Власть, экономика и общество в годы Первой Мировой войны. Нарастание революционных настроений.
план-конспект урока по истории (10 класс)

Гусаров Никита Алексеевич

Урок по теме Власть, экономика и общество в годы Первой Мировой войны. Нарастание революционных настроений.

 

Урок разрабатывался для СПО и рассчитан на 2 учебных часа, включая написание конспекта

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Ф.И.О. преподавателя:

Гусаров Никита Алексеевич

Курс, группа: 1 курс, группа 112

Тема занятия: Власть, экономика и общество в годы Первой Мировой войны. Нарастание революционных настроений.

Тип занятия: урок открытия новых знаний

Цели занятия:

  • предметные:

1) сформированность представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;

2) владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;

3) сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;

4) владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;

5) сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.

  • метапредметные:

освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные);

- способность их использования в познавательной и социальной практике, готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности, организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории;

- овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

Овладение универсальными коммуникативными действиями:

а) общение:

- осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;

- распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;

- развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств

б) работа с информацией:

- владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;

- создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;

- оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам;

- использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

- владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности

  • личностные:

В области ценности научного познания:

- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;

- совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;

- осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе;

В области эстетического воспитания:

- эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда и общественных отношений;

- способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;

- убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества;

- готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности;

- осознание обучающимися российской гражданской идентичности;

- целенаправленное развитие внутренней позиции личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций, формирование системы значимых ценностно-смысловых установок, антикоррупционного мировоззрения, правосознания, экологической культуры, способности ставить цели и строить жизненные планы;

В части гражданского воспитания:

- осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;

-принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей;

- готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;

- готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в общеобразовательной организации и детско-юношеских организациях;

- умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;

- готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности;

патриотического воспитания:

- сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;

- ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде;

- идейная убежденность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу;

Дидактические средства: В.Р.Мединский, А.О.Чубарьян. История России. 1914-1945 годы: учебник

Характеристика этапов занятия

Название, содержание и цель этапа занятия

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Формы работы на занятии

Результат

Организационный этап.

Создание условий для урока и контроль готовности учеников

Учащиеся включаются в ритм урок

Фронтальная

Учащиеся готовы к учебной деятельности

Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка задач урока.

Знакомит с темой урока.

Ставит проблему: Как трудности, связанные с Первой Мировой войной, привели к революции.

Записывают тему и вопрос. Выдвигают предположения по проблеме

Фронтальная

Учащиеся сформулировали тему, цель, задачи урока.

Актуализация знаний и умений.

Опрос учеников по теме предыдущего урока.

Блиц-опрос:

  1. Назовите состав Антанты
  2. Назовите состав Тройственного союза

Назовите основные сражения 1914 г., 1915 г., 1916 г.

Отвечают на вопросы

Фронтальная

Появление связи с предыдущими занятиями.

Первичное усвоение новых знаний.

Диктовка конспекта в виде развернутого плана.

  1. Начало войны – патриотический подъем

  1. В начале войны русское общество пережило подъем

  1. Все партии, кроме большевиков, поддержали действия власти.

  1. Экономика в России в годы войны.

  1. Произошла милитаризация экономики
  1. Власть и общество во время войны.

  1. Милитаризация экономики привела к недостатку потребительских товаров.

  1. Неудачи на фронте вызвали критику правительства со стороны оппозиции.

Работа с учебником.

Приведите примеры, свидетельствующие о патриотическом подъеме и запишите их под пунктом

Выпишите названия и дайте определения органам, созданным для управления и координации экономикой в годы войны. Запишите их под пунктом

Выпишите позиции разных партий по поводу войны под номером

Учащиеся составляют опорный конспект и дополняют его, изучая учебник

Индивидуальная

Составление опорного конспекта, изучение фактов, явлений.

Первичная проверка понимания.

Предлагает ученикам выполнить работу с текстом:

Семинарист А. М. Василевский, будущий маршал Советского Союза, встретил июль – август 1914 г. на каникулах в Кинешме. Он также отмечал: «Во всяком случае, объявление войны явилось для нас полной неожиданностью. И, уж конечно, никто не предполагал, что она затянется надолго». Английского путешественника С. Грэхема объявление войны застало в далекой деревне на Алтае. Его описание реакции местного населения на приказ о мобилизации напоминает бессмертные страницы шолоховского «Тихого Дона»: «Молодой человек проскакал по улице на прекрасном коне, за его спиной по ветру развевался большой красный флаг; скача, он выкрикивал новость для всех и каждого: Война! Война!». Далее произошло то, что, очевидно, так удивило британца: «Люди ничего не знали о проблемах Европы, им даже не было сказано, против кого Царь начал войну. Они оседлали своих коней и с готовностью поскакали, так и не спросив о причине призыва». Генерал Ю. Н. Данилов дал точное описание поведения русского крестьянина в войну: «…терпеливые и инертные по свойствам своей природы, они шли на призыв, куда звало их начальство. Шли и умирали, пока не настали великие потрясения».

