Особенности содержания обновлённых ФГОС ООО и ФГОС СОО
консультация
Приведены и представлены в сравнении ключевые, по мнению автора, позиции в прежних и действующих (обновленных) ФГОС ООО и ФГОС СОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности содержания обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО
Содержание обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО на основе сравнительного анализа со ФГОС ООО (2010), ФГОС СОО (2022).
Параметр сравнения | ФГОС ООО | ФГОС СОО |
Требования к условиям реализации программ обучения | ФГОС ООО (2010). Срок получения ООО – 5 лет, не установлено сокращение. Общие, размытые формулировки Не уделено внимание дистанционному обучению Нет требований к способам, с помощью которых надо обеспечивать вариативность программ, выбора индивидуальной образовательной траектории для обучающихся инновационных школ. Учебные предметы «Родной язык», «Родная литература» (предметная область «Родной язык и родная литература») обязательные. Предметная область «Математика и информатика» включала предметы «Математика», «Алгебра», «Геометрия», Информатика». В предметную область «Общественно-научные предметы входили: «История России», «Всеобщая история», «Обществознание». Единый уровень требований по предметам. Количество учебных занятий за 5 лет – не менее 5267 часов и более 6020 часов. Предметные требования с ОВЗ прописывались по каждому предмету дополнительным блоком. Отсутствие систематизированных требований к к информационно-образовательной среде. Отсутствие понятия Дистанционные технологии. ФГОС ООО (2021). Единая система требований к условиям реализации программ обучения. Детализированы требования к условиям реализации программ. Требования к условиям реализации программы ООО включают: общесистемные требования; требования к материально-техническому, учебно-методическому обеспечению; требования к психолого-педагогическим, кадровым и финансовым условиям. Общесистемные требования: создавать условия, обеспечивающие возможность достижения планируемых результатов освоения программы ООО; развитие личности; формирование функциональной грамотности обучающихся; формирование социокультурных и духовно-нравственных ценностей обучающихся; индивидуализация процесса образования; участия обучающихся, родителей несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в проектировании развитии программы ООО; организации сетевого взаимодействия Организаций; включения обучающихся в процессы преобразования внешней социальной среды. При реализации программы ООО каждому обучающемуся, родителю в течение всего периода обучения должен быть обеспечен доступ к информационно-образовательной среде Организации. Устанавливаются требования к информационно-образовательной среде. Требования к материально-техническому, учебно-методическому обеспечению. Материально-технические условия должны обеспечивать: возможность достижения обучающимися результатов освоения программы ООО; соблюдение гигиенических нормативов, санитарно-эпидемиологических требований; социально-бытовых условий для обучающихся и педагогических работников; требований к пожарной безопасности, электробезопасности; требований охраны труда. Требования к психолого-педагогическим, кадровым и финансовым условиям. Общий объем аудиторной работы обучающихся за 5 учебных лет не может составлять менее 5058 академических часов и более 5549 академических часов. | ФГОС СОО (2012). Общие, размытые формулировки Не уделено внимание дистанционному обучению Нет требований к способам, с помощью которых надо обеспечивать вариативность программ, выбора индивидуальной образовательной траектории для обучающихся инновационных школ, обучения на базовом либо углубленном уровне. Отсутствие систематизированных требований к информационно-образовательной среде. Отсутствие понятия Дистанционные технологии. ФГОС ООО (2022). Единая система требований к условиям реализации программ обучения. Детализированы требования к условиям реализации программ. Требования к условиям реализации программы СОО включают: общесистемные требования; требования к материально-техническому, учебно-методическому обеспечению; требования к психолого-педагогическим, кадровым и финансовым условиям. Оговаривается возможность обеспечивать вариативность программ, выбора индивидуальной образовательной траектории для обучающихся инновационных школ, обучения на базовом либо углубленном уровне. Результатом выполнения требований к условиям реализации программы СОО должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды по отношению к обучающимся и педагогическим работникам. Устанавливаются требования к информационно-образовательной среде. При реализации программы каждому обучающемуся, родителям (законным представителям) несовершеннолетнего обучающегося в течение всего периода обучения должен быть обеспечен доступ к информационно-образовательной среде Организации. В случае реализации программы с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным авторизированным доступом к совокупности информационных и электронных образовательных ресурсов, информационных технологий, соответствующих технологических средств. При реализации программы с использованием сетевой формы требования к реализации программы должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого Организациями, участвующими в реализации программы с использованием сетевой формы. В целях обеспечения реализации программы в Организации для участников образовательных отношений должны создаваться условия, обеспечивающие возможность: формирования функциональной грамотности обучающихся, включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий. |
