Элективный курс Познавательные и логические задания – задачи по обществознанию
рабочая программа по обществознанию (10 класс) на тему

Кружаев Александр Владимирович

элективный курс по обществознанию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Могилёвка муниципального района имени Лазо Хабаровского края        

Рабочая программа

     Наименование учебного предмета_ Познавательные и логические задания – задачи по обществознанию

     Класс 10

    Уровень общего образования 

     Учитель Кружаев Александр Владимирович

    Срок реализации программы, учебный год 2015 - 2016

    Количество часов по учебному плану

    всего 34 часа   в год; 1 час в неделю        

   

   

 Рабочую программу составил (а)____________________________________________А.В.Кружаев

подпись                                                 расшифровка  подписи

Пояснительная записка.

      Рабочая программа составлена в соответсвии с

  • Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования по обществознанию (от 05.03.2004 №1089);
  • Демонстрационным вариантом  контрольных измерительных материалов Единого государственного экзамена 2015 года по обществознанию;
  • Кодификаторами элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2015 году единого государственного экзамена по обществознанию;
  • Спецификацией контрольных измерительных материалов для проведения в 2015 году единого государственного экзамена по обществознанию.

       Курс предназначен для изучения в 10  классе,  рассчитан на 34 часа, из расчета 1 час в неделю. Курс является практико-ориентированным, призван помочь будущим выпускникам овладеть ключевыми познавательными и информационно-коммуникативными компетенциями средствами контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по обществознанию.    В условиях реформирования российской системы образования актуальной стала проблема подготовки учащихся к новой форме аттестации –ЕГЭ.

ЕГЭ по обществознанию относится к числу тех предметов, которые являются наиболее востребованными. Программа элективного курса «Познавательные и логические задания – задачи по обществознанию» предназначена для теоретической и практической помощи в подготовке к Государственной итоговой аттестации выпускников по обществознанию в рамках Единого государственного экзамена. Программа курса ориентирована на повторение, систематизацию и углубленное изучение курса обществознания средней школы, а также на подготовку учащихся 10-11-х классов к ЕГЭ.

Основное содержание

Цель курса – целенаправленная и качественная подготовка учащихся к ЕГЭ.

Задачи курса:

  • повышение предметной компетентности учеников;
  • развитие у учащихся устойчивого интереса к предмету;
  • краткое изложение и повторение курса обществознания;
  • формирование умений и навыков решения типовых тестовых заданий;
  • формирование умений выполнять задания повышенной и высокой сложности.
  • воспитание положительного отношения к процедуре контроля в формате единого государственного экзамена;
  • знакомство со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов по предмету; распределением заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);
  • формирование умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом; эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов; правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом;
  • психологическая подготовка учащихся к государственной (итоговой) аттестации.
  • Создание условий для овладения способами решения познавательных и логических заданий по обществознанию;
  • Ознакомление старшеклассников с основными законами логики, ключевыми правилами логического мышления;
  • Формирование позитивного отношения к процедуре ЕГЭ по обществознанию и предлагаемым в рамках ЕГЭ заданиям.

Содержание курса включает

  • Информацию о структуре экзаменационной работы (КИМ) и особенностях отдельных видов экзаменационных заданий ЕГЭ по обществознанию;
  • Теоретические блоки, посвященные логическим приемам и процедурам мышления;
  • Практический блок, представленный контрольно-тренировочными заданиями ЕГЭ.

В ходе изучении курса учащимся предоставляется возможность овладеть приемами и методами познавательной и рефлексивной деятельности – сравнением, анализом, синтезом, мысленным моделированием, самоанализом и т.п. Формой итогового контроля является тренировочный экзамен и самоанализ.

Программа курса состоит из трех разделов:

  • Особенности ЕГЭ по обществознанию.
  • Методика решения заданий ЕГЭ разного уровня сложности.
  • Тестовый практикум.

Практические работы в рамках курса включают следующие формы:

  • работа с различными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);
  • критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
  • анализ явлений и событий, происходящих в современном мире;
  • решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы современности.

Требования к уровню подготовки выпускников

Знать и понимать

  • биосоциальную сущность человека
  • основные этапы и факторы социализации личности
  • место и роль человека в системе общественных отношений
  • закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы
  • тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов
  • основные социальные институты и процессы
  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования
  • особенности социально-гуманитарного познания

Уметь

  • характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы
  • анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями
  • объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека)
  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук
  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы
  • сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы
  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности
  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам
  • подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу
  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам

Использовать приобретенные знания и умения для

  • самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации
  • оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации
  • решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности
  • ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции
  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий
  • ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования
  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права

