Приемы формирования функциональной грамотности на уроках и внеурочной деятельности.
статья
В статье приводятся основные направления функциональной грамотности и приемы формирования функциональной грамотности на уроках и внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Приемы формирования функциональной грамотности на уроках и внеурочной деятельности.
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течении жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Функционально грамотная личность – это человек, умеющий жить в обществе, непрерывно познающий и самостоятельный. Компетенции, связанные с функциональной грамотностью: способность учиться всю жизнь, видеть проблемы и искать пути их решения, выбирать и использовать различные технологии.
Основные направления формирования функциональной грамотности:
- Математическая грамотность
- Читательская грамотность
- Естественнонаучная грамотность
- Глобальные компетенции
- Финансовая грамотность
- Креативное и критическое мышление.
Математическая грамотность – это способность индивидуума формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать конструктивные решения. В реальном мире есть проблема, её необходимо сформулировать, преобразовать в математическую, применить и получить математический результат, интерпретировать результаты в контексте и результаты оценить.
Читательская грамотность – умение извлекать из текста смыслы, оценивать их и сопоставлять между собой, соотносить с собственным опытом и прочими знаниями. Это умение логически и критически мыслить с опорой на текст. «Чтение – ничто; осмысленное чтение – кое-что; чтение осмысленное и прочувственное – совершенство.» А.С. Пушкин.
Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную жизненную позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетенций: научно объяснять явления, оценивать и планировать научные исследования, научно интерпретировать данные и доказательства.
Формирование функциональной грамотности можно осуществить с помощью следующих приемов:
- Контекстуальное обучение. Использование математических задач и примеров, которые имеют прямое отношение к реальным ситуациям и проблемам. Это поможет увидеть, как математика применяется в повседневной жизни и как она полезна.
- Разнообразные методы представления информации, такие как таблицы, графики, диаграммы и модели. Это поможет лучше понять и визуализировать математические концепции.
- Решение проблемных ситуаций. Предоставление возможности решать реальные проблемы, используя математические навыки. Это поможет развить критическое мышление, аналитические и проблемные навыки.
- Коллективная работа. Это поможет развить навыки коммуникации и сотрудничества.
- Использование технологий: Вовлечение современных технологий, такие как компьютерные программы, интерактивные доски и онлайн-ресурсы для обучения.
Использование в системе разнообразных приемов способствует развитию умения самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, ориентироваться в новой ситуации, находить способы деятельности для решения практических задач в жизненном пространстве.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/23/picture-977592-1511446324.jpg)
«Лучшая методическая разработка урока в совмещенных классах в малокомплектной школе: Формирование функциональной грамотности на уроках и внеурочной деятельности» «Русский язык» 3 - 4 класс
Пояснительная запискаПроблема формирования функциональной грамотности актуальна для младших школьников. Необходимо сформировать «функционально грамотную» личность для адаптации в социуме, ...
Виды и приемы формирования функциональной грамотности на уроках географии и биологии
Функциональная грамотность – это способность применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах.Её смысл – в метапредметности, в осознанном выхо...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/28/picture-1075004-1540700683.jpg)
Формирование функциональной грамотности в урочной и внеурочной деятельности
Доклад на августовской конференции учителей истории, обществознания...
Приемы формирования функциональной грамотности на уроках английского языка
Работа посвящена некоторым приемам по формированию фунциональной грамотности на уроках английского языка...
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/06/picture-1510813-1707215961.jpg)
Приемы формирования функциональной грамотности на уроках русского языка
Приемы формирования функциональной грамотности на уроках русского языка...
![](/sites/default/files/pictures/2024/07/01/picture-554562-1719844681.jpg)
Приемы формирования функциональной грамотности на уроках английского языка
9 типов множественного интеллекта по Г.Гарднеру...