Как написать эссе грамотно.
методическая разработка (обществознание , 9 класс) по теме

Как грамотно написать эссе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_napisat_esse_gramotno..doc184 КБ

Предварительный просмотр:

1.Что такое эссе.

Слово «эссе» пришло в русский язык из французского  и  переводится  как «опыт, проба, попытка, набросок, очерк».

Самое знаменитое (и, по мнению литературоведов, первое по времени написания) произведение данного жанра  трехтомное сочинение французского философа-скептика XVI в. Мишеля Монтеня (1533-1592)  русскоязычным читателям известно под названием «Опыты».

Что же такое эссе? Вот какие определения предлагают толковые словари и энциклопедии.

В «Толковом словаре иноязычных слов» Л.П.Крысина читаем: «Эссе - очерк, трактующий какие-нибудь проблемы не в систематическом научном виде, а в свободной форме».

«Большой энциклопедический сло варь» дает  развернутое определе ние: «Эссе -  жанр философской, литера турно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, со четающий подчеркнуто индивидуаль ную позицию автора с непринужден ным, часто парадоксальным изложени ем, ориентированным на разговорную речь».

«Краткая литературная энциклопе дия» уточняет: «Эссе -  прозаическое со чинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и сообра жения, так или иначе, с нею связанные».

     Таким образом, эссе - это сочинение-рассуждение небольшого объема со свободной композицией, выражающее индивидуальные впечатления, соображения по конкретному вопросу, проблеме и заведомо не претендующее на полноту и исчерпывающую трактовку предмета.

     Эссе предполагает выражение автором своей точки зрения, субъективной личной оценки предмета рассуждения, дает возможность нестандартного (творческого), оригинального освещения материала; часто это разговор вслух, выражение эмоций и образность.

Итак, во всех представленных опре делениях названы некоторые признаки, по которым тот или иной текст может быть отнесен к жанру эссе. Обратив шись к специальной литературе, посвя щенной этой проблеме, мы получим их относительно полный перечень.

2.Особенности эссе как литератур ного жанра.

1. Наличие конкретной темы или вопроса.

Произведение, посвященное анализу широкого круга проблем, по определе нию не может быть выполнено в жанре эссе. Тема эссе всегда конкретна, неко торые исследователи говорят о том, что она имеет частный характер. Таковы, например, темы эссе М.Монтеня: «О старости», «О славе», «О самомнении», «О книгах», «О дурных средствах, слу жащих благой цели», «Против безде лья», «О большом пальце руки» и др.

2. Личностный характер воспри ятия проблемы и ее осмысления.

Эссе — жанр субъективный, оно интересно и ценно именно тем, что дает возможность уви деть личность автора, своеобразие его позиции, стиля мышления, речи, отно шения к миру.

3. Небольшой объем.

Каких-либо жестких границ, конеч но, не существует, но даже самый крас норечивый эссеист, как правило, огра ничивает свое сочинение двумя-тремя десятками страниц (при этом бывает до статочно и одного листа, нескольких ем ких, побуждающих к размышлению фраз).

4. Свободная композиция.

Это важная особенность эссе. Иссле дователи отмечают, что эссе по своей природе устроено так, что не терпит ни каких формальных рамок. Оно нередко строится вопреки законам логики, под чиняется произвольным ассоциациям, руководствуется принципом «Все — на оборот!».

5. Непринужденность повествова ния.

 Автору эссе важно установить дове рительный стиль общения с читателем; чтобы быть понятым, он избегает наме ренно усложненных, неясных, излишне «строгих» построений. Исследователи отмечают, что хорошее эссе может на писать только тот, кто свободно владеет темой, видит ее с различных сторон и готов предъявить читателю не исчер пывающий, но многоаспектный взгляд на явление, ставшее отправной точкой его размышлений.

6. Парадоксальность.

Эссе призвано удивить читателя - это, по мнению многих исследователей, его обязательное качество. Более того, эссе рождается из удивления, которое возникает у автора при чтении книги, просмотре кинофильма, в разговоре с другом. Отправной точкой для размышлений, воплощенных в эссе, нередко являются афористическое, яркое высказывание или парадоксальное определение, буквально сталкивающее, на первый взгляд, бесспорные, но взаимно исключающие друг друга утверждения, характеристики, тезисы. Такова, например, тема эссе «Похвала скуке» Иосифа Бродского.

7. Внутреннее смысловое единство.

Возможно, это один из парадоксов жанра. Свободное по композиции, ориентированное на субъективность, эссе вместе с тем обладает внутренним смысловым единством, т.е. согласован ностью ключевых тезисов и утвержде ний, внутренней гармонией аргументов и ассоциаций, непротиворечивостью тех суждений, в которых выражена лично стная позиция автора.

       8.  Открытость.

      Эссе при этом остается принципиаль но незавершенным — не в том смысле, что автор останавливается на полуслове и намеренно не высказывает своего мне ния до конца, а в том, что он не претенду ет на исчерпывающее ее раскрытие, на полный, законченный анализ.

      Таковы некоторые особенности, ко торые свойственны эссе как литератур ному жанру.

3. Разновидно сти эссе.

Исследова тели выделяют следующие разновидно сти эссе.

С точки зрения содержания, эссе бы вают философскими, литературно-кри тическими, историческими, художест венными, художественно-публицисти ческими, духовно-религиозными и др.

По литературной форме эссе пред стают в виде рецензии, лирической ми ниатюры, заметки, странички из днев ника, письма, слова и др.

Различают также эссе описатель ные, повествовательные, рефлексив ные, критические, аналитические и др. В данном случае в основу положены композиционные особенности произве дения, выполненного в жанре эссе.

Наконец, предложена классифика ция эссе на две большие группы: лично стное, субъективное эссе, где основным элементом является раскрытие той или иной стороны авторской личности, и эс се объективное, где личностное начало подчинено предмету описания или ка кой-то идее. Экзаменационное эссе по обществознанию, бесспорно, принадле жит ко второй группе.

4.Структурная схема эссе

Введение — определение основного вопроса эссе

Основная часть — ответ на поставленный вопрос. Один параграф содержит: тезис, доказательство, иллюстрации, подвывод, являющийся частично от ветом на поставленный вопрос

Заключение - суммирование уже сделанных подвыводов и окончательный ответ на вопрос эссе.

Отметим наиболее приемлемую техни ку доказательства приведенных в эссе высказываний. Доказательство — это со вокупность логических приемов обосно вания истинности какого-либо суждения с помощью других истинных и связанных с ним суждений. Оно связано с убежде нием, но не тождественно ему; аргумен тация или доказательство должны осно вываться на данных науки и обществен но-исторической практики, убеждения же могут быть основаны на предрассудках неосведомленности людей в вопросах экономики и политики, - видимости дока зательности. Другими словами, доказа тельство или аргументация — это рассуж дение, использующее факты, истинные суждения, научные данные и убеждающее нас в истинности того, о чем идет речь.

