элективный курс по МГП
методическая разработка (обществознание , 9 класс) по теме

Подколзина Елена Викторовна

Разработка элективного курса по Международному гуманитарному праву предназначена для учащихся 8-9 классов. Актуальность программы определяется тем, что учащиеся должны знать основные принципы, нормы и институты Международного гуманитарного права необходимые для защиты прав жертв вооруженных конфликтов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elek._kurs_mgp.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Название: «Международное гуманитарное право»

для учащихся 9–х  классов.

Цель программы -  предпрофильная подготовка учащихся  9-х классов по международному гуманитарному праву.

 

Объем программы – 17 ч.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                  Цели и категория учащихся. Программа предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов. Содержание учебного материала программы  соответствует целям предпрофильного обучения и обладает определенной новизной для учащихся.

        Актуальность программы определяется тем, что учащиеся должны знать основные принципы, нормы, и институты международного гуманитарного права, необходимые для защиты прав жертв вооруженных конфликтов.

    Общими принципами отбора содержания материала программы являются:

  1. системность;
  2. научность;
  3. целостность;
  4. объективность;
  5. доступность для учащихся  основной школы;
  6. реалистичность с точки зрения возможности усвоения основного содержания программы за 17 ч.

Полнота содержания - программа содержит все  сведения, необходимые для достижения запланированных целей обучения.

Инвариантность содержания -    программа применима для  разных групп школьников, что достигается обобщенностью включенных в нее знаний; их отбором в соответствии с задачами предпрофильного обучения, модульным принципом построения учебного материала.

Практическая направленность содержания  - содержание обеспечивает гражданско-правовую компетентность  и зрелость в плане выбора профиля обучения.

Систематичность содержания обеспечивается логикой развертывания учебного содержания.

Реалистичность программы выражается в том, что  она может быть изучена за 17ч.

Место  курса «Международное гуманитарное право»  для учащихся

 9 – х  классов с ориентацией на социально-экономический  и социально-гуманитарный профили в системе школьного обществоведческого образования.

Изучение международного гуманитарного права формирует у учащихся:

  1. знания, основной характеристикой которых является научность, фундаментальность и практическая ориентация;
  2. ценности, среди которых важнейшими являются гражданственность, гуманизм, уважение прав человека, толерантность;
  3. способности, среди которых особо выделяются формирование системы мыслительных средств, обеспечивающих усвоение правового материала;
  1. самоидентификацию (культурную,   государственную) и самоопределение учащихся по отношению к ключевым понятиям международного гуманитарного права.

       Образовательный модуль (курс)  является источником знаний, который расширяет и углубляет базовый компонент, обеспечивает интеграцию необходимой информации не только правового (в том числе из курса обществознания), но политологического и культурологического характера. Он служит реализации поставленных целей,  одновременно решая такие задачи,  как:

  1. изложение предметного содержания (основная функция текста, документального, иллюстративного материала);
  2. определение видов деятельности учителя и учащихся, в которых происходит формирование указанных выше способностей и основных компетентностей - предметной, социальной, коммуникативной (основная функция методического аппарата);
  3. дифференцированный подход к учащимся;
  4. организация самостоятельной работы учащихся.

Значимость, роль и место данного курса определяется также необходимостью подготовки к выбору профессиональной деятельности. Этот курс позволит полнее учесть интересы и профессиональные намерения старшеклассников, следовательно,  сделать обучение  более  интересным  для учащихся и, соответственно, получить более высокие  результаты.

Цели, задачи, образовательные результаты курса.

 Роль предлагаемого элективного курса в образовательном процессе  определяется тем, что   правовое образование формирует, конституирует гражданское самосознание молодых россиян. Важнейшая  задача этого курса – обеспечить педагогические условия для  формирования  социальной идентичности молодых граждан России, их гражданской позиции.

