Формирование семейных ценностей на уроках литературы
консультация

Юрченкова Ирина Алексеевна

Формирование семейных ценностей на уроках литературы

Ссылка на презентацию: https://cloud.mail.ru/public/mqYW/41aTJdzeu

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_semeynyh_tsennostey.docx28.06 КБ

Предварительный просмотр:

Конференция

«Формирование семейных ценностей на уроках литературы»

Что же такое семья? Определение из словаря С.И.Ожегова: «Семья – группа живущих вместе родственников. Единство, объединение людей, сплочённых общими интересами». Семейные ценности - это то, ради чего человек создает семью, в чём видит её главное предназначение, то, ради чего семья будет существовать и преумножаться. Это любовь и взаимопонимание, это доверие и близость, это чувство общности и принадлежности, уважение, личностный и духовный рост, это счастливое родительство, дети, экономическая стабильность и безопасность, это бытовая и жилищная обустроенность.  К семейным ценностям можно отнести общее мировоззрение, то есть точку зрения на жизнь, быт, религию, это обычаи и традиции, которые передаются из поколения в поколение.                                                                             Молодость представляет собой период активного формирования устойчивой системы ценностей, становления самосознания и социального статуса личности. Ценностные ориентации, социальные нормы и установки молодёжи определяют тип сознания, характер деятельности, специфику проблем, потребностей, интересов, ожиданий молодёжи, типичные образцы поведения. С одной стороны молодёжь представляет собой самую мобильную, динамичную часть нашего общества; с другой стороны, в силу ограниченного характера её практической, созидательной деятельности, неполной включённости молодого человека в систему общественных отношений – самую социально неподготовленную, а значит и уязвимую её часть. Процесс формирования ценностных ориентаций личности является сложным и многогранным, так как в различные периоды жизни видоизменяется иерархия ценностных ориентаций, не теряя при этом определяющего значения для жизнедеятельности личности.                         Актуальность темы обуславливается тем, что в современных условиях переосмысления и пересмотра ценностей тема ценностных ориентаций личности приобретает особую значимость, так как именно они определяют функционирование и развитие человека. Ценностные ориентации составляют важнейший компонент структуры личности, являясь социальными в виду исторической обусловленности и индивидуальными по отношению к опыту конкретного человека. Они проявляются во всех областях человеческой жизнедеятельности и выполняют функцию регуляторов поведения.                                  В настоящее время исследователи пришли к выводу, что многие проблемы современной семьи происходят от неумения молодых людей выстраивать отношения в браке. Речь идет как об отношениях между супругами, так и между другими родственниками. В последнее время уделяют особое внимание кризисным явлениям в сфере семейных отношений: падение жизненного уровня большинства российских семей с детьми, снижение воспитательной функции семьи, увеличение числа разводов, социальное сиротство. Исследования последних лет позволяют сделать вывод, что многие кризисные явления и процессы в семье требуют серьезного внимания со стороны общества и его институтов, изменения отношения к браку, отцовству и материнству.                                                                                       Формирование семейных ценностей должно начинаться еще в детстве. Это целенаправленный процесс, направленный как на общество в целом, так и на семью и молодое поколение, целью которого является воспитание позитивных установок на семью и брак, подготовку к вступлению в брак и решению проблем молодой семьи.  Подготовка молодежи к семье - это такая же важная проблема, что и подготовка к профессиональной деятельности, адаптация к жизни в обществе. Ценности семьи необходимо формировать еще в родительской семье, а затем в школе и других образовательных учреждениях, в молодежных организациях и трудовых коллективах. Особенно важно формирование общественного мнения в сторону повышения статуса молодой семьи, материнства и отцовства, роли и места детей в жизни российского общества. Наряду с решением уже известных проблем семьи, связанных с повышением  ее уровня жизни, а также ценности института семьи для государства и общества, укрепление семьи как социального института, профилактика деструктивных тенденций, важно формировать должное позитивное отношение среди различных категорий молодежи к семье и браку. Помимо социальной рекламы в СМИ, различных мероприятий, посвященных проблемам молодой семьи, необходима целенаправленная подготовка молодого поколения к вступлению в брак еще задолго до создания семьи. К такому выводу пришли отечественные и зарубежные исследователи современной семьи. Эта же задача стоит перед нами на уроках как перед преподавателями. Одним из путей формирования семейных ценностей является литература, ведь ещё В.