Святитель Иннокентий (Вениаминов) как образец человеколюбивого архипастыря, ученого, выдающего миссионера, просветителя в истории России и в воспитании подрастающего поколения.
статья (7, 8, 9 класс)
Святитель Иннокентий (Вениаминов) оставил замечательный след во многих науках – этнографии, биологии, метеорологии и т.д. Подвижническая деятельность святителя Иннокентия (Вениаминова) представляет собой одну из ярких страниц в истории России в XIX веке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svyatitel_innokentiy_novaya.docx | 23.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Святитель Иннокентий (Вениаминов) как образец человеколюбивого архипастыря, ученого, выдающего миссионера, просветителя в истории России и в воспитании подрастающего поколения.
О Святителе Иннокентии (Вениаминове), как выдающейся личности своего времени, написано большое количество трудов. Он оставил замечательный след во многих науках – этнографии, биологии, метеорологии и т.д. Подвижническая деятельность святителя Иннокентия (Вениаминова) представляет собой одну из ярких страниц в истории России в XIX веке.
Большой интерес представляют Церковно-педагогические сочинения святителя Иннокентия (Вениаминова). В разные годы жизни он написал следующие произведения: « Записка о детском воспитании», « Духовенство и народное образование», «Несколько мыслей касательно воспитания духовного юношества». Все произведения святителя Иннокентия объединены одной мыслью: воспитание подрастающего поколения.
Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. Не всегда у детей представления о доброте, патриотизме, великодушии соответствуют истине. В наши дни тема нравственности и сострадания понемногу начинает теряться среди других тем.
С 1 сентября 2012 года в школах России в обязательном порядке вводится учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики». Этот предмет включен Министерством образования и науки Российской федерации в школьную программу в качестве федерального образовательного компонента в рамках курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России». В ходе изучения данного предмета рекомендуется обращать внимание на историю Русской Православной Церкви, рассказывать о выдающихся представителях церкви, таких, как митрополит Илларион, монах Нестор, Сергий Радонежский, митрополит Алексей, патриарх Иов, патриарх Ермоген, святитель Иннокентий (Вениаминов). С личностью Святителя Иннокентия современные школьники могут познакомиться в 4-5 классах на уроках по Основам религиозных культур.
В юбилейном 2015 году (исполнилось 145 лет учреждению якутской епархии) автор статьи подготовила методическое пособие «Детям о Святителе Иннокентии». Оно стало дополнительным материалом не только школьного курса «Основы религиозных культур и светской этики», но также любых дисциплин дополнительного и внеклассного направления по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения.
Давайте перенесемся в нашу историю, и посмотрим на удивительного человека, а именно на святителя Иннокентия, как ярчайший пример того, как в очень скудных условиях, на грани жизни и смерти можно делать очень много добрых дел. Святитель стремился нести людям радость, пользу, счастье. Он не искал каких-то специальных ситуаций, не ждал благодарности, он просто не мог поступить иначе.
В 1797 году в Иркутской губернии, в селе Анге, у пономаря Попова родился сын Иван. Когда ему исполнилось пять лет, умер отец. В 1806 году сироту приняли в Иркутскую духовную семинарию, где он показал необыкновенные успехи в учебе и примерное поведение и поскольку вместе с ним учились несколько Иванов, Поповых, чтобы отличить его от других, стали звать его Вениаминовым в память о только что скончавшемся епископе Иркутском Вениаминове (Багрянском). В Иркутске по окончании курса семинарии провел первые годы своего священнического служения. Молодой священник отличался представительной наружностью, имел звучный и приятный голос. Будучи очень красноречив, отправлял службу церковную с такой чинностью, говорил такие увлекательные проповеди, что народ ходил толпами слушать службу Вениаминова. Он успел снискать любовь прихожан истовым совершением богослужения и в особенности тем, что по воскресеньям перед литургией собирал в храм детей и давал им уроки Закона Божьего. Но промыслом Божиим отец Иоанн был предназначен к иного рода деятельности. В начале 1823 года Иркутский епископ Михаил получил предписание от Святейшего Синода послать священника на Алеутские острова (остров Уналашку), входившие тогда в состав русских владений, для просвещения светом Христовой веры тамошних инородцев. Однако, боясь дальности расстояния и суровых условий жизни, никто из духовенства ехать не хотел. Епископ Михаил оказался в большом затруднении: добровольцев не находилось, а насильно посылать было нельзя. И вдруг приходит к нему отец Иоанн Вениаминов и выражает желание ехать. Остров Уналашка, где должен был поселиться отец Иоанн, принадлежит к группе Алеутских островов, которые, вместе с прилегающей территорией Аляски, были открыты русскими в половине XVIII столетия и вскоре объявлены владениями России. Заселение их русскими промышленниками, привлекаемыми богатым пушным промыслом, началось с конца XVIII века.