Требования к структуре основной образовательной программы | ФГОС ООО (2010). Неконкретизированные требования к содержанию разделов образовательной программы. ФГОС ООО (2021). Единая система требований к структуре основной образовательной программы. Программа ООО включает три раздела: 1) целевой (пояснительная записка; планируемые результаты освоения обучающимися программы ООО; система оценки достижения планируемых результатов); 2) содержательный (рабочие программы учебных предметов, учебных планов, учебных модулей; программа формирования УУД у обучающихся; рабочая программа воспитания; программа коррекционной работы); 3) организационный (учебный план; план внеурочной деятельности; календарный учебный график; календарный план воспитательной работы; характеристика условий реализации программы ООО, в том числе адаптированной, в соответствии с требованиями ФГОС). | ФГОС СОО (2012). Неконкретизированные требования к содержанию разделов образовательной программы. ФГОС СОО (2022). Единая система требований к структуре основной образовательной программы. Расширяется возможность вариативности образовательных программ. Основная образовательная программа СОО включает: 1)Целевой (пояснительная записка; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы; систему оценки результатов освоения основной образовательной программы) 2) Содержательный (образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе: программу развития универсальных учебных действий при получении среднего общего образования, включающую формирование компетенций обучающихся в области учебно-исследовательской и проектной деятельности. Программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности; рабочую программу воспитания; программу коррекционной работы, включающую организацию работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами. 3) Организационный (учебный план СОО; план внеурочной деятельности, календарный учебный график, календарный план воспитательной работы; систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта. |
Требования к результатам обучения | ФГОС ООО (2010). Педагоги распределяли предметные образовательные результаты по годам обучения самостоятельно. Требования к личностным и предметным образовательным результатам были просто перечислены. В качестве предметных результатов по предметам нет элементов функциональной грамотности ФГОС ООО (2021). Единая система требований к результатам обучения. Требования к личностным и предметным образовательным результатам - систематизированы, конкретизированы; - задаются в деятельностной форме; - представляются к результатам обучения и воспитания; - взаимосвязаны. 1) личностным (гражданское воспитание, патриотическое воспитание, духовно-нравственное воспитание, эстетическое воспитание, физическое воспитание, трудовое и экологическое воспитание, ценности научного познания); 2) метапредметным (овладение универсальными учебными познавательными, коммуникативными, регулятивными действиями); 3) предметным (научно-методологической основой для разработки требований к личностным, метапредметным и предметных результатам обучающихся является системно-деятельностный подход) | ФГОС СОО (2012). Требования к личностным и предметным образовательным результатам были просто перечислены. В качестве предметных результатов по предметам нет элементов функциональной грамотности ФГОС СОО (2022). Единая система требований к результатам обучения. Требования к личностным и предметным образовательным результатам. - систематизированы, конкретизированы; - задаются в деятельностной форме; - представляются к результатам обучения и воспитания; - взаимосвязаны. 1) личностным (осознание обучающимися российской гражданской идентичности; готовность к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению; наличие мотивации к обучению и личному развитию; целенаправленное развитие внутренней позиции); 2) метапредметным (освоенные обучающимися межпредметные понятия и УУД и способность их использования в познавательной и социальной практике; освоение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельностью) 3) предметным (научно-методологической основой для разработки требований к личностным, метапредметным и предметных результатам обучающихся является системно-деятельностный подход) Требования к функциональной грамотности. ПРИРАЩЕНИЕ от этапа ООО к СОО требований ко всем образовательным результатам ООП через расширение образовательных областей, расширение спектров осваиваемых умений и видов деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по теме 1.1. Особенности содержания обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО
Тестирование в рамках КПК "Реализация требований обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО в работе учителя (предмет "Иностранный язык")"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/19/picture-448352-1542630647.jpg)
Тема: «Особенности содержания обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО».
Практическая работа №1 для прохождения курсов "Реализация требований обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО в работе учителя"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/07/picture-1054941-1536304960.jpg)
Тема: «Особенности содержания обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО». Сравнительный анализ ФГОС ООО (2010), ФГОС СОО (2022).
Требования к условиям реализации программ обучения.Требования к структуре основной образовательной программы.Требования к результатам обучения...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/17/picture-1490506-1697563862.jpg)
Практическая работа. Тема: «Особенности содержания обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО».
Практическая работа. Тема: «Особенности содержания обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО»....
Особенности содержания обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО
тест Особенности содержания обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/28/picture-198497-1706454920.jpg)
Особенности содержания обновлённых ФГОС
Материал будет полезен учителю, работающему в период перехода на обновлённый ФГОС, указаны изменения в части условий, структуры и требований на основе срвнительного анализа ФГОС ООО(2010 года), ФГОС С...