Семинар "Финансовая грамотность на уроках математики и во внеурочное время"
методическая разработка
Финансовая грамотность на уроках математики и во внеурочное время
(выступление на семинаре по финансовой грамотности в рамках ФГОС)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад | 15.51 КБ |
Презентация к докладу | 2.34 МБ |
Предварительный просмотр:
Финансовая грамотность
на уроках математики и во внеурочное время
(выступление на семинаре по финансовой грамотности в рамках ФГОС)
В настоящее время человек ежедневно вынужден совершать десятки финансовых операций — оплачивать проезд и счета, совершать покупки. Но далеко не каждый человек умеет разумно рассчитывать свои расходы и доходы, делать сбережения и увеличивать их с годами. В России действует Национальная Стратегия повышения финансовой грамотности, которая направлена на «повышение финансовой грамотности населения, создание системы финансового образования и информирования в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг».
Финансовая грамотность, согласно ФБУЗ «Центр гигиенического образования населения» Роспотребнадзора, является «совокупностью знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни». Реализация Стратегии направлена, в том числе, на повышение финансовой грамотности у школьников, подразумевает под собой включение тем, связанных с экономикой, в планы образовательных организаций. Однако, такой предмет, как экономика, есть не в каждом классе.
Поэтому формировать финансовую грамотность у школьников помогает интеграция в урочную деятельность в 5-9 классах, а также через курсы по внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для 10-11 классов.
В учебном предмете «математика» формирование финансовой грамотности решается через темы «Проценты», «Дроби», «Прогрессии», «Математические расчеты». Все финансовые задачи подразделяю на виды:
- Задачи на потребности и расходы.
- Задачи на взаимозаменяемые варианты.
- На альтернативную стоимость.
- На потребительский выбор
- На снижение и повышение цены, доходы и налоги.
- На личный и семейный бюджет, на расчет с использованием карт и счетов.
- Задачи на займы, на страхование, инвестиции и кредиты.
В своей практике использую систему обучения финансовым задачам:
5-6 классы: изучение темы «Проценты», решение практико-ориентированных задач. Учащиеся учатся сравнивать бюджет, рассчитывать налоги, сравнивать прибыль в различных вложениях.
7-9 классы «Задачи на понижение и повышение цены».
10-11 классы «Простые и сложные проценты»
К сожалению, в школьных учебниках задач с экономическим содержанием мало, но большой блок таких задач есть в сборниках ЕГЭ и ОГЭ, в сборниках ВПР. Эти задачи я начинаю разбирать уже с 5 класса.
В курсе внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» учащиеся 10-11 классов более подробно изучают такие темы как: «Банки», «Фондовый рынок», «Налоги», «Страхование», «Собственный бизнес», «Пенсионные фонды». В своей работе использую УМК Брехова Ю.В., Алмосов А.П., Завьялов Д.Ю. «Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 10–11 классы общеобразоват. орг.» — М.: ВАКО, 2018. — 344 с. — (Учимся разумному финансовому поведению).
Также в занятия внеурочной деятельности включаю игры по финансовой грамотности. Большая коллекция игр представлена на сайте https://xn--80apaohbc3aw9e.xn--p1ai/project/den-finzozh-znanij/materialy-dlya-provedeniya-urokov/ .
Особенно учащимся нравится, разработанная мною игра «Дебаты». Здесь учащиеся обсуждают различные вопросы, касающиеся финансов. Например, «Семейный бюджет», «Кредит – необходимость или потребление не по средствам?»
Уже третий год с учащимися и их родителями участвуем в Краевом семейном финансовом фестивале.
Обучение учащихся финансовой грамотности позволяет легче адаптироваться к постоянно меняющейся финансовой сфере. Эти бесценные знания действительно помогут сделать жизнь гораздо проще.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проект «Национальная стратегия повышения финансовой грамотности 2017–2023 гг.».— Текст: электронный // Министерство финансов Российской Федерации: [сайт].— URL: https://m.minfin.gov.ru/ru/document/?id_38=118377-proekt_natsionalnaya_strategiya_povysheniya_finansovoi_gramotnosti_2017–2023_gg . (дата обращения: 29.06.2021). Национальная Стратегия повышения финансовой грамотности 2017-2023гг. Основное направление «повышение финансовой грамотности населения, создание системы финансового образования и информирования в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг».
Финансовая грамотность – это совокупностью знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.
