статья "Преподавание основ финансовой грамотности в условиях реализации ФГОС".
учебно-методический материал
В начальных классах дети приступают к познанию начала наук. Главная задача младшего школьника заключается в успешном обучении в школе. Учитывая, что у дошкольников игра была ведущей деятельностью, учебная деятельность, которая становится ведущей на данном этапе развития, непосредственно должна быть связанна с игрой. Учебная деятельность может возникнуть только на определённой стадии развития игры. Игра является важным элементом учебной деятельности, в процессе которой ребёнок учится взаимодействовать со сверстниками, осваивает социальные роли, требования и правила, принятые в человеческом обществе. В течение игры младшие школьники усваивают такие понятия как равенство, подчинение, справедливость, несправедливость. Обычно младшие школьники предпочитают компанию своих сверстников одного с ними пола. Продолжается усвоение норм поведения, присущих их полу и одобряемых обществом. Младшие школьники не могут долго сидеть на одном месте. Они нуждаются в движении. Занятие должно содержать не только объяснение нового материала, его закрепление и повторение старого. На нем должно отводиться время различным двигательным действия, играм, подвижной деятельности. Младшие школьники первоначально не умеют самостоятельно формулировать учебные задачи и выполнять действия по их решению. Им помогает в этом педагог, но постепенно соответствующие умения они приобретают сами (именно в этом процессе у них формируется самостоятельно осуществляемая учебная деятельность, умение учиться).
В этот период возрастает значение оценки результатов деятельности ребенка со стороны взрослых. Оценка со стороны педагога является стимулом для обучающегося. Эта оценка сильно влияет также и на самооценку. Причём, потребность в оценке и сила переживаний намного выше у более слабых обучающихся. Оценка выступает в роли поощрения. Оценка педагога помогает ребёнку со временем самостоятельно научиться оценивать свою работу. Причём это должна быть не просто оценка результата, но и самих действий обучающегося, выбранного им способа для решения какой-либо конкретной задачи. Педагог не может ограничиться просто отметкой в журнале как оценкой деятельности ребенка. Здесь важна содержательная оценка, то есть преподавателю необходимо объяснить, почему поставлена именно эта оценка, выделить положительные и отрицательные стороны работы ребёнка. В младшем школьном возрасте складываются наиболее благоприятные возможности для формирования нравственных и социальных качеств, положительных черт личности. Податливость и известная внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для формирования высоконравственной личности.
Преобладающий тип мышления - наглядно-образное, процесс обучения должен осуществляться с опорой на наглядный материал. Наглядность должна быть яркая, красочная.
Формы организации деятельности: занятие с элементами игры, экскурсия, спектакль, викторина, соревнование, турнир.
Особенности обучения детей среднего школьного возраста (11-15 лет)
Помимо учебной, детям этого возраста присуща общественно-организационная, спортивная, художественная и трудовая деятельности. При выполнении этих видов полезной деятельности у подростков возникает осознанное стремление участвовать в общественно необходимой работе, становиться общественно значимым. Он учится строить общение в различных коллективах с учетом принятых в них норм взаимоотношений, рефлексии собственного поведения, умения оценивать возможности своего «Я». В подростковом возрасте ведущую роль играет общение со сверстниками в контексте собственной учебной деятельности. Это стремление может быть реализовано путем организации работы в парах и группах. На данном этапе развития происходит переход от учебных действий, осуществляемых только совместно с коллективом и под руководством педагога к новой внутренней позиции обучающегося, которая направлена на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий. При организации учебного процесса педагог больше внимания должен уделять самостоятельной работе. Вместе с самостоятельностью развивается и критичность. В отличие от младшего школьника, который все принимает на веру, подросток предъявляет более высокие требования к содержанию рассказа педагога, он ждет доказательности, убедительности. Это требует от педагога более тщательной подготовки к занятиям и более глубоких знаний. Большое значение на занятиях для подростков имеет создание ситуации успеха, она обеспечивает им эмоциональное благополучие. Страх перед неуспехом, боязнь поражения порой приводит подростков к поиску благовидных причин, чтобы не пойти на занятия или уйти с урока. Кроме того, при встрече с трудностями у них возникают сильные отрицательные чувства, которые приводят к тому, что ребенок не доводит до конца начатое дело. Обеспечить подростку ситуацию успеха, можно с использованием дифференцированного подхода. Во время занятий ощущение от предметов, объектов, действий происходит на 90% за счет зрительной информации. Поэтому важно, при обучении, использовать принцип наглядности, а именно – использовать таблицы и схемы, модели предметов, раздаточный материал, постоянно приводить примеры из окружающего мира, связанные со свойствами изучаемых объектов, и т.д. При общении с подростками нужно тщательно подбирать слова, особенно, если это критика. Если по отношению к нему проявляется малейшая несправедливость, он способен «взорваться», впасть в состояние аффекта, хотя потом может об этом сожалеть.
Изменяются формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к лабораторно-семинарской, лекционно-лабораторной и исследовательской.
Особенности обучения детей старшего школьного возраста (15-18 лет.)
Старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Ему предстоит выйти на путь трудовой деятельности и определить свое место в жизни. В центре внимания старшего школьника стоит профессиональное самоопределение. В связи с этим изменяется его отношение к процессу обучения. Старшеклассники готовы даже сменить учебное заведение, если в другом месте будут лучшие условия для подготовки к будущей профессиональной деятельности. Появляется большая избирательность к учебным дисциплинам. Старший школьник перестает учиться «за отметку», ему важны сами по себе знания, в значительной степени обеспечивающие будущее. К этому периоду уже определяется свой собственный стиль учебной работы. Поэтому педагогу не следует строго регламентировать процесс обучения, напротив - целесообразно предоставит большую самостоятельность. Формирование учебных умений и навыков должно быть ориентировано на личность обучающегося. В старших классах отношения между педагогом и обучающимися положительны и продуктивны тогда, когда они строятся на основе уважения друг к другу. Во взаимоотношениях с педагогом ценится адекватность и соблюдение ролевых позиций: панибратство и авторитарность неприемлемы, старшеклассники ищут в педагоге старшего друга и наставника.
Юношеский возраст по сравнению с подростковым характеризуется повышением уровня самоконтроля и саморегуляции. Развитие абстрактно-логического мышления способствует появлению у подростков потребности в познании. Ребята готовы часами спорить об отвлеченных предметах, о которых они ничего не знают.
Формы организации деятельности: лекция, семинар, дискуссия, конференция, интегрированные занятия, основанные на межпредметных связях, занятия, основанные на методах общественной практики: устный журнал, газета и т. д.
Содержание образования (финансовой грамотности) в школах.
Как известно, содержание образования – это те знания (понятия, установление причинно-следственных, иерархических связей между явлениями и процессами), умения (предметные и метапредметные), компетенции, которые осваивают учащиеся в ходе учебной деятельности. Исходя из задач по формированию финансово грамотной личности, в основу содержания образования по финансовой грамотности заложены ключевые направления взаимодействия человека с другими людьми, социальными группами и институтами (включая государство, финансовые организации и мн. др.) по всем основным вопросам финансовых взаимоотношений. Говоря о содержании финансовой грамотности в школах, нельзя забывать, что финансовая грамотность, являясь элементом функциональной грамотности человека, должна изучаться не только в системе общего, но и профессионального, дополнительного образования, профессионального обучения. Соответствующие знания, умения и навыки, полученные через образование, человек наращивает и совершенствует в практической деятельности, путем самообразования. Это справедливо и по отношению к финансовой грамотности.
Содержание финансовой грамотности в международных практиках (ОЭСР).
Содержание финансовой грамотности в различных странах, несмотря на их культурные, социально-экономические различия, достаточно схожее. Рекомендации ОЭСР по финансовому образованию в школах и принципы формирования учебных программ для такого образования применяются во многих странах. На протяжении ряда лет по инициативе ОЭСР проводится международное исследование PISA (Programme for International Student Assessment) – «Международная оценка образовательных достижений учащихся», – в котором участвуют подростки в возрасте до 15 лет, в том числе из России
Тестирование финансовой грамотности по программе PISA включает дифференцированные (с учетом возрастных особенностей учащихся) финансовые знания в следующих четырех областях:
- Деньги и операции с ними (формы денег, источники денежных доходов семьи, возможности увеличения этих доходов.
- Планирование и управление финансами семьи (включая формирование сбережений и управление расходами, привлечение кредитов и управление долгом семьи, разумное обоснование финансовых решений).
- Финансовые риски, их возможные негативные последствия (включая описание типовых финансовых мошеннических схем и способов их распознавания).
- Финансовый ландшафт современного государства (включая понимание прав потребителей, в том числе при потреблении финансовых услуг, равно как и их ответственности за свои финансовые решения, а также осознание общих закономерностей функционирования финансово-экономической и социальной систем современного общества).
Содержание финансовой грамотности (PISA). Как было отмечено, четыре области финансовой грамотности, выделяемые проектом ОЭСР – PISA, – охватывают деньги и операции с ними, планирование и управление финансами семьи, риск и доходность, финансовый ландшафт современного государства.
Деньги и операции с ними. Эта содержательная область охватывает широкий спектр финансовых тем, связанных с повседневной жизнью, например, обычные платежи, расходы, соотношение цены и качества, банковские карты, чеки, банковские счета и валюты.
Учащиеся должны:
- понимать, что деньги используются для обмена товарами и услугами;
- различать банкноты и монеты разного достоинства;
- уметь использовать различные способы оплаты за товары и услуги как лично, так и через Интернет;
- уметь правильно посчитать сдачу;
- уметь определить, какой из двух предметов потребления различных размеров дает лучшее соотношение цены и качества, с учетом конкретных потребностей и обстоятельств;
- знать о существовании различных способов получения денег от других людей и перевода денег между людьми или организациями;
- уметь пользоваться банкоматами для снятия наличных или выяснения остатка на счете;
- уметь проверять операции, указанные в выписке со счета, и выявлять любые несоответствия;
- понимать, что деньги могут быть заимствованы или одолжены, а также быть основанием для уплаты или получения процентов;
- уметь пользоваться кредитной или дебетовой картой.
Планирование и управление финансами семьи. Доходы и богатство нуждаются в планировании и управлении в краткосрочной и долгосрочной перспективе.
