«Технология проектного обучения при реализации ФГОС»
проект

Дубчинова Баярма Цырендашиевна

Основной целью  педагогической деятельности по изучению предмета «Бурятский язык» является создание условий для развития познавательных, творческих, коммуникативных способностей учащихся, обеспечение их глубокими и прочными знаниями, умениями для применения в практической деятельности. Как мы знаем, обновленный ФГОС акцентирует на практических навыках детей: они должны понимать как связаны предметы и как помогают в реальной жизни.

Для достижения цели широко используются и внедряются инновационные технологии: информационно-коммуникативная, здоровьесберегающая, проблемно-поисковая, технология проектного обучения, развивающие технологии, др. Приоритетным направлением внедрения инновационных технологий является повышение интереса учащихся к исследованию как способу познания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_proektnaya_tehnologiya.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Технология проектного обучения при реализации ФГОС»

Инновационная деятельность представляет собой целенаправленную педагогическую деятельность, основанную на осмыслении собственного педагогического опыта при помощи сравнения и изучения учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, внедрения новой педагогической практики. Это творческий процесс по планированию и реализации педагогических новшеств, направленных на повышение качества образования.

Основной целью  педагогической деятельности по изучению предмета «Бурятский язык» является создание условий для развития познавательных, творческих, коммуникативных способностей учащихся, обеспечение их глубокими и прочными знаниями, умениями для применения в практической деятельности. Как мы знаем, обновленный ФГОС акцентирует на практических навыках детей: они должны понимать как связаны предметы и как помогают в реальной жизни.

Для достижения цели широко используются и внедряются инновационные технологии: информационно-коммуникативная, здоровьесберегающая, проблемно-поисковая, технология проектного обучения, развивающие технологии, др. Приоритетным направлением внедрения инновационных технологий является повышение интереса учащихся к исследованию как способу познания.

            Внеурочная деятельность в школе по ФГОС - реализация образовательного процесса за пределами школьного урока, но в рамках общеобразовательной программы. Внеурочную деятельность  не рекомендуют заменять никакой другой деятельностью, в том числе дополнительным образованием. Это требование установлено пунктом 13 ФГОС СОО. Результатами освоения внеурочной программы являются: сформированные УУД: коммуникативные, регулятивные и познавательные; личностные качества у детей: потребность в саморазвитии, мотивация к обучению, ценностно-смысловые установки, социальные компетенции, сформированные основы российской, гражданской идентичности. Одним из направлений внеурочной деятельности является туристко-краеведческая. Данное направление реализуется с помощью определенных форм: встреча, игра, концерт, культпоход, соревнование, турнир, экскурсия, туристкий поход и др. В рамках проекта «Знай и люби свой родной край» посетили с детьми художественный музей имени Цыренжапа Сампилова,  этнографический музей народов Забайкалья, буддийский дацан на Лысой горе, музей истории города Улан-Удэ, музей истории Бурятии, туристкий поход на тропу Победы на Верхней  Березовке.  Изучение родного края, национальной культуры помогает не только более глубокому осмыслению истории своего народа, но и формирует в детях национальное самосознание, способствует сохранению национальной самобытности народа. Особенность  проектов заключается в расширении теоретических и практических уровней знаний, их использования в личной и общественной жизни. Это достигается путем самообразования, изучения дополнительного материала, работы с литературой, организации походов, экскурсий, т.д.

        Современные образовательные технологии  позволяют не только развивать интерес у учащихся  к изучению бурятского языка, но и  достигать хороших результатов в воспитании и обучении, создавать благоприятный психологический климат в классе, ставить каждого ученика в ситуацию успеха, в полной мере раскрыть все его способности, избежать перегрузки при подготовке домашнего задания на уроке. Для успешной реализации проектов разработаны методические материалы: опорные схемы, тесты, буклеты, презентации, видеоролики, др.

        Успешным ученик становится в условиях, когда он умеет самостоятельно добывать знания, умеет анализировать и обобщать, делать выводы, а также грамотно презентовать свою работу. Поэтому широко применяется проектная технология, в основе которой лежит методика создания, анализа и презентации своей деятельности. Результат своей работы учащиеся представляют в виде мини-проекта, например,  «Нүүдэлшэнэй ажабайдал», «Минии уг гарбал», «Улаан-Үдэ Буряадай ниислэл хото» и т.д. Учащиеся 8-9 классов делают видеоролики, например «Константин Константинович Рокоссовский бэлигтэй жанжин», «Буряад арадай сайлалгын заншалнууд», «Алдарта Байгал, арюухан далай», «Цыренжап Сампилов буряадай түрүүшын уран зураашан», «Сагаалганай ёhо заншалнууд». Также это может быть презентация, кроссворд, словарик и др. Учащиеся выполняют задания и представляют результат проектной деятельности  одноклассникам.

