Использование педагогических\образовательных технологий на уроках истории и обществознания.
учебно-методический материал

Уварова Наталья Борисовна

Анализ использования технологий личностно-ориентированного и дифференцированного обучения на уроках истории и обществознания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskie_tehnologii.docx42.51 КБ

Предварительный просмотр:

Уварова Наталья Борисовна,

учитель истории и обществознания

МАОУ «СОШ №65 г.Улан-Удэ имени Г.С.Асеева»

Использование педагогических/образовательных технологий на уроках истории и обществознания

Основная задача образования заключается не только в том, чтобы сформировать у ученика определенный набор знаний, умений и навыков, но и умение и желание учиться дальше. Методологической основой преподавания истории и обществознания в школе, согласно ФГОС, является системно-деятельностный подход в обучении и воспитании подрастающего поколения, который предполагает включение учащихся в активную познавательную деятельность, способствует дальнейшей их социализации. Внедрение современных образовательных технологий становится необходимым условием реализации стандартов нового поколения. Формировать у учащихся основные УУД позволяют технологии личностно-ориентированного развивающего и  дифференцированного обучения, которые являются базовыми технологиями  ФГОС

Педагогические/образовательные технологии

Авторы

Особенности

Технология развивающего обучения

Л.С.Выготский,

Л.В.Занков

Д.Б.Эльконин

В.В.Давыдов

Формирование и развитие теоретического мышления, осознание учащимися процесса учения; сохранение и развитие физического и психического здоровья детей; формирование и развитие универсальных учебных действий, ключевых компетенций;

Технология дифференцированного обучения

Т.К.Донская

В.В.Фирсов

А.С.Границкая

Развитие мотивации к учению, обучение на индивидуальном максимально посильном уровне. Разноуровневое обучение необходимо для того, чтобы предоставить шанс каждому ученику развивать свои потенциальные способности.

Использование методов проблемного обучения

Т.В.Кудрявцев

А.М.Матюшкин

М.И.Махмудов

Развитие познавательной активности, творческого мышления, способности решать проблемные ситуации.

Кейс-технологии (метод анализа ситуаций)

Гарвардская технология. В российской школе: В.Д.Киселев

Развитие навыков анализа и критического мышления, способности прорабатывать различные проблемы и находить их решение, формирование навыков оценки социальных событий и явлений

Технология проблемно-модульного обучения

П.А.Юцявичене

П.И.Третьяков

И.Б.Сенновский

М.А.Чошонов

Сущность обучения состоит в том, что обучающийся более самостоятельно или полностью самостоятельно может овладеть системой познания, включающей в себя определение цели и способа деятельности. При этом функции педагога могут варьироваться от информационно-контролирующей до консультативно-координирующей. Основным отличительным свойством модульного обучения является то, что содержание в нем представлено в законченных самостоятельных единицах – модулях, которые одновременно являются и банком информации, и средством управления развитием потребностей – способностей человека.

Использование форм и методов активного обучения

Я.А. Коменского,

Ж.-Ж. Руссо,

 И.Г. Песталоцци,  Дж. Дьюи, К.Д. Ушинского и др.

Стимулируют познавательную деятельность обучающихся. Характеризуются высоким уровнем активности учащихся

Метод проектов  

Дж. Дьюн, Гузеев В.В., ПахомоваН.Ю

Формирование и развитие ключевых компетентностей, умение  решать познавательные, социальные, экономические и др. задачи. Метод проектов предполагает такую технологию организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, а учитель организует сопровождение самостоятельной деятельности учащегося. Проблема должна быть всегда значима для ученика и завершаться созданием продукта.

Использование ИКТ-технологий

М.В.Моисеева

Е.С.Полат

М.В.Бухаркина

Развитие способов работы с информацией разных видов и на разных носителях с целью осуществления самостоятельной познавательной деятельности

 Культурно-исторический системно-деятельностный подход стал активно разрабатываться в 1960-1990-е годы. Он основан  на теоретических положениях концепции Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина,  раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности учащихся с учетом общих возрастных закономерностей развития детей и подростков. Его особенность в том, что он позволяет использовать разные методы и формы педагогических технологий – развивающего, личностно-ориентированного обучения, осуществлять педагогику сотрудничества, использовать возможности современных информационно-коммуникационных технологий, электронных образовательных ресурсов.

Система личностно-ориентированного развивающего обучения (Якиманской И.С.) сочетает в себе  личностно-ориентированный подход  с использованием методов развивающего обучения.

