Доклад на августовскую конференцию работников образования
статья

Доклад: «Выявление ресурсов воспитания учащихся средствами социально-психологического партнерства школы, семьи и общества».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx25.58 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад: «Выявление ресурсов воспитания учащихся средствами социально-психологического партнерства школы, семьи и общества».

Если ты думаешь на год вперед, посади семя.

Если ты думаешь на десятилетия вперед,  посади дерево.

Если ты думаешь на век вперед, воспитай человека.

Восточная мудрость.

Школа … Начало начал. Именно здесь закладывается характер, формируются убеждения, происходит социализация личности. Кто формирует, «лепит» маленького человека? Конечно же, педагог! Школа «учит», дает знания, прежде всего. И с этим трудно не согласиться. Но грош цена была бы всем знаниям, если бы не было того колоссального воспитательного воздействия на душу ребенка! Каким человеком он выйдет в жизнь? Какое зерно будет заложено в его душу? Большая ответственность лежит на педагоге.

Каждый из нас должен быть не абстрактным воплощением педагогической мудрости, а живой личностью, которая помогает познать не только мир, но и самого себя. Мы должны быть для подростков примером богатства духовной жизни; лишь при этом условии мы имеем моральное право воспитывать. От веры педагога в возможности своего ученика, от его настойчивости, терпения, умения вовремя прийти на помощь зависят и успехи учеников. Пусть дети ошибаются, пусть спорят и не соглашаются с учителями. Пусть только они не будут равнодушными!

В настоящее непростое время в современных реалиях жизни каждая школа сталкивается с необходимостью наладить социально-педагогическое и социально-психологическое партнерство школы и семьи, а также общества.

Все школы и каждый педагог сталкиваются с такими проблемами: распространение ложных ценностей в обществе, криминализация, снижение культурного уровня, алкоголизация семей, низкий нравственный и моральный уровень и необразованность родителей, неспособность и нежелание родителей контролировать, воспитывать, да и вообще зачастую заниматься своими детьми; распространение среди детей компьютерной зависимости, зависимости от Интернета, вовлечение подростков в субкультуры криминального характера (АУЕ). Все больше становиться в школах детей и семей «группы риска».

Поэтому социально-психологическая служба школы – один из действенных рычагов выявления ресурсов воспитания ребенка, успешной его социализации.  Работа социально-психологической службы – одна из основ всей системы воспитания в школе.

Специалисты службы тесно взаимодействуют с администрацией школы, классными руководителями,  учителями-предметниками, учащимися, родителями.

Одной из главных задач социально-психологической службы нашей школы является способствование единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребенка в семье, а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей семейного воспитания ребенка.

Поэтому мы регулярно организовываем рейды  в семьи «группы риска». В течение 2017 – 2018 учебного года было посещено 67семей, многие их них посещены неоднократно. Традицией стало неоднократное посещение таких семей в каникулярное время, в праздничные дни. Например, на новогодние праздники мы проводим 2-3 рейда совместно с администрацией поселка, около 30 семей получается посетить в этот период. Бывали случаи, что семье и ребенку сразу необходима была помощь и в сотрудничестве с администрацией поселка, полицией, больницей ее оказывали незамедлительно, добивались положительного результата.

Помимо рейдов с родителями ведется индивидуально-профилактическая работа: консультирование, беседы, оказание помощи при оформлении документов, решении юридических вопросов, организуем помощь в помещении матери и ребенка в лечебные учреждения.

Ни один случай в школе (воровство, конфликты, драка, оскорбления и т.д.) мы не оставляем без внимания. Выяснение обстоятельств, работу с участниками, сложившейся той или иной ситуации проводим только в присутствии законных представителей детей.

Особое внимание мы уделяем и детям «группы риска», детям, поставленным на ВШУ.

