ЕГЭ. КИМ по теме "Социальные отношения"
тест по обществознанию (11 класс) по теме

Башкурова Татьяна Геннадьевна

КИМ  по теме "Социальные отношения" 11 класс ЕГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon socialn_otnosheniya_kopiya.doc303.5 КБ

Предварительный просмотр:

КИМ по теме            «Социальные отношения»

Тренировочные задания нацелены на отработку умений, проверяемых в рамках ЕГЭ:

---распознавать признаки понятий, характерные черты социального объекта, элементы его описания;

----сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;

----соотносить обществоведческие знания с социальными реалиями, их отражающими;

---оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;

  1. анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (схема, таблица, диаграмма);
  2. распознавать понятия и их составляющие; соотносить видовое понятие с родовым и исключать лишнее;
  3. устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями;
  4. применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, о социальных объектах определенного класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;
  5. различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;
  6. называть термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту, и применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия;
  7. перечислять признаки какого-либо явления, объекты одного класса и т. п.;
  8. раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук; приводить примеры определенных общественных явлений, действий, ситуаций;

—        применять   социально-гуманитарные   знания   в
процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы
жизни человека и общества;

  1. осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
  2. формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.

Выполнение тренировочных заданий позволит проверить ваши знания, умения, способности, что даст возможность более объективно оценить уровень своей обществоведческой  подготовки  по  содержательному блоку «Социальные отношения».

Часть 1 (А) .

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания поставьте знак «X» в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа,

А 1.  К социальной сфере жизни общества относится институт

1) производства                                   2) государства                    3) религии                        4) семьи

2. Сотрудничество нескольких индивидов для решения общей задачи называется

1)  поступком  2)  конфликтом               3)кооперацией                             4) конкуренцией

3. Определение: «Установленные в обществе правила, образцы поведения, регулирующие жизнь людей» относится к понятию

1)социальный статус      2) социальные нормы  3) социальные ценности   4) социальный престиж

4. Что из перечисленного подпадает под определение социальной группы?

1)семья 2) социальный слой  3) производственное объединение     4) все перечисленное выше

5. Определение: «Социальные группы, выделяемые на основании отношения к собственности и получаемой доле общественного богатства» относится к понятию

1)сословия 2)нации 3) страты  4)классы

6. В процессе социализации индивид осваивает социальные

  1. профессии  2)статусы  3)позиции 4) роли

7. Верны ли следующие суждения о социальных отношениях?

А. Социальные отношения — это отношения национальных, демографических, классовых, профессионально-образовательных, социальных общностей.

Б. Социальные отношения — это политические и экономические отношения между социальными группами.

  1. верно только А                                              2)верно только Б

3)верны оба суждения                               4)оба суждения неверны

8. Совокупность всех функционирующих в обществе общностей называется социальным (ой)

1) институтом 2)структурой 3)средой 4)группой

9. Временной социальной общностью является

  1. класс   2)нация  3)очередь    4)страта

10. Молодежь, женщины, старики — это социальные общности

  1. территориальные  2) демографические   3)этнические   4)культурные

11. К малой социальной группе относится (относятся)

  1. интеллигенция       2)преподаватели        3)выпускники школ         4)семья

12. К этносоциальным группам принадлежат

  1. сословия   2)касты         3)народности            4)классы

13. Рабочие, инженеры, учителя составляют общность

  1. политическую          2)  демографическую    3) профессиональную     4)этническую

14. Средний класс

  1. выполняет функцию стабилизатора общества
  2. выполняет деструктивную социальную функцию
  3. является   социальной   прослойкой   между   рабочим классом и крестьянством
  4. возникает в результате уничтожения частной собственности

15. Какое социологическое понятие используется для обозначения общественной группы, занимающей промежуточное, неустойчивое положение в социальной структуре?

  1. Пролетариат    2)интеллигенция    3)маргиналы          4)люмпены

16. Понятие, используемое в социологии для определения тех, кто оказался на социальном дне

1)страта          2)маргинал             3)люмпен    4)плебей

17. Верны ли следующие суждения о социальных группах?

А. Основанием выделения социальных групп может являться признак этнической принадлежности.

Б. Основанием выделения социальных групп может являться демографический признак.