Для нашего молодого поколения это удивительный пример. Сегодня на первое место ставится престижная работа в большом городе, карьерный рост, финансовая стабильность. Здесь же мы видим совсем другое, а именно то, что семейный человек, обустроенный, известный в обществе, бросает все и едет неизвестно куда. Ни слезы жены, ни сетования родных, ни советы знакомых, ни трудность дальнего пути и ожидающих лишений не поколебали внутренней решимости Иоанна Вениаминова. Он услышал от одного путешественника, с какой радостью местные жители принимали Христа, проникся к ним такой любовью, что отправился с женой, годовалым сыном, старушкой-матерью и девятнадцатилетним братом в долгую, трудную и опасную дорогу.
Святитель проповедовал православие в Русской Америке, на Аляске (1824-1838), совершая свой апостольский подвиг в суровых условиях, с большими опасностями для жизни. 27 сентября 1841 года после утомительного и долгого пути епископ Иннокентий благополучно прибыл на остров Ситху, в Новоархангельск. Теперь, с принятием нового звания, круг просветительской деятельности епископа Иннокентия сильно расширился. Он начал с открытия новых приходов, в которых до сих пор чувствовался сильный недостаток. Помимо проповеди и наставлений в Законе Божием, епископ Иннокентий предписывал миссионерам учить детей и всех желающих грамоте, как на местном, так и на русском языке, что население делало очень охотно, и вскоре грамотность туземного населения стала даже выше, чем грамотность населения коренной России. Вопросы педагогики неоднократно поднимались святителем Иннокентием в его богословских и этнографических трудах, письмах и официальной переписке.
Святитель Иннокентий наставлял: священники, «как пастыри, как учители, как наследники апостолов», должны соответствовать своему призванию, а это значит – должны учить. «Учить всех детей простых людей, вот о чем я думал в течение долгих лет»,- писал он. Возглавив Якутскую область, он сразу же потребовал, чтобы священники начали вести регулярные занятия с местными ребятишками. 18 апреля 1855 года архиепископ Иннокентий издал Предписание духовному правлению: до тех пор, пока не организованы школы, собирать детвору в храме, когда там нет богослужения, и давать ей самые простые поучения. Указ об этом был прочитан с амвона на литургии в каждом городском храме. Советы по воспитанию, которые давал учителям святитель, шли вразрез с жестокой практикой, свойственной тому времени. Архиепископ Иннокентий категорически возражал против телесных наказаний. Он требовал подходить к делу ответственно, как того требует Бог, совесть и честь. И старался говорить с малышами на их языке, чтобы быть понятным.
Якутские дети и подростки не имели представления о многих понятиях, знакомых их сверстникам в Центральной России. Поэтому под руководством владыки для них специально перевели очень просто изложенную «Краткую Священную историю». Ее издали в 1866 и 1867 годах в Якутске. И все же сложностей в обучении оставалось немало. Почти все ребятишки плохо владели русским языком, а некоторые совсем его не знали. Поэтому пришлось увеличить сроки пребывания в последних классах, а также прибавить класс словесности. Постепенно по всей епархии начали открываться церковно-приходские школы.
Святитель Иннокентий (Вениаминов) просвещал людей, которым были неведомы основы нравственности. Целью христианского просвещения, по мнению архиепископа Иннокентия , должно было стать внутреннее преображение человека, а не приобретение им внешних признаков образованности. «Чтобы развить все способности, телесные и душевные, следует дать понятие о чести, совести и других нравственных качествах, человек должен быть достойным своего имени и ориентирован на высоту идеалов христианской культуры»,- писал он. Нравственность должна быть в обучении.
«Принесут-ли воскресныя беседы всю ту пользу, какой от них можно ожидать? – Наше дело только насаждать и поливать, а возращать – дело Божие. И быть не может, чтобы оне не принесли никакой пользы если только учащие и учащиеся будут начинать с благословения Божия. Можно быть уверенным, что к слушанию воскресных бесед будут приходит и взрослые, как этому и бывали примеры, и кроме того, заведение воскресных бесед не только не может помешать сельским школам ни в каком отношении, но напротив того, это будет немалым подготовлением детей к поступлению в училище, и именно тем, что дети, в течение нескольких лет слушая поучения, толкования и рассказы, этим самым более или менее разовьются в умственном отношении; по крайней мере, оне скорее и легче будут понимать уроки в школах, чем дети, равныя им по летам, но не посещавшия воскресных бесед.
Небрежность, неумелость, шаткость и ошибочность в воспитании детей, и даже вредное направление в детском образовании, побудили Митрополита Иннокентия к составлению этой записки (СПб. 13 Февраля 1869 г.) с изложением своего взгляда, как приняться за это святое дело и вести его. Им указан легкий, дешевый и прямой способ ознакомить детей с обязанностями человека к Богу, к ближним и самому себе. Способ этот доступен не для одних ученых педагогов и не для детей только достаточных родителей, но и для таких воспитателей и воспитательниц, которые знали бы только грамоте и были бы достаточно толковы, даже и для самых беднейших детей, удаленных от училищ и не имеющих учебников, в глухих захолустьях наших.
Записки может служить образцом для учителей, как им следовало бы беседовать с своими питомцами, чтобы дети не бегали от учения». (Иннокентий, Митрополит Московский и Коломенский по его сочинениям, письмам и рассказам современников. Ивана Барсукова, Москва. 1883 г. стр. 623–624).