1) Структура аргументации (доказательства)

Структура любого доказательства включает в себя по меньшей мере три со ставляющие: тезис, аргументы, вывод или оценочные суждения.

-Тезис — это суждение, которое надо доказать.

-Аргументы - это категории, которы ми пользуются при доказательстве                                  истинности тезиса.

-Вывод — это мнение, основанное на анализе фактов.

-Оценочные суждения — это мнения, основанные на наших убеждениях, веро ваниях или взглядах.      

Аргументы обычно делятся на следу ющие группы:

а) Удостоверенные факты, к кото рым относится так называемый фактичес кий материал, то есть статистические дан ные о доходах на душу населения, вели чине выпускаемой продукции и т.д., территории государства, выполнении плана, количестве вооружения, свидетельские показания. Факты — это питательная сре да для выяснения тенденций, а на их ос новании — законов в различных областях знаний, поэтому мы часто иллюстрируем действие законов на основе фактических данных.

б) Определения в процессе аргумен тации используются как описание поня тий, связанных с тезисом.

в) Законы науки и ранее доказанные теоремы тоже могут использоваться как аргументы доказательства.

Если вернуться к требованиям, предъявляемым к эссе, и соотнести их с элементами структуры доказательства, то можно проследить тесную связь между критериями оценки и способностью уча щегося аргументировать свой ответ, так как в первую очередь оценивается спо собность мыслить не хаотически, а в стро гой логике и использовать виды аргумен тов для доказательства своего тезиса. Но для того чтобы расположить тезисы и аргументы в логической последователь ности, необходимо знать способы их вза имосвязи.

2) Виды связей в доказательстве.

        Связь предполагает взаимодействие тезиса и аргумента. Рассмотрим суть прямого доказательства — доказательства, при котором истинность тезиса непосред ственно обосновывается аргументом. Например: мы не должны кататься на лы жах, так как сегодня очень холодно. Ме тод прямого доказательства можно при менять, используя технику индукции, де дукции, аналогии и причинно-следствен ных связей.

Индукция— мыслительный процесс, в результате которого мы приходим к вы водам, базирующимся на фактах. Мы дви жемся в своих рассуждениях от особен ного к общему, от предположения к ут верждению. Общее правило индукции гласит: чем больше фактов, тем убеди тельнее аргументация. В качестве примера можно привести достаточно широко известные разработки уроков с введени ем понятий «спрос» и «предложение», когда ученики составляют опросный лист и предлагают как можно большему чис лу людей внести в него свои мнения по по воду цены и количества покупаемого по данной цене товара. На основе собран ных фактов строится шкала спроса и предложения, которая отражает зависи мость величины спроса и предложения от устанавливаемой цены.

Дедукция — процесс рассуждения, где вывод обычно строится с опорой на две предпосылки. Например, все люди, ставящие перед собой ясные цели и со храняющие присутствие духа во время критических ситуаций, являются велики ми лидерами. По свидетельству многочис ленных современников, такими качества ми обладал А.Линкольн — один из самых ярких лидеров в истории Америки.

Аналогия — способ рассуждений, по строенный на сравнении. Аналогия пред полагает, что если объекты  А и Б схожи по нескольким направлениям, то они дол жны иметь одинаковые свойства. Необходимо помнить о некоторых особенностях данного вида аргумента ции: направления сравнения должны ка саться наиболее значительных черт двух сравниваемых объектов, иначе можно прийти к совершенно абсурдному выводу.

И, наконец, причинно-следственная аргументация, которая широко исполь зуется в образовательных программах по всем школьным предметам. Очень часто в классе можно услышать следующие вопросы: «Почему большевики пришли к власти?», «Почему меняется спрос на оп ределенный товар?», «Почему тело дви жется в этом направлении?». Все эти воп росы требуют объяснения причин проис ходящего явления. Иногда это может быть целый ряд причин. Например: «По чему возник пожар? — Потому что чело век бросил горящую сигарету. — Почему он ее бросил? — Потому что спешил на работу. — Почему он спешил на работу? и т.д.». Вспомните песенку о прекрасной маркизе и ее сгоревшей усадьбе. Это и есть пример аргументации с помощью объяснения причин того или иного явле ния (очень часто явлений, находящихся во взаимозависимости).

5. ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ НАПИСАНИЯ ЭССЕ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

1. Умения и навыки, необходимые для написания эссе.

Система требований, предъявляемых к уровню знаний, умений, навыков выпу скников по обществознанию предпола гает, что накопление знания (понятий, определений и т.д.) не должно являться определяющей целью при изучении обществознания. Знание рассматривается как необходимая база для развития кри тического мышления личности, способ ности формулировать и аргументиро вать свою позицию с опорой, как на науч ное знание, так и на собственный опыт. Обратим внимание на то, что требования к знаниям на репродуктивном уровне со ставляют примерно 28% от сформулиро ванной авторами номенклатуры требо ваний. К репродуктивным в той или иной мере можно отнести требования:

- знать основные обществоведчес кие термины, т.е. распознавать их в раз личном контексте и правильно использовать в условиях письменной речи;

- называть (перечислять) изученные социальные явления и объекты и их существенные свойства.

Следующие требования предполага ют овладение учеником на основе усво енных обществоведческих знаний сложными приемами интеллектуальной деятельности, причем в порядке нарас тающей сложности:

- сравнивать изученные социальные объекты, т.е. выявлять  отличия  и сходства определенного объекта с родственными;

- характеризовать изученные социальные объекты и процессы, т.е. раскрывать свойственные им значимые признаки;

- объяснять (интерпретировать) изученные социальные явления и процессы, т.е. раскрывать их устойчивые существенные связи, как внутренние, так и внешние;

- приводить собственные примеры, т.е. пояснять (иллюстрировать, аргументировано раскрывать)  изученные теоретические положения и социальные  нормы  на  соответствующих фактах;

- давать оценку изученных социальных объектов и процессов, т.е. высказывать суждения об их ценности, уровне или назначении.

Умения именно такого рода позволяют перевести обществоведческое знание из преимущественно теоретической плоскости в сферу практического осмысления, соотнесения с собственной позицией, имеющимся опытом.

Одним из наиболее значимых показателей сформированности интеллектуальных умений высокого уровня является умение выразить собственную позицию с опорой на обществоведческие знания и соответствующей аргументацией, что предполагает, в числе прочих форм контроля, применение такого средства проверки, как эссе. Понятно, что эссе выступает одновременно в качестве и измерителя знаний, умений, навыков ученика, и инструмента, позволяющего ученику через рефлексию, привлечение собственного опыта на осознанном уровне освоить и расши рить обществоведческие знания.