Учащиеся должны:
- уметь определять различные виды и способы доходов (например, пособия, заработная плата, комиссионные, льготы, почасовая заработная плата, валовая и чистая прибыли);
- понимать, что такое государственные налоги и льготы и как они влияют на планирование и управление финансами;
- уметь составить бюджет для планирования расходов и сбережений;
- понимать, как управлять различными элементами бюджета, в том числе уметь выявлять приоритеты, если доходы не соответствуют запланированным расходам; изыскивать возможности для сокращения расходов или увеличения доходов для повышения уровня сбережений;
- уметь планировать заранее оплату будущих расходов, например, определять: сколько нужно откладывать каждый месяц на конкретную покупку;
- уметь оценить различные варианты расходов, чтобы сделать осознанный выбор;
- понимать, как создается богатство, какие есть плюсы и минусы инвестиционных продуктов, а также как влияют сложные проценты на сбережения;
- осознавать необходимость откладывания средств на старость с молодых лет и важность создания сбережений на случай непредвиденных обстоятельств;
- понимать выгоды от экономии для решения долгосрочных задач и подготовки к ожидаемым изменениям в жизненных обстоятельствах (например, к рождению ребенка);
- уметь оценить инвестиционные плюсы и минусы формирования человеческого капитала посредством различных видов образования и профессиональной подготовки;
- понимать цели получения кредитов и способы сгладить бремя расходов распределением во времени за счет заемных средств или сбережений.
Риск и доходность. Риск и доходность являются ключевой областью личной финансовой грамотности, включающей понимание потенциальной финансовой выгоды или невыгоды по целому ряду финансовых параметров, а также умение определять пути и способы управления рисками, их нивелирования и покрытия расходов. В этом плане особое значение имеют два риска. Первый относится к финансовым потерям, которые ложатся на человека невыносимым бременем, в частности при неумеренных и безудержных тратах. Вторым является риск, связанный с финансовыми продуктами, такими, как кредитные соглашения с плавающей процентной ставкой. Эта содержательная область включает знание, почему некоторые методы сохранения или инвестирования являются более рискованными, чем другие. Она также включает в себя знание преимуществ диверсификации, способов снижения рисков для личного капитала, широкого спектра страховых продуктов, удовлетворяющих различные потребности с учетом обстоятельств.
Учащиеся должны уметь сопоставлять потенциальные риски и выгоды, связанные с:
- различными видами и формами инвестиций и сбережений, включая официальные финансовые продукты и альтернативные методы сбережений (например, покупка домашнего скота или золота), а также страховые продукты;
- различными формами кредитования, включая кредиты формальные и неформальные, обеспеченные и необеспеченные, возобновляемые и срочные, с фиксированной и плавающей процентной ставкой;
- невозможностью оплатить счета и выполнить обязательства по кредитным соглашениям;
- колебаниями процентных ставок и валютных курсов, а также волатильностью рынка.
Финансовый ландшафт современного государства. Эта содержательная область связана с характером и особенностями финансового мира. Она охватывает знание прав и обязанностей потребителей на финансовом рынке, общего финансового климата и основных последствий финансовых соглашений. Вопросы информационных ресурсов и правового регулирования также относятся к этой области. В самом широком смысле финансовый ландшафт включает в себя понимание последствий изменения экономических условий и государственной политики, в частности изменения процентных ставок, инфляции, налогообложения и социальных программ.
Учащиеся должны:
- осознавать, что в расходах и сбережениях у людей имеется выбор и любое действие может иметь последствия как для общества в целом, так и для конкретного человека;
- осознавать, что покупатели и продавцы имеют права, например, обратиться с регрессным иском;
- осознавать, что покупатели и продавцы имеют обязанности, в частности, они должны предоставлять точную информацию при обращении за финансовыми продуктами и знать о последствиях в случае предоставления недостоверных данных;
- осознавать важность правовой документации при приобретении финансовых продуктов или услуг, а также понимать ее содержание;
- знать, к кому обратиться за советом при выборе финансовых продуктов и за помощью по финансовым вопросам;
- уметь определять, насколько надежны поставщики и какие продукты и услуги защищены регулированием или законами о защите прав потребителей;
- осознавать, как личные финансовые привычки, действия и решения сказываются на индивидуальном, местном, национальном и международном уровнях;
- осознавать экономический климат и понимать, какое влияние оказывают изменения в политике, например, проведение реформ, связанных с финансированием обучения после окончания школы;
- понимать, что возможность создания богатства или доступность кредита зависит от экономических факторов, таких, как процентные ставки, инфляция и кредитоспособность;
- осознавать, что на финансовый выбор людей могут оказывать влияние различные внешние факторы, такие, как реклама и давление со стороны сверстников;
- знать о возможности финансовых преступлений, таких, как кража личных данных и мошенничество, уметь принимать соответствующие меры предосторожности.
Содержание финансовой грамотности для российских школьников. Содержание финансовой грамотности для российских школьников соответствует подходам ОСЭР, находится на уровне лучших международных практик, отвечает всем современным тенденциям в развитии финансовых отношений, о чем свидетельствуют высокие показатели российских школьников в последнем исследовании PISA.
В содержание финансовой грамотности для школьников (с учетом уровней обучения) включены:
- Деньги.
- Доходы и расходы семьи.
- Финансовые риски.
- Взаимодействие с государством, финансовыми организациями.
Обучение финансовой грамотности в школе целесообразно начинать в начальных классах (начиная с 3-го или 2- го класса) и продолжать до 11-го класса включительно, руководствуясь основными принципами, в первую очередь, концентрическим наращением знаний на каждой ступени обучения, расширяя и углубляя ранее полученные учащимися знания. При этом основные понятия, которые по мере приближения к 11-му классу, будут усложняться, должны на элементарном уровне постепенно вводиться уже на начальной и основной ступенях образования.