  1. верно только А                                     2)верно только Б

3)верны оба суждения                            4)оба суждения неверны

18. Какую категорию населения относят к люмпенам?

  1. Безработных   2)интеллигенцию    3) молодежь      4)нищих

19. Среди студентов вузов был проведен анонимный опрос об их национальной принадлежности. Полученные результаты объединяют группы опрошенных на основании общности

1) демографической               2)этнической

3)профессиональной            

20. Верны ли следующие суждения о видах социальных групп?

А. Русские, белорусы и украинцы являются этническими группами.

Б. Мужчины,  женщины,  дети,  пожилые люди  представляют собой профессиональные группы.

  1. верно только А                           2)верно только Б

3)верны оба суждения                4)оба суждения неверны

21. Социальный статус — это

  1. социальное положение человека в обществе
  2. ожидаемое от личности поведение
  3. совокупность прав и обязанностей индивида
  4. группа людей, связанных единством проживания

22. Достигаемому   статусу   личности   соответствует принадлежность к определенной (ому)

1) профессии            2)возрасту

3) происхождению   4)религии

23. Верны ли следующие суждения о социальном статусе личности?

А. Смена одного социального статуса на другой всегда означает переход человека из одной профессии в другую. Б. Смена одного социального статуса на другой означает, как правило, изменение социальных ролей человека.

  1. верно только А                                           2)верно только Б

3)верны оба суждения                               4)оба суждения неверны

24. Верны ли следующие суждения о социальном статусе личности?

А. Права, обязанности, привилегии всех статусов основаны исключительно на общественном мнении.

Б, В современном обществе ведущее значение приобретают достигаемые статусы.

  1. верно только А                                     2)верно только Б

3)верны оба суждения                       4)оба суждения неверны

25. Великий князь киевский Ярослав Мудрый вел на Руси активное строительство каменных храмов. Этот исторический факт служит примером проявления социальной (ого)

  1. происхождения   2)адаптации  3)роли     4) мобильности

26. Представление о том, что ученик должен отвечать на уроке, является примером

  1. социальной мобильности                           2)социального положения

3)социального статуса                                    4)социальной роли

27. К достигаемым относится статус

  1. француз   2) флегматик      3)президент в США                4)представитель касты брахманов в Индии

28. К предписанным относится статус

  1. женщина    2)жена          3) мать               4)волейболистка

29. Социальная роль — это

  1. социальное положение человека в обществе
  2. изменение положения личности в социальной структуре

3)определенная модель поведения, отвечающая ожиданиям окружающих права и обязанности личности

30. Верны ли следующие суждения о социальной    роли?        

А. Социальная роль включает в себя набор прав и обязанностей.

Б. Для каждого статуса характерно выполнение одной социальной роли.

  1. верно только А                        2)верно только Б

3)верны оба суждения           4)оба суждения неверны

31. Социальный престиж — это

  1. социальная значимость, привлекательность той или иной профессии
  2. социальное положение человека в обществе, которое характеризуется его способностями, образованием
  3. социальное перемещение индивида от низкого к более высокому статусу
  4. социальное поведение индивида, определяемое его социальной ролью

32. Оценка общественной значимости позиций, занимаемых людьми, называется

  1. престижем       2)социальной ролью  3)авторитетом  4)социальным статусом

33. Под социальным неравенством понимается

  1. изменение в статусе человека
  2. освоение индивидом разных социальных ролей
  3. выделение в обществе разных социальных групп
  4. различие людей в доступе к социальным благам

34.Социальная стратификация представляет собой

  1. социальное различие, неравенство в положении людей
  2. результат взаимодействия внутри общественной группы
  3. любые изменения в статусе личности
  4. освоение индивидом социальных норм

35. Различный доступ людей к социальным благам  отражен в понятии

  1. социальное происхождение  2)социальное неравенство

3)социализация                          4) социальная мобильность

36. Перемещение людей из одной социальной группы в другую составляет суть понятия

  1. социальная мобильность
  2. социальная стратификация
  3. социальная адаптация
  4. социальная стабильность

37. В Древнем Риме рабы не имели права наследовать имущество, участвовать в общественной жизни, вступать в брак. Это пример проявления социального (-ой)

