Развитие детей раннего возраста
статья
Эмоциональное развитие детей раннего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
emotsionalnoe_razvitie_detey_rannego_vozrasta.docx | 19.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Эмоциональное развитие детей раннего возраста.
Наряду с физическим и нейропсихическим развитием в раннем возрасте важно развитие эмоций и чувств. Эти способности очень важны для любого человека, включая малышей первых лет жизни. Первые три года жизни малыша – это время, когда он учится проявлять всю палитру чувств, обучается правильному распознаванию и верному выражению своих чувств, переживаний и эмоций .
Особенное внимание нужно уделять эмоциональному развитию детей раннего возраста. Именно в это время он постепенно открывает для себя и осваивает новые чувства – это радость и грусть, эмпатию, сопереживание, восхищение, негатив, злость и даже ярость. Всеми этими эмоциями нужно уметь управлять, адекватно реагировать на подобные эмоции окружающих – этому нужно учиться.
Развитие эмоциональной сферы жизни малыша – длительный, поэтапный процесс, который существенно зависит от обстановки в семье, участия родителей и окружающих людей, занятий по развитию эмоциональной сферы. За счет положительных эмоций и позитивного подкрепления формируется и совершенствуется способность к запоминанию информации и развивается речь .
Развитие эмоциональной сферы среди детей раннего возраста
В начальной стадии, пока не развита речь, ребенок общается с окружающими его взрослыми или детьми именно через проявление различных эмоций. Чтобы выразить свои чувства, желания или требования ребенок должен уметь выражать различные эмоции – позитивные и негативные.
В сравнении со взрослыми, дети выражают свои эмоции более резко, сильно и бурно, они еще не умеют контролировать себя, им нужно для этого время. Они непосредственно и живо, сразу же реагируют на любые события целыми эмоциональными потоками, которые могут не контролироваться. Чем младше ребенок, тем менее осознанными они будут и тем более неустойчивыми и длительными будут проявления .
Так, если ребенок расстроен или раздражен, он может горько плакать, практически безутешно рыдать, но если что-то отвлекло и переключило его внимание, через пару минут он уже заливисто смеется.
Основная задача родителей – развитие эмоционального интеллекта путем создания максимально благоприятной среды в окружающей ребенка обстановке. Если кроха растет в общей атмосфере доброжелательности и любви, внимания к его потребностям, он почти всегда выражает позитивные эмоции, жизнерадостный и активный. И такой подход крайне важен для того, чтобы происходило формирование полноценной личности, закладывало основы позитивного отношения к окружающим людям. Если эмоции ребенка развиваются по устойчивому естественному сценарию, его нервно-психическое развитие формируется правильно .
Особенности эмоционального развития детей первого года
В течение первого года жизни эмоциональное развитие имеет целый ряд особенностей, которые типичны для младенчества. Эмоциональные реакции кратковременные, они очень бурные в своем выражении, но неустойчивые и быстро истощаются. Формирование эмоционального возбуждения обладает сильным влиянием на поведение ребенка в целом. Дети этого возрастного периода крайне впечатлительные, их эмоции резко меняются от положительных к отрицательным, особенно при наличии в окружении других детей. В этом периоде типично так называемое «эмоциональное заражение». Если малыш начинает плакать, то его начинают поддерживать и окружающие его дети этого же возрастного периода.
Полезные советы для данного возрастного периода:
- родителям нужно ставить себе задачи взаимодействовать с крохой таким образом, чтобы достичь его спокойствия и радостного расположения духа;
- много играть с малышом, часто быть рядом, чтобы он ощущал присутствие родного человека.
Негативные эмоции у детей данного возраста наиболее часто возникают при нарушениях режима дня, ощущении голода, употреблении новых продуктов, вкус которых незнаком, при умывании или укладывании, если малыш недостаточно насытился общением со взрослыми, если не созданы условия для самостоятельных игр. Кроме того, детей этого возраста могут раздражать попытки разорвать сильную привязанность к одному из членов семьи, рассогласованность в процессе воспитания, разные требования от членов семьи к малышу .
