Применение современных образовательных технологий на уроках истории в рамках реализации ФГОС основного общего образования
статья

Байков Николай Александрович

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение современных технологий в рамках реализации ФГОС основного общего образования

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.

Нам хотелось бы провести  краткий обзор опыта реализации ФГОС ООО в нашей школе в рамках преподавания истории и обществознания. Процесс работы над внедрением  новых стандартов ООО в школе  начался в 2015-2016 учебном году и  осуществлялся  через  изучение нормативно – правовой базы, создание плана методической работы по внедрению ФГОС, подбора соответствующих образовательных технологий и методических приемов. В основе любой деятельности лежит целеполагание, планирование, система действий по достижению цели и оценка результатов.

Федеральном государственном образовательном стандарте указано двенадцать основных критериев, которым должны соответствовать метапредметные результаты овладения общеобразовательной программой основного общего образования. Основная мысль состоит в том, что получаемые на уроке навыки работы с информацией (поиск, анализ, систематизация) не менее важны, чем её усвоение. Забудутся многие знания, но останется логика мышления, сформированная на уроках. Сотрутся в памяти даты исторических событий, но умение видеть причинно-следственные связи между ними никуда не денется. Учитель должен направлять познавательную деятельность учащихся.

В Изучение предметной области "Общественно-научные предметы" должно обеспечить формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции.

В условиях реализации требований ФГОС ООО мы сконцентрировались на  нескольких   технологиях:

1) Информационно – коммуникационная технология (ИКТ)

2) Технология развития критического мышления

3) Проектная технология

4) Групповые технологии

5) Традиционные технологии

Уроки истории и обществознания содержат значительный объем информации, требующий для усвоения не только личного опыта учащихся, памяти, но и активного мышления. В поисках форм организации деятельности на таких уроках мы  пришли к выводу, что именно групповая работа поможет в решении поставленных задач. Работа в группе позволяет индивидуально регулировать объем материала и режим работы, дает возможность формировать умение сообща выполнять работу, использовать прием взаимоконтроля.

  • формирует навыки общения, сотрудничества, взаимопомощи;
  • в результате общения достигается взаимопонимание, столь необходимое для развития личности;
  • учит участвовать и контролировать свое участие в работе группы, уважать ценности и правила, принятые группой, обосновывать свое мнение и отстаивать собственную позицию;
  • у каждого учащегося есть возможность выдвинуть и реализовать идею (по мнению психологов, люди, как правило, поддерживают то, что создают сами);
  • для решения большинства задач необходима работа всей группы;
  • какой бы пестрой ни была группа, она сделает больше, чем один человек;
  • улучшает творческое мышление, учит самооценке и самоуважению;
  • не дает возможности спрятаться, задействованы все;
  • вклад и участие каждого члена повышает производительность в целом;
  • совместная работа в небольших группах – ключ к успеху коллектива.

Функция учителя: Он не передает знания в готовом виде, является организатором и режиссером урока, соучастником коллективной деятельности.

При реализации технологии развития критического мышления через чтение и письмо, мыиспользуем методический прием ИНСЕРТ. Название приема представляет собой аббревиатуру:

I — interactive (интерактивная).

N — noting (познавательная).

S — system  for (система).

E — effective (для эффективного).

R — reading (чтения).

Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками:

V — я это знаю;

+ — это новая информация для меня;

- — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;

? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.

Маркировки в тексте удобнее делать на полях карандашом. Или можно подложит полоску бумаги, чтобы не пачкать учебники.

Повторное чтение текста. Эта стадия переводит урок уже в этап осмысления. При этом таблица может пополниться, либо какие-то тезисы уже перейдут из одной колонки в другую.

 Рефлексия. На данном этапе обсуждаются записи, внесенные в таблицу. Идет анализ того, как накапливаются знания. Путь от старого к новому становится более наглядным и понятным.

Прием Инсерт лучше всего подходит для уроков усвоения новых знаний или для урока актуализации новых знаний и умений (по ФГОС).

Прием требует от ученика не пассивного чтения, а внимательного. Если раньше он просто пропускал непонятные моменты в тексте, то прем ИНСЕРТ заставляет обратить на них внимание, сконцентрироваться на каждой строке текста.

Инсерт довольно эффективен, когда нужно проработать большой пласт теоретического материала.

Интеллект-карта или ментальна карта.

Применение в обучении методики интеллект-карт способствует развитию памяти, логического мышления, анализа, синтеза, формированию умений и навыков в работе учеников с различными источниками знаний, как  по истории, так и по другим предметам.

Структурирование и схематизация - важнейшая основа процесса усвоения информации.

Наглядно-образная форма представления информации способствует лучшему запоминанию.

Преобразование учебного текста в другую форму - эффективный прием, активизирующий мышление учащегося.