     Личностно-ориентированный подход в образовании и воспитании направлен на создание условий, которые позволяют обеспечивать и поддерживать в ребенке стремление к самопознанию, социализации и самореализации. Он предусматривает приоритет субъект-субъектного обучения, когда учитель не столько учит и воспитывает, сколько создает условия для  и стимулирует ученика к социально-нравственному и духовному развитию.

     Суть развивающего обучения – поддержка естественного стремления ребенка к умственному развитию, гармонии и красоте. В  основе развивающего обучения лежит логическая цепочка: разум – интеллект – мышление – поведение, где в основе разума лежит интеллект, в основе интеллекта – мышление, с помощью мышления через мысли  - цели происходит отражение внешнего мира и формируется поведение человека.  Использование методов  технологии развивающего обучения позволяет ребенку научиться самостоятельно мыслить, глубоко понимать изучаемый предмет, а также способствует его активной познавательной деятельности.

Характерной особенностью системы личностно-ориентированного развивающего обучения является внутренняя, целенаправленная, систематическая мотивация в обучении, что позволяет применять разные формы и методы  активизации познавательной деятельности учащихся.

      Данная система эффективна  при создании  условий для возможности учащимся реализовать себя и проявлении системы дидактических принципов:

1) принципа непрерывности – соблюдение преемственности между этапами обучения, постепенное формирование у учащихся способов познавательной деятельности;

2) принцип деятельности – осознание учащимися своей учебной деятельности, переход от внешней к внутренней, целенаправленной мотивации  деятельности, готовность к саморазвитию;

3) принцип целостности – формирование у учащихся системного представления о мире, обществе.

В условиях современной системы образования, направленной на гуманизацию, гуманитаризацию и интернационализацию образовательного процесса, перед учителем стоит трудная задача – подготовить своего воспитанника к жизни в обществе, научить его  гибко адаптироваться в жизненных ситуациях.

На первом этапе обучения истории и обществознанию (ступень основного общего образования) основной позицией учителя  становится – «Я вместе с вами». На этом этапе школьники должны не только усвоить знания о важнейших событиях, процессах развития общества, в их взаимосвязи и хронологической последовательности, но  необходимо формировать их познавательную активность, заложить основы исторического мышления, формирования ценностных ориентации, уважительного и толерантного отношения к истории и культуре народов.  Для формирования у учащихся деятельностных способностей им  необходимо усвоить выполнение различных учебно-познавательных видов деятельности, которые различаются как по способу предъявления учебной информации (словесные, наглядные, практические), так и по способу деятельности и самостоятельности ученика (репродуктивный, частично-поисковый, поисковый, исследовательский )

Основными видами деятельности школьников 5-9-х классов становятся:

- учебное сотрудничество, когда, будучи активным субъектом образовательного процесса, учащиеся получают знания в процессе поиска;

 -индивидуальная учебная деятельность, когда на дополнительных занятиях учитываются  индивидуальные способности и запросы учащихся;

- внеурочная предметная деятельность – она включает творческую и исследовательскую активность, когда наряду с процессом обучения осуществляется и воспитательная работа.

Одним из методов формирование познавательной деятельности учащихся является работа с информационными источниками. Работа с  основным информационным источником - учебником, позволяет сформировать у учащихся учебно-познавательные компетенции и направлена  на формирование навыков смыслового чтения , овладение ими понятийным  аппаратом, формирование умения правильно употреблять и объяснять понятия, термины,  описывать и анализировать научные факты, события и явления, выявлять причинно-следственные связи. Работа с картой  позволяет не только получить систематизированную историческую информацию о том или ином событии, явлении, процессе, но и умело ориентироваться в историко-географическом пространстве. Работа с дополнительными историческими источниками позволяет формировать у учащихся информационно-поисковые и коммуникативные компетенции.

Процесс формирования умений учащихся 5-9-х классов работать с информационными источниками является поэтапным. В 5-6-х классах ребята работают в основном  с текстом и иллюстрациями учебника, небольшими выдержками из документов, картой. На этом же этапе происходит их первичное изучение исторического источника, на основе которого они составляют рассказ об историческом событии или деятеле, выполняют творческие задания.  

 В 5-6 классах помимо документальных источников активно используются визуальные источники – картины, рисунки, плакаты, фотографии. В учебной деятельности визуальные источники не только являются носителями новых исторических знаний, но и активизируют знания учащихся и формируют эмоциональный компонент процесса обучения, иллюстрируя учебный материал.

