Урок "Образ жизни". Мастер-класс для курсов повышения квалификации АППО Санкт-Петербурга
методическая разработка по обществознанию (7 класс) по теме
Мастер-класс на тему «Образ жизни» по курсу обществознания (программа А. И. Кравченко и Е.А. Певцовой) для слушателей курсов повышения квалификации АППО. Руководитель – Ищук Галина Николаевна. Учитель – Хлопов Михаил Владимирович.
Цель - раскрыть содержание нового понятия, показать основные факторы влияющие на его формирование.
Задачи: 1. Образовательные: раскрыть содержание нового понятия, показать основные факторы влияющие на его формирование, познакомить учащихся с проблемами сохранения традиционного образа жизни в современных странах.
2. Развивающая – продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, делать выводы, вносить структуру в изучаемый материал и систему в события повседневной жизни, развивать умение работать самостоятельно, применять теоретические знания на практике, использовать различные источники знания.
3. Воспитательная - воспитание культуры общения на уроке, коллективизма, чувства ответственности за себя и товарищей, умения оценивать товарища и себя самого. Воспитание уважения к традициям страны и народа, готовности понимать объективные процессы, происходящие в образе жизни, с уважением относиться к традиционным ценностям других народов.
Тип урока – ознакомление с новым материалом (в рамках традиционного метода), по форме организации взаимодействия – элементы практикума в сочетании с злементами дискуссии с воображаемым собеседником. Сочетает изучение нового и его первичное закрепление.
Форма организации познавательной деятельности - фронтальная.
Пояснительная записка: уроки обществознания я провожу в форме погружения (не один раз в неделю, два других – история, как это предусматривается программой, а три урока, но в течение короткого времени в рамках, отведенной программой, перед погружением и после него идут только уроки истории). Данный урок следует после изучения ряда тем, объединенных в раздел «Подросток в социальной среде», но носит более общий характер, затрагивая проблемы повседневной жизни общества. В ходе урока используются компьютерные технологии (презентация выполнена в Power Point и представлена на интерактивной доске). В ходе урока использованы проектный метод (но, задание предоставляется не в текстовом, а в видеоварианте, оно разбито на серию вопросов, которые представляют собой возможный план работы над воображаемым проектом) и здоровьесберегающие технологии (записи на уроке минимальны, нет эмоционального перенапряжения при решении проблемного задания, которое расчленено на отдельные элементы). Урок имеет опосредованное отношение к теме курса «Воспитание толерантности…», так как сами эти проблемы по используемой программе детально изучаются в 8-м классе.
Ход урока: 1. Постановка цели. 2. Изучение основ теории данной проблемы: раскрыть содержание нового понятия «образ жизни», показать основные факторы, влияющие на его формирование. 3 - 4. Отработка и закрепление данного материала на основе анализа фрагмента документального фильма. Одновременно затрагивается тема современных проблем разрушения традиционного образа жизни и факторов, которые его вызывают. 5. Закрепление изученного на более простых вопросах, в том числе предназначенных для аудитории мастер-класса как рефлексия над теоретическим материалом.
В целом урок сочетает изучение нового и его первичное закрепление.
Ход урока:
Вступление учителя. Проблема сегодняшнего урока – то, что мы не замечаем, - наша повседневная жизнь, ее особенности в сравнении с повседневностью других стран и других эпох.
Слайд № 1. Определение термина: Способ организации повседневной жизни отдельного человека, семьи, народа в конкретном пространстве и в конкретное время. Включает в себя: питание, одежду… Учитель поясняет отдельные фрагменты на примерах (англичане на завтрак предпочитают яичницу с беконом и черный чай со сливками и сахаром, французы – кофе без сахара и багет с повидлом или вареньем…). Школьники записывают только определение без примеров.
