«Формирование читательской грамотности обучающихся»
методическая разработка
«Формирование читательской грамотности обучающихся»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_formirovanie_chitatelskoy_gramotnosti_obuchayushchihsya_.docx | 832.28 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Удинская СОШ»
Педагогический совет
Тема доклада:
«Формирование читательской грамотности обучающихся»
Докладчик: Карбаинова Н.Н., учитель русского языка и литературы»
I.Вступление.
В настоящее время под понятием «читательская грамотность» подразумевается более прикладное умение оперировать с текстами. Читательская грамотность – это не синоним начитанности или хорошей техники чтения, а способность понимать, использовать и анализировать прочитанное. Читательская грамотность состоит из системы следующих аспектов: беглое чтение; толкование текста в буквальном смысле; оценка языка и формы сообщения; поиск информации и ее извлечение; преобразование данных от частных явлений к обобщенным; формулирование основных идей и выводов; общее понимание текста; размышления о содержании и оценка, соотнесение с внетекстовой информацией. Все эти навыки взаимосвязаны между собой. Работа по формированию читательской грамотности опирается не только на сам текст, это и умение извлекать дополнительную информацию, делать выводы.
II. Основная часть.
В Федеральном государственном образовательном стандарте определена основная задача образования - развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися образовательных программ в качестве результата рассматривается формирование у учащихся универсальных учебных действий. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает сформированность у учащихся читательской грамотности.
Основное отличие читательской грамотности от читательской компетентности заключается в том, что читательская грамотность подразумевает способность человека не только понимать и использовать письменные тексты, но и размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, в то время как читательская компетентность – это совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в тексте. Содержание понятия читательская грамотность включает: понимание прочитанного, рефлексию (раздумья о содержании или структуре текста, перенос их на себя, в сферу личного сознания) и использование информации прочитанного. Читательская компетентность характеризуется ценностным отношением к чтению, наличием читательского кругозора и литературоведческих представлений, умением выполнять необходимые читательские действия в работе с произведением. Для полноценной читательской деятельности учащийся должен в полной мере овладеть такими читательскими умениями как умение найти и извлечь информацию из текста; умение толковать, интегрировать и интерпретировать информацию; умение осмыслить и оценить содержание текста; умение ориентироваться в различных источниках информации.
С учетом возрастных особенностей определяют следующие навыки читательской грамотности:
1-4 классы – умение находить и извлекать информацию из текста, представленную в явном виде, на основании текста строить простые и непосредственные суждения, определять главную мысль теста, пересказывать текст.
5-6 классы – умение отвечать на вопросы, поставленные в прямой или косвенной форме, на основании текста формулировать простые и сложные суждения, устанавливать связи, не высказанные напрямую автором, и интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста;
7-8 классы – умение составить план прочитанного текста и воспроизвести по нему текст, интерпретировать, оценивать информацию и соотносить ее с собственным читательским опытом;
9-11 классы – умение конспектировать и тезисами излагать информацию из текста, реконструировать авторский замысел, опираясь на информацию, данную в тексте, и формальные элементы текста, применять новую теоретическую информацию в других учебных ситуациях.
В практике работы учителя русского языка и литературы существует огромный арсенал приемов, техник и технологий развития читательской грамотности. Остановимся лишь на некоторых.
Все приемы формирования читательской грамотности, используемые мною на уроках русского языка и литературы, я условно разделила на три группы: приемы и технологии графической переработки текста, творческое чтение, приемы и технологии развития творческих способностей.
Итак, приемы и технологии графической переработки текста.
Прием «Составление кластера». Кластер – это особая графическая организация материала, позволяющая систематизировать и структурировать имеющиеся знания. В центре записывается ключевое слово и от него расходятся стрелки-лучи, показывая смысловые поля того или иного понятия. Прием позволяет визуализировать ключевые понятия текста, структурировать его.
Рис.1. Прием «Опорный конспект» или «Конкурс шпаргалок» используется для экстренного повторения той или иной темы.
Рис. 2. Приём «Маркировка» («Инсерт») – это выделение цветом основной мысли, ключевых слов
Рис.3. Прием «Лови ошибку» очень любят учащиеся, ошибки могут быть не только орфографические, но и грамматические, логические, фактические.
Рис.4. Еще одна группа приемов формирования читательской грамотности - творческое чтение. Использовать прием «Реставрация текста» можно в разных вариантах, можно перепутать предложения и попросить учащихся восстановить текст. А можно предложить использовать схемы для восстановления текста.