В 7-9 классах школьники  на основании источников не только обобщают исторический материал и формулируют логические выводы, но и определяют вид документов, их характер (государственный, международный, исторический, личностный, политический, литературный). Они должны уметь выявлять сходства и различия, сопоставляя информацию разных источников, определять личное отношение к историческим источникам, излагать версии, оценки исторических событий, аргументировать свое мнение. Работа с историческими источниками как одним из ведущих видов познавательной деятельности в процессе изучения истории и обществознания способствует формированию таких учебных умений и навыков как: анализ, синтез, сравнение, обобщение, оценка и критическое отношение к различным интерпретациям исторических фактов.

Работа с визуальными источниками также приобретает более сложный, научно-исследовательский характер. Школьники должны уметь их идентифицировать - определять вид, время и место создания, автора, причину появления, понимать - устанавливать взаимосвязь между происходившими историческими событиями и степенью отражения их источником, интерпретировать, т.е. осознавать целевые установки автора, определять цель создания источника, авторские приемы  и оценивать, определяя ценность и степень достоверности, а также полезности источника. В работе с историческими источниками мне во многом помогают материалы школьного музея, благодаря которым учащиеся приобретают практические навыки работы с документами.

Навыками информационно-поисковой и учебно-познавательной компетенции позволяет овладеть умение учащихся составлять опорные конспекты, схемы и сравнительно-обобщающие таблицы, позволяющие систематизировать учебную информацию, расположить ее в логическую последовательность, выделить главное и на их основе анализировать, сопоставлять и обобщать события и явления в историческом развитии общества. Для активизации познавательной  деятельности я ввожу исторические задачи, которые можно решать как устно, так и письменно.  Например, по отдельным фрагментам биографии исторической личности учащимся предлагается определить о ком идет речь (то же – определение события), можно предложить «тест с ошибками», задачу «дата + место события = событие».

 Еще одной формой активной познавательной деятельности учащихся, которая позволяет формировать информационно-коммуникативные умения, является подготовка и оформление сообщений, докладов, реферата. Этот вид учебной деятельности способствует формированию навыков поисковой и аналитической работы, учит грамотно оформлять в письменной форме итоги своих самостоятельных изысканий. В 5-6-х классах школьники делают дополнительные сообщения по событиям, произведениям культуры, раскрывают деятельность исторической личности, в 7-8-х классах учащиеся учатся составлять доклады, развивая умение и навыки работы с дополнительной литературой, что позволяет в старших классах при изучении проблемных вопросов овладевать навыками написания рефератов. А эта работа требует не только умения работать с дополнительной литературой, но и осуществляется переход от простого сбора фактов к осмыслению и оценке  события,  вырабатывается собственная точка зрения на происходящие явления  и переход к научному моделированию исторического процесса.

    В результате использования методов развивающего обучения и соответствующих им познавательных форм деятельности, у школьников находящихся на ступени основного общего образования развиваются общеучебные умения и навыки, формируются учебно-познавательные и коммуникативные умения, сохраняет высокий интерес к предмету и достаточно хороший уровень знаний.

Для активизации познавательной деятельности учащихся помимо методов развивающего обучения применяются элементы технологий проблемно-развивающего, разноуровнего и модульного обучения.   В условиях общеобразовательной школы, где классы комплектуются из учащихся с разными способностями, применение полностью этих технологий является очень трудоемким, так как предполагает высокий уровень теоретических знаний учителем и учащимися.

В старших классах наиболее эффективным является применение инновационных методов, которые позволяют развивать познавательную самостоятельность учащихся, избежать формирование у них стереотипного мышления, побуждают  к поисковой, исследовательской деятельности. Технологии инновационного обучения, которые разрабатывались в 20-е годы XX века, но методически были обоснованы в 70-80-е годы, направлены на интеллектуальное, творческое и нравственное развитие учащихся и их целями являются развитие качеств личности, чтобы:

- готовить учащихся к жизни в обществе «социальных перемен», гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, уметь самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения разнообразных проблем;

- самостоятельно практически мыслить, уметь видеть возникающие в реальной действительности проблемы и,  используя современные  технологии, искать пути рационального их решения, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей его действительности, быть способными формировать новые идеи, творчески мыслить;

- грамотно работать с информацией и обладать навыками смыслового чтения: на основании фактов определять проблему, анализировать её, выдвигать гипотезы её решения, делать необходимые обобщения, аргументировать выводы;

- быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща;

- осознавать свою идентичность как гражданина страны, члена социальной группы, общества; самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Переход к инновационному обучению предполагает формирование творческого мышления, интеграцию предметного содержания, самостоятельную работу школьников,

установления атмосферы сотрудничества,  субъективных отношений на уроке.

