Урок-благотворительность "Давайте людям делать добро"
методическая разработка (5 класс) по теме

Осипова Анна Игоревна

Разработка урока "Давайте делать людям добро"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1.doc111.5 КБ

Предварительный просмотр:

1.Образовательное учреждение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Десятовская основная общеобразовательная школа»
2.Адрес: Томская область. Кожевниковский  район. С. Десятово ул. Новая 15-А индекс 636183              3.Автор: Осипова Анна Игоревна-учитель истории и обществознания, преподаватель   курса «Основы религиозной культуры и светской этики»                                                                            4.Класс: 5                                                                                                                                                                                                     5. Предмет: Основы светской этики»                                                                                                                          6.Урок «Давайте делать людям добро»                                                                                                        7.Продолжительность: 3 урока по 45 минут.

Тема «Давайте делать людям добро»

Цель: Познакомить детей с понятием «благотворительность» и ее историей.

Задачи:

  1. Создать условия для развития у учащихся мотивации к совершению добрых и гуманных поступков;
  2. Повысить интерес к благотворительной деятельности в Томской области;
  3. Развивать у учащихся такие личностные качества, как  толерантность, бескорыстие, благородство, великодушие, добросердечие.

Методические комментарии.                                                                                                                             Данный урок состоит из трех  занятий: теории и практики. На первом занятии, учащиеся узнают о том, что такое благотворительность, об истории ее возникновения. А на втором занятии, ребята делают своими руками открытки  с 8 марта.  На третьем занятии, ребята вместе с преподавателем  дарят свои поздравительные открытки женщинам-ветеранам ВОВ, труженицам тыла и вдовам участников ВОВ нашего села.                                                                             

  1 Занятие.                                                                                                                                                                                           Ход занятия.                                                                                                                                               Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке светской этики мы с вами поговорим о благотворительности. Скажите, ребята, как вы понимаете, что такое благотворительность?                                                          Ученики: обмен мнениями.                                                                                                                                                            Учитель:  Слово «благотворительность» состоит из двух слов «благо»- все, что способно удовлетворять повседневные жизненные потребности людей, приносить людям пользу, доставлять удовольствие  и «творить» -  делать, совершать  какие-нибудь поступки, осуществлять что-либо.                                                                                                                                Таким образом, благотворительность — оказание безвозмездной  помощи тем, кто в этом нуждается. Основной чертой благотворительности является свободный и непринужденный выбор формы, времени и места, а также содержания помощи. Ребята, давайте, посмотрим, как давали определение благотворительности известные люди.  ( Приложение №1)                            Методические комментарии.                                                                                                                 Учащиеся зачитывают вслух цитаты известных людей о благотворительности.                                                                      Цитаты можно написать на  доске, в печатном виде повесить на  доску или оформить в виде презентации и использованием портретов авторов цитат.                                                                                              Учитель: Какое изречение вам больше всех понравилось и почему?                                                      Ученики: обмен мнениями.                                                                                                                 Учитель:  А  как вы думаете, ребята, благотворительная деятельность появилась давно?         Ученики: обмен мнениями.                                                                                                                            Учитель: А теперь, давайте прочитаем одну известную притчу о благотворительности. (Приложение №2). А чем здесь идет речь?                                                                                              Ученики: обмен мнениями.                                                                                                    Физминутка:

Руку протяните,                                                                                                                                                                                    Яблоко сорвите .                                                                                                                                                                     Стал ветер веточку качать,                                                                                                                                                       И трудно яблоко достать.                                                                                                                                             Подпрыгну, руку протяну.                                                                                                                                                   И быстро яблоко сорву!

«ЧТО МЫ ЛЮБИМ»

(Действия по тексту)                                                                                                                                                   Мы в ладоши хлопать любим.                                                                                                                                             И хлопаем всегда,                                                                                                                                                    Да-да, да-да, и хлопаем всегда!                                                                                                                             Мы ногами топать любим,                                                                                                                                               И топаем всегда,                                                                                                                                                                   Да-да, да-да, и топаем всегда!                                                                                                                                      Мы кружиться очень любим,                                                                                                                                                       И кружимся всегда ,                                                                                                                                                 Да-да, да-да, и кружимся всегда!