Цели и направления внедрения средств ИКТ. Компьютеризация образования относится к числу крупномасштабных инноваций, пришедших в российское образование. В настоящее время принято выделять следующие основные направления внедрения компьютерной техники в образовании:
- использование компьютерной техники в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его качество и эффективность;
- использование компьютерных технологий в качестве инструментов обучения, познания себя и действительности;
- рассмотрение компьютера и других современных средств информационных технологий в качестве объектов изучения;
- использование средств новых информационных технологий в качестве средства творческого развития обучаемого;
- использование компьютерной техники в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики;
- организация коммуникаций на основе использования средств информационных технологий с целью передачи и приобретения педагогического опыта, методической и учебной литературы;
- использование средств современных информационных технологий для организации интеллектуального досуга;
- интенсификация и совершенствование управления учебной организацией и учебным процессом на основе использования системы современных информационных технологий.
Возможности современной вычислительной техники в значительной степени адекватны организационно-педагогическим и методическим потребностям образования:
- вычислительные – быстрое и точное преобразование любых видов информации (числовой, текстовой, графической, звуковой идр.);
- трансдьюсерные– способность компьютера к приему и выдаче информации в самой различной форме (при наличии соответствующих устройств);
- комбинаторные – возможность запоминать, сохранять, структурировать, сортировать большие объемы информации, быстро находить необходимую информацию;
- графические – представление результатов своей работы в четкой наглядной форме (текстовой, звуковой, в виде рисунков и пр.);
- моделирующие – построение информационных моделей (в том числе и динамических) реальных объектов и явлений.
Перечисленные возможности компьютера могут способствовать не только обеспечению первоначального становления личности ребенка, но и выявлению, развитию у него способностей, формированию умений и желания учиться, созданию условий для усвоения в полном объеме знаний и умений.
На этапах урока, когда основное обучающее воздействие и управление передается компьютеру, учитель получает возможность наблюдать, фиксировать проявление таких качеств у обучающихся, как осознание цели поиска, активное воспроизведение ранее изученных знаний, интерес к пополнению недостающих знаний из готовых источников, самостоятельный поиск. Это позволит учителю проектировать собственную деятельность по управлению и постепенному развитию творческого отношения учащихся к учению. Подача эталонов для проверки учебных действий (через учебные задания или компьютерные программы), предоставление анализа причин ошибок позволяют постепенно обучать учащихся самоконтролю и самокоррекции учебно-познавательной деятельности, что должно присутствовать на каждом уроке.
Проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также гуманизация, индивидуализация, интенсификация процесса обучения и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы.
Выделяет следующие основные педагогические цели использования средств современных информационных технологий:
1) Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса за счет применения средств современных информационных технологий:
- повышение эффективности и качества процесса обучения;
- повышение активности познавательной деятельности;
- углубление межпредметных связей;
- увеличение объема и оптимизация поиска нужной информации.
2) Развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества:
- развитие различных видов мышления;
- развитие коммуникативных способностей;
- формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации;
- эстетическое воспитание за счет использования компьютерной графики, технологии мультимедиа;
- формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации;
- развитие умений моделировать задачу или ситуацию;
- формирование умений осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность.
3) Работа на выполнение социального заказа общества:
- подготовка информационно грамотной личности;
- подготовка пользователя компьютерными средствами;
·осуществление профориентационной работы в области информатики. Современные каналы коммуникации при обучении финансовой грамотности
- В современном мире, когда информация добывается достаточно легко, когда она устаревает очень быстро, когда на первый план выходят не наличие фактических знаний, а умение их получать, создавать, интерпретировать, обрабатывать и использовать для решения различных задач (бытовых, профессиональных, социокультурных и пр.), меняется содержание образования, формы и способы организации учебной деятельности обучающихся.
- Вместе с тем, в современном обществе претерпели существенные изменения способы и каналы коммуникации и общения. Это касается как бытовых, личных контактов, так и профессиональных, культурных и даже политических. Появляются новые пространства жизни — виртуальное, мультимедийное, цифровое. На первый план выходят цифровые программные продукты и умения ими пользоваться.
- Эти обстоятельства оказывают существенное влияние на образование.
- Сами образовательные технологии, и средства обучения, способы презентации образовательных достижений, обучающихся должны быть выстроены в контексте их привычной, то есть современной социокультурной среды обитания того, кого учим.
- Современному педагогу рекомендуется самому разобраться в этих новых пространствах, прийти туда и использовать их для эффективного обучения финансовой грамотности.
- Для начала давайте разберемся с вопросом о том, какие сегодня существуют и используются людьми источники информации и средства коммуникации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prepodavanie_osnov_finansovoy_gramotnosti_v_usloviyah_realizatsii_fgos.docx | 32.78 КБ |
Предварительный просмотр:
"Преподавание основ финансовой грамотности в условиях реализации ФГОС".
