Особенности содержания обновлённых ФГОС ООО и ФГОС СОО
консультация
Приведены и представлены в сравнении ключевые, по мнению автора, позиции в прежних и действующих (обновленных) ФГОС ООО и ФГОС СОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Файл Word 2016 | 19.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности содержания обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО
Содержание обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО на основе сравнительного анализа со ФГОС ООО (2010), ФГОС СОО (2022).
Параметр сравнения | ФГОС ООО | ФГОС СОО |
Требования к условиям реализации программ обучения | ФГОС ООО (2010). Срок получения ООО – 5 лет, не установлено сокращение. Общие, размытые формулировки Не уделено внимание дистанционному обучению Нет требований к способам, с помощью которых надо обеспечивать вариативность программ, выбора индивидуальной образовательной траектории для обучающихся инновационных школ. Учебные предметы «Родной язык», «Родная литература» (предметная область «Родной язык и родная литература») обязательные. Предметная область «Математика и информатика» включала предметы «Математика», «Алгебра», «Геометрия», Информатика». В предметную область «Общественно-научные предметы входили: «История России», «Всеобщая история», «Обществознание». Единый уровень требований по предметам. Количество учебных занятий за 5 лет – не менее 5267 часов и более 6020 часов. Предметные требования с ОВЗ прописывались по каждому предмету дополнительным блоком. Отсутствие систематизированных требований к к информационно-образовательной среде. Отсутствие понятия Дистанционные технологии. ФГОС ООО (2021). Единая система требований к условиям реализации программ обучения. Детализированы требования к условиям реализации программ. Требования к условиям реализации программы ООО включают: общесистемные требования; требования к материально-техническому, учебно-методическому обеспечению; требования к психолого-педагогическим, кадровым и финансовым условиям. Общесистемные требования: создавать условия, обеспечивающие возможность достижения планируемых результатов освоения программы ООО; развитие личности; формирование функциональной грамотности обучающихся; формирование социокультурных и духовно-нравственных ценностей обучающихся; индивидуализация процесса образования; участия обучающихся, родителей несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в проектировании развитии программы ООО; организации сетевого взаимодействия Организаций; включения обучающихся в процессы преобразования внешней социальной среды. При реализации программы ООО каждому обучающемуся, родителю в течение всего периода обучения должен быть обеспечен доступ к информационно-образовательной среде Организации. Устанавливаются требования к информационно-образовательной среде. Требования к материально-техническому, учебно-методическому обеспечению. Материально-технические условия должны обеспечивать: возможность достижения обучающимися результатов освоения программы ООО; соблюдение гигиенических нормативов, санитарно-эпидемиологических требований; социально-бытовых условий для обучающихся и педагогических работников; требований к пожарной безопасности, электробезопасности; требований охраны труда. Требования к психолого-педагогическим, кадровым и финансовым условиям. Общий объем аудиторной работы обучающихся за 5 учебных лет не может составлять менее 5058 академических часов и более 5549 академических часов. | ФГОС СОО (2012). Общие, размытые формулировки Не уделено внимание дистанционному обучению Нет требований к способам, с помощью которых надо обеспечивать вариативность программ, выбора индивидуальной образовательной траектории для обучающихся инновационных школ, обучения на базовом либо углубленном уровне. Отсутствие систематизированных требований к информационно-образовательной среде. Отсутствие понятия Дистанционные технологии. ФГОС ООО (2022). Единая система требований к условиям реализации программ обучения. Детализированы требования к условиям реализации программ. Требования к условиям реализации программы СОО включают: общесистемные требования; требования к материально-техническому, учебно-методическому обеспечению; требования к психолого-педагогическим, кадровым и финансовым условиям. Оговаривается возможность обеспечивать вариативность программ, выбора индивидуальной образовательной траектории для обучающихся инновационных школ, обучения на базовом либо углубленном уровне. Результатом выполнения требований к условиям реализации программы СОО должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды по отношению к обучающимся и педагогическим работникам. Устанавливаются требования к информационно-образовательной среде. При реализации программы каждому обучающемуся, родителям (законным представителям) несовершеннолетнего обучающегося в течение всего периода обучения должен быть обеспечен доступ к информационно-образовательной среде Организации. В случае реализации программы с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным авторизированным доступом к совокупности информационных и электронных образовательных ресурсов, информационных технологий, соответствующих технологических средств. При реализации программы с использованием сетевой формы требования к реализации программы должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого Организациями, участвующими в реализации программы с использованием сетевой формы. В целях обеспечения реализации программы в Организации для участников образовательных отношений должны создаваться условия, обеспечивающие возможность: формирования функциональной грамотности обучающихся, включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий. |
