Выступление на августовской конференции работников образования
статья
Выступление на августовской конференции работников образования на тему - «Живая классика» - пропаганда чтения среди детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_1.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Августовская конференция работников образования
«Живая классика» - пропаганда чтения среди детей
Подготовил: Коваленко Л.В., учитель русского языка и литературы МБОУ Конзаводской СОШ
г. Зерноград
2018 г.
До недавнего времени мы считались самой читающей нацией в мире. В нашей культуре на первом месте была духовность, что проявлялось в народном творчестве, в литературе. С раннего детства литература была не столько источником информации, сколько способом воспитания сердца и души. Сопереживая литературным героям, анализируя их поступки, мы развивали свой духовный мир, воспитывали нравственные начала. Литература была неотъемлемой частью жизни.
Почему была? К сожалению, детей, не представляющих свою жизнь без книги сейчас все меньше. Для большинства детей чтение – тяжкая повинность, которую они пытаются избежать. Для родителей чтение – родительская мука, неприятная необходимость. Дети читают только то, что обязательно, что задано в школе. Читают для родителей, для учителя, но не для себя.
Такое чтение из-под палки редко приносит радость ребенку, оно воспринимается только как информационное чтение, то, что несет информацию, но не затрагивает чувства. Эмоциональная, нравственная сторона произведения отходят на задний план. До них, как правило, не доходят.
Даже поэзию подростки не хотят читать. Если раньше молодежь читала стихи о любви, писали стихи любимым. Сейчас даже лирическую поэзию читают редко. Заменяют ее рифмованными СМС-ками, различными слоганами.
По данным социологов число постоянно читающих детей уменьшилось с 49% до 26%, а тех, кто не читает, возросло с 23% до 34%.
Катастрофически уменьшается число людей, покупающих книги для чтения. Конечно, это можно связать с расширением Интернета, где «как в Греции все есть». Но даже на электронных носителях литературу надо читать. Как ни крути, без чтения сейчас никак не проживешь. Любая профессия, так или иначе, связана с чтением. Договора, инструкции, различные деловые бумаги и пособия требуют развитого навыка чтения. Чем лучше и быстрее читает человек, тем быстрее и легче он освоит профессию, тем меньше времени он затратит на изучение материалов.
Детское чтение – это не только задача педагогов по обучению детей элементарными навыкам чтения, это не только задача родителей заинтересовать ребенка какими-то художественными произведениями, это не только задача библиотекарей показать лучшие книги, дело обстоит гораздо сложнее. Чтение детей – это ключ к жизни в информационном обществе. Чтение – это действенный духовный труд, но это не значит, что российский ребёнок исключён сегодня из этого духовного труда. Но проблемы, действительно, существуют. Чтение – это главное умение человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир.
Всем нам, учителям, родителям, хочется, чтобы ребёнку сопутствовала удача, чтобы он не был отстающим в среде сверстников, чтобы его уважали и ценили другие. Но как этого добиться? Мировой опыт подсказывает: надо как можно раньше приобщать ребенка к книге и чтению — кладезю знаний, идей, мудрости и опыта.
Сегодняшний мир — иной. Компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать. Родители жалуются, что детей трудно заставить читать. Часто обращаются к педагогам за советом: как пробудить у ребенка интерес к чтению? Данные научных исследований говорят о том, что отношение человека к книге формируется в младшем школьном возрасте. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным. Важно отметить и то, что в наши дни, когда школа переориентируется с развития памяти ребенка на развитие его мышления, роль книги неизмеримо возрастает.
Так почему же наши дети все меньше и меньше читают?
Ответить на этот вопрос однозначно невозможно, однако с уверенность можно назвать несколько причин того, почему дети не читают:
1. Кризис детского чтения проявляется не столько в том, что многие дети перестали читать, сколько в том, что у них не развит интерес к этой сфере занятий.
2. Принято считать, что детское чтение перестало пользоваться популярностью из-за доступности компьютера.
3. Главные проблемы детского чтения заключаются в отсутствии примера и мотивации. Родители сами читают достаточно редко, предпочитая проводить досуг у телевизора, с телефоном, за компьютером, но почему-то требуют этого от своего чада. А ребенок, в свою очередь, не понимает, зачем нужно читать – ему этого никто не объяснил. Другими словами, родители сами не смогли заинтересовать своего ребенка чтением.
4. Сам ученик будет тянуться к книге тогда, когда будет читать легко, без напряжения. Школьник, читающий по слогам не способен полноценно воспринимать книгу.
5. Важный показатель неблагополучия — ухудшение содержания и качества чтения, снижение его продуктивности. Большое количество в круге чтения детей литературы сомнительного характера, пропагандирующей насилие, культ денег, страх, пессимизм, отчуждение от взрослых никак не может нас радовать. Многие детские книги, вместо реальной жизни, дают ребенку ее имитацию, уводят в иные миры, где силы добра и силы зла приравнены друг к другу.
6. У нынешнего телевизионного и компьютерного поколения чтение становится более поверхностным, а по характеру — клиповым, или калейдоскопичным, то есть коротким, вырабатываемым у ребенка от мгновенной и неожиданной смены различных впечатлений, не связанных друг с другом. Сегодняшние школьники, привыкшие к зрительной информации, более, чем раньше, нуждаются в иллюстрированных изданиях с широко представленным видеорядом. Текст без картинок отторгает их от чтения.