В начальных классах дети приступают к познанию начала наук. Главная задача младшего школьника заключается в успешном обучении в школе. Учитывая, что у дошкольников игра была ведущей деятельностью, учебная деятельность, которая становится ведущей на данном этапе развития, непосредственно должна быть связанна с игрой. Учебная деятельность может возникнуть только на определённой стадии развития игры. Игра является важным элементом учебной деятельности, в процессе которой ребёнок учится взаимодействовать со сверстниками, осваивает социальные роли, требования и правила, принятые в человеческом обществе. В течение игры младшие школьники усваивают такие понятия как равенство, подчинение, справедливость, несправедливость. Обычно младшие школьники предпочитают компанию своих сверстников одного с ними пола. Продолжается усвоение норм поведения, присущих их полу и одобряемых обществом. Младшие школьники не могут долго сидеть на одном месте. Они нуждаются в движении. Занятие должно содержать не только объяснение нового материала, его закрепление и повторение старого. На нем должно отводиться время различным двигательным действия, играм, подвижной деятельности. Младшие школьники первоначально не умеют самостоятельно формулировать учебные задачи и выполнять действия по их решению. Им помогает в этом педагог, но постепенно соответствующие умения они приобретают сами (именно в этом процессе у них формируется самостоятельно осуществляемая учебная деятельность, умение учиться).
В этот период возрастает значение оценки результатов деятельности ребенка со стороны взрослых. Оценка со стороны педагога является стимулом для обучающегося. Эта оценка сильно влияет также и на самооценку. Причём, потребность в оценке и сила переживаний намного выше у более слабых обучающихся. Оценка выступает в роли поощрения. Оценка педагога помогает ребёнку со временем самостоятельно научиться оценивать свою работу. Причём это должна быть не просто оценка результата, но и самих действий обучающегося, выбранного им способа для решения какой-либо конкретной задачи. Педагог не может ограничиться просто отметкой в журнале как оценкой деятельности ребенка. Здесь важна содержательная оценка, то есть преподавателю необходимо объяснить, почему поставлена именно эта оценка, выделить положительные и отрицательные стороны работы ребёнка. В младшем школьном возрасте складываются наиболее благоприятные возможности для формирования нравственных и социальных качеств, положительных черт личности. Податливость и известная внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для формирования высоконравственной личности.
Преобладающий тип мышления - наглядно-образное, процесс обучения должен осуществляться с опорой на наглядный материал. Наглядность должна быть яркая, красочная.
Формы организации деятельности: занятие с элементами игры, экскурсия, спектакль, викторина, соревнование, турнир.
Особенности обучения детей среднего школьного возраста (11-15 лет)
Помимо учебной, детям этого возраста присуща общественно-организационная, спортивная, художественная и трудовая деятельности. При выполнении этих видов полезной деятельности у подростков возникает осознанное стремление участвовать в общественно необходимой работе, становиться общественно значимым. Он учится строить общение в различных коллективах с учетом принятых в них норм взаимоотношений, рефлексии собственного поведения, умения оценивать возможности своего «Я». В подростковом возрасте ведущую роль играет общение со сверстниками в контексте собственной учебной деятельности. Это стремление может быть реализовано путем организации работы в парах и группах. На данном этапе развития происходит переход от учебных действий, осуществляемых только совместно с коллективом и под руководством педагога к новой внутренней позиции обучающегося, которая направлена на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий. При организации учебного процесса педагог больше внимания должен уделять самостоятельной работе. Вместе с самостоятельностью развивается и критичность. В отличие от младшего школьника, который все принимает на веру, подросток предъявляет более высокие требования к содержанию рассказа педагога, он ждет доказательности, убедительности. Это требует от педагога более тщательной подготовки к занятиям и более глубоких знаний. Большое значение на занятиях для подростков имеет создание ситуации успеха, она обеспечивает им эмоциональное благополучие. Страх перед неуспехом, боязнь поражения порой приводит подростков к поиску благовидных причин, чтобы не пойти на занятия или уйти с урока. Кроме того, при встрече с трудностями у них возникают сильные отрицательные чувства, которые приводят к тому, что ребенок не доводит до конца начатое дело. Обеспечить подростку ситуацию успеха, можно с использованием дифференцированного подхода. Во время занятий ощущение от предметов, объектов, действий происходит на 90% за счет зрительной информации. Поэтому важно, при обучении, использовать принцип наглядности, а именно – использовать таблицы и схемы, модели предметов, раздаточный материал, постоянно приводить примеры из окружающего мира, связанные со свойствами изучаемых объектов, и т.д. При общении с подростками нужно тщательно подбирать слова, особенно, если это критика. Если по отношению к нему проявляется малейшая несправедливость, он способен «взорваться», впасть в состояние аффекта, хотя потом может об этом сожалеть.
Изменяются формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к лабораторно-семинарской, лекционно-лабораторной и исследовательской.
Особенности обучения детей старшего школьного возраста (15-18 лет.)
Старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Ему предстоит выйти на путь трудовой деятельности и определить свое место в жизни. В центре внимания старшего школьника стоит профессиональное самоопределение. В связи с этим изменяется его отношение к процессу обучения. Старшеклассники готовы даже сменить учебное заведение, если в другом месте будут лучшие условия для подготовки к будущей профессиональной деятельности. Появляется большая избирательность к учебным дисциплинам. Старший школьник перестает учиться «за отметку», ему важны сами по себе знания, в значительной степени обеспечивающие будущее. К этому периоду уже определяется свой собственный стиль учебной работы. Поэтому педагогу не следует строго регламентировать процесс обучения, напротив - целесообразно предоставит большую самостоятельность. Формирование учебных умений и навыков должно быть ориентировано на личность обучающегося. В старших классах отношения между педагогом и обучающимися положительны и продуктивны тогда, когда они строятся на основе уважения друг к другу. Во взаимоотношениях с педагогом ценится адекватность и соблюдение ролевых позиций: панибратство и авторитарность неприемлемы, старшеклассники ищут в педагоге старшего друга и наставника.