Особенности и задачи эмоционального развития на втором году
Эмоциональная сфера двухлетки претерпевает целый ряд серьезных изменений. Они все больше привязываются к его предметной деятельности, успешности ее осуществления. Эмоции вызывают объекты взаимодействия и ситуация в целом, действия самого малыша и окружающих взрослых, полученный результат и моменты игры. В этот период возникают и позитивные, и негативные реакции. Так, выраженный интерес к игрушкам на фоне неумения ими правильно манипулировать провоцирует злость, раздражение или гнев, сильное огорчение. Подобные реакции говорят о том, что нет сформированности способа действия, поэтому нужно помочь ребенку, подсказать и показать – что нужно делать, как действовать.
Если возникают положительные и яркие эмоции, возгласы и улыбки, частое обращение ко взрослым, это указывает на то, что малыш понял смысл действий, освоил их и желает получить одобрение от мамы-папы при самостоятельных попытках его произвести.
Если ребенок активен, спокоен и сосредоточен, это указывает на то, что ему интересно освоение этого вида деятельности. А положительные эмоции демонстрируют удовлетворение его потребностей в познавательной и двигательной активности. Кроха переживает уже эмоции, которые связаны с определенными умениями или результатами своей деятельности, а также социальными моментами. Так, на втором году при приближении к маме или папе других детей малыш может беспокоиться и бросается под защиту взрослых.
Общение с другими детьми только зарождается, оно еще неполноценно. К концу второго года дети могут начать играть в определенные игры и получать от этого удовольствие. Эмоции уже связаны с сюжетами и действиями. Расширение эмоций происходит за счет самосознания – ребенок узнает себя в зеркале, называет себя сначала в третьем лице, а к трем годам уже местоимением «я».
Развитие эмоциональной сферы на третьем году
В этом возрасте возникают эмоциональные реакции на сюжетные игры, взаимодействие с другими детьми и взрослыми. Но пока дети еще не умеют соблюдать правила запреты, ограничения, плюс примешивается кризис трехлетки. Нередко возникают бурные эмоциональные реакции – крики, гнев, злость, особенно при недостижении тех целей, которые были поставлены.
В общении с детьми возникают трудности, которые провоцируют различную палитру эмоций – при ущемлении интересов возникает агрессивность, эгоцентричность, невозможность сопереживания. Поэтому дети могут драться, щипаться, причинять боль. Они не переносят эти действия на себя и не осознают их последствий.
К трем годам возникает уже эстетическое чувство – дети воспринимают музыку, яркие краски, одежду и украшения, стремятся изучать природу. У них вызывает восторг и бурю эмоций все блестящее, ярко окрашенное, но дети уже отличают красоту от уродства. Возникают первые эмоции влюбленности, ревности, зависти, соперничества. Дети стремятся приковать к себе внимание взрослых.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Закревская О.В. Развивайся, малыш. Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста
В пособии предлагается система педагогической помощи детям раннего возраста с отставанием и отклонениями в развитии. Она предусматривает пошаговое обучение ребенка, уровень развития которого соответст...
СТАТЬЯ В ЭЛЕКТРОННЫЙ СБОРНИК СИПКРО г. САМАРА "ОРГАНИЗАЦИЯ КЛУБА РАННЕГО РАЗВИТИЯ "В БОЛЬШОЙ МИР ВМЕСТЕ С МАМОЙ" КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО, ВСЕСТОРОННЕГО И ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА"
В статье рассматриваются основные аспекты работы Клуба раннего развития...
Диагностика умственного развития детей раннего возраста Стребелевой Е.А.
Диагностический инструментарий....
Статья. "Речевое развитие детей раннего возраста"
Основными задачами детей ясельного и младшего возраста (до четвертого года жизни) является общее развитие речи, обогащение словаря, формирование грамматически правильной речи, развитие связной речи, о...
Презентация на тему: Диагностика и коррекция моторного развития детей раннего возраста
При оценке развития ребенка от 1 года до 3 лет выявляется, где находился ребенок в этот период (с матерью, с другими родственниками, няней, в дошкольном учреждении, доме ребенка и т.п.). ...
Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры.
laquo;Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия иформирование представлений овнешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,положении в пространстве,а так...
Презентация на тему "Доречевое и речевое развитие детей раннего возраста, рекомендации и консультации родителей по данному вопросу"
Презентация на тему "Доречевое и речевое развитие детей раннего возраста, рекомендации и консультации родителей по данному вопросу"...