"Задачи по обществознанию 11 класс"
методическая разработка по обществознанию (11 класс) на тему
программа элективного курса по обществознанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadachi_po_obshchestvoznaniyu.docx | 38.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Задачи по обществознанию.
Как трудно общество создать!
Оно устроилось веками:
гораздо легче разрушать
безумцу с дерзкими руками.
Не вымышляйте новых бед:
в сем мире совершенства нет…
Н.М. Карамзин
Пояснительная записка
Обществознание представляется очень специ фической школьной дисциплиной в российской системе образования. Уникальность обществоз нания состоит в том, что здесь не только рассмат риваются новые содержательные области (напри мер, вопросы права), но и происходит интеграция других школьных предметов (истории, литерату ры, географии, биологии и др.), а также привлека ется социальный опыт школьников.
В последние годы во многих вузах страны профилирующим стал экзамен по обществознанию. Школьный курс обществознания направлен на получение учащимся знаний о человеке и обществе. Этот курс базируется на обществоведческих науках: философии, экономической теории, политологии, правоведении и др. Задача курса состоит в том, чтобы не только дать основы знаний по указанным дисциплинам, но и способствовать социализации личности, усвоению социальных и правовых норм, гуманистических ценностей, умений и навыков познавательной деятельности, воспитанию политической и экономической культуры. Данная программа элективного курса «Задачи по обществознанию» предназначена для учащихся 11 классов, рассчитана на 35 часов. Содержание элективного курса позволяет подготовить учащихся к написанию Единого Государственного Экзамена.
Новый подход к преподаванию обществознания ставит общей задачей –создание макси мально благоприятных условий для развития свободной, мыслящей, информированной и осознающей ответственность за совершенные поступки личности. С ней неразрывно связаны следующие целевые установки:
1. Социализация, то есть подготовка к жизни в обществе в XXI веке.
2. Воспитание патриотизма через осозна ние сопричастности к судьбам Родины.
3. Самостоятельность через формирование мотивации к познанию, творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни.
4. Коммуникация с целью сотрудничества с другими людьми для достижения общего социально значимого результата.
5. Уважение ценности социального, мировоз зренческого, конфессионального и культурного многообразия.
6. Умение делать свободный, осознанный и ответственный выбор при принятии решений и выработке собственной позиции по важным ми ровоззренческим вопросам.
7. Конструктивность, выражающаяся в умении предлагать собственные пути решения общественных проблем, отказе от нигилизма.
Цели и задачи курса:
- формирование у учащихся системы практически ориентированных знаний и навыков в области обществознания, что должно подготовить их к ЕГЭ и помочь избежать при этом наиболее типичных ошибок.
- формирование у учащихся навыков письменного изложения мыслей – написание эссе, работа с документами;
- осознание ими требований, предъявляемых экзаменом к тем ученикам, которые выберут обществознание как вступительный экзамен;
- ознакомление школьников с отечественны ми и зарубежными системами правовых отношений в обществе;
- раскрытие закономерностей общественной жизни;
- выявление внутренних связей между личным и общественным в человеке;
- определение влияния политических процессов на повседневную жизнь человека;
- утверждение неповторимости внутреннего мира каждого индивида и его самоценности;
- формирование демократической системы ценностей подрастающего поколения;
- создание условий для раскрытия творчес ких способностей личности;
- развитие навыков аналитического мышления и умения делать осознанный выбор;
- моделирование актуальных и практически значимых для школьников ситуаций, разрешение которых помогает занять ту или иную позицию в реальной жизни;
- выработка активного отношения подростков к жизни и окружающему миру;
- развитие нестандартности мышления, креативности и творческих способностей;
- понимание ценности образования в совре менном мире и активизация стремления к самообразованию;
- передача социальных ценностей, способствующих преемственности сложившихся соци альных устоев и общественной стабильности.
Ожидаемые результаты
1. Освоение учащимися разных социальных ролей.
2. Активное участие молодежи в обществен ной жизни.