Дети, воспитывающиеся в семьях в непростых социальных условиях, нуждаются в особом внимании со стороны психологов, педагогов, классных руководителей. С чего начать работу, как проследить динамику изменений в поведении подростка, как оформить это документально? Каждому из нас хочется достичь в работе с данными детьми стойких результатов, но для этого необходимо понимать, прежде всего, причины возникновения отклонений в поведении. В своей практике работы с детьми «группы риска» мы внедрили в практику следующую документацию:

1. Список детей, стоящих на различных видах контроля 20__-20__ учебный год (заполняет классный руководитель)

2. Причины постановки учащихся на контроль

3. Социальная карта учащегося

4. Список детей "группы риска" посещающих факультативы, спортивные секции

5. Контроль за пропусками ежедневно.

Ф.И. ученика

число

Причина пропуска

Что сделано

 

 

 

 

 

6. Вызов в школу родителей.

Ф.И. ученика

причина

Что сделано

Роспись родителей

 

 

 

 

7. Карта личности школьника.

8. Индивидуальный план работы с учащимся.

9. Работа с семьей.

10. акты обследования ЖБУ

11. Отчет о проделанной работе (заполняется в свободной форме).

Классным руководителем также  ведутся документы на каждого ребенка «группы риска»: индивидуальная карта, характеристика, учет занятости в мероприятиях, во внеурочное время. Отдельная тетрадь классным руководителем заводится на каждого учащегося, где прописывается вся работа с ним и его семьей.

Вся деятельность класса, его характеристика, индивидуальная работа записываются в дневник классного руководителя. Такую форму ведения дневника мы ведем уже несколько лет. (на экране)

На каждого учащегося, стоящего на ВШУ заводится отдельная папка, куда складываются: характеристики, результаты диагностики, карты учета пропусков уроков, их количество, акты посещения семьи, занятость ребенка в мероприятиях и кружках, а также все акты зафиксированных нарушений со стороны учащегося, принятые меры и результат работы.

  Очень эффективным методом профилактической работы с родителями и детьми являются школьные психолого-педагогические консилиумы. Каждое заседание подробно фиксируется протоколом.

Стараемся максимально эффективно организовать работу по обучению, воспитанию и успешной социализации детей с ОВЗ (таких детей у нас в 2017-2018уч.году было 43). В течение года регулярно проводим диагностику, игры, тренинги, индивидуальные коррекционные занятия и т.д. Все учащиеся с ОВЗ привлекаются к участию в классных, общешкольных и поселковых мероприятиях, кружковой работе. В течение года ведется мониторинг вовлечения и участия детей с ОВЗ в мероприятиях.

 Для детей с УО, которые обучаются вместе с классами, составлено отдельное расписание уроков, в соответствии с их учебным планом. Ежедневно они занимаются в своем кабинете, который специально был обустроен для коррекционных занятий. Кабинет имеет три зоны: учебную, игровую, двигательную. Занимается с ними учитель, прошедший переподготовку по направлению дефектология. Все занятия проводятся строго в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Т.К., основная деятельность детей с УО – трудовая, от ДДТ п. Чернышевск организован кружок «Умелые ручки» для ребят с УО. В системе эти дети привлекаются к оформлению общешкольных мероприятий, помогают изготовлять реквизит, готовят актовый зал. Такая работа дает большой положительный воспитательный результат.

Учащиеся с УО, которые обучаются на дому, не изолированы от класса, от школьного коллектива. В обязательном порядке, если им позволяет здоровье, присутствуют на классных и общешкольных мероприятиях, привлекаются к большим поселковым мероприятиям. Участвуют в играх, квестах, походах, получают подарки к праздникам, поздравления с днем рождения, посещают лагерь дневного пребывания и др.

По проблемам и вопросам воспитания и социализации детей с ОВЗ и детей «группы риска» для педагогов регулярно проводятся совещания, консилиумы, обучающие семинары (теоретические и практические) с получением сертификата.

