Доклад "Использование ИК-технологий для развития творческих способностей обучающихся во внеурочной деятельности"
статья
В докладе рассматриваются преимущества применения средств информационных технологий для развития творческих способностей обучающихся на примере внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_ik-tehnologiy.docx | 28.67 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование ИК-технологий для развития творческих способностей обучающихся во внеурочной деятельности»
Нельзя вырастить полноценного человека
без воспитания в нем чувства прекрасного.
В этих словах Р. Тагора просто и ясно выражена мысль о влиянии искусства на становление личности человека, его развитие. Без воспитания эстетически грамотных людей, воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал невозможно становление цельной, гармонически развитой и творчески активной личности.
Иные деятели творческой среды полагают, что искусство существует для развлечения и отдыха, и видят главную задачу в том, чтобы доставлять людям радость. Однако, все это присуще искусству, но не исчерпывает его природы и не раскрывает его сущности. Художественно отражая события современного мира, искусство оказывает тем самым формирующее влияние на нравственно-эстетический мир личности, и выполняет много различных функций - общения, воспитания, оценки, и кроме того формирует художественное мышление необходимое в различных видах деятельности. Искусство дает целый комплекс знаний об окружающем человека мире, ориентирует его в этом мире, приносит в его жизнь то веяние идеала, то ощущение времени, которое делает его способным к социальной жизнедеятельности.
В современном мире художественное мышление, связывающее нас с прошлым, с духовным наследием наших предков, является непреходящей ценностью. А воплощение этого мышления и есть декоративно-прикладное искусство. Оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармоничной личности. Поэтому очень важно для детей видеть красоту предметов декоративно-прикладного искусства, пробовать изготовить их своими руками.
Мною была разработана программа внеурочной деятельности общекультурной направленности «Природа и фантазия», которая носит практико-ориентированный характер. Она направлена на овладение обучающимися основ различных видов техник.
В данной программе представлено одновременно большое количество видов современного декоративно-прикладного творчества: лепка из солёного теста, папье-маше, квиллинг, работа с природными и резервными материалами. Это дает возможность раскрыть обучающимся всё богатство и красоту современного рукоделия, опираясь на истоки народного творчества.
Используемые при реализации данной программы материалы – это недорогой, доступный для каждого поделочный материал, хорош для детей любого возраста.
Многообразие предлагаемых видов декоративно-прикладного искусства и техник их исполнения позволяет обучающемуся найти тот вид ДПИ, который наиболее соответствует его внутренним потребностям.
Основное место на занятиях занимает практическая работа, в результате которой создаётся изделие определённого функционального назначения.
Кропотливая, связанная с преодолением трудностей работа по изготовлению изделий декоративно-прикладного искусства воспитывает у школьников трудолюбие, настойчивость в достижении намеченной цели, способствует формированию характера, развивает творческие способности.
Анализ проблемы развития творческих способностей во многом определяется тем, что мы вкладываем в это понятие. Очень часто в повседневной жизни творческие способности рассматриваются как способности к различным видам художественной деятельности, т.е. умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку.
Что такое творческие способности на самом деле? Это понятие тесным образом связано с понятием «творчество» и «творческая деятельность». Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается что-то новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности. (Л.С.Выготский)
Творческие способности – это индивидуальные особенности человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода, которая требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. И это, несомненно, так.
Творческие потенциалы заложены и существуют в каждом человеке. При благоприятных условиях каждый ребенок может проявить себя. Развитию творчества ребенка способствует наличие генетической основы и условий социально-педагогического характера.
Для того чтобы дети развивали творческие способности, необходимо постоянно создавать ситуацию творческой, учебной деятельности, способствующей раскрытию и развитию природных данных. Творческие способности не только проявляются в деятельности, но и формируются в ней. И чем раньше дети будут развивать свои способности, тем выше будет их творческий потенциал.
Творчество начинается с новой идеи. Новые идеи могут появляться как на основе новой информации, так и без нее. Чтобы ребенок мог создать что-то новое, он должен опираться на уже известное, иметь материал, хранящийся в памяти. Чтобы дети начали творчески применять полученные ими ранее знания, необходимо, чтобы они испытывали потребность в предложенной им деятельности. Должна быть организована мотивация к действию. Иначе интереса к творчеству просто не будет.
Последовательность творческой деятельности ребенка заключается в том, что на самом первом этапе, познакомившись с образцами работ разного уровня сложности, дети составляют свою композицию изделия. В первых работах непременно включаются элементы, обязательные для начального обучения. Тем, кто испытывает затруднения в первоначальном композиционном решении, предполагаются готовые образцы, в которые дети по желанию могут вносить изменения. Все равно в каждом образце проявится индивидуальность исполнения.
Пробуждение интереса к действию, я начинаю с демонстрации пособия, творческих работ. Показ рассчитан на пробуждение переживаний учащихся, вызванных созерцанием красивого изделия, выполненного мастером.
И в этом случае невозможно обойтись без информационно-коммуникационных технологий, которые являются в первую очередь современными наглядными средствами обучения. Мультимедийная поддержка занятий предоставляет учащимся возможность активного «визуального» овладения учебным материалом, позволяет узнавать свойства изучаемого объекта, связать его зримый образ с физическими или техническими параметрами, задающими его.
