Технология развития критического мышления через чтение и письмо
статья
Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья технология развития критического мышления | 27.39 КБ |
Предварительный просмотр:
технология развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы
Много различных подходов и технологий перепробовала в своей многолетней практике и остановила свой выбор на одном из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании критического мышления школьников – на технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Она как никакая другая подходит к нашей классно-урочной системе, не требует глобальной перестройки урока. Её применение позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным.
Человеческое восприятие устроено таким образом, что ему сначала надо настроиться, вспомнить, что известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, подумать, для чего ему понадобятся полученные знания, и как их можно применить. А технология РКМЧП, в полной мере отвечает этим этапам. Эта технология хороша ещё и тем, что на уроке создается психологически комфортная среда. Здесь можно ошибаться, заблуждаться, потому что есть возможность исправить свои ошибки. Технология развития критического мышления через чтение и письмо – один из способов превращения учения в личностно – ориентированное. Технология предполагает равные партнерские отношения как в плане общения, так и в плане конструирования знания. Работая в режиме ТРКМЧП, учитель перестает быть главным источником информации, а создает условия для реализации заложенных в ученике задатков. Получая новую информацию, ученики должны научиться рассматривать ее с различных точек зрения, делать выводы относительно ее ценности. Технология развития критического мышления через чтение и письмо ставит целью воспитание свободной, критически мыслящей личности, дает возможность личностного роста, развитию индивидуальности. Используемые сегодня на уроке педагогические технологии, методические приёмы должны обеспечивать формирование умения поиска и выделения необходимой информации. Это активная деятельность учащихся, взаимодействие их друг с другом в учебной работе, участие в проведении экспериментов, постановке опытов, проектной и исследовательской деятельности.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма.
Учебное занятие, проводимое по этой технологии, я строю в соответствии с технологической цепочкой: вызов – осмысление – рефлексия. Практически на любом уроке можно обращаться к РКМЧП и работать с учениками любого возраста.
Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:
-актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;
-вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
-сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;
-побудить ученика к активной работе на уроке и дома.
На стадии вызова происходит актуализация имеющихся знаний по объявленной теме, т.е. еще до знакомства с текстом (под текстом понимается и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал) ученик начинает размышлять по поводу конкретного материала. На первом этапе включаются механизмы мотивации, определяется цель.
Вторая стадия – осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику:
-получить новую информацию, осмыслить ее;
-соотнести с уже имеющимися знаниями;
-искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.
На стадии осмысления происходит непосредственная работа с текстом – чтение, которое сопровождается действиями ученика: маркировкой с использованием значков “v”, “+”, “-“, “?” (по мере чтения ставятся на полях справа), составлением таблиц, поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и др. В результате этого ученики получают новую информацию, соотносят новые и имеющиеся знания, систематизируют полученные данные. Таким образом, ученик следит за собственным пониманием самостоятельно.
Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является:
-целостное осмысление, обобщение полученной информации;
-присвоение нового знания, новой информации учеником;
-формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
На стадии рефлексии происходит обобщение информации, возрастает роль письма. Письмо помогает не только разобраться в материале и поразмышлять над прочитанным, но и высказать новые гипотезы.
В технологии РКМЧП я использую разные методы и приемы, применяемые как на определенном этапе, так и в качестве стратегии ведения урока в целом.
В основе технологии лежит деятельностный подход, что позволяет изменить характер взаимодействия между учителем и учениками, создает в классе обстановку культуры общения, доверия и доброжелательности и конечно успешность в освоении предмета. Технология представляет собой совокупность приемов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика, побудить его к деятельности, создать условия для обобщения информации, способствовать развитию критического мышления, навыков самоанализа, рефлексии.
Она решает задачи:
1.Образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала.
2.Культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров.
3.Информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности.
4.Социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.
В чем же специфика образовательной технологии развития критического мышления через чтение и письмо?
Во-первых, учебный процесс строится на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации. Во-вторых, фазы этой технологии (вызов, осмысление, рефлексия) инструментально обеспечены таким образом, что учитель может быть максимально гибким в каждой учебной ситуации. В-третьих, технология позволяет все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности. Это не отдельный навык, а комплекс многих навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения.
На каждом из этапов использую свои методические приёмы, которых в технологии достаточно много: «Корзина идей, понятий, имён…», «Составление кластера», «Чтение с остановками», «Совместный поиск», «Написание синквейна», широко использую электронный образовательный ресурс и учебное оборудование. Некоторым учащимся нравится преподносить информацию творчески, по-новому. Поэтому приходится осуществлять дифференцированный подход и индивидуализацию. На уроках приходится дозировать «порции материала», так как не все в классе могут работать в одном и том же темпе. Некоторые приёмы технологии приходится адаптировать под свой контингент учащихся. На стадии вызова важно свободное высказывание своей точки зрения; фиксация всех высказываний. Ученик вспоминает всё, что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до ее изучения, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ. Эта стадия похожа на актуализацию знаний в традиционном уроке, но приёмы и методы организации деятельности другие. Приёмы стадии «ВЫЗОВ» «Ассоциации», «Покопаемся в памяти», «Кластеры», таблица «Знаю – Хочу узнать – Узнаю» (З – Х – У), «Логические цепочки», «Верные и неверные утверждения», « Подсказка», «Мозговой штурм» «Лови ошибку» «Согласен – Не согласен», «Наводящие вопросы», «Проанализируйте факты», «Проблемные ситуации» позволяют каждому активно включиться в работу.
