Методическая разработка, тренинговое занятие «Стратегия поведения в конфликтных ситуациях»
презентация к уроку по психологии
Методичская разработка акцентирует внимание на изучении подростками стратегии поведения в конфликтных ситуациях на основании классификации Дональда Томаса Кэмпбелл. Пособие предназначено для повышения развития навыков soft skills и способствует формированию эффективного способа поведения в конфликтной ситуации. Тренинг позволяет отработать на практике стратегии поведения в той или иной конфликтной ситуации. Разрабатываемое тренинговое занятие актуально для специалистов, работающих с обучающимися 8-11 классов общеобразовательных и коррекционных школ. Структура тренинга включает в себя вводную, основную и заключительную части. В пособии подробно представлен ход тренингового занятия, в приложение вынесены таблица для заполнения обучающимися и задания с проблемной ситуацией. Также прилагается презентация. Продолжительность может варьироваться от 45 до 1 часа 20 минут. Фома работы: групповая и подгрупповая.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-_klass_psiholog_zagorodnyaya.docx | 26.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Аннотация. Методическая разработка, тренинговое занятие «Стратегия поведения в конфликтных ситуациях» акцентирует внимание на изучении подростками стратегии поведения в конфликтных ситуациях на основании классификации Дональда Томаса Кэмпбелл. Пособие предназначено для повышения развития навыков soft skills и способствует формированию эффективного способа поведения в конфликтной ситуации. Тренинг позволяет отработать на практике стратегии поведения в той или иной конфликтной ситуации. Разрабатываемое тренинговое занятие актуально для специалистов, работающих с обучающимися 8-11 классов общеобразовательных и коррекционных школ. Структура тренинга включает в себя вводную, основную и заключительную части. В пособии подробно представлен ход тренингового занятия, в приложение вынесены таблица для заполнения обучающимися и задания с проблемной ситуацией. Также прилагается презентация. Продолжительность может варьироваться от 45 до 1 часа 20 минут. Фома работы: групповая и подгрупповая.
Загородняя Наталья Викторовна, педагог-психолог ГКОУ СКОШИ №31, стаж работы с детьми-инвалидами 15 лет.
Методическая разработка является актуальной для специалистов, работающих с обучающимися с нарушениями опорно-двигательного аппарата подросткового возраста (по АООП 6.2.). Тренинг направлен на развитие навыков soft skills и способствует формированию и развитию способам эффективного поведения в конфликтной ситуации.
Независимо от того, какую профессиональную направленность выберет обучающийся в дальнейшем, без гибких навыков ему не обойтись. В 1918 году ученые из университетов Гарварда, Стенфорда и экспертно-аналитического центра «Фонд Карнеги» выяснили, что soft skills, будучи не непрофессиональные навыки, составляют 85% успеха в профессии, остальное - жесткие навыки.
В процессе тренинга обучающиеся активно общаются друг с другом, совместно и индивидуально приходят к решению поставленных проблемных вопросов и заданий. За основу стратегий поведения была взята классификация тактики поведения в конфликте Дональда Томас Кэмпбелл. Психолог выделил пять основных способов поведения в конфликтной ситуации, для удобства предложил представить их в виде образов животных. Такой «образный» подход позволяет в доступной форме понять и усвоить целесообразность использования данных стратегий в той или иной конфликтной ситуации, на практике отрабатывая каждую стратегию. Осознать и самостоятельно делать вывод, какой из этих способов поведения имеет свои плюсы и минусы, может соответствовать одной жизненной ситуации, но быть абсолютно неподходящим для других.
Тема тренинга: «Стратегии поведения в конфликтных ситуациях».
Цель: формирование и развитие навыков эффективного поведения в конфликтной ситуации.
Задачи:
– изучить стратегии поведения в конфликтных ситуациях по классификации Дональда Томаса Кэмпбелл;
– обучить выбору эффективных стратегий поведения в той или иной конфликтной ситуации;
- развивать творческое воображение;
- способствовать развитию творческого мышления, уметь анализировать, делать вывод, обосновывать свой выбор;
- воспитывать толерантное отношение к окружающим.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.
Участники: обучающиеся 8-11 классов, группа из 6-8 человек.
Структура занятия: групповое занятие-тренинг включает 3 части: вводная часть, основная часть (теория и отработка навыка), завершение. Тренинг рассчитан на 60 мин.