ЗАДАНИЕ Сергей серьезно увлекается туризмом и в начале года поставил цель накопить до конца мая 50 000 рублей на поездку в горы. Для достижения этой цели Сергей планирует (и его бюджет позволяет) откладывать по 12 500 рублей в месяц. Сможет ли Сергей осуществить поездку? Да Нет
КРАТКОСРОЧНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ЦЕЛИ Как правило, на промежутке времени до одного года мы обладаем достаточно полной информацией о нашем финансовом положении, поэтому краткосрочные цели могут и должны быть сформулированы в соответствии с критериями SMART . S PECIFIC ( КОНКРЕТНОСТЬ) M ESURABLE ( ИЗМЕРИМОСТЬ) A TTAINABLE ( ДОСТИЖИМОСТЬ) R ELEVANT ( ЗНАЧИМОСТЬ) T IME-BOUND ( ОГРАНИЧЕННОСТЬ ВО ВРЕМЕНИ) Количественное описание цели в денежном выражении Возможность достижения цели должна быть реальной Наличие реальной мотивации для достижения цели (актуальность) Наличие конкретных сроков достижения цели Должно быть понятно, какие именно действия нужно предпринять для достижения цели
Место математики в формировании финансовой грамотности школьников Учебный предмет «математика» - благоприятная среда для формирования финансовой грамотности, так как обладает универсальным набором инструментов для решения финансовых задач. Математические ( метод расчетов) Прогрессии Проценты Дроби
Классификация финансовых задач задачи на потребности и расходы задачи на взаимозаменяемые варианты задачи на альтернативную стоимость задачи на потребительский выбор задачи на понижение и повышение цены задачи на скидки задачи на доходы и налоги задачи на личный и семейный бюджет задачи на расчеты с использованием карт и счетов задачи на займы задачи на страхование задачи на сбережения и инвестиции, на кредиты
– задачи на потребности и расходы: Задача 1. Лена купила два пирожка, килограмм персиков и полтора килограмма груш. Один пирожок стоит 27 рублей, один килограмм персиков — 350 рублей, а один килограмм груш — 30 рублей. Какую сдачу получит Лена с 500 рублей?
№ п.п Посещаемые аттракционы Стоимость в рублях 1 Американские горки 300 2 Комната страха, американские горки 400 3 Автодром, американские горки 350 4 Колесо обозрения 250 5 Колесо обозрения, автодром 300 6 Автодром 100 – задачи на взаимозаменяемые варианты: Задача 2. Михаил решил посетить Парк аттракционов. Сведения о билетах на аттракционы представлены в таблице. Некоторые билеты позволяют посетить сразу два аттракциона.
– задачи на альтернативную стоимость: Задача 3. В среднем гражданин А. в дневное время расходует 120 кВт/ч электроэнергии в месяц, а в ночное время — 185 кВт/ч электроэнергии. Раньше у А. в квартире был установлен однотарифный счетчик, и всю электроэнергию он оплачивал по тарифу 2,40 руб. за кВт/ч. Год назад А. установил двухтарифный счётчик, при этом дневной расход электроэнергии оплачивается по тарифу 2,40 руб. за кВт/ч, а ночной расход оплачивается по тарифу 0,60 руб. за кВт/ч. В течение 12 месяцев режим потребления и тарифы оплаты электроэнергии не менялись. На сколько больше заплатил бы А. за этот период, если бы не поменялся счетчик? (Ответ: 3996 руб. в год).
– задачи на потребительский выбор: Салон Цена телефона (руб.) Первоначальный взнос (в% от цены) Срок кредита (мес.) Сумма ежемесячного платежа (руб.) Эпсилон 20000 15 12 1620 Дельта 21000 10 6 3400 Омикрон 19000 20 12 1560 Задача 4. В трёх салонах сотовой связи один и тот же телефон продаётся в кредит на разных условиях. Условия даны в таблице. Определите, в каком из салонов покупка обойдётся дешевле всего (с учётом переплаты). В ответ запишите эту сумму в рублях.
– задачи на понижение и повышение цены: Задача 5. Цены на крабов сначала понизились на 20 %, а затем повысились на 25 %. Сколько изначально стоили крабы, если после повышения цен они стоили 150 руб.? – задачи на скидки: Задача 6. Коньки без скидки стоят 1800 рублей. Со скидкой они стоят 1530 рублей. Сколько процентов составляет скидка? – задачи на доходы и налоги: Задача 7. Налог на доходы составляет 13 % от заработной платы. Заработная плата Ивана Кузьмича равна 12 500 рублей. Сколько рублей он получит после вычета налога на доходы?
– задачи на личный и семейный бюджет: Задача 8. Билет на новогоднее представление «Приключение в Снежном королевстве» стоит для взрослого 400 руб., для школьника — половину стоимости взрослого билета, а для дошкольника — четверть стоимости взрослого билета. Сколько рублей должна заплатить за билеты семья, включающая двух родителей, двух школьников и одного двухлетнего малыша? – задачи на займы: Задача 10. Евграфий взял у приятеля взаймы 20000 руб. в декабре. Каждый месяц, начиная с января, он выплачивает 20 % от оставшейся суммы долга. Сколько денег он заплатит приятелю в феврале? – задачи на расчеты с использованием карт и счетов: Задача 12. При переводе денежных средств с банковского счёта на счёт в другом банке взимается комиссия 2,5 % от суммы перевода. Сколько рублей составит комиссия при переводе 14 000 рублей?