Слайды № 2 - 3. Объяснение учителя: Кроме двух основных факторов (место и время), существуют и другие, среди них: национальная и социальная принадлежность (они и примеры на них на слайде). Сказываются в формировании и возраст (ребенку дают больше молочных продуктов, а пожилые люди чаще переходят на овощи и фрукты), профессия, увлечения, мировоззрение (религиозные люди держат продолжительный пост)… Учитель устно приводит другие примеры (например: китайцы пьют зеленый крупнолистовой чай, даже оказавшись за пределами своей родины, при этом всегда сливают первую заварку, добавлять сахар они считают кощунством), но предлагает вчитаться и в те, которые приведены на слайде. Школьники записывают только сами факторы без примеров.
Слайд № 3. Вступление учителя. Сложная проблема в наше время – сохранение привычного уклада жизни. Школьники анализируют эту проблему самостоятельно на основе фрагмента документального фильма, рассказывающего о современной Англии («Англия и англичане». Часть 1). Учитель дает задания: 1. В чем англичане видят свои особенности? (они ценят свою индивидуальность, гордятся своей родиной, восхищаются красотой природы, четко разделяют народы, населяющие страну, и соотносят себя с одним из них, но считают себя британцами, отделяют себя от американцев, видя больше сходства с европейцами…) 2. Какие изменения происходят в жизни англичан? Почему? Как к ним относятся сами англичане? (влияние американского образа жизни, увеличение числа иммигрантов, утрата населением прежнего патриотизма, сокращение численности населения). 3. Что общего с современной Россией? Отличия? (например: общее – проблема иммиграции, отличие – образовательный и социальный уровень иммигрантов у нас значительно ниже, чем в Англии). 3. Представители какой группы населения участвуют в фильме? Почему ты так считаешь? (Это состоятельные люди: стиль их домашней обстановки, манера общения раскованная, свободная, совершали поездки по миру).
Демонстрируется фрагмент фильма – длительность 9,5 минут
Слайд № 5. Закрепление в форме рефлексии, но по более простым вопросам. Ответы на вопросы слайда предельно короткие – 1-2 предложения. 1. Отличия в питании взрослого и ребенка? 2. Сравнить образ жизни двоечника и отличника.3.Особенность твоего образа жизни. 4.Свободен ли человек в выборе своего образа жизни? Почему? (более сложный вопрос, можно оставить для домашнего задания). Вопрос для учителей, присутствующих на уроке: В чем специфика образа жизни учителя? С чем она связана?
Школьникам дается домашнее задание в вариативной форме (оно внизу).
Краткий итог (подводит учитель): образ жизни разнообразен, необходимо уважать чужие особенности и хранить свои традиции.
Форма организации познавательной деятельности - фронтальная.
Пояснительная записка: уроки обществознания я провожу в форме погружения (не один раз в неделю, два других – история, как это предусматривается программой, а три урока, но в течение короткого времени в рамках, отведенной программой, перед погружением и после него идут только уроки истории). Данный урок следует после изучения ряда тем, объединенных в раздел «Подросток в социальной среде".
Организационный момент: две группы заданий, имеющих фронтальный характер, которые имеют внутреннюю структуру и вытекают одно из другого. Перед ними – изучение теории, во второй группе - закрепление с заданиями для участников мастер-класса.
Изучение нового материала - сочетание элементов лекции с элементами проектного метода.
Заключение: повторный анализ изученного на более простых вопросах, в том числе предназначенных для аудитории мастер-класса как рефлексия над теоретическим материалом.
Домашнее задание: обязательный пересказ страниц 146-147 (вопросы теории), на выбор – перессказ одного из рассказов об образе жизни англичан, американцев, бушменов в учебнике (из параграфа 23), как вариант повышенного уровня – самостоятельно подготовить рассказ об образе жизни ученика лицея.
.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Urok_Obraz_zhizni.ppsx | 721.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Определение термина Способ организации повседневной жизни отдельного человека, семьи, народа в конкретном пространстве и в конкретное время. Включает в себя: питание, одежду, труд, отдых, мировоззрение, верования, манеру поведения и общения с другими людьми, другие компоненты.