Учебно-методическое обеспечение

  1. Брандт М.Ю. Эссе на экзамене по обществознанию// Преподавание истории и обществознания в школе, №1, 2004.
  2. Бойко А.П.  Логика. Экспериментальное учебное пособие для учащихся гимназий, лицеев и школ гуманитарного профиля. – М., 1993.
  3. Единый государственный экзамен 2010. Обществознание. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы-составители: О.А. Котова, Т. Е. Лискова, Е.Л. Рутковская – М.: Интеллект-Центр, 2009.
  4. ЕГЭ-2013: Обществознание / ФИПИ авторы-составители: Т.Е. Лискова, О.А. Котова – М.: Астрель, 2009.
  5. ЕГЭ-2010. Федеральный банк экзаменационных материалов (открытый сегмент). Обществознание/ ФИПИ авторы-составители: Е.Л. Рутковская, О.А. Котова, Т.Е. Лискова, О.В. Кишенкова, Е.С. Королькова – М.: Эксмо, 2009.
  6. Обществознание. Типичные ошибки при выполнении заданий Единого государственного экзамена/ ФИПИ авторы: Е.Л. Рутковская, А.Ю. Лазебникова, Е.С. Королькова – М: Русское слово, 2009.
  7. ЕГЭ. Обществознание. Тематическая рабочая тетрадь/ФИПИ авторы: Е.Л. Рутковская, А.Ю. Лазебникова, Е.С. Королькова – М.: Экзамен, 2009.
  8. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ. 2009. Обществознание/ ФИПИ авторы-составители: О.А. Котова, Т.Е. Лискова – М.: Астрель, 2009.
  9. Отличник ЕГЭ. Обществознание. Решение сложных задач / ФИПИ авторы-составители: О.А. Котова, Т. Е. Лискова, Е.Л. Рутковская – М.: Интеллект-Центр, 2010.
  10. Единый государственный экзамен 2011. Обществознание. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ автор-составитель: Е.Л. Рутковская – М.: Интеллект-Центр, 2010.
  11. ЕГЭ-2011: Обществознание / ФИПИ авторы-составители: Т.Е. Лискова, О.А. Котова – М.: Астрель, 2010.

Календарно-тематический план

п/п

дата

Тема  занятия

Вид урока

наглядность

план

факт

Вводное занятие: цели, задачи, содержание, структура курса. Структура КИМов ЕГЭ по обществознанию.

Знакомство с материалами сайта ФИПИ

Основные типы заданий. Особенности  заданий с выбором одного варианта ответа.

Составление алгоритма выполнения заданий

Решение контрольно-тренировочных заданий с выбором одного варианта ответа.

Особенности заданий на выбор из двух суждений.

Разбор заданий повышенной сложности части А

Решение контрольно-тренировочных заданий на выбор из двух суждений (содержательные линии «Человек», «Общество», «Познание»).

Решение контрольно-тренировочных заданий на выбор из двух суждений (содержательная линия «Экономика»).

Задания на сравнение близких понятий.

Отработка понятийного аппарата

Задания на различение смыслов одного понятия.

Анализ творческих заданий муниципальной олимпиады по обществознанию.

Задания на завершение схем. Решение контрольно-тренировочных заданий на завершение схем.

Составление алгоритма выполнения заданий по схемам

 Специфика заданий на классификацию.

Разбор основных требований к выполнению заданий повышенного уровня сложности

 Задания на распределение позиций по группам и установление соответствия.

Разбор основных требований к выполнению заданий повышенного уровня сложности

Решение контрольно-тренировочных заданий на установление соответствия.

Эссе как тип экзаменационного задания на ЕГЭ по обществознанию.

Требования к написанию эссе

 Практикум. Структура эссе.

 Что значит быть в контексте задания?

Требования к написанию плана С8

Анализ эссе экзаменов прошлых лет.

Презентация и самоанализ эссе.

Задания на конкретизацию.

Требования к выполнению заданий С6, С7

Разновидности заданий-задач. Алгоритм выполнения задания-задачи с открытым ответом.

Задача с открытым ответом: как выбрать нужные аргументы?

Практикум. Решение заданий-задач.

Структура и специфика заданий на анализ документа.

Требования к выполнению заданий С1-С4

 В чем заключается интерпретация и анализ текста?

Требования к выполнению заданий С1-С4

Можно ли выражать несогласие с точкой зрения автора текста?

Требования к выполнению заданий С1-С4

 Практикум. Анализ документа.

Практикум. Самоанализ выполнения заданий на интерпретацию и анализ текста.

    28-31.

Тренировочный экзамен (демоверсия-2014).

     32.

Самоанализ.

     33.

Типичные ошибки при выполнении заданий ЕГЭ по обществознанию.

     34.

Итоговое занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по обществознанию для обучающихся 10 класса "Познавательные и логические задания – задачи по обществознанию"

Настоящая программа включает в себя пояснительную записку,  календарно-тематический план, список используемой в изучении курса литературы.Курс предназначен для изучения в 10 классе и  являет...

Рабочая программа элективного курса по обществознанию«Познавательные и логические задания – задачи по обществознанию»

Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Отработки навыков выполнения заданий повышенной сложности части С. Программу возможно использовать...

Элективный курс "Логика и логические основы компьютера"

Курс «Логика» рассматривается как элективный для классов старшей ступени, в которых информатика не является профилирующей дисциплиной, с целью углубления базового курса информатики в объеме 17 часов....

Проектное задание"Реализация творческих способностей учащихся через элективный курс", автор Степанова Ольга Владимировна учитель истории, обществознания МБОУ "ИСОШ № им. Н.П. Наумова" Кингисеппский район.

В работе отражена актуальность темы, сформулированы цель и задачи проектного задания. В работе содержится теоретический и практический материал.В краткой форме изложена программа курса по выбору "Госу...

Программа факультатива по обществознанию «Познавательные и логические задания – задачи по обществознанию» для обучающихся 11 класса

     Курс предназначен для изучения в 10 классе.  Курс рассчитан на 35 часов, из расчета 1час в неделю. Курс является практико-ориентированным, призван помочь будущим выпуск...