ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО КИНО В КАЧЕСТВЕ АУДИОВИЗУАЛЬНОГО ИСТОЧНИКА НА УРОКАХ ИСТОРИИ В РАМКАХ ПРОЦЕССА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
статья
Статья посвящена возможностям использования художественного (игрового) кино в рамках реализации требований на индивидуализацию процесса образования. Приведены теоретические обоснования реальности процессов индивидуализации и необходимости поиска новых подходов к образованию. Приведены данные экспериментального применения художественного кино в рамках проведения урока по истории в образовательной организации города Нижний Тагил.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
13_04_chakin_dokument.docx | 27.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Чакин Николай Андреевич
Студент 5 курса социально-гуманитарного факультета.
Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Российского государственного профессионально-педагогического университета
622031, г. Нижний Тагил, ул. Красногвардейская, 57
Научный руководитель – канд. ист. наук, доц. А.М. Олешкова.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО КИНО В КАЧЕСТВЕ АУДИОВИЗУАЛЬНОГО ИСТОЧНИКА НА УРОКАХ ИСТОРИИ В РАМКАХ ПРОЦЕССА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Индивидуализация общества, стандарты образования канал восприятия информации, художественное кино, урочное обучение истории.
АННОТАЦИЯ. Статья посвящена возможностям использования художественного (игрового) кино в рамках реализации требований на индивидуализацию процесса образования. Приведены теоретические обоснования реальности процессов индивидуализации и необходимости поиска новых подходов к образованию. Приведены данные экспериментального применения художественного кино в рамках проведения урока по истории в образовательной организации города Нижний Тагил.
Chakin Nikolay Andreevich
5th year student of the Faculty of Social Sciences and Humanities.
Nizhny Tagil State Social Pedagogical Institute (branch) of the Russian State Vocational Pedagogical University
622031, Nizhny Tagil, Krasnogvardeyskaya str., 57
Russia, Nizhny Tagil.
Scientific supervisor – Candidate of Historical Sciences, Associate Professor A.M. Oleshkova.
THE USE OF FEATURE FILMS AS AN AUDIOVISUAL SOURCE IN HISTORY LESSONS AS PART OF THE PROCESS OF INDIVIDUALIZATION OF EDUCATION
KEYWORDS: Individualization of society, standards of education, information perception channel, feature films, regular history education.
ABSTRACT. The article is devoted to the possibilities of using artistic (feature) cinema in the framework of the implementation of the requirements for the individualization of the educational process. Theoretical substantiations of the reality of the processes of individualization and the need to find new approaches to education are given. The data on the experimental application of art cinema in the framework of a history lesson in an educational organization in Nizhny Tagil are presented.
С самого начала XXI века социологами отмечается тенденция, согласно которой обычный индивид более не выступает как тривиальная общественная единица — один из многих схожих ему представителей социума, а напротив, противопоставляет себя глобальному социуму, выдвигая на передний план не интересы общества, как совокупности таких же индивидов, а собственные личностные интересы. Ярко об этом процессе «деградации» общества высказался в начале тысячелетия социолог Зигмунт Бауман в своей работе «Индивидуализированное общество», в рамках которой он предсказывает появление так называемых «незрелых» индивидов, а также то, что одной из основополагающих черт, присущих этим личностям нового типа, станет отсутствие возможности думать об интересах окружающих его других личностей. Данные тенденции уже практически четверть века развиваются в нашем обществе и на сегодняшний день мы вполне способны заметить изменение менталитета типичного представителя социума, который все больше заботится о собственной выгоде и реализации амбиций, нежели о достижении глобальных целей, поставленных обществом [3, с. 74-79].
Не остался в стороне от этих тенденций и процесс образования, который с введением новейших стандартов становится все более персонализированным и теряет направленность исключительно на приобретение обучающимися необходимого минимума знаний, требуемого в рамках получения основного общего образования, а также культурного минимума, который позволил бы говорить о духовно-нравственном развитии личности.
Современная школа должна выполнять роль своеобразного социального лифта, давая возможность обучающимся проявлять свои личностные качества и развивать их в рамках обучения, тем самым подготавливая их к получению той или иной социальной роли. Современная школа испытывает огромные проблемы ввиду пользовательского и эгоистичного отношения учеников к выполняемой ею функции. Школа вынуждена отказаться от некоторых важнейших аспектов культурного и личностного воспитания в угоду трансформации процесса образования и перевода его на персонализированные рельсы индивидуальных стратегий обучения, которые выстраивает для себя сам обучающийся в тандеме со своими законными представителями, фактически не учитывая мнения представителей образовательной организации, которым приходится подстраиваться под стремление обучающихся к изучению различных, порой слабо согласованных между собой дисциплин [1].