3. Участие в реализации социальных проек тов.
4. Приобщение подрастающего поколения к здоровому образу жизни.
5. Развитые умения в поиске информации с использованием различных источников.
6. Овладение правилами общественной поле мики, цивилизованного диалога в обществе.
7. Способность противостоять манипулиро ванию, рационально обосновывать свою точку зрения.
8. Знание и использование правовых меха низмов защиты прав и свобод.
9. Выполнение заданий ЕГЭ.
Методические подходы
Приоритетными технологиями, используемыми учителем в преподавании элективного курса являются:
1. Технологии личностно-ориентированного образования
2. Технологии проблемного обучения
3. Проектные технологии
4. Учебно-социальные практики
5. Технологии критического мышления
6. Технологии эффективной речевой деятельности
7. Информационно-коммуникационные технологии
8. Здоровьесберегающие технологии
1. Технология личностно-ориентированного образования играет роль объединяющего начала для всех других технологий. Причём это объединение носит системный характер, где каждой технологии определены своё место и роль.
Личностно-ориентированное обучение и воспитание направлено на развитие личностных качеств учащихся, способствующих адаптации и успешности человека в обществе. К личностным качествам относятся надпредметные умения и ключевые компетентности (общекультурные, учебно-познавательные и информационные, социально-трудовые, коммуникативные, компетенции в сфере личностного определения). В личностно-ориентированной технологии использованы методы учебных проектов и исследовательской деятельности в малых группах, реализующие деятельностный подход в обучении; научный метод познания и обучение. Для данных методов характерны все те особенности, которые присущи проблемному методу.
2. Технология проблемного обучения и воспитания - это создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению с целью, в первую очередь, интеллектуального и творческого развития учащихся, а также овладения ими знаниями, навыками, умениями и способами познания
3. Проектная технология - Образовательный процесс при этом учитель строит не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении. Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить, - основной тезис понимания метода проектов. Проектный метод реализуется через:
- организацию деятельностного подхода;
- создание ситуации самостоятельности приобретения учащимися недостающих знаний из разных источников;
- каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт. Позиция учителя при такой технологии: энтузиаст, специалист, консультант, руководитель, «человек, задающий вопросы», координатор, эксперт.
4. Учебно-социальные практики – вид практик, целью которых является освоение учащимися технологий успешной деятельности в различных жизненных ситуациях. Это один из важных социализирующих факторов в гимназическом образовании. Практики основаны:
-на свободном выборе учащимися определенной темы для исследования или определенном виде задания;
-ответственности учащегося за свой выбор;
-результативности, т.е., выбрав задание, учащийся ответственно его выполняет, затем представляет в виде готового продукта своей деятельности.
5. Технология критического мышления представляет собой систему стратегий, обучающих мыслительным умениям, позволяющим эффективно работать с информацией, принимать осмысленные решения, решать повседневные проблемы и взаимодействовать с окружающим миром. Она позволяет найти ответ на вопрос: Как научиться вести диалог с текстом? Образовательный процесс строится на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации. Фазы этой технологии (вызов, осмысление, рефлексия) инструментально обеспечены таким образом, что учитель может быть максимально гибким и аутентичным каждой учебной ситуации в каждый момент времени: речь идет о разнообразных визуальных формах и стратегиях работы с текстом, организации дискуссий и процесса реализации проектов. Стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности.
6. Технология эффективной речевой деятельности способствует развитию личностных качеств, необходимых гимназистам для эффективного общения, умению выражать свои мысли, чувства и пониманию эмоционального состояния других, к осознанному желанию говорить на литературном языке. Эффективность достигается через:
- активизацию устной речевой деятельности учащихся;
- дифференцированную работу с разными видами текстов;
- использование разнообразных видов речевой деятельности учителя и ученика;
- мониторинг качества речи.