   Применение инновационных методов обучения позволяет разрабатывать разные формы уроков: лекции, семинары, практикумы, деловые игры, конференции, интегрирова                                                                            нные уроки и т.д., где применяются различные методы обучения, как по способу получаемой информации, так и по способу деятельности.

     В старших классах активизировать познавательную деятельность учащихся позволяют уроки, разработанные по блочно-модульной технологии. Их цель заключается не только в углублении ЗУНов  в направлении проблематизации, но и активизация познавательной деятельности учащихся, развитие способов умственных действий (СУД – умения и навыки планирования учебной деятельности, её организации, восприятия информации, мыслительной деятельности, оценке и осмысления результатов своих действий). Учитель же осуществляет управление учебно-познавательной деятельностью: мотивирует, организовывает, консультирует, контролирует.

     Разработанная П.Ю.Цявичене, П.Н.Третьяковым и И.Б.Селовским технология модульного обучения – это организация процесса учения, при которой учащиеся работают с отдельными модулями, где модуль – функциональный целевой узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им. Модульная технология базируется на исследовании физиологических возможностей человеческого мозга, проведенном Павловым. В процессе обучения, как правило, задействованы 10%  мыслительных функций на уровне ощущения и восприятия.  Модульная технология позволяет использовать полный резерв возможностей и усвоение ЗУНов происходит не только на уровне ощущений и восприятия, но и осмысления-мышления. В модуль входит целевой план действий, банк информаций, методическое руководство по достижению целей. Выделяется 3 типа модулей – познавательные, операционные и смешанные.

     Ведущими принципами модульного обучения являются:

-принцип сочетания комплексных, интегрирующих и частных дидактических целей;

- принцип обратной связи.

      Модульная технология в сочетании с технологией проблемного обучения (М.Махмутов, Н.Г.Мошкина), направленного на формирование критического мышления учащихся, навыков активного речевого общения,  дает гибкую технологию проблемно-модульного обучения (М.А.Чотапов). Она может применяться в средней школе, но разработана для старшей. Новизна технологии заключается в том, что эпизодически используемые педагогические технологии приводятся в систему.

     Основой информационных технологий, к которым относятся обучение в сотрудничестве, обучение в малых группах, коллективный способ обучения КСО, компьютерные технологии обучения и метод проектов, элементы которых легко применимы в системе блочно-модульного обучения, является формирование не только предметных умений и навыков, но и овладение учащимися смыслопоисковыми, коммуникативными и рефлексивными компетенциями

В своей как в урочной, так и внеурочной предметной деятельности, в старших, 10-11 классах я применяю метод проектов. Как педагогическая технология, метод проектов предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Возник он еще в 20-е годы прошлого столетия  в США. Его называли также методом проблем и связывали с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи и его учеником В.Х.Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Учитель же направляет мысль ученика в нужном направлении, но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему.

      Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого была организована небольшая группа сотрудников, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания. В 1931 году метод проекта был осужден и до сих пор в России больше не применялся. Вместе с тем в зарубежной школе он развивался активно и весьма успешно.

    Родившись из идеи свободного воспитания, метод проектов стал интегрированным компонентом системы образования. Его суть – стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.

     В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую. Он предполагает, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми» и предполагают презентацию этих результатов, которые должны быть материальны, т.е. соответственно оформлены. Выбор тематики проектов может быть различным. Она может касаться какого-либо теоретического вопроса с целью углубления знаний, но чаще, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и вместе с тем требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков.  

     Проектный метод обучения применяется мною не только в предметной деятельности учащихся, но и во внеурочной работе, направленной как на углубление комплексных знаний, так и формирование гражданско-патриотических качеств учащихся.