  1. стабильности         2)мобильности   3)неравенства   4)эволюции

38. Восходящую вертикальную социальную мобильность иллюстрирует пример

1) актер перешел из одного областного театра в другой

2) баскетбольный тренер перешел из одной команды высшего дивизиона в другую

3) начальник цеха получил приглашение занять должность главного конструктора завода

4) лейтенант был разжалован в прапорщики

39. Многие римские императоры являлись выходцами из простых солдат. Данный факт — пример проявления

1) социальной стратификации

 2) социального статуса

  3) горизонтальной социальной мобильности

 4) вертикальной социальной мобильности

40. Окончив институт, М. пришел работать в школу учителем. Через 15 лет его назначили на должность директора этого учебного заведения. Данный факт является примером

  1. горизонтальной социальной мобильности
  2. социальной стратификации
  3. социализации
  4. вертикальной социальной мобильности

41. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?

А. В процессе социальной мобильности происходит перемещение людей в рамках социальных страт.

Б. В процессе социальной мобильности происходят изменение статуса только индивидов и никогда социальных групп.

1)верно только А

  1. верно только Б
  2. верны оба суждения
  3. оба суждения неверны

42. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?

А. Под социальной мобильностью понимается перемещение человека из одной социальной группы в другую.

 Б. Под социальной мобильностью понимается в первую очередь увеличение уровня дохода человека.

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верны оба суждения
  4. оба суждения неверны

43. Социальные нормы

  1. неизменны на протяжении всей истории человечества
  2. одинаковы для всех обществ
  3. неукоснительно выполняются всеми членами общества
  4. распространяются на всех членов общества

44. Древнейшей социальной нормой, выработанной
человечеством, является

  1. мораль   2)традиция  3)вежливость   4)табу

45. Для всех социальных норм характерен следующий признак

  1. закрепление в нормативных актах
  2. выражение общественного мнения
  3. обеспечение принудительной силой государства
  4. выполнение роли регулятора поведения людей

46. Мера, принимаемая против стороны, которая нарушила правила поведения, называется

1) презумпцией 2)санкцией

  1. девиацией
  2. фикцией

47. К социальным нормам не относится

  1. обязанность заботиться о престарелых родителях
  2. обязанность здороваться, когда человек входит в помещение
  3. запрещение разбирать электроприбор, если он подключен к электричеству
  4. запрещение переходить улицу на красный сигнал светофора

48. Эстетические нормы

  1. закреплены в официальных документах
  2. обеспечены силой государственного принуждения

3) отражают представления о прекрасном и безобразном

4) представлены религиозными запретами и предписаниями

49. Предписания снимать пальто и шляпу при посещении театра, не шуметь во время спектакля иллюстрируют социальные нормы

  1. этикет  2)морали   3)права 4)религии

50. Преступное поведение, нарушающее формальные нормы, называется

  1. конформистским
  2. девиантным
  3. неформальным
  4. делинкветным

51. Новаторство является формой

  1. негативного отклоняющегося поведения
  2. позитивного отклоняющегося поведения
  3. неправомерного поведения
  4. неотклоняющегося поведения

52. Молодой талантливый актер, стремящийся к популярности, имеет обыкновение носить странные, необычные наряды. Этот пример иллюстрирует поведение

  1. соответствующее обычаям
  2. нарушающее нормы права
  3. негативное отклоняющееся
  4. позитивное отклоняющееся

53. Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении?

А. Отклоняющееся поведение всегда приводит к позитивным последствиям.

Б. Отклоняющееся поведение всегда расценивается как негативное явление.

1)верно только А                  2)верно только Б

  1. верны оба суждения         4)оба суждения неверны

54. Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении?

А. Отклоняющееся  поведение  может  быть  социально  одобряемым.

Б. Проявлением отклоняющегося поведения является

участие в предвыборной кампании.

1)верно только А

  1. верно только Б
  2. верны оба суждения
  3. оба суждения неверны

55. Система способов воздействия общества, социальных групп на личность — это

1) социальный статус 2)социальный контроль

  1. социальная норма
  2. социальная санкция

56. К числу неформальных негативных санкций относится

  1. осуждение
  2. штраф
  3. выговор
  4. содержание под стражей

57. Верны ли следующие суждения о функциях социального контроля?

А. Социальный контроль служит достижению и поддержанию социальной стабильности в обществе.

Б. Социальный контроль способствует формированию самоконтроля.

