Урок-благотворительность "Давайте людям делать добро"
методическая разработка (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
1.Образовательное учреждение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Десятовская основная общеобразовательная школа»
2.Адрес: Томская область. Кожевниковский район. С. Десятово ул. Новая 15-А индекс 636183 3.Автор: Осипова Анна Игоревна-учитель истории и обществознания, преподаватель курса «Основы религиозной культуры и светской этики» 4.Класс: 5 5. Предмет: Основы светской этики» 6.Урок «Давайте делать людям добро» 7.Продолжительность: 3 урока по 45 минут.
Тема «Давайте делать людям добро»
Цель: Познакомить детей с понятием «благотворительность» и ее историей.
Задачи:
- Создать условия для развития у учащихся мотивации к совершению добрых и гуманных поступков;
- Повысить интерес к благотворительной деятельности в Томской области;
- Развивать у учащихся такие личностные качества, как толерантность, бескорыстие, благородство, великодушие, добросердечие.
Методические комментарии. Данный урок состоит из трех занятий: теории и практики. На первом занятии, учащиеся узнают о том, что такое благотворительность, об истории ее возникновения. А на втором занятии, ребята делают своими руками открытки с 8 марта. На третьем занятии, ребята вместе с преподавателем дарят свои поздравительные открытки женщинам-ветеранам ВОВ, труженицам тыла и вдовам участников ВОВ нашего села.
1 Занятие. Ход занятия. Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке светской этики мы с вами поговорим о благотворительности. Скажите, ребята, как вы понимаете, что такое благотворительность? Ученики: обмен мнениями. Учитель: Слово «благотворительность» состоит из двух слов «благо»- все, что способно удовлетворять повседневные жизненные потребности людей, приносить людям пользу, доставлять удовольствие и «творить» - делать, совершать какие-нибудь поступки, осуществлять что-либо. Таким образом, благотворительность — оказание безвозмездной помощи тем, кто в этом нуждается. Основной чертой благотворительности является свободный и непринужденный выбор формы, времени и места, а также содержания помощи. Ребята, давайте, посмотрим, как давали определение благотворительности известные люди. ( Приложение №1) Методические комментарии. Учащиеся зачитывают вслух цитаты известных людей о благотворительности. Цитаты можно написать на доске, в печатном виде повесить на доску или оформить в виде презентации и использованием портретов авторов цитат. Учитель: Какое изречение вам больше всех понравилось и почему? Ученики: обмен мнениями. Учитель: А как вы думаете, ребята, благотворительная деятельность появилась давно? Ученики: обмен мнениями. Учитель: А теперь, давайте прочитаем одну известную притчу о благотворительности. (Приложение №2). А чем здесь идет речь? Ученики: обмен мнениями. Физминутка:
Руку протяните, Яблоко сорвите . Стал ветер веточку качать, И трудно яблоко достать. Подпрыгну, руку протяну. И быстро яблоко сорву!
«ЧТО МЫ ЛЮБИМ»
(Действия по тексту) Мы в ладоши хлопать любим. И хлопаем всегда, Да-да, да-да, и хлопаем всегда! Мы ногами топать любим, И топаем всегда, Да-да, да-да, и топаем всегда! Мы кружиться очень любим, И кружимся всегда , Да-да, да-да, и кружимся всегда!
Учитель: Когда же зародилась в истории человечества благотворительность?
Ученые пытаются найти ответ на этот вопрос, а он предельно прост: когда один охотник отдал свою добычу умиравшему с голоду соплеменнику, когда один человек совершенно бескорыстно помог другому, ощутив при этом небывалый душевный подъем…
Минули века и тысячелетия, изменился мир, человек стал другим, и внешне, и внутренне, но потребность делать добро осталась жить в его душе. Она оказалась не подвластна ни указам властей, ни политическим вихрям. В Древней Греции была предприняты попытки создания организованной благотворительности, однако это была благотворительность частная, в основном основанная на помощи тем, кто занимался искусством и наукой.
В Средние века благотворительность долгое время существовала исключительно в лоне Церкви. Когда стало ясно, что нищенство - это социальная проблема, с ним стали бороться.
Например, приказом 1350 г. нищим и бродягам Парижа предписывалось найти в течение трех дней какое-либо занятие, или же оставить столицу.
В Англии по статуту Эдуарда VI от 1547 г. человека, уличенного в том, что он просил милостыню в течение трех дней, отдавали на два года в рабство тому лицу, которое донесло властям о его поступке, на груди же нищего выжигалась начальная буква «W» слова «wagabond» (нищий). Эти меры, решив отчасти проблему иждивенчества, не решали проблемы тех ,кто действительно нуждался в помощи.
Началом благотворительной деятельности в России принято считать 988 год — дату крещения Руси. С принятием христианства с одной из его основных заповедей — о любви к ближнему— на Руси впервые заговорили о призрении бедных, что тогда нашло свое выражение в раздаче милостыни «сирым и убогим». Церковный и Земский уставы специальные разделы, связанные с благотворительностью. На личные средства он основал училище для сирот, в котором обучались и проживали 300 воспитанников. При Ярославе получило распространение бесплатное оказание медицинской помощи при монастырях. Благотворительные традиции Ярослава продолжили его сыновья Изяслав и Всеволод. Сестра Владимира Мономаха Анна Всеволодовна открыла в Киеве и содержала на собственные средства женское училище для всех сословий, сама обучала учениц грамоте и ремеслам. Сын Владимира Мономаха Мстислав, а также князь Ростислав отличались особой любовью к бедным: так, Ростислав отдал им все имущество, полученное в наследство. Иногда говорят, что нигде в средневековой Европе не существовала такой хорошо организованной системы «социальной помощи» как в Киевской Руси. В современное время существует очень много разновидностей благотворительной помощи. Существует гуманитарная помощь-это предоставление продовольствия, одежды, лекарств и другой гуманитарной помощи, социальная помощь - работа с незащищенными слоями населения, детьми, престарелыми и инвалидами.