Ход занятия:
Вводная часть:
Добрый день, я рада очередной встрече с вами!
Предлагаю вам посовещаться одну минуту и сказать, чем вы все похожи. А чем отличаетесь, чем не похожи? Что было легче, найти сходства или различия? Получается, что у всех у нас есть что-то общее, а что-то индивидуальное и это здорово. Но наши отличия иногда приводят к непониманию друг друга.
Предлагаю вам посмотреть на слайд и догадаться, о чем пойдет речь сегодня (слайд №1).
Ребята, кто готов назвать, что это за ситуация, как она называются? (ссора, конфликт, спор, противостояние). Итак, как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить? (об отношениях и конфликтах).
Все верно, тема нашего тренинга «Конфликт и модели поведения в конфликте» (слайд №2) .
Мы вспомним что такое конфликт, узнаем какие есть модели поведения в конфликтной ситуации, потренируемся выбирать стиль поведения, более конструктивно подходящий к конфликтной ситуации (слайд №3).
Теоретическая часть:
Давайте вспомним, что такое конфликт? (ответы обучающихся).
А теперь подберем ассоциацию к слову «конфликт», какие образы возникают (слайд №4).
Я проведу на доске линию. Ваша задача выбрать свое место: если вы считаете, что конфликт – это плохо, займите верхнюю часть доски, хорошо – нижнюю. Если и то, и другое, то на линию. Кто желает прокомментировать свой выбор? (ответы обучающихся)
Традиционно психологическая литература делала акцент на «разрешение» конфликта, подчеркивая, что его можно и необходимо разрешить. Однако повседневная практика показала, что:
- большинство усилий по полному устранению конфликтов оказываются тщетными;
- конфликты, кроме негативной функции, способны нести и позитивное начало.
Психолог Кеннетон Томас предположил, что необходимо перенести акцент с устранения конфликтов на контроль или управление ими. Им же, в социальной психологии, был поставлен вопрос о неоднозначном отношении к личностным конфликтам. Одна из задач — научиться управлять своим поведением в конфликте, выбирать стратегию поведения в связи с поставленными задачами (слайд № 5).
К. Томас выделил следующие пять способов регулирования конфликтов и предложил их сравнить с образами животных, которые очень ярко показывают суть стратегии.
Акула - Соревнование (конкуренция), как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.
Плюшевый мишка - Приспособление, означающее принесение в жертву собственных интересов ради другого.
Лиса - Компромисс (нейтральный вариант).
Черепаха - Избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие движения к достижению собственных целей.
Сова - Сотрудничество, когда участники ситуации приходят к консенсусу, полностью удовлетворяющему интересы обеих сторон.
Практический блок:
В каждой стратегии поведения есть свои сильные и слабые стороны. Наша с вами задача - увидеть их, научиться применять в конфликтных ситуациях.
Предлагаю заполнить таблицу, которая поможет более детально понять каждую стратегия поведения в конфликтной ситуации, разложив ее на следующие составляющие: внешнее проявление (жесты, мимика); тембр голоса; фразы и реплики; выделить минусы и плюсы заданной стратегии.
Обучающимся предлагается заполнить таблицу с графами приложение №1
Формат проведения – «мозговой штурм», групповая работа. Обучающиеся вместе заполняют таблицу (во время заполнения дети используют жесты, меняют тембр голоса, подбирают подходящие фразы, проигрывая ситуации).
Ребята, мы отлично с вами поработали.
Потренируемся еще? Выполняем следующее упражнение. Каждый из вас получит карточку, в которой указана модель поведения в конфликтной ситуации. Ваша задача продемонстрировать это поведение, чтобы другие смогли его узнать.
Упражнение «Конфликтная ситуация» Приложение №2
Ситуация: «Парикмахер и клиент» (слайд № 6)
Парикмахер очень плохо подстриг клиента, при этом сказал, что это супермодная стрижка, потребовав двойную оплату. Клиент недоволен, но действует в соответствии с типом, указанным в карточке
Ребята, вы великолепно справились с заданием.
Наша встреча подходит к завершению.
Итог:
Подводя итоги совместной работы, какой вывод можно сделать (ответы обучающихся).