В такой готовности выполнить свой долг одновременно крылась немалая опасность. Люди, не спрашивавшие, с кем им придется воевать, слабо представляли себе цели войны, не говоря уже о ее причинах. Рано или поздно это незнание должно было сыграть свою роль. На необходимость воспитания русского общественного мнения ряд офицеров Генерального штаба обращал особое внимание еще перед войной. Огромные расстояния России, слабость ее политических партий, значительный удельный вес неграмотного и недостаточно материально обеспеченного населения заставляли с опаской смотреть в будущее. Государственная дума и пресса в качестве выразителей общественного мнения особых надежд не вызвали.

О. Айрапетов. Участие Российской империи в Первой мировой войне (1914–1917).

  1. Предполагали ли люди цели, причины и длительность военных действий?

  1. Какие причины, по мнению русских офицеров, вызывали необходимость в патриотическом воспитании?

Уже 24 августа (6 сентября) в Совете министров был поставлен вопрос о роспуске Думы, попытка диалога между ее лидерами и рядом либерально настроенных членов правительства, предпринятая 27 августа (9 сентября), не привела к успеху. Роспуск Думы становился неизбежным. Очевидность и неизбежность этой меры подтвердило образование в Государственной думе и Государственном совете «Прогрессивного блока». Переговоры о его формировании шли долго и сложно, но в результате либералы все же объединились под внешне весьма логичными, но расплывчатыми лозунгами, реализацию которых каждый из участников блока понимал по-своему.

Фактически призыв к созданию «министерства доверия» был несколько измененным лозунгом «ответственного министерства», то есть лозунгом ограничения власти, который становился все более опасным во время войны. Не менее опасным было и то, что единство оппозиции собственно этим лозунгом и ограничивалось. Единомыслия не было как в вопросе о возможных путях его реализации, так и в вопросе о составе этого правительства. Нельзя не заметить, что программные положения блока: о всеобщей амнистии, введении волостного земства, «утверждении трезвости навсегда», распространении земств в Сибири, в Архангельской губернии, на Кавказе, в Области Войска Донского и т. п. – все они имели весьма слабое отношение к реальным потребностям воюющей страны. Большинство в окружении императора сходилось во мнении, что Думу необходимо распустить, а во главе правительства поставить человека, приемлемого для общественности. Со своей стороны, в блоке довольно быстро нашли лицо, которое могло (во всяком случае, в этот момент и на словах) стать таковым. Это был все тот же А. В. Кривошеин.

О. Айрапетов. Участие Российской империи в Первой мировой войне (1914–1917).

  1. Какова была общая цель Прогрессивного блока?

  1. Имел ли Прогрессивный блок программу, отвечающую на вызовы военного времени?

Выполняют чтение и анализ текста, отвечают на поставленные вопросы

Индивидуальная

Умение находить причинно-следственные связи, аргументировать свою точку зрения.

Первичное закрепление.

Проводит эвристическую беседу, корректирует ответ на поставленный в начале урока вопрос

Отвечают на вопрос, запоминая содержание урока

Фронтальная

Самопроверка. Отработка допущенных ошибок

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Диктует домашнее задание:

Чтение параграфа.

Стр. 32.

Задание 4

Записывают задание

Фронтальная

Подготовка к следующем уроку

Рефлексия

Просит перечислить затронутые на уроке темы

Отвечают на вопрос

Фронтальная

Самооценка деятельности, умение видеть свою роль; прогнозирование результатов уровня освоения материала


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие транспорта. Экономика края в годы Первой мировой войны.

Конспект и презентация для урока кубановедения в 9 классе....

Енисейская губерния в годы первой мировой войны

Презентация рассказывает о Енисейской губернии в годы Первой мировой войны...

Липецкий край в годы Первой мировой войны

1 августа 2014 года будет отмечаться трагическая дата- 100 лет с начала Первой мировой войны, принесшей России и многим другим странам страшные бедствия. Она была порождена противоречиями империализма...

Всероссийский конкурс "Забытая Война". Кубань в годы Первой Мировой войны.

История-сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего. (М. Сервантес)...

Забытая война. Архангельск в годы Первой мировой войны

представлены материалы и фотографии из истории Архангельска периода Первой мировой войны...

Наши земляки в годы Первой мировой войны

Данный классный час подготовлен для учащихся 9 класса с целью ознакомления с забытыми страницами первой мировой войны.  Данная работа представляет разработку классного часа и презентацию, сопрово...

Нижегородская губерния в годы Первой Мировой войны

В презентации собран материал о развитии экономики Нижегородской губернии в годы Первой Мировой войны...