются различные методы воздействия на управляемых, в основном убеждения и принуждения.

     Политическая деятельность охватывает также и воздействие политических партий на ход общественных процессов, и принятие государственных решений. Партии и другие политические объединения, с одной стороны, связаны с различными социальными группами, опираются на их поддержку, а с другой – выражают интересы и стремления этих групп, осуществляют давление на правительство или участвуют в выработке государственных решений.

      Политическая деятельность проявляется и в различных формах участия больших социальных групп в политической жизни общества. В политической деятельности её участники вступают между собой в специфические отношения. Это могут быть и сотрудничество, союз, взаимная поддержка, и противостояние, конфликт, борьба.

      В результате взаимодействия участников политической жизни, выполнения политических требований и решений развивается политический процесс, т.е. цепь политических событий и состояний, которые изменяются с течением времени.. На смену одному политическому строю приходит другой, взамен ушедшего в отставку правительства приходит новое, проводятся реформы и контрреформы, набирают силу и ослабевают народные движения, уходят с политической сцены одни политические партии и рождаются другие, состояние политической стабильности сменяется усилением напряженности в обществе, возникают новые политические ситуации, каждая из которых своеобразна, неповторима.

     Политический процесс – одна из многочисленных цепочек событий, которые во взаимосвязи составляют исторический процесс. Однако эти события воздействуют на развитие всех сфер жизни общества – экономическую, социальную, духовную. Таким образом, политический процесс вызывает изменения в обществе в целом. 

2. Для рассмотрения  второго вопроса темы урока предлагаю вам разделиться на пять микрогрупп, каждая из которых получит пакет с документами для индивидуального и группового изучения.

Документальные материалы микрогруппы № 1:

О сущности политики. И. А. Ильин – русский философ, правовед, публицист.

           Политика есть, прежде всего, служение – не «карьера», не личный жизненный путь, не удовлетворение тщеславия, честолюбия и властолюбия. Кто этого не понимает или не приемлет, тот неспособен к истинной политике: он может только извратить ее, опошлить и сделать из нее карикатуру или преступление. И пусть не говорят нам, что «большинство» современных политиков смотрит на дело «иначе»: если это так, то все беды, опасности и гнусности современной «политики» объясняются именно этим.

           Служение предполагает в человеке повышенное чувство ответственности

 и способность забывать о своем личном «успехе-неуспехе» перед лицом Дела. < ... >

           ...Ибо политика есть искусство объединять людей – приводить к одному знаменателю многоголовые и разнообразные желания людей. Здесь дело не в том, чтобы люди «сговорились друг с другом на чем угодно», ибо они могут согласиться и на антиполитической программе и на противогосударственных основах; сговариваются ведь и разбойники, и экспроприаторы, и террористы, и детопокупатели...

           Нужно политическое единение – политическое и по форме, и по содержанию: лояльное, правовое, свободное по форме и общенародное, справедливое, органическое и зиждущее по содержанию. И в этом состоит задача истинной политики.

           Поэтому политика есть волевое искусство, – искусство социального воления. Надо организовать и верно выразить единую всенародную волю, и притом так, чтобы это единение не растратило по дороге силу совокупного решения. Ибо история знает множество примеров того, где «единение» с виду удавалось, но на самом деле уже не имело за собою реальной волевой силы: попутно делалось так много «нежелательных уступок», заключались направо и налево такие неискренние лукавые «компромиссы», что люди охладевали и только притворялись «согласными»; на самом же деле никто уже не хотел ни единения, ни его программы, и когда начиналось строительство, то все рушилось как карточный домик. Вот почему политика есть искусство совместного и решительного воления: безвольная политика есть недоразумение или предательство, всегда источник разочарования и бедствий. < ... >

           Трезвый и умный «оптимум» (наилучшая возможность! наибольшее из осуществимого!) всегда учитывает все реальные возможности данного народа, данный момент времени, наличные душевные, хозяйственные, военные и дипломатические условия. Этот оптимум должен быть исторически обоснованным, почвенным, зорко рассчитанным – реализуемым. Истинная политика – сразу идеалистична и реалистична. Она всегда смотрит вдаль, вперед – на десятилетия или даже на столетия, она не занимается торгашеством по мелочам. И в то же время она всегда ответственна и трезва и не считается с утопиями и противоестественными химерами. Политика без идеи оказывается мелкой, пошлой и бессильной, она всех утомляет и всем надоедает. Политика химеры есть самообман, она растрачивает силы и разочаровывает народ. Истинная же политика имеет крупные очертания, она значительна и благодетельна, и силы ее возрастают от осуществления, и в то же время она никогда не обманывает, но экономит силы и поощряет народное творчество. Ее судит время, и суждение грядущих поколений всегда оправдывает ее.