А.Сухомлинский в своих трудах отмечал, что слово «навсегда откладывает в детском сердце крупинки человечности». На 1 курсе колледжа изучаются те же художественные произведения, которые изучаются в 10-11 классах общеобразовательной школы. В них затрагиваются проблемы семейных отношений: драма А.Н.Островского «Гроза», роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»,  роман И.А.Гончарова «Обломов», роман Л.Н.Толстого «Война и мир», роман М.А.Булгакова «Белая гвардия», роман М.А.Шолохова «Тихий Дон». На уроках литературы мы вместе со студентами анализируем образы героев, оцениваем их поведение в разных ситуациях, высказываем свое отношение к прочитанному и авторскую позицию. Анализируя литературу о семейном воспитании, можно сделать вывод о том, что усилиями ученых конца XIX – начала XX в. было заложено начало семейного воспитания как научного направления: определены цели, задачи воспитания и обучения детей в семье. Семейное воспитание основывалось на важнейших принципах, присущих большинству русских семей: ее самобытности, прочности, родственной любви, теплоте отношений между всеми ее членами, общности духовных интересов. В литературе тех лет отмечалось, что все необходимое для жизни и блага человека, высокие нравственные качества зарождаются в нормальной семье, будущность ребенка – в руках семьи. Семья понималась как колыбель человеческой цивилизации, хранительница общечеловеческих, культурных и нравственных ценностей, семейное воспитание связывалось с развитием дарований человека. Многие положения, сформулированные педагогами того времени, остаются актуальными до сегодняшнего дня. Примером отрицательных отношений в семье служит драма А.Н. Островского  «Гроза». Тема семьи раскрывается непосредственно во взаимоотношениях между матерью, сыном, его женой и его сестрой. Студенты обращают внимание на отношение Кабановой к своим детям: для нее не важно семейное счастье её же сына, намного приоритетней те законы, в которых она живет; какие-то законы становятся выше чувств родных людей. Кабанова не скрывая завидует совей невестке, жену ведь сын больше любит, чем мать, это и послужило причиной тирании снохи. Марфа Игнатьевна видеть и слышать не хочет Катерину, постоянно ругая, оскорбляя и унижая её.  Через образы Марфы Петровны Кабановой, Варвары, Тихона Кабанова драматург показывает, как не должно быть в семье: нельзя свекрови вмешиваться в отношения сына и невестки, нельзя унижать родных и близких, нельзя обманывать родителей, нужно для своей жены быть опорой и защитой, уважать друг друга в семье. Островский показывает сильные противоречия между отцами и детьми, между новым укладом и старым. Раскрывает ширму «примерной семьи». В романе И.А.Гончарова «Обломов» вниманию читателей предстают две семьи: семья Штольцев и Обломовых.  Семья Обломовых – это добропорядочная, честная и образованная семья, но она обладает слишком спокойным нравом и ленивым образом жизни. Илья Ильич воспитывался превосходными родителями, которые сдували пылинки с сына и делали всё для его счастья, но они его разбаловали до такой степени, что часто мальчик находился в состоянии «сна», изредка его удавалось разбудить. То есть семья была замечательной, но имела весомый недостаток в виде «сонной» жизни, что привело к несчастливой и несамостоятельной жизни Обломова. Это отразилось во всех сферах его жизни: личная жизнь не удалась, дела он не делал, постоянно лежал и мечтал. Конечно, мечтать это прекрасно, но в меру. А как же он выходил из, казалось, безвыходных ситуаций? Ему помогал его друг Андрей Штольц. Штольцы – полная противоположность Обломовым по характеру образа жизни. Семьи были схожи в воспитании, в отношении к семье, но образ их жизни был разным. Штольцы – трудоголики и активные люди, которые постоянно что-то делали. Отец и мать воспитали Андрея настоящим мужчиной. Мама давала ему ласку, заботу и любовь, а отец научил его быть самостоятельным, волевым, трудолюбивым и независимым. Отец привнёс в его характер очень многое. Он давал ему свободу, но не давал распуститься и был требовательным по отношению к сыну. Именно это и сделало из него настоящего мужчину. Ребята делают вывод о том, что семья играет важную роль в жизни человека. Да, бывают исключения, но чаще всего характер человека складывается именно из того, что дали ему родители. Недаром говорят, что все мы родом из детства. Примером родительской любви, уважения к своим детям, уважения к родителям служит роман И.С.