Требования к структуре основной образовательной программы | ФГОС ООО (2010). Неконкретизированные требования к содержанию разделов образовательной программы. ФГОС ООО (2021). Единая система требований к структуре основной образовательной программы. Программа ООО включает три раздела: 1) целевой (пояснительная записка; планируемые результаты освоения обучающимися программы ООО; система оценки достижения планируемых результатов); 2) содержательный (рабочие программы учебных предметов, учебных планов, учебных модулей; программа формирования УУД у обучающихся; рабочая программа воспитания; программа коррекционной работы); 3) организационный (учебный план; план внеурочной деятельности; календарный учебный график; календарный план воспитательной работы; характеристика условий реализации программы ООО, в том числе адаптированной, в соответствии с требованиями ФГОС). | ФГОС СОО (2012). Неконкретизированные требования к содержанию разделов образовательной программы. ФГОС СОО (2022). Единая система требований к структуре основной образовательной программы. Расширяется возможность вариативности образовательных программ. Основная образовательная программа СОО включает: 1)Целевой (пояснительная записка; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы; систему оценки результатов освоения основной образовательной программы) 2) Содержательный (образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе: программу развития универсальных учебных действий при получении среднего общего образования, включающую формирование компетенций обучающихся в области учебно-исследовательской и проектной деятельности. Программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности; рабочую программу воспитания; программу коррекционной работы, включающую организацию работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами. 3) Организационный (учебный план СОО; план внеурочной деятельности, календарный учебный график, календарный план воспитательной работы; систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта. |
Требования к результатам обучения | ФГОС ООО (2010). Педагоги распределяли предметные образовательные результаты по годам обучения самостоятельно. Требования к личностным и предметным образовательным результатам были просто перечислены. В качестве предметных результатов по предметам нет элементов функциональной грамотности ФГОС ООО (2021). Единая система требований к результатам обучения. Требования к личностным и предметным образовательным результатам - систематизированы, конкретизированы; - задаются в деятельностной форме; - представляются к результатам обучения и воспитания; - взаимосвязаны. 1) личностным (гражданское воспитание, патриотическое воспитание, духовно-нравственное воспитание, эстетическое воспитание, физическое воспитание, трудовое и экологическое воспитание, ценности научного познания); 2) метапредметным (овладение универсальными учебными познавательными, коммуникативными, регулятивными действиями); 3) предметным (научно-методологической основой для разработки требований к личностным, метапредметным и предметных результатам обучающихся является системно-деятельностный подход) | ФГОС СОО (2012). Требования к личностным и предметным образовательным результатам были просто перечислены. В качестве предметных результатов по предметам нет элементов функциональной грамотности ФГОС СОО (2022). Единая система требований к результатам обучения. Требования к личностным и предметным образовательным результатам. - систематизированы, конкретизированы; - задаются в деятельностной форме; - представляются к результатам обучения и воспитания; - взаимосвязаны. 1) личностным (осознание обучающимися российской гражданской идентичности; готовность к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению; наличие мотивации к обучению и личному развитию; целенаправленное развитие внутренней позиции); 2) метапредметным (освоенные обучающимися межпредметные понятия и УУД и способность их использования в познавательной и социальной практике; освоение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельностью) 3) предметным (научно-методологической основой для разработки требований к личностным, метапредметным и предметных результатам обучающихся является системно-деятельностный подход) Требования к функциональной грамотности. ПРИРАЩЕНИЕ от этапа ООО к СОО требований ко всем образовательным результатам ООП через расширение образовательных областей, расширение спектров осваиваемых умений и видов деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по теме 1.1. Особенности содержания обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО
Тестирование в рамках КПК "Реализация требований обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО в работе учителя (предмет "Иностранный язык")"...
Тема: «Особенности содержания обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО».
Практическая работа №1 для прохождения курсов "Реализация требований обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО в работе учителя"...
Тема: «Особенности содержания обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО». Сравнительный анализ ФГОС ООО (2010), ФГОС СОО (2022).
Требования к условиям реализации программ обучения.Требования к структуре основной образовательной программы.Требования к результатам обучения...
Практическая работа. Тема: «Особенности содержания обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО».
Практическая работа. Тема: «Особенности содержания обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО»....
Особенности содержания обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО
тест Особенности содержания обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО...
Особенности содержания обновлённых ФГОС
Материал будет полезен учителю, работающему в период перехода на обновлённый ФГОС, указаны изменения в части условий, структуры и требований на основе срвнительного анализа ФГОС ООО(2010 года), ФГОС С...