Письма святого Иннокентия (Вениаминова) актуальны и в наше время. Он уточнял, кто может быть учителем, кого, чему и как следует учить, какие есть средства, какая польза будет от этого.
Это письмо с великим интересом прочитает не только учитель, но и родитель. Мы должны с младшего школьного возраста учить и воспитывать своих детей быть честными, милосердными и дорожить семьей. Мы с интересом узнаем о том, что можно почаще занимать детей чтением или рассказами о житии святых, или из священной истории, с объяснениями и нравоучениями.
Святитель Иннокентий (Вениаминов) видел свое призвание в честном, благородном служении отечеству, народу. Он помогал туземцам, всем прихожанам, бескорыстно, не требуя никакой благодарности взамен. Именно такие люди несут свет. Всю свою жизнь они отдают во блага человека, жертвенной и милосердной любви к людям.
В 1977 году Священный Синод Русской Православной церкви, воздав славу и хвалу Господу, определил: приснопамятного митрополита Иннокентия, святителя Московского и апостола Америки и Сибири, причислить к лику святых.
Вот такой редкостный человек 18 лет жил в Якутске и определил духовное развитие региона на многие десятилетия вперед.
Сегодня становится актуальным и возвращение к теме христианских ценностей, которые содержат в себе такие понятия: духовность, нравственность. В общеобразовательных школах разрешено преподавать православную культуру, разрешено показывать образцы для подражания. Ведь на их примере будем не только учить, но и воспитывать подрастающее поколение. Надо сеять добрые семена в наших детях, только тогда в нашем мире воцарится добро и любовь. Добрыми людьми оберегаются зеленые травы и пестрые цветы, ручейки и березовые рощи, бескрайние поля и дубравы, белый медведь и красная рыба… В воспитании подрастающего поколения решающую роль могут сыграть не новейшие технические или цифровые изобретения, а всемерное возрождение подлинно народных начал во взаимном контакте детей и родителей, младших и старших. Только создание атмосферы чуткости, сердечности, доброты и в отношениях между людьми может помочь в решении самой сложной, самой актуальной задачи современной педагогики – воспитание нравственности. И образец подражания - святитель Иннокентий (Вениаминов) - очень яркая личность, вошел в историю как крупнейший ученый, выдающийся миссионер-просветитель, талантливый администратор, человеколюбивый архипастырь, учитель.
Список литературы:
1. Алмазов Б.А. «Русские святые» С-Петербург, 2013
2. Дмитриева И.А. «На Север сквозь века» Якутск, 2013
3.Миссия Русской Православной церкви в Сибири и Америке. Якутск, 2012
4. Святитель Иннокентий (Вениаминов) в Якутии. Якутск, 2015
5.Сильницкий А.П. «Жизнь и деяния Высокопреосвященного Иннокентия (Виниаминова)Хабаровск, 1897
6.Творения Иннокентия, митрополита Московского. Книга первая. - Собраны Иваном Барсуковым. - М.: В Синодальной Типографии, 1886. - С. 290-302.
7. Тукиш Виктория Александровна «Просветительская деятельность Святителя Иннокентия (Вениаминова) митрополита Московского» Москва,2006
8. Интернет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступления на семинарах по темам : "Формирование и развитие социальных ценностей у детей на примере ИЗО деятельности"; "Патриотическое воспитание как одна из задач воспитания подрастающего поколения"
Формирование и развитие социальных ценностей у детей в системе дополнительного образования на примере изодеятельности Процесс творчества - это не только практическое действие, формирование из...
Патриотическое воспитание как одна из задач воспитания подрастающего поколения
В наше время необходимо уделять больше внимания воспитанию подрастающего поколения. Не менее важной задачей является и его нравственное здоровье. Какие нравственные ценности признает подрастающее поко...
Героико-патриотическое воспитание подрастающего поколения на уроках истории
Героико-патриотческое воспитание подрастающего поколения - одна из важнейших задач в многонациональной стране.«Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь...
«Организация проектно- исследовательской работы с учащимися на базе школьного музея в рамках патриотического воспитания подрастающего поколения». (Из опыта работы историко- краеведческого музея «Память поколений» МБОУ СОШ №30 г. Подольска)
Научно-исследовательская деятельность учащихся — одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полноценно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потен...
История казачества как фактор духовно-нравственного, патриотического воспитания подрастающего поколения
Актуальность данной темы заключается в том, что резкое ухудшение духовно-нравственной обстановки в обществе, постепенная утрата традиционно российского патриотического сознания, истинного значения пон...
Изучение Великой Отечественной войны на уроках истории как фактор патриотического воспитания подрастающего поколения.
Изучение темы Великой Отечественной войны - это благодатный источник нравственного воспитания. Этому способствует приглашение на урок ветеранов, использование видеозаписей, презентаций, кинофильмов. Н...
Костюмированный бал 1903года, как средство воспитания подрастающего поколения. История традиции исторических балов.
Костюмированный бал 1903 года, как средство воспитания подрастающего поколения. История традиции исторических балов. Бал 1903 года. Русские танцы на балу 1903 года....