Приемы формирования функциональной грамотности на уроках и внеурочной деятельности.
статья

Курбатова Татьяна Николаевна

В статье приводятся основные направления функциональной грамотности и приемы формирования функциональной грамотности на уроках и внеурочной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приемы формирования функциональной грамотности на уроках и внеурочной деятельности.

Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течении жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Функционально грамотная личность – это человек, умеющий жить в обществе, непрерывно познающий и самостоятельный. Компетенции, связанные с функциональной грамотностью: способность учиться всю жизнь, видеть проблемы и искать пути их решения, выбирать и использовать различные технологии.

Основные направления формирования функциональной грамотности:

  • Математическая грамотность
  • Читательская грамотность
  • Естественнонаучная грамотность
  • Глобальные компетенции
  • Финансовая грамотность
  • Креативное и критическое мышление.

Математическая грамотность – это способность индивидуума формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать конструктивные решения. В реальном мире есть проблема, её необходимо сформулировать, преобразовать в математическую, применить и получить математический результат, интерпретировать результаты в контексте и результаты оценить.

Читательская грамотность – умение извлекать из текста смыслы, оценивать их и сопоставлять между собой, соотносить с собственным опытом и прочими знаниями. Это умение логически и критически мыслить с опорой на текст. «Чтение – ничто; осмысленное чтение – кое-что; чтение осмысленное и прочувственное – совершенство.» А.С. Пушкин.

Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную жизненную позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетенций: научно объяснять явления, оценивать и планировать научные исследования, научно интерпретировать данные и доказательства.

Формирование функциональной грамотности можно осуществить с помощью следующих приемов:

  1. Контекстуальное обучение. Использование математических задач и примеров, которые имеют прямое отношение к реальным ситуациям и проблемам. Это поможет увидеть, как математика применяется в повседневной жизни и как она полезна.
  2. Разнообразные методы представления информации, такие как таблицы, графики, диаграммы и модели. Это поможет лучше понять и визуализировать математические концепции.
  3. Решение проблемных ситуаций. Предоставление возможности решать реальные проблемы, используя математические навыки. Это поможет развить критическое мышление, аналитические и проблемные навыки.
  4. Коллективная работа. Это поможет развить навыки коммуникации и сотрудничества.
  5. Использование технологий: Вовлечение современных технологий, такие как компьютерные программы, интерактивные доски и онлайн-ресурсы для обучения.

Использование в системе разнообразных приемов способствует развитию умения самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, ориентироваться в новой ситуации, находить способы деятельности для решения практических задач в жизненном пространстве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Лучшая методическая разработка урока в совмещенных классах в малокомплектной школе: Формирование функциональной грамотности на уроках и внеурочной деятельности» «Русский язык» 3 - 4 класс

Пояснительная запискаПроблема формирования функциональной грамотности актуальна для младших школьников. Необходимо сформировать «функционально грамотную» личность для адаптации в социуме, ...

Виды и приемы формирования функциональной грамотности на уроках географии и биологии

Функциональная грамотность – это способность применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах.Её смысл – в метапредметности, в осознанном выхо...

Формирование функциональной грамотности в урочной и внеурочной деятельности

Доклад на августовской конференции учителей истории, обществознания...

Приемы формирования функциональной грамотности на уроках английского языка

Работа посвящена некоторым приемам по формированию фунциональной грамотности на уроках английского языка...

Приемы формирования функциональной грамотности на уроках русского языка

Приемы формирования функциональной грамотности на уроках русского языка...