Методическая разработка тренингового занятия "Качели времени, или путешествие в позитивное будущее"
методическая разработка

Скоренко Руслана Александровна

Тренинговое занятие «Качели времени, или путешествие в позитивное будущее» разработано на основе форсайт-технологии С. Тетерского «Качели времени». В основе которой лежат современные разработки в области футурологии, прогнозирования, форсайта, политического и стратегического анализа, а так же теория позитивного будущего, которая «позволяет учащимся увидеть завтрашний день в ярких красках», увидеть себя в будущем и понять, какие шаги нужно сделать уже сегодня, чтобы достичь желаемого завтра. Использование данной технологии при проведении занятий позволяет оказывать недирективное воздействие на мотивацию учащихся в области личностного саморазвития и профессиональной ориентации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Тренинговое занятие «Качели времени,

или путешествие в позитивное будущее»

Разработчики: Скоренко Р.А. методист

Васик Л.А., педагог-психолог

Тренинговое занятие «Качели времени, или путешествие в позитивное будущее» разработано на основе форсайт-технологии С. Тетерского «Качели времени». В основе которой лежат современные разработки в области футурологии, прогнозирования, форсайта, политического и стратегического анализа, а так же теория позитивного будущего, которая «позволяет учащимся увидеть завтрашний день в ярких красках», увидеть себя в будущем и понять, какие шаги нужно сделать уже сегодня, чтобы достичь желаемого завтра.

Использование данной технологии при проведении занятий позволяет оказывать недирективное воздействие на мотивацию учащихся в области личностного саморазвития и профессиональной ориентации.

Тренинговое занятие направлено на выработку рекомендаций для программирования и проектирования саморазвития участников.

Цель занятия: создание желаемого образа будущего участников и плана его  достижения.

Целевая аудитория: учащиеся среднего и старшего школьного возраста (13-18 лет), в количестве 10 -12 человек.

Оборудование и материалы: электронная доска, ноутбук, музыкальный центр, колокольчик, буклеты, ручки, листы формата А-4.

Время: 40 минут.

Ход занятия:

Участники рассаживаются на стулья, расставленные полукругом, лицом к электронной доске. На электронной доске слайд с названием занятия. В центре полукруга стоит журнальный столик, на котором размещены буклеты, ручки, листы формата А-4.

Модератор: Здравствуйте ребята! Сегодня мы с Вами отправимся в путешествие в позитивное будущее. Чтобы это путешествие было полезным и приятным, нам с Вами необходимо познакомиться.

Встаньте, пожалуйста, со своих мест и образуйте большой круг.

Каждый участник называет своё имя и  своё хобби, увлечение. (Например: Я, Маша,  я увлекаюсь рисованием).

Участники представляются и рассказывают о своих хобби, интересах, увлечениях.

Модератор: Присаживайтесь на свои места. Теперь мы с Вами познакомились и можем отправляться в наше путешествие. Но сначала, я  предлагаю вам провести небольшой эксперимент.

Участники получают листы формата А-4.

Модератор: Сверните лист пополам и оторвите верхний правый угол. Сверните ещё раз лист пополам и оторвите верхний правый угол. (Эта процедура повторяется до тех пор, пока есть возможность оторвать угол бумаги).

Модератор: Разверните лист бумаги и продемонстрируйте всем, что у вас получилось, и посмотрите, что получилось у других участников (участники демонстрируют получившиеся «снежинки» и сравнивают результаты)

Модератор просит участников ответить на предложенные вопросы:

  1. Какие выводы можно сделать из этого эксперимента?
  2. Как вы думаете, для чего я вам предложила этот эксперимент?

Модератор резюмирует: Все участники получили одинаковые листы бумаги и выполняли одно задание, при этом результаты получились отличные друг от друга. Можно констатировать, что, не видя результат, к которому нам необходимо прийти, очень сложно его достигнуть.

- Чёткое понимание своего будущего позволит сформировать чёткое понимание, какие шаги необходимо сделать, чтобы его достичь.

Модератор: Для того, чтобы наше путешествие оказалось комфортным, давайте познакомимся с правилами путешествия: (на электронной доске появляется слайд «Правила работы», модератор их озвучивает и оценивает понимание правил участниками).

Правила работы:

1. Быть искренним. Полученная информация это личная ценность для вас, относитесь к ней бережно.

2. Работаем в позитивном ключе! Создаём только привлекательные, вдохновляющие, гуманистические образы!

3. Работаем с собой, не забывая про окружающих – не мешаем друг другу!

Модератор: Инструктаж по технике безопасности нашего путешествия проведён, получите посадочные талоны.

Участники получают буклеты и ручки.

Модератор: Откройте буклет и в разделе «Я - творец своей жизни» в течение3 минут напишите свои позитивные качества.  

Звучит спокойная музыка. Участники вписывают в буклет свои позитивные качества.

Модератор: Поделитесь, пожалуйста, со всеми, какими позитивными качествами мы обладаем.

Участники по кругу называют свои позитивные качества.

Модератор: Спасибо, за активность!  

Модератор: Следующий этап –раздел «Мои дары». В течение 3 минут напишите здесь как минимум 5 даров – то, чем вы могли бы поделиться друг с другом, то, что умеете делать лучше всего, чему можете научить других! (3 минуты).