Современный образовательный процесс выстраивается на основе действующих в Российской Федерации стандартов образования, среди которых основополагающим является Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). Согласно документу, «…условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны обеспечивать для участников образовательных отношений возможность: индивидуализации процесса образования посредством проектирования и реализации индивидуальных образовательных планов обучающихся, обеспечения их эффективной самостоятельной работы при поддержке педагогических работников и тьюторов» [19]. Исходя из этого положения современная школа обязана обеспечить индивидуальный подход к обучающимся в условиях классно-урочной системы, а также учет индивидуальных особенностей обучающихся в процессе проведения занятий. Первую часть данных требований, на взгляд автора, необходимо признать невозможными к исполнению ввиду необходимости персонализированного подхода к 25-30 обучающимся в рамках урока, продолжительность которого не превышает 45 минут, и может разниться в зависимости от учебного заведения, что предполагает выделение максимум полутора минут каждому обучающемуся в ходе урока и отсутствие каких-либо других форм работы. В свою очередь, выполнение требований по учету в процессе обучения индивидуальных особенностей учеников выглядит как вполне выполнимая задача [1].
Любому педагогу известно, что в рамках обучения в школе обучающимся от учителя должны быть переданы три основных компонента образования – знания, умения и навыки. В вопросе передачи знаниевого компонента образования дифференциация и индивидуализация процесса образования представляет из себя вполне решаемую задачу благодаря возможности взаимодействия с учениками путем различных каналов восприятия информации.
О том, что человек способен различными путями усваивать информацию об окружающем его мире, заговорили достаточно давно. Ещё в эпоху ранней античности у древнегреческих философов появились рассуждения об особенностях мироощущения у разных людей.
В дальнейшем тема мировосприятия раскрывалась во все большем числе работ как философов, так и педагогов, чьей основной задачей была прямая передача информации ученикам с самыми разными возможностями и особенностями ее восприятия. Различными видами восприятия, занимались такие известные ученые, как Выготский Л. С. [7], Кравков С. В. [10], Вертгеймер М. [4], Майерс Дж. [16] и многие другие.
Пик исследований в вопросе человеческого восприятия информации приходится на рубеж XIX-XX вв. Во многом данный факт связан с развитием социальной психологии и методов ее исследования, среди которых особую роль стали играть эксперименты с реальными людьми, а не теоретическая оценка потенциального восприятия. Кроме того, испытуемым и самим предлагалось в результате тестирований определить особенности своего восприятия.
В результате исследований на сегодняшний день мы располагаем данными о том, что человек может получать информацию об окружающем его мире через пять основных каналов информации, в число которых входят: слуховой, зрительный, обонятельный, вкусовой и тактильный [12]. Однако на этапе восприятия информации работа с ней не прекращается, её также необходимо обработать. Данные операции человек выполняет уже на основе преобладающей системы восприятия информации, которых на настоящий момент выделяют четыре.
1. Аудиальная (слуховая), в рамках которой преобладает деятельность слухового канала восприятия и обработки информации.
2. Визуальная, с преобладанием зрительного канала и системы обработки информации.
3. Кинестетическая – комплексная система, основанная на взаимодействии нескольких каналов восприятия информации, прежде всего чувственных. Основные получаемые сведения сводятся к вкусу, запаху, текстуре, форме, температуре объекта и т.д.;
4. Дигитальная, в рамках которой информация, поступающая для восприятия и обработки через равнозначные каналы, без доминирующего, проходит глубокий внутренний анализ с последующим построением сложных логических взаимосвязей и выявлением смысла в анализируемом объекте, событии или явлении [10, с. 110].
Определение преобладающей системы восприятия информации в процессе обучения является вполне тривиальной задачей для опытного учителя. Необходимо лишь проанализировать, на основе результатов работ, при помощи какого канала восприятия информации, из доступных на уроке, ученик лучшим образом воспринимает информацию и в дальнейшем на основе этих данных выстраивать с ним дальнейшее взаимодействие в рамках образовательного процесса. Основная сложность заключается в том, что среди обучающихся крайне редко будут встречаться представители исключительно одного доминирующего «кристаллизированного» способа восприятия информации, так как большинство из нас все же представляют из себя индивидов с несколькими активно действующими каналами восприятия информации, образующими персонализированную личную систему восприятия [13].
Дифференциация способов взаимодействия с учениками различных систем восприятия – обязательное условие для работы современного учителя. Для учеников с различными типами восприятия информации необходимо подбирать различные пути передачи информации и способы выполнения контрольных заданий [15].