Рис.5. Прием «Верите ли вы, что…» чаще всего используется для проверки знания содержания художественного текста, литературоведческой статьи или теоретического материала учебника русского языка.
Рис.6. Приём «Письмо с дырками (пробелами)» Суть приема проста: «спрятать» слова в тексте и попросить учащихся восстановить текст.
Рис.7.Прием «Таблица» - отличный прием для глубокой и вдумчивой работы с текстом, когда учащиеся учатся подбирать цитаты, делать выводы и обобщения.
Прием «Тонкие и толстые вопросы» технологии «Смыслового чтения».
Задание: «Разделитесь на группы. Прочтите текст несколько раз. Сформулируйте вопрос по заданным шаблонам для своих одноклассников. Помни, что «тонкие» вопросы требуют краткого, однозначного ответа, «толстые» вопросы – размышления и рассуждения». Данный прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимного опроса. Взаимный опрос предполагает деление учащихся на две группы, которые в дальнейшей работе будут формулировать и задавать друг другу вопросы. Учащиеся учатся различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить определенно невозможно, проблемные (толстые) вопросы.
Ключевые слова «тонких» и «толстых» вопросов.
Тонкие вопросы | Толстые вопросы |
Кто? Что? Когда? Может…? Будет…? Зачем…? Как зовут…? Было ли…? Верно ли? | Дайте три объяснения, почему…? Объясните, почему…? Почему вы думаете…? Почему вы считаете…? В чём различие…? Предположите, что будет, если…? Что, если…? Мог ли…? Согласны ли вы…? |
Данная работа способствует развитию мышления и внимания учащихся, а также развивает умение задавать сложные вопросы, требующие анализа текста, и формулировать ответы, основываясь на прочитанном тексте. Данный прием формирует умения выявлять в тексте фактическую информацию, обобщать и интерпретировать ее, формулировать выводы и оценочные суждения.
На уроке литературы по теме «И.С. Тургенев «Муму». Протест против рабства» учащимся были представлены следующие вопросы «Ромашки Блума»: - простые: «Кто такой Герасим?», «Кем Герасим служил в доме барыни?», «Куда пропал Муму, когда барыня попросила Гаврилу избавиться от неё?» и другие вопросы, отражающие факты из рассказа; - уточняющие: «Почему Герасиму не нравилось жить в городе?», «Почему Герасим исполняет приказ барыни?», «Ты считаешь, что Герасим подчинился воле барыни, потому что был подневольным человеком?» и другие вопросы, подталкивающие учащихся к формулированию ответов с опорой на собственное мнение, отстаивание своей точки зрения; - интерпретационные: «Почему Герасим так сильно привязался к собаке?», «Почему барыня невзлюбила Муму?», «Почему собаку зовут именно Муму?» и другие вопросы, которые требуют от учащихся рассуждений, предположений на основе текста; - творческие: «Каков смысл немоты Герасима?», «Почему Герасим уходит в деревню?», - практические: «Какой исторический период изображен в повести, что вы о нем знаете? В каких произведениях мы встретились с этой эпохой?».
2.2. Читательская компетентность обучающихся – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги.
Среди многообразия путей и средств формирования читательской компетентности наиболее значимые для школьников - увлеченное преподавание, новизна учебного материала, использование инновационных форм и методов обучения, создание ситуации успеха на уроке. Эти средства находят свою реализацию при внедрении в процесс обучения нетрадиционных методических приемов работы с текстом. В данной статье хочу осветить два ключевых направления формирования читательской компетентности обучающихся.
Первое направление привития читательской компетентности непосредственно связано с восприятием школьниками текста, с формированием у них умения читать, извлекать информацию, использовать разные виды чтения. Известно, что чтение является одним из видов речевой деятельности, а умение читать – одним из текстовых умений, в основе которого лежит правильное озвучивание и понимание прочитанного. Считается, что к моменту окончания начальной школы умения, позволяющие воспринять и осмыслить печатный текст, у обучающихся сформированы. Однако практика свидетельствует о другом: даже навыки элементарного чтения нуждаются в совершенствовании, развитии, корректировке.