Звучит спокойная музыка. Участники вписывают в буклет дары, которыми они могут поделиться с участниками.

Модератор: Ну а теперь давайте делиться дарами!

Участники по кругу делятся своими дарами.

Модератор: Позитивная самооценка, осознание своих сильных сторон является залогом успешности. Вы выявили свои дары, свои ресурсы, а теперь я приглашаю вас в путешествие в будущее.

Модератор: Расположитесь удобно.

Участникам предлагается (мысленно) переместиться в желаемое будущее и принять его как уже состоявшееся.

Нам с вами предстоит мысленно переместиться в будущее. По моему сигналу, вы мысленно окажетесь в будущем, в котором вы состоялись во всех жизненных сферах. Перед отправкой напоминаю про наше главное правило - мы строим только позитивное будущее!

Сигнал перемещения - Звенит колокольчик.

Звучит тихая, спокойная музыка.

Закройте глаза. Сделайте глубокий вдох через нос, выдохните через рот. Представьте своё будущее….будущее, в котором вы состоялись как профессионал…., достигли вершины своей профессиональной……, социальной….., личностной…… карьеры. Посмотрите вокруг…..где вы находитесь?...... опишите для себя  обстановку….., что вас окружает?.... какие люди находятся рядом с вами?…….какие чувства вы испытываете?......А теперь представьте, вы сидите в шикарном доме у камина…..на коленях у вас – самый обожаемый внук…..Он смотрит на Вас влюблёнными глазами….и задаёт самые важные для него вопросы….что вы ему ответите.....запомните ваши ответы….

  1. Чему интересному и полезному ты меня можешь научить?
  2. Что нам с тобой приятнее всего делать вместе?
  3. Какое место на планете Земля для тебя самое лучшее?
  4. Каким образованием, в каком городе ты дорожишь больше всего?
  5. Какие самые радостные моменты были в твоей жизни?
  6. Какие таланты ты считаешь самыми важными для себя?
  7. Когда ты свободен, чем ты больше всего теперь любишь заниматься?  
  8. Что в тебе больше всего ценят окружающие?  
  9. Какая из твоих многочисленных профессий вызывает у тебя самые тёплые воспоминания?  
  10. Какими профессиональными достижениями и наградами ты гордишься больше всего?

Обнимите своего любимого внука…. Скажите ему «До свидания»…. вам пора возвращаться….Чтобы все  проанализировать….. я начинаю обратный отсчёт и после звука колокольчика вы вернётесь в настоящее…. в сегодняшний день…. три….два…один…звук колокольчика.

Модератор: Добро пожаловать в настоящее! Давайте пожмём друг другу руки, в знак нашего присутствия здесь и сейчас(Участники пожимают друг другу руки).

Теперь, пожалуйста, зафиксируйте в своих бланках, что вы ответили на вопросы вашего внука.

Участники фиксируют в бланках ответы на вопросы

Модератор: Поздравляю! То, что вы сейчас записали, является своеобразной «памяткой», напоминанием о главном в жизни – как добиться своего успеха! У вас появилась удивительная возможность сопоставить будущее с сегодняшним днём и понять, что можно изменить уже сегодня, чтобы получить желаемое завтра.

Модератор: Очень хотелось бы обратной связи от вас, какие мысли возникают? Появились ли какие –то идеи, планы, может можно сделать какие-то выводы?

Рефлексия участников.

Модератор: Мы с вами совершили увлекательное и уникальное путешествие в будущее. Теперь только вы знаете, что нужно сделать для того чтобы оно стало успешным. Все в ваших собственных руках!

Модератор: Давайте встанем в тесный круг, возьмёмся за руки и отправим импульс позитива, интереса и успеха друг другу.

Участники выполняют упражнение «Импульс» (лёгкое пожатие рук по цепочке).

Модератор: Спасибо за участие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка на фестиваль "Времен связующая нить:урок в школьном музее" 2014

Методическая разработка межпредметного урока с испльзованием экспонатов музея "Отечественной войны 1812 года" на конкурс-фестиваль "Времен связующая нать:урок в школьном музее"...

Методическая разработка " Сводная таблица времен"

Теоретический материал для облегчения освоения ученика времен в английском языке....

Методическая разработка экскурсии по временной выставке «Девушка в солдатской шинели»

Цель экскурсии-показать подвиг женщин в Великой Отечественой войне на примере М. Герук. Экскурсию разработала и провела ее правнучка Е. Сорокина с помощью своей мамы....

Методическая разработка "Тренинговое занятие «Тайм-менеджмент для школьников»"

Тренинговое занятие «Тайм-менеджмент для школьников» Тайм-менеджмент (англ. time management) — процесс тренировки сознательного контроля над количеством времени, потраченно...

Методическая разработка "Придаточные предложения времени и условия в будушем времени"

Методическая разработка "Придаточные предложения времени и условия в будушем времени"Видеоурок по английскому языку:Придаточные предложения времени и условияhttps://www.youtube.com/wat...

Методическая разработка, тренинговое занятие «Стратегия поведения в конфликтных ситуациях»

Методичская разработка акцентирует внимание на изучении подростками стратегии поведения в конфликтных ситуациях на основании классификации Дональда Томаса Кэмпбелл. Пособие предназначено для повы...