«Особенности работы с детьми с ОВЗ на уроках русского языка и литературы в условиях инклюзии»
статья
В статье представлен опыт работы с детьми с ОВЗ в условиях инклюзии
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Особенности работы с детьми с ОВЗ на уроках русского языка и литературы в условиях инклюзии»
Рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья – это одна из самых тревожных тенденций современности. И сегодня школа является важным этапом и образования, и социализации детей с ОВЗ. Здесь они получают знания и навыки, необходимые для полноценной жизни в обществе. Однако данная категория учащихся для освоения образовательных программ нуждается в особом подходе. Наряду с отдельными коррекционными классами в школах организуется совместное обучение детей без серьезных проблем со здоровьем и детей, у которых диагностированы нарушения слуха, зрения, речи, интеллекта, поведения, опорно-двигательного аппарата, комплексные расстройства то есть инклюзивное образование.
Как правило, большинство детей с ОВЗ — это дети с задержкой психического развития.
У них происходит отставание в развитии мыслительной деятельности, что проявляется, в том числе, в очень низкой познавательной активности — дети избегают интеллектуального напряжения вплоть до отказа от задания;
Кроме этого, у детей с ЗПР неравномерно развиваются виды мышления. Наиболее значительно выражено отставание в словесно-логическом мышлении (оперирующем представлениями, чувственными образами предметов), ближе к уровню нормального развития находится наглядно-действенное мышление (связанное с реальным физическим преобразованием предмета).
У многих детей с ОВЗ также отмечается эмоциональная лабильность, которая у детей с ЗПР проявляется в неустойчивости настроений и эмоций.
Учебная деятельность большинства обучающихся с ОВЗ характеризуется низкой продуктивностью:
•они часто не усваивают материал и не понимают задания, даваемые учителем,
•не могут на относительно длительное время сосредоточиться на их выполнении,
•отвлекаются на любые посторонние стимулы.
К сожалению, эти особенности психической деятельности имеют стойкий, постоянный характер. В связи с чем положительного результата в условиях инклюзивного образования можно достичь только при системной и продуманной до мелочей работе. Русский язык – серьёзный и сложный предмет. Учащимся приходится много писать, а потому учитель-словесник должен учитывать возрастные и физиологические особенности всех детей класса. Поэтому именно от учителя требуется большая подготовка, терпения и спокойствие.
Поможет педагогу реализовать содержание обучения, преодолеть трудности в освоении образовательной программы использование разнообразных традиционных и развивающих технологий, тщательный отбор методов и приёмов обучения.
С детьми с ОВЗ в классах коррекции я работаю четвертый год, а с начала этого учебного года - в двух шестых инклюзивных классах. Но приоритеты в работе с детьми с ОВЗ в классе сохраняются те же
- создание благоприятного эмоционального климата,
- осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку,
- передача информации «учитель-ученик» с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся и с применением различных методов,
- систематическое повторение изученного материала для формирования устойчивых знаний. Важно также принимать учащихся с ОВЗ «как любых других ребят в классе», вовлекать их в групповые формы работы, включать их в те же виды деятельности, хотя ставить разные задачи
Нельзя не отметить, что дети с ОВЗ в силу своих особенностей эмоционально неустойчивы. Они при первичном знакомстве довольно долго присматриваются, с ними крайне важно наладить эмоциональный контакт. Для них не столько важно, что учитель – это человек, который дает знания, не все дети с ОВЗ способны так воспринимать учителя, сколько друг, помощник, наставник, которому можно доверять, который поможет справиться с возникшей проблемой, поможет разобраться в сложном для них вопросе. И только в процессе работы учитель определяет, с кем из учащихся нужно быть максимально требовательным, а с кем, наоборот, максимально доброжелательным. И какие задания с учетом уровня развития ребенка предлагать. Когда ребенок успешно справляется с заданием, это придает ему уверенности. Важно, чтобы школьники через выполнение доступных по темпу и характеру, личностно ориентированных заданий поверили в свои возможности, испытали чувство успеха, которое должно стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться.