Конкретные  задачи элективного  курса

      Предлагаемый курс по международному гуманитарному праву должен  обеспечить   реализацию  следующих  задач обществоведческого образования учащихся:

  1. научить учащихся использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для анализа текстов законодательных актов, норм права с точки зрения международного гуманитарного права;
  2. сформировать умения изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения международного гуманитарного права;
  3. сформировать  у учащихся способности и готовности к самостоятельному принятию правовых решений;

  4. содействовать развитию личности школьника, направленному на формирование правосознания и правовой культуры, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права;
  5. способствовать  формированию у школьников  системы ценностей, базирующейся на  принципах толерантности;

      Таким образом, курс предназначен для формирования предметной, коммуникативной и социальной компетентностей, облегчающих процесс социализации личности.

Предполагаемые результаты изучения курса.

Элективный курс  для предпрофильной подготовки учащихся по международному гуманитарному праву должен  помочь учащимся усвоить основные (базовые) факты, события, явления, ключевые понятия, расширяющие базовые для школы знания.

На основании  изучения данного курса учащиеся могут и должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для применения правил отношений, направленных на согласование интересов различных сторон и осуществления учебных исследований и проектов по правовой тематике.

Данный курс  должен помочь школьникам овладеть способам исследовательской деятельности,  стать фактором формирования творческого мышления.

Защита работы – это творческие работы детей, сочинения, презентации. Рисунки и плакаты.

Литература к программе для учителя.

  1. Военные преступления. Это надо знать всем: Справочник. М., 2002.
  2. Давид Э. Принципы права вооруженных конфликтов. М., 2000.
  3. Дети и война. Сборник статей. М., 1995.
  4. Деятельность в случае вооруженного конфликта. М., 1994.
  5. Женевские конвенции от 12.08.1949 г. и Дополнительные протоколы к ним. М., 2003.
  6. Жюно М. Воин без оружия. М., 1996.
  7. Защита окружающей среды в МГП. М., 1995.
  8. Знакомьтесь – МККК. М., 2001.
  9. Защита лиц и объектов в МГП. Сборник статей и документов–М:. МККК,1999. – 376с.
  10. Иванова И.Г. МГП на уроках истории и обществознания // Преподавание истории и обществознания в школе. 2004. № 7. С. 65-67.
  11. Изучаем МГП. М., 1999.
  12. Лукашук И.И. Международное право. М., 1997.
  13. МГП: Учебно-методические материалы к курсам права и обществознания. М., 2000.
  14. МГП на уроках обществознания и ОБЖ. Из опыта работы. Майкоп, 2004.
  15. Морис Ф., Куртен  Ж. Действия МККК в интересах беженцев и гражданских перемещенных лиц. М., 1994.
  16. Пикте Ж. Развитие и принципы международного гуманитарного права. М., 1994.
  17. Пискунова Т.Н., Чухно Ю.А. Технология подготовки и проведения конкурса по МГП для старшеклассников: Методическое пособие для преподавателей общеобразовательных учреждений. М., МККК, 2004.
  18. Пискунова Т.Н., Чухно Ю.А. Использование военно-исторического текста на занятиях по МГП // ОБЖ. 2003. № 5.
  19. Пискунова Т.Н., Чухно Ю.А. Оцениваем знания по МГП // ОБЖ. 2002. № 8.
  20. Распространение знаний о МГП в школах РФ: Учебно-методический комплекс «Вокруг тебя – Мир…» 5-8 кл. Медодические рекомендации для руководителей курсов повышения квалификации. М., 2004.
  21. Свинарски К. Основные понятия и институты МГП как система защиты человека.: МККК. М:1997., с71.
  22. Томан И. Россия и Красный Крест. М., 1998.
  23. Учебно-методический комплекс «Вокруг тебя – Мир… 5-8 кл. В помощь учителю. М., 2002.
  24. Харрофф-Тавель М. Деятельность МККК в обстановке насилия внутри страны. М., 1995.

Дополнительные статьи и  материалы:

1.Защита лиц и объектов в международном гуманитарном праве. Сборник статей и документов. – М.: МККК,1999. -376с.  

2.Служить и Защищать. Права человека и гуманитарное право для сил безопасности и правопорядка. – Крейс де Ровер. - М, МККК, 2006.

3. Женевские конвенции от 12 августа 1949 года и дополнительные протоколы к ним, М:. МККК, 2005.

4. Диск «Вокруг тебя – МИР».

5.Диск «Игры на уроках МГП».

Учебно – тематический план курса.