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верны оба суждения
  4. оба суждения неверны

58. Верны ли следующие суждения о самоконтроле?

А. Совесть — проявление внутреннего контроля.

Б. Чем выше уровень самоконтроля у человека, тем регулятивная   функция   внешнего   контроля   проявляется меньше.

1) верно только А                       2)верно только Б

  1. верны оба суждения                4)оба суждения неверны

59. Официальной формой выражения одобрения со стороны начальства для человека является

  1. устная характеристика
  2. лестный отзыв на собрании коллектива
  3. доброжелательное отношение
  4. вручение премии

60. Милиционер получил строгий выговор за превышение полномочий во время спецоперации по борьбе с
уличной преступностью, в которой пострадали более десяти жителей города. Данное взыскание является проявлением санкций

  1. формальных позитивных
  2. формальных негативных
  3. неформальных позитивных
  4. неформальных негативных

61. Известный бизнесмен учредил именную стипендию для студентов-отличников. Это пример социального (-ой)

  1. авторитета
  2. нормы
  3. санкции
  4. стратификации

62. Семью как малую группу характеризует

  1. общность политических взглядов
  2. общность быта
  3. получение образования
  4. осуществление профессиональной деятельности

63. Семья относится к социологическому понятию

  1. институт               2)престиж  3)статус         4) мобильность

64. Элементом механизма самоконтроля не является

  1. общественное мнение
  2. индивидуальное сознание 3)совесть

4) коммуникация

65. Верны ли следующие суждения о психологических особенностях молодежи?

А. Для подростка важны в первую очередь внешние события, поступки, друзья.

Б. В юношеском возрасте большее значение приобретает внутренний мир человека, открытие собственного «Я».

1)верно только А 2)верно только Б

  1. верны оба суждения
  2. оба суждения неверны

66. Какой признак отличает молодежь как социальную группу?

  1. однородность, отсутствие дифференциации
  2. общность политических убеждений
  3. сходные черты поведения
  4. единство уровня доходов

67. Принадлежность к семье А. предоставляет ее членам возможность получить известность в научных кругах. Данный пример отражает функцию семьи

1) эмоционально-психологическую 2)воспитательную

  1. защитную
  2. социально-статусную

68. Верны ли следующие суждения о молодежи?

А. Для молодежи характерен публичный отказ от существующей идеологии.

Б. Для   молодежи   характерно   наличие   собственных убеждений, ценностей.

1)верно только А

2)верно только Б

  1. верны оба суждения
  2. оба суждения неверны

69. Признак этнической социальной общности

  1. сословное деление
  2. единое гражданство
  3. язык и культура
  4. религия и мораль

70. Определение: «Совокупность родов, связанных между собой общностью культуры, происхождения, диалекта, религиозных представлений, обрядов» относится к понятию

    1) семья    2)народ  3)племя 4)нация

71. Наименование принадлежности лица к какой-либо этнической группе

  1. народ          2национальность       3)нация                 4)племя

72. Верны ли следующие суждения об этническом самосознании народа?

А. Этническое самосознание народа фиксирует унаследованные культурные традиции, понимание своего места среди других народов.

Б. Этническое самосознание народа еще не сформировалось на такой стадии развития этноса, как племя.

1) верно только А                        2)верно только Б

  1. верны оба суждения                 4) оба суждения неверны

73.  Верны ли следующие суждения о нации?

А. Люди, принадлежащие к одной нации, объединены общностью исторических и культурных традиций.

Б. Люди, принадлежащие к одной нации, всегда говорят на одном языке.

1) верно только А                        2)верно только Б

  1. верны оба суждения               4)оба суждения неверны

74. Определение: «Идеология и политика, состоящие в проповеди национальной исключительности и национального превосходства, направленные на разжигание национальной вражды и натравление одной нации на другую в интересах одной нации» относится к понятию

  1. ксенофобия   2) геноцид                           3)дискриминация   4)национализм

75. Верны ли следующие суждения о тенденциях в развитии наций на современном этапе?

А. Процесс сближения, объединения наций на основе экономической интеграции.

Б. Процесс дифференциации наций, выражающийся в их стремлении к самоопределению.