В отличие от других методов контроля и проверки знаний, целью эссе является диагностика продуктивной, творческой составляющей познавательной деятельности обучающихся, которая предполагает анализ информации, его интерпретацию, построение рассуждений, сравнение фактов, подходов и альтернатив, формулировку выводов, личную оценку автора и т.п.

Применение эссе на уроках способствует более четкому и грамотному формулированию мыслей, помогает располагать мысли в строгой логической последовательности, предполагает свободное владение языком экономических терминов и понятий, раскрывает глубину и широту учебного материала, учит использовать примеры, цитаты, необходимые аргументы по соответствующей теме.

Успешность формирования умений и навыков, необходимых для написания эссе, проявляется в том, что учащиеся:

1) на осознанном уровне владеют те оретическими знаниями и понятийным
аппаратом в области обществознания;

2) владеют на высоком уровне приемами анализа, сравнения, синтеза, навыками аргументации собственной позиции и ведения дискуссии;

3) понимают, чем эссе по обществознанию существенно отличается от со чинения по литературе;

4) понимают, в чем состоят особенности обществоведческого эссе;

5) владеют практическими навыка ми, в том числе стилем, присущим эссе по обществознанию.

2.Критерии  сформированности умений и навыков учащихся.

 В статье Н. Забродиной Что такое эссе по экономике? Даётся следующая характеристика умений и навыков учащихся, которые оценивает преподаватель в эссе:

-  знание экономических понятий и тео рий;

-  использование соответствующей теме информации;

-  способность анализировать представ ленную информацию

-  логику структурирования доказа тельств;

-  графическую иллюстрацию предлага емой информации;

-  способность объяснить альтернатив ные взгляды на рассматриваемую про блему и прийти к сбалансированному заключению.

Для определения ясности целей, кото рые ставят перед собой учащийся и пре подаватель, можно сформулировать тре бования к эссе по следующим критериям:

 А — знание и понимание материала;

 В — анализ информации;

 С — использование информационно го пространства;

 D — логика построения суждений;

 Е — презентация эссе.

Критерий А.

Учащийся должен уметь:

 -  Определять предмет эссе.

 - Обозначать круг понятий и теорий, не обходимых для ответа на вопрос ис следования.

 - Иллюстрировать понятия соответству ющими примерами.

 Критерий В.

Учащийся должен уметь:

-  Использовать основные категории анализа.

-  Выделять причинно-следственные  связи.

-  Применять аппарат сравнительных ха рактеристик.

Критерий С.

Учащийся должен уметь:

-  Использовать статистические данные.

-  Структурировать информацию в таб личном и графическом выражениях.

-  Определять, какую информацию из периодических изданий можно ис пользовать при ответе на поставлен ный вопрос.

 Критерий D.

Учащийся долен уметь:

- Выделять вопрос исследования.

- Делить эссе на смысловые части.

- Сохранять логику рассуждений при переходе от одной части к другой,

- Аргументировать основные положе ния эссе.

- Делать промежуточные и конечные выводы.

Критерий Е.

Учащийся должен уметь:

- Демонстрировать владение научным стилем речи.

- Оформлять работу аккуратно, в соот ветствии с требованиями к цитатам.

- Составлять список используемой ли тературы.

- Сдавать работу в соответствии с зара нее определенным сроком.

Д. М. Махотин, доцент кафедры прикладной экономики и управления МГПУ в статье «Эссе по экономике» предлагает 3 вида критериев при оценке умений и навыков учащихся, которые включают: А - знание и понимание учебного материала; В - анализ и оценку информации; С - логику построения суждений. Максимальное количество баллов, которое учащийся может получить по каждому критерию - 3 балла. Общее количество баллов равно 9.

3.Оценка достижений учащегося в соответствии с критериями

Критерий

Оценка (3 балла)

А. Знание      и      понимание теоретического материала

          Учащийся        определяет

рассматриваемые        понятия    четко    и полно, приводя соответствующие примеры.

В. Анализ и оценка информации

Учащийся умело использует приемы сравнения и обобщения для анализа взаимосвязи понятий и явлений, применяет категории анализа, дает личную оценку по проблеме.

С. Построение суждений

Ответ демонстрирует ясность и последовательность в рассуждениях. Выдвинутые тезисы сопровождаются аргументацией. Приводятся различные точки зрения, и демонстрируется собственная их оценка.

Критерий А.

Учащийся должен уметь:

- Определять предмет эссе.

- Обозначать    круг    экономических    понятий    и    теорий, необходимых для      ответа на вопрос.

- Понимать и правильно использовать экономические термины и понятия.

- Иллюстрировать понятия соответствующими примерами.

Критерий В.

Учащийся должен уметь:

-Использовать основные категории анализа.

- Выделять причинно-следственные связи.

- Применять аппарат сравнительных характеристик.

- Давать субъективную личную оценку по данной проблеме.

Критерий С.

Учащийся должен уметь:

- Выделять вопрос исследования.

- Делить эссе на смысловые части.

- Сохранять логику рассуждений при переходе от одной части к другой.

-Аргументировать основные положения эссе.

- Делать промежуточные и конечные выводы.

   Используя данные критерии, можно сформулировать требования к написанию  эссе.

 Школьник заранее знакомится с тре бованиями к оформлению данного вида работы и вместе с учителем начинает шаг за шагом отрабатывать навыки, необхо димые для достижения требуемого ре зультата.

4.Критерии оценивания эссе.

При оценивании ответа необходимо вы делить следующие элементы:

- представление собственной точки зрения  (позиции,  отношения) при раскрытии
проблемы;

- раскрытие проблемы на теоретическом и на бытовом
уровнях, с корректным использованием или  без использования обществоведческих понятий в контексте ответа;

- аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или соб ственный опыт.

Максимальный балл за полный ответ:

 4-х баллов заслуживает эссе, в котором: представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы; проблема раскрыта на теоретическом
уровне, в связях и обоснованиях, с корректным   использованием   обществоведческих
терминов и понятий в контексте ответа; дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

3-х баллов заслуживает эссе, в котором: представлена собственная точка зре ния (позиция, отношение) при раскрытии проблемы; проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и основания не присутствуют или явно не прослеживаются); дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

2-х баллов заслуживает эссе, в котором: представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы; проблема раскрыта при формальном
использовании обществоведческих терминов; дана аргументация своего мнения с
опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт без теоретическо го обоснования.

1 балла заслуживает эссе, в котором: представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы; проблема раскрыта на бытовом уровне; сделана попытка аргументации своего мнения.

О баллов заслуживает эссе, в котором: 1)        представлена собственная точка зрения по поднятой проблеме на бытовом уров не без аргументации; 2)проблема не раскрыта или 3)        дана информация (факты общественной жизни или личного опыта) не в контекс те задания.