     Помимо проектов, к активным методам обучения относится и кейс-метод или метод анализа ситуаций. В российских, а также русскоязычных изданиях чаще всего говорится о методе конкретных ситуаций (КС), деловых ситуаций, кейс-методе. Название метода произошло от латинского термина «casus» — запутанный или необычный случай. Кроме этого,  используется термин «кейс-технологии» как  папка с учебными материалами. Кейс-технология – это интерактивная технология обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не только на освоение знаний, но и  на формирование у учащихся  новых навыков и умений. Основное содержание этой технологии - развивать способность учащихся прорабатывать различные проблемы и находить их решение, другими словами научиться работать с информацией.

Цели метода анализа ситуаций:

- развитие навыков анализа и критического мышления; демонстрация различных позиций и точек зрения;

- соединение теории и практики;

- формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности.

Задачи: 

- способствовать формированию желания у учащихся учиться и навыков самостоятельно работать для решения ситуационной проблемы

- научить школьников на основе исторических информационных источников или конкретных ситуаций:  анализировать информацию, выявлять ключевые проблемы,

находить альтернативные пути решения и оценивать их и формулировать программу действий;

-формировать интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и развивать коммуникативные навыки;

- формировать презентационные умения

      К кейс-технологиям, направленным на активизацию познавательной деятельности учащихся, относят:  метод ситуационного анализа (Метод анализа конкретных ситуаций , ситуационные задачи и упражнения; кейс-стади), метод инцидента; метод ситуационно-ролевых игр; метод разбора деловой корреспонденции; игровое проектирование; метод дискуссии.

     Использование методов кейс-технологии позволяет не только проработать объемный учебный материал, закрепляет навыки работы с информационными источниками, но и соединить теоретические знания учащихся с их практическими умениями,  способствует формированию коммуникативных умений. Однако подготовка урока, где применяется кейс-метод весьма трудоемкая, так как необходимо подобрать довольно объемный информационный банк.

Система дифференцированного обучения, как и личностно-ориентированного развивающего обучения, является базовой технологией ФГОС

Дифференциация в переводе с латинского "difference" означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.

Дифференцированное обучение - это: 1) форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа); 2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых. В основу дифференциации положена теория Л.С.Выготского о зоне ближайшего развития

Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении) — это: 1) создание разнообразных условий обучения для классов, групп с целью учета особенностей их контингента; 2) комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих осуществление процесса обучения в гомогенных группах.

Цель дифференцированного обучения: организовать учебный процесс на основе учёта индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей, что даёт каждому учащемуся возможность получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал. Данная технология позволяет сделать учебный процесс более эффективным.

Основная задача: увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребёнку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.

По этим признакам можно отметить следующие виды дифференцированных групп:

— по целям обучения: группы компенсирующего обучения (выравнивания, коррекции, педагогической поддержки), творческие, работы с одаренными, предвузовской подготовки, овладения специальностью и др.;

— по содержанию обучения: по направлениям, с углублением, с уклоном, дополнительных образовательных услуг и др.;

— по методам и технологиям: группы развивающего обучения, коллективного способа обучения, работающие по авторским методикам; компьютерной технологии, социоигровой и др.;

— по уровню обучения: группы базового образовательного стандарта, продвинутого уровня, компенсирующего, адаптирующего уровня (выравнивания, коррекции, педагогической поддержки), специальные и др.;

— по темпу (времени) обучения: классы (группы) опережающего, ускоренного и замедленного обучения.

Можно выделить дифференцирование

  • по последовательности учебного материала;
  • по структуре учебного материала;
  • по видам учебной деятельности;
  • по способам применения заданий;
  • по оценке деятельности.

Цели, результаты и критерии эффективности дифференциации обучения

Главными целями, результатами и критериями эффективности дифференциации и индивидуализации обучения являются:

1) повышение эффективности школьного образования, создание наиболее выгодной и целесообразной для страны системы образования молодого поколения, обеспечивающей каждому максимальное развитие своих возможностей, способностей;

2) демократизация учебно-воспитательного процесса, ликвидация единообразия школы, предоставление учащимся свободы выбора элементов учебно-воспитательного процесса;

3) создание условий для обучения и воспитания, адекватных индивидуальным особенностям и оптимальных для разностороннего общего развития детей — умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового;

4) формирование и развитие индивидуальности, самостоятельности и творческого потенциала личности, максимальное развитие одаренных детей, обеспечение обоснованного выбора профессии с учетом способностей и результатов образования;

5) защита детей, нуждающихся в социально-педагогической помощи, адаптация и включение в полноценный учебный процесс детей с аномалиями развития и асоциальным поведением.