7. Информационно-коммуникационные технологии обеспечивают такие новые формы учебной деятельности, как регистрация, сбор, накопление, хранение, обработка информации об изучаемых объектах, явлениях, процессах, передача достаточно больших объемов информации, представленных в различной форме. Ведущей целью применения ИКТ на уроке обществознания является достижение более глубокого запоминания учебного материала через образное восприятие, усиление его эмоционального воздействия, обеспечение “погружения” в конкретную социокультурную среду. Современный учитель обязан уметь работать с современными средствами обучения, чтобы обеспечить одно из главнейших прав обучающихся – право на качественное образование.
8. Здоровьесберегающие технологии - совокупность методов, которые направлены на решение таких задач, как охрана и укрепление здоровья учащихся, создание оптимальных моделей планирования образовательного процесса, основанных на пропорциональном сочетании учебной нагрузки и различных видов отдыха, в том числе, активных его форм, формирование в сознании учащихся ценностей здорового образа жизни. Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения. Здоровье - основа формирования личности, «без здорового не может быть по-настоящему духовного».
Тематический план
Основное содержание | лекция | практикум |
1. Введение. Актуализация задач курса «Задачи по обществознанию» | 1 | 1 |
2. Как писать эссе по обществу? | 2 | 2 |
3. Общество и пути его развития | 1 | 2 |
4. Человеческая деятельность | 1 | 2 |
5. Экономика | 1 | 2 |
6. Социальные отношения | 1 | 2 |
7. Политика | 1 | 2 |
8. Духовная жизнь | 1 | 2 |
9. Право | 1 | 2 |
10. Итоговое тестирование | 2 | 5 |
Содержание программы
Тема 1. Введение. Актуализация задач курса «Задачи по обществознанию».
Цели и задачи курса. Учебники и учебные пособия для подготовки. Возможен выход в интернет на сайты:
Беседа. Входное тестирование, анализ которого позволяет повысить интерес и мотивацию к изучению курса.
Тема 2. Как писать эссе по обществу?
Понятие эссе, правила работы с источником.
Практическое занятие: написание эссе по выбранным темам.
Тема 3. Общество и пути его развития.
- Перечислять важнейшие институты общества, науки, изучающие общество, критерии истины;
- определять понятия «общество», «общественный прогресс», «истина», «научное познание»;
- описывать познания мира;
- сравнивать общество и природу;
- объяснять соотношение сфер общественной жизни, многообразие путей и форм общественного развития, причины и функциональные связи в обществе;
- характеризовать проблему общественного прогресса, связь общества и культуры, многообразие форм человеческого знания.
Практические занятия: выполнение тестов по темам: «Общество и общественные отношения», «Развитие взглядов на общество», «Типы цивилизаций. Современный этап НТР», «Общественный прогресс», «Глобальные проблемы современности».
Тема 4. Человеческая деятельность.
- Знать термины «бытие человека», «творчество»;
- перечислять науки, изучающие человека;
- определять понятия «человеческая деятельность», «образ жизни», «знание», «сознание»;
- сравнивать роль игры, общения, труда, познания в жизни человека; чувственное и рациональное познание; знание и веру;
- объяснять взаимоотношение духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке;
- характеризовать самопознание;
- приводить примеры многообразия форм человеческого знания.
Практические занятия: выполнение тестов по темам: «Биосоциальная сущность человека», «Личность человека, личностные отношения», «Деятельность и её виды», «Знание, сознание, познание. Истина».
Тема 5. Экономика.
- Знать термины «экономический рост», «экономический цикл», «мировая экономика», «государственный бюджет», «специализация»;
- перечислять фазы экономического цикла, основные измерители экономической деятельности, виды рынков, основные показатели уровня жизни;
- определять понятия «экономика», «рыночная экономика», «налог», «собственность»;
- описывать экономический цикл, налоговую политику, денежно-кредитную политику, занятость, безработицу, международную финансовую систему, внешнюю торговлю;
- сравнивать экономические системы, различные виды рынков;
- объяснять связь издержек производства и дохода, закон спроса и предложения, связь развития экономики и уровня жизни;
- характеризовать экономическое содержание собственности, денежно-кредитную политику, налоговую политику, экономику потребителя, экономику производителя, рынок труда;
- приводить примеры правового регулирования рыночной экономики.