 Ильин И. А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России.–М.,1992.–Т. 2.–С. 126-127.

         

  Вопросы и задания

           1. Какую деятельность И.А. Ильин считает истинной политикой и какую противопоставляет ей?

           2. Чем автор объясняет беды и опасности современной ему политики?

           3. Что значит объединять людей политически?

           4. В чем опасность безвольной политики?

           5. Почему политика должна соединять в себе идеализм и реализм? Как вы понимаете суждения И. А. Ильина по этому вопросу?

           6. Как вы относитесь к идеям, высказанным И. А. Ильиным? Какие из них считаете наиболее актуальными в наши дни? Свой ответ аргументируйте.

Документальные материалы микрогруппы № 2:

Политика и власть

           М. Вебер – немецкий социолог,  социальный философ и историк.

         

          Итак, «политика», судя по всему, означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает.

           В сущности, такое понимание соответствует и словоупотреблению. Если о каком-то вопросе говорят: это «политический» вопрос, о министре или чиновнике: это «политический» чиновник, о некотором решении: оно «политически» обусловлено, – то тем самым всегда подразумевается, что интересы распределения, сохранения, смещения власти являются определяющими для ответа на указанный вопрос, или обуславливают это решение, или определяют сферу  деятельности соответствующего чиновника. Кто занимается политикой, тот стремится к власти: либо к власти как к средству, подчиненному другим целям  (идеальным или эгоистическим), либо к власти «ради нее самой», чтобы наслаждаться чувством престижа, которое она дает.

Вебер М. Политика как призвание и профессия // Избранные произведения. – М., 1990. – С. 646.

         

 Вопросы и задания

           1. Что означает слово «политика»?

           2. Политический вопрос, политический чиновник... Продолжите примеры словосочетаний, в которых употребляется слово «политическое». Что подразумевается в этих словосочетаниях?

           3. Чем различаются участие во власти, распределение власти, сохранение власти, смещение власти?

           4. Что означает власть как средство достижения идеальных целей?

 Какие могут быть идеальные цели? Какие могут быть цели эгоистические? Что означает власть «ради нее самой»? Приведите примеры каждого из вариантов использования власти.

Документальные материалы микрогруппы № 3:

Государь. Н. Макиавелли – философ и политолог эпохи Возрождения.

         

 Излишне говорить, сколь похвальна в государе верность данному слову, прямодушие и неуклонная честность. Однако мы знаем по опыту, что в наше время великие дела удавались лишь тем, кто не старался сдержать данное слово и умел, кого нужно, обвести вокруг пальца; такие государи, в конечном счете, преуспели куда больше, чем те, кто ставил на честность.

           Надо знать, что с врагом можно бороться двумя способами: во-первых, законами, во-вторых, силой. Первый способ присущ человеку, второй – зверю; но так как первое часто недостаточно, то приходится прибегать и ко второму. Отсюда следует, что государь должен усвоить то, что заключено в природе и человека, и зверя...

           Итак, из всех зверей пусть государь уподобится двум: льву и лисе. Лев боится капканов, а лиса – волков, следовательно, надо быть подобным лисе, чтобы уметь обойти капканы, и льву, чтобы отпугнуть волков... Из чего следует, что разумный правитель не может и не должен оставаться верным своему обещанию, если это вредит его интересам и если отпали причины, побудившие его дать обещание. Такой совет был бы недостойным, если бы люди честно держали слово, но люди, будучи дурны, слова не держат, поэтому и ты должен поступать с ними так же. А благовидный предлог нарушить обещание всегда найдется...

           ...Надо являться в глазах людей сострадательным, верным слову, милостивым, искренним, благочестивым – и быть таковым на самом деле, но внутренне надо сохранять готовность проявить и противоположные качества, если это окажется необходимо. Следует понимать, что государь, особенно новый, не может исполнять все то, за что людей почитают хорошими, так как ради сохранения государства он часто бывает вынужден идти против своего слова, против милосердия, доброты и благочестия.

