Проектно-исследовательская деятельность во внеурочной деятельности
статья

Узбекова Асия Кябировна

Проектно-исследовательская деятельность во внеурочной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектно-исследовательнская деятельность во внеурочной деятельности, как способ оценки уровня функциональной грамотности.

Проектно-исследовательская деятельность во внеурочной работе — это не только способ оценки уровня функциональной грамотности, но и мощный инструмент для ее развития. Это стало возможным благодаря тому, что согласно новым ФГОС среднего общего образования обязательным компонентом учебного плана стал курс «Индивидуальный проект». Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного года и должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования.

На занятиях курса совершенствуются навыки проектной и исследовательской деятельности, сформированных на предыдущих этапах обучения, для достижения практико-ориентированных результатов образования. В процессе работы над проектом или исследованием развивается: читательская грамотность, коммуникативная грамотность, грамотность письма, умение говорить, высказывать свою точку зрения, анализировать, делать выводы и умозаключения, а так же развивается компьютерная грамотность.Учащиеся отрабатывают навыки работы в приложениях MS Office: MS Word, MS Excel, MS PowerPoint. Учатся правильно форматировать текстовые документы и оформлять презентации. 

Цель и задачи курса обеспечивают создание в школе условий для исследовательской работы, что способствует активному вовлечению учащихся в творческий поиск, увеличивает объём знаний, добытых самостоятельно; возрастает интерес среди учащихся, которые недостаточно активно проявляют себя в привычной для них урочной системе. Исследовательская работа становится средством индивидуализации образовательного процесса.

Исследовательская деятельность обучающихся может быть организована на трех уровнях: школьном , учебно-исследовательском и научно-исследовательском.

Говоря о научном исследовании школьника, необходимо отметить некоторые особенности организации данной работы. Здесь учитель должен помнить, что учащийся не имеет опыта работы подобной деятельности. Значит, он сам предложить тему исследования практически не может. На данном этапе происходит совместный «мозговой штурм» над выбором темы, на мой взгляд - это самое трудоемкое и сложное для обеих сторон. Во-вторых, ученик имеет слабое представление о том, что такое научная деятельность, как надо осуществлять поиск информации и как обрабатывать имеющиеся в наличии факты, как проводить эксперименты. В-третьих, у подростка отсутствуют знания и навыки оформления результатов поиска и формулирования выводов по своей работе.

 Работа учителя в качестве руководителя проектной работы заключается в мотивации исследовательской деятельности, в организации учащихся на определение замысла, в стимулировании их поиска информации, в консультации по вопросам получения, обработки найденного, выбора формы реализации проекта, его презентация.

 Немного хотелось бы остановится на конкретном опыте. В сентябре прошлого учебного года 8 учащихся выбрали написание проекта в естественнонаучном направлении. Первое, что сделали: познакомились с методом проектов, изучили структуру «Индивидуальной работы». Потом началось самое сложное – ВЫБОР ТЕМЫ! С ребятами определили область интересов, но темы не рождались. Начали набрасывать всё, что приходит в голову. Кому то из ребят на химии понравился метод титрования, мы начали искать где его применить, так родилась тема «Сколько железа в железных таблетках». Кого то интересовало «А действительно ли электронные сигареты вредны, как об этом говорят?» Итог тема «Влияние электронных сигарет на организм человека». Кто то спросил «почему магазинные продукты долго хранятся, не вредно ли это?» - тема «Влияние эмульгаторов , стабилизаторов и консервантов на пищеварительные ферменты человека».

 Следующим этапом были постановка цели и определение задач, здесь ребята работали самостоятельно, потом всё вместе корректировалось. Далее определяли методики с которыми нужно было работать в практической части проекта. Подводили итоги экспериментов, работали над заключением, практической значимостью, созданием продукта, опровержение или подтверждение гипотезы. На данном этапе хорошо прослеживалась работа над читательской и естественнонаучной грамотностями. Когда черновая работа была закончена, началось самое интересное: оформление в программе MS Word по заданным требованиям. Как оказалось подростки с трудом работают в текстовом, не полноценно владеют функциями редактора, что и повторилось при создании презентаций. Таким образом культивировалась компьютерная грамотность.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, учащиеся учатся самостоятельно добывать знания, получают навыки ориентирования в потоке информации, учатся анализировать, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, оценивать проекты других учащихся. У учащихся формируется нестандартное мышление, развивается способность к адекватной оценке себя и своей деятельности. Метод проектов позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению.Этот подход к обучению требует развивать способность учащихся к различным формам мышления, к творчеству. Это путь к формированию основ функциональной грамотности школьников.