6. Методические приёмы формирования умений и навыков написания эссе.

1. ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НАПИСАНИЯ ЭССЕ.

Умения и навыки написания эссе по обществоведению, как показывает опыт, закладываются в основной школе в 8-9 классах и окончательно формиру ются в старшей школе.

Основная школа: 8 - 9 классы.

1.Обучение  развернутому ответу с элементами аргументации посредством при ема незаконченного предло жения»: «Я считаю (думаю и др,), что..., так как...»

2.Введение понятий «тезис», «аргумент»

3.Обучение подбору аргумен тов в поддержку и опровер жение какого-либо положения, позиции и т.д. с опорой на изученные обществоведчес кие понятия и термины

4.Обучение приемам аргументации собственной пози ции в ходе ведения учебных дискуссий

Старшая школа: 10 -11 классы.

1.Введение понятия «эссе», определение его существен ных характеристик

2.Определение  структуры эссе

3.Определение требований к содержанию эссе

4.Отработка навыка написания эссе.

2. Прием «незаконченного предложения».

   В 8 классе, приступая к преподава нию курса «Введение в обществознание», каждый учитель, как правило, принимает во внимание, что у учащихся навык развернутого аргументированного ответа еще не сформирован на достаточ ном уровне. Большинство учеников ис пытывают затруднения при формулиро вании ответа, который чаще всего быва ет односложным. Между тем разверну тое аргументированное суждение — не обходимый элемент эссе.

 На помощь учителю приходит прием «незаконченного предложения», ис пользовать который возможно на раз личных этапах урока в соответствии с поставленными целями. Хотелось бы обратить внимание на применение дан ного приема при работе с вопросами и заданиями, предложенными авторами учебника и ориентированными на акту ализацию жизненного опыта учащихся, что особенно значимо на начальном эта пе изучения обществознания.

Приведем примеры. При изучении § 1 в работе с вопросом 7 («Какие из рас смотренных человеческих качеств вы цените более всего?»2) уместно предло жить учащимся своего рода шаблон от вета: «Из рассмотренных человеческих качеств я ценю более всего...., так как...». Аналогичным образом при обсуждении задания 4 к § 4 («Человек совершает хо роший поступок в расчете на вознаг раждение. Можно ли оценить этот по ступок как нравственный? Почему вы так думаете?»3) восьмиклассникам предлагается следующая схема постро ения ответа: «Я думаю, что такой посту пок можно оценить как..., потому что...».

При введении данного приема впер вые желательно, чтобы учитель первым выразил свое мнение по рассматривае мому вопросу, построив предложение по заданному «шаблону»: это не только служит образцом выполнения задания, но и позволяет создать столь необходи мую на уроке обществознания атмосфе ру доверия, доброжелательности, со трудничества.

Учащиеся, как правило, довольно быстро, в течение 5-6 уроков, осваива ют предложенный эталон ответа и без особых затруднений переносят его на задания более высокого уровня сложно сти (например, на задания, предлагаю щие дать суждения по предложенному высказыванию, ситуации и др.).

 По мере освоения учащимися данной формы развернутого ответа вводятся понятия «тезис», «аргумент». Схема первичной отработки вводимых поня тий предполагает следующий алгоритм учебной деятельности:

1) ученикам предлагается выполнить письменно задание по изучаемой теме по уже освоенному ими «шаблону» «незаконченного предложения»;

2) введение непосредственно самих понятий «тезис», «аргумент» (возмож но, в занимательной форме);

3) учащимся предлагается в своих ответах  выделить  тезис   и  аргумент (возможен обмен тетрадями, если ранее применялись и детьми приняты формы взаимопроверки);

4) обсуждение полученных результа тов с обязательным словесным поощре нием и при необходимости с корректи ровкой (желательно привлечение мне ния одноклассников);

5) в качестве домашнего задания предлагается письменно выполнить 1-2 задания из изучаемой темы (обязатель но на выбор), предполагающих констру ирование ответа по шаблону, и выде лить в ответе тезис и аргумент (аргу менты).

3. Обу чение подбору аргументов.

 Следующий этап предполагает обу чение подбору аргументов для под держки и опровержения какого-либо положения, позиции с опорой на изу ченные обществоведческие понятия и с использованием терминологии.

Первоначально для выполнения за дания учащимся предлагается исполь зовать в ответе определенный учителем круг понятий и терминов.

Так, при выполнении задания 1 к § 20:«Какой точки зрения вы придер живаетесь: «Человек живет, чтобы трудиться» или «Человек трудится, чтобы жить»? Свою точку зрения объ ясните», учащимся предлагается ис пользовать в ответе следующие поня тия и теоретические обобщения: «чело век — существо биопсихосоциальное»; «трудовая деятельность»; «самореали зация личности»; «материальные по требности»; «социальные потребности»; «ценностные ориентации».

Предложенный перечень понятий и терминов уже сам по себе является сти мулом к активной мыслительной дея тельности ученика, к привлечению его собственного жизненного опыта или из вестных примеров. Впервые задание такого характера целесообразно дать на дом с последующим разбором на уроке. Далее в процессе учебной дея тельности возможно применение раз личных приемов и форм учебной рабо ты в целях дальнейшего закрепления осознанного использования в ответе по нятий и терминов. Возможна, напри мер, постановка следующих опережаю щих заданий на дом:

1) произвести подбор понятий и тер минов, с помощью которых можно рас крыть суть предлагаемого суждения или афоризма;

2) произвести подбор суждений, афоризмов по изучаемой теме.

В первом случае на уроке эффектив ны различные варианты организации учебной деятельности: каждый ученик работает со своей «домашней заготов кой»; происходит обмен «домашними заготовками» между учащимися; если отработан навык групповой работы, возможна организация работы в груп пах. При использовании второго зада ния на уроке при различных вариантах организации учебной деятельности фактически пишется эссе (необходимо сразу же объявить учащимся, что дан ный вид работы ограничен по времени и объему).

Далее обучение приемам аргумента ции собственной позиции проводится в ходе учебных дискуссий. Желательно (при наличии резерва учебного време ни) отвести один урок на более подроб ное ознакомление учащихся с понятием «дискуссия», формами и методами, пра вилами ее ведения на основе рекомен даций для учащихся, предложенных в рабочей тетради «Введение в обществознание» (8 класс).

4.Прием педагогической техники «Своя опора».

В 10 -11 классах вводится сам тер мин «эссе», определяются его сущест венные характеристики, структура. Возможен следующий методический приём при характеристике особенностей жанра эссе и его структуры.

Учитель даёт учащимся различные определение эссе, в т. ч. такое:

 ЭССЕ - это разновидность очерка, в которой главную роль играет не воспроизведение факта, а отображение собственных впечатлений, раздумий и ассоциаций.