Тургенева «Отцы и дети». Василий Иванович Базаров с женой живёт в мире и согласии, относится к ней хорошо, а сына боготворит и гордится его умом и способностями. В семье Кирсановых между братьями Петром Петровичем и Николаем Петровичем царит взаимопонимание, они любят и уважают друг друга. Любят они и Аркадия, но огорчены, что приехав после учёбы домой, он стал, под влиянием Базарова, нелестно отзываться о том, что им дорого: о принципах, искусстве и многом другом. Аркадий любит и отца, и дядю, он совсем не хочет их огорчать тем, что считает их идеалы отжившими, но всё же по-мальчишески гордится, что у него передовые, смелые суждения. Со студентами на уроке мы делаем вывод, что те, кто безоговорочно отрицает духовные ценности и идеалы отцов, связь поколений, не имеют будущего. Это символически отражено в том, что главный герой умирает в то время, когда жизнь разбила его убеждения. В романе «Война и мир» Л.Н.Толстой описал множество семей с их уникальными ценностями и традициями. Хотелось бы остановиться на особо интересной и приятной семье Ростовых. Между родственниками всегда было взаимопонимание и большая любовь. Такое отношение идет от родителей – графа Ростова Ильи Андреевича и графини Натальи Ростовой. Главными принципами в воспитании своих детей для них выступали уважение, понимание и поддержка. Не было ни наказаний, ни упреков, ни ледяного светского тона. Их дом был местом силы, где каждый находил опору, что стало важным условием в становлении личностей наследников. Вспомним, к примеру, эпизод, когда Николай Ростов проигрывает большую сумму в карты. Он решил идти к отцу и сознаться в содеянном. И отец не упрекнул его, а помог справиться со сложившейся ситуацией. Такая взрослая реакция родителей — большая редкость, наверное, поэтому многим так импонирует эта семья. Главной семейной традицией Ростовых стала взаимовыручка. Ее усвоили и переняли почти все дети. Семьи Николая и Наташи стали такими же счастливыми благодаря такому родительскому примеру. А вот обстановка в семье Болконских была иная. Старый князь Николай Болконский был довольно строгим, а порой и грубым человеком. Но он был также умен и справедлив, поэтому это довольно неоднозначный персонаж. Тем не менее, в его семье все было по его правилам. Нельзя сказать, что там не было любви, как у Ростовых. Она была, но только выражалась иначе. Дети были очень благодарны отцу и уважали его. Это прослеживается в просьбе Андрея оставить Николеньку на воспитание в поместье Болконских, так как обстановка этого дома сможет сформировать достойного человека. Это выражается и в добром отношении Марьи к князю даже тогда, когда он гневался на нее во время уроков по математике. Отец старался дать своим детям прекрасное образование и переживал за их будущее. Можно сказать, что главными семейными качествами Болкоинских считались образованность, твердость и честность. Эти ценности усвоили все дети. Каждый из них перенес их в свои браки и постарался повторить атмосферу родного поместья. Также ярко «мысль семейная» отражена в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон». На уроках мы со студентами анализируем  взаимоотношения в семье Мелеховых. В этой семье ответственные и сложные дела решались открыто, в прямом, порой нелицеприятном обсуждении. Крайности сглаживались и выравнивались, резкие страсти утишались. В итоге студенты делают вывод, что семья Мелиховых не была  ни раем, ни идиллией, а лишь сплочённым миром родных людей, для которых выше личных устремлений и прихотей всегда была семья. Шептаться по углам считалось предосудительным, ибо вековой опыт подсказывал: где начинаются тайны – тут начинаются распад и раскол. Сила этой семьи в единстве. Рождению детей горячо и искренне радовались, заботы о них никого не утомляли и не пугали – трудности просто не замечались в суете большой семьи. Воспитание проходило через труд, «так повелось исстари и так навсегда осталось для Мелеховых»: труд и в быту, и в душе, и в духе. В романе мы видим, насколько сильна материнская любовь, насколько велико желание Ильиничны, чтобы всё в доме было мирно, что примиряется она даже с тем, что Мишка Кошевой – убийца старшего сына - входит в их дом хозяином, видит, как Дуняшка тянется к этому человеку, как Кошевой нежно относится к внуку Мишатке. Дети не должны быть сиротами! Это для Ильиничны становится главным условием и для новой жизни. Этот роман о человеке, о его истоках, о гуманизме. Шолохов высказал свою тревогу о мире, заставил задуматься о семье, государстве, державе на фоне разрухи. На основе материала художественных произведений у учащихся постепенно должно вырабатываться убеждение в необходимости уважительного отношения к семье и семейным ценностям. В подтверждении этого хотелось бы представить результаты анкетирования студентов, проведённого в апреле этого года, когда основные произведения уже пройдены. В анкетировании принимали участие студенты пяти групп 1 курса – 132 студента.