Юношеский возраст по сравнению с подростковым характеризуется повышением уровня самоконтроля и саморегуляции. Развитие абстрактно-логического мышления способствует появлению у подростков потребности в познании. Ребята готовы часами спорить об отвлеченных предметах, о которых они ничего не знают.
Формы организации деятельности: лекция, семинар, дискуссия, конференция, интегрированные занятия, основанные на межпредметных связях, занятия, основанные на методах общественной практики: устный журнал, газета и т. д.
Содержание образования (финансовой грамотности) в школах.
Как известно, содержание образования – это те знания (понятия, установление причинно-следственных, иерархических связей между явлениями и процессами), умения (предметные и метапредметные), компетенции, которые осваивают учащиеся в ходе учебной деятельности. Исходя из задач по формированию финансово грамотной личности, в основу содержания образования по финансовой грамотности заложены ключевые направления взаимодействия человека с другими людьми, социальными группами и институтами (включая государство, финансовые организации и мн. др.) по всем основным вопросам финансовых взаимоотношений. Говоря о содержании финансовой грамотности в школах, нельзя забывать, что финансовая грамотность, являясь элементом функциональной грамотности человека, должна изучаться не только в системе общего, но и профессионального, дополнительного образования, профессионального обучения. Соответствующие знания, умения и навыки, полученные через образование, человек наращивает и совершенствует в практической деятельности, путем самообразования. Это справедливо и по отношению к финансовой грамотности.
Содержание финансовой грамотности в международных практиках (ОЭСР).
Содержание финансовой грамотности в различных странах, несмотря на их культурные, социально-экономические различия, достаточно схожее. Рекомендации ОЭСР по финансовому образованию в школах и принципы формирования учебных программ для такого образования применяются во многих странах. На протяжении ряда лет по инициативе ОЭСР проводится международное исследование PISA (Programme for International Student Assessment) – «Международная оценка образовательных достижений учащихся», – в котором участвуют подростки в возрасте до 15 лет, в том числе из России
Тестирование финансовой грамотности по программе PISA включает дифференцированные (с учетом возрастных особенностей учащихся) финансовые знания в следующих четырех областях:
- Деньги и операции с ними (формы денег, источники денежных доходов семьи, возможности увеличения этих доходов.
- Планирование и управление финансами семьи (включая формирование сбережений и управление расходами, привлечение кредитов и управление долгом семьи, разумное обоснование финансовых решений).
- Финансовые риски, их возможные негативные последствия (включая описание типовых финансовых мошеннических схем и способов их распознавания).
- Финансовый ландшафт современного государства (включая понимание прав потребителей, в том числе при потреблении финансовых услуг, равно как и их ответственности за свои финансовые решения, а также осознание общих закономерностей функционирования финансово-экономической и социальной систем современного общества).
Содержание финансовой грамотности (PISA). Как было отмечено, четыре области финансовой грамотности, выделяемые проектом ОЭСР – PISA, – охватывают деньги и операции с ними, планирование и управление финансами семьи, риск и доходность, финансовый ландшафт современного государства.
Деньги и операции с ними. Эта содержательная область охватывает широкий спектр финансовых тем, связанных с повседневной жизнью, например, обычные платежи, расходы, соотношение цены и качества, банковские карты, чеки, банковские счета и валюты.
Учащиеся должны:
- понимать, что деньги используются для обмена товарами и услугами;
- различать банкноты и монеты разного достоинства;
- уметь использовать различные способы оплаты за товары и услуги как лично, так и через Интернет;
- уметь правильно посчитать сдачу;
- уметь определить, какой из двух предметов потребления различных размеров дает лучшее соотношение цены и качества, с учетом конкретных потребностей и обстоятельств;
- знать о существовании различных способов получения денег от других людей и перевода денег между людьми или организациями;
- уметь пользоваться банкоматами для снятия наличных или выяснения остатка на счете;
- уметь проверять операции, указанные в выписке со счета, и выявлять любые несоответствия;
- понимать, что деньги могут быть заимствованы или одолжены, а также быть основанием для уплаты или получения процентов;
- уметь пользоваться кредитной или дебетовой картой.
Планирование и управление финансами семьи. Доходы и богатство нуждаются в планировании и управлении в краткосрочной и долгосрочной перспективе.
Учащиеся должны:
- уметь определять различные виды и способы доходов (например, пособия, заработная плата, комиссионные, льготы, почасовая заработная плата, валовая и чистая прибыли);
- понимать, что такое государственные налоги и льготы и как они влияют на планирование и управление финансами;
- уметь составить бюджет для планирования расходов и сбережений;
- понимать, как управлять различными элементами бюджета, в том числе уметь выявлять приоритеты, если доходы не соответствуют запланированным расходам; изыскивать возможности для сокращения расходов или увеличения доходов для повышения уровня сбережений;
- уметь планировать заранее оплату будущих расходов, например, определять: сколько нужно откладывать каждый месяц на конкретную покупку;
- уметь оценить различные варианты расходов, чтобы сделать осознанный выбор;
- понимать, как создается богатство, какие есть плюсы и минусы инвестиционных продуктов, а также как влияют сложные проценты на сбережения;
- осознавать необходимость откладывания средств на старость с молодых лет и важность создания сбережений на случай непредвиденных обстоятельств;
- понимать выгоды от экономии для решения долгосрочных задач и подготовки к ожидаемым изменениям в жизненных обстоятельствах (например, к рождению ребенка);
- уметь оценить инвестиционные плюсы и минусы формирования человеческого капитала посредством различных видов образования и профессиональной подготовки;
- понимать цели получения кредитов и способы сгладить бремя расходов распределением во времени за счет заемных средств или сбережений.