Далее характеризуются особенности эссе: образность, афористичность, близость к разговорному (литературному) языку, изобра жение собственных впечатлении, раздумий, ассоциаций.

Затем учащимся предлагается поработать с памяткой, в которой даются определения незнакомых слов.

ПАМЯТКА № I

Афористичный - построенный на афоризмах, содержащий афоризм.

Афоризм - краткое выразительное изречение, содержащее обобщающее
умозаключение.

Образность (образ) - живое, наглядное представление о чём-нибудь.

Ассоциация - связь между отдельными представлениями, при которой
одно из представлений вызывает другое,

Философский - глубокомысленный, серьёзный.

Раздумье - состояние сосредоточенности, задумчивости.

Впечатление - след, оставленный в сознании, в душе чем-нибудь пережитым, воспринятым.

Учащимся прелагается  выбрать из перечня слов и фраз те, которые относятся к эссе: фантазия, образность, ассоциации, раздумья, переживания, впечатления, характеристика героя, вос произведение фактов, подробный анализ произведения, литературоведческий анализ, сочетание художественного и научного стилей, структурное соотно шение частей является жестким, вывод вытекает из анализа произведения, структурное соотношение частей не является жестким. Ребята убирают лиш ние и в результате остаются только следующие слова и фразы: фантазия, образность, ассоциации, раздумья, переживания, впечатления, структурное соотношение частей не является жестким.

5. Коллекционирование клише.

 В качестве одного из вариантов подготовки учащихся к написанию эссе можно предложить коллекционирование клише, наиболее часто используемых в сочинениях – рассуждениях. Такую «копилку» можно собирать вместе с учащимися. Для удобства накопления и последующего использования материалов, можно воспользоваться следующей таблицей.

Вступление

Для меня эта фраза является ключом к пониманию...

Выбор данной темы продиктован следую щими соображениями...

Поразительный простор для мысли от крывает это короткое высказывание...

Никогда не думал, что меня заденет за живое идея о том, что...

Основная часть.

Во-первых, ... во-вторых, ... в-третьих,…         

Рассмотрим несколько подходов...

Например,…

Проиллюстрируем это положение следу ющим примером ...

Для полемического эссе:

С одной стороны, ...

С другой стороны,…

Заключение

Таким образом,…

Подведем общий итог рассуждению...

Итак,…

Именно поэтому я не могу согласиться с автором высказывания...

Кроме того, для выдвижения аргументов в основной ча сти эссе можно воспользоваться так называемой ПОПС - формулой:

П - Положение (утверждение) — Я считаю, что ...

О - Объяснение — Потому что…

П - Пример, иллюстрация — Например, ...

С - Суждение (итоговое) — Таким образом, ...

       Не отрицая важности такого подхода к накоплению ма териалов для написания эссе (своеобразных «строитель ных кирпичиков»), отметим, что полезно будет подбирать и яркие фразы, необычные ходы, способные оказать не оценимую услугу начинающему эссеисту.

6.Составление портфолио ученических эссе.

       Хорошим подспорьем в работе станет составление портфолио ученических эссе, написанных по обществознанию и праву. Принципы подбора работ могут быть самы ми разными:

-это могут быть все работы, написанные учеником за определенное время (такая коллекция будет важна для са мого школьника и педагога, поскольку по ней можно проследить, каким образом менялось качество написания эс се: от чего ушли и к чему пришли, можно ли отметить рост, движение вперед);

-портфолио может составляться только из лучших работ одного или нескольких учащихся  (тогда им можно пользоваться для предъявления «образца», «эталона» написания эссе);

можно создавать подборку только по одному предме ту (например, по праву, что особенно важно для ребят, уча ствующих в правовой олимпиаде) и т.д.

 

6. Как написать эссе. Примеры эссе.

Первый шаг  достижения успеха в вы полнении такого вида ра боты — формулирование темы эссе. В определен ной степени это искусст во. Почему? Тема не дол жна инициировать изло жение лишь определе ний понятий, ее цель — побуждать к размышлению

Эссе — это единственное задание, которое является альтернативным: выпускник самостоятельно выбирает из шести предложенных тем ту, кото рая представляется ему наиболее ин тересной.

Важная «мелочь»: первая запись и в черновике, и в окончательном варианте — это точная формулировка темы эссе. Тема — своего рода условие задачи, в которое, чтобы понять, нужно вдуматься. Тема, как правило, формулируется так, что предполагает не один «правильный» ответ, а множество решений. Вчитываясь в нее, учащийся оказывается в том творческом пространстве, которое им очерчено. Если отдельные слова, мысли (и даже в неко торых случаях формулировка в целом) будут повторены в тексте эссе, то не следует считать это недостатком. Глав ная задача ученика - понять и рас крыть тему, а не «уйти» от нее (ситуа ция весьма распространенная в школь ной практике).

Как правило, темы эссе по обществознанию имеют проблемный, иногда дискуссионный ха рактер и предлагаются в виде высказы вания ученого, писателя, поэта, мысли теля. Чрезвычайно важно выделить ос новную идею автора высказывания и определить, в рамках какого раздела или темы обществоведческого курса ее следует рассматривать

Формулировке темы предшествует указание на ту базовую науку, в рам ках которой она должна быть раскры та: экономика, социология, политоло гия, правоведение, культурология, фи лософия.

Это чрезвычайно важный момент, ему придается серьезное значение. Поставленная проблема должна быть решена с привлечением терминов, по нятий, теоретических положений, примеров из общественной жизни и личного опыта, относящихся к той об ласти знаний, которая соответствует данной науке. Говоря иначе, она долж на быть раскрыта в контексте фило софского или политологического, юри дического или социологического, эко номического или культурологического знания.

Например, тема «У нас нет времени, чтобы стать самими собой» (А. Камю) предполагает, что ученик посвятит свое эссе проблемам самопознания, самосоз нания, самосовершенствования челове ка, рассмотрит особенности формирова ния «я-концепции», поставит экзистен циальные проблемы человеческого бы тия. Говоря иначе, обратится к вопросам развития личности. Тема «Не хлебом единым жив человек» ставит проблему соотношения материальных и духовных потребностей человека, противоречий между ними. Это значит, что выписан ные на черновик и вошедшие в оконча тельный текст понятия, термины, при меры, цитаты, аргументы должны быть так или иначе связаны с данной пробле матикой.

Вот какие темы были предложены в одном из экзаменационных вариантов:

1.Экономика. «Экономика — это искусство удовлетворить безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов». (Л.Питер.)

З.Социология, «Займите место и положение, подобающее вам, и все при знают это». (Р.Эмерсон.)

3.Политология. «Демократию мы выбираем не потому, что она изобилует добродетелями, а чтобы избежать тира нии». (К.Поппер.)