Например, при изучении в 7 классе темы «Закрепление и обобщение по теме «Причастие» использую прием «Ромашка Блума». Прием представляет систему вопросов, основанных на созданной известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом таксономии учебных целей по уровням познавательной деятельности (знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка). «Ромашка Блума» состоит из шести лепестков – шести типов вопросов: простые, отвечая на которые нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определённую информацию (Причастие – это самостоятельная часть речи?); уточняющие, целью которых является предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал (Причастие – это самостоятельная часть речи?); интерпретационные (объясняющие), направленные на установление причинно-следственных связей (Почему причастия не имеют формы будущего времени?); творческие, содержащие частицу бы, элементы условности, предположения, прогноза (Как вы думаете, возможно ли наше общение без употребления причастий?); оценочные, направленные на выявление критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов (Почему нужно знать нормы употребления причастий в речи?); практические, позволяющие установить взаимосвязь между теорией и практикой (Встречались ли вы с неправильным написанием причастий в телевизионных рекламах?). «Ромашку Блума» использую на стадии рефлексии, когда нужно осмыслить материал, сделать выводы. Прием способствует развитию критического мышления.
Интересный приём «Верные – неверные утверждения». Например, при изучении повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» использую этот прием на стадии осмысления. Предлагаю следующее задание: «По ходу изучения повести мы не акцентировали внимание на времени написания произведения. Давайте попробуем предположить сейчас, когда мы уже многое знаем и о повести, и об авторе, и об истории создания произведения. Как вы думаете, когда была написана автором повесть? Я вам предлагаю утверждения, а вы выберите, на ваш взгляд, верные и обоснуйте, используя материал, который вам уже известен:1) Повесть «Капитанская дочка» написана А.С.Пушкиным сразу после окончания Царскосельского лицея.2) Повесть «Капитанская дочка» написана А.С.Пушкиным после окончания Отечественной войны с Наполеоном.3) Повесть «Капитанская дочка» написана А.С.Пушкиным в последние годы жизни писателя. Учащиеся выбирают “верные” утверждения, полагаясь на собственный опыт или интуицию. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.
Часто использую прием “Корзина идей”. Это прием организации индивидуальной и групповой работы на начальной стадии урока, когда идет актуализация знаний и опыта. Он позволяет выяснить все, что знают учащиеся по обсуждаемой теме урока. На доске прикрепляю значок корзины, в которую условно собирается то, что ученики знают об изучаемой теме. Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по теме (индивидуальная работа продолжается 1-2 минуты). Обмениваются информацией в парах или группах. Далее каждая группа называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного. Все сведения кратко записываются в “корзине идей”, даже если они ошибочны. Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации. При успешной реализации стадии вызова у учащихся должен возникнуть стимул для работы на этапе получения новой информации. На стадии осмысления учащийся вступает в контакт с новой информацией, самостоятельно и активно участвует в работе. Здесь актуальны такие приёмы, как: чтение текста с маркировкой по типу Инсерт, ведение записей двойных дневников и бортовых журналов, составление таблиц «ЗХУ», работа с кластером, приём «Карусель». Эти приёмы можно использовать при любом способе подачи нового материала: чтении текста, просмотре видеофильма, объяснении учителя, сообщении обучающегося с демонстрацией презентации и т.д. Работа ведётся индивидуально – в парах – в группах.
Основным приемом ТРКМЧП является маркировка текста по типу Инсерт. Например, при изучении темы «Причастие как часть речи» в 7 классе, ученики используют прием «маркировка». Они читают изучаемый материал и делают в нем соответствующие пометки:
«V» – отмечают то, что известно;
«+» – то, что не знал, но узнал из текста;
«-» – то, чего не знал;
«?» – то, чего не понял.
Время на работу отводится в соответствии с объемом текста. Затем материал обсуждается, и информация заносится в кластер.
Для организации групповой работы, чаще на уроках обобщения и систематизации материала, использую приём «Разработка мини – проектов» иди «Учебник на доске». В результате групповой работы у каждой группы появляется свой «продукт» деятельности, который она представляет во второй половине урока. У каждой группы своё задание, которое нужно выполнить, а по возвращении – отчитаться. Записи ребята делают в своих бортовых журналах.
Выбирают спикера группы, который будет выступать с результатами работы.
При разработке мини-проекта «Имя существительное» в 5 классе, каждая группа получает задание: выявить общее грамматическое значение, постоянные и непостоянные морфологические признаки, словообразование и синтаксическую функцию.
1 группа
-Прочитайте правило параграфа 88.
-Подготовьте рассказ об имени существительном как части речи.