Практические занятия: выполнение тестов по темам: «экономика и её роль в жизни общества», «Рынок и рыночные отношения», «Мировая экономика».
Тема 6. Социальные отношения.
- Знать термин «социальная стратификация»;
- перечислять социальные группы и общности, этнические общности, виды социальных норм;
- определять понятия «социальная стратификация», «социальная мобильность», «нация»;
- объяснять причины отклоняющегося поведения;
- характеризовать отклоняющееся поведение, семью как социальный институт и малую группу, молодёжь как социальную группу, нацию как этническую общность;
- давать оценку современных тенденций развития семьи.
Практические занятия: выполнение тестов по темам: «Социальная структура общества», «Нации и межнациональные отношения», «Социальный статус личности».
Тема 7. Политика.
- Знать термин «государственный аппарат»;
- перечислять признаки, формы, функции государства, основные черты гражданского общества;
- определять понятия «государство», «правовое государство», «гражданское общество»;
- описывать местное самоуправление, гражданское общество;
- сравнивать избирательные системы, политические режимы, формы государства;
- объяснять роль государства в политической системе;
- характеризовать власть, её происхождение и виды, политическую идеологию, политическую культуру.
Практические занятия: выполнение тестов по темам: «Политическая система», «Политический режим. Типология режимов», «Государство», «Гражданское общество и правовое государство», «Политический статус личности».
Тема 8. Духовная жизнь.
- Знать термины «духовная жизнь», «народная культура», «массовая культура», «элитарная культура»;
- определять понятие «мораль»;
- описывать религию как феномен культуры, образование в современном обществе;
- характеризовать многообразие культурной жизни, науку как систему знаний и вид духовного производства, научную картину мира, сущность искусства, его происхождение и формы.
Практические занятия: выполнение тестов по темам: «Культура и её виды», «Наука и образование», «Религия», «Искусство», «Мировоззрение и мораль».
Тема 9. Право.
- Перечислять признаки правовых норм, функции права и источники права, особенности правосознания, признаки правонарушений, виды и принципы юридической ответственности;
- знать термины «право», «отрасль права», «нормативно-правовой акт», «дееспособность», «правомерное поведение», «проступки», «преступления», «правосознание», «права человека»;
- выделять приёмы и методы правового регулирования, структуру правоотношений, виды проступков, права человека;
- характеризовать современную систему российского права, различать право публичное и право частное, правовую культуру.
Практические занятия: выполнение тестов по темам: «Право, отрасли права», «Правоотношения. Правонарушение. Юридическая ответственность», «Права человека».
Тема 10. Итоговое тестирование.
Беседы в форме экзамена по всем темам курса, написание эссе, работа с заданиями с развёрнутым ответом. Возможна защита проектов по отдельным темам.
Практические занятия: выполнение тестов по материалам ЕГЭ, с помощью электронных носителей и сети Интернет.
Список литературы.
1. Дидактические материалы по курсу «Человек и общество»: 10-11-й кл.: Пособие для учителя/Под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Т.Кинкулькина. – М.: Просвещение. 2001.
2. Единый государственный экзамен 2002 - 2008: Контрольные измерительные материалы: Обществознание/ А.Б.Лазебникова, Е.Л. Рутковская, Л.Н. Боголюбов и др.; М-во образования РФ.
3. Задания и тесты по обществознанию: 10-й кл./ Аверьянов Ю.И. и др. – М.: Школа-Пресс. 1999.
4. Задания и тесты по обществознанию: 11-й кл./ Аверьянов Ю.И. и др. – 2-е изд. - М.: Школа-Пресс. 2000.
5. Корсаков Г.Г. Как сдать ЕГЭ по обществознанию на 100 баллов. Изд. 2-е испр. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.