Применение средств информационных технологий на занятиях даёт преимущества:
• Повышает эффективность учебного процесса;
• Облегчает понимание и восприятие материала учащимися;
• Увеличивает психологическую обоснованность принятия необходимых выводов, решений, обобщений;
• Сокращает время на подачу учебного материала и на вводный инструктаж;
• Развивает активность и самостоятельность учащихся;
• Дает возможность ученикам, пропустившим занятие, самостоятельно в удобном для них темпе ознакомиться с учебным материалом;
• Способствует развитию внимания, памяти учащихся, информационно-коммуникативной компетенции, логического мышления;
От учителя, использующего средства информационных технологий требуется развитое умение вводить учащихся в круг изучаемых проблем, направляя их деятельность, делать обобщающие выводы, оказывать индивидуальную помощь в процессе самостоятельной работы.
Есть несколько методических условий, выполнение которых обеспечивает успешное использование наглядных мультимедийных средств обучения:
1) хорошее обозрение;
2) чёткое выделение главного, основного при показе иллюстраций, видеофильмов;
3) детальное продумывание пояснений, необходимых для выяснения сущности демонстрационных явлений, а также для обобщения усвоенной учебной информации;
4) привлечение самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии, в сети Интернет, постановка перед ними проблемных заданий наглядного характера.
Выполнение данных условий при использовании средств информационных технологий значительно повышает эффективность занятий.
Применение ИКТ способствует развитию творческих способностей учащихся, дает возможность в большей степени использовать некоторые универсальные особенности личности ребенка – естественную потребность в общении и игре, стремление к коллекционированию, порядку, способность создавать неожиданные и эстетически значимые изделия. Богатейшие возможности предоставления информации на компьютере позволяют изменять и обогащать содержание образования.
Имея в арсенале работы учебные тренажеры, презентации, мастер-классы по декоративно-прикладному творчеству (созданные самостоятельно или позаимствованные у коллег-педагогов в Интернет-сообществе), можно подготовить занятие, учитывая индивидуальные особенности процесса усвоения материала каждым учащимся (дифференцированный и индивидуальный подход). А они у наших детей действительно разные. Ребенку дается возможность работать в приемлемом для него темпе, соответственно уровня его актуального развития, но при этом чувствовать себя таким же успешным, как и остальные сверстники.
Успехи в декоративно-прикладном искусстве рождают у детей уверенность в своих силах. Они преодолевают барьер нерешительности, робости перед новым видом деятельности. У них воспитывается готовность к проявлению творчества в любом виде труда. В течение учебного года учащиеся имеют возможность продемонстрировать изготовленные изделия на выставках, дети принимают участие во Всероссийских творческих конкурсах «Моя малая Родина: природа, культура, этнос», «Моё любимое животное», «Новогодняя сказка», «Зеркало природы», «Зелёная планета» и других. На занятиях у детей формируются практические навыки самостоятельной деятельности, художественный вкус, творческая фантазия. Воспитывается умение доводить дело до конца, прививаются основы культуры труда.
Подтверждением правильности данной программы и подхода к подаче материала являются высокая творческая активность детей, многочисленные дипломы и грамоты на конкурсах и выставках по декоративно-прикладному искусству разных уровней. И это обстоятельство – показательный фактор развития творческих способностей обучающихся, что является основой и целью моей программы. Приобщение детей к творчеству — верный путь формирования человека высокой нравственности и культуры.
В.А. Сухомлинский писал, что ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям.
Библиографический список
1. Адзинова Ф.С. К вопросу об эстетическом воспитании средствами декоративно-прикладного искусства /Ф.С. Адзинова //Проблемы дошкольной, школьной и вузовской педагогики: сб. науч. тр. Вып. 3 – Майкоп: Изд-во АГУ, 2004. – С. 8-10.
2. Лихачев Б.Т. Педагогика / Б.Т. Лихачев. – М.,1998. - 251с.
3. Выготский Л. С. Психология искусства/Л. С. Выготский.-М.,1968, -70с.
4. Мастера об искусстве. М.,1985. - 455с.
5. Сухомлинский В.А. О воспитании / В.А. Сухомлинский.- М.,1973. - 242с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей детей во внеурочной деятельности
Создание данного проекта вызвано необходимостью систематизации внеурочной работы по предмету. Учитель много внимания уделяет этой работе, но не всегда получается сохранить в памяти сделанное. Такая фо...
семинар по технологии "Развитие творческих способностей обучающихся через проектную деятельность на уроках технологии"
quot;Развитие творческих способностей обучающихся через проектную деятельность на уроках технологии"...
Программа развития творческих способностей обучающихся курс внеурочной деятельности «Домашний уют»
Творчество – всякая практическая или теоретическая деятельность человека, в которой возникают новые результаты. От способности ученика к творчеству зависит успешность приобретения знаний, у...
Доклад на педагогическом совете образовательной организации на тему «Развитие творческих способностей обучающихся во внеурочной деятельности»
Доклад на педагогическом совете образовательной организации на тему «Развитие творческих способностей обучающихся во внеурочной деятельности». Описывает педагогическую кружковую рабо...
План работы преподавателя истории и обществознания по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся через исследовательскую деятельность на уроках истории и обществознания и во внеурочное время
План работы по выявлению и развитию творческих способностей...
Использование современных средств ИКТ для развития творческих способностей обучающихся во внеурочной деятельности по ИЗО.
Использование современных средств ИКТ для развития творческих способностей обучающихся во внеурочной деятельности по ИЗО....