7. Сегодня меняются практически все характеристики детского чтения: статус чтения, его длительность (время чтения на досуге), характер, способ работы с печатным текстом, репертуар чтения детей и подростков, мотивы и стимулы чтения, предпочитаемые произведения и др. Меняются также и источники получения печатной продукции, информации в целом и многое другое. Сегодня можно говорить о развитии ряда тенденций в детском чтении, а также о том, то происходит процесс изменения старой на новую модель освоения детьми книжной культуры.
Что происходит с детским чтением?
Вот что ответили родители школьников на вопрос «Чтение ребенка сегодня — это...»:
- «чтение сегодня — это чтение из-под палки»,
- «написание реферата»,
- «программная обязаловка»,
- «это наша родительская мука»,
- «это наши затраченные нервы»,
- «случайный процесс ситуативного характера»,
- «выполнение домашнего задания».
Чтобы книга стала верным спутником человека в течение всей его жизни, заложить основы интереса к чтению мы, как педагоги, должны приложить к этому усилия.
Задача учителя сегодня состоит в том, чтобы пропагандировать чтение среди детей, воспитывать стремление в ребенке читать, читать осознанно и лучшую классическую литературу.
В настоящее время существует два направления обучения чтению детей школьного возраста: формирование читателя и приобщение к литературе как особому виду искусства. Именно учитель способен синтезировать эти направления при организации уроков литературного чтения.
Творческим чтением движет любознательность. Назначение работы учителя - способствовать перерастанию любопытства в любознательность, в познавательную деятельность, помогать читателю не останавливаться на запоминании фактов, а искать их логику, обусловленность, причинность.
Учителю важно помнить, что чтение, мотивированное любознательностью, целенаправленным интересом, педагогически особенно значимо, потому что становится для детей занятием приятным и желанным.
Работу по формированию читательского интереса я осуществляю через уроки литературного чтения, внеклассное чтение, сотрудничество с библиотекой, литературные праздники, литературные викторины.
Уроки чтения и внеклассные мероприятия предоставляют широкие возможности для творчества детей, их познавательного развития. Это обсуждение книг, конференции, устные журналы, конкурсы. Они проходят интересно, несут в себе большой эмоциональный заряд, приобщают детей к чтению.
Вот уже который год наши ученики принимают активное участие в конкурсе «Живая классика», который существует для того, чтобы привить любовь к чтению, объединить ребят, дать возможность им общаться, обмениваться мнениями, дружить. Это такая большая сеть, объединяющая читающих детей.
Наши ученики с удовольствием регистрируются на сайте конкурса, выбирают сами или с помощью родителей произведения, не входящие в школьную программу, учат отрывки и активно участвуют в школьном этапе конкурса.
Что хочется отметить, что ученики стали читать больше произведений художественной литературы, делятся своими читательскими впечатлениями друг с другом, советуются с учителями по поводу чтения книги, передают друг другу книги. Считаю, что конкурс «Живая классика» подтолкнул учеников к чтению, так как интерес участия в конкурсе показал детям, что существуют книги и вне школьной программы и это чтение очень увлекательное.
Как известно, начитанному человеку легче добиться успеха в жизни. Ведь чтение развивает фантазию, мышление, речь, кругозор, грамотность, тренирует ум и память. Все эти факторы помогают человеку преуспеть в выбранной профессии, устанавливать контакты с другими людьми, увереннее себя чувствовать в любой ситуации.
Успех развития читательского интереса у детей зависит и от участия в решении этой задачи родителей. Детям требуется «читающая» среда, книжное окружение. Только на этой основе возникает желание читать, перерастающее в глубокую духовную потребность. «Читающая» среда должна быть создана, прежде всего, в семье.
Рассказывайте детям о ценности чтения. Показывайте связь чтения с их успехами в учёбе и других делах. Приводите примеры положительного влияния книги на вашу собственную жизнь или жизнь других людей. Поощряйте дружбу с детьми и взрослыми, которые любят читать.
Обращайте внимание детей на высказывания выдающихся людей о чтении. Не упускайте фактов, подтверждающих роль чтения в жизни тех, кто авторитетен для школьника: спортсменов, актёров, телезвёзд. Поднимайте престиж книги и чтения в сознании ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий открытия августовской педагогической конференции работников образования
В сценарии расписаны слова учеников и кадры мультимедийного оспровождения выступления....
Августовская педагогическая конференция работников образования
28 августа 2015 г. в доме отдыха GOLD была проведана педагогическая конференция работников образования...
СЦЕНАРИЙ августовской конференции работников образования Неманского городского округа «Актуальные задачи муниципальной системы по повышению эффективности и качества услуг в сфере образования Неманского городского округа на 2017/2018 учебный год»
Сценарий разработан для проведения традиционной августовской конференции работников образования Неманского городского округа....
Августовская конференция работников образования Кулундинского района
Августовская конференция работников образования Кулундинского района Награждена почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации....
Выступление на августовской конференции педагогических работников образовательных учреждений города Благовещенска 23.08.16 г.:«Проектная деятельность учащихся на уроках и во внеурочное время» учителя высшей категории Фурсовой Эльвиры Николаевны"
Из опыта работы над проектами...
Выступление на августовском совещании работников образования «Пути повышения эффективности физкультурного образования обучающихся в условиях внедрения ВФСК ГТО
В 1931 году вводится Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО), который становится программной и нормативной основой системы физического воспитания для всей ст...
Выступление 30.08.2023 Пленарное заседание августовского совещания работников образования с повесткой «ПРО. Образование 20. Вектор развития»
Выступление 30.08.2023года на Пленарном заседании августвоского совещания работников образования Марксовского муниципального района с повесткой "ПРО. Образование 20. Вектор развития"...