4.Правоведение. «Праву потреб ны достоинства, дарования, добродете ли. Силе надобны тюрьмы, железы, за поры». (Д.Фонвизин.)

5.Культурология. «Чтение стоит у порога духовной жизни, оно может ввести нас в нее, но оно ее не составляет». (М.Пруст.)

6.Философия, «Без общества че ловек был бы жалок, испытывая недо статок в побуждениях к совершенство ванию». (У.Годвин.)

Выбор темы эссе - ответственная задача. Выбирая проблему, выпускник должен быть уверен в том, что он: имеет неплохие знания по той базовой науке, к которой эта тема относится; ясно понимает смысл высказывания (обратите внимание: не согласен с
ним, а понимает, что именно утверждает автор); может выразить свое отношение к
нему (согласиться полностью или частично, попытаться опровергнуть его); владеет обществоведческими терминами, которые понадобятся для грамотного, основанного на теоретическом знании обсуждения темы (при этом термины и понятия, которые предстоит употребить, должны относиться непосредственно к теме эссе); сумеет привести примеры из исто рии, общественной жизни, собственного жизненного опыта в поддержку своей позиции.

Проанализируем с этих позиций приведенные темы.

По экономике предложено высказы вание Л.Питера: «Экономика — это ис кусство удовлетворить безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов». В чем его смысл? Если вы пускник помнит из курса обществознания, что основной проблемой экономики ученые признают проблему распреде ления ограниченных ресурсов (или главных факторов производства, како выми являются земля, труд, капитал, предпринимательские способности, ин формация), то он без труда поймет, что хотел сказать Л.Питер, и определить свое отношение к его утверждению. Без каких терминов и понятий обойтись ед ва ли удастся? Собственно говоря, они уже названы: факторы производства, ограниченные ресурсы, потребности. Наверное, автор эссе употребит и такие понятия, как экономика, производство, распределение, потребление, обмен, - все они находятся в смысловом поле проблемы, а значит, их употребление экзаменаторы признают соответствую щими ее контексту.

Если выпускник с интересом изучал на уроках обществознания основы со циологических знаний, то имеет смысл задуматься над словами Р.Эмерсона: «Займите место и положение, подобаю щее вам, и все признают это». Речь идет о социальном статусе личности, о спо собах его достижения, о признании личности обществом. Р.Эмерсон полага ет, что социальный статус, соответ ствующий человеку (его интересам, уровню образования, деловым качест вам, материальным и духовным по требностям и пр.), обязательно будет признан обществом. Дело выпускника принять эту позицию или не согласить ся с ней. В любом случае, необходимо правильно применить ключевые для данной темы социологические термины (социальный статус, социальная роль, достижимый социальный статус, соци альный престиж, социальный автори тет и др.), найти примеры, подтвержда ющие мысль, и аргументировать ими высказанную позицию.

«Демократию мы выбираем не пото му, что она изобилует добродетелями, а чтобы избежать тирании», -  утвер ждал К.Поппер. Трудности с понима нием смысла этого высказывания едва ли возникнут. Очевиден и контекст, в который помещено это высказывание: речь идет о демократии как форме по литического режима, ее сущностных чертах, достоинствах и недостатках. Выпускнику предстоит показать, ка ким именно образом демократия позво ляет избежать тирании, и согласиться (или не согласиться, в обоих случаях — аргументировано), на базе фактов и теоретических обобщений) с мнением крупного австрийского философа XX в.. Круг понятий и терминов, обращение к которым поможет при написании эссе, приблизительно таков: политический режим, демократия, тирания, система сдержек и противовесов, разделение властей, авторитаризм, тоталитаризм и др.

Свою компетентность в области пра ва выпускник сумеет продемонстриро вать, обратившись к словам Д.Фонви зина: «Праву потребны достоинства, дарования, добродетели. Силе надобны тюрьмы, железы, запоры». Смысл этого высказывания на поверхности, что на зывается, не лежит. Разве право не со пряжено с применением силы, с мерами государственного принуждения в отно шении тех, кто нарушает правовые нормы, действующие в обществе? Раз ве для поддержания правопорядка, обеспечения законности не нужны «тюрьмы, железы, запоры»? Очевидно, что русский писатель, живший и со здававший свои произведения в эпоху Просвещения, имел в виду нечто иное. В сущности, эссе может стать попыт кой осмыслить сказанное Фонвизиным. Право и справедливость, право и прав да, социальная роль права, правонару шение и правовая ответственность, право и принуждение, право и сила, право и бесправие, — вот те понятия и термины, которые могут потребоваться выпускникам, выбравшим эту доволь но сложную тему.

По словам М.Пруста, «чтение стоит у порога духовной жизни, оно может вве сти нас в нее, но оно ее не составляет». Как тема эссе, она вводит выпускника в контекст культурологического, фило софского знания, совокупность знаний о человеке, его духовном мире. По мне нию французского писателя, духовная жизнь человека — явление куда более широкое, чем та ее составляющая, кото рая связана с чтением. В то же время духовная жизнь тесно связана с чтени ем, которое стоит на ее пороге. Навер ное, наиболее ценными при раскрытии темы и обосновании позиции автора эс се будут примеры и аргументы, почерп нутые из его личного социального опы та, опыта осмысления окружающего мира и самого себя. Термины и понятия, к которым может обратиться выпуск ник, довольно широки: человек как су щество биопсихосоциальное, индивид, личность, духовный мир, духовная жизнь, духовные потребности, духов ные ценности, идеалы и др.

Вероятно, близкий круг понятий и терминов понадобится и для написания эссе на тему «Без общества человек был бы жалок, испытывая недостаток в по буждениях к совершенствованию» (У.Годвин). Понятно, что речь идет о сложной системе взаимоотношений че ловека и общества, о том, что вне обще ства становление и развитие личности невозможно. Ключевыми, бесспорно, станут понятия «социализация», «инди вид», «личность», обобщения и приме ры, показывающие, что только в обще стве и под влиянием общества челове ческий индивид становится личностью, способной к самосовершенствованию и испытывающей в нем потребности.

Итак, выбор темы эссе -  ответ ственный этап работы, в ходе которого выпускник:

знакомится с предложенными те мами; определяет, к какой базовой науке
относится каждая тема; определяет смысл предложенных высказываний   (отвечает   на   вопрос «Что, по моему мнению, хотел сказать автор»?);        осмысливает проблему в контекс те базовых наук (отвечает на вопросы:
«С какими основными проблемами обществоведческого знания связана дан ная тема? Что я должен знать, чтобы раскрыть ее?»); формулирует свое отношение к высказыванию (отвечает на вопросы: «Согласен ли я с ним? Или не согласен?
Или согласен не во всем? Почему? В чем состоит моя собственная позиция по данному вопросу?»); определяет  обществоведческие термины, понятия и обобщения, кото рые потребуются ему для выражения и обоснования позиции на теоретическом уровне (отвечает на вопросы:  «Какие известные мне из курса обществознания понятия и термины я должен использовать? Какие теоретические обобщения я должен учесть?»);

отбирает факты, примеры из общественной жизни и личного социального опыта, которые убедительно обос новывают его позицию (отвечает на вопросы: «Какими фактами, примерами я могу подтвердить свое мнение? Убеди тельны ли они?»).