Рефлексия:
Упражнение «Чемодан в дорогу» (слайд №7)
Цель: рефлексия.
На память о нашей встрече, я предлагаю вам собрать «чемодан» в долгое путешествие под названием «Жизнь». В этот чемодан нужно сложить все то, что вы узнали на тренинге, что вам было интересно, чему научились.
Благодарю всех за работу, до новой встречи!
Список используемых источников
- Психология и этика делового общения. / Под ред В. Н. Лавриненко. М., 1997.
- С. И. Самыгин, Л. Д. Столяреяко, С И. Шило, С. В. Ильинский, И. X. Сачимжанов. Управление персоналом. Ростов-на-Дону, 2001.
- 2. Аверин, В. А. Психология детей и подростков: Учеб. Пособие/
- Аверин, В. А.- СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2004. -226 с.
- 3. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева, - М.:
- Академия, 2002. – 356 с
- Студопедия: 5 основных стратегий: Соперничество, Уступка (приспособление), Компромисс, Избегание (уход), Сотрудничество. [Электронный ресурс].
- Психоанализ, психология, педагогика: Игры и упражнения для тренингов. Тренинговые упражнения: [Электронный ресурс].
Приложение №1
Таблица для групповой и индивидуальной работы
Стратегия поведения | Визуальное проявление (жесты, мимика) | Тембр голоса | Фразы, реплики | Плюсы стратегии | Минусы стратегии |
Акула (соперничество) | |||||
Плюшевый мишка (приспособление) | |||||
Лиса (компромис) | |||||
Черепаха (избегание) | |||||
Сова (сотрудничество) |
Приложение 2
Упражнение «Конфликтная ситуация»
Цель: показать способы взаимодействия в конфликтах: избегание, уклонение, приспособление, сотрудничество, компромисс
Психолог берет роль парикмахера, а учащиеся по очереди демонстрируют тип выхода из конфликтной ситуации, который она должна разыграть в задании.
Ситуация . «Парикмахер и клиент»
Парикмахер очень плохо подстриг клиента, при этом сказал, что это супермодная стрижка, потребовав двойную оплату. Клиент недоволен, но действует в соответствии с типом, указанным в карточке.
Упражнение «Чемодан в дорогу»
Цель: рефлексия, способность самоанализа, понимание собственных мыслей, чувств, действий, оценка принятых решений.
Ведущий: На память о нашей встрече, я предлагаю вам собрать «чемодан» в долгое путешествие под названием «Жизнь». В этот чемодан нужно сложить все то, что вы узнали на тренинге, что вам было интересно, чему научились.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конфликты в деловом общении. Стратегия поведения в конфликтных ситуациях
Психологический практикум по разрешению конфликтов. Знакомство со стратегиями решения конфликтных ситуаций конструктивным способом....
«Конфликты в жизни современного человека. Стратегии поведения в конфликтной ситуации»
«Конфликты в жизни современного человека. Стратегии поведения в конфликтной ситуации» Цели: 1. Знакомство учащихся со стратегиями поведения в конфликтной ситуации;1....
Методическая разработка "Тренинговое занятие «Тайм-менеджмент для школьников»"
Тренинговое занятие «Тайм-менеджмент для школьников» Тайм-менеджмент (англ. time management) — процесс тренировки сознательного контроля над количеством времени, потраченно...
Презентация психологического занятия "Стратегии поведения при конфликтной ситуации с родителями"
Цель: предоставление возможности педагогам получить теоретические знания и практический опыт конструктивного разрешения конфликтов в системе «учитель-родитель».Задачи: предоставить теорети...
Взаимосвязь акцентуаций характера личности и стратегий поведения в конфликтных ситуациях подростка
На мой взгляд, для педагогов-психологов знания об особенностях поведения в конфликтах подростков с разными акцентуациями характера могут способствовать снижению конфликтных ситуаций, а также служить п...
Мастер-класс «Стратегии поведения в конфликтных ситуациях»
Практический мастер-класс по стратегии поведения в конфликтных ситуациях, отрабатываются тактические действия и способы выхода из конфликта...
Методическая разработка тренингового занятия "Качели времени, или путешествие в позитивное будущее"
Тренинговое занятие «Качели времени, или путешествие в позитивное будущее» разработано на основе форсайт-технологии С. Тетерского «Качели времени». В основе которой лежат совре...