Применение социальных технологий при реализации личностно-ориентированного обучения
статья
В докладе представлены примеры применения социальных технологий при реализации личностно-ориентированного обучения на основе опыта работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_panchenko.docx | 23.78 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИМЕНЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
Докладчик: Панченко Татьяна Николаевна
преподаватель информационных дисциплин КГА ПОУ «ЛИК»
Идея педагогического опыта: Формирование общих и профессиональных компетенций специалиста с помощью социальных технологий обучения с учётом индивидуальных особенностей личности.
Для всех уже давно не является секретом, что современное общество требует от молодёжи быть активными, мобильными личностями, умеющими решать нестандартные проблемы, ставить цели, планировать и организовывать работу, сотрудничать в команде, оценивать результаты и т.д.
Этими компетенциями обучающиеся овладевают на учебных занятиях, построенных на основе принципов личностно - ориентированного обучения. Личностно - ориентированное обучение может реализовываться посредством различных образовательных технологий, в частности социальных технологий обучения.
Социальные технологии – это совокупность методов и приемов, которые позволяют решать задачи на занятии при взаимодействии обучающихся друг с другом и при минимальном воздействии учителя. К их числу относят ролевую игру, симуляцию, проектную технологию, технологию творческих мастерских, дискуссию, диспут, дебаты, кейс-технологию и др., все они основаны на коммуникативном подходе и оптимально отвечают требованиям сегодняшнего дня в преподавании большинства предметов.
Основная идея этой технологии – создать условия для активной совместной учебной деятельности в группах, не забывая об индивидуальном подходе к каждому студенту.
Думаю, всем присутствующим знакома ситуация, когда на занятия приходят дети с разным уровнем обученности, с разным темпом усвоения материала, с разными психологическими качествами, наконец. А научить нужно всех и каждого.
В таких случаях очень помогают социальные технологии обучения. Если объединить ребят в группы (по 3-4 человека) и дать им одно общее задание, объяснив роль каждого в выполнении этого задания, то возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы, но, что особенно важно, за результат всей группы. Поэтому более слабые стараются выяснить у сильных все непонятные им вопросы, а сильные заинтересованы в том, чтобы все члены группы, разобрались в материале и добились высоких результатов.
Практика показывает, что вместе учиться не только легче, но и эффективней. Но здесь надо помнить, что наша цель не организовать соревнование, а выстроить обучение. Сделать это непросто. Педагог должен уметь распределить ребят в группы, обеспечить их необходимыми материалами, правильно распределить время, организовать самоконтроль в группах.
Рассмотрим несколько основных видов социальных технологий:
- Проектная технология - деятельность обучающихся, направленная на изучение какой-либо проблемы. Предусматривает самостоятельную познавательно-поисковую работу.
Это одна из моих любимых технологий. Проекты могут быть разные: исследовательские, творческие, информационные, игровые. Работа над проектом может охватывать большой промежуток времени (в этом случае результаты могут быть представлены на отдельном занятии или конференции), а может быть краткосрочной в рамках одного-двух занятий.
- Ролевая игра – это метод обучения, при котором студенты как бы проживают некую профессиональную ситуацию.
При этом мы сразу выполняем несколько функций: формируем мотивацию к общению вообще; обучаем, воспитываем сознательность и дисциплину, а также ориентируем студента на будущую профессиональную жизнь. Благодаря ролевым играм ребята получают навыки коммуникации, которых им в последнее время очень не хватает, а также приобретают опыт, приближенный к реальной деятельности, обучаются самостоятельному совершенствованию своих навыков.
- Кейс-технология– это образовательная технология, в основе которой лежит анализ какой-либо проблемной ситуации. Она как бы объединяет в себе ролевые игры и метод проектов. Кейс - технология не предлагает обучающимся проблему в открытом виде. Участникам образовательного процесса необходимо вычленить данную проблему из той информации, которая содержится в описании кейса, предложить решения и найти выход.
Кейс - это набор учебно-методических материалов на различных носителях (печатных, аудио-, видео- и электронные материалы), выдаваемых студентам для самостоятельной работы.
Технология работы с кейсом в учебном процессе включает в себя следующие этапы:
-индивидуальная работа с материалами кейса.
-работа в малых группах по согласованию решений данной проблемы;
-презентация результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы).
В целом отмечу, что социальные технологии обеспечивают:
1) психологический комфорт (отсутствие страха, возможность обсуждения темы-проблемы в команде);
2) социализацию обучающихся (появляется навык профессионального общения);
3) деятельностный подход (ребята решают конкретную проблемную ситуацию);
4) развитие разного рода компетенций;
5) готовность к работе в команде;
Таким образом, социальные технологии охватывают три главные цели обучения: развивающую, образовательную и воспитательную. И дают возможность учитывать индивидуальные особенности личности студента.
Примеры из опыта работы
- Применение проектной технологии на занятиях и во внеурочное время:
- Проект «Социологический опрос». При изучении табличного процессора MS Excel перед студентами ставится проблема провести социологический опрос на заданную тему и обработать результаты в программе MS Excel. Итогом проекта должны стать выводы о результатах опроса с диаграммами.
- Проект «Моя (или наша) Web-страница». Занимает чуть более длительное время. Выполняется как домашнее задание в течение двух недель в процессе изучения языка HTML. Результатом является презентация Web-страницы.