Кол-во часов

Тема

Лекция

Практика

1-2

Введение. Международное гуманитарное право: понятие и сущность. Право нравов человека. Источники МГП.

2 ч.

3

Источники МГП и работа с ними.  Формирование международного гуманитарного права как отрасли общего международного права.

1ч.

4

Ответственность за нарушение норм МГП.

5-6

Тема  III. Основные принципы международного гуманитарного права. МГП: выполнение, контроль и санкции

1ч.

7-8

МККК. Правовой статус. Структура МККК. Направление деятельности.      

1ч.

9-10

Война. Условия военных действий. Участники вооруженных конфликтов. Права и обязанности нейтральных государств. Защита жертв войны. Военнопленные.

1ч.

1ч.

11 -12

Дети и война. Общая и особая защита детей во время вооруженных конфликтов. Гражданские права ребенка.

1ч.

1ч.

13

Деловая игра « Что я знаю об МГП».

1ч.

14

Круглый стол. Почему «Чем жизнь тяжелее, тем одни люди становятся черствее, а другие – милосерднее?»

1ч.

15-16

«Мир спасет Красный Крест»

(работа над сочинениями, рисунками, плакатами)

2ч.

17

Защита своей работы.

1ч.

Содержание курса.

Урок № 1 - 2.

Право нравов человека. Понятия и особенности. Словарь понятий. Анри Дюнан (биографический очерк). Битва при Сольферино. ( Диск « Вокруг тебя – МИР…»).

 Источники МГП. (Диск «Презентация элективный курс.».

Урок №  3.

Игра « Азбука». (См. презентацию диск «элективный курс», «МГП»). Источники МГП и работа с ними. Формирование международного гуманитарного права как отрасли общего международного права. Фильм «Право Женевы» (см. диск «Вокруг тебя – МИР…».

Урок № 4.

Ответственность за нарушение норм МГП. Работа с документами и произведениями. Игра «Моя галерея» - работа с картинами. (См.диск «Вокруг тебя – МИР…».

Урок № 5.

Игра «Галерея» (См. схемы на диске «Вокруг тебя – МИР…). Основные принципы международного гуманитарного права (см. диск «Презентация  «элективный курс».  МГП: выполнение, контроль, санкции.

Урок № 6.

Просмотр фильмов о войне. Выявление нарушений во время военных действий. Отрывки из фильмов: « Последний бронепоезд», «Троя», «Звезда» и др.

Урок № 7 - 8.

 МККК. Правовой статус. Структура МККК. (Диск «Презентация элективный курс».   Направление деятельности. Эмблемы движений. Российский Красный Крест. (См.диск «Вокруг тебя – МИР…».

Урок № 9-10.

Война. Условия  военных действий. Участники вооруженных конфликтов. Дозволенные и недозволенные средства и способы ведения войны. Права и обязанности нейтральных государств. (См.диск «Вокруг тебя – МИР…»).

Защита жертв войны.  Военнопленные. Игра «Галерея».  (Диск «Презентация элективный курс». Работа над эссе: «Жестокое лицо войны».

Урок № 11- 12.

Дети и война. Общая и особая защита детей во время вооруженных конфликтов. Дети, принимающие участие в военных действиях.

Гражданские права ребенка. (См.диск «Вокруг тебя – МИР…»).

Урок № 13.

Деловая игра: «Что я знаю об МГП?».

( См. презентацию « Игры на уроках МГП»).

Работа в группах. Игра «АЗБУКА». Составление кластера «Война». Творческая работа: составление четверостиший «На войне, как на войне…». Просмотр и анализ мультфильма «Мальчишь – Кибальчишь».

Урок № 14.

Круглый стол.

Почему «Чем жизнь тяжелее, тем одни люди становятся черствее, а другие – милосерднее?».

Урок № 15 – 16.

«Мир спасет Красный крест».

Работа над сочинениями, рисунками и плакатами.

 

Урок № 17.

Защита своей работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»

Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ Требования к элективным курсам

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫТребования к элективным курсамИзбыточность (их должно быть много).Кратковременность (6–16 часов).Оригинальность содержания, названия.Курс должен заканчиваться определенным результатом ...

Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)

РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...