Так же в России существует множество благотворительных фондов. Благотворительные фонды - это учреждения, ведущие благотворительную деятельность. Фонды ведут различные социально ориентированные программы или занимаются распределением грантов.
Самые известные фонды - это фонд Чулпан Хаматовой «Подари жизнь», «Детские сердца» Благотворительный фонд «Помоги.Орг», Благотворительное собрание «Все вместе», Благотворительное общество «Адреса милосердия», Российский фонд помощи, Благотворительный фонд помощи детям с онкологическими заболеваниями «Настенька», Общество помощи детям с билиарной атрезией им. Настеньки Рогалевич и т.д.
Учитель: Давайте, ребята с вами подведем итог. Что мы теперь знаем о благотворительности?
Ученики: обмен мнениями.
Учитель: Хорошо, а мы с вами какое можем сделать благое дело?
Ученики: Предлагают варианты. Учитель: Замечательно! Давайте вместе с вами сделаем поздравительные открытки своими руками с 8 мартом и подарим женщинам - ветеранам ВОВ, труженицам тыла и вдовам участников ВОВ нашего села. Но, этим мы будем заниматься на следующем уроке. Ваше домашнее задание - придумать дизайн открытки, принести все необходимые материалы ( Цветную бумагу или картон, клей, ножницы)
Рефлексия.
Ребята представьте себя лучиками солнца, и разместить лучики на солнце согласно своему настроению. Учащиеся подходят к доске и вставляют лучики.
Желтый лучик- мне было очень интересно, зеленый лучик- мне было не очень интересно и красный лучик- мне не понравилось.
2 занятие. Изготовление поздравительных открыток ко дню 8 марта. ( Приложение №3) 3 занятие. Поздравление женщин - ветеран ВОВ, тружениц тыла и вдов участников ВОВ нашего села. (Приложение №4)
Список литературы: 1. «Сборник сведений о благотворительности в России», СПб, 1899. 2. Власов П. В. «Благотворительность и милосердие в России», Москва, 2001. 3. Гумилев Л. Н. «От Руси до России», СПб., 1992. 4. . Ключевский В. О. «Добрые люди Древней Руси» // Ключевский В. О. Исторические портреты. Деятеля исторической мысли. Москва, 1990, С. 77–94.
Приложение №1
«Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро...
Если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье,
а в чем-то, более разумном и великом. Делайте добро»
А.П. Чехов
«В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро»
Аристотель.
«Жизнь так коротка. Спешите творить добрые дела!»
Александр Довженко
«Только те из вас будут по-настоящему счастливы,
кто искал и нашел способ служить людям»
Альберт Швейцер.
Приложение №2
Притча о благотворительности
Как-то раз пошёл маггид из Дубно собирать цдаку (благотворительность) для бедных. Пришёл он к одному богачу, а тот захотел отделаться от него маленьким пожертвованием. Когда маггид намекнул ему, что не пристало богатому так поступать и что другие, беднее его, дали значительно больше. Сказал богач:
— Может быть, это и верно, но я завещал большую сумму бедным.
На это маггид ответил:
— Крестьяне выращивают кур и свиней. Курица несёт по маленькому яйцу в день, а свинья даёт много сала и мяса. Несмотря на это, все любят кур, даже разрешают им прыгать и перелетать по комнатам, а свинье отводят место подальше от дома. Что такого в свинье, что от неё стараются быть подальше, несмотря на всю выгоду, которую она приносит? Послушай, я скажу тебе: курица даёт то, что у неё есть — хоть это и небольшое богатство — сразу и каждый день, а свинья, наоборот, даёт много, но только после смерти.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
классный час "Добрая воля-добрые дела-добрая жизнь"
данный класный час рассказывает о добровольчестве , о волонтёрской деятельности , об истории волонтёрства....
Кл. час на тему: "Добрая воля – добрые дела – добрая жизнь"
Классный час...
«Добрая воля – добрые дела – добрая жизнь»
Урок добра «Добрая воля – добрые дела – добрая жизнь». Цель урока: Развитие волонтерского движения в школеЗадачи: 1.Познакомить с волонтёрской деятельностью...
Беседа ко Дню пожилых людей "Давайте делать добрые дела!"
День пожилого человека для россиян особый праздник. С детства впитываем мы от людей старшего поколения народные традиции и мудрость, основы культуры и родной речи. Из бабушкиных сказок, из рассказов д...
Статья "Делать добро людям" (Размышление о творчестве Л.А. Чарской)
Герои произведений Лидии Чарской такие, какими хотелось бы видеть наших детей: чтобы, несмотря на препятствия, все удавалось, чтобы их любили хорошие люди, и сами они могли ценить дружбу, любить беско...
Доставляй людям радость добрыми делами
Комплексное занятие, целью которого является формирование представления учащихся о доброте, как о достоинстве человека...