Анкета-опрос

1. Что для Вас в жизни самое главное? (Отметьте не более трёх позиций)

А) Любовь  Б) Образование  В) Дети  Г) Семья  Д) Работа  Е) Творчество  Ж) Здоровье                         З) Уважение окружающих

2. Что такое в Вашем представлении семья? (можно отметить несколько определений) _____________________________________________________________________________

3. Что могло бы явиться для Вас причиной заключения официального брака?                                                                                                                                                                      А) Любовь  Б) Желание создать семью  В) Расчет  Г) Рождение ребенка                                                   Д) Независимость от родителей                                                                                                                    Е) Другое________________________________________________

4. Является ли для Вас образцом семейная жизнь ваших родителей?

А) Да  Б) Скорее да, чем нет  В) Скорее нет, чем да  Г) Нет  Д) Затрудняюсь ответить

5. Какая форма организации семьи Вам ближе?

А) Главой семьи является мужчина, он принимает основные решения

Б) Главой семьи является женщина, она принимает основные решения

В) Супруги являются равноправными членами семьи и сообща принимают решения

6. Какое условие для Вас будет достаточным при создании семьи?

А) Достаточно только желания создать семью Б) Необходимое образование

В) Собственное жилье Г) Работа и постоянный доход Д) Не задумывался (ась)

Е) Другое_______________________________

7. Кто должен обеспечивать материальное благополучие семьи?

А) Муж  Б) Жена  В) Оба супруга  Г) Родственники

8. Каковы, по Вашему мнению, характеристики идеальной семьи? (Отметьте не более трёх позиций)

А) Взаимопонимание в семье  Б) Хорошее финансовое благополучие семьи

В) Здоровье всех членов семьи  Г) Любовь в семье  Д) Терпимость в семье

Е) Взаимное уважение членов семьи

9. Что, на Ваш взгляд, означает быть толерантным в семейных отношениях?

А) Отказаться от собственной позиции, от своей точки зрения

Б) Не использовать грубой силы в спорах

В) Быть терпимым по отношению к другим членам семьи

Г) Стремление наладить уважительные, доброжелательные отношения в семье

10. Что вы понимаете под семейными традициями?

А) Празднование Дней рождений родственников

Б) Регулярные встречи с родственниками,

В) Семейные увлечения (театром, музыкой, спортом и др.), совместный отдых и т.д.

Г) Духовная близость, общий интерес к истории семьи, семейным корням

Д) Все вышеперечисленное                                                                                                                              

11. Сколько детей Вы хотели бы иметь?

А) (укажите, сколько именно) _________     Б) Не планирую иметь детей
12. Что является наиболее важным в семейном воспитании?                                                             А) Уход за детьми, забота, любовь родителей                                                                                                       Б) Проявление терпимости, уважение к личности ребенка                                                                              В) Установление доверительных отношений                                                                                                Г) Проявление требовательности и строгости к детям
13. Кто, на Ваш взгляд, должен заниматься воспитанием детей в семье?                                                  А) Муж  Б) Жена  В) Оба супруга  Г) Бабушка и дедушка  Д) Все
14. Хотели бы вы поддерживать близкие отношения с родителями после вступления в брак?                                                                                                                                                                  А) Да и хотел(а) бы продолжать жить вместе с ними                                                                                           Б) Да, но жить отдельно                                                                                                                                      В) Нет
Результаты анкетирования: в презентации.                                                                                 Ориентируясь на данный опрос, можно сделать вывод о том, что наша работа на уроках не напрасна, так как она помогает в воспитании высоконравственной и духовно-развитой личности и приобщении учащихся к семейным ценностям. Своё выступление хотелось бы закончить фразой американского писателя Ричарда Баха: «Узы, которые связывают вашу настоящую семью, связаны не кровью, а уважением и радостью в жизни друг друга». Именно это мы помогаем понять нашим студентам на уроках литературы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование семейных ценностей на уроках обществознания

Методические рекомендации по формированию семейных ценностей на уроках обществознания в коррекционной школе....

Формирование семейных ценностей на уроках чтения и развития речи в коррекционной школе VIIIвида (обобщение опыта)

Одной из самых главных задач при обучении и воспитании школьников является дальнейшая их успешная социализация в обществе, понимание истинных ценностей в жизни. В данной статье рассматривается роль се...

Выступление по теме "Формирование семейных ценностей на уроках английского языка на всех ступенях обучения" на педагогическом совете школы.

Материал содержит информацию по воспитанию духовно-нравственных ценностей на всех ступенях образования с помощью курса "Английский язык", показывает разные способы  по формированию семейных ценно...

«Формирование семейных ценностей на уроках русского языка и литературы в 9 классе».

К сожалению, сейчас семейные ценности отходят на второй план. Если раньше жизнь человека постоянно крутилась вокруг собственной семьи, то теперь он мечтает жить для себя. Некоторые молодые люди заменя...