Риск и доходность. Риск и доходность являются ключевой областью личной финансовой грамотности, включающей понимание потенциальной финансовой выгоды или невыгоды по целому ряду финансовых параметров, а также умение определять пути и способы управления рисками, их нивелирования и покрытия расходов. В этом плане особое значение имеют два риска. Первый относится к финансовым потерям, которые ложатся на человека невыносимым бременем, в частности при неумеренных и безудержных тратах. Вторым является риск, связанный с финансовыми продуктами, такими, как кредитные соглашения с плавающей процентной ставкой. Эта содержательная область включает знание, почему некоторые методы сохранения или инвестирования являются более рискованными, чем другие. Она также включает в себя знание преимуществ диверсификации, способов снижения рисков для личного капитала, широкого спектра страховых продуктов, удовлетворяющих различные потребности с учетом обстоятельств.
Учащиеся должны уметь сопоставлять потенциальные риски и выгоды, связанные с:
- различными видами и формами инвестиций и сбережений, включая официальные финансовые продукты и альтернативные методы сбережений (например, покупка домашнего скота или золота), а также страховые продукты;
- различными формами кредитования, включая кредиты формальные и неформальные, обеспеченные и необеспеченные, возобновляемые и срочные, с фиксированной и плавающей процентной ставкой;
- невозможностью оплатить счета и выполнить обязательства по кредитным соглашениям;
- колебаниями процентных ставок и валютных курсов, а также волатильностью рынка.
Финансовый ландшафт современного государства. Эта содержательная область связана с характером и особенностями финансового мира. Она охватывает знание прав и обязанностей потребителей на финансовом рынке, общего финансового климата и основных последствий финансовых соглашений. Вопросы информационных ресурсов и правового регулирования также относятся к этой области. В самом широком смысле финансовый ландшафт включает в себя понимание последствий изменения экономических условий и государственной политики, в частности изменения процентных ставок, инфляции, налогообложения и социальных программ.
Учащиеся должны:
- осознавать, что в расходах и сбережениях у людей имеется выбор и любое действие может иметь последствия как для общества в целом, так и для конкретного человека;
- осознавать, что покупатели и продавцы имеют права, например, обратиться с регрессным иском;
- осознавать, что покупатели и продавцы имеют обязанности, в частности, они должны предоставлять точную информацию при обращении за финансовыми продуктами и знать о последствиях в случае предоставления недостоверных данных;
- осознавать важность правовой документации при приобретении финансовых продуктов или услуг, а также понимать ее содержание;
- знать, к кому обратиться за советом при выборе финансовых продуктов и за помощью по финансовым вопросам;
- уметь определять, насколько надежны поставщики и какие продукты и услуги защищены регулированием или законами о защите прав потребителей;
- осознавать, как личные финансовые привычки, действия и решения сказываются на индивидуальном, местном, национальном и международном уровнях;
- осознавать экономический климат и понимать, какое влияние оказывают изменения в политике, например, проведение реформ, связанных с финансированием обучения после окончания школы;
- понимать, что возможность создания богатства или доступность кредита зависит от экономических факторов, таких, как процентные ставки, инфляция и кредитоспособность;
- осознавать, что на финансовый выбор людей могут оказывать влияние различные внешние факторы, такие, как реклама и давление со стороны сверстников;
- знать о возможности финансовых преступлений, таких, как кража личных данных и мошенничество, уметь принимать соответствующие меры предосторожности.
Содержание финансовой грамотности для российских школьников. Содержание финансовой грамотности для российских школьников соответствует подходам ОСЭР, находится на уровне лучших международных практик, отвечает всем современным тенденциям в развитии финансовых отношений, о чем свидетельствуют высокие показатели российских школьников в последнем исследовании PISA.
В содержание финансовой грамотности для школьников (с учетом уровней обучения) включены:
- Деньги.
- Доходы и расходы семьи.
- Финансовые риски.
- Взаимодействие с государством, финансовыми организациями.
Обучение финансовой грамотности в школе целесообразно начинать в начальных классах (начиная с 3-го или 2- го класса) и продолжать до 11-го класса включительно, руководствуясь основными принципами, в первую очередь, концентрическим наращением знаний на каждой ступени обучения, расширяя и углубляя ранее полученные учащимися знания. При этом основные понятия, которые по мере приближения к 11-му классу, будут усложняться, должны на элементарном уровне постепенно вводиться уже на начальной и основной ступенях образования.
Цели и направления внедрения средств ИКТ. Компьютеризация образования относится к числу крупномасштабных инноваций, пришедших в российское образование. В настоящее время принято выделять следующие основные направления внедрения компьютерной техники в образовании:
- использование компьютерной техники в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его качество и эффективность;
- использование компьютерных технологий в качестве инструментов обучения, познания себя и действительности;
- рассмотрение компьютера и других современных средств информационных технологий в качестве объектов изучения;
- использование средств новых информационных технологий в качестве средства творческого развития обучаемого;
- использование компьютерной техники в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики;
- организация коммуникаций на основе использования средств информационных технологий с целью передачи и приобретения педагогического опыта, методической и учебной литературы;
- использование средств современных информационных технологий для организации интеллектуального досуга;
- интенсификация и совершенствование управления учебной организацией и учебным процессом на основе использования системы современных информационных технологий.