Итак, тема выбрана, осознана, опре деленным образом понята.

Далее работу необходимо начинать с черновика. Учащиеся порой не знают, что такое черновик, и пишут его как «беловой» (окончательный) вариант работы: тот же плотно исписанный лист, без полей и значков — одно отличие, что написан небрежно. Такой черновик не оставляет пространства для совершенствования текста, шлифовки мысли, не дает возможности работать творчески. Неправильные (назовем их так) черновики подходят для работ компилятивного характера, которые, в свою очередь, при многократном повторении формируют паническую боязнь самостоятельного высказывания.

Как быть? Листы черновика полезно оставлять наполовину пустыми (широкие поля!), писать только на одной его стороне. Поля нужны, чтобы вносить исправления и дополнения в процессе перечитывания и правки первоначального текста. На обороте листа остается место для записи цитат, примеров, конкретизирующих мысль, и пр..

Полезно на черновике в свободной форме выписать все, что может понадобиться в эссе: понятия, противоречия, ас социации, цитаты, примеры, тезисы, мнения, аргументы, имена, события. Сло вом, «дать себе волю», записать все, что кажется нужным, интересным, имею щим отношение к теме. Есть рациональ ное зерно в утверждении: «Писательство не в голове, а в кончиках пальцев».

Следующая задача — привести весь этот «хаос» в порядок, соотнести с те мой, выбрать эффектную цитату, точ ную мысль, интересный факт, убеди тельный аргумент.

Самые ответственные части работы — вступление и заключение. Вступление фокусирует проблематику эссе, ставит ключевые вопросы, указывает на про тиворечия, выявляет обществоведчес кие аспекты темы. Начать эссе необходимо с введения, которое раскрывает тему  и содержит определения основных встречающихся понятий. На этом этапе очень важно правильно сформулировать воп рос, на который требуется ответить. Мож но наметить путь развития рассуждений, обозначив круг прямо относящихся к теме понятий или теорий. При работе над введением могут помочь следующие воп росы: «Надо ли давать определения тер минам, прозвучавшим в теме эссе?», «По чему тема, которую я раскрываю, явля ется важной в настоящий момент?», «Какие понятия будут вовлечены в мои рас суждения по теме?», «Могу ли я разде лить тему на несколько более мелких под тем?». Например, при работе над темой «Экономика России времен Петра I: тра диционная или командная» в качестве подтемы можно сформулировать следу ющий вопрос: «Какие признаки были ха рактерны для экономики того периода?». Начинать эссе целесообразно с ясно го и четкого определения личной пози ции: «Я согласен с данным мнением», «Я не могу присоединиться к этому утвер ждению», «В данном высказывании есть то, с чем я согласен, и то, что кажется мне спорным» (способов выразить свое согласие или несогласие, естественно, очень много).

Уже в следующем предложении уместно сформулировать понимание высказывания, ставшего темой эссе. Эк заменаторы должны убедиться в том, что выпускнику ясен его смысл. Не сто ит дословно повторять утверждение, ставшее темой эссе. Важно так сформу лировать его основную мысль, чтобы стал очевиден контекст, который опре деляет ее содержание и сущность.

Рассмотрим три примера.

1.        В качестве темы эссе выбраны слова О.Мандельштама: «Элементы ис кусства неутомимо работают в пользу научных теорий». Выпускник передает ее смысл следующим образом: «Автор придерживается той точки зрения, что способы и пути познания мира многообразны: не только наука, но и искусство (а  также мифы,  опыт повседневной жизни, здравый смысл, религия) обога щают наши знания о природе, обществе, человеке. Другой вопрос — всегда ли искусство подтверждает ("неутомимо работает на пользу", как говорит поэт) науки?»

2.        Тема эссе — «Опасна власть, когда с ней совесть в ссоре» (У.Шекспир). Выпускник, выразив свое полное согласие с данным утверждением, продолжает: «И в самом деле, власть опасна, если со весть с ней враждует».

3. Выпускник, избрав тему «Про гресс — отец проблем (Г. Честертон) и не согласившись с мнением английского писателя, пишет далее: «Да и как мож но принять эту точку зрения нам, лю дям XXI в., слишком хорошо знающим, что такое экологическая катастрофа и угроза термоядерной войны?»

Обратим внимание на разнообразие форм, в которых выпускники представ ляют мысль автора: изложение с вклю чением дополнительных положений, призванных показать, что тема понята правильно; близкий к тексту пересказ; риторический вопрос. Выбор формы за висит от темы и в еще большей степени от самого автора эссе. Главное, чтобы была достигнута цель: выражено точное понимание смысла высказывания.

С этой точки зрения предпочтитель ным выглядит первый пример. Точно передав своими словами сущность ска занного, автор ставит вопрос, который, с одной стороны, показывает, что он внимателен к нюансам, деталям, а с другой — позволяет перейти к основ ной части эссе. Во втором случае оста ется не вполне ясным, понимает ли вы пускник тему. Этот вопрос для экзаме наторов остается открытым. Что каса ется третьего примера, то приходится констатировать: тема не понята. Вы пускник соглашается с высказыванием, а затем искажает его смысл, приписы вая Честертону мысль, которую тот и не думал высказывать.

Структура эссе определяется предъ являемыми к нему требованиями. Мыс ли автора эссе по проблеме излагаются в форме кратких тезисов (Т). Мысль должна быть подкреплена доказатель ствами — поэтому за тезисом следуют аргументы (А). Аргументы — это фак ты, явления общественной жизни, собы тия, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др. Лучше приво дить два аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубе дительным, три аргумента могут «пере грузить» изложение, выполненное в жанре, ориентированном на краткость и образность.

Основная часть строится на основе аналитической работы, и ее задача зак лючается в сборе в систему основных, наиболее важных экономических поня тий, которые раскрывают поставленный вопрос. В данном случае приведенные понятия и теории могут служить аргумен тами, доказывающими правильность ут верждений учащегося. Необходимо про иллюстрировать аргументы с помощью как традиционных, так и современных примеров. Там, где это необходимо, в качестве аналитического инструмента можно использовать графики, диаграм мы и таблицы.