Особенно хочется подчеркнуть важность совершенствования навыков выразительного чтения. Нередко в среднем звене на уроках русского языка внимание к этим навыкам снижено, а иногда сведено к нулю. Умение выразительно прочитать текст лежит в основе других умений, к которым относятся и правописные, и речевые. Совершенствование навыков выразительного чтения будет воспитывать внимательное и ответственное отношение к слову.
Работа по формированию навыков, связанных с овладением другими (кроме элементарного) видами чтения, составляет суть надпредметной функции русского языка как школьного предмета. Умение воспринимать тексты разного характера, извлекать информацию, при этом использовать разные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, изучающее) является основой для других важных текстовых умений, таких, как умение переработать текст, составить план, написать конспект, тезисы, аннотацию.
Как известно, существуют такие виды чтения, как изучающее, ознакомительное, просмотровое, реферативное.
Практикуемое на уроках русского языка чтение текстов выполняемых упражнений является в подавляющем большинстве случаев изучающим чтением. Техника осмысленного чтения вырабатывается главным образом на материале изучающего чтения.
Цель ознакомительного чтения – понимание общего содержания текста, извлечение из него необходимой информации. Этот вид чтения необходим на уроках русского языка для того, чтобы грамматические задания выполнялись не механически, а осмысленно, с осознанием функционирования изучаемых грамматических явлений в потоке связной речи.
Такой вид, как реферативное чтение предусматривает внимательное чтение текста, выяснение его основного содержания. Извлекаемая из текста информация передается письменно в сокращенном виде. Цель реферативного чтения – научить школьников составлять конспекты, аннотации. Данный вид чтения практикуется, в основном, в старших классах.
Просмотровое чтение представляет собой беглый, поверхностный просмотр текста с целью поиска нужного материала по той или иной проблеме или общее знакомство со статьей, книгой. Навыки просмотрового чтения необходимы для поиска нужного материала при подготовке докладов, сообщений обучающихся.
Как видим, содержание работы по совершенствованию навыков чтения обучающихся должно включать овладение техникой чтения, всеми видами чтения.
Вторым направлением в работе по формированию читательской компетентности является анализ образцовых текстов. Интенсивные занятия лингвистическим анализом художественного текста в 5–7 классах дают колоссальный качественный скачок и в освоении грамматики, и в совершенствовании правописных умений, и в развитии речи. В данном случае уместнее говорить о частичном анализе, причем чаще в качестве дидактического материала целесообразнее отдать предпочтение небольшому фрагменту, отрывку. Представляя собой систему, подобранные учителем упражнения помогают ученикам приобщиться к деятельности филолога и с интересом заниматься изучением русского языка.
Анализ образцовых текстов, обсуждение языковых средств делает понятной для учеников причину изучения грамматики, фонетики, морфемики. Правда, напомним очевидное: чтобы это понимание наступило, необходимо анализ начинать с восприятия, идти от смысла, образа, настроения к средствам, которые этот образ и настроение создают. Приобретя опыт анализа чужих текстов, школьники начинают и сами пользоваться накопленными в ходе такой работы средствами при создании собственных высказываний.
При анализе текстовых категорий (например, таких, как связность и целесообразность) образцовых текстов привычными являются задания по определению темы, основной мысли, по подбору заголовка. В связи с этим хочется обратить внимание на два момента.
Во-первых, задание «озаглавьте текст» не должно опережать заданий по определению основной мысли текста, его стилистической принадлежности. Учителю необходимо показать взаимосвязь признаков текста.
Во-вторых, анализируя со школьниками текстовые признаки, учитель не может ограничиваться только определением темы, основной мысли и подбором заголовка. Откликаясь на задание учебника «докажите, что это текст», необходимо привлекать школьников к объяснению структуры текста, к делению текста на абзацы (почему автор именно так разбил текст на абзацы?), к нахождению ключевых слов, к установлению лингвистических средств связности и т.п.
Не менее актуальным в формировании текстовых умений представляется заучивание образцовых текстов наизусть. Развитие памяти важно, потому что на её основе действуют мышление и воображение. Необходимо насыщать память ученика образцовыми текстами, что позволит обогащать словарный запас школьника, грамматический строй его речи. И, как известно, обогащение речи взаимосвязано с обогащением мысли школьника, его духовного опыта.