У учащихся с ограниченными возможностями здоровья наиболее развито наглядно-образное мышление, поэтому и эффективны уроки с применением наглядности: схемы, опорные таблицы, памятки.
Мы ими активно пользуемся на уроках русского языка и литературы. Например, для детей с ОВЗ очень сложно разграничить понятия части речи и члены предложения, выучить их, не говоря уже о морфологических признаках частей речи (падежи, склонение, спряжение), орфограммах и пунктограммах. Поэтому мы работаем со справочниками, куда вклеены распечатки таблиц с основными понятиями. Справочники постоянно пополняются. В процессе работы дети ими активно пользуются, благодаря чему идёт постоянная работа с необходимым для запоминания материалом и в результате формируются устойчивые знания, когда учащимся уже не требуется обращаться к справочникам. Более того — при затруднении, например, в выполнении синтаксического разбора на моё предложении посмотреть в справочник, бывает, что ребенок отвечает: «Нет, я сейчас сам вспомню». Наверное, здесь еще и срабатывает мнемотехника – вспомнить, на какой странице таблица с членами предложения и потом саму таблицу проще, чем вспомнить правило в учебнике, изученное несколько месяцев, а то и лет, назад.
На мотивационно-ориентированном этапе урока (структура урока в системно-деятельностном подходе, реализуемом в современной школе ) как известно, учащиеся формулируют тему урока, а чтобы включить в работу детей с ОВЗ, они с помощью учителя могут обозначить цели. Как правило, у них практически не возникает сложностей продолжить предложение «Мы познакомимся с…», «Мы научимся…». Темп урока не снижается, но при этом уже на начальном этапе все вовлечены в процесс. И конечно же, когда известна тема и задачи, для всех учащихся инклюзивного класса работа кажется несложной.
В ходе следующего этапа урока – открытия нового знания – в инклюзивном классе я чаще использую презентации иллюстративным материалом — рисунки, картины, кластеры, фотографии, видеоряд, а также опорные схемы и алгоритмы, а на роках литературы также и видеофрагменты литературных произведений.
Очень помогает в работе с детьми с ОВЗ интерактивная доска, где не только демонстрируются презентации, таблицы и схемы, но и отрабатываются практические умения и навыки.
Нередко бывает, что учащиеся с ОВЗ не могут ответить на вопрос учителя по теме урока или ранее изученным темам потому, что не могут вспомнить значение слов, терминов, входящих в сам вопрос. Здесь на помощь приходит весь класс, ребята объясняют термины, помогают ответить (взаимодействие)
В 6 классе я столкнулась со сложностями в понимании темы «Не с существительными». Потому что при применении этих правил нужно было вспомнить значение встречающихся в этом правиле слов. Мы подробно разбирали понятия, «не употребляется без не», «синоним», «противопоставление». Но зато тема «Не с прилагательными» была усвоена быстрее, так как учащиеся оперировали известными терминами.
На этапе формирования и закрепления полученного опыта, решения проблемы, применения знаний и умений задания кардинально не различаются, но дети с ОВЗ лучше справляются с заданием, если им предложить памятку-подсказку, шаблон или определённый алгоритм работы. И, конечно, здесь очень важен контроль учителя над тем, что пишет учащийся, как оформляет записи и делает графические выделения – чтобы вовремя исправить, подкорректировать. Поэтому внимания, безусловно, учащиеся с ОВЗ в инклюзивном классе требуют больше.
На уроках литературы – в ходе ознакомления с произведением, чтения, пересказа, анализа – никаких различий между учащимися нет – работают все. Однако на этапе формирования и закрепления полученного опыта задания могут различаться. Учащиеся класса, например, составляют кроссворд, синквейн по изученному произведению или же выполняют творческое задание, в это время учащиеся с ОВЗ работают с небольшим эпизодом по данному учителем алгоритму или конкретным вопросам по произведению, например, определяют тему эпизода, основную мысль, что происходит с главным героем в этом эпизоде, что с ним было до эпизода, что произошло после и др..
Что касается домашнего задания, то сегодня выполнение обычного упражнения из учебника, как правило, не вызывает трудностей у учащихся с ОВЗ – большинство, к сожалению, пользуются «готовыми домашними заданиями» из сети Интернет. Отдельные упражнения тоже лучше не давать, чтобы не отделять учащихся с ОВЗ от класса.