  Макиавелли Н. Государь. – М., 1990. – С. 52–53.

         

 Вопросы и задания

           1. Н. Макиавелли излагает свой взгляд на особенности политики, которую должен проводить глава государства. Считаете ли вы, что его рекомендации следует адресовать и руководителям современных государств?  Объясните свою позицию.

           2. Как бы вы охарактеризовали политику, проводимую по рекомендациям Н..Макиавелли?

           3. Считает ли Н. Макиавелли, что глава государства должен быть неискренним, нечестным и т. п.? Какие человеческие качества он считает хорошими, а какие – плохими? Ради какой цели он допускает возможность использования дурных средств в политике? Согласны ли вы с такими рассуждениями?

           4. Вспомните из истории государственных деятелей, политика которых

соответствовала принципу «Цель оправдывает средства».

Документальные материалы микрогруппы № 4:

Политика в нашей жизни. Э. А. Поздняков – современный российский политолог. культуролог, философ.

       

  Современный мир политизирован до предела. Политика проникла во все поры человеческих отношений, не оставив, кажется, ни одной области, где бы не ощущалось ее могучего влияния. В прежние, теперь уже отдаленные времена человек мог еще как-то скрыться от нее, еще существовали отдельные «островки» жизни, свободные от масштабного и далеко не всегда благотворного воздействия политики. Сегодня он в полном ее плену; он ее активный или пассивный участник, ее неотъемлемая частица; он мыслит и действует политически, даже если не осознает того, подобно тому, как мольеровский герой не осознавал, что всю жизнь говорил прозой. Повседневная «проза» нашего времени – это политика, и мы все

 говорим ее языком.

           Несмотря на такую всеохватность политики, глубину ее проникновения в нашу жизнь, в научном сознании, не говоря уже о сознании обыденном, о ней по большей части существуют весьма искаженные и превратные представления. Главная тому причина та, что политика слишком близка к самым глубоким, самым сокровенным интересам человека, социальных групп, государств; она затрагивает наиболее чувствительные струны человеческих отношений, страстей, устремлений, надежд и помыслов. Политика, как говаривал Макс Вебер, – это сплав божественного и дьявольского начал, и последнее слишком часто держит в ней верх.

    Поздняков Э. А. Философия политики. – М., 1994. – Ч. 1. – С. 5.

 Вопросы и задания

           1. В чем заключается всеохватность политики?

           2. Почему в наше время человек – неотъемлемая частица политики? Как вы понимаете слова о том, что человек сегодня в полном плену у политики?

           3. Чем объяснить широкое распространение искаженных и превратных

 представлений о политике?

           4. Какой вывод из данного фрагмента вы делаете лично для себя?

Документальные материалы микрогруппы № 5:

Фрагмент.

«Конечно, инициатива ухода из России принадлежала не наместнику; слабохарактерный и недалекий Убуши был весь в руках Цебек-Дорджи и таких сочувствующих Цебек-Дорджи владельцев, как Шеаренг и Бамбар. Он шёл по их указке, не соображая, чем может кончиться вся эта история. Цебек-Дорджи оставалось поставить последнюю карту – рискнуть судьбой всего калмыцкого народа, и Цебек-Дорджи не остановился перед этим. Для Цебек-Дорджи, захваченного идеей, во что бы то ни стало добиться власти над народом, не существовало вопроса, какие последствия могут выпасть на долю этого народа при исполнении основанного на властолюбивых замыслах одного человека плана ухода калмыков из России. Авантюра Цебек-Дорджи обошлась дорого калмыцкому народу, и едва ли будет ошибочен приговор историка, который стал бы снимать с наместника Убуши большую часть ответственности за страдания калмыцкого народа, перенесенные им с момента ухода из России, и возложил бы вину на Цебек-Дорджи.»

Н.Н. Пальмов Н.Н. Очерк истории калмыцкого народа за время его пребывания в пределах России. – Элиста: Калм. Кн. Изд-во, 1992. с. 93-94

Вопросы и задания

1. Разделяете ли вы вывод Пальмова о главном  виновнике ухода калмыков в Джунгарию?

2. Охарактеризуйте Цебек-Дорджи как политика.