 Некоторые ребята, кто чувствовал себя более уверенно решили попробовать свои силы в городской научно исследовательской конференции «Шаг в будущее». Это бесценный опыт, для многих опыт публичных выступлений был впервые. Один из проектов пройден на региональный этап, где был успешно защищен и получен диплом третьей степени.

 В этом учебном году для нас был новый опыт проектной деятельности, это участие с группой ребят в проекте Эко ШКИБ.

На этот раз группа семиклассников заинтересовались новым направлением, связанным с экологией. Эко-ШкИБ - конкурс школьных и молодежных экологических проектов инициативного бюджетирования. Ребята,решили вносить экологию в массы с помощью Умной ЭКОстены. Возле кабинета биологии создать динамичное пространство с меняющимися, на злобу дня, экологическими новостями и полезной информацией. У школьников грандиозные планы, а самое главное: огромное желание воплотить проект в жизнь, проводить экологические акции и выставки,привлекать других ребят.» Здесь ребята отрабатывали стандартные навыки и все составляющие функциональной грамотности при создании проекта: выбор темы, постановка цели, создание продукта. Новым же здесь было то, что нужно было составить смету проекта. Здесь было очень интересно наблюдать и направлять ребят, развивать финансовую грамотность. Так же условиями проекта было размещение информации в СМИ. Ребята замечательно справились, распределяли роли, делегировали полномочия. А самое главное они получили удовольствие от процесса, и продолжают работать над проектом, дорабатывают и с нетерпением ждут начала осуществления проекта, которое намечено на начало 2025 года.

Важно отметить, что оценка уровня функциональной грамотности через проектно-исследовательскую деятельность позволяет нам получить более полное представление о знаниях и навыках учащихся. Традиционные методы оценки часто ограничены тестами и экзаменами, которые могут не отражать реального уровня подготовки. В то время как проекты дают возможность увидеть, как учащиеся применяют свои знания на практике, как они решают задачи и какие выводы делают из своего опыта.

В заключение нужно подчеркнуть, что внедрение проектно-исследовательского подхода в образовательный процесс требует поддержки со стороны педагогов, администрации и родителей. Только совместными усилиями мы сможем создать условия для развития функциональной грамотности у наших детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса внеурочной деятельности "Основы исследовательской деятельности" 8 класс

Программа межпредметного кружка "Основы исследовательской деятельности" для учащихся 8 класса...

Проектно-исследовательская технология в организации учебной деятельности.

Передо мной, как перед учителем технологии стоит сложная задача не только научить, но и заинтересовать учащихся, сделать так, что бы детям нравилось то, что они делают. Только тогда ученик с удо...

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Инновационный подход к организации проектно-исследовательской, научно-технической и творческой деятельности учащихся в ГБОУ СОШ №1430

Инновационный подход к организации проектно-исследовательской, научно-технической и творческой деятельности учащихся в ГБОУ СОШ №1430Н.Д.Багринцева, к.э.н., зам. директора ГБОУ СОШ №1430Одним из рычаг...

Статья на тему "РАЗВИТИЕ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО МАТЕМАТИКЕ."

Статья на тему "Развитие проектно-исследовательских навыков учащихся во внеурочной деятельности по математике"...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Учебно – исследовательская деятельность и проектная деятельность (биологический эксперимент)» 7 – 11 класс (2 часа в неделю – 72 часа в год), (4 часа в неделю – 144 часа в год)

Содержание программы внеурочной деятельности предусматривает практико-ориентированную деятельность учащихся по изучению биологических объектов и процессов. Это позволит «изнутри» рассмотре...