Проект "Осмысленное чтение".
презентация к уроку
Материал посвящен проекту "Осмысленное чтение". Проект стартовал в тестовой разработке в 2021 году и был полностью запущен в 2022 г. Проект реализуйется в школах Москвы. На занятиях дети анализируют статьи из газет и журналов, публикации на сайтах разной специализации, выдержки из научных материалов. Разбирая жанры средств массовой информации, ребенок будет в курсе всех важных мировых событий, научится мыслить и аргументировать свои ответы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Осмысленное чтение" | 2.19 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Кем разработан проект? Разработан Городским методическим центром департамента образования и науки Москвы Где реализуется проект? Во всех школах Москвы Кто участвует? Ученики 2—11 классов
Какие форматы занятий? По расписанию, составленному школой: внеурочная деятельность, классные часы, школьные мероприятия, связанные с формированием читательской грамотности Какие учителя могут вести занятия? Любые учителя-предметники, классные руководители, тьюторы. «Осмысленное чтение» помогает сформировать навыки, необходимые ребенку не только на уроке литературы, но и при решении математической или физической задачи, правильного проведения химического опыта.
НА ЗАНЯТИЯХ РЕБЯТА: читают с бумаги, а не с экрана, изучают материалы из СМИ, чтобы быть в курсе того, что происходит в нашей стране и в мире, обсуждают актуальные новости, учатся мыслить и аргументировать, находят ответы на необычные вопросы, расширяют кругозор.
Проект «Осмысленное чтение» поможет детям научиться понимать суть любого текста критически мыслить быстро анализировать разные типы текстов отделять факты от оценочных суждений отличать правдивую информацию от домыслов поддерживать дискуссию, формулировать и отстаивать свою позицию в диалоге не отвлекаться от чтения в любой обстановке читать с удовольствием
Каждую неделю специалисты проекта «Осмысленное чтение» присылают учителям подготовленные для урока материалы. Каждый файл очень удобен для использования. Специалисты предоставляют текст, вопросы к нему и технику актуализации знаний. Присоединиться к группе можно по этому qr - коду.
К каждому тексту дан подробный таймлайн урока. Разберем каждый пункт далее
Пример текста
Пример текста
Пример текста
Пример вопросов к тексту
Находя ответы на непростые вопросы к текстам, ребенок расширяет свой кругозор. С помощью текстов, подготовленных специалистами проекта, дети получают много новой необычной информации. Они узнают особенности работы технических служб города Москвы, истории старейших станций метро, малоизвестные исторические факты, новые научные открытия и т.д.
Сдача устного собеседования в 9 классе. Ребят, обучающихся по общеобразовательной программе, по окончании 9 класса ждёт обязательное устное собеседование, которое является допуском к дальнейшим экзаменам. Навыки, полученные на уроках осмысленного чтения также помогут ребятам справиться с этим испытанием. В качестве экзаменационных испытаний ребятам предлагают пересказать прочитанный текст, вставив в нужном месте определенную цитату. Также ребятам необходимо будет высказаться на тему
Трудности в понимании задания на экзамене Самая распространенная ошибка на экзамене – это не умение ученика корректно прочитать сформулированное задание. В таком случае ученик начинает выполнять задание не так, как нужно.
Задание может звучать так: Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов . Ученик может прочитать его несколькими способами: Какое из высказываний соответствует содержанию текста. Какое из высказываний не соответствует содержанию текста . Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста .
Как закрепить знания, полученные на уроке? Толстые и тонкие вопросы Фишбоун Корзина идей Инсерт Денотатный граф Приемы критического мышления
Что такое «КОРЗИНА ИДЕЙ»? Это прием организации групповой работы на уроке, когда идет актуализация знаний и опыта. Прием позволяет выяснить все, что знают учащиеся по обсуждаемой теме. На доске прикрепляется рисунок\ значок корзины, в которую условно собирается то, что ученики знают по данной теме.
Приём «ФИШБОУН» (в переводе «скелет рыбы») помогает анализировать, структурировать и представлять в виде схемы, что помогает разобраться в проблемной ситуации, установить причинноследственные связи, обобщить, систематизировать и сделать вывод.
«ТОНКИМИ» условно называются вопросы, на которые можно дать однозначный ответ. «ТОЛСТЫЕ» — вопросы проблемного характера, требующие развёрнутого ответа, знания материала. Педагогический приём «тонких и толстых вопросов» направлен на формирование умения задавать корректные вопросы и грамотно отвечать.
ДЕНОТАТНЫЙ ГРАФ (от лат. denote — «обозначаю» и греч. grapho — «пишу») — способ структурирования основного содержания текста для лучшего запоминания и последующего воспроизведения ключевой информации с использованием графической схемы-дерева (графа).
Аббревиатура INSERT в переводе на русский язык чаще всего расшифровывается как «интерактивная система записи для эффективного чтения и мышления». Для анализа информации используют условные обозначения: V я это знаю; + новая информация для меня; — это противоречит тому, что я прочитал выше; ? звучит неубедительно, нужны объяснения, уточнения.
Английский философ Френсис Бэкон говорил так: «Чтение делает человека знающим, беседа — находчивым, а привычка записывать — точным». Реализация проекта «Осмысленное чтение» поможет каждому ребенку в нашей школе развить эти три ключевых навыка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации к проведению уроков с использованием приема « чтение с остановками» технологии « Развитие критического мышления через чтение и письмо»
Методические рекоммендации к проведению уроков литературы с применением элемента методики РКМЧП " Чтение с остановками". Разработка урока литературы в : 6 классе по рассказу Л.Н. Толстого " Бедные люд...
Чтение. Виды чтения
Виды чтенияВ Единый Государственный экзамен по английскому языку включены задания на проверку сформированности навыков следующих видов чтения:1. Понимание осн...
Статья "решение проблемы формирования читательских интересов у школьников через организацию семейного чтения и уроки внеклассного чтения"
В статье рассматриваются некоторые пути решения проблемы формирования читательских интересов у учащихся....
Роль чтения в развитии слабослышащих детей. Пути преодоления трудности при чтении.
Именно книга расширяет знания детей с нарушенным слухом об окружающем мире, уточняет и корригирует имеющиеся представления, помогает входить в мир слышащих и говорящих. Первые сведения из истори...
Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»
Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»Тема: И. Василенко «Мостик».Цель: работать над ра...
Рабочая программа по предмету «Чтение и развитие речи» «Внеклассное чтение» для 5 класса составлена на основе Программы курса «Язык и литература» (раздел «Чтение (классное, внеклассное) и развитие речи») для 6 классов
Данная разработка может быть полезна учителям русского языка и литературы школ II вида...
Преподавание литературы с использованием современных технологий. Технология ЧПКМ (чтение – письмо – критическое мышление, или чтение фрагментами). Развитие критического мышления через чтение и письмо
В презентации обозначены: суть данной технологии, задачи, которые педагог может решить, используя данную технологию, положительные стороны формы урока - чтение фрагментами. Представлен урок - чтение ф...