В рамках уроков истории для работы с представителями разным систем восприятия и анализа информации наиболее универсальным выглядит применение такого источника информации как художественное или игровое кино с историческим сюжетом [5]. В рамках просмотра обучающимися кинофильма или его фрагментов возможно задействование большинства известных нам каналов восприятия информации в случае грамотного менеджмента активности на уроке со стороны педагога. Важно помнить, что основным продуктом, который получают обучающиеся просмотре кинокартин как источников исторической информации являются образы, при чем не только человеческие, но и образы местности, эпохи и т.д. [6] При анализе таких источников как кинодокументы важно отражать одну неотъемлемую характеристику образа, ведь он – это ничто иное как модель окружающего нас мир (или его детали), выстроенная на основе чувственного восприятия и передаваемая получателю с помощью художественных образов, которые могут разнится в зависимости от используемых технологий [2]. Так, кинодокументы способны за счёт более развитой технологии передачи информации передать получателю образ, который будет отличаться от текстовой большей наглядностью, узнаваемостью и эмоциональностью [8]. А за счет того, что кинодокумент несет в себе как аудио-, так и видеоматериал, учитель благодаря применению образов, показанных в киноленте способен задействовать преобладающее количество обучающихся. Кроме того, учитель в праве использовать и дополнительные объекты как реквизит, схожий с тем, что продемонстрирован в кинокартине, для активизации восприятия кинестетов, которым превыше всего необходимо тактильное восприятие. Для дигиталов основой восприятия могут стать задания по анализу просмотренного материала и полученных образов сразу после получения ими информации для лучшего его закрепления в их памяти.
Использование кинокартин как источника исторической информации оправдано как в рамках урочной, так и в рамках внеурочной деятельности по истории в формате киноклуба, либо дискуссионного клуба на базе киноклуба [14]. Выбор кинокартин остается за учителем, однако в этом вопросе присутствует значительное подспорье в виде проекта списка 100 отечественных фильмов, которые могут быть рекомендованы школьникам для просмотра, представленный министерством культуры РФ. Идея разработки такого списка была выдвинута Владимиром Мединским и Никитой Михалковым, на основе одной из целеполагающих статей Владимира Путина. Цель простая: дать новому поколению базовый культурный код нашей цивилизации [17].
Практический пример эффективности применения кинокартин как источника информации можно заметить при анализе данных эксперимента, проведенного на базе МБОУ СОШ №44 им. Народного учителя СССР Г.Д. Лавровой г. Нижний Тагил (см. таблицу 1).
Таблица 1. Анализ эффективности применения кинокартин в рамках урочного обучения истории.
Класс | Средний балл по истории за 1-ое полугодие | Средний балл при первичной проверке знаний | Тип урока | Средний балл при контрольной проверке знаний |
6Б —контрольная группа | 4.05 | 3.23 | Традиционный | 3.93 |
6В —Экспериментальная группа | 3.95 | 3.17 | С использованием кинокартины | 4.14 |
В рамках эксперимента обучающимся 6-х классов предлагалось дважды решить одну и ту же тестовую работу по изучаемой теме: до и после получения теоретического материала. Экспериментальная группа обучающихся в ходе изучения темы «Александр Невский. Защита Северо-западной Руси» в качестве наглядного материала дополнительно просмотрела отрывки из кинокартины Сергея Эйзенштейна «Александр Невский». Анализ данных полученных в ходе эксперимента, подтверждает эффективность использования кинокартин [11]. Экспериментальная группа, представленная изначально более слабыми обучающимися и справившаяся с первичным тестированием незначительно хуже, в рамках повторного тестирования с решением тех же самых заданий, но уже на основе изученного материала показала прогресс практически на целый балл относительно изначальных результатов. В свою очередь контрольная группа, изучавшая тему исключительно с использованием материала учебника, показала не столь внушительный прогресс в 0,7 балла относительно изначального уровня знаний, что демонстрирует преимущество использования кинокартин в процессе обучения, несмотря на сложность их применения в рамках учебного процесса.
В рамках дифференциации образования учителям все сложнее подстраиваться под вновь возникающие требования к образовательному процессу, однако, ключи к решению некоторых проблем порой являются простыми и эффективными средствами, которые, как кажется, уже стали анахронизмом в эпоху поколения с клиповым мышлением и рассеянным вниманием. Однако же, по мнению автора, рациональное использование кинокартин в рамках обучения истории – наиболее эффективный способ активизации внимания и взаимодействия с обучающимися в процессе обучения.
Список литературы
- Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения / А.Г. Асмолов // Педагогика. 2009. № 4. С. 18 — 22.
