Элективный курс Познавательные и логические задания – задачи по обществознанию
рабочая программа по обществознанию (10 класс) на тему
элективный курс по обществознанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavatelnye_i_logicheskie_zadaniya_-_zadachi_po_obshchestvoznaniyu.docx | 27.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Могилёвка муниципального района имени Лазо Хабаровского края
Рабочая программа Наименование учебного предмета_ Познавательные и логические задания – задачи по обществознанию Класс 10 Уровень общего образования Учитель Кружаев Александр Владимирович Срок реализации программы, учебный год 2015 - 2016 Количество часов по учебному плану всего 34 часа в год; 1 час в неделю
Рабочую программу составил (а)____________________________________________А.В.Кружаев подпись расшифровка подписи |
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена в соответсвии с
- Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования по обществознанию (от 05.03.2004 №1089);
- Демонстрационным вариантом контрольных измерительных материалов Единого государственного экзамена 2015 года по обществознанию;
- Кодификаторами элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2015 году единого государственного экзамена по обществознанию;
- Спецификацией контрольных измерительных материалов для проведения в 2015 году единого государственного экзамена по обществознанию.
Курс предназначен для изучения в 10 классе, рассчитан на 34 часа, из расчета 1 час в неделю. Курс является практико-ориентированным, призван помочь будущим выпускникам овладеть ключевыми познавательными и информационно-коммуникативными компетенциями средствами контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по обществознанию. В условиях реформирования российской системы образования актуальной стала проблема подготовки учащихся к новой форме аттестации –ЕГЭ.
ЕГЭ по обществознанию относится к числу тех предметов, которые являются наиболее востребованными. Программа элективного курса «Познавательные и логические задания – задачи по обществознанию» предназначена для теоретической и практической помощи в подготовке к Государственной итоговой аттестации выпускников по обществознанию в рамках Единого государственного экзамена. Программа курса ориентирована на повторение, систематизацию и углубленное изучение курса обществознания средней школы, а также на подготовку учащихся 10-11-х классов к ЕГЭ.
Основное содержание
Цель курса – целенаправленная и качественная подготовка учащихся к ЕГЭ.
Задачи курса:
- повышение предметной компетентности учеников;
- развитие у учащихся устойчивого интереса к предмету;
- краткое изложение и повторение курса обществознания;
- формирование умений и навыков решения типовых тестовых заданий;
- формирование умений выполнять задания повышенной и высокой сложности.
- воспитание положительного отношения к процедуре контроля в формате единого государственного экзамена;
- знакомство со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов по предмету; распределением заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);
- формирование умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом; эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов; правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом;
- психологическая подготовка учащихся к государственной (итоговой) аттестации.
- Создание условий для овладения способами решения познавательных и логических заданий по обществознанию;
- Ознакомление старшеклассников с основными законами логики, ключевыми правилами логического мышления;
- Формирование позитивного отношения к процедуре ЕГЭ по обществознанию и предлагаемым в рамках ЕГЭ заданиям.
Содержание курса включает
- Информацию о структуре экзаменационной работы (КИМ) и особенностях отдельных видов экзаменационных заданий ЕГЭ по обществознанию;
- Теоретические блоки, посвященные логическим приемам и процедурам мышления;
- Практический блок, представленный контрольно-тренировочными заданиями ЕГЭ.
В ходе изучении курса учащимся предоставляется возможность овладеть приемами и методами познавательной и рефлексивной деятельности – сравнением, анализом, синтезом, мысленным моделированием, самоанализом и т.п. Формой итогового контроля является тренировочный экзамен и самоанализ.
Программа курса состоит из трех разделов:
- Особенности ЕГЭ по обществознанию.
- Методика решения заданий ЕГЭ разного уровня сложности.
- Тестовый практикум.
Практические работы в рамках курса включают следующие формы:
- работа с различными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);
- критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
- анализ явлений и событий, происходящих в современном мире;
- решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы современности.
Требования к уровню подготовки выпускников
Знать и понимать
- биосоциальную сущность человека
- основные этапы и факторы социализации личности
- место и роль человека в системе общественных отношений
- закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы
- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов
- основные социальные институты и процессы
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования
- особенности социально-гуманитарного познания
Уметь
- характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями
- объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека)
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы
- сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам
- подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам
Использовать приобретенные знания и умения для
- самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации
- оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации
- решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности
- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий
- ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права
Учебно-методическое обеспечение
- Брандт М.Ю. Эссе на экзамене по обществознанию// Преподавание истории и обществознания в школе, №1, 2004.
- Бойко А.П. Логика. Экспериментальное учебное пособие для учащихся гимназий, лицеев и школ гуманитарного профиля. – М., 1993.
- Единый государственный экзамен 2010. Обществознание. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы-составители: О.А. Котова, Т. Е. Лискова, Е.Л. Рутковская – М.: Интеллект-Центр, 2009.
- ЕГЭ-2013: Обществознание / ФИПИ авторы-составители: Т.Е. Лискова, О.А. Котова – М.: Астрель, 2009.
- ЕГЭ-2010. Федеральный банк экзаменационных материалов (открытый сегмент). Обществознание/ ФИПИ авторы-составители: Е.Л. Рутковская, О.А. Котова, Т.Е. Лискова, О.В. Кишенкова, Е.С. Королькова – М.: Эксмо, 2009.
- Обществознание. Типичные ошибки при выполнении заданий Единого государственного экзамена/ ФИПИ авторы: Е.Л. Рутковская, А.Ю. Лазебникова, Е.С. Королькова – М: Русское слово, 2009.