Учитель: Когда же зародилась в истории человечества благотворительность?

Ученые пытаются найти ответ на этот вопрос, а он предельно прост: когда один охотник отдал свою добычу умиравшему с голоду соплеменнику, когда один человек совершенно бескорыстно помог другому, ощутив при этом небывалый душевный подъем…

Минули века и тысячелетия, изменился мир, человек стал другим, и внешне, и внутренне, но потребность делать добро осталась жить в его душе. Она оказалась не подвластна ни указам властей, ни политическим вихрям. В Древней Греции была предприняты попытки создания организованной благотворительности, однако это была благотворительность частная, в основном основанная на помощи тем, кто занимался искусством и наукой.

В Средние века благотворительность долгое время существовала исключительно в лоне Церкви. Когда стало ясно, что нищенство - это социальная проблема, с ним стали бороться.

Например, приказом 1350 г. нищим и бродягам Парижа предписывалось найти в течение трех дней какое-либо занятие, или же оставить столицу.

В Англии по статуту Эдуарда VI от 1547 г. человека, уличенного в том, что он просил милостыню в течение трех дней, отдавали на два года в рабство тому лицу, которое донесло властям о его поступке, на груди же нищего выжигалась начальная буква «W» слова «wagabond» (нищий). Эти меры, решив отчасти проблему иждивенчества, не решали проблемы тех ,кто действительно нуждался в помощи.

Началом благотворительной деятельности в России принято считать 988 год — дату крещения Руси. С принятием христианства с одной из его основных заповедей — о любви к ближнему— на Руси впервые заговорили о призрении бедных, что тогда нашло свое выражение в раздаче милостыни «сирым и убогим». Церковный и Земский уставы специальные разделы, связанные с благотворительностью. На личные средства он основал училище для сирот, в котором обучались и проживали 300 воспитанников. При Ярославе получило распространение бесплатное оказание медицинской помощи при монастырях. Благотворительные традиции Ярослава продолжили его сыновья Изяслав и Всеволод. Сестра Владимира Мономаха Анна Всеволодовна открыла в Киеве и содержала на собственные средства женское училище для всех сословий, сама обучала учениц грамоте и ремеслам. Сын Владимира Мономаха Мстислав, а также князь Ростислав отличались особой любовью к бедным: так, Ростислав отдал им все имущество, полученное в наследство. Иногда говорят, что нигде в средневековой Европе не существовала такой хорошо организованной системы «социальной помощи» как в Киевской Руси. В современное время существует очень много разновидностей благотворительной помощи. Существует гуманитарная помощь-это предоставление продовольствия, одежды, лекарств и другой гуманитарной помощи, социальная помощь - работа с незащищенными слоями населения, детьми, престарелыми и инвалидами.                

Так же в России существует множество благотворительных фондов. Благотворительные фонды - это учреждения, ведущие благотворительную деятельность. Фонды ведут различные социально ориентированные программы или занимаются распределением грантов.

Самые известные фонды - это фонд Чулпан Хаматовой «Подари жизнь», «Детские сердца» Благотворительный фонд «Помоги.Орг», Благотворительное собрание «Все вместе», Благотворительное общество «Адреса милосердия», Российский фонд помощи, Благотворительный фонд помощи детям с онкологическими заболеваниями «Настенька», Общество помощи детям с билиарной атрезией им. Настеньки Рогалевич и т.д.

Учитель: Давайте, ребята с вами подведем итог. Что мы теперь знаем о благотворительности?

Ученики: обмен мнениями.

Учитель: Хорошо, а мы с вами какое можем сделать благое дело?