- Проект «Буклет организации». При изучении текстового процессора перед студентами ставится проблема: сделать буклет для заданной организации. Работа ведется в микрогруппах. Результатом является демонстрация созданных буклетов.
- Во внеурочное время большие по объёму и более сложные по сути проекты делают не все студенты. Обычно эту работу выбирают ребята, наиболее заинтересованные информатикой. Темы проектов за последние 3 года выполнено около 20 таких проектов. Все они были представлены на наших внутриколледжных конференциях. Но я назову только те, которые были представлены на краевых и всероссийских конкурсах:
- Проект «Ресурсы сети Интернет» занял 1 место во Всероссийском творческом конкурсе исследовательских и научных работ и проектов.
- Проект «Эволюция Интернет-браузеров» занял 3 место во Всероссийском конкурсе творческих и исследовательских работ учащихся.
- Проект «Поисковые системы» занял 1 место в краевом конкурсе учебных проектов студентов ПОУ ПК.
- Проект «Разработка ИНДИ –игр с помощью игрового движка Unity» занял 1 место в краевом конкурсе проектов студентов ПОУ ПК.
- Проект «Презентация профессии» занял 3 место в краевом конкурсе профессиональной направленности «На пути к призванию».
- Применение ролевых игр на занятиях и во внеурочное время:
- Для студентов первого курса подбираются игры не сложные. Например, по теме «Защита информации» использую небольшую игру, в которой есть злоумышленник, похитивший персональную информацию, жертва, следователь, адвокат и программист (или группа программистов), который помогает в итоге защитить компьютер от несанкционированного доступа. Так мы закрепляем методы защиты информации, рассматриваем возможные пути и способы хищения информации, узнаем правовые аспекты информационной защиты.
- Для студентов второго курса игры посложнее. Например, «Ремонт компьютера». Создается несколько микрогрупп – мастерских по ремонту ПК. Есть «клиенты», которые приходят с описанием ошибки, отображенной на дисплее ПК. Работники мастерской должны определить тип ошибки, возможные причины и определить методы её исправления.
- А при проведении мероприятия «Посвящение в IT-шники» студенты подбирают одежду для собеседования, находят ошибки в поведении «сотрудников» на рабочих местах, руководствуясь этикой делового общения.
- Применение кейс - технологии на занятиях:
- При изучении темы «Аппаратное обеспечение компьютера» использую следующий кейс. В компьютерную фирму поступает заказ на сборку компьютера. Требуется подобрать комплектующие, отвечающие требованиям заказчика, уложившись в сумму заказа. В состав кейса входит описание заказа и прайс-лист на комплектующие. Ребята делятся на заказчиков и работников фирм. В заключение работники фирм обосновывают свои варианты, заказчики задают вопросы, высказывают своё мнение, происходит обсуждение.
- При изучении профессионального модуля на получение рабочей профессии «Оператор ЭВМ» предлагается более серьёзный кейс, занимающий несколько занятий. Студенты разбиваются на группы по 3-4 человека. Каждая группа получает кейс с описанием деятельности фирмы или организации. Проанализировав кейс члены группы в соответствии с полученными ролями (PR-менеджер, делопроизводитель, дизайнер, программист) должны разработать логотип компании, буклет, визитку, макет сайта и составить несколько деловых писем партнерам. В итоге проводится презентация и обсуждение проделанной работы.
Подводя итог, отмечу, что социальные технологии интересный и продуктивный вид образовательных технологий, но его применение требует определенной подготовки, как от преподавателя, так и от студента. Безусловно, нельзя все занятия проводить в таком интерактивном режиме. Для достижения положительных результатов нужно сочетать традиционные технологии обучения с интерактивными, включать элементы одной технологии в другую, менять их, вносить что-то новое. Именно так мы сможем сделать занятия не только полезными, но и интересными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация личностно - ориентированного обучения на уроках математики через использование информационно-коммуникативных технологий
В статье рассказывается об олыте работы по теме самообразования: "Реализация личностно - ориентированного обучения на уроках математики через использование информационно-коммуникативных технологий"...
Педагогический проект на тему: «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках биологии как реализация личностно-ориентированного подхода к обучению»
Педагогический проект на тему: «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках биологии как реализация личностно-ориентированного подхода к обучению».В новых социально-экономическ...
Реализация личностно ориентированной технологии через интерактивное обучение
В статье содержиться материал о результативном практическом опыте по использованию личностно ориентированной технологии на уроках биологии в 5-9х классах....
Технология ИСУД на уроках русского языка и литературы как реализация личностно – ориентированного подхода в обучении
в статье рассматриваетя применение одной из современных педагогических технологий, позволяющих осуществлять личностно ориентированный подход в обучении – технологии ИСУД (технология уч...
Доклад на ШМО «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках биологии как реализация личностно-ориентированного подхода к обучению»
Доклад на ШМО...
Продуктивность использования образовательных технологий.18 Технологии: личностно-ориентированного развивающего обучения; здоровьесберегающая, проектное обучение, игровая, групповая, дифференцированного обучения.
Тема урока: «Преодоление полосы препятствий, включающих в себя освоенные двигательные действия»....
Доклад по теме: «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках биологии как реализация личностно-ориентированного подхода к обучению»
Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одного из самых актуальных образовательных подходов, и как совоку...