Возможности современной вычислительной техники в значительной степени адекватны организационно-педагогическим и методическим потребностям образования:
- вычислительные – быстрое и точное преобразование любых видов информации (числовой, текстовой, графической, звуковой идр.);
- трансдьюсерные– способность компьютера к приему и выдаче информации в самой различной форме (при наличии соответствующих устройств);
- комбинаторные – возможность запоминать, сохранять, структурировать, сортировать большие объемы информации, быстро находить необходимую информацию;
- графические – представление результатов своей работы в четкой наглядной форме (текстовой, звуковой, в виде рисунков и пр.);
- моделирующие – построение информационных моделей (в том числе и динамических) реальных объектов и явлений.
Перечисленные возможности компьютера могут способствовать не только обеспечению первоначального становления личности ребенка, но и выявлению, развитию у него способностей, формированию умений и желания учиться, созданию условий для усвоения в полном объеме знаний и умений.
На этапах урока, когда основное обучающее воздействие и управление передается компьютеру, учитель получает возможность наблюдать, фиксировать проявление таких качеств у обучающихся, как осознание цели поиска, активное воспроизведение ранее изученных знаний, интерес к пополнению недостающих знаний из готовых источников, самостоятельный поиск. Это позволит учителю проектировать собственную деятельность по управлению и постепенному развитию творческого отношения учащихся к учению. Подача эталонов для проверки учебных действий (через учебные задания или компьютерные программы), предоставление анализа причин ошибок позволяют постепенно обучать учащихся самоконтролю и самокоррекции учебно-познавательной деятельности, что должно присутствовать на каждом уроке.
Проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также гуманизация, индивидуализация, интенсификация процесса обучения и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы.
Выделяет следующие основные педагогические цели использования средств современных информационных технологий:
1) Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса за счет применения средств современных информационных технологий:
- повышение эффективности и качества процесса обучения;
- повышение активности познавательной деятельности;
- углубление межпредметных связей;
- увеличение объема и оптимизация поиска нужной информации.
2) Развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества:
- развитие различных видов мышления;
- развитие коммуникативных способностей;
- формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации;
- эстетическое воспитание за счет использования компьютерной графики, технологии мультимедиа;
- формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации;
- развитие умений моделировать задачу или ситуацию;
- формирование умений осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность.
3) Работа на выполнение социального заказа общества:
- подготовка информационно грамотной личности;
- подготовка пользователя компьютерными средствами;
осуществление профориентационной работы в области информатики. Современные каналы коммуникации при обучении финансовой грамотности
- В современном мире, когда информация добывается достаточно легко, когда она устаревает очень быстро, когда на первый план выходят не наличие фактических знаний, а умение их получать, создавать, интерпретировать, обрабатывать и использовать для решения различных задач (бытовых, профессиональных, социокультурных и пр.), меняется содержание образования, формы и способы организации учебной деятельности обучающихся.
- Вместе с тем, в современном обществе претерпели существенные изменения способы и каналы коммуникации и общения. Это касается как бытовых, личных контактов, так и профессиональных, культурных и даже политических. Появляются новые пространства жизни — виртуальное, мультимедийное, цифровое. На первый план выходят цифровые программные продукты и умения ими пользоваться.
- Эти обстоятельства оказывают существенное влияние на образование.
- Сами образовательные технологии, и средства обучения, способы презентации образовательных достижений, обучающихся должны быть выстроены в контексте их привычной, то есть современной социокультурной среды обитания того, кого учим.
- Современному педагогу рекомендуется самому разобраться в этих новых пространствах, прийти туда и использовать их для эффективного обучения финансовой грамотности.
- Для начала давайте разберемся с вопросом о том, какие сегодня существуют и используются людьми источники информации и средства коммуникации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическая разработка по преподаванию основ финансовой грамотности для обучающихся образовательных организаций. Классный час «Поговорим о деньгах»
Учебно-методическая разработка по преподаванию основ финансовой грамотности для обучающихся образовательных организаций.Классный час «Поговорим о деньгах»...
Учебно-методическая разработка по преподаванию основ финансовой грамотности для обучающихся общеобразовательных организаций. Викторина "Угадай-ка"
Викторина "Угадай-ка" для учащихся 5 (6) класса Цели:1. Развитие интереса школьников к экономическим процессам, показанным в мультфильмах;2. Формирование экономического мышлени...
Использование проектной работы и межпредметных связей в изучении основ финансовой грамотности
Материал к выступлению на региональной форсайт-лаборатории....
Сайты для работы по курсу основ финансовой грамотности
Перечень сайтов (Анна Деньгина+мои дополнения)...
"Формирование здорового образа жизни на уроках основ безопасности жизнедеятельности в условиях реализации ФГОС".
Материалы для выступления на тему: "Формирование здорового образа жизни на уроках основ безопасности жизнедеятельности в условиях реализации ФГОС"....
Финансовая грамотность в математике.Основные модели основ финансовой грамотности в математике
Доклад на тему "Основные модели основ финансовой грамотности в курс математики. Финансовая грамотность в математике."...
Системный подход к формированию финансовой грамотности в условиях ФГОС
Обобщение опыта работы...