  1. верно только А                                    2)верно только Б

3)верны оба суждение                     4)оба суждения неверны

76. Тенденцию к межнациональной интеграции в обществе отражает

  1. сепаратизм
  2. сближение народов
  3. национальная изоляция
  4. национальная дифференциация

77. Причиной возникновения конфликтов на этнической почве является (-ются)

  1. усиление инфляционных процессов в экономике
  2. ущемление прав национальных меньшинств
  3. экологические проблемы в регионах
  4. имущественная дифференциация населения

78. Геноцид — это

  1. политика насильственного обособления населения на основе расовой дискриминации
  2. политика, направленная на уничтожение какой-либо национальной, этнической или религиозной группы
  3. ограничение или лишение прав отдельных групп людей по национальным, политическим или другим социальным признакам
  4. идеология и политика приоритета национального фактора в общественном развитии

79. В демократическом государстве национальная политика реализуется через

  1. гарантирование прав малочисленных народов
  2. конституционное закрепление национального избирательного ценза

3)        предоставление прав гражданам по национальному признаку

4)        ограничение использования национального языка

80. Верны ли следующие суждения о социальной напряженности в обществе?

А. Социальная напряженность в обществе характеризуется утратой доверия к власти.

Б. Социальная напряженность в обществе характеризуется стихийными массовыми действиями.

   1)верно только А                                2)верно только Б

   3)верны оба суждения                      4) оба суждения неверны

Часть 2(В)при выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланк ответов № 1 рядом с номером задания (В1 — В6), начиная с первой клеточки. Ответ необходимо давать в виде слова (словосочетания), последовательности букв или цифр без пробелов и знаков препинания. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными образцами.

В2. 1. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «социальная норма».

Санкция; социальный контроль; девиантное поведение; социальная общность; самоконтроль.

Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «социальная норма».

Ответ:        .

2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «национальная политика».

Ассимиляция; расизм; дискриминация; стратификация; этническая чистка.

Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «национальная политика».

Ответ:        .

3. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «социальный конфликт».

Компромисс; переговоры; арбитраж; реабилитация; свидетели.

Найдите и укажите термин, не связанный с понятием « социальный конфликт ».

Ответ:        .

ВЗ. 1. Установите соответствие между видом статуса и отдельным статусом личности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОТДЕЛЬНЫЕ СТАТУСЫ        

ЛИЧНОСТИ        ВИДЫ СТАТУСОВ

А)        русский        1)   достигаемый

Б)        люмпен        (приобретаемый)

В)        командир полка        2)   предписанный

Г)        мужчина

Д)        профессор вуза

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).

2. Установите соответствие между типами социальных норм и иллюстрирующими их признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

                                                                                                                                   типы

ПРИЗНАКИ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ                               СОЦИАЛЬНЫХ

                      НОРМ

А)   закреплены в принимаемых госу-                                                                1) мораль

дарственными органами актах                                                                2) право

Б)   обеспечиваются общественным мнением

В)   основаны на понимании добра и зла

Г)   обеспечены государственным принуждением

Д)   обязательно   имеют  формальную определенность

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).

3. Установите соответствие между позитивными санкциями и примерами, иллюстрирующими их: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ, ИЛЛЮСТРИРУЮЩИЕ        

ПРИМЕНЕНИЕ ПОЗИТИВНЫХ        

САНКЦИЙ        САНКЦИИ

А)  гражданину В. присвоили звание .          1) формальные
«Заслуженный артист РФ»
        2) неформальные

Б) заметка в стенгазете конструкторского бюро, написанная инженером А., нашла одобрение у коллег

В) научный сотрудник Б. получил на заводе премию за свое изобретение

Г) исследователю Л. присудили ученую степень доктора исторических наук

Д) выступление учеников 11 класса на школьном вечере вызвавшего аплодисменты

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).

В4. 1. Найдите в приведенном ниже списке понятия, относящиеся к признакам стратификационного деления общества, и обведите цифры, под которыми они указаны.

  1. уровень доходов
  2. место в системе общественного производства
  3. отношение к средствам производства
  4. основные черты образа жизни
  5. роль в общественной организации труда
  6. социальный престиж

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.
Ответ:        .

2. Найдите в приведенном ниже списке причины групповой социальной мобильности и обведите цифры, под которыми они указаны.