При реализации проектной технологии учитель выступает в роли консультанта, помощника, наблюдателя, источника информации, координатора. Главная задача учителя заключается не в передаче конкретных знаний, а в обучении способам работы для получения знаний.

Инновационной технологией является внедрение межпредметного образовательного модуля, задача которого заключается в координации учебных предметов, а также социализации учащихся. При этом внеурочные формы работы, составляющие 30 % содержания учебной программы, направлены, главным образом,  на достижение метапредметных результатов. Межпредметный модуль ориентирован на развитие познавательной деятельности школьников, что стало возможным  при помощи взаимодействия учителей, создания интегративной среды разных учебных дисциплин.

Функция учителей заключается в том, чтобы организовать деятельность учащихся, обеспечить условия для формирования предметных и метапредметных результатов в процессе познавательной деятельности. Каждое занятие может допускать неокончательное решение главной задачи, что будет побуждать школьников к поиску возможностей других решений, к развитию ситуации на новом уровне, а, следовательно, к самостоятельной познавательной деятельности. Межпредметный модуль позволяет выделить  основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должен владеть ученик.

Одним из примеров реализации данной внеурочной формы может служить межпредметный образовательный модуль  «Волшебная книга Сагаалгана» для учащихся начальных классов, «Умный дом-сэсэн гэр» для учащихся 5-6 классов, посвященный году науки и технологии.

Учащиеся проектной группы «Умный дом-сэсэн гэр» работали над текстом, делали перевод названий бытовой техники умного дома. И самая главная задача была защитить свой проект умного дома на бурятском языке, изучали этноэкологию бурятского народа через материально-духовную культуру, их мировоззрение и отношение к природе. Ведь традиции наших предков - это уникальный накопленный опыт гармоничного взаимодействия человека с природной средой, который нужно поддерживать, распространять, применять их как ориентиры в повседневном отношении к природе. В результате проведения модуля у учеников формируются следующие  личностные УУД (оценка собственной учебной деятельности, определение ее значимости, оценка деятельности группы, мотивирование своих действий) и  метапредметные УУД.

Модуль проходит в течение 3 учебных дней, для чего в расписание класса и учителей-предметников вносятся необходимые изменения. Для проведения модуля выбирается технически оснащенный кабинет с ноутбуком, проектором, колонками. Учителями готовятся материалы: энциклопедии, словари, канцелярские товары.

Каждый ученик может оценить результат своей работы и работы группы на завершающем занятии в ходе защиты стенда, ответа на заданные вопросы, а также отобразив его в дневнике, который заполнялся в течение всех трёх дней. Кроме того, результатом станет еще и то, что приобретенные знания, умения и навыки ученик сможет применить на разных учебных предметах, а также за пределами школы. На летних каникулах в 2022 году в лагере дневного пребывания при школе дети занимались изучением бурятского языка по программе «Буряад ороноор аяншалга». Дети с большим интересом погружались в изучение бурятского языка во время игры, конкурсов, турниров, концертов, викторин и экскурсий.

Инновационная деятельность учителя способствует не только становлению разносторонне развитой личности ученика, но и профессиональному росту самого учителя. Поэтому одним из условий успешной реализации инновационных технологий является осуществление обмена опытом на мероприятиях, направленных на повышения профессиональных компетенций учителя.

Опыт внедрения инновационных технологий при обучении бурятскому языку был представлен на IX Всероссийской научно-практической конференции «Учебно-исследовательская деятельность в системе общего, дополнительного и профессионального образования», научно-практической конференции «Проблемы организации учебно-исследовательской деятельности учителей и учащихся в современном образовании», конкурсе методических разработок по проблемам формирования межэтнической толерантности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология портфолио в условиях реализации ФГОС. Портфолио: назначение, содержание, технология.

В данной презентации краткая информация видах портфолио, его назаначении и содержании. Презентация предназначена для работников образовательных учреждений....

Тема «Применение технологии проектного обучения через организацию проектно-исследовательской деятельности обучающихся».

Модернизация российского образования требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Обращение к таким формам обучен...

Статья "Характеристика и особенности реализации технология проектного обучения в средней школе "

Технология проектного обучения рассматривается в системе личностно ориентированного образования и способствует развитию таких личностных качеств школьников, как самостоятельность, инициативность, спос...

Статья «Современные педагогические технологии на уроках английского языка: технологии активного обучения, технология смыслового чтения, технология проектного обучения"

Основной задачей педагога в современных условиях является умение так организовать учебную деятельность, чтобы у ученика не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время. ...