При построении системы дифференцированного обучения следует, прежде всего, выбирать такие его виды, которые:

— реальны в рамках имеющихся дидактических возможностей (диагностический инструментарий, учебно-методическая база);

— диктуются насущной необходимостью ситуации (результатами диагностики, требованиями родителей, социальным заказом);

— обещают наибольшую эффективность и результативность обучения;

— не приводят к отрицательным последствиям, упущениям, недоработкам в формировании личности ребенка;

Дифференциация обучения предполагает различные формы работы: фронтальную, групповую, индивидуальную.

Таким образом, технология дифференцированного обучения - это такое построение системы обучения, при котором учащиеся на основании каких-либо особенностей объединяются в малые группы внутри класса - внутренняя дифференциация, либо в целые классы, даже школы - внешняя дифференциация. Этот подход гарантирует усвоение базовых знаний всеми учащимися и одновременно предоставление возможностей для каждого ученика реализовать свои склонности и способности.

Ценность применения дифференцированных заданий заключается в том, что:

  • овладение уровневым подходом дает возможность учителю осуществлять диагностику и следить за динамикой интеллектуального развития учащихся;
  • учет индивидуальных особенностей учеников позволяет педагогу составлять задания таким образом, чтобы способствовать реализации возможностей каждого ребенка в рамках личностно – ориентированного обучения;
  • дифференцированные задания должны использоваться систематически, так как только в этом случае их внедрение будет давать хорошие результаты.

Заключение: Особенностью данных технологий является не только формирование и развитие предметных , но и личностных и метапредметных УУД

Ценность данных технологий заключается в осуществлении системно-деятельностного подхода, обеспечивающего достижения обучающимися личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов посредством организации активной познавательной деятельности.

Благодаря технологиям личностно-ориентированного развивающего и дифференцированного обучения успешно формируются универсальные учебные действия каждого обучающегося с учетом его возможностей и способностей.

В сфере развития личностных универсальных учебных действий технологии развивающего и дифференцированного обучения раскрывают индивидуальные способности каждого обучающегося, учат самостоятельно ставить конкретные цели в учебно - познавательной деятельности,  определять уровень усвоения знаний, осуществлять самоуправление учебной деятельностью,  учащиеся проявляют заинтересованность в собственных достижениях, учатся добиваться успеха, творчески мыслить.

В сфере развития познавательных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется поиску и выделению необходимой информации; умению структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; контролировать и оценивать процесс своей деятельности на своем уровне. Применяемые технологии позволяют сформировать навыки смыслового чтения и ключевые компетенции образования

В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий  приоритетное внимание уделяется формированию действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи на своем уровне, планировать их реализацию, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия.

В сфере развития коммуникативных УУД приоритетное внимание уделяется практическому освоению морально – этических и психологических принципов общения и сотрудничества. В результате формируются коммуникативные УУД, которые обеспечивают социальную компетентность, учет позиций других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование кейс-технологии на уроках истории и обществознания как средство развития социальных компетентностей

Представлено обобщение опыта по теме,а также предложены кейсы (ситуационные задания) по истории...

Из личного опыта: Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно- воспитательного процесса.

В своей педагогической практике всё больше убеждаюсь, что здоровье человека — тема  достаточно актуаль­ная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной....

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания

В работе рассказывается как учитель использует здоровьесберегающие технологии на своих уроках и делится опытом с коллегами...

Использование кейс – технологии на уроках истории и обществознания как средство формирования ключевых компетенций обучающихся

Последние исследования педагогов и психологов показывают, что успех в информационном обществе доступен только тем учащимся, которые смогут применять свои знания  в  незнак...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно- воспитательного процесса (из опыта работы)

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно- воспитательного процесса...

Объяснительно - иллюстративный метод обучения с использованием компьютерных технологий на уроках истории и обществознания как педагогическая проблема повышения эффективности урока

Место ИКТ в объяснительно-иллюстративном методе обучения на уроках вижу в следующем:• возможность представлять в мультимедийной форме информационные материалы (фотографии, картины, рукописи, видеофраг...

«Объяснительно-иллюстративный метод обучения с использованием компьютерных технологий на уроках истории и обществознании как педагогическая проблема повышения эффективности урока»

Цель: Создание условий для развития и реализации творческих способностей учащихся;Последовательно и продуманно вести работу по составлению тематического планирования с учетом психовозрастных особ...