  1. социальное происхождение
  2. социальная революция
  3. смена политического режима
  4. уровень образования
  5. гражданская война
  6. социальный статус семьи

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.
Ответ:        .

3. Найдите в приведенном ниже списке формы межнациональной дифференциации и обведите цифры, под которыми они указаны.

  1. протекционизм в экономике
  2. транснациональные корпорации
  3. национализм в различных формах в политике и культуре
  4. экономические союзы
  5. самоизоляция

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.
Ответ:________.

В5.    1. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) В исследовании приняли участие 1720 молодых людей старше 18 лет. (2) Им задавались различные вопросы о заключении брака, разводе и воспитании детей. (3) Каждый второй опрошенный утверждал, что ранние браки часто заканчиваются разводом. (4) На наш взгляд, такие браки дестабилизируют общество и обостряют кризис семейных ценностей.

Определите, какие положения текста носят:

А) фактический характер

В) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

1

2

3

4

2. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) Социальная роль представляет собой поведение человека, обеспечивающее выполнение его статусных прав и обязанностей. (2) Социальная роль — это нормативно одобряемый, социально устойчивый образец поведения. (3) Эту роль человек реализует в рамках того или иного статуса. (4) По нашему мнению, именно социальная роль позволяет человеку легко и безболезненно интегрироваться в любую социальную систему.

Определите, какие положения текста носят:

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

3. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) По оценке, численность постоянного населения Российской Федерации на 1 апреля 2005 г. составила 143,3 млн человек и с начала года уменьшилась на 224,2 тыс. человек. (2) В I квартале 2005 г. в России отмечалось снижение числа родившихся и увеличение количества умерших. (3) По мнению социологов, в ближайшие годы тенденция к сокращению численности населения останется неизменной. (4) Тем не менее ряд специалистов считает, что в результате осуществления продуманной демографической политики неблагоприятная ситуация может быть исправлена в течение трех-четырех лет.

Определите, какие положения текста носят:

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

1

2

3

4

В6.    1. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.  Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

 «Семья — это основанная на        ,(1) и/или кровном родстве малая ____(2), члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными           (3) по отношению друг к другу.  Также семьей называется социальный_____ (4), т. е. устойчивая форма взаимоотношений  между  людьми,   в  рамках  которого  осуществляется основная часть их повседневной жизни:   сексуальные   отношения,   деторождение   и   первичная  _____(5), значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особенно по отношению к детям и лицам пожилого возраста.  Регулируются эти отношения на основе определенных норм и        (6)».

Слова в списке даны в именительном падеже, единствен, ном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) ценность

Б) брак

В) социализация

Г) коллектив  

Д) обязанность

Е) институт

Ж) родитель

3) группа

И) любовь

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

1

2

3

4

5

6

2. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Понятия „______» (1) и «этнос» сходны, поэтому их определения аналогичны. В последнее время все чаще используется в этнографии, социологии и полито
логии термин „этнос" (что точнее). Существуют три типа
этноса. Для______ (2) главное основание объединения людей в одну _______(3) — кровно родственные связи и общее____________(4). С возникновением государств появляются ________(5),
 состоящие из людей, связанных друг с другом не кровным родством, а хозяйственно-культурными отношениями территориально-соседского типа. В период буржуазных общественно-экономических отношений формируются______(6) — этносоциальный организм, объединенный связями культурного, языкового, исторического,
территориально-политического характера и имеющих,
по словам английского историка Д. Хоскинга, „единое
чувство судьбы" ».

Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) происхождение

Б) племя

В) общность

Г) нация

Д) народ

Е) народность

Ж) национальность

3) раса

И) диаспора

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

1

2

3

4

5

6

3. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«В обществе нормы выполняют ряд важнейших функций.  Во-первых, они способствуют социальной(1),

т. е. сохранению сплоченности в обществе. Во-вторых, служат своеобразными______(2) поведения, своего рода инструкциями для исполняющих отдельные роли индивидов и социальных_____(3). В-третьих, способствуют____(4) за отклоняющимся поведением. В-четвертых, обеспечиваю____(5) общества. По способу регулирования социального поведения различают нормы-дозволения, нормы-        (6) и запрет».

Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) стабильность

Б) санкция

В) эталон

 Г) идеал

Д) контроль

Е) интеграция

Ж) предписание

3) управление

 И) группа

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

1

2

3

4

5

6

4. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«Общество   динамично:   и   отдельные   люди,   и   социальные   группы постоянно изменяют свой_____(1). Это явление получило название социальной______   (2).   Социологи   различают   несколько   ее   типов.

Перемещения,   не   изменяющие   социального   положения   индивидов   и групп,    называют____        (3)    мобильностью.    Примерами    являются переход из одной возрастной группы в другую, смена места работы, а также переселение людей из одной местности или страны в другую, т. е._____        (4). ______           (5)    мобильность    предполагает    качественное изменение социального положения человека. Примерами может служить получение или лишение дворянского титула в феодальном обществе, профессиональная карьера - в современном и т.п. Каналами мобильности выступают    социальные_____   (6):    семья,    школа,    собственность, церковь, армия и т. п.»

Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А)        миграция

Б)        мобильность

В)        горизонтальная

Г)        институт

Д)        статус

Е)        вертикальная

Ж)        группа

3)        стратификация

И)        маргинализация

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

Тип задания

№ варианта

Ответы

1

2

3

4

А

1

+

2

+

3

+

4

+

5

+

6

+

7

+

8

+

9

+

10

+

11

+

12

+

13

+

14

+

15

+

16

+

17

+

18

+

19

+

20

+

21

+

22

+

23

+

24

+

25

+

26

+

27

+

28

+

29

+

30

+

31

+

32

+

33

+

34

+

35

+

36

+

37

+

38

+

39

+

40

+

41

+

42

+

43

+

44

+

45

+

46

+

47

+

48

+

49

+

50

+

51

+

52

+

53

+

54

+

55

+

56

+

57

+

58

+

59

+

60

+

61

+

62

+

63

+

64

+

65

+

66

+

67

+

68

+

69

+

70

+

71

+

72

+

73

+

74

+

75

+

76

+

77

+

78

+

79

+

80

+

Часть 2 (В)

Задание

№ варианта

Ответы

В1

1

сословия

2

Этноса (народа)

3

семьи

В2

1

Социальная общность

2

стратификация

3

реабилитация

В3

1

21121

2

21122

3

12112

В4

1

146

2

235

3

135

В5

1

ААББ

2

АААБ

3

ААББ

В6

1

БЗДЕВА

2

ДБВАЕГ

3

ЕВИДАЖ  

4

                                                                     

Ресурсы:

  1. П. А. Баранов, С. В. Шевченко

Обществознание Экспресс – репетитор для подготовки к ЕГЭ «Социальные отношения» АСТ Астрель Москва

2. Демонстрационный вариант ЕГЭ по обществознанию за 2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в ТДМ. Тема: "Отношения. Отношение величин"

Целевые установки: предметные:Дать возможность осмыслить знакомое с 3 класса выполняемое действие сравнения чисел и величин , с точки зрения нового понятия – «отношения». Установить связь новой т...

Посткросинг как способ формирования толерантного отношения в межличностных отношениях у подрастающего поколения

Данная тема имеет практическую значимость, на базе МБОУ Заларинская СОШ№1 БЫЛ ПРОВЕДЁН ЭКСПЕРИМЕНТ. Группа учащихся была объединена общим хобби, которое носит название посткроссинг.Это обмен открыткам...

Внешнеэкономические отношения физкультурно-спортивных организаций. Экономические отношения образовательного учреждения с другими образовательными учреждениями

Ни одна отрасль народного хозяйства не может успешно развиваться, не опираясь на сознательное использование экономических законов. Экономические законы, существующие в общественном производстве, дейст...

"Человек милосердный",мир человеческих чувств и отношений,тема гуманизма в стихотворении В.В.Маяковского "Хорошее отношение к лошадям".(Межпредметный проект на уроках литературы в 7-ом классе).

К теме общения человека с "братьями нашеми меньшими" обращались многие русские литераторы. На современном этапе нравственное воспитание школьников на примере доброты по отношению к животным играет бол...

Как отношение родителей к школе может повлиять на отношение к школе ребенка.

Родители являются первыми и основными учителями ребенка....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ "Картографо-геодезическое сопровождение земельно-имущественных отношений" специальности СПО 120714 Земельно-имущественные отношения

Программа профессионального модуля является частью примерной основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО в соответствии ФГОС по специальности СПО 120714 Земель...