На образ жизни накладывают отпечаток: Национальность и расовая принадлежность Принадлежность к определенной социальной группе Норвежцы немногословны, дисциплинированы, скромны в своих запросах, трудолюбивы, держат собеседника на солидном расстоянии, предпочитают детально расчитанную жестикуляцию… Итальянцы раскованны, доброжелательны, в общении предпочитают близкую дистанцию с собеседником, умеют весело проводить свободное время… Буржуа ценит свою свободу, привык изысканно , хотя и недорого питаться , он расчетлив, в одежде и домашней обстановке скромен… Дворянин одержим идеей чести, привык к роскоши, смотрит на окружающих сверху вниз, символом его статуса являются не только шпага, но и перо…
Другие факторы: Возраст, пол, профессия, увлечения, мировоззрение…
Проблемное задание (по фильму): В чем англичане видят свои особенности? Какие изменения происходят в образе жизни англичан? Почему? Как к ним относятся участники фильма? Что общего с современной Россией? В чем отличия? Представители какой группы населения участвуют в фильме? Откуда это следует? Какие поправки нужно будет внести для другой социальной группы? Выберете ее сами? Причины отличий?
Д/Ф « А нглия и англичане» (фрагмент)
Закрепляем на простых вопросах: Отличия в питании взрослого и подростка? Сравнить образ жизни двоечника и отличника. Вопрос к учителям: в чем специфика образа жизни людей этой профессии? Чем она определяется? Расскажи об особенностях твоего образа жизни: Как отдыхаешь? Чем увлекаешься? Свободен ли человек в выборе своего образа жизни? Почему?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговая курсовая работа на курсах повышения квалификации при АППО
В данной работе даются различные упражнения для развития навыков аудирования у учащихся в 9-х классах. Хорошая подборка текстов помогает при подготовке к ГИА....
Мастер-класс по теме "History of Economic Thought. Mixed Economy as the Result of its Development" для слушателей республиканских курсов повышения квалификации преподавателей СПО, БИРО 2008 г.
Содержание методической разработки Пояснительная записка Методическая карта занятия Обеспечение занятия Структура занятия План занятия ...
Рабочие программы учебного курса История и культура Санкт - Петербурга для 7-9 классов к УМК под редакцией ЕрмолаевойЛ.К. История и Культура Санкт - Петербурга, Часть 1, 2, 3 (базовый уровень).
Рабочие программы учебного курса История и культура Санкт – Петербургадля 7 -9 классов к УМК под редакцией Ермолаевой Л.К. История и культура Санкт-Петербурга, Часть 1, 2,3 (базовый урове...
"Вкусное и красивое лакомство для неожиданных гостей" мастер-класс для слушателей курсов повышения квалификации НОУ ДПО "Центр социально-гумманитарного образования"
Мастер-класс проводился на Республиканском семинаре-практикуме "Инновационные педагогические технологии в условиях реализации ФГОС ОО"...
Авторская дополнительная программа мастер-класса «Педагог-мастер» для учителей технологии – слушателей курсов повышения квалификации. Тема мастер-класса: «Социальная направленность практической деятельности учащихся»
Изучение данного курса предусматривает ролевую игру с использованием современных технологий креативного решения проблем, изготовление изделий, предложенных учителем на мастер-классе, ...
Контрольная работа № 2 по курсу «История и культура Санкт-Петербурга»7 класс. Тема: «Первоначальный Санкт-Петербург (1703-1725 гг.)»
Тестовые завдания для контрольной работы для 7 класса по теме: " Первоначальный Санкт- Петербург (1703- 1725 гг)"...
Эссе-отзыв о дистанционных курсах повышения квалификации. Центр "Интерактив" г. Санкт-Петербург.
Обучение в Центре дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации (дополнительное образование детей, преподавателей музыкальных школ и школ искусств) «Интеракт...
Комментарии
Об уроке