Поэтому в своей работе регулярно использую прием творческого задания
- составить или выписать из текста литературного произведения (указать, из какого) предложения или слова с использованием слов на изученную орфограмму,
- составить и записать вопросы классу по изученной теме (использовать их можно на следующем уроке при повторении ранее изученного материала),
- выполнить грамматические разборы других предложений и слов, а не тех, что указаны в упражнении,
- либо полностью меняю задание к упражнению.
Главное здесь - каким бы ни было домашнее задание, оно должно быть прокомментировано учителем и понятно всем детям.
Для проверки усвоения темы для учащихся с ОВЗ часто используются индивидуальные карточки.
Для контроля знаний продуктивно применение тестовых заданий. В том числе, это задания, состоящие из вопроса и вариантов ответа; задания, предлагающие для анализа два суждения;, требующие заполнить пробел в предлагаемой схеме или таблице; задания на установление соответствия позиций, представленных в столбцах, колонках; задания, требующие определить пропущенное во фрагменте текста слово или словосочетание.
Главное – они должны быть небольшого объема, просты и доступны, не перегружены лишней информацией. Диктант обычно проводится для всех единый, но критерии оценивания отличается.
В частности, если по критериям оценивания устных и письменных работ по русскому языку за 5 орфографических ошибок в контрольном и словарном диктантах ставится отметка 2, то у детей с ОВЗ отметка 2 ставится с 7 орфографических ошибок. Для отметки 3 за тестовую работу, грамматическое задание учащемуся с ОВЗ нужно выполнить менее половины заданий (около 40%). Особые критерии оценивания сочинений и изложений, устных ответов, пересказа и выразительного чтения.
В заключение отмечу также, что, учитывая психические особенности детей с ОВЗ, урок в инклюзивном классе должен быть составлен с учётом частой смены видов деятельности и применением здоровьесберегающих технологий. Для работы же с конкретным инклюзивным классом конкретным учеником нужно производить специальный отбор и сочетание именно тех методов и приёмов, которые в данной ситуации отвечают как особым образовательным потребностям ученика, так и специфике коррекционно-педагогической работы с ним.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Личностно-ориентированный подход как важное условие эффективности процесса обучения на уроках русского языка и литературы в условиях внедрения ФГОС
Статья из опыта работы учителя русского языка и литературы. Рекомендована педагогам, активно использующим современные технологии в учебно-воспитательной деятельности, в частности, личностно-ориентиров...
Особенности применения новых технологий на уроках русского языка и литературы как условие повышения качества образования
Информационные технологии стали неотъемлемой частью общества и оказывают влияние на процессы обучения и систему образования в целом. Для того чтобы создать оптимальные условия обучающимся для развития...
проектная работа "Развитие творческой самостоятельности на уроках русского языка и литературы в условиях введения ФГОС"
Актуальность данной темы бесспорна, так как цель современного урока в рамках принятия ФГОС - научить детей учиться. А это можно сделать, прибегая к различным видам самостоятельной работы. Практи...
Особенности применения новых технологий на уроках русского языка и литературы как условие повышения качества образования
Презентация "Особенности применения новых технологий на уроках русского языка и литературы как условие повышения качества образования"...
Обобщение опыта работы. Мониторинг когнитивной сферы на уроках русского языка и литературы в условиях личностно ориентированного подхода.
Обобщение опыта работы. Мониторинг когнитивной сферы на уроках русского языка и литературы в условиях личностно ориентированного подхода....
Статья «Особенности применения наглядных, словесных, практических методов в работе с детьми с ОВЗ на уроках русского языка»
В статье анализируются особенности применения наглядных, словесных и практических методов в работе с детьми с ОВЗ на уроках русского языка....
Презентация «Особенности применения наглядных, словесных, практических методов в работе с детьми с ОВЗ на уроках русского языка»
В презентации представлены основные понятия, схемы и иллюстрации к статье "Особенности применения наглядных, словесных, практических методов в работе с детьми с ОВЗ на уроках русского языка"...