Большой вклад в воспитательную работу школы вносит работа педагога - психолога. Это диагностика адаптации 1, 5, 10 классов, тренинги, психологические игры на снятие тревожности, сплочение коллектива, мероприятия направленные на коррекцию поведения учащихся, повышению учебной мотивации, на развитие нравственных ценностей, формирование толерантного отношения, диагностика и профилактическая работа, направленная на предотвращение конфликтных ситуаций, агрессивности, суицида, употребления ПАВ, правонарушений несовершеннолетних, бродяжничества и др.

В план воспитательной работы школы ежегодно включены мероприятия и социальной направленности. Два раза  в год (сентябрь – май) проводится мониторинг уровня воспитанности учащихся, обязательно в каждом классе проводится диагностика межличностных отношений учащихся, диагностика профориентации 8-11 кл. Также в план воспитательной работы школы включены профилактические мероприятия: классные часы, мероприятия, направленные на формирование ЗОЖ и профилактику употребления ПАВ, месячник безопасности, неделя толерантности, День улыбки, День юмора, акции «Вторая жизнь вещам», «Помощь тем, кто рядом», месячник «Добрых дел», День    здоровья, Дни воинской славы, тематические общешкольные линейки посвященные праздникам и знаменательным датам, проводятся фестивали. Традиционным стало уже проведение недели Ломоносова, которые заканчиваются балом –ассамблеей или фестивалем ломоносовских идей.

С целью профилактики пропусков уроков социальный педагог ежедневно, проходя по классам, отмечает отсутствующих и опоздавших. Классный руководитель в свою очередь сразу выясняет причину отсутствия ребенка в школе. Так обнаруживаются учащиеся, которые из дома уходят якобы в школу, но уроки прогуливают. При выявлении, такой случай фиксируется актом, законные представители ребенка приглашаются в школу, ведется индивидуальная работа с учащимся, с семьей. Они попадают под особый контроль.

Для родителей с участием специалистов социально-психологической службой проводятся консультации индивидуальные и групповые, родительские собрания классные и общешкольные (например, Опасные игры,  Посмотрите на игрушки), лектории.

С целью профилактики правонарушений, воспитания и социализации учащихся налажено тесное сотрудничество с другими организациями: ПДН, КДН, администрация поселка и района, ЦЗН, больница, ФОК, ДДТ.

В школе успешно работает Совет профилактики, за прошлый учебный год было проведено 14 заседаний Совета. 27 учащихся прошли через Совет профилактики. В каждом случае добились положительного результата.

Итогом работы социально-психологической службы школы стало снижение количество учащихся на ВШУ, на учете в ПДН нет ни одного ребенка, все сняты с учета по исправлению. Преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних не было зарегистрировано.

Закончить свое выступление хотелось бы небольшой притчей. Какой глубокий смысл сокрыт в них? Часто с детьми разбираем на их примере какие-либо ситуации...

«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я ее умертвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках…» 

Вот также в наших руках самый ценный инструмент маленького человека – его душа. Играть на нём надо бережно и осторожно, чтобы сложилась красивая мелодия. У каждого своя…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий открытия августовской педагогической конференции работников образования

В сценарии расписаны слова учеников и кадры мультимедийного оспровождения выступления....

Августовская педагогическая конференция работников образования

28 августа 2015 г. в доме отдыха GOLD была проведана педагогическая конференция работников образования...

Августовская конференция работников образования Кулундинского района

Августовская конференция работников образования Кулундинского района   Награждена почетной грамотой Министерства образования и науки Российской       Федерации....

Выступление на августовской конференции работников образования

Выступление на августовской конференции работников образования на тему - «Живая классика» - пропаганда чтения среди детей....

Выступление на августовском совещании работников образования «Пути повышения эффективности физкультурного образования обучающихся в условиях внедрения ВФСК ГТО

В 1931 году вводится Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО), который становится программной и нормативной основой системы физического воспитания для всей ст...