- Баталина А.В. Некоторые особенности источниковедческого анализа игрового кино // Технотронные архивы в современном обществе: наука, образование, наследие: Материалы научно-практической конференции, посвященной десятилетию факультета технотронных архивов и документов. М., 2004. С. 61–64.
- Бауман З. Индивидуализированное общество. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://socioline.ru/files/5/39/bauman_zigmunt_-_individualizirovannoe_obshchestvo-2005.pdf (дата обращения 1.03.2024).
- Вертгеймер, М. Продуктивное мышление / М. Вертгеймер. – Москва : Директ-Медиа, 2008. – 548 с. – Режим доступа: – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=39151 (дата обращения: 03.03.2024). – ISBN 978-5-9989-0361-8. – Текст : электронный.
- Волков Е. В., Пономарева Е. В. Игровое кино как исторический источник для изучения культурной памяти // Вестник ЮУрГУ, 2012. No 10 (269). С. 22–26.
- Воробьёва М.В. Политика памяти в фильмах о войне, или приключения одного сюжета // Дискурс-Пи. 2021. Т. 18. No 4. С. 94–107.
- Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. С. 235—363 .
- Данилова Н.Н. Физиология высшей нервной деятельности: учебник для студентов вузов / Н.Н. Данилова, А.Л. Крылова; отв. ред. Е. Баранчикова. Ростов н/Д.: Феникс, 1999. 480 с.
- Звонарева М.С. Документальное кино как исторический источник: особенности анализа и интерпретации // ЛОКУС: люди, общество, культуры, смыслы, 2019. No 3. С. 98–107.
- Кравков С.В., Теплов Б.М. Зрительные ощущения и восприятия. Сборник статей, Москва, Ленинград : Соцэкгиз, 1935. 272 с.
- Мазур Л. Н., Горбачев О. В. Советские фильмы о деревне: опыт исторической интерпретации художественного образа / Л. Н. Мазур, О. В. Горбачев. М. : Политическая энциклопедия, 2022. 349 с.
- Некоторые особенности источниковедческого анализа игрового кино [Электронный ресурс]: информационный ресурс ФТАД.РУ. – URL: http://ftad.ru/library/ftad10/25.shtml (дата обращения 1.03.2024).
- Немов Р.С. Психология: словарь-справочник: в 2 ч. / Р.С. Немов. - М: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - Ч.1. – 304 с. - (Серия "Словарь-справочник")
- Подход к оценке результатов во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/podhodk-ocenke-rezultatov-vo-vneurochnoj-deyatelnosti-v-usloviyah-realizacii-fgos-6483387.html (дата обращения 1.03.2024).
- Потапова И.Н. К вопросу о теории обучения, основанной на ведущем канале восприятия, переработки и хранения информации [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-teorii-obucheniya-osnovannoy-na-veduschem-kanale-vospriyatiya-pererabotki-i-hraneniya-informatsii (дата обращения 1.03.2024).
- Социальная психология : учеб. пособие для студентов и аспирантов психолог. фак-тов, а также слушателей курсов психолог. дисциплин на гуманитар. фак. вузов РФ : [пер. с англ.] / Д. Дж. Майерс. – 2-е изд., испр. – Санкт-Петербург : Питер, 1997, 1998, 1999. – 684 с.
- Сто фильмов для школьников онлайн. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: culture.ru/cinema/movies/ (дата обращения 1.03.2024).
- Теория и методология истории: Учебно-методическое пособие / Сост. В.М.Кириллов. Нижний Тагил: НТГСПА, 2005. 119 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2661 (дата обращения 1.03.2024).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с историческими источниками на уроках истории 10 класс
Задания типа С1-С3 в формате ЕГЭ...
Описание опыта работы "Работа с историческими источниками на уроках истории"
В настоящее время перед школой поставлены требования о повышении качества образования и обеспечение более высокого научного уровня преподавания истории. Анализ результатов ЕГЭ по истории показал...
Опыт работы учителя истории "Формирование исследовательских умений учащихся через работу с письменными источниками на уроках истории и во внеурочной деятельности"
Материал содержит опыт работы учителя истории....
Возможности использования ментальных карт на уроках истории для оптимизации процесса обучения
Материалы представлены на Городских педагогических чтениях. Дана краткая история появления технологии, ее суть, применение в процессе обучения....
Применение современных образовательных технологий на уроках истории в рамках реализации ФГОС основного общего образования
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образован...
Методические рекомендации "Использование исторических источников на уроке истории"
Рекомендации по использованию исторических источников на уроке...
Доклад на МО учителей истории и обществознания "Опыт работы с историческими источниками на уроках истории"
Материал предназначен для учителей истории, активно работающих на уроке с истрорическими истрчниками....