Учителям-словесникам привычнее такую работу связывать с уроками литературы. Вместе с тем заучивание и чтение образцовых текстов наизусть на уроках русского языка может быть подчинено серьезным дидактическим задачам. Имеющиеся в учебнике многочисленные фрагменты из стихотворений – прекрасный материал для заучивания наизусть. Выученное наизусть стихотворение ученик может прочитать в классе – и тогда это хороший повод совершенствовать устную речь, орфоэпическую культуру, артикуляционные навыки. Выученное наизусть стихотворение ученики могут по памяти написать в качестве проверочной работы, сдать на проверку учителю – и тогда это хороший повод совершенствовать орфографические и пунктуационные умения.
Одно из текстовых умений, предусмотренных программой по русскому языку, – это умение совершенствовать написанное. Главная цель работы по формированию данного умения заключается в том, что у школьников должна быть воспитана потребность добиваться оптимального качества текста.
Особенно важно подчеркнуть, что умение совершенствовать написанное образуется на основе умения контролировать собственную речь, то есть умения критически осмыслить свой текст, видеть его недостатки, и устранять их. При этом следует понимать, что в условиях письменной речи функции и задачи речевого контроля значительно усложняются. Необходима серьезная, систематическая работа по формированию умения совершенствовать, перерабатывать созданный текст, и призывами проверить написанное ограничиться нельзя: этому надо обучать.
В данном случае учителя могут воспользоваться таким нетрадиционным для практики обучения русскому языку в школе, как редактирование чужого текста. В этой работе мы видим отдельное, очень важное направление в работе учителя русского языка. Как известно, редактирование (от лат. redactus – приведенный в порядок) – это изменение текста с целью устранения языковых и стилистических погрешностей, недочетов структуры, а также выявление логических и фактических ошибок для дальнейшего исправления. Использование чужого текста активизирует внимание обучающихся, заинтересовывает их в том, чтобы с большей степенью критичности оценить текст, делает поиск недостатков творческим и самостоятельным.
Процесс редактирования направлен на восприятие текста и является очень продуктивным в формировании текстовых умений. Методически целесообразно выработать памятку для редактирования, в которой определить три этапа редакторской правки. При первом чтении ученик руководствуется такими вопросами, как: соответствует ли теме? раскрыта ли основная мысль? есть лишние части? подходит ли заголовок к тексту? соблюдены ли абзацы? Второе чтение предполагает обдумывание речевого оформления, лексической сочетаемости, внимания к каждому слову. Третья проверка – заключительная, обобщающая. Если ученик усваивает алгоритм такой работы, то эти умения он сможет перенести и на ситуацию проверки собственного сочинения.
Таким образом, планируя работу по формированию читательской грамотности, современный учитель найдет место и время на уроках для совершенствования тех навыков, из которых складывается текстовая культура, а значит, и читательская компетенция.
III. Заключение.
Данные вопросы помогают учащимся включать в работу фантазию, требуют применения не только литературоведческих знаний, но и знаний других дисциплин, что способствует расширению кругозора, рассмотрению произведения в историческом и других контекстах. Также они способствуют развитию мышления, воображения, а также развивают умение отвечать на сложные вопросы, требующие анализа текста, его интерпретации, применения жизненного и читательского опыта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование читательской грамотности обучающихся с ОВЗ
Формирование читательской грамотности обучающихся с ОВЗ А.В.ШумскаяУчитель высшей категориизав.библиотекой ОКСКОУ «КСКО школа» ...
Формирование читательской грамотности обучающихся на уроках русского языка в 5-6 классах как требование ФГОС общего образования.
Выступление на педагогическом совете...
Формирование читательской грамотности обучающихся на уроках русского языка и литературы
В данной презентации представлены некоторые приёмы по формированию читательской грамотности обучающихся на уроках русского языка и литературы...
Выступление по теме "Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности обучающихся"
Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности обучающихся...
Работа с текстом В.А. Сухомлинского "Легенда о материнской любви" как способ формирования читательской грамотности обучающихся"
Работа направлена на формирование читательской грамотности оюучающихся и на подготовку к сочинению-рассуждению 9.3....
"Формирование читательской грамотности обучающихся на уроках литературы" (из опыта работы Тугушевой Е. А.)
Как учителю литературы вызвать у всех учащихся интерес к художественному слову, к предмету "литература", формировать читательскую грамотность....
Формы, методы, приемы формирования читательской грамотности обучающихся в контексте Концепции преподавания учебного предмета «Обществознание» на уровне основного общего образования»
Региональная научно-практическая конференция по вопросам обновления содержания образовательных программ и преподавания учебных предметов в соответствии с Концепциями их преподавания «Взаимодейст...