Ученики: Предлагают варианты.                                                                                                                                        Учитель: Замечательно! Давайте вместе с вами сделаем поздравительные открытки своими руками  с 8 мартом и подарим женщинам - ветеранам ВОВ, труженицам тыла и вдовам участников ВОВ нашего села. Но, этим мы будем заниматься на следующем уроке. Ваше домашнее задание - придумать дизайн открытки, принести все необходимые материалы                                                                        ( Цветную бумагу или картон, клей, ножницы)

Рефлексия.

Ребята представьте  себя лучиками солнца, и разместить лучики на солнце согласно своему настроению. Учащиеся подходят к доске и вставляют  лучики.

Желтый лучик-  мне было очень интересно, зеленый лучик- мне было не очень интересно                               и красный лучик- мне не понравилось.

 2 занятие.                                                                                                                                                                           Изготовление поздравительных открыток ко дню 8 марта. ( Приложение №3)                                                 3 занятие.                                                                                                                                                       Поздравление женщин - ветеран ВОВ, тружениц тыла и вдов участников ВОВ нашего села. (Приложение №4)                           

Список литературы:                                                                                                                                                1. «Сборник сведений о благотворительности в России», СПб, 1899.                                                                    2. Власов П. В. «Благотворительность и милосердие в России», Москва, 2001.                                                      3. Гумилев Л. Н. «От Руси до России», СПб., 1992.                                                                                                           4. . Ключевский В. О. «Добрые люди Древней Руси» // Ключевский В. О. Исторические портреты. Деятеля исторической мысли. Москва, 1990, С. 77–94.

                                                                                                                     

 Приложение №1

«Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро...
Если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье,
а в чем-то, более разумном и великом. Делайте добро»

                                                                                              А.П. Чехов

 

«В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро»
                                                                                               Аристотель.

 

«Жизнь так коротка. Спешите творить добрые дела!»
                                                                                           Александр Довженко

 

«Только те из вас будут по-настоящему счастливы,
 кто искал и нашел способ служить людям»

                                                                                                                 Альберт Швейцер.

                                                                                                                       Приложение №2

Притча о благотворительности

Как-то раз пошёл маггид из Дубно собирать цдаку (благотворительность) для бедных. Пришёл он к одному богачу, а тот захотел отделаться от него маленьким пожертвованием. Когда маггид намекнул ему, что не пристало богатому так поступать и что другие, беднее его, дали значительно больше. Сказал богач:

— Может быть, это и верно, но я завещал большую сумму бедным.

На это маггид ответил:

— Крестьяне выращивают кур и свиней. Курица несёт по маленькому яйцу в день, а свинья даёт много сала и мяса. Несмотря на это, все любят кур, даже разрешают им прыгать и перелетать по комнатам, а свинье отводят место подальше от дома. Что такого в свинье, что от неё стараются быть подальше, несмотря на всю выгоду, которую она приносит? Послушай, я скажу тебе: курица даёт то, что у неё есть — хоть это и небольшое богатство — сразу и каждый день, а свинья, наоборот, даёт много, но только после смерти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час "Добрая воля-добрые дела-добрая жизнь"

данный класный час рассказывает о добровольчестве , о волонтёрской деятельности , об истории волонтёрства....

«Добрая воля – добрые дела – добрая жизнь»

Урок добра «Добрая воля – добрые дела – добрая жизнь». Цель урока: Развитие волонтерского движения в школеЗадачи: 1.Познакомить с волонтёрской деятельностью...

Беседа ко Дню пожилых людей "Давайте делать добрые дела!"

День пожилого человека для россиян особый праздник. С детства впитываем мы от людей старшего поколения народные традиции и мудрость, основы культуры и родной речи. Из бабушкиных сказок, из рассказов д...

Статья "Делать добро людям" (Размышление о творчестве Л.А. Чарской)

Герои произведений Лидии Чарской такие, какими хотелось бы видеть наших детей: чтобы, несмотря на препятствия, все удавалось, чтобы их любили хорошие люди, и сами они могли ценить дружбу, любить беско...

Доставляй людям радость добрыми делами

Комплексное занятие, целью которого является формирование представления учащихся о доброте, как о достоинстве человека...