6. Кравченко А.И. Обществознание: Учебник для 10-го класса. – М.: «ТИД «Русское слово – РС». 2002.
7. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: Учебник для 11-го класса. – М.: «ТИД «Русское слово – РС». 2002.
8. Курбатов В.И. Пособие для подготовки к Единому государственному экзамену и Централизованному тестированию по обществознанию. - Ростов н/Д: Феникс, 2004.
9. Обществознание в вопросах и ответах. Пособие-репетитор/Под ред. Проф. О.С.Белокрыловой. Изд.3-е, испр.и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2000.
10. Обществознание: 100 экзаменационных ответов. Учебное пособие для абитуриентов, поступающих на экономические и юридические специальности/Под ред. Б.Ю.Сербиновского. –Ростов н/Д.: Издательский центр «МарТ». 2000.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6»
Программа элективного курса:
«Задачи по обществознанию».
11 класс.
Составила: учитель истории
Маханова Т.В.
2008
Темы для сочинений-эссе.
Экономика
Реформы начинаются там, где кончаются деньги.
Б. Немцов
Чтобы преступление никогда не окупалось, следовало бы его национализировать и разорить.
Норман Колли
Россия должна кормить своих крестьян.
А. Заверюха
Деньги не пахнут.
Веспассиан
Социология
В этом мире люди ценят не права, а привилегии.
Г. Менкен
Легче обмануть толпу, чем одного человека.
Кароль Бунш
Я – гражданин мира.
Диоген Синопский
В душе каждого человека находится миниатюрный портрет его народа.
Г. Фрейтанг
Политология
Политика есть продолжение войны другими средствами.
Во Нгуен Зиап
Большая политика – это всего лишь здравый смысл, применяемый к большим делам.
Наполеон 1
Политика слишком серьёзное дело, чтобы доверять ее политикам.
Шарль де Голль
Правоведение
Вводить законы, противоречащие законам природы, - значит порождать преступления, чтобы потом их наказывать.
Т. Джефферсон
Суров закон, но закон.
Античный афоризм
Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах.
Всеобщая Декларация прав человека(1948)
Культурология
Искусство есть высочайшее проявление могущества в человеке.
Л.Н. Толстой
Художникам, как и поэтам, издавна дано дерзать на все, что угодно.
Гораций
Жизнь коротка – искусство вечно.
Античный афоризм
Философия
… Вещь не перестаёт быть истинной от того, что она признана многими.
Б. Спиноза
Почему я художник, а не философ? Потому, что я мыслю словами, а не идеями.
А. Камю
Нет такого невежды, который не мог бы задать больше вопросов, чем может их разрешить самый знающий человек.
М.В. Ломоносов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Задачи по обществознанию 11 класс"
программа элективного курса по обществознанию...
Элективный курс по обществознанию для обучающихся 10 класса "Познавательные и логические задания – задачи по обществознанию"
Настоящая программа включает в себя пояснительную записку, календарно-тематический план, список используемой в изучении курса литературы.Курс предназначен для изучения в 10 классе и являет...
Рабочая программа элективного курса по обществознанию«Познавательные и логические задания – задачи по обществознанию»
Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Отработки навыков выполнения заданий повышенной сложности части С. Программу возможно использовать...
Компетентностно-ориентированные задачи по обществознанию.6, 8 классы
Презентация для выступления на МО учителей истории и обществознания, педагогическом совете....
Проектная задача по обществознанию(8 класс) «Бизнес-консультант»
Проектная задача по обществознанию для учащихся 8 класса по разделу "Экономика"...
Элективный курс Познавательные и логические задания – задачи по обществознанию
элективный курс по обществознанию...
Программа факультатива по обществознанию «Познавательные и логические задания – задачи по обществознанию» для обучающихся 11 класса
Курс предназначен для изучения в 10 классе. Курс рассчитан на 35 часов, из расчета 1час в неделю. Курс является практико-ориентированным, призван помочь будущим выпуск...