В процессе построения эссе необхо димо помнить, что один параграф должен содержать только одно утверждение и соответствующее доказательство, под крепленное графическим и иллюстратив ным материалом. Приведем пример из эссе на уже известную нам тему: «За годы правления Петра I в экономике произош ли огромные изменения — количество мануфактур по сравнению с 1725 годом выросло в 11 раз; было основано около 12 сталелитейных заводов. Однако дея тельность вновь созданных промышлен ных предприятий подвергалась жестоко му контролю со стороны государствен ных чиновников, труд оставался принуди тельным, так как к заводам приписыва лись целые деревни. Государевы указы повсеместно являлись единственным средством управления экономикой. Эко номика оставалась командной».

В конце работы над эссе обязательно следует сделать заключение или дать от вет на поставленный вопрос. В заключе нии суммируются основные идеи, подво дится итог рассуждений и, возможно, предлагается направление дальнейших рассуждений. При этом необходимо из бегать повторения и перефразирования мыслей, уже приведенных в основной ча сти эссе. Заключение должно быть пред ставлено в виде вывода или оценочного суждения, которое оставляет поле для дальнейшей дискуссии. Таким образом, эссе приобретает кольцевую структуру. Количество тези сов и аргументов зависит от темы, из бранного плана, логики развития мысли:

вступление -

тезис, аргументы -

тезис, аргументы -

тезис, аргументы –

заключение

Заметим: вступление и заключение фокусируют внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключе нии — резюмируется мнение автора). Заключением долж на стать наиболее яркая мысль, поды тоживающая, резюмирующая рассуж дения.

В заключительном предложении (аб заце) подводятся итоги работы. Иногда бывает уместно перечислить вопросы, которые связаны с темой, но остались нераскрытыми, или указать на аспекты и связи, в которых рассмотренная проб лема приобретает новое измерение

Учащимся необходимо напоминать о значении выделения абзацев, роли крас ных строк, логической связи абзацев: так достигается целостность работы.

Внимание нужно обратить и на стиль изложения. Нельзя забывать, что эссе присущи эмоциональность, экспрессив ность, художественность. Специалисты полагают, что должный эффект обеспе чивают короткие, простые, разнообраз ные по интонации предложения, умелое использование «самого современного» знака препинания - тире. Впрочем, стиль отражает особенности личности, об этом тоже полезно помнить.

.        

7. Памятки для учащихся при написании эссе.

Структура эссе

Элемент структуры

% к общему объему работы

Начало (актуализация заяв ленной темы эссе)

20%

Тезис

Три аргументированных доказательства (опровержения) тезиса, выражающих ваше личное мнение (вашу позицию) и имеющих в своей основе научный подход. Переформулировка тезиса

60%

Вывод, содержащий заключительное суждение (умозаключение)

20%

Как написать домашнее эссе

Прежде чем приступить к написа нию эссе:

1) изучите заданный на дом теоретический материал;

2) уясните особенности заявленной темы эссе;

3) продумайте, в чем может заклю чаться актуальность заявленной темы;

4) выделите ключевой тезис и опре делите свою позицию по отношению к нему;

5) определите, какие теоретические понятия, научные теории, термины по могут вам раскрыть суть тезиса и собст венной позиции;

6) составьте тезисный план, сформу лируйте возникшие у вас мысли и идеи.

При написании эссе:

1) напишите эссе в черновом вариан те, придерживаясь оптимальной струк туры;

2) проанализируйте содержание на писанного;

3)проверьте стиль и грамотность, композиционное построение эссе, ло гичность и последовательность изложенного;

4) внесите необходимые изменения и напишите окончательный вариант.

Требования, предъявляемые к эссе

1.Эссе должно восприниматься как единое целое, идея должна быть ясной и понятной.

2.Эссе не должно содержать ничего лишнего, должно включать только ту информацию, которая необходима для раскрытия вашей позиции, идеи.

3.Эссе должно иметь грамотное ком позиционное построение, быть логич ным, четким по структуре.

4.Каждый абзац эссе должен содержать только одну основную мысль.

Эссе должно показывать, что его автор знает и осмысленно использует теоретические понятия, термины, обобщения, мировоззренческие идеи.

6. Эссе должно содержать убеди тельную аргументацию заявленной по проблеме позиции.

Алгоритм написания эссе:

Внимательно прочтите все темы   (высказывания), предлагаемые для написания эссе.

Выберите ту, которая будет отвечать нескольким тре бованиям:

а)        интересна  вам;

б)        вы в целом поняли смысл этого высказывания;

в)        по данной теме есть что сказать (знаете термины, мо жете привести примеры, имеете личный опыт и т.д.).

Определите главную мысль высказывания   (о чем оно?), для этого воспользуйтесь приемом перифраза (ска жите то же самое, но своими словами).

Набросайте аргументы «за» и/или «против» данного высказывания. Если вы наберете аргументы и «за», и «против» афоризма, взятого в качестве темы, ваше эссе может носить полемический характер.

Для каждого аргумента подберите примеры, факты, ситуации из жизни, личного опыта и т.д.

Еще раз просмотрите подобранные иллюстрации: ис пользовали ли вы в них свои знания по предмету (термины, факты общественной жизни, для эссе по праву — зна ние современного законодательства и т.д.).

Подумайте, какие литературные приемы вы будете использовать, чтобы сделать язык вашего эссе более интересным, живым (сравнения, аналогии, эпитеты и т.д.).

Распределите подобранные аргументы и/или контраргументы в последовательности. Это будет ваш условный план.

Придумайте вступление к рассуждению (в нем можно написать, почему вы выбрали это высказывание, сразу определить свою позицию, задать свой вопрос автору ци таты и т.д.).

Изложите свою точку зрения в той последователь ности, которую вы наметили.

Сформулируйте общий вывод работы и, если необ ходимо, отредактируйте ее.

Тляубаев Рустам Сафиевич.  

Учитель истории МОБУ СОШ  д. Набиево, Бурзянский район, Республика Башкортостан.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как правильно и грамотно написать эссе

Материал для руководителей пресс-центров...

Как написать ЭССЕ.

Вашему вниманию предлагаются рекомендации по написанию ЭССЕ и несколько примеров в виде готовых ЭССЕ....

Как написать ЭССЕ

Для грамотного, интересного эссе необходимо соблюдение некоторых правил и рекомендаций, с которыми вас познакомит эта памятка....

как написать эссе

Презентация может помочь при подготовке учащихся к ЕГЭ по английскому языку...

Методические рекомендации для обучающихся "Как написать эссе по обществознанию"

Методические рекомендации раскрывают необходимые элементы эссе по обществознанию, параметры работы над его написанием, критерии оценивания....

Учебно-методическая разработка "Эссе-мнение: как написать эссе за 50 минут"

УМР учитывает принцип визуализации при подаче материала. Может быть использован как раздаточный материал на вводном уроке по написанию эссе-мнения. (Разработка выполнена для получения зачета на курсах...