3. Был ли наместник Убаши свободен в своём выборе?

4. Можно ли сказать, что наместник Убаши был дальновидный политик?

5. В чём, на ваш взгляд, состояла вина (или беда) калмыцкого народа в вопросе откочёвки в Джунгарию?

Вывод: В качестве вывода мы с полным основанием можем использовать слова французского писателя Андрэ Моруа: «Равнодушие к политике – тоже одна из форм политической деятельности. Тот, кто не интересуется политикой, как бы говорит: «Мне наплевать на родной город, на родную страну, на весь мир». Такой человек мелко плавает и на первое место ставит соображения личной выгоды и интересы минуты. От политики зависит и его собственная судьба, но ради того, чтобы его оставили в покое, он готов пожертвовать своим благополучием. Его можно сравнить с дохлой собакой, которая, то плывет по течению, то кружится на месте в стоячей воде».

Домашнее задание: написать эссе.

Французский политический мыслитель Мабли писал: «Политика – это общественная мораль, мораль – это частная политика». Изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.

Список использованной литературы

  1. Методические рекомендации по курсу «Человек и общество». В 2 ч. / Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова; - М.: Просвещение, 2001.
  2. Юрий Сурмин. Что такое кейс-метод? Взгляд теоретика и практика. www.ethicscenter.ru/ed/school2/materials/apressyan6.html  
  3. Когда возник кейс-метод и как развивался. www.casemethod.ru/about.php?id_submenu
  4. Макарова Т. А. Ситуационный метод обучения обществознанию.

     E-mail: festival@1september.ru

  1. Н.Н. Пальмов. Очерк истории калмыцкого народа за время его  

     пребывания в пределах России. – Элиста: Калм. Кн. Изд-во, 1992.

  1. Поздняков Э. А. Философия политики. – М., 1994. – Ч. 1

  1. Макиавелли Н. Государь. – М., 1990

  1. Вебер М. Политика как призвание и профессия // Избранные произведения. – М., 1990.

  1. Ильин И. А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России.–М.,1992.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданско-патриотическое воспитание через уроки истории и внеурочную деятельность как одно из направлений государственной молодежной политики.

Отношение к молодежи всегда являлось актуальным для государства и общества. Молодежь не является саморазвивающейся системой, ее жизнь обусловлена существующими социально-экономическими и политическими...

Международный статус РФ и ее место во внешней политике США: 1991-2000 гг. в оценках американского политико-академического сообщества

Статья посвящена рассмотрению международного статуса РФ и ее места во внешней политике США американским политико-академическим сообществом после официального окончания «Холодной войны»: 1991-2000 гг. ...

Конспект урока "Основные понятия, связанные с банковской деятельностью. Монетарная политика государства"

Методическая разработка   урока  по «Основам экономической теории»  на тему  «Основные понятия, связанные с банковской деятельностью. Монетарная политика государства»  со...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «КОРРУПЦИЯ: ПРОБЛЕМЫ, ПОИСКИ РЕШЕНИЙ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ» – 10 КЛАСС «КОРРУПЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОЛИТИКЕ И ЭКОНОМИКЕ: СВИДЕТЕЛЬСТВА И ФАКТЫ» - 11 КЛАСС

laquo;КОРРУПЦИЯ: ПРОБЛЕМЫ, ПОИСКИ РЕШЕНИЙ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ» – 10 КЛАСС «КОРРУПЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОЛИТИКЕ И ЭКОНОМИКЕ: СВИДЕТЕЛЬСТВА И ФАКТЫ» - 11 КЛАСС...

Итоговая работа по программе «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования» на тему «Средства патриотического воспитания школьников во внеурочной деятельности».

Итоговая работа по программе «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования» на тему «Средства патриотического воспитания ш...

Программа внеурочной деятельности для 9 класса Локальные конфликты XX в.: политика, дипломатия, войны

Программа внеурочной деятельности разработана для занятий с обучающимися 9 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО. Актуальность программы заключается в усилении внимания к таким важным ...

Интегрированный урок истории и основ безопасности жизнедеятельности на тему: «Внешняя политика Российской Федерации. Международная (миротворческая деятельность) ВС РФ»

Методическая разработка урока включает в себя не только интеграцию двух учебных предметов, но и применение современной методики обучения (Agile). Методика проведения занятия предусматривает соревноват...