– задачи на страхование: Задача 13. Семья Ивановых состоит из трех человек: папа, мама и ребенок-школьник. В прошлом году папа болел дважды, мама — три раза, а ребенок — девять раз. Каждый раз за помощью они обращались в платную поликлинику, где требовалось три раза посетить врача и два раза сдать анализы. Первое обращение к врачу по каждому случаю заболевания в этой поликлинике стоит 1100 рублей, повторное обращение — 850 рублей, взятие анализов — 500 рублей. Если оформить полис добровольного медицинского страхования (ДМС), платить за каждую услугу не придется. Стоимость полисов составляет: – для одного взрослого: 27 000 рублей; – для одного ребенка: 32 000 рублей. Кому из членов семьи было бы дешевле оформить полис, чем платить за каждую услугу? 2) На сколько?
– задачи на сбережения и инвестиции: Задача 9. Саша положил некоторую сумму в банк на 4 года под 10 % годовых. Одновременно с ним Паша такую же сумму положил на два года в другой банк под 15 % годовых. Через два года Паша решил продлить срок вклада еще на 2 года. Однако к тому времени процентная ставка по вкладам в этом банке изменилась и составляла уже p % годовых. В итоге через четыре года на счету у Паши оказалась большая сумма, чем у Саши, причем эта разность составила менее 10 % от суммы, вложенной каждым первоначально. Найдите наибольшее возможное целое значение процентной ставки. – задачи на кредиты: Задача 11. Клиент взял в банке кредит 12 000 рублей на год под 16 %. Он должен погашать кредит, внося в банк ежемесячно одинаковую сумму денег, с тем чтобы через год выплатить всю сумму, взятую в кредит, вместе с процентами. Сколько рублей он должен вносить в банк ежемесячно?
Задач Задачи из школьных учебников Задачи из сайтов Фипи, «Решу ЕГЭ» УМК по финансовой грамотности Материалы КИМов Задачи из проектов учащихся
«Финансовая грамотность» — целостная система учебных курсов для общеобразовательных организаций, впервые разработанная в России. Для каждого курса создан учебно-методический комплект, включающий учебную программу, методические рекомендации для учителя, учебные материалы для учащихся, рабочую тетрадь и материалы для родителей. Предлагаемые материалы содержат значительный объём информации, что позволяет использовать их не только в образовательном процессе, но и во внеурочной деятельности, для самообразования обучающихся, реализации их индивидуальной образовательной траектории, совместной работы с родителями и др. Финансовая грамотность во внеурочной деятельности
Копилка методических приемов Во внеурочной деятельности Подготовка проектов для научно-практической конференции, например, «Кредит на образование» ; Решение экономических задач при подготовке к экзаменам; Участие в проекте «Краевой семейный финансовый фестиваль» Игра «Дебаты», обсуждаемые вопросы: «Семейный бюджет», «Кредит – необходимость или потребление не по средствам?» Проведение уроков финансовой грамотности от Центрального банка России, участие во всероссийском проекте «Игры по финансовой грамотности» https://xn--80apaohbc3aw9e.xn--p1ai/project/den-finzozh-znanij/materialy-dlya-provedeniya-urokov/ .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская деятельность учащихся на уроках математики и во внеурочное время
Современное состояние российского образования характеризуется появлением большого количества новых образовательных технологий и программ. При этом в Концепции модернизации российского образования на п...
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время, формирование творческой инициативы учащихся
На современном этапе развития школьного образования проблема активной познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствован...
Метапредметность на уроке математики и во внеурочное время
ПЛАН.1. Введение. 2. Сущность метапредметности. 3. Реализация метопредметности на уроке и результаты.1) Создание метапредметных проблемных ситуаций.2) Метопредметность как способы работы с информ...
Доклад на МО учителей математики и физики: « Использование развивающих заданий на уроках математики и во внеурочное время, как важнейшее направление работы с одарёнными детьми»
МКОУ « Александровская основная общеобразовательная школа»Докладна МО учителей математики и физики:« Использование развивающих заданий на уроках математики и во внеурочное время, как важнейшее н...
Формирование математической грамотности на уроках математики и во внеурочное время с использованием активных форм обучения( из опыта работы )
В 2018 году девятиклассники нашей школы приняли участие в международном исследовании PISA. Наш опыт участия оказался успешным. Учащиеся показали достаточно высокий уровень компетенций по трем нап...
О ФОРМИРОВАНИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
Одна из главных проблем, с которой столкнулось общество, является отсутствие финансовой грамотности. Рост финансовых продуктов и услуг требует от граждан понимания и грамотности в их использовании. Не...
Развитие финансовой грамотности на уроках информатики и во внеурочное время
В 2012 году в составе функциональной грамотности появляется такое направление, как финансовая грамотность. Основные разделы, включающие в финансовую грамотность:доходы;расходы;сбережения и инв...