- ЕГЭ. Обществознание. Тематическая рабочая тетрадь/ФИПИ авторы: Е.Л. Рутковская, А.Ю. Лазебникова, Е.С. Королькова – М.: Экзамен, 2009.
- Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ. 2009. Обществознание/ ФИПИ авторы-составители: О.А. Котова, Т.Е. Лискова – М.: Астрель, 2009.
- Отличник ЕГЭ. Обществознание. Решение сложных задач / ФИПИ авторы-составители: О.А. Котова, Т. Е. Лискова, Е.Л. Рутковская – М.: Интеллект-Центр, 2010.
- Единый государственный экзамен 2011. Обществознание. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ автор-составитель: Е.Л. Рутковская – М.: Интеллект-Центр, 2010.
- ЕГЭ-2011: Обществознание / ФИПИ авторы-составители: Т.Е. Лискова, О.А. Котова – М.: Астрель, 2010.
Календарно-тематический план
№ п/п | дата | Тема занятия | Вид урока | наглядность | ||
план | факт | |||||
Вводное занятие: цели, задачи, содержание, структура курса. Структура КИМов ЕГЭ по обществознанию. | Знакомство с материалами сайта ФИПИ | |||||
Основные типы заданий. Особенности заданий с выбором одного варианта ответа. | Составление алгоритма выполнения заданий | |||||
Решение контрольно-тренировочных заданий с выбором одного варианта ответа. | ||||||
Особенности заданий на выбор из двух суждений. | Разбор заданий повышенной сложности части А | |||||
Решение контрольно-тренировочных заданий на выбор из двух суждений (содержательные линии «Человек», «Общество», «Познание»). | ||||||
Решение контрольно-тренировочных заданий на выбор из двух суждений (содержательная линия «Экономика»). | ||||||
Задания на сравнение близких понятий. | Отработка понятийного аппарата | |||||
Задания на различение смыслов одного понятия. | ||||||
Анализ творческих заданий муниципальной олимпиады по обществознанию. | ||||||
Задания на завершение схем. Решение контрольно-тренировочных заданий на завершение схем. | Составление алгоритма выполнения заданий по схемам | |||||
Специфика заданий на классификацию. | Разбор основных требований к выполнению заданий повышенного уровня сложности | |||||
Задания на распределение позиций по группам и установление соответствия. | Разбор основных требований к выполнению заданий повышенного уровня сложности | |||||
Решение контрольно-тренировочных заданий на установление соответствия. | ||||||
Эссе как тип экзаменационного задания на ЕГЭ по обществознанию. | Требования к написанию эссе | |||||
Практикум. Структура эссе. | ||||||
Что значит быть в контексте задания? | Требования к написанию плана С8 | |||||
Анализ эссе экзаменов прошлых лет. | ||||||
Презентация и самоанализ эссе. | ||||||
Задания на конкретизацию. | Требования к выполнению заданий С6, С7 | |||||
Разновидности заданий-задач. Алгоритм выполнения задания-задачи с открытым ответом. | ||||||
Задача с открытым ответом: как выбрать нужные аргументы? | ||||||
Практикум. Решение заданий-задач. | ||||||
Структура и специфика заданий на анализ документа. | Требования к выполнению заданий С1-С4 | |||||
В чем заключается интерпретация и анализ текста? | Требования к выполнению заданий С1-С4 | |||||
Можно ли выражать несогласие с точкой зрения автора текста? | Требования к выполнению заданий С1-С4 | |||||
Практикум. Анализ документа. | ||||||
Практикум. Самоанализ выполнения заданий на интерпретацию и анализ текста. | ||||||
28-31. | Тренировочный экзамен (демоверсия-2014). | |||||
32. | Самоанализ. | |||||
33. | Типичные ошибки при выполнении заданий ЕГЭ по обществознанию. | |||||
34. | Итоговое занятие. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс по обществознанию для обучающихся 10 класса "Познавательные и логические задания – задачи по обществознанию"
Настоящая программа включает в себя пояснительную записку, календарно-тематический план, список используемой в изучении курса литературы.Курс предназначен для изучения в 10 классе и являет...
Программа элективного курса "Познавательные и логические задачи - задания по обществознанию"
Курс для подготовки к ЕГЭ учащихся 10-х классов...
Рабочая программа элективного курса по обществознанию«Познавательные и логические задания – задачи по обществознанию»
Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Отработки навыков выполнения заданий повышенной сложности части С. Программу возможно использовать...
Элективный курс "Логика и логические основы компьютера"
Курс «Логика» рассматривается как элективный для классов старшей ступени, в которых информатика не является профилирующей дисциплиной, с целью углубления базового курса информатики в объеме 17 часов....
Проектное задание"Реализация творческих способностей учащихся через элективный курс", автор Степанова Ольга Владимировна учитель истории, обществознания МБОУ "ИСОШ № им. Н.П. Наумова" Кингисеппский район.
В работе отражена актуальность темы, сформулированы цель и задачи проектного задания. В работе содержится теоретический и практический материал.В краткой форме изложена программа курса по выбору "Госу...
Программа факультатива по обществознанию «Познавательные и логические задания – задачи по обществознанию» для обучающихся 11 класса
Курс предназначен для изучения в 10 классе. Курс рассчитан на 35 часов, из расчета 1час в неделю. Курс является практико-ориентированным, призван помочь будущим выпуск...
Элективный курс по биологии "Решение сложных задач и заданий по биологии"
Решение сложных задач и заданий по биологии...