ИКТ-технологии. Применение ИКТ  способствует  достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, а также представить имеющийся опыт и выявить его результативность.

Достижение поставленных целей я планирую  через реализацию следующих задач:

·     использовать информационные - коммуникационные технологии в учебном процессе;

·     сформировать у учащихся устойчивый интерес и стремление к самообразованию;

·     формировать и развивать коммуникативную компетенцию;

·     направить усилия на создание условий для формирования положительной мотивации к учению;

·     дать ученикам знания, определяющие их свободный, осмысленный выбор жизненного пути.

Наиболее эффективны работы в приложениях Leaning Apps. Дети могут не только закрепить полученные в ходе обучения знания, но и принять участие в самостоятельном моделировании приложений по пройденным темам.

Проектные технологии.

Цель технологии - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания.

Суть проектной методики заключается в том, что ученик сам должен активно участвовать в получении знаний. Проектная технология – это практические творческие задания, требующие от учащихся их применение для решения проблемных заданий, знания материала на данный исторический этап. Являясь исследовательским методом, она учит анализировать конкретную историческую проблему или задачу, создавшуюся на определенном этапе развития общества. Овладевая культурой проектирования, школьник приучается творчески мыслить, прогнозировать возможные варианты решения стоящих перед ним задач. Таким образом, проектная методика:

1.     характеризуется высокой коммуникативностью;

2.     предполагает выражение учащимся своего собственного мнения, чувств, активное включение в реальную деятельность;

3.     особая форма организации коммуникативно-познвательной деятельности школьников на уроке истории;

4.     основана на цикличной организации учебного процесса.

   Поэтому как элементы, так собственно и технологию проекта следует применять в конце изучения темы по определенному циклу, как один их видов повторительно-обобщающего урока. Одним из элементов такой методики является проектная дискуссия, которая основана на методе подготовки и защита проекта по определенной теме. С готовыми проектами учащиеся активно выступают на научно-практических конференциях, круглых столах, участвуют в работе дискуссионных клубов.

Традиционные технологии

На наш взгляд, выбор той или иной технологии зависит от многих факторов различных факторов. Поэтому наиболее целесообразным является разумное смешение применяемых технологий. Учебный процесс, по большей части, представляет традиционную классно-урочную систему. Это позволяет вести работу в определенной аудитории, с определенной постоянной группой учащихся. На уроках материал объясняет учитель. Исследования на основе материалов международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) показывают, что лучшие результаты дают стратегии, где учитель объясняет материал, поясняет связь знаний с различными явлениями. При этом снижение  среднего балла сопряжено с частым использованием дискуссий и дебатов. Исходя из вышесказанного, следует, что традиционные и  инновационные методы обучения должны быть в постоянной взаимосвязи и дополнять друг друга.

Список интернет источников и литературы

https://infourok.ru/sovremennie-pedagogicheskie-tehnologii-v-obscheobrazovatelnoy-shkole-1260593.html 

https://infourok.ru/statya-sovremennie-obrazovatelnie-tehnologii-na-urokah-istorii-i-obschestvoznaniya-2956391.html 

 Заир – Бек С.И.,  Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. М.,2004

 Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подходы к преподаванию географии в 5 классе в рамках реализации ФГОС основного общего образования.

В связи с изменением учебного плана и с ведением с пятого класса учебного предмета географии вопрос «какие изменения будет включать общеобразовательная программа по географии?» считаю актуальным. ...

"Использование современных технологий обучения истории в контексте реализации ФГОС основного общего образования"

Место исторических знаний и требования к уровню их освоения в контексте ФГОС. Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения истории....

«Использование современных технологий обучения истории в контексте реализации ФГОС основного общего образования»

Данный проект является результатом моей работы по изучению программы использования современных технологий обучения истории  и применению УУД на уроках истории  в школе. Проект служит и...

Подходы к преподаванию географии в 5 классе в рамках реализации ФГОС основного общего образования.

В связи с изменением учебного плана и с ведением с пятого класса учебного предмета географии вопрос «какие изменения будет включать общеобразовательная программа по географии?» считаю актуальным. ...

Формирование основ смыслового чтения в рамках реализации ФГОС основного общего образования на уроках физической культуры.

В настоящее время ведется интенсивный поиск новых направлений, форм и методов физкультурно-спортивной работы в средних учебных заведениях, отвечающих современным требованиям и способных решить комплек...

Применение современных образовательных технологий на уроках истории и обществознания в рамках реализации ФГОС

Представлены особенности преподавания истории и обществознания в контексте  реализации ФГОС ООО. Определены принципы, используемые технологии, позволяющие сформировать универсальные учебные дейст...

Использование современных образовательных технологий на уроках ИЗО в рамках реализации ФГОС. Копилка примеров рефлексии на уроках.

Цель данной работы повысить мотивацию педагогов к овладению рефлексивной деятельностью учащихся....