-Составьте небольшой рассказ на тему «Моя любимая книга». Расскажите о персонажах и событиях, использую как можно больше имен существительных.
2 группа
-Прочитайте правило параграфа 90, 91.
-Подготовьте рассказ об одушевленных и неодушевленных, собственных и нарицательных именах существительных.
-Составьте небольшой диалог с обращениями, используя одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные имена существительные.
3 группа
-Прочитайте правило параграфа 93,93.
-Подготовьте рассказ о роде имен существительных.
-Составьте распространенные предложения, где подлежащими были бы существительные только единственного или множественного числа.
4 группа
-Прочитайте правило параграфа 95,96,97.
-Сформулируйте и запишите определение «Склонение-это…».
-Подготовьте рассказ о правописании гласных в падежных окончаниях существительных.
5 группа
– Прочитайте правило параграфа 98,99.
-Подготовьте рассказ о склонении существительных во множественном числе.
-Сформулируйте правило о правописании о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Спикер каждой команды отчитывается, все слушают и делают записи в свои бортовые журналы, то есть в тетради.
Приём педагогической техники «Учебник на доске». Каждая группа отчитывается по заданиям. В процессе работы учащиеся производят отбор наиболее значимой информации, выражают ее своими словами, самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи. На стадии рефлексии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается. Обучающиеся анализируют и систематизируют учебный материал в виде синквейна. Обучающиеся в группах или парах в течение 3-5 минут составляют синквейн по определенным правилам. Затем по желанию учащихся прослушиваем их результат творчества. Например, в 5 классе по теме «Синонимы» ребята составили синквейн. Получилось следующее: Синоним. Разные, но близкие. Обогащают, заменяют, помогают. Позволяют избежать повторов в речи. Слова-заменители. Обучающиеся анализируют свою работу на уроке. Сегодня урок: Трудный – лёгкий; интересный – не интересный; полезный – ненужный. Я на уроке: старался – ленился; был внимателен на уроке – был невнимателен; урок усвоил – не усвоил; узнал новое – все знал (ничего не узнал нового); моя поставленная цель достигнута – не достигнута; трудности были – не были.
В заключение хочу отметить, что технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному пространству. Главная роль на уроке отводится тексту. Его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют.
ТРКМЧП позволяет сделать урок более продуктивным, помогает ученикам сформировать собственную позицию, освоить навыки работы с информационными источниками разных типов. Появляется возможность соединить в образовательном процессе навыки различных видов интеллектуальной деятельности с навыками общения: «Учитель-ученик», «Ученик-группа», и «Ученик- ученик». Повышается ответственность учащихся за качество собственного образования. Раскрывается творческий потенциал школьников, повышается интерес к изучаемому материалу. В классе создаётся атмосфера открытости и ответственного сотрудничества.
Литература:
1.Асмолов А.Г., Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя /; под ред. А.Г.Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.
2.Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика.
3.Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В.. Учим детей мыслить критически. - С-Пб: “Альянс “Дельта” совм. С издательством “Речь”, 2003.
4.Загашев И.О., Заир – Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Издательство “Альянс “Дельта”, 2003.
5.Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. Рига М.: Эксперимент, 2008.
6.Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Арена, 2007.
7.Муштавинская И.В., Трофимчук Г.А. Технология развития критического мышления: Методическое пособие. – СПб: ИРО “Смена”, 2004.
8. Станиславчик В.К. Технологии развития критического мышления: перспективы их применения в вузе. М.: НП Центр, РРИЧП, 2007.
9.Фишбоун. Технология развития критического мышления. // Новое образование. – 2006. № 4, с.19
10.Сайт международного журнала о развитии критического мышления «Перемена» http://ct-net.net/ru/ct_tcp_
11. http://www.kmspb.narod.ru./posobie/priem.htm Приемы технологии РКМ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации к проведению уроков с использованием приема « чтение с остановками» технологии « Развитие критического мышления через чтение и письмо»
Методические рекоммендации к проведению уроков литературы с применением элемента методики РКМЧП " Чтение с остановками". Разработка урока литературы в : 6 классе по рассказу Л.Н. Толстого " Бедные люд...
Повышение качества знаний учащихся через использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо
В результате исследования качества школьного образования проводимого во всем мире было выявлено, что «российские школьники разучились воспринимать письменный текст». По навыкам работы с текстом ...
Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках биологии, как способ развития навыков смыслового чтения
С этой педагогической технологией я выступала на конкурсе "Учитель года"....
Групповая работа в рамках технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Обучение сообща. Прием: Чтение, суммирование, прочитанного в парах.
Методическая разработка по теме "Групповая работа в рамках технологи развития критического мышления через чтение и письмо. Обучение сообща....
Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»
Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»Тема: И. Василенко «Мостик».Цель: работать над ра...
Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) ( класс-комплект 8-9). Тема урока: Нравственные уроки Г.Х. Андерсена (по сказке «Чайник»).
Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологииразвития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)( класс-комплект 8-9)Цель урока: Знакомство учащихся...
О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)
На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....